Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Дата последнего обновления

этой страницы: 08.01.2011

 

Главная 

О портале

Новости портала

Гостевая

 

Блог-Каталог

"Россия в зеркале www"

http://russia-in-www.narod.ru/

 

Блог-Пост  Блог-Факт


 

Библиотека "Россия"

 

Каталоги книг и сборников статей в zip и rar архивах:

Алфавитный каталог книг

по авторам

Алфавитный каталог книг

по названиям

Алфавитный каталог книг

по темам

Новые книги

Алфавитный каталог сборников статей по темам

Новые сборники статей

 

 

Разделы Библиотеки:

 

Вперёд, Россия!

 

Новая Россия
Самоуправление
трудовых коллективов

Народные предприятия
Собственность на землю
Свой дом
Собственники-совладельцы
Экономика знаний
Физическая экономика
Справедливый
экономический порядок

Мифы мировой экономики
Будущее общество

Экономика будущей России

Что делать?
Модернизация России

Цивилизация будущего

Родовые поместья России

Статьи Линдона Ларуша


Столпы Отечества

 

Народ 
Общество
Власть
Государство
Элита
Интеллигенция

Выдающиеся деятели России
Крестьянство
Дворянство

 


Реинкарнации России

 

История России
Империя 
Кризис России
Русский Путь

Русский Мир
Русская Цивилизация
Миссия России
Россия - век 18-й
Россия - век 19-й


 Русское богатство

 

Родная Старина

Русское Золото 
Русская Мысль
Культура России 
Инноватика
Русский Язык

Фольклор
Экономика России

 


Россия в Мире 

 

Россия в Мире

Россия в Мире - только факты

Россия и Азия

Россия и Америка

Россия и Германия

Россия и Европа

Россия и Славяне

Россия-Украина-Беларусь 

Образ России

Мифы мировой экономики

Глобальный апартеид

Перманентная шизофрения

Создание Новой Бреттонвудской системы
Россия и крах мировой финансовой системы

Уроки для России

 


Понять Россию

 

Россиеведение
Русский вопрос 
Российкие тайны
Почему Россия не Америка

Россия - только факты 

 


Русские

 

Русские

Русское Самосознание

Русская традиция


Идеологический тигль

 

Русская Идея
Консерватизм
Патриотизм
Национализм
Либерализм

 


Русские просторы

 

Краеведение

Русский Север
Сибирь
Дальний Восток
Русский фронтир
Города России


Народы России

 

Этносы России


Современный человек

 

Homo socioerectus


"Эта страна" 

 

Русофобия
Российские революции
Российская дурь

Российские мифы

Российские химеры

Это очень странно ...

 


Люди,

будьте бдительны!


Угрозы для России 
Россия в войнах
Убить Россию!
Русское Сопротивление 


Правители России


Иоанн Грозный
Сталин


 

Спецпроект Портала "Россия"

Библиотека MindUp!
на сайте

http://russia-in-www.narod.ru/

 

В её каталогах  в сумме свыше 10 тыс. публикаций:

 

Генеральный каталог MindUp!

История

Психология

Философия

Словари

Энциклопедии
Справочники
Афоризмы

 

 

Мы любим Россию!

 

Российская Империя

 

Будущие империи будут империями сознания - У. Черчилль, 1943 г

 

Россия и мир в тысячах карт

http://www.sci.aha.ru/map.htm

 

Карта Российской Империи 19 века

На карте показаны приращения территории России в 19 веке

(Скачать файл RAR, разархивировать и открыть файл html)

 

Карта религий Российской Федерации

На карте показаны регионы распространения религий в России

(Скачать файл RAR, разархивировать и открыть файл html)

 

Россия в мире. Цитаты

 

В.В. Похлебкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник.

- М.: Междунар. отношения, 1992. - Вып. 1: Ведомства внешней политики и их руководители. Электронная версия
http://www.auditorium.ru/aud/p/index.php?a=presdir&c=sendForm&r=resIndex&nowrap=1&id_res=4097
http://www.auditorium.ru/books/2040/

Ведомства по руководству внешней политикой России существуют уже 500 лет. Однако Русь как государство существует более 1000 лет (с 859 г.), и руководство ее внешней политикой велось, как указывают не только летописи, но и сохранившиеся международные договоры, по крайней мере с X-XI вв.
Как же осуществлялось это руководство и кто им ведал, если не существовало для этого особых учреждений и аппарата, и почему вопрос об учреждении ведомства встал перед государственной властью России лишь спустя 500 лет после основания государства, в XV в.?
На все это дает ответ предлагаемый небольшой, но вместе с тем полный справочник. Он отвечает языком хронологии, языком дат, фамилий, имен на все вопросы, касающиеся истории возникновения и развития в нашей стране дипломатической службы и внешнеполитического ведомства, а также персонального состава руководителей внешней политики, будь то фактических или номинальных, на протяжении более 1000 лет.
Справочник рассчитан на всех, кто интересуется историей своей страны. Справочник одновременно может служить надежным пособием и практическим консультантом для специалистов - историков, дипломатов, искусствоведов, производящих атрибуцию различных памятников и произведений искусства, для студентов и аспирантов вузов и т. д., и т. п


 

 

Сайты

 

 

Империя. Форумы у Лирика

http://imperia.lirik.ru/

Про историю и хронологию. Всё было не так, не тогда и не там.

Авторы: А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский, Н.А.Морозов
Книги: М.М.Постников. Й.Табов. Проект `Хронотрон`. И.Кузьмин. В.И.Щербаков
Другие материалы: Публикации. Апокрифы. Аудио материалы. Стенограммы. Поиск по Библии. Линкотека. Библиотека

 

 

Империя
http://www.imperiya.by/
Имя сайта – www.imperiya.by – выбрано не случайно. Мы считаем, что участие в Возрождении Империи является делом каждого, кто осознал в этом потребность. Мы объединили в названии сайта два важных и неразрывно связанных для нас понятия – Империя и Беларусь. Это означает только то, что в Беларуси существует сообщество людей, объединенных общим пониманием мировых процессов, которые ставят своей целью реализацию своих идей в практической области в тесной координации с аналогичными точками Имперского роста в других странах постсоветского пространства. Мы знаем, что Возрождение Империи происходит. Еще не везде, пусть локально, точками, но оно идет.
В этом процессе мы заняли свою позицию, будем ее последовательно реализовывать на общее благо всех народов постсоветского пространства и стремиться воплотить следующий принцип: «В сетевой Империи нет Центра, ибо он – везде».


 

 

Сборники статей

 

 

Российская Империя. Сборник 1

Скачать rar-файл 192 кб 
СОДЕРЖАНИЕ:

Александр Елисеев. Всемирная республика и псевдомонархия
Александр Елисеев. Проект Русско-Украинская империя
Алексей Миллер Триада графа Уварова
Главацкая Е. М. ...И Сибирскому государству какого повреждения не учинить…
Дугин А. Метафизический фактор в язычестве
Кантор В.К. Русское православие в имперском контексте - конфликты и противоречия
Константин Фрумкин Империя и пространство
Махнач. В. Империи в мировой истории
Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма
Морозов Евгений Филлипович. Проблема цивилизационизма как ключ к XXI веку
Струве П. Великая Россия
Эдельман О. Русский колониальный стиль

 

Российская Империя. Сборник 2

Скачать rar-файл 350 кб 
СОДЕРЖАНИЕ:

А.С. Пушкин как историк
Алексеев А. Судьба реформатора в эпоху катаклизмов
Библиография работ по истории Российской империи на английском языке
Бицилли П.М. Проблема русско-украинских отношений в свете истории
Матюхин А. Традиция государственников в русском консерватизме
Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма
Миллер А. Империя Романовых и евреи
Миллер А. Почему все континентальные империи распались в результате Первой мировой войны
Миронов Б. Н.. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.)
Панченко Александр Михайлович, ак. Павел I
Панченко Александр Михайлович, академик. Николай I
Пчелов Евгений. Создатель герба Российской империи
Разумовский Феликс
Сорокина Т.Н. Китайская иммиграция на Дальний Восток России в конце XIX- начале XX вв.
Сухов И.А. Российский федерализм и эволюция самоопределений
Трепавлов В. В. Особенности и закономерности национальной политики в России XVI-XIX вв.
Федотов Георгий. Три столицы

 

 


 

 

Избранные статьи

 

 

Империи бюрократические и национальные
Хомяков П.

В развернувшейся в настоящее время острой политической борьбе одним из видов оружия является дезинформация. Выступает она не только в виде явной лжи. Гораздо опаснее невидимый яд концептуальной дезинформации, когда сознание противника запутывается ложными ассоциациями, заставляющими поверить, что белое это черное и наоборот.
Одним из таких мифов является отождествление национальных и государственных интересов. Миф этот связан с исключительно сложными проблемами и имеет давнюю предисторию. Важнейшее его следствие — отказ видеть различие между национальной и бюрократической империей. ..............
Мы можем утверждать, что в российской истории последних столетий при неуклонном расширении бюрократической империи (укреплении государственной машины и приращении территорий) не было сколько-нибудь продолжительного периода, когда государство одновременно бы заботилось и о благосостоянии народа, и о народной культуре (в широком смысле этого слова) и о национальной науке, промышленности, торговле. Переживаемый сейчас период — не есть результат последних лет. Мы наблюдаем финал многовекового процесса, когда сменявшие друг друга элиты, лишь частично и далеко не оптимально решавшие общенациональные задачи, довели страну до системного кризиса, когда она может выжить только резко сменив большинство своих стереотипов, которые к сожалению уже достаточно въелись в ткань народной жизни. ................
В данном случае Россия переживает далеко не уникальный процесс. Уникальность лишь в масштабах. Переход к Новому времени в Европе сопровождался теми же явлениями. Человечество решило проблему адекватности государства и народа на путях построения национального государства. Национальное государство по сути своей обязано защищать эгоистические интересы своего населения. Возрождение же России не в смене одних хищников на других, а в полном освобождении от всех хищников и паразитов. Это возможно только при формировании русской национальной элиты и мощного русского среднего класса, к которому у верхов новой России не должно быть никакого недоверия. С другой стороны никакое возрождение невозможно в случае дальнейшего падения жизненного уровня народа и сохранении демографического кризиса в России. ....................
Какой путь выберет Россия. Если государственнический, бюрократически имперский, то ее обвал будет продолжаться. Разграбление страны не прекратят разного рода полицаи, сколько их не плоди. Все равно их купят. Россию при этом ждет участь СССР, когда при презрительном холодном равнодушии масс была разрушена страна, которая давно им не принадлежала.
Разграбление России смогут прекратить только сами русские в своей массе, но только в том случае, если Россия станет в прямом смысле слова их страной. Русский язык, русская культура сохранятся и расцветут, если сам факт владения ими будет источником преимуществ. Только через воинствующий, однако трезвый и холодный, низовой, национализм в массах мы спасем и свою культуру и свою науку и свою природу и, наконец самих себя чисто физически.
При этом мы не должны укреплять государство любой ценой. Только укрепление внешних функций, только усиление репрессивной эффективности по отношению к чужим. И резкое ограничение возможностей госаппарата по отношению к своему гражданину. Купленный богатым дядей из ближнего или дальнего зарубежья чиновник не должен иметь никаких возможностей ущемить нас, тогда его и покупать никто не станет. Его привилегии пусть обеспечиваются внешней экспансией — экономической, культурной, геополитической.
Это не политиканский лозунг, это научный результат. Мы выживем, если вновь, как во времена Владимира Мономаха станем националистами прежде всего, а государственниками постольку поскольку. И пусть как в те богатырские времена русскими воинами пугают разных половцев, была бы Русь "украсно украшенной", богатой и обильной.
И не надо бояться внешнего осуждения. Ненависть чужих укрепит наше единство.
Ну а на тех, кто так надрывно твердит о сакральном смысле государства, воспевает прелести бюрократических империй, надо посмотреть повнимательнее. Может быть действительно нет особой разницы между столь разнообразными в своих политических декларациях политиками?
Процесс национального возрождения не должен различать номенклатурного демократа, номенклатурного коммуниста и номенклатурного государственника. Все страсти их политического противостояния, их взаимная ненависть — не что иное как толкотня у кормушки. Для России они одинаково чужие. ...................

 

Национальные проблемы России:

современные дискуссии


Матвеева С.Я.

pdf 230 кб

Важнейшими тенденциями всей современной политической жизни являются стремление продолжать политику реформ, включение страны в мировое хозяйство. Это нашло отражение в социокультурной теории либеральной суперцивилизации, которая не сводится к капитализму в разных его модификациях и не ограничивается степенью и уровнем индустриального развития. Противоположный полюс политического спектра тяготеет к традиционной суперцивилизации, свидетельствует о силах, стремящихся вернуться к отдаленному прошлому. Это стремление можно назвать реставрационным. Сюда попадают монархисты, все те, кто отстаивает сословность, общинность как определяющую социокультурную форму жизни общества в проявлениях, сложившихся до 1917 года. Ирония заключается в том, что эти люди или какая-то их часть, как будто бы стоят за возврат к капитализму, который для общества все еще впереди. Между этими тенденциями, нацеленными на реализацию ценностей противоположных цивилизаций, формируется позиция, стимулируемая промежуточным характером России между двумя цивилизациями, расколотостью общества. Значительная часть людей, тяготеющих к этой позиции, ориентирована на сохранение страны в том состоянии, которое сложилось за годы советской власти. Ориентация на прошлое заставляет считать эти силы консервативными. На языке социокультурной теории они могут быть охарактеризованы как стоящие за воспроизводство социального порядка, основных фундаментальных ценностей промежуточной цивилизации, т.е. несущих в себе некоторый гибрид, эклектическую смесь ценностей двух суперцивилизаций. Перед Россией лишь сейчас открылась возможность преодоления имперского типа государственности. Советское государство хотя и отошло по отдельным параметрам от имперской традиции, в некоторых других параметрах ее сохранило (пусть и в трансформированном и модернизированном варианте). Имперская ориентация была сохранена прежде всего в системе ценностей. Почти все время существования СССР экспансионистские имперские идеи воспринимались как сами собой разумеющиеся. Они не ставились под сомнение даже в анекдотах, где и в самые страшные времена массового террора не иссякала критическая мысль. Теперь впервые эти идеи поставлены под сомнение, что проявилось прежде всего в отказе от стремления чем-либо жертвовать для восстановления СССР. Судя по всему, желание заниматься частными делами, обустройством собственной жизни у русского большинства, которое несло на себе основную имперскую ношу, взяло верх над ценностью империи. Это является важнейшим исходным условием поворота российского общества к поискам новой государственности. Тем не менее проблема лежит значительно глубже. В 1917 году Россия уже отказывалась от империи. Однако она не сумела ответить на лавину обрушившихся на нее проблем неимперскими методами, а потому вновь и вновь актуализировала имперские традиции и ценности. Избавление от империи с точки зрения либеральной позиции - это в конечном итоге переориентация на интенсивные методы решения проблем, на формирование единой системы ценностей, которую добровольно разделяет население 61 страны, на осознание государственной границы как ценности освоенного данным сообществом социального пространства. Сегодня страна живет в условиях, когда ни одна из перечисленных выше тенденций не может взять верх над другими. Поэтому задача заключается в их взаимном согласовании и балансе. Главной проблемой становится доминирование какой-либо из этих тенденций на федеральном и региональных уровнях. И здесь трудно обойтись без оценок, без указаний на тупиковость и неоимперского, и этнократического пути укрепления новой российской государственности, на их опасность для российского общества, его граждан. Вместе с тем нельзя не признать, что и господствующей системы ценностей, вокруг которой консолидировалось бы гражданское общество в стране, и российской нации как согражданстве пока еще нет. Поэтому задача состоит в том, чтобы научиться жить в смутном переходном или промежуточном состоянии, сохраняя в то же время представление об историческом векторе, т.е. о том самом прогрессе, который сегодня многими отрицается. Движение общества к стабильности на основе преодоления промежуточного состояния зависит от массовых сдвигов в гражданской ответственности за судьбу страны, за формирование жизнеспособного общества. Таким образом, национальные интересы не оказываются жестко заданной величиной и абсолютно неизбежным вектором реализации перспектив развития российского общества. Выбор между ними будет определяться не столько теоретической дискуссией и логическим обоснованием аргументов, сколько практической политической борьбой. В этой борьбе не последнюю роль играет детальный учет социально-психологических настроений электората и всего того груза традиций, привычек, стереотипов, условностей и способности к творчеству, которые в конечном итоге и определяют изменяющийся социальный субъект, называемый "современное российское общество". Несмотря на глубокие различия представлений об интересах России и ее граждан, в основных идеологических позициях проявляется единая оценка некоторых ключевых проблем. Единодушно, например, отрицается возможность насильственного разрешения имеющихся противоречий между народами, этническими группами.....................

 

 

Злотников Роман. Эффективная монархия
Самые лучшие либерализмы и демократии - в монархиях! 

В справочнике с рейтингом ООН по качеству и продолжительности жизни семь стран из первой десятки являются монархиями, а 5 из них - Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Испания находятся в Европе, колыбели и цитадели либерализма и демократии!

В законодательстве Великобритании не существует механизма преодоления «вето» короля. То есть, если, скажем, король (в настоящее время — королева) не подписал закон — никакие переголосования в две трети, три четверти или, вообще 100 % голосов ничего изменить не могут. Похоже, обстоят дела и в таких государствах как Бельгия или Дания. Например, в ст. 22. Конституции Дании написано, что законопроект, принятый Фолькетингом, становится законом, если он получает королевское одобрение не позднее тридцати дней после его принятия. И все. А в Норвегии процесс преодоления «вето» короля обставлен такими сложностями, что его преодоление становиться реальным только если король действительно выжил из ума и пошел наперекор своему народу.

Так, например, согласно ст. 78. Конституции Королевства Норвегия: «Если Король одобряет законодательное решение, он дает ему свою подпись, что придает ему силу закона».

В случае отказа в этом он возвращает его в Одельстинг с заявлением, что не считает удобным утвердить его в данное время. В таком случае законодательное решение не может более представляться Королю в течение той же сессии.» То есть повторное представление королю данного решения возможно только новым созывом парламента.

Европейские монархи юридически являются не только главами исполнительной власти, но и верховными главнокомандующими. В той же Конституции Королевства Норвегия в ст.21–22 написано, что король назначает и увольняет, по заслушиванию мнения своего Государственного совета, всех гражданских, духовных и военных служащих. И даже премьер-министр и другие члены Государственного совета, а также государственные секретари могут, без предварительного судебного решения и какого-либо вмешательства парламента, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. То же самое относится к должностным лицам, состоящим на службе в учреждениях Государственного совета или на дипломатической и консульской службе, высшим гражданским и духовным должностным лицам, командирам полков и других воинских частей, комендантам крепостей и командирам военных судов. Стортинг же, согласно все той же ст.22, может всего лишь на своей ближайшей сессии решить вопрос «о назначении пенсии служащим, уволенным в таком порядке».

Лицо, которое с самого детства, с младых, так сказать, ногтей готовят к должности главы страны, которому, на протяжении всей его жизни, начиная с совершеннолетия, ложатся на стол экономические обзоры, доклады секретных служб, секретные протоколы и служебные записки по разным острым вопросам, который, лично знаком с сотнями самых богатых, известных и влиятельных людей и своей страны и других стран мира (и в их числе — сотня президентов и премьер-министров, которая явно не заканчивается на ныне действующих)… Считать, что подобное лицо всего лишь традиция и не обладает никакими возможностями влияния на жизнь страны может только человек недалекий. Либо… замороченный мифами. ....................


 

Ноев ковчег в океане глобализма

(Статья полностью)


ЕВРАЗИЯ. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
30 мая 2009 09:00

Далеко не один фактор современного мира способствует противостоянию русского и татарского народов – но пойти по этому пути означает пойти против истории

Справедливо, что памятник Льву Гумилеву возвышается в самом центре Казани. Это ему принадлежат мужественные слова, высеченные на памятнике: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы».
Казань нужна всем: и жителям самого города, и всему народу России. Величие Казани нужно и юноше, и древнему старику – последнему жителю какой-нибудь лесной деревушки на краю света.

Гумилев всей своей выдающейся эрудицией и логикой противостоял попыткам политиков и историков принижать роль татарского народа в мироустройстве на евразийской земле и стремлению противопоставлять татар русским. В особо вдохновенные часы Гумилев писал даже о том, что татары и русские – две ветви одного большого народа. Во всяком случае, эти народы породнены землей, пространством, в которое они вросли корнями, в котором они обрели единственную твердь на планете. Свое историческое родство наши народы впитали с соками этой земли, с ее дождями, ветрами, метелями, с шумом лесов и сиянием степей.

Своевременно возвышается петербуржец Гумилев в центре Казани, а самое главное – своевременно восторжествовала в нашем мире историческая истина, явленная Гумилевым. Именно истиной неразрывного славяно-тюркского единства и жива Россия. Возле величия Льва Гумилева ничтожен любой национализм, стремящийся разорвать отечественное пространство.

История начала строить город, в котором суждено было сойтись цивилизациям, много тысяч лет назад – в сердцах людей. А общепризнанное тысячелетие Казани, выпавшее на глобальную эпоху передела мира, оказалось чрезвычайно своевременной датой, подчеркивающей исключительность этого города в истории не только народа России, но и всего человечества.

Всемирный город для вечности был основан тысячу лет назад, и к своему тысячелетию город Казань стала городом любви цивилизаций, значит – городом исторического идеала, а потому – центром истины. И в ХХI веке Казани предстоит беречь в себе как зеницу ока единство великих породненных цивилизаций.

Этому городу, ставшему центром истины, историей предписано вселить в себя культуру всех территорий Отечества, вселить эту культуру для долгой жизни в новом тысячелетии, растить ее и оберегать. И сама культура будет оберегать Казань – как свой Ноев ковчег в океане глобализма…

Возле Казани, совершающей тысячелетний подвиг неповторимого духовного и культурно-этнического самосохранения, все народы России могут присоединиться к этому подвигу и совершить его вместе с Казанью. Следовательно – избежать в новом тысячелетии участи американских индейцев. Всепожирающий глобализм не менее жесток, чем «открытие» новых земель из минувших веков. Народам России необходимо смелее использовать опыт и мужество друг друга – в культурном сохранении себя…

Татары, основавшие Казань, являют собой одну из основ новой цивилизации, которая зарождается на территории России. Зарождается независимо ни от кого. Сейчас более актуальна новая цивилизация, которая сможет противостоять вероломному варварству современного глобализма, сокрушающего на своем пути духовно-этнические миры. Для нашего будущего необходим не «союз традиций», а многоплеменное единство культуры. Тысячелетняя Казань потому метафизически и молода, что, соединяя несоединимое, охватывая неохватное, из двух великих стихий (татарской и славянской) неутомимо творит одну культуру.

Казань нужна всем: и жителям самого города, и всему народу России. Величие Казани нужно и юноше, и древнему старику – последнему жителю какой-нибудь лесной деревушки на краю света, не забывающему, как был когда-то очень давно в Казани, видел башню царицы Сююмбике. А еще – старик помнит, как купил в лавке книгу Тукая и прочитал сказку о лешем Шурале, который мог защекотать человека до смерти. Как ловко защемил ему пальцы молодой дровосек! Обхитрил лешего! Пообещал поиграть с ним, а сам заставил его сунуть руки в щель в бревне, а клин из бревна и выбил. Так и оставил лешего в лесном плену, с защемленными в тяжелом бревне пальцами. Может, он и сейчас там. А может, выбрался из леса и продолжает свое недоброе дело: щекочет амбиции, в том числе и этнические, и сталкивает людей между собой, разобщает. Но леший будет пойман в Казани, великая державная политика выбьет клин из несокрушимого бревна нашего единства, и оно зажмет лукавому его длинные пальцы.

На нашей земле, собранной в историческую державу, Габдулла Тукай неотделим от первых ясновидцев слова. Если когда-то Русь огнем и мечом брала тукаевскую «светозарную Казань», то Тукай своей открытой – солнечной – любовью к русской метафоре «брал» Русь, навсегда заключая ее в новые очертания, как в свои объятья. Такие поэты, как Тукай, собирают по миру золото любви к своим народам.

Тукаю был близок Лермонтов. Оба они прожили лишь по 26 лет. И оба росли сиротами. «Но сердца тихого моленье Да отнесут твои скалы В надзвездный край, в твое владенье, К престолу вечному Аллы», – так Лермонтов обращался к величавому Казбеку. В этом – горнем – смысле Михаил Лермонтов, можно сказать, и мусульманский поэт. И в этом же смысле Габдулла Тукай – и русский поэт. Он охранитель и русской культуры. Только с Тукаем в себе эта культура – по-настоящему русская, как только с Лермонтовым и Пушкиным культура татар – по-настоящему татарская. Тукая на нашей земле невозможно изучать вне Пушкина и Лермонтова. Пушкина и Лермонтова на нашей земле невозможно изучать вне Тукая. Это – объективное условие единства изначально единой Родины, это условие объективного просвещения.

Поэты приходят, чтобы обозначить место родного народа в истории человечества. Место народа – возле поэта, который ни на шаг не отходит от исторической справедливости. И народ в ответе за поэта перед историей.

Моя поэтическая книга, вышедшая в Саранске в 2002 году, была названа «Дорога в Казань». Я имел в виду дорогу туда, где была основана Казань – как город предвечной любви народов и цивилизаций. Такой Казани не одна, а много тысяч лет. И она не устала слышать поэзию.
Другого пути не было у Казани, даже не раз сожженной; отступать было некуда – позади была бездна небытия. Другого пути нет и у народов России: и им отступать некуда, и у них позади бездна, позади исчезновение.

Со статьей о «Дороге в Казань» в печати выступил народный поэт Татарстана, лауреат Государственной премии России Ренат Харис. Он писал: «Дорога в Казань – это не только дорога, возвращающая автора к его родному народу, это еще и путь, ведущий татарский народ в его самое раннее детство, к своей исконной национальной сущности. И даже не только так. Оказывается, это еще и дорога, помогающая поэту быстро, всего за одну жизнь, вобрать в себя тысячелетний исторический опыт своего народа. Тем, кто показал поэту дорогу в Казань и кто ждет от него вестей из Казани, поэт дает ответ, погружающий в глубочайшие раздумья.

Татары, пишущие на русском языке, многие свои произведения посвящают России, Руси. Видимо, для татарина в словах о России заключены особые смыслы, не имеющие такого же значения для других народов. Что ни говори, татары с русскими – два близких соседа, живущие в одном уголке Европы, создавшие здесь свои государства. За многие века между двумя государствами чего только не было! Историческая память и двух государств, и двух народов, глубока и многогранна. Всему миру известно положительное влияние на государственность русского народа Волжской Булгарии, Золотой орды и Казанского ханства. И эта реальность рождает разное: в мелкой татарской душе она вызывает желчную слюну, а в душе гордого татарина – рождает гордые стихи. У Камиля Тангалычева тоже много, даже слишком много стихов о Руси-России. Это стихи не просто на русском языке, они написаны в истинном смысле этого слова – по-русски…»

«Казан» в переводе с татарского языка означает «котел». Сегодня в этом котле, бросив в него степные и луговые травы, сама Вечность варит живительный настой истины – истины нашего совместного неразрывного бытия на отеческой земле. Сегодня каждому из нас Казань дает историческую возможность – отпить этой истины и существовать в истории всегда единым народом.

Чтобы нам не быть поглощенными чужеземным глобализмом, необходимо открыто противопоставить ему величину и величие своего собственного духовного масштаба; свой родной «глобализм». И его явила нам тысячелетняя Казань, сплотившая тюркскую и славянскую духовные стихии. Казань явила историческое породнение этих стихий. Оторвать их сегодня друг от друга – все равно, что вырвать крылья у ангела-хранителя России.

Сегодня Казань являет себя миру городом-поэтом, выражающим истину не безликой общечеловечности. Этот город-поэт, город-мудрец, город-старец, город-аксакал возвещает о теплой вселенной на земле, а не о холодном космосе в небесах. Истина об общечеловечности не космополитична, родина этой истины – непременно в сердцах, не перестающих любить традиций предков.

Творение нового мира на нашей земле длится тысячу лет – творение мира из единства разных племен одной земли. И это происходит в Казани. И это творение не закончено – потому Казань и в новом тысячелетии будет оставаться городом истины, городом общечеловечности, не забывающей при этом своего исторического первородства.

Казань – восточный мудрец в центре России. Россию иные политики и политтехнологи устремляют в сторону Америки, в сторону западных «либеральных» ценностей и морали. Но истина, воплощенная в Казани, как в центре любви цивилизаций, остается в России и не позволяет ей терять свою духовную сердцевину.

Великую истину, оставаясь в Казани, не покидая ее, сегодня ждут Ленин и царица Сююмбике, Тукай и Лобачевский, Муса Джалиль и Шаляпин. А эта истина, завернутая, как в саван, в красный флаг Великой Победы, едет в Казань на повозке, в гремящей телеге, а лошадь, впряженную в эту телегу, торопит мой дед – павший на войне. Он при жизни никогда не был в Казани, но завтра он доберется до этого города в истине, в моих стихах. В стихотворении о моей Казани. О Казани – каждого и любого, а не только тех, кто живет в этом городе. Казань в наших сердцах творит себя – как город истины!

Казань сгорала и вновь восставала из пепла, но не покидала эту землю. «Я приехал в Казань, опустошенную и погорелую. По улицам, наместо домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон! Таков был след, оставленный Пугачевым!» – писал Пушкин в «Капитанской дочке». Но даже огонь на этой земле, дарованной ей историей, был для Казани милее чужбины.

Истории была угодна неразрывность духовных стихий – стихийно встретившихся; истории было угодно это породнение – пусть даже через огонь и войны. И Русь, и Казань на протяжении тысячи лет бывали и непримиримыми в отношении друг друга. Но, как доказала история, это была агрессивность младенцев, когда они встречаются впервые. Неизбежность предписанного единства племен закаляла себя в огне конфликтов. Истина закаляла себя накануне великого строительства народа, которому предстояло явить человечеству новое просвещение: невиданную человеколюбивую литературу, науку, пронзающую время и пространство, космические корабли, ледоколы, новые сияющие города, Великую Победу. Так вначале недружелюбно встретившиеся племена явили себя через века – несокрушимым народом, который и был необходим истории, чтобы она могла себя убедить в очевидном: исторический идеал соединения племен осуществим. Значит, в сердце самой истории мира эти племена уже были родными.

Другого пути не было у Казани, даже не раз сожженной; отступать было некуда – позади была бездна небытия. Другого пути нет и у народов России: и им отступать некуда, и у них позади бездна, позади исчезновение. У народов, самой историей поставленных рядом, нет другого историей завещанного места.

Колышек, вбитый здесь в землю тысячу лет назад, стал стержнем державного бытия наших народов. Истина многоплеменного единства, без которого невозможно царство Божье на земле, этим колышком метила грядущее место обетованное для себя.

Камиль Тангалычев, заслуженный писатель Республики Мордовия
http://evrazia.org/print.php?id=971

 

 


 

О проекте сайта ИМПЕРИЯ

 

28 августа 2006, Баранчик Ю.

В последнее время на территории постсоветского пространства активизировалось обсуждение проблем дальнейшего развития как отдельных стран Содружества, так и всей территории в целом.

Основным движителем этого интеллектуального движения стало осознание патриотически настроенной элитой постсоветских стран, что дальнейшая реализация национально-государственных интересов возможна только на платформе экономического объединения и политической интеграции постсоветского пространства.

Важная роль в этом интеллектуальном движении, несомненно, принадлежит пониманию элитами того вектора движения во внешней и внутренней политике и экономике, который избран и последовательно проводится руководством России на протяжении последнего времени.

Наиболее серьезные обсуждения данной проблематики ведутся в российском экспертном сообществе. Это естественно, поскольку именно Россия – а) была, есть и будет ядром Империи, б) несет на себе основные смысловые нагрузки по поддержанию этого качества. Однако и в других странах СНГ обсуждение имперской проблематики стало вестись достаточно активно и по нарастающей. Этому способствуют несколько обстоятельств.

Во-первых, на первые позиции в странах СНГ вышли и выходят люди, получившие имперское образование, которых Империя готовила на смену элитам того времени, но которые не пришли к власти. И они имеют собственное представление о том, в какой стране они хотят жить и какого уровня решать задачи. Этот уровень представления и постановки проблем обусловлен тем уровнем подготовки, который давала советская система образования от школы до вуза.

К чему же нас готовили? Нас готовили участвовать (каждого на своем участке) в глобальных играх, в глобальном противостоянии. Советская система образования готовила кадров высочайшей квалификации не только для того, чтобы заниматься бизнесом. Задача ставилась – расширять владения Империи, подавлять сопротивление противника и обеспечивать функционирование новых территорий в составе единого живого государственного и общественного организма. Не зря одна из специальностей на одном из факультетов одного из вузов называлась – «организация органов власти на захваченных территориях».

Что же произошло? После распада Империи, во многих национальных государствах, возникших на ее обломках, эти глобальные Имперские знания оказались не нужны, а люди, обладающие ими, - зачастую вытеснены «национально свядомой» элитой, готовой участвовать в качестве «подыгрывающего» «товарищу волку» в тихой надежде поучаствовать в разделе «пирога», а также рассматривающей свою страну исключительно как объект для реализации своих финансовых амбиций. За примерами ходить далеко не надо. Однако такой подход, и мы в этом убеждены, противоречит интересам подавляющего большинства граждан этих стран.

Разработчики стратегии «глобального доминирования» последовательно пытаются стравить элиты постсоветских стран друг против друга и заставить нас выстраивать стратегии игры Беларуси против России, Украины против Беларуси, Латвии против России, Армении против Азербайджана. Тем самым нас пытаются выключить из глобальных игр и замкнуть в кругу мелких региональных проблем, связанных с поставками газа, территориальными, национальными спорами, проблемами языка и культуры и т.п., т.е. лишить стратегической перспективы. Но нельзя «разводить» всех игроков на этом пространстве бесконечно долго.

Говоря о Беларуси, можно сказать, что наша республика была одной из тех стран СНГ, граждане которой с первого дня объявления независимости поддерживали идею интеграции постсоветского пространства, идею тесного союза с Россией вплоть до построения Союзного государства.

Именно поэтому данный проект и можно рассматривать как проявление имперского мышления, которое затребовано гражданами страны. По данным проведенного НИСЭПИ (Литва) в июне 2006 года опроса общественного мнения 52% белорусов до сих пор считают себя советскими людьми, европейцами - 36% опрошенных, 12% - затруднились ответить на этот вопрос.

Во-вторых, после распада СССР прошло уже достаточно времени для того, чтобы со всей определенностью сказать, что осмысление национальных концепций развития показывает, что ни одна из стран СНГ, развиваясь в одиночку, не имеет стратегических перспектив выживания.

И если западные страны СНГ - Беларусь, Молдова, Украина (как и страны Прибалтики) - имеют ясную «перспективу» растворения в «единой» Европе, то многие из стран Закавказья, Центральной и Средней Азии имеют совсем другую, более мрачную перспективу превращения в постоянно тлеющие горячие точки в южном подбрюшье России. Если же Россия не сможет сцементировать вокруг себя своих исторических братьев, друзей и соседей, то одним из вероятных вариантов вполне может стать ее распад.

Естественно, что ни одна из постсоветских стран не сравнится по влиянию и мощи с Советским Союзом. Следовательно, элита ни одного из нынешних постсоветских государств не может ставить и решать те задачи, которые могла себе позволить решать советская партийная, научная, промышленная элита. Однако эти задачи есть. И без их решения в долгосрочной исторической перспективе не выживет ни одно из государств СНГ.

Возможно, воссоздание СССР в прежнем виде будет нецелесообразным, поскольку централизованной Империи в XXI веке будет трудно системно противостоять вызовам нового времени, которые имеют преимущественно сетевой характер. СССР выполнил свою историческую миссию: в предельно сжатые по историческим меркам сроки сцементировал территорию и культурное пространство Российской империи, осуществил серьезный экономический, образовательный и военно-промышленный скачок, фактически в одиночку выиграл Вторую мировую войну, совершил прорыв в космос и в ряде перспективных научных направлений, прямо или косвенно содействовал освобождению от колониализма большей части мира.

Сейчас наступает новая эпоха развития Имперского пространства. Элиты постсоветских стран серьезно выросли в организационном, профессиональном и культурном плане. Они сейчас самостоятельно могут ставить и решать задачи национального развития без согласования с руководством в Центре.

Однако такое усиление «национальных окраин» Империи позволяет совсем иначе, более технологично, подойти к решению как глобальных вопросов развития Империи, так и современного мира, к участию в глобальной игре на мировой шахматной доске уже Сообществом стран, т.е. командно. Очевидно, что такой подход открывает совершенно новые перспективы по реализации стратегии глобального доминирования в сообществе с другими партнерскими центрами многополярного мира.

В-третьих, осмысление процессов, происходящих в мире - образование в Европе единого политического, экономического, культурного пространства, все более безответственная односторонняя политика двойных международных стандартов, проводимая США, отказ учитывать другие точки зрения на развитие мира в целом, глобализация мировых рынков, интеграция стран Южной Америки, концентрация капитала и промышленного потенциала ТНК, развитие информационных технологий и мн.др., показывает, что новые вызовы эпохи требуют системного комплексного ответа, который может быть дан только в рамках долгосрочного объединенного планирования и последующей практической реализации.

Ни одна из стран СНГ, включая Россию, в одиночку в нынешнем социально-экономическом положении не в состоянии дать адекватный ответ на этот вопрос. Следовательно, необходимо объединение усилий политиков, экспертов, ученых в поисках возможной модели объединения постсоветского пространства. Поскольку только увеличение концентрации человеческого, промышленного, финансового потенциала стран позволит увеличить скорость и качество информационного обмена для выработки и принятия правильных и обоснованных решений и их воплощения в реальных управленческих процессах.

Поэтому данный проект – это взгляд группы ученых и экспертов на то, каким образом и на каких основаниях (мировоззренческих, политических, экономических, национальных) может быть основана новая Империя в виде Сообщества стран.

Наша цель - создать сайт, который соответствовал бы заданной тематике (вопросы рождения, развития, функционирования Империй и всего комплекса сопутствующих вопросов – территория, демография, межнациональные отношения, вопросы безопасности, вопросы интеллектуального и культурного доминирования, стратегия общемирового развития и т.д.) и на необходимом научном уровне обеспечить его бесперебойное функционирование с последующим выходом как в область академических исследований, так и в область прикладных политических технологий. Мы ориентированы на поиск ответов через обозначение и кропотливый анализ проблемных полей Империи. Мы будем принимать участие как в обсуждении актуальных проблем развития стран постсоветского пространства, имеющих целью поиск модели единого управления Сообщества стран Империи, так и других проектов.

Имя сайта – www.imperiya.by – выбрано не случайно. Мы считаем, что участие в Возрождении Империи является делом каждого, кто осознал в этом потребность. Мы объединили в названии сайта два важных и неразрывно связанных для нас понятия – Империя и Беларусь. Это означает только то, что в Беларуси существует сообщество людей, объединенных общим пониманием мировых процессов, которые ставят своей целью реализацию своих идей в практической области в тесной координации с аналогичными точками Имперского роста в других странах постсоветского пространства. Мы знаем, что Возрождение Империи происходит. Еще не везде, пусть локально, точками, но оно идет.

В этом процессе мы заняли свою позицию, будем ее последовательно реализовывать на общее благо всех народов постсоветского пространства и стремиться воплотить следующий принцип: «В сетевой Империи нет Центра, ибо он – везде».

Ю.Баранчик, руководитель проекта

 


 

Россия сосредоточивается!

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала