Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

Главная   Библиотека "Россия"   Новости портала   О портале   Гостевая

Блог-Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Чья ты, Россия?

 

Кризис России   Русский Путь  Уроки для России  Русское Сопротивление 

 

Летопись Всемирного Кризиса

 

Лента лучших публикаций

 

Главные темы:

Откачка денег из мировой экономики на фантастическое обогащение всемирной финансовой олигархии
Центробанки всего мира вынуждены покрывать бюджетный дефицит США 

Крах мировой финансовой системы - это жульничество всемирной финансовой олигархии

Главный итог всемирного кризиса - концентрация капитала и власти

Корпорации правят миром
Мир катится в величайшую долгосрочную депрессию

Человечество ждёт грандиознейший геноцид

Главная цель всемирного кризиса - сокращение численности населения Планеты до 2 млрд.

На Западный мир надвигается ЭПОХА "НЕОВАРВАРСТВА"

Мировая олигархия готовит Россию под свой новый плацдарм

Россия очень нужна Западу, но для этого её необходимо заново "отформатировать"

Россию ждут грандиозные преобразования! И для начала её придётся очистить от населения ...

 

 

См. также:  Русский Мир * Россия в мире * Россия в мире - только факты * Россия и Европа * Россия и Азия * Россия и Америка * Россия и Германия * Россия и Латинская Америка * Россия и Славяне * Россия-Украина-Беларусь * Образ России * Угрозы для России * Уроки для России * Мифы мировой экономики * Россия и крах мировой финансовой системы * Перманентная шизофрения * Глобальный апартеид * Создание Новой Бреттонвудской системы * Новый справедливый экономический порядок  * Статьи Линдона Ларуша

 

 

Начало  Назад  Вперёд

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
 



Цели деятельности

Общественного антикоррупционного комитета


МОО “Общественный антикоррупционный комитет”


Межрегиональная общественная организация развития антикоррупционных программ “Общественный антикоррупционный комитет” зарегистрирована Министом Российской Федерации 28 мая 2004 года (р/с № 16 416).

Будучи институтом гражданского общества, “Общественный антикоррупционный комитет” ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административной реформой.

Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества, роль которого неоднократно подчеркивал Президент и Председатель Правительства РФ.

Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.

Все это призвано способствовать повышению доверия граждан к власти, улучшению инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, что в свою очередь качественно отразится на повышении уровня жизни граждан России.

Деятельность Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО “Общественный антикоррупционный комитет” развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией.

На федеральном уровне Комитет задает общую модель действий, поддерживая в то же время инициативу, учитывающую конкретные местные условия. Кроме того, Комитет устанавливает связи с зарубежными и международными неправительственными организациями, действующими в области борьбы с коррупцией.
 

© 2004-2009 Общественный антикоррупционный комитет.
http://www.stopcorruption.ru/proects.htm

 



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ


Введение
Коррупция – угроза национальным интересам России.

I. Причины коррупции.
1. Слабое государство – безответственное и неэффективное государство.
2. Неразвитое гражданское общество.
3. Сырьевая, теневая, неконкурентоспособная экономика.
4. Несовершенное законодательство.

II. Основные направления государственной антикоррупционной деятельности
1. Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти.
2. Проведение институциональных преобразований.
- Административная реформа.
- Модернизация судебной власти и правоохранительных органов.
- Реформа естественный монополий.
- Реформа жилищно-коммунального хозяйства.
- Налоговая реформа.
- Реформа финансового сектора.
3. Противодействие коррупционным нормам права и совершенствование законодательства

III. Основные направления антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.
1. Гражданское общество и его самоопределение в антикоррупционной деятельности.
2. Роль СМИ в установлении общественного контроля над деятельностью власти.
3. Парламентские расследования.
4. Политические партии в борьбе с коррупцией.
5. Антикоррупционная деятельность общественных организаций.
6. Проблемы самоопределения бизнес-сообщества в антикоррупционной деятельности.
7 Роль местного самоуправления в антикоррупционной деятельности.

IV. Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.
----------------


Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2004 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.

Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в целом[1]. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах , для которых борьба с этим злом является прямой функцией»[2].

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективнвми. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они не дали.

В основном это объясняют отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию взяточников и мздоимцев, а также отсутствием закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность госвласти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех – элиту, общество, страну. А потому она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения. Они структурированы и организованы. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы. Элитам осталось только иметь сильную волю, чтобы искоренить причины и условия, которые порождают коррупцию. Но, чтобы иметь сильную волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные силы, верить в российский народ и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно больше, чем выгоды от законности. И даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены теневым образом. Глобализация требует от российской элиты становиться все более легитимной, а для этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность и организовать совместно с обществом эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность? Потому что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов. У многих россиян в результате беззакония госвласти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации[3]. Исследования ВЦИОМ показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы. Так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян(72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной для не более, чем 2 – 4 % граждан[4]. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то в стране зависит, у нас не будет сильного гражданского общества.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными ресурсами. Но главное – элиты должны обеспечить правовые условия для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

В связи с этим, выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»[5]

В связи с этим уместно заметить, что Межрегиональной общественной организацией «Общественный антикоррупционный комитет» разработан ряд законопроектов, которые позволят в случае принятия их Федеральным Собранием Российской Федерации установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью власти. Анализ данных законопроектов приводится в «Основным направлениях общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

В целом научной экспертной общественностью проделана значительная работа по обобщению мирового и отечественного опыта борьбы с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики. Представляется актуальным кратко остановиться на данных работах.

Большое значение имеют публикации международно-правовых документов[6], которые позволяют не только выявить пробелы и несовершенство российского законодательства по борьбе с коррупцией, но и устранить их, приведя законы в соответствие с современными мировыми реалиями.

Следует выделить группу исследований, в которых проблематика борьбы с коррупцией в мире и России рассматривается во взаимосвязи[7].

Большое значение для разработки предложений по формированию антикоррупционной политики в стране имеют обобщающие работы В.В. Астанина, Ю Болдырева, В.П. Воротникова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, И.М. Клямкина, А.А. Мухина, Л.М. Тимофеева[8].

Значительный интерес для выработки предложений по формированию антикоррупционной политики в России представляют труды, в которых раскрываются политические, социальные, экономические и правовые проблемы развития коррупции в стране[9].

Обращают на себя внимание работы, которые анализируют специфику региональных проблем коррупции в Российской Федерации[10].

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка ЦСР, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения»[11].

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ)[12].

Существенную роль в разработке проблематики противодействия коррупции в России играет Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия» [13].

Определенный вклад в разработку предложений по общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России вносит Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»[14].

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

В связи с этим Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционной комитет» предлагает проект «Основные направления общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

Цель данного проекта состоит, во-первых, в том, чтобы содействовать искоренению причин и условий, которые порождают и стимулируют коррупцию в разных сферах жизни. Во-вторых, способствовать формированию антикоррупционного общественного сознания. В третьих, инициировать общественную дискуссию по конкретным процедурам и инструментам, которые противодействуют коррупции.

Задачи данного проекта состоят в следующем:

Первое. Определить основные направления антикоррупционной деятельности Российского государства и институтов гражданского общества.

Второе. Разработать правовые процедуры, конкретные инструменты устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции.

Третье. Обобщить и предложить меры по привлечению коррупционеров к гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Четвертое. Способствовать объединению усилий институтов гражданского общества и органов государственной власти Российской Федерации в разработке и проведении эффективной антикоррупционной политики в России.

Представляется важным подчеркнуть, что вне гражданского общества не может возникнуть инновационных импульсов и созидательных сил, которые необходимы для ликвидации коррупции в России как системы общественных отношений. Отсюда – ответственность политической и экономической элит, поскольку от их взаимодействия с гражданским обществом, характера правового регулирования и материальной поддержки последнего во многом зависит результативность антикоррупционной деятельности. Другими словами, перспективы России в современную информационно-инновационную эпоху зависят от того, способна ли политическая и экономическая элиты поддержать гражданские инициативы по искоренению причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции.

Руководитель проекта, доктор политических наук, директор Института федерализма и гражданского общества, председатель Совета МОО «Общественный антикоррупционный комитет»

А.Н. Аринин

 

© 2004-2009 Общественный антикоррупционный комитет.
http://www.stopcorruption.ru/proects.htm

 



Причины коррупции


Коррупция, ее характер, масштабы и особенности развития – это не только следствие нерешенных современных государственно-политических, социальных и экономических проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России. Вместе с тем коррупция, как показывает мировой опыт, всегда растет в условиях трансформации общественных отношений. Это относится и к нынешнему переходу России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной, от закрытого, подавленного государством общества к открытому, демократическому обществу. Противоречия этого перехода обусловили возникновение взаимосвязанного комплекса причин стремительного роста и масштабного распространения коррупции.

Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются слабость государства, то есть безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства.

Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы – в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.

Принципиально важно подчеркнуть, что поскольку коррупция – это деформация общественных отношений, сигнализирующая о болезни общества, постольку искоренение этого социального недуга возможно только путем ликвидации причин, которые его порождают. Ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров – это лишь часть борьбы с коррупцией. Она необходима, но она не будет иметь большого значения, если не искоренить системные причины и условия, порождающие коррупцию. Пример Китая весьма показателен. Борясь с коррупционерами самым беспощадным образом, власти Китая так и не сумели искоренить коррупцию. Если причины и стимулы коррупции остаются в неприкосновенности, устранение одного стада «паршивых овец» приводит только к возникновению нового «поголовья» коррумпированных чиновников и взяткодателей. В связи с этим будет ошибкой полагать, что все проблемы можно решить только принятием специального закона о противодействии коррупции.

Основной целью государственной и общественной антикоррупционной деятельности следует считать комплексную работу, направленную на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а не только не ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.

Сила государства состоит не в его способности доминировать во всех общественных сферах. Сила государства – в его способности обеспечивать неукоснительное соблюдение законов, в его ответственном служении народу. Слабое государство нарушает законы, не исполняя свои конституционные обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека. Это происходит, главным образом, из-за непрозрачности власти – недоступности ее для общественного контроля.

Нарушая, например, экономические права и свободы – право на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав в конкуренции, на защиту частной собственности – слабое государство тем самым, с одной стороны, порождает коррупцию, так как административные барьеры предприниматели преодолевают взятками. А с другой, слабое государство препятствует становлению и развитию малого и среднего бизнеса, который является основой среднего класса, главной движущей силы гражданского общества и страны в целом. Отсутствие в России развитого малого и среднего бизнеса, в свою очередь, препятствует подъему экономики, снижению уровня бедности, росту благосостояния россиян, установлению социальной справедливости.

Нарушение экономических прав россиян, бюрократическое давление загоняет деловую жизнь в тень. А это невыплаченные налоги, низкая наполняемость бюджетов регионов Российской Федерации и, как следствие, низкий уровень социальной защищенности граждан.

В связи с этим, Президент России, выступая 23 сентября 2005 года на совещании с руководителями субъектов Федерации Южного федерального округа, подчеркнул: «Один из острейших вопросов – это скованность, заорганизованность, зарегулированность деловой жизни во многих регионах округа, чрезмерное административное вмешательство. Местные рынки монополизированы, фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции - прямо говоря, коррумпируются. Это, мы знаем, проблема не только Юга России – всей страны»[15].

Отрицательно отражается на развитии России несоблюдение властью политических прав граждан. Так, действуя беззаконно на выборах, используя административный ресурс, власть мешает гражданам свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, отчуждается конституционное право народа осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Нарушение избирательных прав граждан препятствует формированию сильной правовой демократической государственной власти, укоренению гражданского самосознания. Попрание избирательных прав граждан, наконец, уничтожает политическую конкуренцию, порождает теневые общественно-политические отношения. Все это, по существу, подрывает легитимность государства.

Нарушая социальные права человека и гражданина, слабое государство способствует рождению и масштабному развитию теневых общественных отношений в области образования и здравоохранения.

Не соблюдая личные права и свободы человека, слабое государство нарушает равенство людей перед законом и судом, не обеспечивает охрану достоинства личности, не защищает свободу и личную неприкосновенность. Все это подрывает доверие и уважение граждан к российскому государству, порождает теневые общественные отношения в стране.

Таким образом, нарушая закон, то есть не исполняя своих конституционных обязанностей по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, слабое государство способствует рождению теневых общественных отношений. Такая безответственная власть препятствует становлению в России сильного правового демократического государства, формированию массового среднего класса, строительству эффективной экономики, моральному оздоровлению общества, установлению социальной справедливости. Все это обрекает Россию на невысокий уровень жизни, неконкурентоспособность в современном мировом сообществе.

Слабое государство – это и неэффективное государство. Из-за закрытости и непрозрачности власти – недоступности ее для общественного контроля российское государство неэффективно управляет и некачественно оказывает публичные услуги населению, что неизбежно порождает коррупцию.

Согласно данным международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия в настоящее время находится среди стран, которые намного уступают ей по уровню экономического развития и человеческому потенциалу. В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за последний год Россия опустилась с 81-го до 89-го места по показателю «качество государственных институтов».

По расчетам Всемирного банка, который оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия находится в нижней трети рейтинга по основным показателям, таким, как эффективность правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль коррупции[16].

Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, высокой коррумпированности государственной службы, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в 2004 г. в семи субъектах Российской Федерации, свидетельствуют, что более 71 % опрошенных граждан отрицательно оценивают деятельность государственных служащих. Более 76 % из них сталкивались с проявлениями коррупции в государственных учреждениях и организациях[17].

Согласно исследованиям Социологического центра Российской академии государственной службы и управления при Президенте РФ (РАГС), проведенным в 2005 году, в большинстве своем россияне считают, что в стране процветает «административный произвол чиновников», и чувствуют себя абсолютно беспомощными перед бюрократическим аппаратом. Показательно, что не только большинство населения (56,9 %), но и почти половина госслужащих (46,5 %) считает, что нынешняя административная система не способна оказывать государственные услуги. А большинство рядовых граждан страны (50,1 %) прямо говорят, что при обращении в госучреждения они не только не получают помощь, но сталкиваются с ущемлением чиновниками их прав.

Сами госслужащие не сильно обеспокоены таким положением дел. Помощь рядовым гражданам не входит в список приоритетов «слуг государевых». Результаты опросов показывают, что обратная связь с населением абсолютно не актуальна для чиновников и стоит на последнем месте среди приоритетов в их работе. Более того, исследования свидетельствуют, что даже в органах социальной защиты учет мнения россиян стоит на последнем месте[18].

В этой связи в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 г. Президент России подчеркивал: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению»[19].

Следствием безответственности и неэффективности государства является замедление процесса модернизации России. Так, реформа государственной службы практически свелась к законодательному закреплению «табели о рангах». Государственная служба по-прежнему остается закрытой, непрозрачной, а, следовательно, неподконтрольной обществу. Как результат – безответственность, некомпетентность и коррумпированность госслужащих, все больший отрыв власти от интересов общества.

Судебная реформа, в рамках которой были приняты новые законы и улучшено финансирование судов, так и не привела к главному – доступному, скорому и объективному правосудию. Более того, общество увидело, что гораздо откровеннее стал попираться сам смысл правосудия. Вместо равенства всех перед законом и судом превалирует административный ресурс. Значительная часть судебных решений определяется не конкуренцией обвинения и защиты, а конкуренцией взяток. Как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые, методы решения своих проблем. И зачастую убеждаются, что незаконным, теневым путем они имеют больше шансов добиться по существу справедливого решения.

Все это подрывает доверие к власти, препятствует формированию правового государства и сильного гражданского общества, закрепляет в общественном сознании старые стереотипы – «где суд, там и неправда», «судьям то и полезно, что в карман полезло». В этой связи Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин справедливо констатирует: «Взяточничество в судах породило один из самых мощных коррупционных рынков в России, оно встроено в различные коррупционные сети, действующие на разных уровнях судебной власти, включая технологии по развалу уголовных дел и по перехвату чужого бизнеса». Поэтому без успешного проведения судебной реформы вообще невозможна модернизация страны.

Из-за некомпетентности до сих пор не началась реформа правоохранительной системы. Органы охраны правопорядка по-прежнему работают неэффективно. Оставаясь неподконтрольными обществу, они не способны защитить безопасность граждан.

Низкая компетентность чиновников препятствует осуществлению реформ в системах образования и здравоохранения. Между тем, данные сферы социальных услуг по-прежнему закрыты, непрозрачны и неэффективны, а потому коррумпированы.

Некомпетентность чиновников не позволила качественно провести монетизацию льгот. Эта реформа, безусловно, даст стимул для роста экономики. Однако из-за того, что госслужащие по своей некомпетентности не предусмотрели механизмы полноценной компенсации людям потери льгот, произошел сбой. А в таких вопросах нельзя экономить на людях. По этой же причине практически остановилась, а, по сути, пошла вспять пенсионная реформа. Жаркие дискуссии двух-, трехлетней давности о том, кто должен взять на себя управление пенсионными средствами – частные компании или государство, вдруг прекратились. Почему? Потому что по некомпетентности так понизили единый социальный налог, что образовался дефицит Пенсионного фонда. А из накопительной программы исключили тех, кто через 10 – 15 лет должен выйти на пенсию – самый работоспособный и продуктивный возраст. Без этих денег пенсионная реформа просто остановилась. И в настоящее время стране уже не обойтись без повышения пенсионного возраста, без других непопулярных в обществе мер. Но после замены льгот денежными компенсациями к этим мерам боятся даже подойти, поскольку не хотят раздражать россиян. Чиновничество должно объяснить людям: для того, чтобы получать пенсию в два раза большую, чем сейчас, необходимо, например, чтобы работники вносили деньги на свои пенсионные счета в доле с работодателями. Для этого, конечно, надо поднять зарплаты.

Из-за некомпетентности депутатов Государственной думы, госслужащих, работников системы местного самоуправления, а по существу по причине их нежелания открыть новые возможности для инициативы граждан, комплексное введение в действие системы местного самоуправления отложено до 2009 года. Между тем еще в ноябре 2003 года на расширенной сессии Конгресса муниципальных образований России ее участники отмечали нерешенность проблемы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления. Они обратились к Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству России с предложением о внесении в Бюджетный и Налоговый кодексы изменений, которые бы обеспечили необходимую, достаточно прогнозируемую финансовую базу местного самоуправления, позволяющую муниципальным образованиям успешно решать вопросы местного значения[20]. Однако депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, чиновники Правительства России не смогли вовремя подготовить соответствующее правовое обеспечение финансовой базы местного самоуправления.

Неэффективно работает российская бюрократия и по другим важным проблемам развития страны. Так, например, из-за некомпетентности до сих пор не завершен анализ результатов выполнения федеральных целевых программ, неэффективные программы не скорректированы и не прекращены. Такая же ситуация с бюджетным инвестиционным фондом. В бюджете средства на него уже выделены, а механизм использования еще не утвержден. К тому же пока инвестиционный фонд фактически не предусмотрен Бюджетным кодексом.

Одной из самых крупных реформ в России должна была быть реформа ЖКХ. В обороте в отрасли находится до 30 миллиардов долларов. Однако каждый рубль в ЖКХ работает с убытком, а не с плюсом. Это объясняется непрозрачностью системы жилищно-коммунального хозяйства. Отсюда плохая конкурсность, плохая конкуренция и как результат – неэффективная, безответственная и коррумпированная сфера обслуживания населения. А ведь здесь огромная база для экономического роста и для инвестиций – трубы, задвижки, насосы и так далее. Она должна в условиях прозрачного рынка жилищно-коммунальных хозяйственных услуг приносить прибыль. Тогда здесь появится конкурсность и конкуренция, а в результате – снижение тарифов для населения, повышение качества услуг. Однако до сих пор реформа ЖКХ не началась. А тем временем за 2000 – 2005 годы тарифы, которые регулируются государством, выросли на жилищные услуги в 3,5 раза, на коммунальные услуги в 2,9 раза, на газ в 1,3 раза и электроэнергию почти в 1,3 раза. По утвержденным Правительством Российской Федерации стандартам оплаты населением жилья и коммунальных услуг, с 1 января 2006 года россияне обязаны платить 100 % за жилье и обслуживание. Более того, на 2006 год правительством заложен 30-процентный рост тарифов на содержание жилья, что неизбежно даст серьезный скачок квартплаты. Если темпы роста квартплаты и дальше пойдут такими скачками, несопоставимыми даже с уровнем инфляции, то люди в январе 2006 года действительно могут выйти на улицы, и митинги против «монетизации» покажутся лишь репетицией настоящих социальных потрясений.

Другая крупнейшая сфера экономики, реформа в которой до сих пор не началась – газовая отрасль. Уже два года не увеличивается поставка газа на внутренний рынок, что является ограничивающим экономический рост фактором. «Газпром», имея монопольное положение на рынке, сохраняет лимиты отпуска газа предприятиям. Однако этот механизм не вполне рыночный. Получается, что в тех точках роста, где Россия обладает конкурентными преимуществами, где страна могла бы пойти вперед, наблюдается застой. Нет существенного продвижения в реформе РАО ЕЭС. Не доведены до конца земельная реформа, реформа технического регулирования.

Почему бюрократия не заинтересована в реальной модернизации экономики? Потому что от перераспределения природной ренты дивиденды правительственных чиновников несравнимо выше, чем от попыток вести преобразовательную, инновационную экономическую политику. Пока есть газ и нефть, бюрократия не думает о людях, о соблюдении закона, то есть о создании условий для подъема малого и среднего бизнеса – главной движущей силы гражданского общества и страны в целом. Мировой опыт развитых стран между тем убедительно свидетельствует, что главная сила страны не в нефти, газе и других природных ресурсах, а в людях, их созидательном потенциале и творческой энергии. Вся проблема состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для формирования свободных и ответственных личностей, раскрытия конструктивного потенциала человека и общества в целом. Это может обеспечить только сильное правовое демократическое государство – ответственная, компетентная и эффективная власть. А сильное государство зависит от силы, свободы и ответственности его граждан.

Таким образом, из-за безответственности, некомпетентности и неэффективности государственной власти, слабости гражданского общества Россия до сих пор не реализовала имеющиеся благоприятные возможности для проведения социальных преобразований, структурных реформ в экономике, создания и внедрения высоких технологий и развития наукоемких производств, подъема малого и среднего бизнеса. По сути модернизации страны, которая отвечала бы вызовам именно XXI века, не происходит. Тем временем из-за непрозрачности власти верх берет бюрократическая реакция. При этом конструктивный потенциал гражданского общества остается невостребованным, а безответственность, некомпетентность и коррупция стремительно нарастают. В итоге сегодня Россия не в состоянии составить конкуренцию развитым странам мирового сообщества.

Между тем сегодня конкуренция приобрела глобальный характер. Страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики – по гарантиям защиты права собственности, привлекательности делового климата, развитию экономических свобод. Они конкурируют по качеству государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы, по уровню безопасности страны и ее граждан. Коррупция, с одной стороны, препятствует росту конкурентоспособности России, мешает нашей стране стать весомым и полноценным членом мирового сообщества. С другой, чем выше уровень конкурентоспособности экономики, государства, общества, тем меньше возможностей и условий для развития коррупции.

Серьезной причиной, порождающей коррупцию, является неразвитость гражданского общества. Деформированная социальная стратификация, высокий уровень бедности, отсутствие сильного среднего класса, низкий уровень правовой культуры, примирительное отношение людей к попранию своих прав и свобод, деформация моральных ценностей – все это способствует развитию и укоренению теневых общественных отношений.

Неразвитость гражданского общества в современной России во многом обусловлена ошибками реформаторов начала 90-х годов ХХ века. Оказалось, что между формированием частной собственности, становлением рыночной экономики, демократических свобод, формированием среднего класса и верховенством права есть объективная и неразрывная связь. Именно ее радикально проигнорировали реформаторы. Они эгоистично распорядились своей властью, опираясь лишь на узкие группы людей, готовых к бизнес-риску. Нарушая закон, не соблюдая и не защищая права и свободы человека, радикальные либералы во власти проигнорировали абсолютное большинство соотечественников, так и не создав благоприятных условий для широкого становления частных собственников, подъема малого и среднего предпринимательства. Как результат, в стране деформировалась социальная стратификация, появилась и выросла массовая бедность, не сформировался сильный средний класс, резко снизился уровень правовой культуры. Все это обусловило неразвитость гражданского общества.

Деформированная социальная стратификация характеризуется неравенством доходов. Например, неравенство по уровню доходов в России выше, чем в переходных постсоциалистических странах Европы. Пропасть между бедными и богатыми стремительно увеличивается, демонстрируя растущую поляризацию социальных групп и слоев по уровню доходов. Так, соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и такой же доли наименее обеспеченного, составило сегодня 1:15, а с учетом «теневых» доходов 1:50. Из мировой практики известно, что пятнадцатикратная разница в доходах чревата социальными потрясениями. Углубляется неравенство между регионами. Различия в доходах на душу населения по различным регионам достигают в настоящее время 1:10. Наблюдается рост и углубление неравенства в величине оплаты труда, достигая по отраслям экономики значений 1:6. Все это свидетельствует о том, что тенденция «богатые становятся богаче, а бедные беднее» набирает все большую силу.

Слабость гражданского общества в России обусловлена также масштабами бедности. Согласно официальной статистике численность населения в настоящее время с доходами ниже прожиточного минимума составляет 21 миллион человек[21]. Специалисты замечают, что прожиточный минимум в нашей стране является границей не бедности, а нищеты. Поэтому предлагают ориентироваться не на прожиточный минимум как показатель, обеспечивающий физическое выживание, а на социальный минимум, принимаемый как базу для расчетов. Сегодня более 60 % населения страны имеют доход ниже уровня социального минимума. Все это препятствует становлению среднего класса – главной опоры рыночных экономических отношений, фундамента гражданского общества.

Заблокировано формирование среднего класса и по причине сверхконцентрации собственности в руках немногих граждан. Представлялось при «входе» в рынок, что малый и средний бизнес будет стремительно развиваться, и средний класс станет основой российской социальной структуры. Однако этого не произошло, так как в начале 90-х годов собственность была передана в руки узкой группы лиц, а малый и средний бизнес были брошены на произвол судьбы. Сегодня в России средний класс – это 15 %, максимум 20 % россиян. При этом значительную его долю составляет чиновничество, которое контролирует большое число малых и средних предприятий. А настоящий средний и малый бизнес в то же время зажат с трех сторон. С одной стороны – государством, подмявшим его своим административным прессом. С другой – криминальными группировками, а с третьей – крупным капиталом.

Сегодня малый и средний бизнес в России буквально истребляется чиновниками. В итоге в 2004 году количество малых и средних предприятий составляло всего 844 тыс., а их доля в ВВП – 10 – 11 %. Для сравнения в странах «Большой восьмерки» доля малого и среднего бизнеса составляет от 50 до 62 % ВВП. Во Франции число малых и средних предприятий больше, чем в России, в 2,3 раза, в Германии – в 2,7 раза, в Великобритании – в 3,1 раза, в Италии – в 4,6 раза, в Японии – в 7,6 раза, в США – в 22,9 раза.

Малый и средний бизнес в России задавлен крупным капиталом. По числу легальных миллиардеров Россия занимает сегодня третье место в мире, по числу крупнейших компаний – тринадцатое. Совокупный капитал российских миллиардеров равен почти половине совокупной капитализации крупнейших российских компаний. В США совокупный капитал миллиардеров – около 6 % совокупной капитализации компаний. Смысл данных цифр очевиден: огромные доли пакетов акций (много больше 50 %) крупнейших компаний в России сосредоточены в руках сверхузкой группы людей. В США, а тем более в Европе, основная масса акций находится у десятков миллионов мелких акционеров, пакет в 2 % кажется уже беспрецедентным. Поэтому наш капитализм можно назвать «номенклатурным» и «олигархическим». Западный капитализм – социальный. Поскольку структура капитала определяет и структуру общества, постольку западное общество с десятками миллионов мелких акционеров – общество сильного среднего класса, не зависимого от государства, то есть это развитое и активное гражданское общество. Российское же общество – это общество, где на вершине десяток олигархов и несколько сот магнатов рангом пониже, дальше следует круг менеджеров и обслуги, а внизу огромная социальная масса, едва сводящая концы с концами. Это слабое, неразвитое гражданское общество.

Для успешного развития процессов гражданской самоорганизации в обществе должен существовать значительный и стабильный средний класс. Однако, как мы видим, российский вариант модернизации отдает приоритет укреплению олигархическо-бюрократического капитала как основы экономики. До тех пор, пока в стране не будут сформированы условия для развития малого и среднего бизнеса, для вовлечения людей в предпринимательскую деятельность, не будет роста экономики, снижения бедности, формирования сильного гражданского общества.

Деформация социальной структуры, высокий уровень бедности, задавленность малого и среднего бизнеса отражаются на качестве институтов гражданского общества в России. Политические партии часто являются социально-политической проекцией известных политических лидеров или «пиаровскими» проектами Кремля. Партийное строительство не стало средством кристаллизации политических интересов, представлений, ценностей самого общества. Многопартийности в России еще только предстоит пройти через трансформацию корпоративных, клановых структур в полноценные партии, обладающие собственной социальной базой. Сложности и противоречия сопутствуют и развитию других институтов гражданского общества – СМИ, общественных организаций, союзов предпринимателей.

Огромными проблемами для развития гражданского общества являются низкий уровень правовой культуры россиян, терпимое отношение общества к коррупции. Во многом это обусловливается историческим наследием. Хорошо известно, что правовой порядок есть только там, где обеспечиваются и защищаются права и свободы человека. На протяжении всей истории России главная проблема состояла в том, чтобы преодолеть произвол государственной власти по отношению к человеку, его собственности, достоинству, правам и свободам. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Без преодоления беззакония власти, то есть несоблюдения ею прав и свобод человека и гражданина, не может быть высокого правосознания людей. Но чтобы власть соблюдала закон, граждане должны бороться за свои права и свободы. Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон.

Не случайно поэтому общество имеет невысокую правовую культуру. В истории страны это показательно отразилось в народных пословицах: «Закон – дышло: куда захочешь, туда и воротишь», «Не бойся закона, бойся судьи», «В суд пойдешь – правды не найдешь», «Что мне законы, коли судьи знакомы»[22]. А в настоящее время все социологические опросы свидетельствуют о терпимости граждан к коррупции. Согласно исследованиям фонда ИНДЕМ, до 80 % граждан спокойно относятся в проблеме коррупции[23]. А по данным социологического опроса ВЦИОМ, проведенного 23 – 24 октября 2004 года в 39 регионах России, лишь 15 % опрошенных ответили, что коррупция вызывает у них наибольшие опасения. Гораздо сильнее люди обеспокоены ростом алкоголизма и наркомании (52 %), ростом цен на товары и услуги (43 %), угрозами новых террористических актов (35 %), ростом жилищно-коммунальных платежей (33 %), низким уровнем жизни (27 %), сокращением доступности бесплатных медицинских и образовательных услуг (23 %)[24].

Большинство россиян, и это вполне естественно, исходят из собственного представления о важности той или иной проблемы, которые их сегодня волнуют. И в этом случае в общественном сознании происходит «селекция» приоритетов, когда главными вопросами становятся проблемы, с которыми они сталкиваются либо ежедневно, как, например, рост цен на товары и услуги, либо являются болевыми с точки зрения социально-нравственного и физического здоровья общества, личной безопасности. На этом фоне проблема коррупции, не теряя своей актуальности, все же не воспринимается как что-то, непосредственно угрожающее повседневной жизни среднестатистического россиянина. Тем более, что гражданам далеко не каждый день приходится сталкиваться с деятельностью государственных институтов и правоохранительных органов, которые, по мнению большинства опрошенных, как раз и подвержены в наибольшей степени коррупции[25].

Примечательно, как россияне отвечают на вопрос о причинах коррупции в России. Одной из главных причин коррупции является безответственность и неэффективность государства, что позволяет классу бюрократии конвертировать доверенные им права и полномочия в личное обогащение и обогащение тесно связанных с ними бизнес-структур. Граждане, как показал опрос ВЦИОМ, в значительной степени разделяют эту точку зрения – 40 % респондентов называют главное причиной коррупции неэффективность государства, и почти столько же – жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов (37 %). Низкий же уровень правовой культуры и законопослушания россиян отметили лишь 19 % опрошенных.

Велика разница в восприятии причин коррупции россиянами с различным уровнем образования. Так, участники опроса, имеющие начальное либо неполное среднее образование, как правило, акцентируют внимание на моральных основаниях коррупции (жадности и аморальности чиновников и бизнесменов), а опрошенные с высшим и средним образованием – на ее институциональных причинах (неэффективности государства и несовершенстве законов).

Неэффективность и безответственность государства в свою очередь порождает неспособность государственных институтов бороться с коррупцией. Не случайно, на вопрос «Кто наиболее эффективно борется с коррупцией?», 52 % опрошенных ответили, что никто. Лишь 14 % назвали правоохранительные органы и 12 % лично Президента России. Оценка же эффективности остальных многочисленных структур вызывает у граждан затруднения – об их успешной деятельности ничего не известно[26].

Принципиальное значение имеют ответы граждан на вопрос «Как бороться с коррупцией?». Тот факт, что в обществе сложилось устойчивое убеждение о тотальности российской коррупции, проникшей во все поры и сферы общественной жизни, в свою очередь приводит к пессимистическим оценкам возможности преодоления этого социального зла. Как показало исследование ВЦИОМ, большинство опрошенных (68 %) считают коррупцию в нынешних условиях неискоренимым злом, борьба с которым обречена на неудачу. Лишь меньшинство (30 %) полагают, что победить коррупцию можно, опираясь на политическую волю и административные методы.

Чаще других считают, что коррупцию не преодолеть, плохо обеспеченные респонденты, живущие в российской глубинке, в средних и малых городах, а также на селе, и в меньшей степени – жители мегаполисов[27].

Таким образом, станут ли органы государственной власти менее коррумпированными, чем сейчас, будут ли они выступать защитниками прав и свобод граждан, во многом определяется готовностью гражданского общества мириться с этим явлением. Пока, как показывают исследования, уровень «толерантности» общества к коррупции достаточно высок. Было бы, однако, неправильным считать, что россияне более терпимы к коррупции, чем, например, жители западно-европейских стран. Просто там существует открытая для публичного контроля власть, ответственная и эффективная государственная система реализации прав и свобод граждан. В России же ситуация иная. Непрозрачная власть находится вне общественного контроля и может чувствовать себя вполне комфортно, не оглядываясь на возможную реакцию граждан, может нарушать законы, быть некомпетентной.

Тем временем в коррупцию сегодня вовлечено, по данным фонда ИНДЕМ, не менее половины активного населения страны. Более 75 % граждан, вспоминая о последней ситуации, когда их проблему можно было решить с помощью коррупционной сделки, признавали, что воспользовались представившейся возможностью. Только в 5 % случаев респондентами не было отмечено улучшения качества работы должностного лица после получения взятки. Лишь в двух процентах случаев респонденты сетовали, что взятка не помогла решить проблему. Следовательно, рынок бытовой коррупции в России весьма устойчив, на нем идет борьба за спрос на услуги, что говорит о его развитии и укорененности. Анализ ситуации, проведенной фондом ИНДЕМ, показывает, что граждане готовы платить взятки за дефицитные государственные услуги или за повышение качества этих услуг прежде всего в тех случаях, когда речь идет о важных ценностях, например, о здоровье или образовании. Когда взятка служит инструментом решения важных проблем – военной службы, работы, жилья, защиты прав в судах. Когда с помощью взятки можно обойти искусственно созданные или нежелательные правовые преграды, например, во взаимоотношениях автолюбителя с автоинспекцией.

Вместе с тем коррупционная практика множит ненависть к власти и вырабатывает антикоррупционные установки. Действует в определенной степени парадоксальная закономерность: коррупционная практика граждан формирует общественную базу неприятия коррупции[28].

Таким образом, оценка общественным сознанием коррупции как социальной проблемы не соответствует ни ее масштабам, ни угрозам, которые она несет. Более того, общество во многом само поддерживает теневые отношения в системе здравоохранения, образования, в отношениях с работниками правоохранительных органов, военных комиссариатов, автоинспекции, паспортно-визовой службы. Все это говорит об ущербном моральном и духовном состоянии российского общества. У людей сменились ценности, и сегодня российское общество имеет коррупционный менталитет. Естественно, в этих условиях очень сложно мобилизовать общество на реальную борьбу с коррупцией.

Главный вопрос состоит в том, как сменить коррупционный менталитет россиян. Обществу необходим мощнейший толчок в виде новых ценностей, прорыва новых идей. Поскольку общество не организовано и не структурировано, главной силой, которая могла бы активно начать комплексную антикоррупционную деятельность, является элита. Именно элита должна взять на себя ответственность и выступить с новыми идеями, заняться просвещением россиян, организовать борьбу с коррупцией.

Какую инновационную идею в этой связи можно предложить? Это идея общественного контроля над деятельностью власти. Для реализации данной идеи необходимо организовать и законодательно обеспечить прозрачность всей деятельности власти. Только тогда гражданскому обществу сможет контролировать власть. Когда россияне будут знать о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несут общество и страна в целом в результате коррупции, тогда они сменят свои представления об этом социальном зле и мобилизуются вместе с государственной властью на активную борьбу с ним.

Россия по прежнему живет преимущественно в «рентной», а не в производительной экономике. Экономическая система, по сути дела, мало меняется. Основные деньги делаются на нефти, газе, металлах, на другом сырье. Полученные от экспорта доходы либо «проедаются», либо питают отток капитала, либо, в лучшем случае, инвестируются в этот же сырьевой сектор. Но такая практика ведет к экономической и социальной стагнации.

Как показывает современный опыт развития Российской Федерации, система работы исполнительной и законодательной власти в условиях сырьевой направленности экономики защищает права на получение так называемой «статусной» ренты. «Говоря прямо – взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества и для государства»[29], – подчеркнул Президент России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Мировой и отечественный опыт убедительно свидетельствуют о следующей закономерности: чем выше в экономике сырьевая доля, тем выше коррупция. И наоборот: коррупция тем меньше, чем выше доля интеллектуального труда. Засилье сырьевой олигархии неизбежно приводит к высокому уровню коррупции. Интегральный экономический потенциал развитых стран на 64 % формируется человеческим капиталом и на 20 % - сырьевым. В России же это соотношение перевернуто: 72 % - сырьевой фактор и только 14 % - человеческий потенциал, как бы мы ни гордились своим умом и талантом. Следствием ориентации экономики на природные ресурсы является низкий уровень зарплаты, что служит питательной средой для коррупции. Дисбаланс не изменится до тех пор, пока Россия не научится производить продукцию, в стоимости которой преобладают созданные человеческим интеллектом, а не природой, составляющие. Ориентация на интеллектуальный фонд приведет к увеличению доли зарплаты в ВВП, что в свою очередь будет способствовать уменьшению коррупционных рисков, росту уважения к личности.

Сырьевой характер экономики сдерживает развитие малого и среднего бизнеса, становление сильного гражданского общества. Это обусловлено тем, что чиновникам гораздо легче собирать налоги со скважин с нефтью, чем с людей, которым необходимо обеспечивать условия для развития малого и среднего бизнеса, то есть соблюдать законы, компетентно и ответственно исполнять управленческие функции. Опыт развитых стран показывает: чем шире социальная база налогоплательщиков, тем эффективнее экономика, тем успешнее развивается демократия, тем сильнее гражданское общество, тем более конкурентоспособна страна. Вот почему для России сегодня важнейшая задача - собирать налоги прежде всего с производительного труда людей, а не только со скважин с нефтью. Для того, чтобы коренным образом увеличить социальную базу налогоплательщиков, российской власти необходимо соблюдать и защищать права и свободы человека, а следовательно, обеспечивать условия для подъема и развития малого и среднего бизнеса, широкого вовлечения людей в предпринимательскую деятельность.

Серьезным источником коррупции в условиях перехода от централизованной плановой экономики к рыночной стали процессы, связанные с приватизацией, преобразованиями в банковской сфере, исполнением бюджета и распределением бюджетных средств, противозаконным лоббизмом в законодательных органах.

Так, наиболее распространенными нарушениями в процессе приватизации в 1990-е годы было присвоение денежных средств и получение взяток. По данным МВД России, в этот период почти в половине регионов страны к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества. К данным фактам следует добавить многочисленные случаи, которые не подпадали под прямую уголовную ответственность. Это оценка приватизируемых объектов по заниженным ценам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.

Из-за закрытости, а, следовательно, и бесконтрольности бюрократии благодатной сферой приложения корыстных интересов для коррупционеров как на федеральном, так и региональном уровнях стал бюджет. Эксперты утверждают, что взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или по распределению бюджетных средств. Распределение бюджетных средств происходит также через государственные заказы и закупки. До последнего времени и здесь закрытость чиновников способствовала росту коррупции. Особенно негативные последствия имела непрозрачность при распределении и использовании государственных средств в Вооруженных Силах России.

В стране практически все организации и граждане, даже если они не погружены в теневую экономику, в больших или меньших масштабах прибегали и прибегают к нелегальным операциям в целях уклонения от налогов, перераспределения финансовых потоков, присвоения имущества и т.п. В настоящее время в России, по данным научного руководителя Государственного университета – Высшая школа экономики Е. Ясина, насчитывается около 20 миллионов самозанятых людей, которые не платят налоги, за которых никто не делает взносы в социальные фонды. Это почти треть от общего числа работающих[30]. В целом, по данным Всемирного банка, теневая экономика в России составляет 46 % валового внутреннего продукта, что в 3 – 4 раза больше, чем в странах «Большой восьмерки».

В целях выработки и проведения эффективной антикоррупционной политики важно понимать структуру теневой экономики. Она состоит из трех самостоятельных секторов. Первый из них – это «неофициальная экономика». В нее входят легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов. Второй сектор теневой экономики – это «подпольная экономика», которая охватывает все запрещенные законом виды экономической деятельности. Третий сектор – это «фиктивная экономика», экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег. Здесь же сосредоточена вся деятельность, которая направлена на получение необоснованных выгод и льгот хозяйствующими субъектами на основе организованных коррупционных связей.

Итак, теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок права. Естественно, поэтому, нарушения закона властью и обществом создают благоприятные условия для рождения и масштабного развития теневой экономики.

Для понимания масштабов и характера развития теневой экономики, выработки стратегии и тактики активного противодействия ей принципиально важно различать ее субъекты, а также их интересы.

На вершине пирамиды находятся сугубо криминальные группы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и прочие носители пороков современного общества. Сюда можно отнести и коррумпированных представителей органов государственной власти и управления. Эти преступные группы по оценке экспертов составляют от 5 до 25 % всей пирамиды теневой экономики. Они обладают значительными ресурсами, силой и влиянием. Борьба с ними должна быть бескомпромиссной.

Среднюю часть пирамиды образуют теневики-хозяйственники. К ним можно отнести крупных предпринимателей, финансистов, банкиров, промышленников, аграриев, мелких и средних бизнесменов. Эти люди являются мотором экономической деятельности, причем не только нелегальной. Важно подчеркнуть, что при условии соблюдения госвластью закона, то есть защиты частной собственности, обеспечения свободы предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, они способны выступить в качестве основы среднего класса, цивилизованной рыночной экономики, стать инновационной силой.

Третья группа представляет собой основание пирамиды теневой экономики. Это, в основном, люди наемного труда, как физического, так и умственного. К ним могут примыкать мелкие и средние госслужащие, в доходах которых до 60 % составляют взятки. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу правовых и экономических обстоятельств эти занятия выводятся из-под действия закона в «тень».

Таким образом, в российском обществе имеются социальные группы и слои, для которых теневая экономика служит фактором определенной социальной стабильности и выполняет значительные регулятивные функции. В то же время нельзя не видеть и деструктивной роли этой составляющей экономики, подрывающей основы социального благополучия больших групп россиян. В условиях прозрачной, а, следовательно, ответственной и эффективной государственной власти, данные социальные группы способны выйти из «тени» и стать движущей силой строительства конкурентоспособной экономики, формирования высокопроизводительного общества.

В то же время в условиях безответственной, некомпетентной и неэффективной гослвасти сырьевая направленность экономики России, ее теневой характер препятствуют формированию конкурентоспособности страны. Между тем развитие передовых стран сегодня в значительной мере определяется их интеллектуально-творческим потенциалом, научно-техническими достижениями, способностью к применению новых знаний и высоких технологий. Наукоемкий продукт становится основой конкурентоспособности национальных экономик. Такие традиционные факторы развития, как природные ресурсы, рабочая сила и капитал приобретают сегодня второстепенное значение по сравнению со знанием, которое становится определяющим условием наличия конкурентоспособной экономики, высокого качества жизни, процветания и безопасности общества, эффективности государства.

В современном мире основной импульс прогресса исходит не от социальной структуры и институтов государства, а от отдельной творчески развитой, свободной и ответственной личности. Именно здесь источник современной коренной трансформации основ общественного устройства, способствующей процветанию страны, искоренению причин коррупции.

В России давно уже назрела объективная необходимость начать строительство высокопроизводительного и конкурентоспособного общества, основой развития которого является создание и применение знаний, инноваций и эффективных технологий, более качественного использования результатов научно-технического прогресса.

Важной причиной, порождающей и стимулирующей коррупцию, является несовершенное законодательство. Несмотря на неоднократные попытки систематизации правовых и организационных мер борьбы с использованием должностными лицами и иными лицами, выполняющими управленческие функции, своего служебного положения в целях получения незаконного вознаграждения, в законодательстве Российской Федерации до сих пор отсутствует правовое определение понятия и признаков коррупции, коррупционного преступления и коррупционного правонарушения. Не определен круг предусмотренных законодательством норм ответственности за преступления и правонарушения, охватываемые понятием коррупции. До сих пор в законодательстве не установлен объем допустимых мер контроля и правового воздействия, необходимых и достаточных для пресечения и предупреждения коррупционной деятельности. Не закреплены полномочия институтов государства и общества по обеспечению функционирования системы антикоррупционного воздействия и т.д. Таким образом, отсутствие системного законодательства по борьбе с коррупцией не позволяет повысить эффективность мер антикоррупционного воздействия.

Препятствием в борьбе с коррупцией является и то, что российское законодательство не обеспечивает открытости правотворческой деятельности. Процесс лоббирования принятия нормативных решений в представительных органах не урегулирован нормами права. Законы о законодательной деятельности и регламенты представительных органов не требуют обязательного проведения общественных слушаний по проектам бюджетов и отчетов об их исполнении. До сих пор Федеральное Собрание Российской Федерации не имеет законодательного обеспечения парламентских расследований. В связи с этим Государственная дума и Совет Федерации не в состоянии провести результативного расследования фактов коррупции в высших эшелонах власти или халатного отношения высших должностных лиц к коррупции в подчиненных им органах. Даже в случаях, когда парламентские комиссии располагают фактами о коррупции конкретных должностных лиц, как, например, это было в случаях с бывшими министрами путей сообщения Аксененко и атомной промышленности Адамовым, они не могут повлиять на органы исполнительной власти, прокуратуру, от которых зависит привлечение виновных к ответственности.

Недостаточно эффективно способствует борьбе с коррупцией уголовное право. В Уголовном кодексе РФ есть две главы, одна из которых предусматривает ответственность за преступления против интересов государственной службы, а другая против интересов службы в коммерческих организациях. Большинство таких преступлений содержит признаки коррупционности. Более чем в 20 статьях УК РФ предусмотрена ответственность за корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения. Однако этого недостаточно, чтобы результативно бороться с коррупцией.

Нормы отечественного уголовного права не охватывают своими составами деяния, признаваемые коррупционными в международном праве. Так, не считаются коррупцией принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица и подкуп иностранного должностного лица. Коррупция лиц, выполняющих управленческие функции на государственных (муниципальных) предприятиях, отнесена к категории дел частного, а не публичного обвинения, что позволяет им уходить от ответственности. Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отечественные исследователи отмечают, что в российском уголовном праве отсутствуют такие составы преступлений, как коррупционный лоббизм, коррупционный фаворитизм, внесение тайных взносов на политические цели, внесение взносов в избирательные фонды с целью получения впоследствии государственных должностей, закрытое проведение приватизации, залоговых аукционов, незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот (в том числе неприменение санкций за нарушение норм налогового, таможенного, хозяйственного права), переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в его ведении во время несения госслужбы.

Важной причиной, порождающей коррупцию в массовом масштабе, является некачественное законодательство, регулирующее рыночную экономику. С начала 90-х годов ХХ века в российском законодательстве были серьезные пробелы, которые, в отсутствие прецедентного права, не могли заполняться судебными решениями. Например, когда основатели фирмы «МММ», банков «Хопер-инвест», «Аэрофлот», «Чара» стали строить финансовые пирамиды и нагло обманывать неопытных граждан, обещая им золотые горы, в законодательстве не оказалось норм, которые бы позволили остановить их деятельность. Эти нормы права были приняты позднее, с большим опозданием. Законодательство до 1995 года плохо регулировало формирующиеся рыночные отношения. Так, например, первые кооперативы почти не облагались налогами. В 1992 году были отменены все импортные пошлины.

Со второй половины 90-х годов ситуация с законодательством постепенно стала меняться в лучшую сторону. Вместе с тем, процесс принятия новых законов был противоречивым. Нормативно-правовая база с одной стороны избыточна, а с другой – неполна. Законов принято к настоящему времени много, однако они часто дублируют друг друга, а в целом ряде случаев так при этом и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких групповых или ведомственных интересов. Многие законы были не обеспечены ни организационно, ни материально, что деформировало исполнение бюджета, открывало возможности для коррупции. Огромное число принятых декларативных норм, их противоречивость открывали возможности для произвола.

Российское законодательство содержит сегодня большой коррупционный потенциал в силу значительного завышения требований норм права, обилия дискреционных полномочий чиновника, огромного количества отсылочных норм. Так, например, из-за того, что налоговое законодательство предполагает сегодня избыточное налоговое бремя, оно способствует росту взяток и поборов чиновниками.

Россия стала сегодня страной с одной из самых монополизированных экономик, а нынешнее антимонопольное законодательство не позволяет установить факт сговора монополистов, например, по подъему цен на бензин, металл, электроэнергию, на услуги автострахования и т.д. Более того, предполагая в качестве санкций низкие штрафы за монопольную деятельность, такое законодательство способствует захвату рынков монополистами.

К масштабной коррупции в стране приводило законодательство о банкротстве. Так, например, завышенные требования закона, установившего, что в любой момент на предприятие среднего или крупного бизнеса может явиться чиновник из Федеральной службы финансового оздоровления (ФСФО) и потребовать предоставление любой документации, открывали огромные возможности для взяток. Благодаря определенным дискреционным полномочиям чиновникам, получившим доступ к назначению ключевой для процесса фигуры арбитражного управляющего, ФСФО имело широкие возможности для извлечения ренты с заинтересованных в имуществе предприятия лиц. Значительные бланкетные нормы права, содержащиеся в законе «О несостоятельности (банкротстве)», также позволяли чиновникам извлекать статусную ренту. Например, процесс организации и проведения продажи имущества должника допускал возможность ведомственного нормотворчества, что позволяло оказывать преференции «своим» фирмам.

Значительные коррупционные нормы права содержатся в законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Чиновник, например, может использовать предварительный отбор участников открытого конкурса в целях выявления поставщиков (исполнителей) как инструмент устранения конкурентов в ходе конкурса, оказывая тем самым преференции «своим» фирмам. Предварительный отбор здесь выступает и как средство ограничения конкуренции. В законе содержатся также значительные возможности извлечения ренты за допуск иностранного поставщика к конкурсу, покровительства «своим» компаниям. Большая взяткоемкость характеризует законы о валютном контроле, о таможне, о рекламе, о недрах и др.

В этой связи следует заметить, что проблема состоит не только во взяткоемкости вышеперечисленных законов, но и в процедурах их исполнения. Многие и этих законов соответствуют международным стандартам. Однако закрытость, непрозрачность процедур их исполнения способствует развитию коррупции, теневых общественных отношений.

Таким образом, слабость государства, неразвитость гражданского общества, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство и взяткоемкость законодательства являются главными причинами и условиями рождения и масштабного развития коррупции в России. Чтобы устранить данные причины, победить коррупцию как систему общественных отношений, необходима активная антикоррупционная деятельность как государства, так и общества.

 

© 2004-2009 Общественный антикоррупционный комитет.
http://www.stopcorruption.ru/proects.htm

 

 

 

 

Начало  Назад  Вперёд

 

См. также:  Русский Мир * Россия в мире * Россия в мире - только факты * Россия и Европа * Россия и Азия * Россия и Америка * Россия и Германия * Россия и Латинская Америка * Россия и Славяне * Россия-Украина-Беларусь * Образ России * Угрозы для России * Уроки для России * Мифы мировой экономики * Россия и крах мировой финансовой системы * Перманентная шизофрения * Глобальный апартеид * Создание Новой Бреттонвудской системы * Новый справедливый экономический порядок  * Статьи Линдона Ларуша

 

"Volk ohne Raum" - Германия
 

 

"Raum ohne Volk" - Российская Федерация

 

Дата последнего обновления этой страницы: 06.01.2011

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете