Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

Главная   Библиотека "Россия"   Новости портала   О портале   Гостевая

Блог-Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Чья ты, Россия?

 

Кризис России   Русский Путь  Уроки для России  Русское Сопротивление 

 

Летопись Всемирного Кризиса

 

Лента лучших публикаций

 

Главные темы:

Откачка денег из мировой экономики на фантастическое обогащение всемирной финансовой олигархии
Центробанки всего мира вынуждены покрывать бюджетный дефицит США 

Крах мировой финансовой системы - это жульничество всемирной финансовой олигархии

Главный итог всемирного кризиса - концентрация капитала и власти

Корпорации правят миром
Мир катится в величайшую долгосрочную депрессию

Человечество ждёт грандиознейший геноцид

Главная цель всемирного кризиса - сокращение численности населения Планеты до 2 млрд.

На Западный мир надвигается ЭПОХА "НЕОВАРВАРСТВА"

Мировая олигархия готовит Россию под свой новый плацдарм

Россия очень нужна Западу, но для этого её необходимо заново "отформатировать"

Россию ждут грандиозные преобразования! И для начала её придётся очистить от населения ...

 

 

См. также:  Русский Мир * Россия в мире * Россия в мире - только факты * Россия и Европа * Россия и Азия * Россия и Америка * Россия и Германия * Россия и Латинская Америка * Россия и Славяне * Россия-Украина-Беларусь * Образ России * Угрозы для России * Уроки для России * Мифы мировой экономики * Россия и крах мировой финансовой системы * Перманентная шизофрения * Глобальный апартеид * Создание Новой Бреттонвудской системы * Новый справедливый экономический порядок  * Статьи Линдона Ларуша

 

 

Начало  Назад  Вперёд

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

 

Общественный антикоррупционный комитет объединяет ведущих в России специалистов в области противодействия коррупции, борьбы с незаконным отчуждением собственности и бизнеса (рейдерскими захватами) и административным произволом (в том числе в правоохранительных органах  и силовых структурах, органах судебной власти и др.).

Только за последние 2,5 года при непосредственном участии экспертов и партнеров ОАК было возбуждено свыше 300 уголовных дел по фактам незаконного присвоения собственности, вымогательства, мошеннических действий и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц, злоупотребляющих своим положением.

Путем тесного взаимодействия с высшими органами исполнительной и судебной власти РФ ОАК содействовал отмене незаконных решений в отношении более 190 (по состоянию на 1 квартал 2009 г.) физических и юридических лиц, ставших жертвами административного давления, милицейского произвола, рейдерских захватов и других нелегальных операций.

 

Связь с Общественным антикоррупционным комитетом

по тел.: (495) 743-15-15

Вы можете сообщить нам любую информацию или просто связаться с нами,

написав письмо на e-mail: [email protected]

 

Общественный антикоррупционный комитет www.stopcorruption.ru

 

 

 



.
Основные направления

государственной антикоррупционной деятельности

Процесс искоренения причин коррупции заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

Данный процесс должен начаться с исполнения законов. Беззаконие препятствует нормальному развитию экономики, тормозит экономический рост, так как лишает главный субъект рыночных отношений – малый и средний бизнес – возможности свободного и эффективного развития. Беззаконие лишает личность – главную движущую силу гражданского общества – возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека и общества, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, позволяет внедрять инновации и наукоемкие технологии, повышает качество государственных публичных услуг населению. В итоге соблюдение законов создает благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, для формирования сильного среднего класса, эффективного государства, для подъема конкурентоспособности страны.

Чтобы государственная власть добросовестно и ответственно исполняла законы, эффективно управляла и качественно оказывала публичные услуги россиянам, общество должно постоянно ее контролировать. Важнейшим условием публичного контроля институтов гражданского общества – СМИ, бизнес-ассоциаций, партий, общественных организаций и других структур граждан, является информационная прозрачность деятельности государственной власти.

Главным направлением антикоррупционной деятельности государства является установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что в современном мире движущей силой социального прогресса является движение информации. В связи с этим любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет при этом наименьшее количество энергии.

Информационный обмен в современном обществе способствует формированию новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, нового образа жизни и новых принципов управления. Информационно закрытые системы сегодня неконкурентоспособны.

В тех странах, где люди имеют полноценную информацию о деятельности власти, нет коррупции, а государство соблюдает законы, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, именно закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие бюрократии, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, некомпетентность, коррумпированность и недееспособность в служении людям.

Вот почему такие успешные страны, как Финляндия, Дания, Исландия, Новая Зеландия, где, по данным «Трансперенси Интернешнл», практически нет коррупции, занимают первые места по уровню свободы прессы в рейтингах международной организации журналистов «Репортеры без границ». В то же время самые коррумпированные страны занимают последние места в рейтинге свободы прессы. В 2004 г., например, Россия занимала по этому рейтингу 140 место из 167 стран.

Мировой опыт приводит к выводу: информационная прозрачность – движущая сила общества и власти. Она не только влияет на изменение правил поведения власти, повышая ее ответственность и эффективность работы на благо общества, но и способствует качественному изменению самого общества.

При этом важно подчеркнуть, что главный смысл информационной прозрачности госвласти состоит не столько в том, чтобы наказать провинившихся, хотя неотвратимость наказания нарушивших закон должна быть. Сколько в том, чтобы устанавливать новые правила поведения в корпорации «государственная власть». Закон нарушается госслужащим, судьей, милиционером, депутатом, военнослужащим, должностным лицом тогда, когда они осуществляют свою деятельность в тени, когда они информационно закрыты и недоступны для общества, а, следовательно, безответственны. Установление процедур информационной прозрачности деятельности госвласти создает условия для обнаружения, выявления и поиска должностных лиц и представителей госвласти, ответственных за те или иные решения и действия. Именно гласность в деятельности власти обеспечивает персональную ответственность ее представителей, создает условия опасности для коррупционеров, нарушителей закона, некомпетентного исполнения чиновниками своих служебных обязанностей.

Смысл информационной прозрачности деятельности власти состоит также в том, что деятельность представителей госвласти становится открытой и доступной для общественного контроля. Угроза быть обнаруженным вне срока давности за взятки, мздоимство и другие нарушения закона заставит госслужащего, работника правоохранительных органов, военнослужащего, судью, представителя спецслужб, местного самоуправления соблюдать законы – работать ответственно, добросовестно и компетентно.

Информационная прозрачность деятельности власти формирует отношения подотчетности власти гражданскому обществу. Когда власть с помощью гласности начнет держать реальный, а не пиаровский отчет о результатах своей деятельности, тогда она вынуждена будет перестраиваться: работать ответственно и компетентно на общее благо. Подотчетность потребует от власти быть ближе к людям, слышать их запросы, уважительно вести диалог с обществом на языке сотрудничества. В свою очередь гражданское общество благодаря возможности оказывать влияние на власть с помощью инструмента подотчетности начнет самоорганизовываться, быть активнее, повышать свою правовую и политическую культуру.

Таким образом, информационная прозрачность стимулирует новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает условиям для ответственной, компетентной и эффективной деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения причин коррупции.

Задача гражданского общества состоит в том, чтобы ускорить этот процесс. В связи с этим Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разработала законопроект «О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов и органов местного самоуправления». Цель законопроекта – установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью органов госвласти и органов местного самоуправления посредством обеспечения открытости, информационной прозрачности их деятельности. Действие закона должно распространяться на исполнительную, законодательную, судебную, власть, другие государственные органы, а также органы местного самоуправления и их должностных лиц в целях усиления их подотчетности гражданскому обществу.

Законопроект устанавливает такие основные принципы реализации права на информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как: общедоступность и открытость информации; обеспечение безопасности личности, общества и государства; систематическое информирование о деятельности госорганов и органов местного самоуправления о предлагаемых или принятых решениях; обеспечение права на поиск, получение и передачу бесплатной информации; предоставление достоверной информации; защита права на информацию; осуществление гражданским обществом контроля над деятельностью указанных выше органов власти.

Иначе говоря, в стране не должно быть ни для кого монополии на информацию. Информация только тогда обретает общественную пользу, когда она открыта для всех, сокрытие правды наносит обществу вред. Доступ к информации органов госвласти нельзя делать платным. Наконец, информация должна быть полной, исчерпывающей и постоянно обновляемой.

Законопроект определяет порядок ограничения доступа к информации, устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением информации, устанавливает способы получения официальной информации. В частности, путем опубликования информации на сайтах государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет, опубликования в средствах массовой информации, обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам, а также к заседаниям соответствующих органов, предоставления документов и материалов на основании запроса.

Законопроект вводит порядок опубликования официальной информации, информации о текущей деятельности, принимаемых решениях и официальных событиях. Закрепляются нормы, стимулирующие распространение официальной информации в негосударственных СМИ. Устанавливаются конкретные процедуры непосредственного доступа к документам и материалам госорганов и органов местного самоуправления. Принципиально важным в данных правовых процедурах является обеспечение доступа к информации на основе технологий сети Интернет.

Впервые в законодательстве устанавливается, что все властные учреждения обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением секретной, перечень которой определен в этом законопроекте.

Все принимаемые органами исполнительной, законодательной и судебной власти и органами местного самоуправления решения, в том числе коллегиальные, должны иметь автора, то есть ответственное лицо, которое эти решения подготовило. Это является условием повышения ответственности и компетентности государственных и муниципальных служащий, судей, депутатов, работников правоохранительных органов. Все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования, размещения их в Интернете и соответствующих информационных источниках.

Если говорить об исполнительной власти, то установление общественного контроля с помощью прозрачности в области бюджетной деятельности – это инструмент повышения эффективности работы государства в целом. Речь идет не только и не столько о федеральном уровне, сколько об уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Несмотря на то, что вступление в силу нового федерального закона о местном самоуправлении отложено с 2006 г. до 2009 г., уже сейчас надо стремится к тому, чтобы контролировать эффективность бюджетной политики на местном уровне власти, где 25 тысяч муниципальных образований будут расходовать до 40 % консолидированного бюджета страны. Если не будет общественного контроля над этими расходами, то это приведет к тому, что 2/5 консолидированного бюджета России может использоваться неэффективно. Строго говоря, значительные средства могут быть просто разворованы.

Прозрачность должна касаться и процесса приватизации. Счетная палата РФ, анализировавшая итоги приватизации в России за 1993 – 2003 гг. установила, что из-за отсутствия контроля над процессом приватизации не был достигнут ряд стратегических целей. В первую очередь, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников. Во-вторых, структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий. В-третьих, привлеченных в процесс приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий.

Между тем сегодня Россия стоит перед масштабной приватизацией 70% национального богатства страны – земли, недр, дорог, энергетики. Извлекая уроки из прошлого, необходимо данный процесс приватизации поставить под контроль общества. А, следовательно, сделать его информационно открытым и гласным.

Прозрачность должна быть и в функционировании ЖКХ. Общество должно знать, откуда берутся такие высокие цены на тепло, газ, другие коммунально-жилищные услуги. Открытость и прозрачность ЖКХ остановит безудержный рост тарифов, так как вскроет диктат монополистов. Надо бороться с монополизмом тепловых, водных, энергетических структур в ЖКХ, а не форсировать переход к 100-процентной оплате услуг населением.

Обнародование сведений федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами власти местного самоуправления об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения, в процессе приватизации, функционирования ЖКХ, безусловно, будет способствовать повышению ответственности и компетентности работы госслужащих, устранению причин и условий коррупции. В связи с этим уместно впомнить уроки осуществления монетизации льгот. Гласность этого процесса вскрыла не только некомпетентность госслужащих всех уровней, но и коррупционные факторы.

Полная публикация с помощью Интернета не только всех принятых законодательных и нормативных актов, но и их проектов, принятых и вносимых поправок, актов, обжалованных в суде и отмененных судом, будет препятствовать уводу в тень законотворческой деятельности исполнительной власти. Обнародование всех отзывов должностных лиц на законодательные инициативы поможет обнаружить механизмы лоббизма, который зачастую выходит за рамки правового поля. Принципиально важным в подготовке законопроектов исполнительной властью является введение практики служебной антикоррупционной экспертизы в министерстве юстиции, результаты которой также должны публиковаться.

Особенно важно обеспечение прозрачности и открытости в связи с инициативами о новом порядке избрания губернаторов. Существует такая точка зрения, что новая система выборов руководителей регионов депутатами региональных законодательных собраний по представлению Президента России еще больше усилит коррупцию. Многие опасаются, что при этой системе лоббистские группировки будут предлагать свои кандидатуры, их выбор будет непубличным, фактически назначенные таким образом руководители регионов будут работать на интересы выдвинувших их лоббистских группировок, а не на государство и его граждан. Отсюда делается вывод, что «назначенные» руководители регионов будут всю ответственность за свои действия перекладывать на Президента России, ответственности перед гражданами у них не будет никакой.

Чтобы этого не произошло, необходимо всю деятельность высших должностных лиц регионов сделать информационно прозрачной, а следовательно, подконтрольной обществу. И тогда уже не важно, лоббистские группировки привели к власти того или иного руководителя региона, избран он с подачи Президента России депутатами регионов или на прямых выборах всеми гражданами. Принципиально важно, что граждане будут иметь возможность контролировать деятельность высшего должностного лица субъекта федерации постоянно, а не раз в 4-5 лет во время выборов. Тем самым во многом снимается проблема коррупции.

Доступной и прозрачной должна быть деятельность законодательной власти. Федеральный парламент, законодательные собрания субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления должны размещать на своих сайтах не только все принятые законодательные акты, но и их проекты, принятые и внесенные поправки, постановления, а также все отзывы должностных лиц исполнительной власти на законодательные инициативы. Необходимо размещать и информацию о поименном голосовании депутатов.

В этом случае будет видна деятельность каждого депутата, и, следовательно, четко определена его персональная ответственность за принимаемые решения. Ответственной может быть только та деятельность, которая информационно открыта, а значит, предметна и видима. Информационная прозрачность законодательного процесса позволит снизить степень отчуждения между властью и гражданами, повысить ответственность депутатов федерального и регионального уровней и представительных органов местного самоуправления за качество и эффективность законотворчества.

Как результат, информационная прозрачность позволит предотвратить появление законодательства, порождающего коррупцию, добиться, чтобы юридические нормы и правила устанавливались в интересах человека и благополучия общества, были ясными и недвусмысленными, способствовали формированию эффективной и конкурентоспособной экономики, служили процветанию России.

Чрезвычайно важное значение имеет информационная прозрачность для эффективной работы судов. В нашей стране суд во многих случаях пока не стал ни скорым, ни правым, ни справедливым. Установление прозрачности в деятельности судов позволит во многом решить эти проблемы. Для этого, во-первых, все судебные органы различных уровней должны полностью размещать на своих сайтах открытые материалы судебных заседаний, судебные решения и постановления. Во-вторых, решения суда вступают в силу только после публикации их на сайте в Интернете. В-третьих, должны размещаться в Интернете все материалы квалификационных комиссий судей. Информационная открытость будет содействовать обеспечению подлинного равенства всех перед законом и судом и повышению ответственности и компетентности судей. Именно информационная прозрачность, устанавливающая общественный контроль, а не только повышение зарплаты судьям и обеспечение их неприкосновенности, будут способствовать справедливости и эффективности всей судебной системы, освобождению ее от коррупции и зависимости от исполнительной власти. Ибо в процесс общественного контроля над деятельностью судов обязательно включатся различные институты гражданского общества – общественные объединения юристов, средства массовой информации, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры. Важно подчеркнуть, что прозрачность суда обеспечит благоприятные условия для повышения компетентности и ответственности милиции, прокуратуры, спецслужб. Именно это является принципиальным фактором деятельности судебной системы и правоохранительных органов.

Принятие данного законопроекта, с одной стороны, создаст качественно новые правовые условия деятельности государства и общества, установив повседневный общественный контроль над государственными институтами. С другой стороны – процесс осуществления общественного контроля посредством прозрачности деятельности власти модернизирует само гражданское общество.

Ее цель – повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти, качество и доступность государственных услуг, снизить издержки бизнеса, возникающие в связи с государственным регулированием экономики.

Для достижения этих целей Центр стратегических разработок предлагает решить ряд взаимосвязанных задач.

Первое. Внедрить в органы исполнительной власти принципы и механизмы управления по результатам.

Второе. Разработать и внедрить стандарты госуслуг, представляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.

Третье. Оптимизировать функции органов исполнительной власти и ввести особые механизмы регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти.

Четвертое. Повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества посредством обеспечение прозрачности деятельности органов исполнительной власти.

Пятое. Модернизировать систему информационного обеспечения органов исполнительной власти.

Шестое. Сформировать необходимые организационные, информационные, кадровые ресурсы обеспечения административной реформы[31].

Одной из ключевых проблем в решении данных задач является повышение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Для этого эксперты ЦСР считают необходимым создать действенные организационные механизмы раскрытия информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, проведения публичных обсуждений готовящихся решений, проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти[32].

Вся деятельность госслужбы должна быть прозрачной для гражданского общества. Это позволит установить публичный контроль над деятельностью власти. В этом должен состоять основной смысл модернизации государственной службы. Общественный контроль позволит предупреждать, выявлять и устранять обстоятельства, которые способствуют коррупции и злоупотреблениям на госслужбе. Общественный контроль над деятельностью государственных органов и госслужащих позволит одновременно повысить качество и эффективность их работы.

Фундаментом модернизации судебной власти и правоохранительных органов является информационная прозрачность деятельности судов, прокуратуры, милиции. Данный процесс связан также с повышением правовой культуры общества, модернизацией и стабилизацией законодательства, качественной подготовкой юридических кадров, структурными преобразованиями правоохранительной системы в целом.

Совершенствование правоохранительной системы в целом заключается в устранении необоснованного дублирования функций и полномочий в деятельности правоохранительных органов, в существенном повышении заработной платы ее работников при одновременной оптимизации их численности, а также в росте уровня технического обеспечения. В условиях глобальных мировых вызовов терроризма российским правоохранительным органам следует глубоко интегрироваться в международные антикриминальные и антитеррористические организации.

Финансы структурообразующих компаний – «Газпрома», РАО «ЕЭС», АО «Российские железные дороги» остаются крайне непрозрачными не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних и аффилированых структур, непрофильных активов. Многое остается неясным и в части мотивов принимаемых инновационных решений. В то же самое время происходит постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию и услуги.

В связи с этим внедрение финансовой и административной прозрачности в работу естественных монополий позволит оздоровить их финансовое состояние, навести порядок в их финансовой отчетности, отсечь структуры, которые заняты коррупционной деятельностью. Обстановка финансовой и административно-управленческой прозрачности позволит затем заняться реструктуризацией РАО «ЕЭС», «Газпрома», «РЖД», «Связьинвеста» и т.д. Только гласность и открытость деятельности российских монопольных гигантов станет условием их разукрупнения и частичной приватизации.

Разделение сектора, в рамках которого будет сохраняться государственная монополия, и секторов, в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на первом этапе реформ специальным уполномоченным правительственным органом на основе четко определенных критериев и при публичном контроле со стороны Государственной думы и Совета Федерации. Приватизация активов в этих секторах должна проводиться гласно и на конкурсной основе независимой государственной структурой на основе специальных законов, которые должно принять Федеральное Собрание.

В реформе ЖКХ, так же как и в реформах естественных монополий, первоочередным шагом должно быть обеспечение прозрачности этой сферы. Это позволит обществу контролировать и вести анализ функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Следствием общественного контроля станет неизбежная ликвидация бизнес-структур, паразитирующих на объектах ЖКХ. Следующий шаг – отмена любых льгот для коммерческих организаций, оказывающих коммунальные услуги населению. Это должно быть обязательным условием лицензирования подобных организаций, так как они эксплуатируют теневые отношения в этой сфере услуг.

Необходимо также обеспечить формирование системы учета реальных объемов потребляемых населением услуг, определение минимального набора услуг, при отсутствии которого не может взиматься плата за коммунальные услуги. Прозрачность деятельности ЖКХ, таким образом, является основой всей реформы, суть которой в ликвидации причин коррупции, теневых отношений в этой сфере.

Настоящая налоговая реформа в современных условиях – это система мер, которые обеспечивают для налогоплательщика открытость и прозрачность всех форм налогообложения. Необходимо создать эффективные антистимулы для неплательщиков, вплоть до фактического блокирования их предпринимательской активности. Следует способствовать снижению налогового бремени до оптимального уровня. Налоговая система должна стимулировать создание новых рабочих мест, новых производств, малого и среднего бизнеса. Одним из главных условий налоговой реформы является повышение эффективности налоговых служб, искоренение коррупции в их рядах. Решить эти проблемы возможно только в условиях гласности и открытости их деятельности.

Важной сферой, где существующие институты требуют срочных усилий со стороны государства по искоренению условий для коррупции, является финансовый сектор. В этой сфере необходимо быстрее добиваться большей прозрачности кредитных учреждений, включая перевод их на международную систему финансовой отчетности в бухгалтерском учете. Следует раскрывать информацию о структуре собственности, о владельцах банков, открытой оценки капитала. Это будет способствовать устранению теневых финансовых операций в банковском секторе. Между тем в настоящее время в Москве функционирует 700 банков, а в Нью-Йорке – центре финансового мира – только 60. О чем говорит это сопоставление количеств банков? Только об одном – об отмывании банками в Москве «грязных» денег.

Необходимо внести в законодательство требования о четко определенной ответственности владельцев за обязательства их кредитных учреждений, начать работу по сбору информации о кредитной истории заемщиков. Принципиально важно работать по восстановлению доверия вкладчиков к банковской системе, в том числе и ведя отбор банков для включения в систему гарантирования вкладов населения. Между тем многие частные банки не умеют, да и не желают трудиться для достижения такого доверия. Поэтому люди в этих условиях выбирают крупные государственные банки для хранения своих сбережений. Частным банкам, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, придется радикально улучшать свое корпоративное управление и следовать принципам открытости и прозрачности.

Главным фактором противодействия коррупционным нормам права является гласность. Государство имеет возможность не допускать принятие подобных норм права. Решающую роль здесь может играть правовая антикоррупционная экспертиза законопроектов в период их разработки и обсуждения. Данная экспертиза может осуществляться специальными антикоррупционными комиссиями в Государственной думе, Совете Федерации, Общественной палате, Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий по выявлению норм права, способных устанавливать такие рамки взаимоотношений между субъектами, которые повышают вероятность их вступления в коррупционные отношения.

Необходимо в ближайшей перспективе разработать и принять федеральные законы «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «Об ответственности за незаконные трансфертные операции», «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти». Это позволит создать системное законодательство по борьбе с коррупцией.

Сотрудники Института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации предлагают в качестве предупредительных мер по борьбе с коррупцией четко установить в законодательстве о государственной службе жесткие стандарты поведения чиновников, исключающие использование (прямо или косвенно) должностного положения в корыстных и иных личных целях.

Эксперты предлагают внести в федеральные законы о государственной службе четыре положения, обязывающие чиновников предоставлять по установленной форме руководителям своих ведомств.

Первое. Список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через супруга, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело;

Второе. Список всех его личных кредиторов, кредиторов его супруга и других проживающих вместе с ним членов семьи;

Третье. Информацию о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности;

Четвертое. Сведения о своих «длящихся» коммерческих, финансовых и иных интересах.

Эксперты предлагают также внести в законодательство РФ о государственной службе положения, согласно которым в случае выявления фактов нарушения чиновником антикоррупционного законодательства к нему должны применяться такие меры воздействия, как частичная или полная дисквалификация, перемещение на низшую должностную ступень, предложение прекратить «конфликтные» финансовые связи. При серьезных нарушениях чиновник должен привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Сотрудники ВНИИ МВД России в свою очередь предлагают привести нормы уголовного права в соответствие с мировой практикой. А она требует криминализировать: предоставление взятки должностному лицу в виде нематериальных ценностей; обещание дать взятку или предложение ее дать; вымогательство взятки, которое не привело к ее даче; дачу взятки не самому должностному лицу, а третьим лицам, в успешной деятельности которых он заинтересован; подкуп иностранного должностного лица; конфликт интересов; незаконное обогащение должностного лица. Должностных лиц, выполняющих управленческие функции в государственных (муниципальных) предприятиях, эксперты предлагают отнести к публичным должностным лицам. Должна быть установлена административная, а в перспективе – уголовная ответственность юридических лиц за подкуп должностных лиц с наказанием в виде штрафа, конфискации прибыли, полученной с помощью подкупа должностных лиц, лишения права получать государственные (муниципальные) заказы на определенный срок. Законодательные основания и практика привлечения юридических лиц к уголовной ответственности за подкуп существует во многих странах мира.

Специалисты считают, что основным видом наказания за коррупционные правонарушения, в условиях массовости коррупции, должно быть увольнение с должности с запретом поступать на государственную (муниципальную) службу в течение определенного времени.

Эксперты ВНИИ МВД Российской Федерации утверждают, что исключение из УК РФ конфискации имущества из карательных мер противостояния транснациональной преступности противоречит международному праву, а в результате – и Конституции России. Следовало бы не исключать конфискацию имущества, а модифицировать ее согласно международно-правовым актам. Специалисты в этой связи предлагают определить конфискацию имущества как уголовно-правовую меру и с этой целью ввести в УК новую главу 15-1 «Иные меры уголовно-правового характера». В ней важно предусмотреть реституцию, взнос в фонд лиц, пострадавших от преступлений, конфискацию имущества. Норму о конфискации имущества следует сформулировать как «безвозмездное изъятие в собственность государства следующего имущества:

орудий и средств совершения преступления;

имущества, денег и иных ценностей, полученных в результате совершения преступления, а также любых доходов от этого имущества или соответствующей стоимости имущества и доходов;

приобретенного преступным путем, а затем легализованного посредством совершения финансовых операций или иных сделок, в том числе используемого для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;

используемого либо предназначенного для совершения преступления»;

используемого или предназначенного для финансирования организованной группы или преступного сообщества».

Важно заметить, что совершенствование законодательства не является панацеей в борьбе с коррупцией. Оно лишь дополняет главные институциональные преобразования.

Таким образом, российская государственная власть, открывая свою деятельность, становясь прозрачной, а, следовательно, подконтрольной обществу, проводя институциональные преобразования, совершенствуя законодательство, противодействуя коррупционным нормам права, способствует ликвидации причин коррупции.

Основные направления антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.

Гражданское общество создается людьми как определенная система экономических, политических, правовых, культурных и иных общественных отношений, самостоятельная по отношению к органам государственной власти. Эффективность таких общественных отношений зависит в первую очередь от степени свободы, ответственности и активности граждан, во-вторых, от развитости и эффективности рыночной экономики, и, наконец, от зрелости правовых и демократических институтов государства.

Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция. Именно осознание людьми своей гражданственности является определяющим фактором в формировании общественного потенциала, необходимого для активной антикоррупционной деятельности в России.

Без отстаивания человеком своих личных прав и свобод, в частности, права на достойную жизнь, права на достоинство личности, права на свободу и личную неприкосновенность, невозможно формирование и развитие свободной, ответственной и созидательной личности. Без отстаивания человеком своих экономических прав, как то, права на частную собственность, права на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав конкуренции, невозможно становление малого и среднего бизнеса, формирование эффективной экономики, среднего класса – основы гражданского общества. Без отстаивания человеком своих прав на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, прав на получение информации, нельзя установить общественный контроль над деятельностью власти, который заставит государство исполнять законы и эффективно работать на общее благо.

По существу, процесс искоренения причин коррупции, то есть безответственности и неэффективности государства, неразвитости гражданского общества, теневого характера и сырьевой направленности экономики, наконец, несовершенного и взяткоемкого законодательства, начинается сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба с коррупцией есть ни что иное, как борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть, а в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь.

Чтобы достичь данных целей, гражданское общество должно установить общественный контроль над деятельностью государственной власти. Общественный контроль – это подотчетность органов государственной власти и должностных лиц гражданам. Подотчетность, во-первых, предполагает право граждан получать отчет посредством необходимой информации о деятельности власти. Во-вторых, подотчетность предполагает право граждан принимать меры, то есть накладывать санкции, в случае, если информация или объяснения будут сочтены неудовлетворительными. Сложность общественного контроля в данном случае состоит в том, что прозрачности власти недостаточно для обеспечения ее подотчетности гражданам. Прозрачность способствует осуществлению права получать отчет, но не обязательно ведет к получению права принимать меры. Поэтому очень важно развивать демократические институты, которые повышают подотчетность власти обществу. Это в первую очередь свободное развитие СМИ, свободные выборы, демократическое развитие парламента, политических партий, активное развитие местного самоуправления и т.д.

Совокупный плюрализм СМИ, множественность автономных средств массовой информации, имеющих доступ к разнообразным источникам информации и отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей является наиболее эффективным контрольным инструментом общества. Именно совокупный плюрализм СМИ обеспечивает реализацию прав на свободу слова, получение, передачу, производство и распространение информации. Поэтому данный институт гражданского общества может и должен проводить общественные антикоррупционные дискуссии, освещать антикоррупционные действия государства и общества, проводить собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для полноценной борьбы с коррупцией средства массовой информации должны сделать серьезный шаг к дальнейшему освобождению от опеки государства. Разгосударствление СМИ должно идти на уровне как федерального центра, так и регионов. Центральной власти нет нужды иметь более одного контролируемого ею телеканала, максимально охватывающего территорию страны. Один или два центральных телеканала могут быть преобразованы в общественное телевидение. Остальные центральные телевизионные каналы могут быть приватизированы. Тот же процесс целесообразно осуществить и в сфере радиовещания. Крайне важно постепенно вывести телерадиовещание из-под прямого или косвенного контроля региональных и местных властей. Нет никакой необходимости в том, чтобы какие бы то ни было печатные СМИ, как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) находились во владении, прямом или косвенном, любых органов власти. Запрет на такое владение целесообразно установить законодательно. Наконец, все типографии страны должны быть приватизированы и акционированы безо всякого участия государственных структур.

Данный процесс, очевидно, будет идти эволюционным путем, а не в режиме одномоментной акции. Скорость осуществления данных преобразований будет зависеть от политической воли высших должностных лиц федерального центра и регионов, правовой, политической и гражданской культуры общества, обретения СМИ финансово-экономической самодостаточности. Выполнение последней задачи возможно только при условии цивилизованной конкуренции на рынке масс-медиа. К формированию такой конкурентной среды, очевидно, будут приобщаться различные бизнес-группы.

СМИ необходимо поставить в строгие условия финансовой ответственности за нарушение законодательства. Кроме того, сами средства массовой информации не должны быть вне критики общества. Только информационная ответственность перед конкурентами и обществом, подкрепленная возможностью судебных штрафов и уголовного наказания способна заставить СМИ самосовершенствоваться. Кроме того, корпоративные объединения в области средств массовой информации сами должны выработать кодекс чести и поведения. Наконец, финансирование СМИ должно быть прозрачным. Это позволит создать в этой сфере систему гражданского контроля.

Реализация процесса разгосударствления средств массовой информации, повышение их ответственности перед обществом, прозрачность в финансировании сделает их по-настоящему полноценным институтом гражданского общества, способным сыграть решающую роль в ликвидации коррупции в России.

Важной формой общественного контроля над деятельностью государственной власти являются парламентские расследования. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О парламентских расследованиях». Его цель, во-первых, установить общественный контроль над деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц в рамках действующего законодательства. Во-вторых, укрепить демократический порядок организации и функционирования государственной власти. В третьих, цель законопроекта состоит в информировании гражданского общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость. Наконец, целью законопроекта является выработка рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению. Законопроект устанавливает, какие институты могут быть субъектами парламентских расследований, каковы основания для их проведения, как организуется процедура выдвижения инициативы парламентских расследований. Определяется порядок формирования комиссий, которые образуются Федеральным Собранием, их компетенция и порядок деятельности.

В результатах парламентского расследования указываются выявленные комиссией: степень достоверности фактов и событий, послуживших основанием для данного парламентского расследования; причины и обстоятельства фактов и событий, которые стали основанием для данного парламентского расследования; лица, чьи решения, действия или бездействие способствовали наступлению неблагоприятного события, либо не способствовали его предотвращению или предотвращению (уменьшению) тяжелых последствий; лица, признанные комиссий виновными в совершении действий (бездействия), несовместимых со статусом должностного лица государственного органа или государственной организации.

В случае, если комиссия выявила или установила достоверность фактов принятия решений, совершения действий или бездействия должностных лиц, не совместимых с их статусом, в выводах комиссии указываются предложения, адресованные соответствующим государственным органам: о привлечении виновных к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности, а также об устранении условий, способствовавших совершению действий, несовместимых со статусом должностного лица федерального государственного органа или государственной организации; об устранении условий, способствовавших наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость.

Парламентские расследования проводятся в условиях гласности. Все выводы и решения парламентских расследований публикуются в СМИ и размещаются на соответствующих сайтах в Интернете.

Серьезную роль в публичном контроле над деятельностью государственной власти могут играть политические партии. Однако в настоящее время партии переживают кризис. И не только потому, что теряют свою социальную базу, не там ищут целевые аудитории или ощущают проблемы в партийном менеджменте, но и по той причине, что переживают кризис идей.

В этой связи во главу угла стратегий и тактик политических партий может стать борьба с коррупцией, которая сегодня угрожает национальным интересам России. Партии могут быть авангардом в антикоррупционной деятельности. Но, чтобы осуществлять эту деятельность по-настоящему, надо самим стать ответственными и прозрачными. «Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических партий по-прежнему скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор»[33], - подчеркивалось в Послании Президента России Федеральному Собранию 26 мая 2004 года.

Следовательно, чтобы прессинговать государственную власть за коррупцию, партии сами должны стать прозрачными, то есть открыть всю свою финансовую деятельность. Только в этом случае политические партии смогут по-настоящему участвовать в антикоррупционной деятельности. Как то: проводить парламентские расследования, вскрывающие коррупцию; подхватывать журналистские антикоррупционные расследования и поднимать их до уровня политического скандала и отставок должностных лиц; проводить парламентские слушания по антикоррупционным программам, организовывать широкие общественно-политические дискуссии по борьбе с коррупцией; осуществлять антикоррупционные экспертизы законопроектов и уже действующих правовых актов.

Важную роль в организации гражданского контроля над деятельностью государственной власти политические партии играют во время избирательных компаний. Именно в острой конкурентной борьбе на выборах, как правило, поднимается проблема коррупции власти. В настоящее время, когда роль партий в избирательном процессе возрастает, необходимо очистить сами выборы.

Свободные и честные выборы – основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Чтобы обеспечить проведение демократических, честных выборов в стране необходимо: Первое – усилить общественный контроль над деятельностью избирательных комиссий, размещая всю информацию о выборах, о подсчете голосов и итогах выборов в Интернете и СМИ. Второе – использовать электронную систему подсчета голосов ГАС «Выборы» для искоренения фальсификаций и подтасовок итогов волеизъявления избирателей. Третье – обеспечить предание гласности всех нарушений в период избирательный кампаний. Четвертое – исключить использование так называемого «административного ресурса». Пятое – ужесточить ответственность за нарушение гарантий равенства кандидатов. Шестое – усилить ответственность за фальсификацию итогов выборов, нарушение избирательных прав граждан. Только свободные и честные выборы могут сформировать подлинную власть народа, исходящую от народа и служащую ему.

Общественные организации способны осуществлять исследовательскую работу по изучению коррупции и борьбе с ней, заниматься просветительской антикоррупционной деятельностью. В условиях информационной прозрачности общественные некоммерческие организации могут вести постоянный анализ ситуации в различных сферах общественной жизни на предмет коррупции. Например, сегодня чрезвычайную актуальность приобретает общественный мониторинг деятельности судов, в целом правоохранительной системы. Общественные организации в состоянии компетентно вести мониторинг коррупционной ситуации в системах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и в других сферах.

Общественные организации могут использовать и такой серьезный инструмент в антикоррупционной деятельности, как публичное обсуждение законопроектов и важных государственных целевых программ. Между тем, в стране до сих пор не сложилась устойчивая практика общественных обсуждений. Если некоторые законопроекты, имеющие социальное значение, как-то и звучат в СМИ, то целевые федеральные программы готовятся, принимаются и реализуются в полной тишине. Вместе с тем, заказчиками услуг, например, образования, науки, техники являются граждане.

Уместно в этой связи привести список федеральных программ, ни одна из которых не стала предметом общественного обсуждения, экспертизы и контроля: «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; «Развитие образования на 2000-2005 годы»; «Развитие единой образовательной и информационной среды в 2001-2005 годы»; «Интеграция науки и высшего образования России в 2002-2006 годы»; «Молодежь России» (2002-2006 годы); «Электронная Россия»; «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Ни одна из этих программ в обществе широко не обсуждалась ни на этапе разработки, ни в процессе реализации. По существу налогоплательщики не знают, насколько эффективно расходуются их средства, каков результат данных федеральных программ. Одна из существенных причин такого положения состоит в том, что эти программы готовятся в недрах тех ведомств, которым потом поручается их исполнять. В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» подготовил законопроект «Об общественном обсуждении». Его цель – установить процедуры общественного контроля над деятельностью Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания России посредством открытого общественного обсуждения законопроектов и важных государственных целевых программ. Основными принципами общественного обсуждения являются всеобщность обсуждения, равенство прав граждан России на участие в обсуждении, свобода и осознанность их волеизъявления, объективность и гласность обсуждения, обязательность рассмотрения и учета поступивших в ходе обсуждения предложений.

Законопроект устанавливает предмет общественного обсуждения, вопросы, которые не могут быть вынесены на общественное обсуждение, обстоятельства, исключающие проведение общественного обсуждения. В законопроекте определяются условия общественного обсуждения, порядок его проведения. Общественное обсуждение с самого начала и до своего завершения проходит гласно и открыто. Вся информация о ходе общественного обсуждения публикуется на специальном сайте в сети Интернет.

Общественные организации могут использовать в антикоррупционной деятельности и такой важный инструмент, как обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации российские граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления. Однако до сих пор данная конституционная норма не подкреплена законодательно установленными гарантиями соответствующего права граждан.

В связи с этим МОО «Общественный антикоррупционный комитет» разработал законопроект «О гарантиях права граждан Российской Федерации на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации». Законопроект закрепляет право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в указанные органы и организации, определяет основные принципы рассмотрения обращений граждан. Законопроект устанавливает виды обращений и особенности их рассмотрения – это петиции граждан, предложения, заявления, жалобы. Определяется порядок рассмотрения обращений граждан, контроль над соблюдением законодательства об обращениях граждан, ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Главное, что закрепляет данный законопроект – это прозрачность деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части исполнения своих обязанностей. Правообеспечение процесса обращений граждан, общественных организаций, других институтов гражданского общества позволит вскрыть и предавать гласности факты коррупции должностных лиц, чиновников, милиции, судей, прокуроров, военнослужащих, муниципальных служащих. Наконец, общественные организации способны принимать активное участие в различных антикоррупционных консультативных органах, специальных комиссиях и комитетах, солидарно участвовать в антикоррупционных акциях – митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах и т.п.

Для того, чтобы принимать активное участие в антикоррупционной деятельности, бизнес должен стать более ответственным перед обществом и страной в целом. Социальная ответственность бизнеса конкретна: неукоснительная уплата налогов, инвестиции в собственную страну, прозрачность ведения бизнеса. А этого зачастую до сих пор нет. Между тем неотложные проблемы страны требуют от бизнеса сменить вектор развития и от морали «дикого капитализма» перейти к труду в рамках закона, прозрачности на благо страны. Задача бизнеса сегодня – обеспечить рост конкурентоспособности экономики, подъем благосостояния российского общества. Отсюда исходят и новые стандарты, которыми должен руководствоваться каждый предприниматель. Во-первых, бизнес должен быть эффективными: перейти от перераспределения ресурсов к созданию и развитию производств. Во-вторых, бизнес должен быть инновационным и прозрачным, то есть развивать новые технологии, уплачивать все налоги, быть законопослушным. В-третьих, бизнес должен быть цивилизованным: дорожить репутацией и стремиться к лучшим мировым корпоративным стандартам. Наконец, бизнес должен быть патриотичным и социально ответственным.

Конечно, это цели высокие, между тем основная цель бизнеса – прибыль. Однако пока в российском бизнес-сообществе не сформируется понимание своей социальной роли в развитии негосударственных СМИ, поддержке общественных организаций, развитии многопартийной системы, а также в осознании задач по строительству эффективной экономики, важнейшие проблемы страны не будут решены.

Значительные возможности для антикоррупционной деятельности есть у гражданского общества на уровне местного самоуправления. Это и сходы граждан, на которых могут быть приняты антикоррупционные решения. Это и публичные антикоррупционные слушания, которые инициируются гражданами. Это и собрания граждан по вопросам коррупции в системе местного самоуправления. Это и обращения граждан в орган местного самоуправления по вскрытию фактов коррупции.

Для того, чтобы данная система общественных отношений стала эффективно развиваться, необходимо укрепление экономической основы местного самоуправления. В этих целях надо законодательно решить четыре задачи.

Первая. О введении налога на недвижимость и отнесении его к местным налогам с полным зачислением в бюджеты муниципальных образований.

Вторая. О придании подоходному налогу статуса местного налога.

Третья. О разграничении земельных ресурсов с учетом преимущественных прав муниципальных образований на их использование.

Четвертая. О соблюдении конституционного права населения муниципальных образований на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности.

Принятие подобных решений поможет укреплению финансовой, экономической базы местного самоуправления, заставит муниципалитеты рачительно и эффективно вести хозяйство. Финансовая устойчивость местного самоуправления позволит поднять социальную активность людей, реализовать деловую инициативу, создать результативную систему общественного контроля.

Таким образом, лишь сильное – правовое демократическое государство обеспечивает права и свободы своим гражданам. А сила современного государства, в эпоху информационного общества, зависит от свободных и ответственных граждан, контролирующих свое государство. Опираясь на эту диалектику, можно сделать следующие выводы. Правовая, демократическая, эффективная государственная власть – это подконтрольная власть. В свою очередь демократическое устройство общественной жизни невозможно также без контроля. Взаимный контроль государства и общества в современную информационную эпоху выступает условием ликвидации коррупции как системы общественных отношений.

Координация антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.

Для формирования и реализации эффективной антикоррупционной политики, организации взаимодействия и координации между органами государственной власти и обществом в борьбе с коррупцией представляется актуальным активизировать и придать новое качество работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией.

В этих целях в соответствии с Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. за № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе коррупцией» следует сформировать Комиссию по противодействию коррупции.

Учитывая, что искоренение коррупции как системы общественных отношений возможно только благодаря совместным усилиям государства и общества, целесообразно в состав Комиссии по противодействию коррупции включить представителей как органов государственной власти, так и гражданского общества.

Работа Комиссии по противодействию коррупции, согласно Указа Президента РФ, должна быть сосредоточена на анализе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, а также антикоррупционной экспертизе законодательства.

Представляется, что выполнение этой работы позволит Комиссии по противодействию коррупции решить целый ряд проблем.

Во-первых, выработать комплексные предложения для формирования антикоррупционной политики в России.

Во-вторых, организовать координацию и взаимодействие антикоррупционной деятельности государственных и общественных институтов.

В-третьих, установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью федеральных и региональных органов госвласти и органов местного самоуправления.

В четвертых, организовать разработку проектов законов, направленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции.

В-пятых, проводить антикоррупционные экспертизы законов и подзаконных правовых актов.

В-шестых, способствовать проведению мониторинга коррупции в Российской Федерации.

В-седьмых, привлекать СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения.

В восьмых, поддерживать общественные объединения, занимающиеся антикоррупционной деятельностью.

Вся работа Комиссии по противодействию коррупции должна быть публичной и открытой. Это позволит, с одной стороны, обществу сверять заявленные задачи Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией с реальными действиями и результатами. С другой – повысить ответственность и компетентность госслужащих, должностных лиц, депутатов, судей, работников милиции в исполнении закона и своих служебных обязанностей.

Ключевым фактором деятельности Комиссии по противодействию коррупции будет являться, на наш взгляд, то, что она должна опираться не только на структуры государственной власти, но и на здоровые общественные силы, для которых антикоррупционная деятельность является именно борьбой с коррупцией, а не политической борьбой за власть. Это позволит вывести данную проблему из сферы политической конкуренции в сферу конструктивного сотрудничества.

Важным моментом в работе Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией может стать координация действий по формированию и функционированию экспертной среды по антикоррупционной деятельности в государственных органах власти. С этой целью представляется целесообразным создание специальных экспертных советов и рабочих групп по борьбе с коррупцией при Председателе Правительства РФ; Председателе Совета Федерации; Председателе Счетной Палаты; Председателе Государственной Думы.

В перспективе целесообразно создать также комиссию по борьбе с коррупцией в Общественной палате Российской Федерации, задачи которой могут заключаться:

- в обеспечении прозрачности деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления;

- в организации разработки проектов законов направленных на устранение условий, способствующих коррупции;

- в осуществлении общественного контроля над проведением институциональных реформ;

- в инициировании антикоррупционной экспертизы принятых законов и подзаконных правовых актов;

- в организации мониторинга коррупции в Российской Федерации;

- в привлечении СМИ к формированию в обществе антикоррупционного мировоззрения;

- в поддержке общественных объединений, занимающихся антикоррупционной деятельностью;

- в привлечении бизнес-сообщества к участию в антикоррупционной деятельности;

Вся работа комиссии в Общественной палате должна быть публичной и открытой. Комиссию по противодействию коррупции в Общественной палате целесообразно создать и на региональном уровне. Это позволит организовать антикоррупционную деятельность общественности в субъектах Российской Федерации на качественно ином уровне.

Таким образом, активизация работы Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией позволит качественно усилить антикоррупционную деятельность в стране.

Наступило время, когда социальный заказ на искоренение коррупции как системы общественных отношений сформировался. Искоренить коррупцию – значит создать сильное – правовое и демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных, ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию – это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

У нас только один выбор – государству и обществу следует объединиться в общей работе над системным устранением причин коррупции. Время пришло
 


------------------------------
[1] ВЦИОМ, 12.01.2005. Пресс-выпуск № 150. (Опрос проводился 23 – 24 октября 2004 г., опрошен 1 601 человек в 100 населенных пунктах в 39 областях, краях и республиках Российской Федерации).

[2] Путин В.В. Нам нужен эффективный общественный контроль над властью // Российская юстиция. – 2004. № 1. – С. 2.

[3] ВЦИОМ, 12.01.2005, пресс-выпуск № 150.

[4] См.: www.wciom.ru

[5] Путин В.В. Нам нужен эффективный общественный контроль над властью // Российская юстиция. – 2004. – С. 3.

[6] Антикоррупционные документы и инструменты Международный и национальный опыт борьбы с коррупцией / Сост. Б. Демидов. – М.: Прав-Издат, 2004; Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинников. – М.: ИНФРА-М, 2004.

[7] Предупреждение коррупции в системе уголовной юстиции: Сб. материалов международного научно-практического семинара. 5 – 6 февраля 2003 г. – Красноярск, 2004; Расследование и судебное преследование коррупции: Материалы российско-американского семинара, 23 – 24 сент. 1999 г. – Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2002; Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2003; Россия и мировой опыт противодействия коррупции: Материалы конференции, Москва, 23 – 24 июня 1999 г. – М., 2000; Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: Материалы третьего парламентского международного «круглого стола» по проблемам борьбы с транснациональной преступностью, Иркутск – Москва, 27 авг. 2001 г. / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Департамент юстиции США, Иркутская государственная экономическая академия и др. – М.: Центр ЮрИнфор, 2002; Цаплин А.В. Коррупция: тенденции в мире и в России. – М., 2000 и др.

[8] Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI – XX веков: диалектика системного подхода. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003; Болдырев Ю. О бочках меда и ложках дегтя. – М.: Крымский мост – 9Д, ООО «НТЦ Форум», 2003; Воротников В.В. У критической черты. Теневая триада в России: причины и последствия. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003; Воротников В.В. Преодоление теневизации российского общества: Проблема и решения. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Кирпичников А.И. Российская коррупция. / 3-е изд, испр и доп. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004; Куракин А.В. правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты). – М.: Щит-М, 2004; Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Тенеая Россия: экономико-социологические исследование. – М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2000; Мухин А.А. Российская организованная перступность и власть. Истрия взаимоотношений. – М.: ЦПИ, 2003; Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция. – М.: Рос. гос. гум. ун-т, 2000.

[9] См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. – М.: Юристъ, 2002; Бабурин С.Н., Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция – наиболее опасный вектор деградации общества: Материалы к размышлению. – М, 2004; Богданов И.Я., Калинин А.М. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М.: Юристъ, 2001; Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сборник статей и материалов. – М., 2002; Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. – М., 2004; Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов международной научно-практический конференции. г. Москва, 9 – 10 сентября 1999 г. / Под ред. В.В. Лунева; Институт государства и права РАН и др. – М.: Юристъ, 2001; Правовое регулирование мер борьбы с коррупцией: Материалы научно-практической конференции. г. Москва / Под ред. К.К. Горяинова, О.А. Вагина. – М.: ВНИИ МВД России, 2003; Предотвращение коррупции в бюджетном процессе: Сборник / Под ред. Д.О. Торхова – СПб.: Норма, 2002; Преступность и власть. Материалы конференции. г. Москва, 1 -3 марта 2003 г. / Редкол: А.И. Долгова и др. – М.: Российская криминологическая ассоциация , 2000; основы противодействия коррупции. / Ред. Максимов С.В. – М.: Спарк, 2000; Социология коррупции. Научно-практическая конференция. г. Москва, 20 марта 2003 г. / Рус.-нем. Общество права и экономики и др. – М.: Вып. 5 – 2003 и др.

[10] См.: Кандрин В.А. Причины и последствия коррупции в российской экономике. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2003; Ключевская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001; Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество.- Н. Новгород, 2001; Общественная этика на местном уровне: стратегии противодействия коррупции и другим формам финансовой преступности в органах местного самоуправления: Сборник модел. инициатив. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2003; Материалы международного круглого стола на тему «Формирование законодательных основ антикоррупционной политики на уровне субъекта Российской Федерации2 – Уфа: ИПК при АП РБ, 2002; Преступность и коррупция: современные российские реалии / Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. – М.: Сателлит, 2003 и др.

[11] Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / М.А. Краснов, Э.В. Талапина, Ю.А. Тихомиров, К.И. Головщинский, В.Н. Южаков; под ред. В.Н. Южакова. – М: Статут, 2004.

[12] Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «СПАС», 2004; Диагностика Российской коррупции: социологический анализ: Крат. рез. докл. / Фонд ИНДЕМ. – М., 2002; Головщинский К.И. Диагностика коррупциогенности законодательства / Под ред. М.А. Краснова и Г.А. Сатарова. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2004; Краснов М.А. Коррупция на дорогах. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2004; Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002, № 6; Сатаров Г.А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы // Там же. – 2004, № 2; Сатаров Г.А. Коррупция в России // Юридический мир. – 2004, № 4 и др.

[13] Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. – СПб: Норма, 2000; Гражданское общество против коррупции в России / Под ред. М.Б. Горного. – Спб.: Норма, 2002; Предупреждение коррупции: Что может общество /Под ред. М.Б. Горного – СПб.: Норма, 2003; Публичная политика как инструмент против коррупции в России / Под ред. М.Б. Горного. – СПб: Норма, 2004; Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Волкова. – СПб.: Норма, 2005.

[14] Аринин А.Н. Взятка – двигатель регресса // Финансовый контроль. – 2004, № 12; Аринин А. Коррупция это болезнь общества // Стратегия России. – 2005, № 1; Аринин А.Н. Борьба с коррупцией – это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации // Защита прав и свобод человека: Материалы научно-практической конференции, г. Москва, 16 марта 2005 г. – М., 2005; Аринин А. Доклад: Инструменты противодействия коррупции: Материалы «круглого стола» 3 марта 2005 г. / Под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. Фонд «Единство во имя России» - М., 2005; Аринин А.Н. Коррупция – удавка на шее экономики // Аналитический банковский журнал. – 2005, № 5 и др.

[15] Вступительное слово на совещании с руководителями субъектов Федерации Южного федерального округа 23 сентября 2005 года, Москва, Кремль. // www.president.kremlin.ru

[16] См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации. Материалы Центра стратегических разработок.

[17] См.: Там же.

[18] См.: Армия надменных циников // Независимая газета, 16 авг., 2005.

[19] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. – М., 2005. – С. 12.

[20] См.: Резолюция XIII расширенной Сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. // Местное право, № 11 – 12. 2003. – С. 70.

[21] См.: www.gks.ru

[22] См.: Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1999. – С. 101, 153.

[23] www.anti-corr.ru

[24] ВЦИОМ, 12.01.2005. Пресс-выпуск № 150.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] См.: www.anti-corr.ru

[29] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. не будет ни революций, ни контрреволюций // Российская газета, 4 апр. 2001.

[30] Ясин Е. Доклад. Бизнес и власть: весна-2004 // Материалы «круглого стола» 13 апреля 2003 года. Под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. – М., 2004. – С. 6.

[31] См.: Концепция административной реформы в Российской Федерации. // Материалы Центра стратегических разработок.

[32] См.: Там же.

[33] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 27 мая, 2004.


© 2004-2009 Общественный антикоррупционный комитет.
http://www.stopcorruption.ru/proects.htm

 


ZAHVAT.RU
http://zahvat.ru/
Название сайта захват.ру — пиар-ход для привлечения аудитории к обсуждению темы корпоративных войн и вопросам слияний и поглощений. Мы не занимаемся пропагандой противоправной деятельности по криминальному захвату чужого имущества. Мы анализируем — почему это происходит и как с этим можно бороться. И анализируем хорошо: большая рейдерская война в Москве закончилась и слияния и поглощения в России уже два года как перешли в цивилизованную плоскость.

Уважаемый Zахватчик маленький и большой, матерый и не очень, а также гость нашего сайта!

Давно это было…. Жил-был большой Советский Союз. Он создавал танки, ракеты, кильку в томатном соусе, морскую капусту и Докторскую колбасу. Потом пришла Перестройка… Родился Чубайс/ Он запретил ракеты, кильку и капусту и разрешил ваучеры. Артели закрыли, мастерские разогнали…. "Красные" директора растащили станки и прялки по кооперативам, ТОО, АОЗТ, АООТ, ИЧП…

В 90-х появились суды Карачаево-Черкессии, Кемеровской области, суд Чеченской республики, Мыса Шмидта, Байконура и суд военной базы в Камрани. Развелась особая порода маленьких и жадных людей - миноритарные акционеры, которые объединились в разбойничьи шайки, вооружились листами, судами и приставами…. и рыскают по остаткам СССР в погоне за наживой. «Так появилась "Альфа-Эко". Чуть позже "Росбилдинг", "Вашъ финансовый попечитель", "Русский Банк Развития", "Сигма", "Ведомство", "Мечел", "ИК Русский Проект", "Разгуляй", "МДМ", "Атон", "Интеко", шайкиМурдашева, Бундукизде и др.

И проводят разбойники свои гнусные шабаши и оргии называя их семинарами и лекциями. Потом отнимают артели и ремесленные мастерские. Отнимают отнятое. Отнимают отнятое повторно, третий, четвертый, пятый раз далее до бесконечности… Так захватили НТВ, ТВ6, ЮКОС, Вегетту, Архангельский ЦБК, Олымский сахарный завод, универмаги Московский и Новоарбатский. И всегда им мало.»

Захватчики общаются между собой по специально созданной системе звуков с московским акцентом. Часто употребляемыми стали фразы: "войти по беспределу", "получить меры", "кривые меры", "закашмарить", "возбудиться", "гринмейл", "закрыть", "бюджеты и планы", "вывести актив через прокладку", "добросовестный приобретатель", "техничка", "ФПС", "СБП", "ГД", "СД", "ОСА", "ВОСА", "рейд", "переписать устав", "прикормить", "вынести тело, зайти и удержаться", и др.

Появились добрые Феи, которые за копеечку или нескромный процент от цены артели выручаю из беды директоров, помогают им отбиться от разбойников. Иногда злодеев мучает совесть, и они становятся добрыми Феями. Все течет, все меняется… Феи не могут жить без злоумышленников и наоборот. Соотношение их всегда одинаково…Иногда злодеи и Феи трудятся в тандеме и очень неплохо и успешно сожительствуют. И такое бывает.… Кто из нас здесь злодей, кто волшебник решать тебе, о, великодушный посетитель!!! И Разбойники и добрые феи обитают на ZAHVAT.RU.

Так и продолжается борьба сил добра с силами зла…

Первый Институт Корпоративного Права

http://zahvat.ru/about/

 

 

 

 

 


Начало  Назад  Вперёд

 

См. также:  Русский Мир * Россия в мире * Россия в мире - только факты * Россия и Европа * Россия и Азия * Россия и Америка * Россия и Германия * Россия и Латинская Америка * Россия и Славяне * Россия-Украина-Беларусь * Образ России * Угрозы для России * Уроки для России * Мифы мировой экономики * Россия и крах мировой финансовой системы * Перманентная шизофрения * Глобальный апартеид * Создание Новой Бреттонвудской системы * Новый справедливый экономический порядок  * Статьи Линдона Ларуша

 

"Volk ohne Raum" - Германия
 

 

"Raum ohne Volk" - Российская Федерация

 

Дата последнего обновления этой страницы: 06.01.2011

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете