Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Дата последнего обновления

этой страницы: 08.01.2011

 

Главная 

О портале

Новости портала

Гостевая

 

Блог-Каталог

"Россия в зеркале www"

http://russia-in-www.narod.ru/

 

Блог-Пост  Блог-Факт


 

Библиотека "Россия"

 

Каталоги книг и сборников статей в zip и rar архивах:

Алфавитный каталог книг

по авторам

Алфавитный каталог книг

по названиям

Алфавитный каталог книг

по темам

Новые книги

Алфавитный каталог сборников статей по темам

Новые сборники статей

 

 

Разделы Библиотеки:

 

Вперёд, Россия!

 

Новая Россия
Самоуправление
трудовых коллективов

Народные предприятия
Собственность на землю
Свой дом
Собственники-совладельцы
Экономика знаний
Физическая экономика
Справедливый
экономический порядок

Мифы мировой экономики
Будущее общество

Экономика будущей России

Что делать?
Модернизация России

Цивилизация будущего

Родовые поместья России

Статьи Линдона Ларуша


Столпы Отечества

 

Народ 
Общество
Власть
Государство
Элита
Интеллигенция

Выдающиеся деятели России
Крестьянство
Дворянство

 


Реинкарнации России

 

История России
Империя 
Кризис России
Русский Путь

Русский Мир
Русская Цивилизация
Миссия России
Россия - век 18-й
Россия - век 19-й


 Русское богатство

 

Родная Старина

Русское Золото 
Русская Мысль
Культура России 
Инноватика
Русский Язык

Фольклор
Экономика России

 


Россия в Мире 

 

Россия в Мире

Россия в Мире - только факты

Россия и Азия

Россия и Америка

Россия и Германия

Россия и Европа

Россия и Славяне

Россия-Украина-Беларусь 

Образ России

Мифы мировой экономики

Глобальный апартеид

Перманентная шизофрения

Создание Новой Бреттонвудской системы
Россия и крах мировой финансовой системы

Уроки для России

 


Понять Россию

 

Россиеведение
Русский вопрос 
Российкие тайны
Почему Россия не Америка

Россия - только факты 

 


Русские

 

Русские

Русское Самосознание

Русская традиция


Идеологический тигль

 

Русская Идея
Консерватизм
Патриотизм
Национализм
Либерализм

 


Русские просторы

 

Краеведение

Русский Север
Сибирь
Дальний Восток
Русский фронтир
Города России


Народы России

 

Этносы России


Современный человек

 

Homo socioerectus


"Эта страна" 

 

Русофобия
Российские революции
Российская дурь

Российские мифы

Российские химеры

Это очень странно ...

 


Люди,

будьте бдительны!


Угрозы для России 
Россия в войнах
Убить Россию!
Русское Сопротивление 


Правители России


Иоанн Грозный
Сталин


 

Спецпроект Портала "Россия"

Библиотека MindUp!
на сайте

http://russia-in-www.narod.ru/

 

В её каталогах  в сумме свыше 10 тыс. публикаций:

 

Генеральный каталог MindUp!

История

Психология

Философия

Словари

Энциклопедии
Справочники
Афоризмы

 

 

Мы любим Россию!

 

 

Российские революции

 

Из Третьего Рима - в Третий Мир

 

 

Каталоги

 

Раздел "Революция" в Каталоге "Россия в зеркале www"

 

 

Эпиграфы

 

Есть только две партии - партия народа и партия врагов народа - Робеспьер

Революции обычно только заменяют один вид угнетения на другой - Герберт Маркузе
Мировая революция требует мировой совести - В. Хлебников

 

В революции мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает, и теми, кто их использует в своих целях - Наполеон

 

Революции начинают романтики, продолжают прагматики, а плодами пользуются подлецы - Дантон

 

Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы - О. Бисмарк

Русская революция не имела никаких оправданий - ни моральных, ни социальных, ни экономических, ни политических. Ее устроил правящий и ведущий слой - университетская, военная, земельная и финансовая знать. И каждая в своих узкоэгоистических интересах. Исходной позицией революции были не "возмущение народных масс", не "неудачи войны", - а клевета и предательство. В этом предательстве первая скрипка, конечно, принадлежит именно военным кругам... Этой измене и этому предательству нет никакого "оправдания". И даже нет никаких смягчающих вину обстоятельств: предательство в самом обнаженном его виде. Но, говоря о предательстве, мы обязаны знать, кто, как и зачем занимался этой профессией, начиная от казни Царевича Алексея Петровича и кончая Февралем.

Если мы не будем знать, нас предадут еще и еще и еще... - Солоневич И.Л.

 

 

В разделе «Международные Преступления» Уголовного кодекса МОТ есть статья, которая называется: «Геноцид». Это преступление не имеет срока давности. И там четко сказано, что, если какая-то национальная или политическая группа, или общественное движение всеми своими действиями способствует уничтожению другой национальной группы или общественного движения, то такое действие называется геноцидом. http://www.vedantia.com/AI/genofond.htm

 

Мы добрых граждан позабавим И у позорного столба Кишкой последнего попа Последнего царя удавим

-  С.Морешаль 18-й век

 

Революции обычно только заменяют один вид угнетения на другой - Герберт Маркузе

 

Кто сеет привилегии, пожинает революции. К. Тилье

В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем. П. Буаст

Революции походят на шахматную игру, где пешки могут погубить, спасти короля или занять его место. П. Буаст

Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех.

А. Франс

 

Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили - Сетевой фольклор

 

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров. М.Горький

 

Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно,

чтобы оно развеялось в прах - Дж. Байрон

 

Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми - Н. Макиавелли

 

 

Сборники статей

 


Российские революции. Сборник 1 

Скачать сборник rar-файл 232 кб

СОДЕРЖАНИЕ:

Архипов Игорь. А.Ф. Керенский. Пьеро из революционной сказки

Архипов Игорь. П.Н. Милюков - интеллектуал и догматик русского либерализма
Бугаев А. Трупояз. Советский язык и миф о Великом Октябре
Вергасов Фатех. Большевики. Каталог книг и статей
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
Демьяненко Н.В. Две новые антологии Питирима Сорокина
Демидова Е.В. Революция 1905
Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата
Кожевин В.Л. Российская революция 1917 года и ментальность больших социальных групп
Махлаев А.В. Февральская революция в России 1917 (историко-психо
Ментюкова М.А. П.А. Сорокин о революции 1917 г.
Программа конституционно-демократической партии
Рассоха Игорь. Почему Деникин не взял Москву
Романов Петр. Февраль. 90 лет назад. Как Ленин прозевал революцию
РУССКАЯ КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ
Смит С. Класс, нация и общественная политика в русской революции 1917 года
Сорокин П. Заметки социолога. Трагедия революции
Сорокин Питирим. Ленин. Фанатик и антисоциальный экстремист

 

 


 

Избранные статьи

 

 

Емельянов Ю. В. Последние политические программы и прогнозы Троцкого
Скачать pdf 361 кб

ЕМЕЛЬЯНОВ Юрий Васильевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР. Активный пересмотр многих положений в истории партии, отказ от сложившихся оценок партийных руководителей неизбежно ставит в повестку дня вопрос о необходимости выработки правильного представления о Л. Д. Троцком, занимавшем видное место в Октябрьской революции и сыгравшем крайне противоречивую роль в советской истории. Чтобы выйти из порочного круга смены примитивных оценок, особенно в отношении такой неоднозначной фигуры как Л. Д. Троцкий, необходимо внимательное знакомство с его мировоззрением и практической работой. Следует учитывать, что троцкизм как идейно-политическое движение, сохранившись после смерти Л. Д. Троцкого, ныне имеет ряд международных центров, выступающих от имени созданного Троцким IV Интернационала. При всей своей малочисленности троцкистские партии и группировки чрезвычайно активны, располагают многочисленными средствами информации и оказывают существенное влияние на часть интеллигенции и студенчества в капиталистических странах. Идейно-политическая платформа Л. Д. Троцкого и его последователей имеет значение не только для общественной жизни зарубежных стран. Поскольку Л. Д. Троцкий и троцкисты представили наиболее широкую критику советского общества иод лозунгами восстановления «истинного») марксизма-ленинизма, не прекращаются попытки доказать справедливость их выводов и необходимость осуществления социальных экспериментов в стране в соответствии с рецептами троцкизма. Об актуальности троцкистской альтернативы для нашей страны не раз заявляли советологи США и Англии, прежде всего сторонники И. Дейтчера и Э. Карра. Поскольку предложение о безоговорочной реабилитации Троцкого неразрывно связано с пропагандой идей троцкизма, попытаемся ознакомиться с ними в изложении самого Л. Д. Троцкого.

 

Бердяев Н. А. Рецензия на книгу: Л. Троцкий. Моя жизнь.

(Эта маленькая статья приведена здесь полностью)
Опыт автобиографии. 2 т.
Берлин: Гранат, 1930.
Всякая биография эгоцентрична. Таков ее предмет. Очень эгоцентрична и автобиография Л. Троцкого. Он сам не скрывает этого. Автобиография для него есть активный момент его биографии, он ведет в ней борьбу, расправляется с врагами. Это совсем не есть тип автобиографии,которые пишутся в старости, когда борьба кончена и нет уже будущего,когда память хочет воскресить безвозвратно умершее прошлое, когдаподводится итог жизни, и хочется определить ее устойчивый смысл.Л. Троцкий продолжает верить, что будущее — его и хочет за него бороться. Книга написана для прославления Л. Троцкого, как великого революционера, и еще более для унижения смертельного врага его Сталинна, как ничтожества и жалкого эпигона. Но написана она очень талантливо и читается с большим интересом. Бесспорно, Л. Троцкий стоит вовсех отношениях многими головами выше других большевиков, если несчитать Ленина. Ленин, конечно, крупнее и сильнее, он глава революции,но Троцкий более талантлив и блестящ. Местами автобиография написана очень художественно, там где автор не занят партийными дрязгами.У Л. Троцкого есть художественная восприимчивость Л. Толстого. Этиместа дают передышку, читатель отдыхает от подавленности мелочами идрязгами революционной жизни. Жизнь Троцкого представляет значительный интерес, и она ставит одну очень серьезную тему — тему драматической судьбы революционной индивидуальности в революционномколлективе, тему, с чудовищной неблагодарностью всякой революции,извергающей и истребляющей своих прославленных созидателей.Л. Троцкий не без гордости говорит, что у него нет личной судьбы, чтоего судьба слита с судьбой революции, которой он служит. Самообман исамоутешение. Личная судьба есть и у Л. Троцкого, и он напрасно хочетскрыть ее горечь. Активнейший из революционеров оказался лишним иненужным человеком в революционную эпоху. Это есть печальная судьбаличности. Талантливый и блестящий Троцкий, создавший вместе с Лениным большевистскую революцию, извергнут революционным потоком инаходит себе пристанище лишь в Турции. Бездарный по сравнению сним, незначительный, не игравший большой роли Сталин — диктатор, глава революции, вершитель судеб России и, может быть, всего мира.Этого никогда не удается переварить Троцкому и никогда не удастся понять изнутри революционной эпохи. Нужно перейти в более глубокийплан жизни, чтобы понять эти вещи. Люди мировоззрения Троцкого никогда ведь не углублялись в проблему личной судьбы, они всегда заглушали в себе внутреннюю жизнь внешней борьбой. Автобиография Троцкого есть, конечно, очень интересный и талантливый документ нашейреволюционной борьбы. Но она поражает незначительностью внутреннейжизни души, раскрывшей свою жизнь. Душа эта выброшена на поверхность, целиком обращена во вне. вся исходит во внешних делах. Жизньэтой души рассказана так, как будто самой души нет, и во всяком случае нет в ней духовного начала. Почему Троцкий стал революционером,почему социализм стал его верой, почему всю жизнь свою он отдал социальной революции? Внутренний генезис веры Троцкого, внутреннееформулирование его мировоззрения почти совсем не раскрыты. Указанные им внутренние мотивы образования революционного чувства жизнинезначительны и не могут объяснить такой революционной энергии. Поразительно, до чего Троцкий чужд всем умственным и духовным течениям своей эпохи. Для него ничего не существует кроме марксизма исамого наивного материализма. Он даже отрицательно не определяетсяк другим течениям. Он очень умный человек, но умственный его кругозор необычайно узок, интересы его очень однообразны. Он читает романы в часы досуга, но это лишь отдых от революционной борьбы, внутренне его это чтение нисколько не затрагивает. Как писатель он лишьталантливый журналист. В своих эмигрантских странствованиях онвстретился с Рагацем, швейцарским левым социалистом и вместе с темверующим христианином, протестантом. Социалист-мистик вызывает внем лишь «неприятный озноб». Он ограничивается плоским замечанием,что не может найти психологического соприкосновения с людьми, которые «умудряются одновременно признавать Дарвина и Троицу». Это кажется единственное место, где Троцкий говорит о религиозном вопросе.Он остается старого типа просветителем и рационалистом, таким же каки Ленин, но менее злобно политическим.Чему нас учит автобиография Троцкого? Вот что мне представляетсянесомненным: Л. Троцкий не настоящий коммунист, не до конца коммунист, и не случайно он оказался выпавшим на известной стадии коммунистической революции. Он и в прошлом не был большевиком, и напрасно он старается затушевывать свой меньшевизм, хотя и левый. Троцкийочень ТИПИЧНЫЙ революционер, революционер большого стиля, но не типичный коммунист. Он не понимает самого главного, того, что я назвалбы мистикой коллектива. Именно покорность мистике коллектива заставляет Рыкова и многих других держать себя так, что это со стороны производит впечатление трусости и предательства относительно людей, с которыми они работают. Коллектив, генеральная линия коммунистическойпартии — это ведь аналогично церковным соборам, и всякий, желающийостаться ортодоксальным, должен подчиниться совести и сознанию коллектива. Л. Троцкий еще революционер в старом смысле слова, в смыслеXIX века. Он не подходит к конструктивному периоду коммунистическойреволюции. Его идея перманентной революции есть романтическаяидея. Троцкий придает еще значение индивидуальности, он думает, чтовозможно индивидуальное мнение, индивидуальная критика, индивидуальная инициатива, он верит в роль героических революционных личностей, он презирает посредственность и бездарность. Не случайно егообвинили в индивидуализме и аристократизме. И именно он, организаторКрасной армии, сторонник мировой революции, совсем не вызывает тогожуткого чувства, которое вызывает настоящий коммунизм, у которогоокончательно погасло личное сознание, личная мысль, личная совесть.и произошло окончательное врастание » коллектив. Есть еще одна особенность, отличающая Л. Троцкого. Русскому народу не свойственна театральность и риторика. В русской революции совсем нет красивых театральных жестов и риторических украшений революции французской. Может быть, и хорошо, что в ней нет театральной красоты. Но плохо то.что в ней есть настоящая уродливость. Большевики вошли в русскуюжизнь в первый же момент уродливо, с уродливым выражением лиц,с уродливыми жестами, они принесли с собой уродливый быт. Уродствоэто свидетельствует об онтологическом повреждении. Большевики самичувствуют свое уродство, и это вызывает у них чувство ressentiment.Этим отчасти объясняются их безобразные действия. Сам Ленин какбудто нарочно стремился к уродливому, говорил и писал грубо и некрасиво. Троцкий один из немногих, желающих сохранить красоту образареволюционера. Он любит театральные жесты, имеет склонность к революционной риторике, он по стилю своему отличается от большой частисвоих товарищей, которых он в сущности презирает. J]. Троцкий все ещене понял, что мы вступаем в эпоху пореволюционную, и что старый революционный уклад и революционный пафос для нее не подходят.
Материал подготовил к публикации В.В. Сапов

 

 

Ермаков В.Д. Портрет российского анархиста начала века
Скачать pdf 151 кб
ЕРМАКОВ Владимир Дмитриевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Отечественной истории XX века Санкт-Петербургского института культуры им. Н.К. Крупской. Неоднократно публиковался в нашем журнале.Несмотря на появление за последнее время в периодике большого числа работ советских историков и публицистов о различных сторонах деятельности российских политических партий, включая анархистскую, многое попрежнему остается совершенно неизвестным как специалистам, так и широкому кругу читателей. Одна из малоизученных страницанархистского движения — период первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. По нашему мнению, должен быть существенно пересмотрен вопрос о количестве действующих тогда в стране анархистских групп и организаций, о распространении анархистских взглядов. Анархисты заявили о себе в 1905 г. не менее чем в 73-х городах и местечкахРоссии; в 1906 г. — в 116-ти; в 1907 г. — в 123-х. Наиболее крупными центрами анархистского движения России в различные периоды революции следует считать Белосток, Одессу, Баку, Тифлис, Екатеринбург, Иркутск, Варшаву, Екатеринослав, Кишинев, Москву,Петербург, Ригу и др. города.Деятельность анархистов не ограничивалась лишь городами. В целом ряде губернийстраны известны многочисленные анархистские кружки, ведущие активную пропагандистскую работу среди крестьян.Активная пропаганда велась и среди солдат. В ряде случаев анархистам удалось нетолько привлечь их в свои организации, но и провести массовки в воинских частях,получить из арсеналов ряда подразделений оружие для своих боевых акций. Анархисты,как впрочем и представители иных российских партий, стремились возглавить вооруженные выступления в армии. Иногда это им удавалось. Например, анархист Ю.П. Яблонский, будучи солдатом кавалерийского эскадрона в Тамбове, в июне 1906 г. возглавилвооруженное выступление кавалерийского эскадрона, которое, правда, вскоре было подавлено царскими войсками [1].Какова же численность анархистов, действовавших в стране в годы первой российскойбуржуазно-демократической революции?С большой долей уверенности можно сказать, что человек, считавшийсебя представителем анархизма в годы первой буржуазно-демократической революции1905—1907 гг., выглядел приблизительно так: мужчина, неквалифицированный рабочий,еврей по национальности, с низшим или домашним образованием, в возрасте примерно18 лет с довольно неустойчивыми политическими взглядами.

 

 

Земцов Б.Н. Идеология и ментальность дореволюционной российской интеллигенции
Скачать pdf 222 кб

3емцов Борис Николаевич - кандидат исторических наук, доцент Московского технического университета имени Н. Баумана. Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 75-84.
В статье анализируется процесс становления творческой интеллигенции в России XVIII–XX вв. и соответствующее изменение ее ментальности. Прослеживаются причины возникновения «народопоклонства» и поворот интеллигентского сознания в конце XIX в. от революционности к идеалам мастерства и совершенствования формы, их связь со становлением буржуазии, обуржуазиванием интеллигентской верхушки. Отмечаются соответствующие тенденции в сознании массы интеллигенции после поражения революции 1905–1907 гг. Показана доминирующая роль интеллигенции в оппозиционном и революционном движении. При этом оппозиционность интеллигенции поставлена в подчиненное положение по отношению к функции создания духовных богатств, являющейся основой для ее выделения как социального слоя.
Текст статьи [223 Кбайт]
http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/06/23/0000163149/009.Zemtsov.pdf

 

 

Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России
PDF 211 Кб

ШПАКОВА Римма Павловна - доктор философских наук, профессор Санкт-Петербург-ского государственного университета.
Становление основ демократического общественного устройства - новый феномен в политической жизни современной России. Уже осознание его необходимости, пока пусть даже в са- мом обобщенном виде, является свидетельством трудного, но неуклонного движения нашей страны в направлении построения современного цивилизованного общества с рыночной эконо- микой. Показательно, что понятие "гражданское общество" объединяет ныне самые разные слои и социальные группы российского социума. Однако четкого представления о нем пока нет, как нет и понимания путей его становления. Все остается на уровне намерений и рекомендаций. Здесь уместно напомнить, что программа построения в России либерально-демократического политического устройства появилась еще в 1905 году. Она была представлена группой конституционалистов, разделявших позиции "Союза освобождения" и имела форму проекта Конституции России. Основным автором этого проекта был Петр Струве. Такие важнейшие политические события в России того времени, как первая русская революция, война с Японией и вышеупомянутый проект Конституции России стали основаниями для написания Максом Вебером в 1906 г. двух "русских" статей "К положению буржуазной демократии в России" (февраль 1906 г.) и "Переход России к псевдоконституционализму" (август 1906 г.). Они были опубликованы в редактируемых Вебером, Зомбартом и Яффе первых выпусках журнала "Архив социальной науки и социальной политики". В этот период Вебер активно изучал русский язык и просматривал русскую периодику в богатой русской библиотеке Гейдельберга.
В глазах Вебера Россия была, по его выражению, "увеличительным стеклом", которое позволяло обнаружить, понять и по возможности ослабить или предотвратить кризисы и социальные взрывы в Германии. Например, немецкое общество сравнительно спокойно отреагировало на свою Ноябрьскую (1918 г.) революцию, которая фактически шла по образцу революции Ок- тября 1917 г. в России. Оно было подготовлено к таким потрясениям проведенной внутри страны широкой идеологической работой, газетной публицистикой, включая замечания Макса Вебера, в том числе относительно России. В стране было широко известно содержание его лекции "Социализм", прочитанной весной 1918 г. в Вене и вскоре опубликованной большим тиражом. Интерес немецкого общества к России подогревался и тем, что благодаря революционным переменам она могла стать образцом социально-политических преобразований Германии (особенно после Февральской революции, выступавшей под знаменем демократического переустройства страны). Многие общественно-политические деятели Германии серьезно ставили тогда вопрос о необходимости заимствования опыта развития демократии в России, о чем Макс Вебер хорошо знал, и поэтому слова "учиться у России" в его статьях не случайны. Темой, вокруг которой объединяются все его "русские" материалы и замечания, стало рассмотрение вопроса о том, каков вектор движения России: в сторону "освободительных" реформ и построения демократии, формирующей гражданское общество, или же против них. В том, что воплощение конституционного проекта реформ П. Струве в принципе для России реально, у Вебера не было и тени сомнения. Большую важность для Вебера представляло то, что Россия - органическая и неотъемлемая часть Европы, "культурного европейского мира". Это страна, так же как и Соединенные Штаты Америки, близка к европейским странам по уровню цивилизации и в историческом плане, хотя и не укладывается в географические границы Европы. В начале века именно в России и в Америке четко обозначилась идея политической и духовной свободы: «Самое важное, что их роднит, - подчеркивал Вебер, - это то, что в определенном смысле они являются источником возникновения спонтанной "культуры свободы"»

 

 

 

 

Продолжение следует ...

 

 

 

Россия сосредоточивается!

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете