Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Дата последнего обновления

этой страницы: 08.01.2011

 

Главная 

О портале

Новости портала

Гостевая

 

Блог-Каталог

"Россия в зеркале www"

http://russia-in-www.narod.ru/

 

Блог-Пост  Блог-Факт


 

Библиотека "Россия"

 

Каталоги книг и сборников статей в zip и rar архивах:

Алфавитный каталог книг

по авторам

Алфавитный каталог книг

по названиям

Алфавитный каталог книг

по темам

Новые книги

Алфавитный каталог сборников статей по темам

Новые сборники статей

 

 

Разделы Библиотеки:

 

Вперёд, Россия!

 

Новая Россия
Самоуправление
трудовых коллективов

Народные предприятия
Собственность на землю
Свой дом
Собственники-совладельцы
Экономика знаний
Физическая экономика
Справедливый
экономический порядок

Мифы мировой экономики
Будущее общество

Экономика будущей России

Что делать?
Модернизация России

Цивилизация будущего

Родовые поместья России

Статьи Линдона Ларуша


Столпы Отечества

 

Народ 
Общество
Власть
Государство
Элита
Интеллигенция

Выдающиеся деятели России
Крестьянство
Дворянство

 


Реинкарнации России

 

История России
Империя 
Кризис России
Русский Путь

Русский Мир
Русская Цивилизация
Миссия России
Россия - век 18-й
Россия - век 19-й


 Русское богатство

 

Родная Старина

Русское Золото 
Русская Мысль
Культура России 
Инноватика
Русский Язык

Фольклор
Экономика России

 


Россия в Мире 

 

Россия в Мире

Россия в Мире - только факты

Россия и Азия

Россия и Америка

Россия и Германия

Россия и Европа

Россия и Славяне

Россия-Украина-Беларусь 

Образ России

Мифы мировой экономики

Глобальный апартеид

Перманентная шизофрения

Создание Новой Бреттонвудской системы
Россия и крах мировой финансовой системы

Уроки для России

 


Понять Россию

 

Россиеведение
Русский вопрос 
Российкие тайны
Почему Россия не Америка

Россия - только факты 

 


Русские

 

Русские

Русское Самосознание

Русская традиция


Идеологический тигль

 

Русская Идея
Консерватизм
Патриотизм
Национализм
Либерализм

 


Русские просторы

 

Краеведение

Русский Север
Сибирь
Дальний Восток
Русский фронтир
Города России


Народы России

 

Этносы России


Современный человек

 

Homo socioerectus


"Эта страна" 

 

Русофобия
Российские революции
Российская дурь

Российские мифы

Российские химеры

Это очень странно ...

 


Люди,

будьте бдительны!


Угрозы для России 
Россия в войнах
Убить Россию!
Русское Сопротивление 


Правители России


Иоанн Грозный
Сталин


 

Спецпроект Портала "Россия"

Библиотека MindUp!
на сайте

http://russia-in-www.narod.ru/

 

В её каталогах  в сумме свыше 10 тыс. публикаций:

 

Генеральный каталог MindUp!

История

Психология

Философия

Словари

Энциклопедии
Справочники
Афоризмы

 

 

Мы любим Россию!


Россиеведение

 

Россиеведение = наука о России, "теория России", "философия России", отечествоведение, родиноведение,

Ключевые темы  
россиеведение, русоведение, русология, русословие, русика, россика, русистика, советология,
rusology, Russian Studies, sovetology


Каталог

Раздел "Россиеведение" в Генеральном каталоге "Россия в зеркале WWW"


Россия и мир в тысячах карт

http://www.sci.aha.ru/map.htm

 

Карта Российской Империи 19 века

На карте показаны приращения территории России в 19 веке

(Скачать файл RAR, разархивировать и открыть файл html)

 

Карта религий Российской Федерации

На карте показаны регионы распространения религий в России

(Скачать файл RAR, разархивировать и открыть файл html)

 

Россия в мире. Цитаты

 

 

Эпиграфы

 

"Велико незнанье России посреди России" - Н.В. Гоголь

"Мы России не знаем!" - А.С. Хомяков (век 19-й)

"Мы не знаем общества, в котором живем"

- Ю.В. Андропов, председатель КГБ ССР, Генсек КПСС (век 20-й)

Мы всё ещё не знаем России ... и кому она принадлежит (век 21-й)

 

Нам надобно изучать своё собственное, свою Россию - наше сердце и счастие наше - Александр Терещенко.

Быт русского народа, ч. I, СПб, 1848 г.

 

Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами; оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества; все наши мысли в жизни, науке, искусстве должны отправляться от этого и к этому приходить; в этом наше будущее - П.Я. Чаадаев


У нас другое начало цивилизации, чем у этих (европейских - прим. Института России)  народов... Поэтому нам незачем бежать за другими: нам следует откровенно оценить себя, понять, что мы такое... Тогда мы пойдем вперед - П.Я. Чаадаев

 

«Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории. Эта миссия России выявляется в нынешнюю войну. Россия не имеет корыстных стремлений» - Н.А. Бердяев

 

"Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силою братства и братского стремления нашего к воссоединению людей" - Ф.М. Достоевский

 

Для того ли образуется, для того ли возносится держава на земном шаре, чтобы единственно изумлять нас грозным колоссом силы и его звучным падением? Нет. И жизнь наша, и жизнь империи должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой. Здесь — все для души, все для ума и чувства, все бессмертие — в их успехах. Сия мысль среди гробов и тления утешает нас каким-то великим утешением.

Н.М. Карамзин

 

... той России, которая была, — нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет, То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так что жить станет нестерпимо. Но того рода ужаса, который был, уже не будет. Мир вступил в новую эру. Та цивилизация, та государственность, та религия — умерли. Они могут еще вернуться и существовать, но они утратили бытие, и мы, присутствовавшие при их смертных и уродливых корчах, может быть, осуждены теперь присутствовать при их гниении и тлении; присутствовать, доколе хватит сил у каждого из нас. Не забудьте, что Римская империя существовала еще около пятисот лет после рождения Христа. Но она только существовала, она раздувалась, гнила, тлела — уже мертвая - А. Блок

 

В России две напасти: Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти - В.А. Гиляровский (1853-1935)

 

Нация живет не традицией и не прошлым… Нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе некое стремление осуществить общую программу грядущего - Хосе Ортега-и-Гассет, великий испанский философ 

 

 

 

Книги

 

Все книги в архивных файлах RAR или ZIP

 

Егоров К.Л. Образование Киевской Руси

Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия (становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях)

История внешней политики СССР. Том первый 1917-1945 гг.

История внешней политики СССР. Том второй. 1945-1980 гг.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Три модели развития России (2000 г.)

Панарин А.С., ред. дфн., проф. Философия истории

Поляков Л. Логика русской идеи (rar-pdf)

Рассказ, или Воспоминания сэра Джерома Горсея

Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник

Русский консерватизм. Проблемы, подходы, мнения. Круглый стол

Савицкий П.Н. Сборник статей о евразийстве

Сорокин Питирим Александрович. Современное состояние России
Сорокин Питирим. Циклические концепции социально-исторического процесса

Струве П.  Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества

Тихомиров Л.А. 6 книг. (Монархическая государственность. Критика демократии. Единоличная власть как принцип государственного строения. Религиозно-философские основы истории. Христианство и политика. В последние дни) 
Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения, 1897 г.
Тихомиров Л.А. Критика демократии, 1888-1895.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность
Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории
Тихомиров Л.А. Труды Л.А Тихомирова и статьи о нём

Тихомиров Л.А. Христианство и политика
Тренин Д. Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад» (rar-pdf)

Усов А. Политическая теория Древней Руси

Хомяков П.М. Отчет русским богам ветерана русского движения (сборник эссе на темы идеологии и политики)

Хомяков П.М. Россия против Руси, или почему же Россия не Америка на самом деле (историческое расследование)

Хомяков П.М. Свои и чужие (драма идей)  

 

 

В.В. Похлебкин. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник.

- М.: Междунар. отношения, 1992. - Вып. 1: Ведомства внешней политики и их руководители. Электронная версия
http://www.auditorium.ru/aud/p/index.php?a=presdir&c=sendForm&r=resIndex&nowrap=1&id_res=4097
http://www.auditorium.ru/books/2040/

Ведомства по руководству внешней политикой России существуют уже 500 лет. Однако Русь как государство существует более 1000 лет (с 859 г.), и руководство ее внешней политикой велось, как указывают не только летописи, но и сохранившиеся международные договоры, по крайней мере с X-XI вв.
Как же осуществлялось это руководство и кто им ведал, если не существовало для этого особых учреждений и аппарата, и почему вопрос об учреждении ведомства встал перед государственной властью России лишь спустя 500 лет после основания государства, в XV в.?
На все это дает ответ предлагаемый небольшой, но вместе с тем полный справочник. Он отвечает языком хронологии, языком дат, фамилий, имен на все вопросы, касающиеся истории возникновения и развития в нашей стране дипломатической службы и внешнеполитического ведомства, а также персонального состава руководителей внешней политики, будь то фактических или номинальных, на протяжении более 1000 лет.
Справочник рассчитан на всех, кто интересуется историей своей страны. Справочник одновременно может служить надежным пособием и практическим консультантом для специалистов - историков, дипломатов, искусствоведов, производящих атрибуцию различных памятников и произведений искусства, для студентов и аспирантов вузов и т. д., и т. п

 


 

Сборники статей


Россиеведение. Сборник 1

Скачать весь Сборник rar 200 kb

Или можно посмотреть каждый файл поодиночке

СОДЕРЖАНИЕ:
Мифы о России и дух нации
Методологические заметки о современном россиеведении
Возрождение страны начинается в головах
Научно-педагогическая деятельность русских историков-эмигрантов в США
Опираясь на традиции
Правота моей Родины
Россиеведение - еще один вузовский предмет

или средство формирования культурной идентичности?
УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ
Центр Россиеведения
Чтобы в горле запершило

 

 

Россиеведение. Сборник 2

Скачать весь Сборник rar 104 kb

Или можно посмотреть каждый файл поодиночке

СОДЕРЖАНИЕ:
Англо-американская советология
Образ историка-россиеведа в новейшей американской историографии: характеристики и самооценки  

Здравый смысл или орвеллиана  

Российские реформы и США

На пути к новой российской политике
Рецензия на учебник В.Ф.Шаповалова "Россиеведение"
Русское философское наследие в XXI веке.

Вебер: «Все экономические тенденции ведут к возрастанию несвободы»

Люби Россию в непогоду
Россия как ситуация исследования и понимания. Уроки.

 

 

Россиеведение. Сборник 3

Скачать весь Сборник rar 396 kb

Или можно посмотреть каждый файл поодиночке

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Исторические портреты В.О. Ключевского: И.Н. Болтин. H.M. Карамзин. С.М. Соловьев

2. Исторические портреты и этюды В.О. Ключевского

3. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем

4. Евразийство: история и современность
5. "Особость" России и социологическое воображение
6. Об одном умственном эксперименте, обращенном к российским реалиям

7. "Остров Россия" за семь лет, или Приключения одной геополитической концепции

8. Какими видятся из Украины интересы России в развитии двусторонних отношений?  
9. Комментарий Макса Вебера к русской революции  

10. Политический процесс в России
11. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. ЦАРЬ СЛАВЯН
12. Евразийство в философии
13. Методологические основания регионального анализа как культурной практики

 

 



Избранные статьи

 

 

 

Бурбанк Д. Новые течения в американской историографии о России: власть и культура
Бурбанк Д. Мичиганский университет, США
© Омский государственный университет, 1999 "Исторический ежегодник", 1997 год, страницы 60-68.
В течение последних восьми лет американская история России испытала своего рода перестройку. Как все революции в сознании, и эта не была завершена. И среди американских историков России было деление между поколениями, деление внутри поколений и - что, может быть, наиболее интересное - разделения по темпераменту между "оптимистами" и "пессимистами". Эти разделения касались не только оценки Советского Союза. Раньше - оценка истории советского периода была в основе почти всех споров по истории о России. В последнее время мы разделились по другим вопросам - о научных подходах, о выборе предметов исследования, об определениях терминов, об интерпретациях данных. По-моему, это совершенно здоровый феномен, и куда интереснее и полезнее, чем обычный ненужный и невынужденный конформизм исторических наук в Америке эпохи холодной войны.
Чтобы оценить, что нового появилось в американской историографии, надо вспомнить, чем она была до 1989 г. Тогда американская историография о России находилась под сильным влиянием политики "холодной войны", какой она была у нас, внутри американского общества и западного общества вообще. За каждым научным аргументом пряталась какая-то мораль насчет Советского Союза. Те, которые определили себя "левыми" в американской политической жизни, более или менее "защищали" Советский Союз, большевизм, Ленина, революцию 1917 года и критически относились к царской России. Те, которые критически относились к большевизму, к Советскому Союзу, к марксизму, считались "правыми", несмотря на их позиции во внутренней американской политике. Следовательно, научная позиция американского ученого о России и о революции 1917 года служила индикатором политической идентичности этого ученого - идентичности в американской, а не русской политике.
Эта политизация историков плохо влияла на историческую науку, на выбор предметов изучения, на всю профессиональную деятельность, несмотря на то, что она не была насильственной. Во-первых, всякого рода ненужные споры возникли из-за определения исторических выводов как "антисоветских" либо как "просоветских". Во-вторых, почти все занимались так называемой "политической историей", почти все предметы изучения интерпретировались с точки зрения их политического смысла. В-третьих, некоторые сюжеты было невозможно исследовать, если историк хотел защищать свое политическое положение как "левого" человека.
Хороший, или по крайней мере показательный, пример политизации американской историографии России - так называемое движение ревизионистов истории Сталина и террора 1930-х годов. В середине 1980-х годов, несколько молодых историков громко объявили о новом понимании сталинского террора. Они предложили изучать сталинский террор как феномен с более сложной общественной структурой, чем просто акт государственного насилия. Они предприняли довольно интересный анализ сталинизма, но вместе с тем ограничились весьма узкой критикой Роберта Конквеста, который был определен ими как "крайний правый" за его книги о терроре и голоде. Целью критики так называемых ревизионистов была критика антикоммунизма Р. Конквеста, а не лучшее понимание 30-х годов в России. Типично, что самым важным было вести войну против других американских историков, которые считались "правыми" из-за того, что они занимались террором в СССР, вместо исследования того, что действительно там было. До 1989 г. было невообразимо, чтобы "левый" американец-историк занимался бы изучением сопротивления рабочих сталинскому террору, - это была территория наших "правых".
К счастью, события в России и Восточной Европе взорвали эти историографические и политические границы и открыли возможность передумать и перестроить историческую науку. В этой статье я опишу новые направления в американской историографии России. Мой первый предмет - общие направления исторических исследований; второй - новые "больные" вопросы у американских исследователей; третий - новые методологические подходы; четвертый - исследования, которые отсутствуют у американских историков (чего мы не делаем), и в качестве заключения - несколько слов о так называемой культурной истории.
Новая американская историография рассматривает активные, созидающие силы - людей во всех углах российской империи, разных сословий, имеющих разные социальные возможности. Конфликт и борьба интересов присутствуют, хотя играют самую незначительную роль в новой историографии. Идеи, действия, энергия занимают первое место. Культура, хотя она все еще плохо осмыслена теоретически, представляется нитью, связывающей отдельных деятелей в одну систему и в один исторический процесс. Эклектизм, плюрализм, смешение, прежде принятия определенных методов и категорий, характеризуют новый научный менталитет американских русистов.

 

 

Субетто А.И. Ноосферно-социалистический путь подъема великой державности России как органичный путь России в XXI веке
«Ноосферно-социалистический путь спасения человечества от рыночно-капиталистической экологической гибели человечества в XXI веке – путь водительства России и ее ноосферно-социалистического прорыва на собственных цивилизационных основаниях» – вот тот наш главный тезис, который мы предлагаем «мыслящим» в России, обращенным к «поискам проективного россиеведения».
Сам поиск проективного россиеведения не может быть пост-модернистским, т.е. осуществляемым с «чистого листа», с игнорирования механизмов социально-цивилизационного наследования, а может быть только системогенетическим, объединяющим в себе «генетическое» и «проективное» начала. «Генетическое начало» требует раскрытия внутренних оснований бытия России и русского народа, их системогенезиса. «Проективное начало» обращено к «надмиру» российской цивилизации, к основаниям развитии «надсистемных слоев» бытия России, затем человечества, к Большой Логике Социоприродной Эволюции, императивы которой и предстают как «внешние императивы или Вызовы Истории.

 

Поляков Леонид. Логика «русской идеи»
Скачать pdf 230 кб

Часть 1
Опубликованная в 1946 г. книга Н. Бердяева «Русская идея» завершила собой примерно вековой период поисков русскими мыслителями ответа на мучительный вопрос о сущности «русского начала», о его историческом призвании, о конечном (эсхатологическом) смысле его бытия. Снабдив свою книгу подзаголовком «Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века», Бердяев как бы обозначил перспективу рассмотрения «русской идеи» не только в онтологическом и историософском планах, но и в плане интерпретации этой «идеи» в истории русской мысли. Как философ, и философ религиозный, Бердяев со всей серьезностью решал вопрос о том, «что замыслил творец о России» и каков «умопостигаемый образ русского народа, его идея» 1. Соответствующим образом он рассматривал и историю русской философско-религиозной мысли, видя в ней либо приближение, либо удаление от онтологической первореальности божественного «замысла». Это единство «объекта» рассмотрения — историческая судьба России в совокупности с историей мысли о ней — настолько уникально-бердяевское, что для всех тех, кто вслед за Бердяевым задумывался о «русской идее». оказывалось невозможным не только удержать это единство, но даже просто сохранить сам предмет как определенного рода реальность. Характерно в этом смысле признание одного из глубоких знатоков истории русской мысли М. Карповича, написавшего: «Я вообще не знаю, что такое «русская идея», как не знаю я и немецкой, американской, французской или какой-либо другой национальной идеи. Я знаю о существовании различных русских идей, совокупность и взаимодействие которых и является предметом истории русской мысли»

 

Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Менталитет и национальный характер
(О выборе метода исследования)
Скачать pdf 259 кб

МОИСЕЕВА Нелли Алексеевна - кандидат философских наук, доцент Российского аграрного университета. СОРОКОВИКОВА Валентина Ивановна - кандидат философских наук, доцент Академии хорового искусства. Журнал "Социологические исследования" не раз обращался к теме менталитета русского народа, в том числе дискуссионн. В русле этих публикаций мы хотели бы предложить свой подход к проблеме и обосновать его. Авторские рамки некоторых публикаций по этой проблеме недостаточны. В них не учтены традиции обсуждения этой проблематики российской и зарубежной наукой, нет попыток междисциплинарного анализа и др. Но вначале дадим оценку факту возникновения научного (и смеем надеяться - общественного) интереса к этой проблеме. Сегодня, как и в прошлые столетия, Россия переживает критический период истории. Не лишены оснований пессимистические прогнозы, в том числе сценарий близкого конца российского государства, упадка русской культуры, деградации русского национального характера. Возникает необходимость комплексных, в том числе - социологических исследований происходящих в России процессов, структуры национально-этнического сознания, национального характера и его изменений в полиэтническом социуме. Очередная модернизация современной России обострила проблемы национальной идентичности и национального самосознания, обусловила актуальность социально-философской рефлексии феномена национально-этнического сознания, его структуры, динамики и значения деформации русского национального характера. Проблема русского национального характера давно вызывает интерес исследователей. В России работы об этом феномене стали появляться с 40-х годов XIX в. Их целью был прогноз развития российского общества в условиях цивилизационно-культурного выбора. В рамках философского подхода феномен национально-этнического сознания (прежде всего, русского) интересовал П. Чаадаева, В. Розанова, П. Милюкова, С. Булгакова, С. Франка, Г. Шпета, Н. Бердяева, Л. Карсавина и других. Иной ракурс исследования национально-этнического сознания и национального характера был выбран в филологической науке. А. Потебню, А. Афанасьева, Ф. Буслаева, И. Мюллера, Н. Косымова, Н. Колтогорова, В. Шевырева, С. Широкогорова и ряд других интересовало, прежде всего, символическое пространство национально-этнического сознания. Третье направление исследования этих проблем было представлено социально- психологическими разработками И. Бодуэна-де-Куртене, М. Ковалевского, Н. Данилевского, М. Михайловского, Н. Овсянико-Куликовского, П. Лаврова, Н. Кареева, В. Бехтерева и других. Эта область научной мысли, во многом спекулятивно-умозрительная, развивалась в конце XIX - начале XX вв. либо под влиянием западноевропейских этнопсихологических концепций ("психология народов" В. Бунда, концепция "коллективных представлений" Э. Дюркгейма, "архаическое мышление" Л. Леви-Брюля), либо в полемике с ними. В 70-х годах XX века в дискуссиях по проблемам специфики национального самосознания уточнялись понятия "психический склад нации", "национальный характер", "национальный темперамент" и др. Уточняя представление о столь сложном феномене, оговоримся, что единого мнения здесь нет. П.Н. Милюков подчеркивал ненаучность данной категории, а Л.Н. Гумилев национальный характер объявил мифом.

 

 

Солохин Максим. Умом понять Россию
Вот вопрос: зачем наши предки выбрали себе страну, куда нетрудно приехать, но очень трудно уехать? Тогда же не было виз и прочего. Откочевал южнее (точнее, западнее), и живи себе.
Вот я думаю, это было сделано из тех же соображений, почему птицам велено лететь на север. Эта холодная, неплодородная земля привлекает именно что своей скудостью. Ну, не нужна она никому. Европейцы до прошлого века воевали с нами не с целью овладения землей (хотя - пригодится на авось), а с целью уничтожения нашей военной машины. Именно машины. Народ у нас мирный, как и монголы - народ мирный, и были мирными, пока Темучжин не сделал из них военную машину. А земля наша - никому не нужна! Потому-то ее у нас - много! Потому-то Россия такая большая! Живи - не хочу. А желающие откочевать на Запад (на Юг, если говорить не только о Европе) издревле сталкивались с тем, что там, у теплого моря, уже все схвачено. Тесно уже. Там - цивилизация. И сегодня, в сущности, та же проблема, что во времена Рима. Хотя виз еще не было. Но там всегда (и 2000 лет назад) было хорошо, цивильно, но тесно, а тут ВСЕГДА (и 2000 лет назад) было плохо, бедно, но просторно. Куда яснее. Вот это и есть - понять Россию. Так что, друг западник, делай-ка ты скорее ноги. Трудно сделать это, и больно с Родиной прощаться. Но кто очень хочет - прорвется.

 

 

 

Россия сосредоточивается!

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете