Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"  Блог-Пост  Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Русское самосознание * Русские * Русский вопрос

 

Славянская философия: вымысел или будущее?

Проф. Генрик Сколимовский (Польша)


1. Аналитическая Ересь и Подъем Нового Холизма.
В своей книге "Греки" Китто выразительно доказывает тот факт, что древние греки имели склонность понимать вещи в необычайно широкой перспективе, рассматривать их с всеохватывающей точки зрения в общем и пространственном контексте, прежде чем переходить к деталям. Греческий Логос расцвел столь ярко благодаря тому, что он обладал дерзновением и способностью к охвату и объяснению множества вещей, целостности Космоса и красоты всей ткани жизни.
Механистический разум, управлявший в течение последних трех столетий, имеет противоположную тенденцию. Он все любит расщеплять на отдельные атомы. Он обладает способностью блестяще объяснять детали, но не может определить, к какому важному единому целому принадлежат данные фрагменты. Мы знаем эту историю. Повторять ее было бы скучно. Но сделать выводы из нее представляется крайне важным. Этих важных выводов мы еще не затрагивали. Мы лишь сделали наброски некоторых частичных выводов.
Среди важных выводов первым и основным является осознание нами того факта, что мы как цивилизация парализованы аналитической ересью. Второй вывод: нам необходимо осознать, что мы должны уничтожить эту аналитическую ересь, являющуюся одной из форм тирании. Нам нужно сделать это путем создания нового смысла целостности, путем культивирования холистического разума и холистического понимания.
Одной такой формой холизма и является появление вновь славянского этоса, который, мы надеемся, будет способен четко сформулировать последовательную славянскую философию. Таким образом, поиск славянской философии не следует рассматривать в качестве любопытства или просто ностальгии славянского народа. Это - подлинный поиск альтернативы аналитической схизмы, которая разрушила западную культуру и опустошает мир.
Прагматический этос, идущий рука об руку с аналитической схизмой, естественным образом ведет к разрушению любой холистической и духовно богатой культуры. И в самом деле, многие из таких холистических и духовно богатых культур умаляются, уничтожаются, обращаются в пепел. Механистическая культура просто не в состоянии увидеть все это. Она лишь анализирует части и наслаждается малой прагматической выгодой и уступками. В этом смысле она слепа. Поэтому я использую термин "аналитическая ересь" намеренно. Конечно же, это ересь - отрицать холистическую природу нашей культуры, нашего мышления и нашего бытия. Это ересь по отношению к последним десяти тысячелетиям истории нашей культуры. "Мы совершили революцию в нашем мышлении!" - говорят нам механистические чародеи. Да. Но посмотрите, сколь разрушительны последствия!
И вот приходит Новая Славянская философия и провозглашает, что для правильного пути развития надо начать с целостности вещей. Именно это всегда подчеркивал славянский образ мышления. Детали и части приобретают свое значение из значения и существенности целого. Такое суждение могло быть воспринято как несущественное в 19 столетии, когда аналитический способ мышления вел вперед и вперед, по направлению к возрастающей атомизации. Однако сейчас такое суждение кажется нам открытием, как будто мы пробуждаемся от догматического аналитического сна специально для того, чтобы охватить целостность Вселенной и нашего собственного бытия. В этом контексте нам следует помнить, что мы возвращаемся к благородному идеалу целостностей древних греков.
До тех пор, пока мы остаемся в железной клетке аналитической схизмы, пока выгода для немногих избранных является правящей этикой, пока мы унижаем человеческое естество и уменьшаем жизнеспособность экологической среды ради глупого потребительского образа жизни, - до тех пор будущее философии представляется столь же мрачным, как и будущее всего человечества.
По крайней мере, у нас, славян, есть мужество задаться вопросом о существовании и выразить свое отношение к аморальному социальному устройству. У нас есть мужество поднять глаза к звездам и размышлять о нашем космическом происхождении. У нас есть глубокое понимание единства с природой. Однако все это еще не переходит в новую последовательную философию, на основе которой мы могли бы построить новую цивилизацию. Правда, мы все же еще обладаем чувством целостности вещей. А раз мы обладаем правильным чувством целостности, все остальное последует за ним. С другой стороны, если мы останемся в миазмах несвязанных друг с другом деталей, за этим не последует ничего, кроме дальнейшего упадка.
Я позволю себе поразмышлять над некоторыми из черт славянского образа мышления и над особенностями славянской души. Затем я предложу в качестве альтернативы господствующему экономическому мышлению славянскую парадигму.
2. Романтизм Спасенный
Панславистские видения будущего часто объединяют чрезмерная мания величия и некая разновидность безнадежного мистицизма. Однако, когда мы освобождаем эти видения от мании величия и ненужного мистицизма, мы можем ощутить, что мышление, специфичное для славянской души, предлагает особую концепцию реальности и особый выбор для будущего. В настоящее время концептуальной путаницы, беспорядка, нигилизма и отказа от высоких человеческих ценностей славянский выбор, по крайней мере, заслуживает рассмотрения.
Правда, славянский выбор слегка окрашен романтизмом и мистицизмом. Однако этого не достаточно для того, чтобы признать его негодным. Романтизм и мистицизм понимаются правильно как позитивные свойства человеческого состояния. Они просто определяют и подчеркивают, что мир не может быть сведен к холодным фактам и количественным меркам. Признание логики сердца (о которой столь выразительно говорит Паскаль), признание интуиции и более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм 19 столетия.
Вот в чем заключается рациональное зерно Романтизма: он отвергает схематическое видение человека в пользу органического и холистического видения. Романтизм видит человеческую жизнь единым целым и аспектом жизни в общем смысле. Понятый должным образом, романтизм означает, что человек возвращает себе право быть уникальным и неподдающимся превращению в физические факты; право признания чьей-либо духовной глубины; право восторгаться заходами солнца. Да, слава душевному трепету, вызванному заходами солнца!
Солнце является выражением и символом изначального источника. Вся энергия и вся жизнь зарождается солнцем. Созерцая заход солнца, мы отдаем должное протоэнергии, мы объединяемся с Источником. Солнце прекрасно, потому что оно является этим Источником. Большинство людей знают это интуитивно. И мы, славяне, не смущаемся признать это эксплицитно.
Если мы спросим рационалистов, откуда берется энергия, они ответят без всякого колебания: от угля, от нефти. . . .и, конечно, от электростанций. Наше знание основательнее. Источником всей энергии является солнце. И, созерцая заходы солнца, мы отдаем дань этому.
Мы так же отдаем должное этому источнику, этому корню жизни, любуясь горами, дремучими лесами, чистыми озерами и болотами. Вот правильное понимание того романтизма, которым мы гордимся. Это не сентиментальное таяние от мыльных опер, а единение с Источником.
Рационалисты и прагматики не понимают, что мы имеем в виду под протоисточником энергии. Они всего лишь торгуют энергией. Для них леса являются предметом потребления. Как это было сформулировано в малоизвестном утверждении президента Рональда Рейгана: "Если вы увидите одну гигантскую секвойю, вы увидели их все".
3. Мистицизм без мистификации
Мистицизм - это сфера, вызывающая замешательство. Мы знаем, что есть многое на свете, что и не снилось нашим мудрецам, как говорил Принц Гамлет. Мы знаем, что существуют области нашего опыта и знания, которые требуют аналитического исследования и научного описания. Мы знаем, что наше глубочайшее понимание своего внутреннего "я" и конечной природы реальности не сводится к мистическому пониманию, поскольку оно касается чего-то, что есть тайна, и частью чего мы являемся. Это понимание через Космос для нас, славян, является общим. Мы это хорошо понимаем, хотя, возможно, не захотели бы подвергнуть это научному анализу. Для чего нужен научный анализ? Убить бабочку для того, чтобы "лучше" понять цвет ее крыльев?
Не все то, что важно, может быть доказано рациональным способом. Любовь нельзя доказать рационально. Однако, не признав ее, мир уподобился бы монстру. И то же самое с мистицизмом. Без признания мистического измерения мира, наш реальный мир был бы плоским, лежащим в одном измерении. Наша внутренняя жизнь "происходит" в мистическом измерении. Если кому-либо ненавистен термин "мистический", мы можем сказать, что наша внутренняя (или духовная) жизнь происходит в царстве духовном. Ибо в каком еще другом царстве она может происходить? В обыденном языке "мистичный" или "мистический" имеет более глубокий смысл, чем термин "духовный". Термин "духовный" часто приобретает поверхностное значение; в то время как термин "мистический" не может быть таковым. Духовность может быть неглубокой. Мистицизм не может быть неглубоким, потому что он касается misterium tremendum, потому что он охватывает трансцендентальную реальность.
Ощущение жизни, окутанной таинственностью, близко природе славянина. Мы все склонны к более глубокому размышлению над значением всего этого. Опыт жизни в лесах - этих убежищах, этих огромных храмах природы - близок нашей ментальности. Дело в том, что наше сознание и наша душа были сформированы в таких вот первобытных лесах. Память об этом процессе жива в нас. Говоря о поляках, нам следует помнить, что когда-то они назывались "поляне" - народ лугов, окруженных громадными лесами.
Чувство тайны природы и всего Космоса характерны для большинства славян. Это чувство поистине сильно звучит в русской душе, воспринимающей совершенно естественно метафизический и таинственный характер окружающей реальности. Бескрайние степи и огромные открытые пространства представляются русским таинственной поэмой. Это отображается в их песнях, в их грустных задумчивых глазах, в их грустной поэзии. Говорят, что бескрайние открытые пространства сделали русский народ склонным к мистике. Вероятно, это отчасти и так. Однако одни лишь пространства не делают кого-либо мистиком. В Америке тоже есть огромные открытые пространства. Однако американцы не стали мистиками в смысле ментальности. Ими управляют, в основном, весьма прагматические и конкретные интересы.
Таким образом, второй характерной особенностью природы славянина является следующее: мистицизм, понимаемый как глубокое дыхание жизни, как способность к глубокому размышлению, как способность к грустному раздумью - для того, чтобы достигнуть некоторой внутренней глубины. Это не мистицизм как мистификация жизни, а мистицизм, ведущий к погружению в жизнь.
4. Прагматизм как позиция купца.
Для купца Источник не важен; он не является судьбой. Самое важное - это поместить себя в центр и извлекать выгоду из позиции посредника, независимо от того, является ли твой товар токсичным или полезным для здоровья, независимо от того, служит ли твой продукт цели продления жизни или ее уничтожения.
Купцы пытаются запятнать в наших глазах величие жизни - просто потому что они не понимают ее более глубокого смысла. Они говорят, что наш романтизм непостижим. И для них это действительно так. Они не могут понять, что означает погрузиться в Источник. Они не могут понять, что означает искать конечную судьбу, следуя мистическим путем.
Они - в середине. Они - посредники, обменивающие товары и деньги. Их цель - выгода. Исследование Источника жизни и идеи конечной судьбы людей они бы посчитали старомодными сказками. Цивилизация, которую сформировали и которой управляют купцы, должна совершенствоваться. Таковой является существующая технологическая цивилизация.
Но для природы славянина меркантильность является проклятием. Жадность и скупость не являются частью славянского этоса. Поэтому у нас возникают трудности в поисках своего места в сегодняшней Европе, в которой доминируют купцы и манипуляторы, отношения, основанные на жадности и насилии. Нам не следует питать иллюзий. Крупные банкиры, биржевые дилеры, директоры крупных мультинациональных компаний, - все они купцы. Их идеология не признает никаких возвышенных целей. Она признает лишь так называемый практический результат.
5. К Новой Парадигме
Средиземноморская традиция основательно сформировала душу европейца. Идеалы европейца - идеалы свободы и демократии; однако столь же существенными для европейской культуры становятся идеалы поиска бога внутри себя. Душа славянина чувствует себя гармонично с идеалами древних греков. Вместе с тем она чувствует себя совершенно дисгармонично, оказавшись в заточении прагматической материалистической системы, созданной англосаксонской душой. В действительности, латинские нации - французы, итальянцы, испанцы - в окружении англосаксов ощущают то же самое.
Возможно ли создать Славянский Выбор? Возможно ли представить вообще, что мы можем создать Славянскую цивилизацию или Славянскую парадигму? Да, если у нас будет достаточно желания и воображения сделать это.
Заметим, что одно только упоминание о Славянском Выборе немедленно открывает перед нами новые горизонты и новые перспективы в жизни. С другой стороны, если мы никогда не допустим возможности существования такой перспективы, мы, конечно, никогда не сможем воплотить ее. Осознание начинается с самого первого шага - с допущения возможности чего-то нового.
Однако, говорят нам протагонисты status quo, существует лишь одна возможная система, и лишь одна система действительна. Именно технологическая демократия, основанная на существующей экономике, в конце концов приводит к практическому результату. Вот такая история. Но это история status qou. Это не наша история.
Начнем с того, что существующая капиталистическая экономика не является универсальной наукой, если ее можно считать наукой вообще. Процесс глобализации - это специфическая стратегия американского империализма с целью завоевания и контроля иностранных рынков, включая рынки славянских народов.
Каким путем нам следует идти, создавая нашу природную специфическую модель экономики, будь она названа славянской или нет? Такая модель должна быть бережливой и поддерживающей. Иными словами, в ее основе должно быть экологическое видение реальности, признающее холистическую природу мира. Способность к поддержке означает постоянное обновление вместо постоянной эксплуатации. Способность к поддержке - это не просто приятная концепция, которую мы хотим осуществить. Это основа нашей независимости, при которой мы не будем узниками капиталистического водоворота эксплуатации и манипуляции. Мы не хотим быть рабами Западной Европы. Но чтобы избежать такой судьбы, нам нужно быть преисполненными энергии, изобретательности и независимости в нашем мышлении. Нам также нужно воспользоваться преимуществами наших географических, исторических и культурных ценностей. Только таким образом мы сможем выжить с достоинством.
Любая поддерживающая экономика (не эксплуататорская) является формой управления, специфического для данной области. Она в основном разумно использует ресурсы, которыми данная область располагает. Это специфическое управление экономикой предполагает охрану и использование традиционных культурно-исторических характеристик данной области. То есть эти исторические традиции в конечном счете переходят в экономические ценности. Так было тысячи лет назад и так будет тогда, когда монолит глобализма и миф о существовании экономического универсализма в конце концов рухнет. Ибо они всего лишь инструменты временной эксплуатации природы в пользу сверхбогатой промышленной элиты.
Подведем итог. Поддерживающее развитие - это форма экоразвития, уважающего природу и требующего тесного сотрудничества с ней. Это развитие, особенное для данной культуры и данной истории, - как общества, так и нации. Это развитие, сформированное специфическими природными ресурсами и географией данной нации.
В самых общих чертах славянская парадигма имеет в своей основе четыре стержня.
Экология. Означает понимаемое должным образом экоразвитие, то есть поддерживающее развитие, в основе которого должны быть местные ценности, местные ресурсы, местное know-how. Этот стержень включает в себя почитание природы, ради нас самих, ради всего человечества; а также сострадательную заботу ради будущих поколений.
Этика. Уже Альберт Швейцер много раз настаивал на том, что без обновления этики не будет никакого обновления цивилизации. Существующая ныне беззаботность и этический нигилизм не являются тем основанием, на котором должно быть построено благоразумное, многозначительное и поддерживающее общество. Славянская парадигма должна иметь этическую суть. Солидарность, забота о других людях (особенно о бедных), забота о своей собственной внутренней красоте и чистоте, почитание природы и всего Космоса - вот некоторые из необходимых ценностей славянской парадигмы.
Романтизм, понимаемый в глубоком и прекрасном смысле как моральное отношение ко всему миру; не как слезливая сентиментальность, а как способность быть очарованным миром, как способность вернуться к Источнику.
Духовность, которая не должна быть привязана ни к какой специфической или учрежденной религии, а которая является выражением глубины души и щедрости сердца; не ритуальным почитанием старых икон, а способностью к глубокому и вдумчивому размышлению, обнаруживающему нашу внутреннюю глубину и красоту Вселенной. Эта форма духовности включает в себя многие элементы из дохристианской духовности, такие как трактовку мира как святилища и апофеоза Космоса, которым мы любуемся в позе, выражающей очарование. Только такая духовность будет способна создать нашу собственную парадигму и внутри нее - наши специфические модели экономики.
Особо подчеркнем, что славянская парадигма является не вещью в себе, а средством для полного обновления. Мы не утверждаем, что она должна стать универсальным средством, но она непременно будет средством, достаточно значимым для серьезного рассмотрения. По всей вероятности, нам потребуется много подобных средств ради спасения нашей цивилизации от тотального уничтожения.
Новая холистическая философия будет создана, ибо без нее мы задыхаемся. Западная философия не может быть ограничена англосаксонским эмпиризмом. Мы - славяне и мыслители, мы знаем это и мы готовы построить нечто новое. Подобно Джону Саваджу в романе Хаксли "О, дивный новый мир", мы, славяне, наслаждаемся романтизмом и мистицизмом, ибо знаем, что эти понятия являются высшими формам рациональности.
Сейчас post scriptum я хотел бы заявить, что экологическая философия, которую я развивал в течение последних пяти лет и которую выразил в различных книгах, возможно, могла бы послужить нам в качестве философской основы для новой славянской парадигмы. Ибо это холистическая философия, почтительно относящаяся к природе и Космосу, и признающая истинные духовные измерения человека.

Источник: Агентство Русской Информации - АРИ.ру http://www.ari.ru/

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала