Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ

 

Материалы Третьей сессии

 

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  – ОСНОВА ГАРМОНИИ  ЧЕЛОВЕКА  И  ПРИРОДЫ 

 

Переживая одну за другой экологические катастрофы, человечество тем не менее так и не осознало опасности, которую несет индустриальная цивилизация, построенная на ложных представлениях антропоцентризма и технократического беспредела. Рыночная экономика, обслуживающая эту цивилизацию, с ее сиюминутными и до крайности индивидуализированными интересами привела к окончательному забвению принципов Общего блага и духовно-эволюционного предназначения человека. Все вместе взятое чрезвычайно обострило ситуацию экологического кризиса, угрожая коллапсом биосфере с потерей всего накопленного интеллектуального потенциала человечества.

 

Мировая общественность уже не один десяток лет ищет пути, которые позволят избежать эту ужасную катастро. И, надо отдать должное, уже найдены малоотходные ресурсосберегающие технологии и экономико-правовые механизмы соблюдения экологических лимитов природопользования, а также нормативы отчислений средств  для образования различных экологических фондов и т. д. Однако, по общему мнению, недостает «социальной воли» для их введения в хозяйственную практику. В связи с этим большие надежды возлагались на Саммит по охране окружающей Среды в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.). Однако его итоги повсеместно в мире вызвали глубокое разочарование. Со всей очевидностью выявилось, что развитые страны не хотят экологизировать производство, а развивающиеся не могут это сделать. Все ссылаются на финансовые трудности. И это при том, что на мировом рынке оборачиваются денежные средства, более чем достаточные для оздоровления планеты. По существу это  означает  глубокий  духовно-нравственный  кризис  экономического сообщества, что делает нереальным его переход к экологически устойчивому развитию  и  дальнейшему  восхождению  по  ступеням  эволюции.

 

Поэтому,  пока  не  поздно, мы предлагаем радикально пересмотреть систему взглядов на Мир  и  Природу, отказаться от их вульгарно-материалистического толкования и признать доминанту духовной ответственности за сохранность жизнепригодной среды. Во имя будущих поколений мы призываем построить нашу жизнедеятельность на основе нравственных принципов экологической культуры.

 

«Культура»,  по  определению,  есть  почитание  Света,  культ  духовности  и  нравственности.  Её  антипод – антикультура,  которая  означает  культ  бездуховности  и  безнравственности.            

 

Сегодняшняя цивилизация построена на основах антикультуры. Несмотря на значительнейшие достижения в области науки и техники, она завела человечество в тупик и толкает его к инволюции, так как «высокие» технологии служат самым низменным инстинктам и ведут человека к одичанию, а природу – к уничтожению.

 

              Наша  задача – осознать  катастрофичность  ситуации  и  переломить  тенденции,  угрожающие  жизни  на  планете.  Путь  единственный  -  прекратить  потребительскую  агрессию  по  отношению  к  миру  Природы.  Это – важнейшая  сегодня  задача,  и  она  должна  диктовать  направленность  всей  нашей  культуры,  поэтому   мы  и  определяем    её  как  «экологическую».  Экологическая  культура  возвышает  смысл  человеческой  деятельности  до  понимания  требований  эволюции  Вселенной,  развивающейся  по  законам  Единства.  Осознание  себя  частью  целостного  Мира  и  есть  экологическая  культура.  И  её  принципы  надо  воплощать  уже  не  на  словах,  а  на  деле,  если  мы  действительно  заинтересованы  в  продолжении  собственной  истории  как  человека  разумного.

 

               Прежде  всего,  это  означает  утверждение  экологической  нравственности  во  всех  сферах  нашей  деятельности.  Этому  должны  помогать  Религия,  Наука,  Искусство.  Именно  они  в  совокупности  имеющихся  у  них  возможностей  могут  стать  движущей    силой  в  сохранении  созидательной  роли  человека  на  Земле.  Это  задача  сложная,  но  самая  неотложная  для  человечества  во  всей   истории  его  существования,  и  она  может  быть  решена  лишь  совместными  усилиями  всех  народов  планеты  на основе  их  духовного  согласия.

 

               Объединённому  человечеству  ещё  не  приходилось  решать  общих  духовно- воспитательных   задач  такого  масштаба  и  такой  сложности.  Но  реальное  положение  дел  на  планете  Земля  и  чрезвычайно  ограниченные  сроки  (учитывая  масштаб  и  динамизм  разрушающих  процессов)  для  исправления  ситуации  обязывает  нас,  не  откладывая,  немедленно  браться  за  её  решение.  У  человечества  имеется  для  этого  необходимый  научно- технический,  интеллектуальный  и  материальный  потенциал.  Но  чтобы  использовать  его  в  этих  общезначимых  целях,  необходимо  преодолеть  конфронтацию  народов,  искусственно  разжигаемую  «  развитыми  странами»  в  борьбе  за  скудеющие  ресурсы  биосферы  (прежде  всего  энергоносители – нефть,  газ  и  т.д.).  Национальный  эгоизм  и  нежелание  «развитых»  государств,  брать  на  себя  историческую  ответственность  за  судьбу  планеты – серьёзная  угроза  человечеству.    Этой  угрозе  мы  должны  противопоставить  наш  путь  гражданского  сотрудничества.  И  в  этом  нам  помогут  духовные  ценности  народов  мира,  которые  несут  общезначимый  и  жизнесберегающий  смысл.  Каждое  религиозное верование дает свое понимание экологической нравственности, но все они говорят о  недопустимости  пренебрежительного отношения к Земле и  к жизни,  как  таковой.  И,  как  учит  каждая  религия,  нравственность  человека  начинается  с  его  помыслов.  Чистые  мысли  -  главное  условие  чистого  бытия.  Наука,  подтверждая  эту  мудрость,  также  уже  выходит  на  обоснование  того,  что  экологически  безопасная  мотивация  поведения  это  то,  что  изначально  обеспечивает  сохранение  жизнепригодной  Среды  обитания. Экология  мысли  учит,  что  преодоление  агрессии  на  уровне  мышления  есть  абсолютное  условие,  определяющее  безопасность  поведения  в  любой  сфере  деятельности  и  для  любого  народа.  Его  нарушение  следует  расценивать  как  преступление  против  природы  и  человечества.  Коллективный  разум  и  коллективная  воля  мирового  сообщества  должны  формироваться  на  принципах  ответственности  за  свои  помыслы,  ответственности  всех  и  каждого  в  отдельности.  Только  так  сегодня  можно  сохранить  для  человечества  его  будущее.

 

            Мы  призываем  всех граждан  планеты,  проявить  мудрость,  чтобы  начать  трудное,  но  радостное  восхождение  к  новому  образу  жизни,  ради  нашего   общего  блага. 

 

           Предлагаем  принять  следующие  положения:

 

-         Наша  планета – это  цельный,  живущий  по  своим  законам,  космический  организм.  Сегодня  Земля  больна,  так  как  мы  загрязнили  мыслепространство  планеты  корыстью  и  агрессией  своих  помыслов.  Природа  отвечает  на  это  катаклизмами,  разрушительная  мощь  которых  нарастает.

 

-         Мы  должны  осознать  абсолютную  сопряжённость  нашей  жизни  с  Природой  и  Космосом.  О  Законе  Единства  свидетельствует  духовная  мудрость  всех  народов.  Она  может  послужить  фундаментом  нашей  экологической  культуры.

 

-         Экологическая  культура – единственно  допустимый  путь  дальнейшей  эволюции  человечества.  Наука,  религиозное  знание,  искусство  только  в  рамках  экологической  культуры   способны  сохранить  жизни  на  планете,  определяя  содержание  глобальной  экологической  нравственности.

 

-         Разработку  и  пропаганду  идей,  угрожающих  жизни,  как  таковой,  ввести  в  разряд   нравственных  преступлений  против  человечества.  Учёные   должны  нести  ответственность  за  характер  своего  мыслетворчества,  если  оно  противоречит  нормам  глобальной  экологической  нравственности.

 

-         Глобальная  экологическая  нравственность  несовместима  с  индивидуализмом  и  рыночной  психологией  в  экономике.  Спасти  жизнь   планеты  и  человечества, можно  лишь  противопоставив  личной  корысти  принцип  « ОБЩЕГО  БЛАГА».  Природные  ресурсы  биосферы – есть  общечеловеческое  достояние.  Их  хозяйственное  использование  должно  отвечать  законам  воспроизводства  жизни  на  Земле.  Это  требование  должно  быть  заложено  в  экономических   законах  и  прежде  всего  в  законе  о  собственности  на  природные  ресурсы.

 

-         Экологизированные  отношения  собственности  на  природные  ресурсы  должны  стать  базовым  институтом  мировой  экономики.  Для  этого  следует  использовать  социо-экологические  принципы,  которые  ориентируют  хозяйственную  деятельность  на  ко-эволюцию  общества  и  природы  с  доминантой  духовно-нравственной  ответственности  за  экологическое  благополучие  всех  народов  планеты.   Богатство  «развитых  стран»  не  может  расти  за  счёт  использования  ещё  неистреблённого  природного  потенциала  развивающихся  стран  и  стран  с  переходной  экономикой.

 

-         Нельзя  в  процессах  глобализации  нарушать  принцип  «Единство  при сохранении  многообразия»,  который  предусматривает  необходимость  ландшафтного  разнообразия  биосферы  и  методов  их  хозяйственного  использования.   Планету  населяют  малые  народы,  чей  образ  жизни  несовместим  с  промышленным  производством.  Мы  не  имеем  право, посягать на сложившийся  за  многие  века  способ  жизнеобеспечения,  сообразно  их  традиционной   этики  и  экологической  ёмкости    территорий.  Мы  обязаны  отвести  от  них  угрозу  превращения  в  экологическую  колонию,  питающую  потребительский   беспредел  «развитых  стран».  Нарушение    этого  требования  ввести  в  разряд  нравственных  преступлений  против  будущих  поколений.

 

-         Для  новых  поколений  необходимо  построить  систему  образования  на принципах  космо-планетарного  сознания,  воспитывая  ответственность за  участие  в  космической  эволюции. Современные технологии обучения позволяют объединить и  направить  помыслы  людей  в  позитивном мыслетворении.

 

-         Информация,  наполняющая  эфир,  должна  способствовать  сближению  народов  на  основе  взаимного  уважения  к  их  духовным  ценностям,  несущим  жизнесберегающий  смысл.  СМИ  обязаны  противопоставить  эйфории  материального  потребительства  идеал  духовного  роста  и  подвижничества,  сформировать  у  молодёжи  идеал  духовного  подвижничества  ради  общезначимого  «общего  блага» - сохранения  жизнепригодной  среды  и  возможности  дальнейшей  эволюции  человечества  по  пути  нравственного совершенствования.

 

-         Объединённая  Мысль  духовно  возвышенных  людей  спасёт  природу  и  человека.  Она  победит  снаряды  завоевателей,  жажду  наживы  предпринимателей  и  тщеславие  правителей.

 

 

Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала