Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

 ТЕРРОРИЗМ И КУЛЬТУРА


Ректор Московского государственного
университета культуры и искусств
Т. Г. Киселева

Общеизвестен факт, что XXI век, к сожалению, не стал веком всеобщего благоденствия и согласия. Одной из глобальных проблем современности является рост терроризма, ставящий под угрозу все достижения мировой цивилизации, да и само существование человека. Национальная, расовая, религиозная нетерпимость на фоне резкого экономического обнищания одних стран и обогащения других и страшные последствия фанатизма - мировой терроризм стали чудовищной реальностью для современного человека. Эти процессы проходят на фоне духовного кризиса, забвения гуманистических идеалов, под лозунгами плюрализма мнений и торжества вседозволенности, которая выступает суррогатом свободы. Разрушение нравственных основ общества не проходит бесследно. Разрыв с национальными традициями, нравственными, традиционными ценностями и идеалами, забвение своих истоков, исторических корней в конечном счете ставят человечество перед угрозой собственного уничтожения, грозят гибелью цивилизации, всплеском расовой и национальной вражды, терроризма, который становится фактом повседневного существования современного человека. К сожалению, эти процессы затронули и нашу страну. Мы должны здраво оценить обстановку и с этой целью задаться вопросом: может ли общество, в котором 80% населения находится на грани бедности и социальной отверженности, быть благополучным? Можно бесконечно долго говорить о духовном кризисе как причине терроризма, но только ли в нем истоки столь деструктивных и дестабилизирующих эффектов? На наш взгляд, кризис в духовной сфере разворачивается одновременно с кризисом социальным и экономическим. Создание в России социально-ориентированного общества - это единственный, на наш взгляд, путь выхода из политического и экономического кризиса. По мнению Президента РФ В.В Путина, причиной терроризма является неравенство в обществе. Он призвал не просто «сбивать плоды с дерева терроризма», а добираться до его корней.

 

Каковы же пути решения этой задачи? В первую очередь, мне видится, что это обеспечение достойного уровня жизни граждан России; финансирование социальной сферы, образования, культуры, воспитания, забота о детях, семье. Политика должна быть не только социально-ориентированной, но и социально-культурно-ориентированной. Иначе она придет в противоречие с основами народной жизни. У россиян не западный менталитет, и культура России подтверждает коллективистскую направленность русской души. Необходимо убрать социальные корни терроризма, социальную базу, на которой процветает терроризм: нищету, беспризорность, неграмотность, отсутствие жизненной перспективы, пропаганду насилия и порнографии в средствах массовой информации, терпимость к алкоголизму, наркомании, терпимость к злу.

 

Терроризм может быть преодолен лишь совместными усилиями общественных и государственных институтов, а также мировым сообществом в целом. С позиции XXI века традиционные культуры представляются более мирными и спокойными. Мировые войны, феномен тоталитаризма отождествляются в общественном мнении только с современностью. Цивилизованный мир, мир культуры имеет свою ахиллесову пяту - уязвимость, беззащитность при столкновении с варварством, жестокостью и беззаконием. Само слово «терроризм» зародилось еще во времена Великой Французской революции, когда невинные граждане стали жертвами политических репрессий и были отправлены на гильотину. Не это ли пережила и наша страна? Гражданская война, репрессии, переселение народов, раскулачивание, депортация интеллектуальной элиты. Террор - это насилие, имеющее конечную цель – устрашение. В борьбе с терроризмом культура раскрывает одну из важнейших своих сущностей - просвещение. Просветительская задача культуры состоит в том, чтобы показать людям - их запугать нельзя. Но существует не только силовой путь решения проблемы. В истории европейской культуры есть один уникальный пример, во время оккупации Дании Гитлер издал указ, обязующий всех жителей еврейской национальности носить на одежде желтые эмблемы в форме звезды Давида. На следующий день после издания указа все жители этой маленькой европейской страны вышли на улицу с этими знаками, показывая тем самым всю тщетность террористических замыслов нацистов. Еще один уникальный пример: на улицах оккупированного Осло появился талантливейший писатель Кнут Гамсун с фашистским крестом на груди. И что же сделало население этой удивительной страны? Чтобы выразить свое неприятие фашизма, свое осуждение позиции Гамсуна, норвежцы высылали почтой книги писателя на его домашний адрес. Вот удивительная позиция удивительного народа!

 

Понять, что такое терроризм, можно только в сравнении со спокойствием мирной жизни. Угроза насилия и применение этого насилия в собственных интересах - вот суть современного терроризма. Идеология примата индивидуального над общественным, а это суть террора, не могла не обернуться катастрофой. Террористы оправдывают свои действия, используя искаженные символы легитимности, миф о своей правоте, создают легенды о своей неуязвимости и скорой победе. Для нас важно объяснить людям, что все, что говорят террористы, - это грубая ложь. У террора нет оправданий.

 

Террористы часто заявляют о законности своих акций, называют себя солдатами, используют военную терминологию в названиях своих организаций, любят говорить о политических правах, устраивают суды, выносят смертные приговоры. Задача наших социально-культурных институтов - раскрыть весь цинизм подобных акций и заявлений. Солдат, воин - это не тот, кто убивает, а тот, кто защищает, тот, кто жертвует своей жизнью, спасая жизнь другого. Миссия культуры - воспеть этот солдатский подвиг, воспитать уважение к герою и в то же время разоблачить, показать всю низость и коварство террористов. Это особо важно подчеркнуть накануне славного юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Русская культура в своем содержании - это как раз та система, которая заставляет человека задуматься, где правда, а где ложь.

 

Жизнь и выживаемость человека зависит от многих обстоятельств. Есть чрезвычайные обстоятельства и ситуации, которые трудно прогнозировать. Но среди них есть и такие, которые создаются самим человеком и которые губят людей, как например, атомная энергия, которая может быть созидательной и разрушительной. И наркотики могут быть спасительными в определенных медицинских целях, но могут быть фактором агрессии, разрушительным средством, как ядерное оружие, подавляющее личность, разум, волю, душу, нравственность. В нашей стране эта проблема чрезвычайно остра в силу политических, социально-экономических условий развития нашего общества. Важна духовно-нравственная основа культуры, а именно культура является спасительным стержнем для человека в любой, самой тяжелой или самой радостной ситуации. Мы не раз говорили о том, что именно сохранение и развитие культуры должно определять национальную идею нашей страны. Ибо только культура и образование обеспечат прогресс, т.е. то, о чем мы мечтаем, - умная политика, эффективная экономика, духовно-нравственное здоровье общества. Культура - это основа национальной безопасности страны, ибо через культуру передаются все лучшие нравственные заповеди поколений, великие идеи российского просветительства, благотворительности, милосердия, душевное благородство, совестливость, уважение к своим национальным традициям, родной земле, отчему дому, к человеку.

 

Наш университет по своей сути является не только образовательным учреждением, хранителем традиционной культуры, но и гуманистическим центром, способствующим развитию и распространению лучших образцов культуры в России и за рубежом. Примечательно, что в нашем университете в настоящее время обучаются студенты из 72 регионов России и 32 государств мира. Русские, татары, чеченцы и украинцы, башкиры и якуты, китайцы и венгры, евреи и арабы, студенты, аспиранты многих национальностей мирно живут в общежитии, учатся в одних аудиториях, читают одни и те же книги, занимаются спортом. Они заняты общим делом - творчеством, спортом, общением, благотворительной деятельностью, волонтерским движением. Именно культура стала у нас основным фундаментом, на котором вырастают культура мира, толерантность, ненасилие. Ежегодный республиканский конкурс студенческих научных работ «Культура мира и ненасилие» и посвящен этой проблеме. Наши студенты завоевывают золотые медали, высокие награды по таким темам, как «Профилактика терроризма и религиозного экстремизма», «Культура против наркомании» и многим другим.

 

По словам Президента России В.В.Путина, актуальность поиска коллективных решений борьбы с терроризмом возрастает с каждым днем. И очевидно, что разрозненно и только силовыми методами международный терроризм не искоренить.


КОНФЛИКТ КУЛЬТУР И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

 

В.И.Козлачков

заведующий кафедрой Академии МВД РФ

 Одной из основных причин терроризма является конфликт культур. В основе каждой национальной культуры лежит опыт выживания, адекватный проблемам, с которыми сталкивается социум.

Несмотря на различия, национальные культуры имеют много общего, поскольку каждая из них развивается благодаря информационной деятельности, имеющей общую природу.

Освоение основ информационной культуры, формирующейся в процессе информационной деятельности, является главным условием взаимопонимания и интеграции культур при сохранении их национальной самобытности.

Исследования показали, что в современном мире динамика информационных процессов и темпы производства информации значительно превышают темпы ее освоения традиционными методами. В результате чего при наличии огромных информационных баз данных «цивилизованные» страны для решения собственных проблем довольно часто привлекают интеллектуальный потенциал стран «второго сорта», что приводит к дополнительной социальной напряженности.

Разработка основ информационной культуры и технологий ее освоения позволит значительно снизить остроту этой проблемы. Это подтверждают эксперименты, позволившие выявить типы решаемых задач и особенности информационной деятельности, обеспечивающей их успешное решение.

Освоение технологий информационной деятельности в стационарных условиях позволяет во много раз сократить сроки формирования информационной культуры и обрести участникам информационных отношений уверенность в собственной перспективе, независимо от информационных перегрузок либо дефицита адресной информации.

Повышение информационной культуры позволяет снизить внутреннюю и внешнюю социальную напряженность, поскольку активная и эффективная информационная деятельность социума создает широкие возможности для собственного развития, а также является основным условием квалифицированной разработки мер по предупреждению социальных конфликтов либо их быстрому и эффективному разрешению.

Технологии информационной деятельности могут напрямую использоваться в различных областях:

в системе общего образования;

в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в условиях информационных перегрузок;

при решении различного рода задач, связанных с обработкой больших объемов информации человеком.

В контртеррористической деятельности эти технологии могут использоваться как инструмент оценки конфликтных (предконфликтных) ситуаций и разработки адресных мер информационного воздействия на конфликтующие стороны.

 


Предложения к парламентским слушаниям
«Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

 

По поручению Председателя Народного Собрания

Республики Дагестан М.Г.Алиева - советник Председателя
М. Ш. Муслимова

 

Уверены, что реализация изложенных в парламентских слушаний «Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом» идей позволит не только нашей стране, но и всему международному сообществу успешно преодолеть эту угрозу для человечества. Переживаемые кризис морали и права, кризис духовности могу быть успешно преодолены через средства самой культуры как феномена духовного сознания человечества.

Культура не может предложить одномоментного эффективного способа борьбы с терроризмом. Результат деятельности возможен при условии длительной, многолетней, постоянной работы в этом направлении, - это первая аксиома концепции. Вторая стратегически важная идея: только такой подход в борьбе с терроризмом поможет по-настоящему и окончательно лишить почвы терроризм, поскольку здесь задействуется личностный потенциал общества, формируется иной тип личности, основанной на идеях толерантности и диалога культур, безусловности общечеловеческих ценностей, на развитом чувстве личной ответственности.

Рост терроризма имеет прямую связь с духовным кризисом общества, устранением государства от задачи поддержки и развития культуры, отказом от деятельного признания приоритетности этого всеобъемлющего направления в жизни страны. Императив современного мира - коренная переориентация государств на приоритеты культурной политики для формирования и воспитания толерантной и устойчивой личности, укорененной в культуре на идеях гуманизма, согласия, мира.

Необходима разработка системы мер, направленных на законодательное стимулирование вложения средств в развитие культуры и искусства, на поддержку бизнеса, инвестирующего культуру.

Требуется законодательное решение вопросов приватизации и перепрофилирования объектов культуры, способствующее их сохранению и основанное на государственной поддержке. В этом направлении необходима разработка механизма активного сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества в целях решения этих задач. Государственным и муниципальным органам, учреждениям культуры следует наладить тесное взаимодействие в совместном использовании, охране и восстановлении объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Изложенная концепция, дополненная по итогам парламентских слушании, по сути может и должна представлять собой программу государственной политики в области идеологии, основанной на достижениях отечественной и мировой культуры, прежде всего классики художественной литературы. Всемерная поддержка государством ее развития позволит эффективно использовать потенциал культуры как транслятора светских, духовных ценностей.

Использование потенциала культуры в деле противодействия терроризму предполагает активное поддержание деятелями культуры традиций миротворчества и народной дипломатии, обычаев и традиций мирососедства и взаимопонимания, принятие деятельного участия в урегулировании и предотвращении социальных, межэтнических, меж- и внутриконфессиональных конфликтов в регионах.

Образовательная политика и реформирование в этой области должны осуществляться с учетом достижений традиционно сложившихся способов функционирования науки, культуры и образования, с одновременно гибким усвоением новых эффективных подходов и технологий в этой сфере.

Доминирующая роль в воспитании и образовании исторического опыта духовности и нравственности, накопленного русской литературой, позволяет формировать не только национальное, но и полноценное личное самосознание. Духовная составляющая борьбы с терроризмом заключается в постепенном изменении сознания людей. Мир, общечеловеческие ценности, идеи ненасилия и согласия, богатства и взаимодополнительности культур, убежденность в распространении и отстаивании этих ценностей - воспитательные ценности, противостоящие идеологии терроризма. Усиление гуманитарного начала в образовательно-воспитательной среде предполагает широко направленные одновременные действия в этой сфере:

- обеспечение равных возможностей для получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям;

- введение курса русской литературы в учебно-образовательные программы негуманитарных средних и высших учебных заведений;

- осуществление преподавания общественных наук, прежде всего истории, в учебных заведениях таким образом, чтобы в процессе их усвоения акценты делались не только на совокупности фактов, но и на моральных мировоззренческих ценностях как критериях прогресса;

- пропагандирование, распространение исследований и достижений отечественной и зарубежной научной мысли в области философии, морали, педагогики и других сфер человеческого сознания как через институты науки и образования, так и через различные средства СМИ;

- введение в курс средней общеобразовательной школы дисциплины «Литература народов России»;

- формирование и реализация языковой политики, обеспечивающей условия для развития и функционирования родных языков и усиливающей роли русского языка как координатора и организатора культурного пространства Евразии, посредника в ее связях с мировой цивилизацией. Такая языковая политика призвана одновременно повысить культуру речи, так как дар речи- это умение говорить не только языком, но и всей сутью своего «я»; активность слова – это форма проявления социальной активности;

- содействие диалогу культур через сеть образовательных, воспитательных и коммуникативных систем в условиях полиэтнической общности населения страны, а шире - взаимосвязанного и целостного мира в целях достижения национального и межнационального согласия и преодоления издержек стихийного взаимодействия культур, органичной интеграции восточных и западных ценностей;

- расширение сети детских центров эстетического развития, внешкольной занятости, законодательное закрепление на федеральном, региональном и муниципальном уровнях невозможности приватизации помещений, отведенных под детское творчество, образование и воспитание в целях создания и расширения культурообразующей среды;

- разработка программ в целях организации конструктивного взаимодействия различных религиозных конфессий и широкое освещение деятельности конфессий, направленной на достижение межэтнического и межрелигиозного согласия и толерантности;

- создание и поддержка детских и молодежных общественных организаций, реализующих культурно-образовательные и воспитательные цели;

- разработка и осуществление международных, федеральных, региональных программ, способствующих обмену культурными ценностями;

 - осуществление долгосрочных программ «Культура-детям», «Культура-юношеству», предполагающих разнообразие форм приобщения к культуре разных народов: конкурсы, встречи, фестивали, выставки и др., а также широкое участие школьников и студентов в межкультурном обмене, в поездках с целью изучения опыта жизни и интересов сверстников;

- развитие туризма для установления более тесных контактов, в том числе и в области межкультурных коммуникаций, взаимообогащения, установления дружеских отношений;

- создание межрегиональных парламентских советов и использование возможностей молодежного парламента для осуществления культурного обмена и противодействия средствами культуры вызовам времени: терроризму, сепаратизму, национализму, межконфессиональному противостоянию;

- законодательное определение механизма государственного содействия развитию творческих профессиональных союзов, взаимодействию деятелей культуры с народом, способствующих активизации деятельности творческих союзов, осуществляющих мероприятия в рамках задач формирования эстетически многоязычной личности, воспитания интереса к культурам разных народов;

- осуществление деятельности различных СМИ с учетом  приоритетности  воспитательных и образовательных функций, формировании идеологии гуманизма, базовых жизненных ценностей, культуры личного самопознания в контексте культурной традиции человечества;

- развитие библиотечной сети, пропаганда читательской культуры, доступность  высокохудожественной книжной продукции как необходимое условие нравственного оздоровления общества;

- выработка четкой государственной политики в области книгоиздательства, обеспечивающей финансирование, выпуск и доступность произведений как русской литературы, так и литератур народов России; предусмотрение мер, обеспечивающих издание художественно значимых произведений по решениям экспертных советов, включающих в себя авторитетных и признанных мастеров художественного слова и общественности.

Бесспорна необходимость создания предлагаемого вами Всемирного Духовного Форума как духовного органа, координирующего культурную политику на международном уровне. Этот центр, действительно, явится первой попыткой создать качественно иные механизмы самоорганизации человеческого общежития, создавая реальный противовес потребительской цивилизации.

Все эти меры способны создать механизм усвоения своей национальной культуры и культуры других народов как равносущих и взаимодополняющих ветвей мировой культуры. Воспитание и образование в культурообразующей сфере, в условиях открытости сознания гуманитарным ценностям формирует толерантную, коммуникативную личность. Культура как пространство человеческой коммуникации выступает не только как средство предупреждения, но и как средство преодоления конфликтогенного сознания, последствий конфликтов. Поэтому работа в рамках указанной темы предполагает значимость диалоговых форм культурного взаимодействия: дискуссий, выступлений, встреч и т.д.

Культурная политика, реализуемая на предлагаемых подходах, способна, воздействуя на глубинные духовные начала личности, актуализируя их, формировать тип личности, тип сознания, не приемлющий идеологию терроризма, противостоящей ей. Кроме того, при таком подходе органично реализуется национальная политика, объединяющая народы в ценностях мира, согласия, взаимопонимания.

 

 

Выступление

 

Председателя Комитета

Парламента Кабардино-Балкарской Республики

по культуре, спорту, туризму и СМИ

Фирова Р.Б.

 

 

Уважаемый Председательствующий!

Уважаемые коллеги!

 

Акции, которые можно объединить формулой "Культура против терроризма", проводились и проводятся на Северном Кавказе не первый год. Это посильный вклад деятелей искусства, литературы и науки в разрешение кризиса, который неожиданно обрушился на наш регион вместе с падением Союза. Но вклад именно посильный, не ахти какой большой - потому что сама культура оттеснена на периферию нашей жизни. Целые профессиональные коллективы, талантливые писатели, артисты, ученые, художники перебиваются, как говорится, с хлеба на воду.

Заботу о подлинной культуре, особенно национальной, центральная власть методично перекладывает на слабые плечи фактически разоренных регионов. Не место здесь сочинять оды ушедшим временам, но нелишне вспомнить: строительство страны Советов начиналось с провозглашения равенств языков, культур и прав всех народов, что было закреплено определением национально-административных территорий, а также возведением заботы о развитии языков, литератур, культур народов страны в ранг государственной политики. Именно осознание всеми гражданами своего равноправия и своей равной причастности к делам государства обеспечивает внутреннюю стабильность в стране, и, напротив, отсутствие такого осознания вызывает дискомфорт, недовольства и нестабильность в ней. Если уж быть до конца последовательным в рыночных принципах, столь модных в наше время, то надо признать, что на стабильность тоже надо без цинизма предусмотреть свои затраты, и это затраты не на силовые структуры, а на национальную культуру, функционирование и развитие национальных языков. У нас же постепенно свертываются программы, направленные на укрепление положения языков, литератур и культур народов Российской Федерации: языки и литература коренных народов вытесняются из образовательных программ, издание художественных произведений на этих языках становится все более проблематичным, ГТРК постепенно доводит телевизионные и радио- передачи на языках коренного населения до информационных выпусков, цинично предоставляя бедствующим регионам тягостное для них право покупать собственные каналы вещания "хоть на все 24 часа". К этому можно добавить смехотворные гонорары за публикации произведений подлинно художественных, создаваемых исключительно из любви к искусству, поскольку о достойном материальном вознаграждении за творчество нет и речи.

Трудно признать такую политику направленной на укрепление российской государственности и общенационального единства страны. Осознанно или несознательно, ее творцы сеют недовольство и рознь в обществе, что в перспективе гораздо накладнее, чем расходы на образование и культуру. Представляется, что мы, все вместе, в погоне за копеечной сиюминутной выгодой на полном ходу проносимся мимо возможности единения и согласия, которые желанны и сегодня, и завтра, и всегда.

Есть все основания считать, что в стране не будет подлинной основы для единства, пока мы не поймем - всякое ущемление интересов народов Российской Федерации есть не что иное, как насилие, неизменно вызывающее ответную реакцию. В этих условиях культура неспособна не только противостоять такому злу, как терроризм, но выполнять и свои менее сложные функции. Государство стоит перед альтернативой: или иметь в обществе постоянный повод для мощных проявлений недовольства, или уделять достаточное внимание проблемам культуры и образования, в т.ч. в национальных регионах.

В неофициальных разговорах приходится слышать о случаях нецелевого использования средств, выделяемых регионам. Но повод ли это для отказа от финансирования? Вместо того чтобы дать разобраться фискальным органам и наказать нескольких чиновников, не наказываются ли целые народы, языки и культуры?

Мы считаем, что для решения проблемы необходимы и более строгое применение закона, и совместные усилия Центра и регионов. В частности, мы вправе ожидать от федеральных органов власти большего внимания к феномену национального и конфессионального многообразия страны.


Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала