Турецкие элитные полотенца. Купить турецкие полотенца.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

Тезисы выступления

Руководителя Центра по изучению

проблем религии и общества Института Европы РАН

А. А. Красикова

 

1. Терроризму, как таковому, у нас противостоят:

а) государство с его силовыми структурами, государственной системой образования, государственными СМИ и государственными учреждениями культуры,

б) российское общество, в том числе творческая интеллигенция, общественные и религиозные организации.

2. При этом в стране нет единого общего мнения ни о первопричинах террора, ни о наиболее эффективных способах его искоренения. Превалирует точка зрения, согласно которой главными причинами происходящего являются сепаратизм части чеченских лидеров и происки международных террористических центров. Поэтому на высшем уровне ставка делается на силовое подавление террора на территории Чечни и за ее пределами.

3. Конечно, нынешний всплеск насилия и терроризма связан с широким комплексом проблем экономического, политического, социального и иного характера. За террористами чаще всего стоят конкретные «заказчики», извлекающие из человеческого горя материальные и политические выгоды. Однако было бы непростительной ошибкой игнорировать религиозный фактор, неразрывно связанный с историей всех народов, включая ее самые трагические эпизоды.

4. Вследствие нескончаемой череды военных конфликтов за прошедшие столетия у разных народов и представителей разных религий накопилось множество обид по отношению друг к другу. Один из основателей социальной психологии, Гюстав Лебон (1841-1931) обосновал вывод о том, что «судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие». «Умершие поколения, - указывал он, - передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых». К старым ранам и обидам часто добавляются новые, и это отнюдь не облегчает урегулирования конфликтов.

5. Практически все религиозные объединения России зовут к миру. Это подтверждают, в частности, их последние документы. Среди таких документов - «Основы социальной концепции Русской православной церкви» (2000), «Основные положения социальной программы российских мусульман» (2001), «Основы социальной концепции иудаизма в России» (2002) и «Социальная позиция протестантских церквей России» (2003). Ровно 40 лет назад, в 1965 г., против войн и вооруженного насилия высказался Второй Ватиканский собор Католической церкви, а  папа Иоанн Павел II принес официальное покаяние своей церкви за преступления, совершенные в прошлом ее членами по отношению к некатоликам.

6. В «Основах социальной концепции РПЦ» - церкви большинства российских верующих - цитируется «золотое правило», сформулированное в Евангелии от Матфея: «Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними» («Основы», глава XVI, параграф 1). Там же читаем: «Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях» («Основы», глава XV, параграф 2).

7. Конституция Российской Федерации и принятые законы выражают другими словами те же самые идеи, возлагая на государство обязанность соблюдать и защищать права и свободы своих граждан (ст. 2), подчеркивая равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14).

8. Но всегда ли эти правила реализуются на практике? Вследствие целенаправленной пропаганды в массовом сознании россиян терроризм однозначно связывается с исламом. Пройдитесь пешком по улицам Москвы, и если, не дай Бог, у вас темный цвет волос и вид южанина, вас будут то и дело останавливать и подвергать унизительной проверке как потенциального врага. Что чаще всего не мешает настоящим террористам делать свое поистине черное дело.

9. Председатель Совета муфтиев России Гайнутдин в свое время публично констатировал, что «Ельцин не проявил себя президентом поликонфессиональной страны, президентом не только русских-православных», а и всех остальных граждан страны. Нынешний глава государства В.В.Путин в отличие от своего предшественника регулярно встречается с мусульманскими лидерами. Однако, как указывается в документе о социальной программе российских мусульман, они все еще ожидают «от государства создания таких условий, чтобы мусульманин чувствовал себя полноправным российским гражданином, чтобы, защищая интересы государства, он чувствовал и понимал, что защищает свои собственные интересы: свою семью, землю, города и села, свою веру, традиции и обычаи» (конец цитаты из параграфа 4-го 8-й главы документа). Вместо этого, говорит Гайнутдин, нас все время убеждают в единственном - православном - прошлом, настоящем и будущем России. 10. И, наконец, последнее. Включите любой канал телевидения, кроме, может быть, канала «Культура», и на вас обрушится целый поток кадров со сценами драк, пыток и убийств людей. Авторы телепередач и сотрудники многих печатных изданий прямо-таки смакуют самые отвратительные детали преступлений, превращая свою продукцию в настоящий учебник по технике террора, в том числе для самых юных, особенно внушаемых голов. Я далек от того, чтобы ратовать за цензуру, которая у нас, слава Богу, запрещена Основным законом государства (ст. 29). Но я призываю законодателей, представителей культурной общественности, сотрудников средств массовой информации продумать совместно с Союзом журналистов России и его Большим жюри пути и средства защиты общества, и прежде всего детей и подростков, от навязчивой пропаганды насилия.


 

Государственная политика в культурной сфере
как мировоззренческая основа антитеррористической деятельности

 

Директор Правового департамента

Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ,

Ю. В. Голик

 

При рассмотрении основных направлений государственной политики в культурной сфере необходимо выделить два уровня ее рассмотрения.

При анализе функций первого уровня необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, необходимо обозначить те функции, которые реализуются всей системой государственной власти по отношению к культуре. Речь идет о функциях поддержания и развития (формирования) культуры как сферы общества, его духовного содержания. В данном контексте необходимо выделить приоритетные стороны общественного сознания и их ценностные основания - Конституция РФ, вся система позитивного права, базовое законодательство в сфере культуры.

Во-вторых, важно определить место культуры как механизма мотивации поведения гражданского общества, способствующего разрешению диалектических противоречий в социуме и решению стратегических и тактических целей общественного развития. Практически речь в данном случае идет об идеологическом обеспечении мировоззренческими способами культуры самого социально-экономического и политического развития страны -  основные направления внутренней и внешней политики государства, Постановления и распоряжения Правительства РФ.

В-третьих, значимыми выступают не только внутренние системные политические функции культурной сферы, но и функциональное взаимодействие с встречным потоком внешнего воздействия. В данном случае речь идет о закономерном, но противоречивом как по объективному содержанию, так и по политическим интерпретациям процессе экономической интеграции и глобализации. Функция накопления внешнего культурного опыта здесь жестко конкурирует с функцией обеспечения национальной, в том числе информационной, безопасности общества и государства в сфере их духовной самоидентификации.

Важными факторами формирования государственной политики в культурной сфере являются национальные интересы и обеспечение их безопасности.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны (Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 г).

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.).

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

- реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере. Данные задачи, реализованные в действии конкретных механизмов мировоззренческого, правового и финансового обеспечения, - являются основными направлениями вклада культурной сферы в общий фонд борьбы с терроризмом.


 

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ 

Руководителя Федерального агентства
по культуре и кинематографии (Роскультуры)
М.Е. Швыдкого

 

1. Прежде всего следует поддержать инициативу Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о проведении этих парламентских слушаний и через призму борьбы с терроризмом рассмотреть самый главный и основополагающий вопрос нашей отрасли - законодательное обеспечение жизнедеятельности культуры в нашей стране, создание правовых нормативных механизмов реализации культурной политики, государственной поддержки различных видов искусства и художественно-творческой деятельности, формирования духовности и морально-нравственных норм современного общества. В этой связи хочу также поддержать все основные положения и предложения, изложенные в концепции, предложенной к слушаниям.

2. Нет необходимости утверждать приоритет духовной, художественной культуры в формировании политической, правовой культуры, культуры труда и быта, культуры общественных и семейных отношений и т.д.

Именно осознание этого фактора всем депутатским корпусом, руководителями органов законодательной и исполнительной власти, членами Правительства России должно доминировать и учитываться при разработке законодательных актов, принятии важнейших решений общественной жизни. Но, к сожалению, судьба культуры, даже слово "культура" крайне редко встречаются в важных государственных решениях и документах. Так произошло при подготовке Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Федерального закона
№ 95-ФЗ и целого ряда других законодательных актов.

В концепции справедливо отмечается, что законодательство о культуре крайне несовершенно и в нем отсутствуют принципы государственной политики в области государственного устройства и руководства культурой.

3. Сегодня, в период формирования нового государства, осуществления различных социальных и экономических реформ, происходящих процессов деформации общества, обострения демографических и социальных процессов, активную позицию должны занять в формировании гражданского общества наша российская интеллигенция, мастера искусства и культуры. Это касается и их места и роли в борьбе с терроризмом.

Для решения этой задачи, на наш взгляд, следует объединить творцов, создать для них соответствующие стимулирующие условия.

4. Важнейшей проблемой в настоящее время является консолидация творческой интеллигенции, деятелей и работников культуры, активизация их гражданской позиции, повышение их роли в решении социальных проблем и духовно-нравственном оздоровлении общества.

Задача Комитета и Государственной Думы в целом - возродить активную общественную и творческую деятельность творческих союзов, их консолидирующую роль в объединении мастеров творческих цехов. Надо активно добиваться принятия федерального закона о творческих союзах и объединениях, добиваться государственной поддержки их деятельности. Ведь творческих союз — это не просто общественная организация, а творческий цех единомышленников, создающих духовный потенциал для консолидации гражданского общества, формирующих морально-нравственный климат в стране, активно откликающихся на участие в решении различных социальных и политических проблем.

5. Вместе с тем, в сложных условиях реорганизаций, организационной нестабильности и острого дефицита финансового обеспечения отрасли органы и учреждения культуры принимают необходимые меры для вовлечения имеющегося культурного потенциала, художественных творческих коллективов к участию в решении острых социальных проблем общества — профилактике преступности, преодолению националистических и экстремистских проявлений, осмыслению и разоблачению античеловеческой сущности терроризма.

Эти темы находят приоритетное отражение в многочисленных музейных и библиотечных выставках, в тематике массовых культурно-досуговых мероприятий, проводимых в клубных учреждениях.

Возможности театра и кинематографа в борьбе с преступностью заключены в их способности к глубокому и в то же время доступному для массового восприятия осмыслению жизненного материала, связанного с криминальными явлениями, к изучению их социальной природы, к вызывающему доверие зрителя повествованию о человеческих судьбах, в которых проявляются острейшие кризисные факторы жизни общества.

Наиболее удачные попытки осознания современными творцами природы преступности, факторов ее созревания и распространения в российском обществе свидетельствуют о склонности авторов к социально-психологическому подходу в изображении своих героев, находящихся на грани или переходящих грань криминального существования.

Появление на экране таких фильмов как «Мусорщик» Г.Шенгелия, «Игры мотыльков» А.Прошкина, «Водитель для Веры» П.Чухрая, «Мой сводный брат Франкенштейн» В.Тодоровского, «О любви» С.Соловьева, «Настройщик» К.Муратовой и другие говорит о возрождении лучших традиций отечественного кино, среди которых, в первую очередь, выделяется осмысление наиболее сложных и актуальных проблем современности.

Активно откликнулся отечественный кинематограф на осмысление острейшей и злободневной темы борьбы с терроризмом. При поддержке Роскультуры в 2004 г. вышли на экраны фильмы, специально посвященные данной тематике: «Личный пример» (режиссер К.Лаврентьев), «Всадник по имени Смерть» (К.Шахназаров), «Чердачная история» (Г.Евтушенко), «Я боюсь» (О.Ковалев).

В настоящее время завершается производство картины М.Ибрагимбекова «Три девушки». Экспертной комиссией Роскультуры рассмотрены творческие заявки для постановки в 2005-2006 годах еще 5 фильмов.

Важная роль в осмыслении истоков терроризма, его социальных, экономических и духовно-нравственных корней принадлежит документальному кино, специфика которого позволяет на базе хроники реальных событий исследовать данную проблему с философских, исторических и социальных позиций. В 2004 г. этой тематике были посвящены фильмы С.Цориева «Эхо беды» о судьбе жертв террористических актов во Владикавказе и «Биология безопасности» В.Соснина / ООО «Кино - Защита. Безопасность», г.Москва. В 2005 г. будут завершены фильмы «Осетины» Т.Тутаевой и В.Цалихова о трагедии в г.Беслане, «Русский террор» Б.Соболева, «Терроризм - смертельно опасно!» О.Массарыгина. К выпуску в 2005 г. также запланированы 7 видеофильмов по 26 минут показа каждый «Россия кровью умытая».

Значительное место теме борьбы с терроризмом и связанными с ним негативными общественными явлениями отводится мероприятиям, осуществляемым в рамках государственной поддержки продвижения на киноэкраны российских фильмов и пропаганды отечественного киноискусства. Тематические кинопоказы, кинонедели, фестивали под девизом: «Кино против террора», «Мы все в ответе за жизнь на планете», «Человек и закон». Шестой год подряд продюсерская компания «Детектив» проводит Международный фестиваль фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики «Закон и общество», девиз которого «Борьба с преступностью и терроризмом - дело всего мирового сообщества». Инициатива проведения данного фестиваля поддержана ООН, Советом Европы, ЮНЕСКО, Интерполом и государственными структурами многих стран мира. В 2005 году планируется провести киноакцию для детей и юношества «Кино против терроризма» с участием бойцов спецназа ОДОН ВВ МВД России.

Усиление роли отечественного кино в борьбе с терроризмом и преступностью в значительной мере зависит от реального закрытия доступа на экраны произведений, содержащих идеи расовой, межнациональной, межконфессиональной розни, насильственного свершения конституционного строя, а также порнографии.

По инициативе Роскультуры Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Следует также выработать правовые рычаги противостояния бесконтрольной экспансии на российский рынок американских и западных кино- и видеофильмов, содержание которых нередко наносит прямой существенный моральный ущерб нашему молодому поколению, пропагандируя идеи, чуждые традиционным российским духовным и культурным ценностям.

6. Важное внимание в укреплении стабильности и консолидации общества, повышении роли искусства и культуры в этом процессе, в борьбе с негативными антигосударственными проявлениями должно уделяться расширению и укреплению межрегиональных и межнациональных связей в области культуры и искусства, сохранению единого культурного пространства России.

В силу крайне ограниченного объема бюджетного финансирования отрасли на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации межрегиональные культурные связи, гастроли художественных коллективов, обмен выставками не стали планомерным явлением, а чаще всего носят стихийный характер. Это в значительной степени обедняет художественное достоинство российской культуры, снижает эффективность воздействия на решение актуальных социальных и политических проблем жизнедеятельности нашего общества.

Основная цель в реализации государственной национальной культурной политики - это стабилизация этнополитической ситуации в стране, решение средствами культуры назревших задач развития федеративных и межнациональных проблем, формирования гражданского общества. Необходимо стремиться создавать равные условия и возможности для всех народов России, осуществлять культурную деятельность, сохранять и развивать свои этнокультурные традиции.

Роскультура в рамках ФЦП «Культура России (2001-2005 годы)» тесно взаимодействует и будет взаимодействовать с национально-культурными центрами, национально-культурными автономиями (кстати, их действует на местном уровне - 315, на региональном - 173, федеральных НКА – 15). При этом важно решать задачи и сохранения национально-культурной самобытности народов, и создания условий для интеграции национально-этнических культур в общероссийскую культуру. К сожалению, встречаются в подобных объединениях элементы сепаратизма, националистических проявлений.

7. В целях повышения эффективности воздействия учреждений культуры на воспитание населения, расширения и совершенствования форм культурно-просветительной и досуговой деятельности среди различных возрастных и социальных групп общества необходимо прежде всего на всех уровнях законодательной и исполнительной власти проявить заботу и осуществить конкретные меры по восстановлению культурного потенциала страны.

Как известно, за последние годы в социальной инфраструктуре, особенно на селе, произошел спад инвестиционной активности и свертывание непроизводственного строительства, снижение обеспеченности населения объектами социальной сферы. На селе, в рабочих поселках резко сократилась сеть учреждений культуры, произошел моральный и физический износ отраслевых ресурсов и ухудшение структуры досуга населения, снижение образовательного уровня сельского населения.

В настоящее время существует 119 тыс. муниципальных учреждений культуры (98%), в ведении федеральных органов - (0,2%), в ведении субъектов федерации - (1,8%). Число клубных учреждений сократилось на 23% и составляет 54,9 тыс. единиц (при этом 20,6 тыс. клубных зданий находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта). Сеть библиотек сократилась на 10%, сельских киноустановок - на 75%. Число посещений киносеансов в расчете на одного сельского жителя сократилось в 45 раз и составляет 0,3 раза в год.

На сегодняшний день 2/3 сельских населенных пунктов (105 тыс.) остаются без каких-либо очагов культуры, а это, прежде всего, жители отдаленных районов. Фактически разрушилась система обслуживания жителей отдаленных поселений передвижными средствами культуры (сейчас их около 2,7 тыс.).

Материально-техническая база большинства клубных учреждений находится на крайне низком уровне. Практически не выделяются средства на организацию культурно-воспитательной работы с населением, на комплектование фондов библиотек, подписку периодических изданий.

Несмотря на серьезные проблемы, за последние три года федеральными органами культуры совместно с руководителями органов власти субъектов Российской Федераций, районов и учреждений культуры была проделана огромная работа по совершенствованию системы организации и созданию новых механизмов организационно-хозяйственной деятельности культурно-досуговых учреждений в новых условиях. По мнению специалистов, начался процесс выздоровления и активизации их деятельности.

Но, как и водится, теперь пришла новая беда. Как известно, в настоящее время на всех уровнях законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления осуществляется активная работа по реализации реформы в бюджетной сфере, а также реформы в организации местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 15 отсутствует компетенция и полномочия муниципального района в области культуры. Такая позиция, на наш взгляд, приводит к разрушению управляемости культурной деятельностью на муниципальном уровне и практически всю полноту ответственности за формирование культурной политики, формирование и содержание сети учреждений культуры перекладывает на органы управления сельского поселения. Кроме того, децентрализация бюджетного процесса заменяет централизованное финансирование по смете из районного бюджета объектов культуры за счет бюджета поселения.

Таким образом, стоит прогнозировать резкое сокращение в ближайшее время сети самых массовых и демократических центров культуры. Этому прогнозу уже есть конкретные свидетельства ликвидации библиотек, закрытия клубных учреждений.

Роскультура намечает по согласованию с администрациями некоторых территорий провести мониторинг формирования сети сельских учреждений культуры, отработать модели и нормативные акты на местном уровне и на этом опыте разработать концепцию модернизации муниципальной сети и рекомендации для органов субъектов Федерации.

На наш взгляд, целесообразно создать при Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации экспертную группу, проанализировать отдельные позиции закона на предмет внесения в него соответствующих дополнений.


Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала