Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

выступление

 Заместителя директора правового департамента
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

В.И.Карасева

 

Уважаемые коллеги!

Россия, как и весь современный мир, находится в процессе перехода к качественно новым процессам становления и развития.

Процесс трансформации имеет внешние и внутренние границы, которые суть факторы, способствующие или, напротив, затрудняющие прогрессивное развитие.

К внешним факторам можно отнести глобализацию, с ее проектами модернизации и демократических транзитов. Внутренний вызов заключается в необходимости обеспечения достойного социально-экономического уровня жизни людей, формирования гражданского общества и преодоления на основе культурного потенциала феномена «расколотости» общественного сознания. 

Вместе с тем, понимая необходимость созидательного направления общественных тенденций, особое внимание должно быть сосредоточено на тех явлениях, которые не только затрудняют движение вперед, но и представляют угрозу международному сообществу и национальной безопасности России.

В аспекте нашего «круглого стола» речь пойдет о терроризме и, в первую очередь, о том страшном влиянии, которое он оказывает на души людей и их каждодневную жизнь.

Как и любая форма отклоняющегося поведения, терроризм не возникает в пустом пространстве. Его появление - это следствие как объективного хода событий, так и субъективных просчетов власти в области всей гаммы социальных отношений внутри государства и на международном уровне.

С такой позиции терроризм возможно рассматривать:

- как реакцию на соответствующую деформацию определенного сектора общественной жизнедеятельности;

- как способ решения определенными силами своих корпоративных интересов;

- как эффективный метод манипулирования массовым и индивидуальным сознанием.

Последний момент возможно рассматривать либо как защиту от внешнего силового давления; либо как единственный способ защиты собственных интересов; либо в качестве способа отвлечь внимание населения от других, более важных и насущных проблем.

Обращает на себя внимание и тот факт, что запуск механизма террористической деятельности может реализоваться спонтанно, а его остановка представляется чрезвычайно сложной, проблематичной и исторически длительной.

В принципе, как и практически весь арсенал общества, набор условий для эффективной борьбы против терроризма известен. Комплексно он включает в себя все средства восстановления социальной деформации в условном секторе социальной жизнедеятельности: достижение достойного уровня жизни, социальную направленность государственной и международной политики, идеологический консенсус, реализацию принципа справедливости, ориентирование населения на положительный социально значимый идеал, наличие понятных и прозрачных параметров правового поля и конкретную правоохранительную деятельность.

Нас, как представителей отрасли культуры, средств массовой информации и коммуникаций, волнует то, какую угрозу терроризм, в том числе международный, несет для духовного развития граждан России, и, соответственно, какие меры, прежде всего правового характера, могут оказать поддержку государству в его борьбе с этим социальным злом.

Важными факторами формирования государственной политики в культурной сфере, противодействующими терроризму, являются национальные интересы и обеспечение их безопасности.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны (Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации№24 от 10.01. 2000г).

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.).

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств.

 

В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических усло- вий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

- реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

- совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

На основе государственных интересов Российской Федерации в культурной сфере формируются стратегические и текущие направления государственной политики, складывается система культурной деятельности, и определяются методы и способы государственного решения функционирования отрасли.

Данная работа в соответствии с функциями министерства культуры и массовых коммуникаций ведется прежде всего в направлении законотворчества.

Действующая нормативная правовая база должна создавать необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом и учитывать современное состояние развития общества.

Сегодня из множества нормативных актов, регулирующих сферу культуры значительная часть была принята в начале-середине 90-х годов, поэтому устарела и нуждается в изменениях. А в отдельных случаях необходима разработка и принятие федеральных законов.

Одним из важнейших аспектов культуры является информационная культура.

В современном мире область массовой информации без всякого преувеличения можно назвать сосредоточением общественной жизни. Средства массовой информации в этом плане становятся основным источником, формирующим представления человека о реалиях окружающего мира. А массовая информация, соответственно, становится одним из основных инструментов социального регулирования.

Все это приобретает особенно актуальное значение в контексте задач борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Свободная пресса как один из гарантов демократии призвана играть роль объективного и независимого наблюдателя и аналитика. Кроме того, свобода СМИ является определенной гарантией информационной безопасности.

С одной стороны, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, а с другой - защищает общественное и индивидуальное мнение от воздействия ангажированной пропаганды и других форм манипулирования таким мнением.

В то же время свобода СМИ не может быть безграничной, абсолютной. Пропагандируемая иногда концепция «свободного, неконтролируемого потока информации» на самом деле может работать на наиболее радикальные, экстремистские и террористические организации и группировки.

Недопущение использования средств массовой информации в качестве информационного оружия является актуальной задачей.

В неоднократно дополняемой статье 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» недопустимость использования средств массовой информации для «призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны» была заменена словами «для осуществления экстремистской деятельности».

Тем самым существенно расширено содержание понятия «злоупотребление свободой массовой информации», поскольку «экстремистская деятельность» включает не только перечисленные выше деяния, но также деятельность СМИ «по планированию, организации, подготовке и совершению действий», направленных «на подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности» и т.д. (ст. 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»).

Часто возникает вопрос о праве журналистов на максимальный доступ в район конфликта. Однако «максимальный» в этом отношении не должно пониматься как «неограниченный». Предполагается, что соответствующие ограничения вполне справедливо можно устанавливать во время проведения контртеррористической операции в случае, если иное может привести к усилению беспорядков, созданию нервозной обстановки и угрозы жизни заложников.

Следует также обратить внимание на право защиты конфиденциальности источников информации. Угроза терроризма не должна использоваться как оправдание введения ограничений на защиту конфиденциальности источников информации.

Необходимо укрепление правового статуса творческих работников, объединение их сил по защите культурных ценностей как формы противостояния разрушительной тенденции, имеющей место в обществе (проект Федерального закона «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» снят с рассмотрения.)

Необходимо воспитание культуры межнационального общения, веротерпимости, уважения прав и свобод граждан в духовной сфере как формы борьбы с антигуманными проявлениями в обществе.

На первый план встает вопрос об изучении культурных особенностей народов мира как фактор воспитания толерантности к представителям других культур, поскольку глубокое понимание культуры и сотрудничество сможет привести народы к миру.

Министерством планируется внесение изменений и дополнений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в ФЗ «О Музейном фонде и музеях в РФ», «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате  Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «Об авторском праве и смежных правах», «О средствах массовой информации».

Министерство наращивает свои усилия по взаимодействию с другими органами государственной законодательной и исполнительной власти, в выработке алгоритма действий по предупреждению и предотвращению террористической угрозы.

Представители Министерства активно участвуют в составах рабочих групп других ведомств, координационных, экспертных советах.

Уважаемые коллеги!

Механизм террористических акций всегда одинаков, и неважно, какая идеологическая платформа лежит в основе конкретного терракта. Важно то, что он всегда происходит неожиданно, вследствие чего страдают невинные люди. А если выбор террористов остановится на учреждении культуры, то в опасности окажутся и культурные ценности.

Исходя из этого необходимо разработать и осуществить совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, ФСБ и МВД России комплексные мероприятия по усилению безопасности мест массового пребывания людей, в т.ч. учреждений культуры и искусства.


Культура как фактор укрепления стабильности

в Северо-Кавказском регионе

 

Помощник Полномочного представителя
Президента Российской Федерации
в Южном федеральном округе Д.В.Козака
В.А.Севриков

 

1. Можно согласиться с положением Концепции парламентских слушаний, представленной Комитетом по культуре ГД Российской Федерации в части того, что культуре следует качественно измениться, чтобы превратиться в силу, способную эффективно противостоять терроризму и иным социальным девиациям. Однако сегодня необходима конкретизация этой верной, но общей идеи в плане решения следующих задач: 1) понимания самих предпосылок терроризма с учетом региональных особенностей; 2) учета специфики этнопсихологических, этносоциальных факторов, нейтрально, сочувствующе или сдерживающе влияющих на уровень террористической опасности; 3) эфективности воздействия культуры на социально-политическую ситуацию в округе с целью ее стабилизации.

Данные задачи в особенности актуальны для Северного Кавказа, где при наличии общих причин терроризма есть и специфические, которые нельзя не учитывать при разработке контртеррористической стратегии и программ по борьбе с терроризмом. Именно они во многом конкретно определяют степень политической напряженности в регионе, и без их знания невозможно вести контртеррористическую профилактическую работу. С другой стороны, именно конкретные характеристики культурной жизни региона должны быть краеугольными камнями государственной политики в области культуры, в том числе и в части активизации ее потенциала для противодействия терроризму.

2. Исходя из данной методологии, по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в южном Федеральном округе Д.Н.Козака, аппаратом полпреда предприняты следующие практические действия. Проведено комплексное исследование оптимизации сети и социокультурного статуса высших учебных заведений, проведен круглый стол с руководителями органов управления культуры субъектов Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, прорабатывается проект «Культурная столица Юга России», завершается подготовка окружной конференции «Роль государства в создании системы педагогической профилактики терроризма, экстремизма и наркомании среди несовершеннолетних в Южном федеральном округе».

В процессе работы Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе определены стратегические направления в области культуры с учетом макро- и микро- региональной специфики. На основе выводов комиссии даны практические рекомендации профильным федеральным министерствам и ведомствам. Характеризуя проделанную работу, укажем на следующее.

Во-первых, на Северном Кавказе существует ряд факторов, тормозящих и усложняющих процесс комплексного разрешения исторически обусловленных социальных противоречий. К их числу можно отнести территориальные споры, например, между: РСО-Алания и Республикой Ингушетия, Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, Республикой Дагестан и Чеченской Республикой и др.

Во-вторых, дестабилизирующим фактором являются последствия затяжного социально-экономического кризиса, который привел к снижению квалификационного потенциала трудовых ресурсов. По большинству социально-экономических показателей республики Северного Кавказа значительно отстают от других регионов даже Южного федерального округа. Высок уровень безработицы, что способствует маргинализации населения, создает благоприятные условия для распространения девиантности и экстремизма особенно в молодежной среде.

В-третьих, незавершенность процесса формирования у населения общероссийской идентичности и серьезное социально-активное влияние тейповых факторов в условиях неразвитости институтов гражданского общества приводит к тому, что социально-экономические, политические ресурсы нередко используются в узкокорпоративных интересах отдельных этнических элит. Демократические процедуры: выборы, состязательность власти и оппозиции, различные переговорные процессы между экономическими и социальными субъектами редуцируются к столкновениям кровно-родственных кланов.

В-четвертых, серьезная опасность исходит от сил вооруженного сепаратизма и международного терроризма и др., стремящихся отторгнуть Северный Кавказ от России.

3. Следует указать также на недостаточно или не совсем правильно используемые этнопсихологические, этносоциальные факторы и исторические традиции Северного Кавказа, что ослабляет антитеррористический потенциал. В первую очередь, это - институт семьи, который сильно отличается от западного. Особое значение имеют в указанной связи межпоколенческие отношения, взаимное уважение младших и старших, добрососедство, ритуалы гостеприимства и т.п. При соответствующем их эффективном идеологическом использовании, деятельность по противодействию экстремизму была бы более успешной. Нужна серьезная проработка этих вопросов, результаты которой в виде рекомендаций должны быть положены в основу государственной политики.

4. Важно отметить особенности состояния культуры на Северном Кавказе и ее воздействия на социально-политическую ситуацию в округе с целью ее стабилизации. Это - усиление воспитательно-образовательной роли общеобразовательной и профессиональной школы в деле формирования толерантности, позитивных межэтнических отношений, в консолидации многонационального народа России в единую российскую нацию.

Следует учесть также на:

- необходимость в современных условиях усиления роли русского языка как языка межнационального общения и средства овладения мировым культурно-образовательным пространством;

- повышение качества научных исследований в области изучения сущности культуры и ее влияние на исторический облик народов Северного Кавказа;

- необходимость разработки и внедрения системы мер комплексного повышения эффективности государственной поддержки культурного развития Юга России.

5. Важным социально-культурным фактором стабилизации обстановки на Юге России является повышение культурного уровня массового религиозного сознания и улучшение организации деятельности религиозных, особенно религиозно-образовательных учреждений в рамках законодательства Российской Федерации. Особенно это касается ислама, возрождение которого в России обнажило проблему острой нехватки квалифицированных кадров священнослужителей. По этой причине активизировались зарубежные фонды и миссии, в части подготовки преподавателей-исламистов, направления на Кавказ миссионеров. Вместе с ними поступает большой поток религиозной литературы, в том числе антироссийского и экстремистского содержания.

Во многих медресе на Северном Кавказе преподают миссионеры из Саудовской Аравии, Ливана, Турции, Сомали, Судана, Иордании, Индии или россияне - выпускники исламских зарубежных учебных заведений более чем 10 стран. Они несут идеологию, чуждую российскому гражданскому мировоззрению, подрывающую нормативно-законодательные устои России, в частности, как светского государства, что в определенной мере способствует появлению радикальных исламских группировок и почвы для терроризма.

В этой связи необходимо, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, оказать содействие федеральным и региональным органам власти в становлении и укреплении религиозного образования  в соответствии с действующим законодательством России.

С целью решения поставленных задач Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе рекомендует:

1. Минобрнауки России разработать «Концепцию государственной этнонациональной образовательной политики» и план ее реализации, призванные повысить роль общеобразовательной школы в формировании толерантности, позитивных межэтнических отношений, в консолидации многонационального народа России в единую российскую нацию.

2. Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минкультуры России, Минрегионразвития России, Минфину России разработать:

а) систему мер (в рамках действующей Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2002-2005 гг.») по поддержке русского языка как средства межнационального общения и развития межкультурного диалога в республиках Юга России;

б) региональную программу поддержки традиционных направлений культуры русского народа в национальных республиках Юга России, включающую, в том числе, меры, по созданию центров русской культуры на базе национальных русских театров.

3. Минобрнауки России, Минрегионразвития России в целях укрепления единого образовательного пространства Российской Федерации разработать и внедрить эффективный механизм взаимодействия и сопряжения федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения, определяющих содержание общего образования. Особое внимание при этом уделить предметам гуманитарного цикла. Содержание федерального и национально-регионального компонентов должно определяться установками на формирование общероссийской идентичности, как основного условия формирования российской нации; воспитание учащихся в духе межэтнической толерантности. В этих же целях:

а) включить в программы учебных заведений соответствующие

спецкурсы;

б) провести анализ учебных пособий по гуманитарным наукам, изданных в субъектах Российской Федерации Юга России;

в) провести конкурсы на лучшие учебно-методические комплексы по истории и культуре народов Северного Кавказа для образовательных учреждений различного уровня.

4. Минобрнауки России, Минрегионразвития России, Минфину России в целях повышения эффективности научного сопровождения государственной национальной политики, повышения качества научных исследований по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений:

а) проводить, начиная с 2006 г., ежегодный конкурс научных работ по данной проблематике;

б) оказывать поддержку научной общественности в организации и проведении съездов кавказоведов (один раз в два года). Очередной съезд провести осенью 2005 г.;

в) оказать в 2005-2006 гг. поддержку государственному научному учреждению Северо-Кавказский научный центр высшей школы (г. Ростов-на-Дону) в завершении подготовки и издании 4-х томной «Истории народов Юга России», 8-томной «Энциклопедии культур народов Юга России».

 


ТЕЗИСЫ выступления
Председателя объединения
музейных педагогов России
Е.Г.Ванслова

 

1. Мы исходим из того, что «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» (Д.С.Лихачев). Как известно, музеи - это важнейшая неотъемлемая часть культурного наследия нашей страны.

2. Лучший способ борьбы с терроризмом - это всемерное распространение культуры, культурных норм и борьба с антикультурой, то есть массовой культурой во всех сферах человеческой деятельности. Наша сверхзадача - не получение детьми какой-то информации о музеях, но формирование у ребенка ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МУЗЕЙНЫХ СРЕДСТВ, исследовательского, творческого начала, гармонизации его личности в соответствии с Великим законом Гармонии. А сейчас из 9 компонентов культуры длительное время работа ведется лишь с одним (эстетическое начало), остальные 8 компонентов фактически игнорируются. Это неизбежно приводит страну к деградации, дебилизации, к поражениям на культурном фронте.

3. Конечно, можно по-прежнему не обращать на это внимания, но ведь миром правят, если уж говорить по-крупному, Великие законы природы, экономики и психологии. Игнорируя законы психологии, как социальной психологии, так и психологии личности, мы неизбежно обрекаем себя на неэффективные действия. Ведь переделать эти законы мы не в состоянии. Хорошо бы снять цикл документальных фильмов об этих законах - проект у нас есть.

4. Необходимо признать ситуацию и в области деятельности музеев, и в области культуры КРИТИЧЕСКОЙ и требующей немедленных изменений. Анализируя ситуацию, мы приходим к выводу о том, что большая часть ошибок относится к ошибкам в области РУКОВОДСТВА культурой. Это руководство не имеет цельной программы и даже не ставит перед собой задачу поднять общий образовательный и культурный уровень своего народа.

5. Все деньги и средства фактически уходят не на системную работу в области культуры, не на создание, например, в регионах России культурных музейных центров с качественными программами (у нас имеются разработки в этой области). Ведь можно поддержать положительный опыт республики Коми и Карелии, но кто о нем знает, кроме музейных работников? Можно способствовать созданию культурных музейных центров и в других регионах, там, где их еще нет, но которые уже созрели для этих форм работы. Однако деньги тратятся не на это, а на отдельные, чаще всего броские, но малоэффективные мероприятия и проекты, на систему грантов и заявок, которая оказалась главным способом поддержки культуры. Для нашей страны такая система не годится.

6. Фактически мы взяли у Запада не самое лучшее, а самое худшее, многие руководители, хорошо образованные, но страшно далекие от культуры, пытаются внедрить в нашем обществе цивилизацию потребления, где нет места духовности. Конечно, народ это не принимает, но кто его спрашивает? А какое-то количество молодежи даже приветствует. Теперь считается модным смеяться над мыслью о том, что вкусы необходимо воспитывать. Считается, что лишь нужно идти на поводу у интересов публики.

У нас «правит бал» антикультура, массовая культура с ее низкопробными боевиками и антигуманной философией. А настоящая интеллигенция сидит на голодном пайке и работает в основном на энтузиазме, в полной нищете. У меня есть письма с мест о трагическом положении дел в регионах. Фактически СМИ предоставляют свободу лишь узкой группе эстетов, а иногда и людям, фактически не заинтересованным в процветании России. Но, похоже, до народа никому нет дела, поскольку многие руководители, занимающиеся проблемами культуры, САМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ, а преследуют лишь свои корыстные интересы. Это и есть типичный пример непонимания Великих законов психологии, и если не изменить систему руководства этой отраслью, ничего хорошего ждать не придется. Это все равно, что попытаться изменить Великие законы природы. Это - бессмысленно.

Существует Федеральная целевая программа развития культуры на
2000-2005 гг., однако на воспитание гуманистической системы ценностей у молодого поколения с помощью музейных средств там вообще не выделено денег. Именно в этой сфере мы и работаем, фактически без всякой поддержки, на одном энтузиазме развиваем очень важное для страны направление деятельности. Пора осознать, что нельзя экономить на культуре, это тупиковый для общества путь, который ведет в никуда.

7. Благодаря отсутствию эффективного руководства культурными процессами огромные беды существуют в области отношения к музейному культурному наследию. Почти нет музеев, которые бы не страдали от варварской политики со стороны разных государственных структур.

8. Приведем примеры, число которых можно увеличить в десятки и сотни раз. Так, хищный и агрессивный капитал давно уже ведет наступление на Абрамцево, Архангельское, Росимущество давно уже «положило глаз» на Музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице в Москве. Вот уже десятки лет Государственный Литературный музей говорит о необходимости большого здания для размещения основной историко-литературной экспозиции, но пока положение становится все хуже. Здание на Петровке, 28 отбирает Патриархия, а достойной замены нет. Уникальные фонды музея находятся под угрозой утраты. Таких примеров можно привести не десятки, а сотни. Это говорит о том, что фактически вся культурная политика нацелена лишь на задачи сегодняшнего дня, никакой стратегии, дум о будущем в этом деле нет. Мы учим детей, что вандализм плох, однако, само государство не подает положительного примера в этом отношении и нередко поступает как вандал.

Плохо обстоит дело в стране с сохранением культурного наследия. И в Москве - то же самое. Лишь 35% памятников находятся в относительно хорошем состоянии, а большинство - в плачевном. Чему же мы можем учить детей?

9. Важнейшая задача объединения усилий органов культуры и образования не осмыслена руководством. Часто между теми и другими - пропасть. Нередко музейные работники обладают узостью взглядов, они считают, что их задача - лишь обслужить один раз молодого посетителя, и совершенно ничего не знают о современной школе. С другой стороны, и у учителей часто весьма смутное представление о возможностях музея, об истории материальной культуры. А между тем требуется создание СИСТЕМЫ работы с детьми с помощью музейных средств, это государственная задача. Именно ее решение в нашем деле - лучший способ борьбы с терроризмом. А пока многие не понимают, что отдельные, несистематичные походы в музей неэффективны, мало что дают. Слава Богу, мы уже создали пакет программ, которые можно широко использовать, создавая на их основе свои авторские программы.

Однако, на каждом шагу при решении конкретных вопросов мы встречаемся с нежеланием государства создавать эффективную систему «Музей - школа». Так, было принято решение, чтобы по московскому «бесплатному» билету дети могли посещать столичные музеи, а федеральные им посещать нельзя, московская администрация не оплачивает его музеям федерального подчинения. И задача эта получается неразрешимой. В результате я четвертый год учу ребят, веду курс «Музей и культура» в прогимназии № 1768, которая, кстати, является экспериментальной площадкой по музейной педагогике в Москве, но каждый раз, посещая музеи, мы почти во всех выкладываем по 1000 рублей на класс за одно посещение.

10. Стоит предложить поэтапное решение проблемы. Так, на первом этапе следовало бы создать не одну экспериментальную площадку, как это есть сейчас в прогимназии № 1768, а хотя бы несколько таких площадок. Необходимо пытаться привлечь музейных педагогов к работе в школах. На втором этапе необходимо создавать Межведомственную программу по разработке курсов музейной педагогики. Обычно создание экспериментальной сети дает положительный результат.

Прошел период постановки проблем, пора заниматься ВНЕДРЕНИЕМ наработанных идей.

11. Уже много лет мы добиваемся получения статуса музейного педагога, но никак не можем сломить сопротивление недругов музейной педагогики. Необходимо установить и более щадящую сетку часов музейным педагогам, которые не могут быть заняты в школе по 18 часов в неделю. Нужно поднять престиж музейного педагога.

12. Почти не разработано ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в отношении музеев, а те законы о сохранении культурного наследия, которые есть, постоянно нарушаются. Ответственности за это не несет никто, а государство часто выступает не в роли защитника, а даже в роли агрессора, если иметь в виду отдельные государственные структуры.

13. Необходимо законодательное обеспечение неприкосновенности имущества, зданий, площадей. Нужно принять законодательные акты:

- по взаимодействию бизнеса, власти, общественных и культурных организаций,

- о благотворительности и налогах на деятельность меценатов,

- о сохранении системы дворцов детского творчества, туристических станций, о развитии внешкольного дополнительного образования, кружков (Все это следует считать национальным достоянием),

- о гарантиях сохранности фондов, о системе межмузейных соглашений.

Музеям остро недостает транспорта, современных технических средств.

Необходимо отработать систему более широкого обмена передвижными выставками музеев, представляющих разные культуры мира. Шире использовать идеи проходившей в 90-х г.г. в Москве голландско-русской выставки «Я и другой» для детей, которая пользовалась успехом. Она как раз помогала борьбе с терроризмом.

Подводя итоги, приходится констатировать, что, несмотря на усилия отдельных учителей, с каждым годом падает общий уровень культуры у детей.

14. Итак, еще очень важные конкретные предложения.

Предлагается создание уникального Детского культурного музейного центра «ПОЗНАЙ СЕБЯ», проект которого прилагается. Такой центр наверняка вызовет огромный интерес не только у нас, но и на Западе, где ничего подобного нет и быть не может. Проходя по 9 залам, каждый подросток мог бы там в увлекательной форме заняться самоанализом. Не худо бы посетить такой центр и очень многим взрослым. Это был бы реальный вклад в борьбу с терроризмом. Кстати, впоследствии, если он начнет работу, через некоторое время такой центр мог бы стать и самоокупаемым.

15. Необходимо и создание совершенно другого учреждения -научно-методического центра по музейной и культурной политике для учащихся Москвы (проект прилагается). Такой центр мог бы играть и роль звена, с помощью которого была бы наконец создана единая система «Музей - школа», и в то же время он мог бы заняться подготовкой преподавателей, которые реально стали бы вести в школах курсы по программам «Музей и культура», «Окружающий мир и музей» и другим, только в авторском варианте. Сейчас число таких людей ничтожно и включает фактически около десятка человек на многомиллионный город. Уже доказано, что контакты музея и школы должны быть системными и программными.

16. Создание научно-методического центра могло бы помочь и решению острой проблемы ШКОЛЬНЫХ музеев. Их у нас в столице сейчас около 800. Тратятся немалые деньги, но далеко не всегда эффективно. Мы давно поняли, что необходим лозунг: Нет школьного музея без музейной педагогики. А между тем на практике таких музеев множество.

К сожалению, органы управления образованием полагают, что патриотизм и гражданственность формируются прежде всего с помощью военно-исторических музеев и соответствующих мероприятий. Это глубокое и очень вредное заблуждение. Надо формировать не патриотизм в отрыве от всего остального, а историческое сознание у ребенка, тогда и с патриотизмом не будет проблем. А военная история является лишь частью проблемы. Неслучайно за последние годы резко выросло число не военно-исторических, а этнографических и комплексных музеев. Именно там дети и их родители ведут поисковую и исследовательскую работу, там возникают центры притяжения для подростков не только отдельной школы, но и целого микрорайона.

17. Необходимо оказать всяческую помощь Чечне, представители которой присутствуют на наших семинарах «Музей и подрастающее поколение». Необходимо изыскать возможность принять группу студентов из Грозненского университета в Москве на две недели. Нужны деньги на жилье и питание. Программу мы им организуем бесплатно. Нужно также создать для Чечни поэтапную программу подготовки кадров музейных педагогов и создание там детского культурного музейного центра, что было задумано на нашем семинаре еще в 2003 году.

18. Поскольку известно, что наиболее эффективен сегодня именно видеоряд, необходимо начать создание видеолетописи по проблемам музейной педагогики, запечатлеть наиболее новое и интересное в этой сфере, чтобы легче проходил процесс восприятия новых идей и подготовки кадров для этого вида деятельности. Важно, чтобы каждый желающий мог бы купить, например, диск, где запечатлены уроки «Градусник самоуважения» и «Вандализм», детская программа «Мы - исследователи», клип «Музейная педагогика - великая сила» и многое другое.

19. Очень важно пробудить у общественности интерес к педагогическим и психологическим проблемам, уделять им большое внимание на ТВ, радио, в газетах и журналах. Однако, в настоящее время невозможно купить в киосках, например, газеты «Учительскую» и «1 сентября», они распространяются только по подписке, совершенно не рекламируются, как и вся педагогическая и психологическая литература.

В стране имеется лишь один журнал «Мир музея», который частично сориентирован на профессионалов, а скорее на широкую публику. Было бы желательно иметь и небольшой специальный журнал для музейных педагогов.

20. Необходимо получить возможность широко печатать нашу музейную продукцию, в том числе ту, которая выходит малым тиражом, а также организовать переводы лучших книг на европейские языки.

21. Предлагается провести фестиваль «Неизвестное наследие России глазами детей» под эгидой Государственной Думы. Можно обратить особое внимание на формирование исторического сознания и музейной культуры у людей прошлого и современных детей, а затем выпустить альбом о наиболее интересных находках детей.

Также предлагается организовать музейно-педагогический комплекс в Ферапонтове, в охранной зоне монастыря - памятника Всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО с задачей организовать сотрудничество Музея фресок Дионисия и общеобразовательной школы. Подобное сотрудничество наладить и в других регионах России, где существуют значительные памятники прошлого.

Предлагается утвердить всемирный День Культуры, хотя уже существует 18 апреля - День охраны культурного наследия человечества.

Все это помогло бы решить не только проблему борьбы с терроризмом, но и поднять общий культурный уровень народа, что чрезвычайно важно для выживания и для процветания страны.

Требуются очень большие организационные изменения в структуре руководства музейным делом, начиная с Министерств культуры и образования, для того, чтобы нацелить их на решение нужных обществу, а не бюрократии проблем. Необходимо обсуждение этих вопросов с участием общественности, что помогло бы становлению в нашей стране гражданского общества.

 

 

Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала