Вязание крючком для начинающих курсы по вязанию крючком для начинающих.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России


Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

Миссия женщины - великая миссия Матери Мира

 

доцент Военно-Инженерной Академии,

председатель Российского общественного движения

«РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА»
К.Ш.Мансурова

 

«Как Учитель творит через учеников,

так Женщина творит через Мужское Начало. Потому женщина возвышает мужчину».

Восточная мудрость

 

Миром правят две власти: власть Разума (Мужское Начало) и власть Сердца (Женское Начало). Ни одна из них не может сказать, что сильнее другой. Ни одна из них без другой с властью не справится. Потому две власти должны действовать в равновесии, в гармонии, т.е. должно существовать Равновесие Двух Начал.

Во Вселенной Женское Начало есть ведущее, выражаемое Вселенской Любовью (Гармонией Природы), без которой невозможно было бы существование и развитие Ее бесчисленных миров.

На Земле Женщина умышленно была унижена еще миллионы лет тому назад, что нарушило гармоничное развитие человечества, породившее духовное и моральное обнищание людей, падение нравственности, братоубийственные войны и т.п.

Унижение Женского Начала привело к разобщенности народов Мира, до предела обострило противоречие между созидательными и разрушительными силами в природе и поэтому в короткий срок технического прогресса человечество умудрилось отравить поля и леса, реки, озера и моря. Этим оно поставило на край экологической катастрофы не только существование человека, но и существование самой Планеты.

Самоуничтожение человечества, порожденное дисгармонией Мужского и Женского Начал может не наступить, если все мы осознаем и примем слова Ф.И. Достоевского: «Красота спасет мир».

А Красота есть ни что иное, как знания (Мужское Начало Вселенной), которые, облекаясь в нежнейшие Энергии Любви (Женское Начало Вселенной), дают красоту, осознание которой возможно только через КУЛЬТУРУ.

«Там, где культура, там - Мир! Нужно разоружиться в Сердце и в Духе. Сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество», - писал великий художник и мыслитель, автор ПАКТА МИРА, русский академик Н.К. Рерих.

«До сих пор в мире властвовал агрессивный мужской принцип войн, насилия и жестокости, который слишком мало прислушивался к одухотворенному любовью и трепетом чуткости голосу женского сердца. Этот сокровенный, воспитанный в страданиях и самоотверженности голос женского сердца всегда знал путь истинного знания, истинной красоты и духовности.

Природные способности женщины как хранительницы жизни остаются залогом духовно-нравственного возрождения общества. Это способность держать в сердце, на уровне сердечного интуитивного знания то, что связано с целостностью жизни, семьи, то, что сохраняет эту целостность и ценность, способность находить во все более разрастающемся бурьяне социума - тропы, которые ведут к Храму.

И лучшему, что мужской принцип сотворил в истории человеческой культуры, он обязан женщине. Женщина теперь должна сознательно подойти к своему высшему назначению: перевоспитывая мужчину, она должна воссоздать потерянное равновесие мира», - так писала великая Женщина XX столетия Елена Ивановна Рерих.

Взаимодействие, равновесие и гармоничное сотрудничество мужчины и женщины есть необходимое условие развития жизни.

Новая Эпоха должна предоставить Женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником. Она должна быть допущена к построению общественной и государственной жизни, полноправным членом которого она является в силу Космического Закона.

Женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка - «У Великой матери – Великий Сын» - имеет научное обоснование. По природе сын больше заимствует от матери, а дочь - наследница отцовских энергий.

Велика Космическая Справедливость! Унижая Женщину, мужчина унижает себя!

Именно в этом нужно искать объяснение скудости проявления мужского Гения в наши дни. В руках женщин спасение человечества и спасение Планеты! Женщина должна осознать свое предназначение, свою Великую Миссию.

Матери Мира, Вы ответственны за Судьбу Человечества!

Мать, жизнь дающая, имеет право на охранение и защиту своих детей. Голос Женщины - Матери должен раздаваться в рядах добрых вершителей судеб человечества.

Большинство стран мира уже поняли простую истину - женщины несут в себе сердечное и материальное начало, способны лечить больное общество и делать это вместе с мужчинами, рядом с мужчинами, выполняя свою особую миссию. К этим странам медленно присоединяется и Россия.

С чего следует начинать гармонизацию общества? -

С духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Как говорил один из величайших философов античности Платон: «Воспитание - это Архимедов рычаг, который позволит перевернуть всю политику государства, воспитав морально ответственную человеческую личность. Поэтому создание демократического государства надо начинать с нуля - с нравственного воспитания будущего поколения».

Задача нравственного воспитания всегда лежала и лежит на плечах родителей и учителей. Родители и учителя способны заложить в сознание детей, те основы, от которых во многом зависит, каким будет мир в новом тысячелетии.

Древняя мудрость гласит:

«Что ожидает наше поколение в будущем? То, что сотворим сегодня ».

Следует «творить» и воспитывать подрастающее поколение на основах нравственности и культуры, гуманизма и патриотизма. Необходимо воспитать поколение молодежи, готовой к высоконравственному, профессиональному и ответственному служению Отечеству на любом поприще. И это способны сотворить сегодня только родители и учителя.

Российскому обществу сегодня крайне недостает ответственных родителей и устремленных в будущее учителей: учителей - Наставников, учителей - Подвижников, учителей - Героев, которые независимо от материального благосостояния, желают и стремятся к тому, чтобы Россия снова стала Великой державой.

Школа называется общеобразовательной не только потому, что дает общее для всех образование, а, главным образом потому, что именно в школе формируется будущее общество. Именно в школе открываются Таланты, воспитываются Герои и Подвижники. Поэтому именно Учитель и должен был быть унижен, чтобы развалить нашу страну.

Осознавая это, не должен истинный учитель - строитель будущего общества - оправдываться низкой зарплатой, плохими программами и учебниками, нежеланием молодого поколения учиться или низким уровнем интеллекта школьника. От кого, как не от учителя зависит раскрыть творческий потенциал молодежи и направить его в созидательное русло.

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей того поколения взрослых, с которым имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества. Именно учителя в стремлении к миру всего мира - к культуре - могут совершить завоевание мирное и великолепное»,- это слова великого художника и мыслителя Н.К.Рериха, обращенные к учительству.

К самостоятельной жизни в обществе ребенок должен быть подготовлен в семье. Для него примером для подражания, объектом обожания, авторитетом служат его родители. «Что увидел в гнезде, то будет и в полете», - гласит татарская пословица. Для родителей самое трудное и необходимое - быть всегда примером для своих детей. Чтобы достичь этого в глазах своих детей родители сами должны стремиться к высоким идеалам Чести и Достоинства, Долга и служения Отечеству.

Семья - единственная надежда завтрашнего дня: истинное духовно-нравственное воспитание человек получает только в семье, и в этом - спасение общества.

Основную роль в воспитании детей Природа возложила на Женщину. Какой же идеальный образ Женщины - Матери сложился в сознании человечества?

Я вижу Россию в образе ЖЕНЩИНЫ - МАТЕРИ - БЕРЕГИНИ!

В каждом селе - СВОЯ БОГОРОДИЦА.

У каждой Богородицы - свой младенец, каждый младенец - Бог! Женщины нянчат «богов» весь свой век.

Все эти большие и сильные мужчины - это наши незаметно повзрослевшие мальчики. Что мы вложили в них, чему научили, тем и владеем. Ответственность матери - огромна!

Мать для сына - Первая Женщина Вселенной!

Именно в семье созревает и кристаллизуется характер дитя, вырабатывается отношение мужчины к женщине.

Как женщина относится к супругу, так сын будет относиться к женщинам. Вспомните: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна!» Поднимите на пьедестал своего мужчину!

Дайте ему ответственность за себя и за то, что происходит в мире.

«Хоть плох муженек, да затулье мое, завалюсь за него, не боюсь никого».

ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ - ЖЕНСТВЕННОЙ, а МУЖЧИНА - МУЖЕСТВЕННЫМ! Это их принципиальное отличие. Дайте возможность мужчинам быть на высоте и вести себя, согласно своей природы. Хватит их опекать.

НАШИ «БОГИ» ДОЛЖНЫ СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ!

Главная проблема современного общества - это проблема создания условий для формирования личности человека с высокими моральными и нравственными качествами, с устойчивой системой внутреннего самоконтроля и правилами жизни по законам совести. Можно научить молодежь добывать деньги, управлять государством, строить небоскребы и взрывать их - нельзя научить культуре... КУЛЬТУРУ ВОСПИТЫВАЮТ!

Весь мир сегодня находится в тисках терроризма и локальных войн. Вся история человечества, за исключением 250 лет мирной жизни, это история войн на религиозной почве. Что делать? Научимся ли мы когда-нибудь жить в мире? Этот вопрос должен стоять перед каждым жителем Земли, каждый человек должен нести ответственность за спасение Планеты и сохранение жизни на ней!

Российское общественное движение «Родительская забота» выдвигает на рассмотрение общества следующие предложения:

- В целях предупреждения и распространения межнациональной, межконфессиональной и социальной вражды и терроризма заложить в основу воспитания подрастающего поколения тезис:

«ЕДИНСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕАЛОВ».

Единство религиозных идеалов ни в коем случае не означает искусственного объединения или смешения всех религий в одну. Это означает уважительное отношение ко всем религиям на уровне идеалов.

- Создать при Президенте России МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МАТЕРИНСКИЙ СОВЕТ, цель которого - объединение матерей, детей и молодежи многонационального государства для сотрудничества во имя созидания и мира, во имя спасения Планеты.

- Возродить традицию проведения в Москве - Дней культуры народов России.

- Способствовать формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины - жены и матери.

Культивировать образ любящего отца и мужа, с высоким чувством собственного достоинства, ответственности и долга перед обществом за свои действия, патриота Отечества.

- Для защиты подрастающего поколения от негативного информационного воздействия СМИ создать государственно-общественный комитет по этике, в состав которого включить видных представителей науки, культуры и искусства и представителей родительской общественности. Культивировать в общественном сознании образ положительного героя с чувством собственного достоинства, осознающего личную ответственность перед обществом и Отечеством.

Способствовать воспитанию в сознании молодежи высокого образа Родины, вызывающего чувство гордости и желание внести свой вклад в дело созидания и расцвета страны.

- Ввести в государственный образовательный стандарт высшего и средне-специального образования курсы по психологии семейного воспитания, осознанному и ответственному родительству.

- Культивировать в общественном сознании образ здоровой и полноценной семьи путем активной информационной поддержки через радио и телепередачи, СМИ, публикаций передач семейной тематики;

- организовать в учебных заведениях клубы или семинары: - для мальчиков «Честь имею», для девочек «Девичья честь и женское достоинство».


 

 

О РОЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

 

Заместитель Председателя Комитета
по труду и социальным вопросам
Московской областной Думы
Л.Н.Кривцова

 

Уважаемые коллеги!

 

Что с нами происходит? Почему агрессия в обществе нарастает сегодня как снежный ком? Даже религия этого не в состоянии сдержать. Терроризм стал государственной проблемой.

Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Владимир Владимирович Путин, «наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются именно не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».

Наше время - время новых общественных инициатив. Как может общество проявить инициативу? Из всех декларируемых прав у народа осталось единственное - выйти на площадь, что мы и делаем.

- Но устранить терроризм можно только через культуру общества и развитие духовно-нравственной его ответственности. Мы должны сохранить культуру, религию, духовность общества. Православные традиции приобретают для нас сегодня высокое значение.

Так получается, что сегодня в «некультурной», безбожной и отсталой России духовного осталось больше, чем в передовом, прогрессивном, богопослушном западном обществе. Россия несмотря на разрушительную деятельность СМИ, остается хранительницей духовных ценностей, духовным уголком Европы. И можно сказать: наша традиционная духовность - это закваска для духовной жизни всего человечества.

Понятие духовности неразрывно, диалектически связано с понятием истинной культуры. Духовность — ее высший уровень, духовность - это Вечность, Абсолют, в конце концов, Бог.

Важно понять, что духовность - это абсолютно бескорыстные способность и желание человека стремиться к истине, добру и красоте, к высшему.

Сегодня, как никогда остро, общество осознает, что оно оказалось на грани национальной катастрофы - утрата значительной его частью традиционных духовных ценностей, высоких нравственных идеалов привела к процветанию низменных интересов и потребностей, к разрушению личности.

Культура — наш общий стержень, основанный на идеалах истины, добра, красоты, общего блага. Именно культура придает действиям человека истинную свободу, мобилизует на ответственность перед собой, обществом и всем миром. Свобода без культуры приводит к вседозволенности и многим бедам современности.

Подрастающие поколения современной России наиболее быстро попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность.

Немалую роль в духовно-нравственной дезориентации молодежи сыграли и продолжают играть средства массовой информации, истолковывающие свободу слова как свободу от нравственности и право безудержной пропаганды насилия и жестокости.

Одна из главных задач сегодня - возвращение в общество и утверждение в нем абсолютных нравственных и гражданских ценностей как основы духовного единения нации и сохранения России: семья - как основа духовности общества, ребенок - как сверхценность, дарованная родителям, отцовство и материнство - как главное предназначение человека на земле, уважение к своим родителям, бескорыстная забота о слабых и беззащитных, т.е. патриотизм, любовь к Родине и гордость своими предками, славным прошлым Отечества - как первостепенный долг любого человека. Последствия отказа от духовных начал развития общества в угоду сиюминутным прагматическим интересам, как показывает опыт, - чрезвычайно губительны, прежде всего, для семьи и ребенка.

Анализ семейного неблагополучия обнаруживает, что социальный кризис привел не только к ухудшению материального положения и социально-психологического самочувствия членов семьи, но и к ее социальной дезорганизации, к деформации детско-родительских и супружеских отношений, к возникновению личностных деструкций. В результате кризисного состояния современной семьи, снижается уровень контроля над детьми, распространяются такие явления, как социальное сиротство и «скрытое» социальное сиротство. Социальное сиротство является фактором, разрушающим эмоциональные связи ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, вызывает серьезные вторичные нарушения физического, психического и социального развития, приводит даже к психическим расстройствам. И все это тяжким бременем ложится на плечи общества, нас с вами.

Специалисты повсеместно отмечают сегодня рост жестокости и правонарушений среди молодежи, ее социальную пассивность, увеличение количества суицидов, всплеск аффективных, невротических и психических расстройств у детей и подростков, нарушение в освоении ими социальных ролей и установлении эмоциональных связей. Для устранения этих очевидных признаков кризиса семьи необходима деятельная помощь государства, специальных учреждений, общественных организаций, направленная на профилактику детского и семейного неблагополучия, работа с молодыми людьми по подготовке их к браку и осознанному родительству и поддержка молодой семьи, которая является фундаментом будущего развития общества. Пришло время исправить ошибки, «реабилитировать», наконец, патриархальные семьи и начать строить новое общество на добром, прочном старом фундаменте тысячелетней истории.

Что можно сделать уже сегодня или в обозримом будущем?

Во-первых, осознать и всенародно обсудить первоочередные задачи по укреплению будущей российской семьи, систему организационных и законодательных мероприятий, защищающих ее права и обеспечивающих здоровое развитие.

Во-вторых, готовить к семейной жизни детей с раннего возраста, в семье и школе прививая им навыки правильной и целомудренной жизни.

В-третьих, государство должно не только достойно поощрять рождение каждого ребенка, особенно второго, третьего, четвертого и т.д., но и достойно защищать детей от любого массового негативного воздействия, от духовного и нравственного насилия...

Список этот можно продолжить, но здесь все упирается в главный вопрос: заинтересованно ли наше правительство в этом, и готово ли оно сменить свои приоритеты, поставив во главу угла интересы российских семей? Слабое внимание государственных и общественных организаций к жизни семьи привело к существенной деформации воспитательной и психологической функций семьи, к снижению роли семьи в воспитании и развитии детей, в обеспечении их духовно-нравственного здоровья.

В настоящее время органы государственной власти уделяют немалое внимание кризисным семьям, семьям социального риска. Но ведь и благополучная семья, выступающая в качестве гаранта благополучия страны, требует пристального к себе внимания и оказания поддержки в трудных для нее жизненных ситуациях! Разве это не так?

Отсутствие серьезных программ поддержки и возрождения семьи, государственной поддержки молодой семьи, в которой заложен потенциал сохранения и развития нашего общества - одна из важнейших причин, приведших страну к демографическому кризису. К 2015 году, согласно прогнозам, численность россиян, вступающих в трудоспособный возраст, сократится почти в 2 раза, а численность выходящих за пределы трудоспособного возраста будет превышать их тоже в 2 раза. Кризис современной семьи, прежде всего, выражается в резком падении рождаемости, в деформации традиционных ценностей семейной жизни, т.е. семья утрачивает свою основную функцию - воспроизводство поколений.

 

Правомерен вопрос: «Может ли наше общество преодолеть нынешний духовно-нравственный кризис, может ли культура бороться с терроризмом, может ли наш гражданин вновь ощутить под ногами твердую нравственную почву, вернуть в свою жизнь те идеалы и ценности, которыми веками руководствовались многие поколения россиян?».

Бесспорно, может! Этому должно способствовать возвращение к традиционному жизненному укладу, к традиционным ценностям отечественной культуры, с учетом современных условий и потребности социального развития российского общества.

Происходящее свидетельствует о том, что в России отсутствует система действенного духовно-нравственного воспитания. Существует много причин, которые препятствуют этому: отсутствие ориентиров и принципов в семейном и школьном воспитании; насаждение средствами массовой информации чуждого и аморального образа жизни; отсутствие воспитания благочестия, целомудрия, праведности, любви, чувства ответственности и долга, уважения к честному труду и многие другие.

Нам нужны неотложные меры по созданию действенной государственной системы, обеспечивающей духовно-нравственное здоровье подрастающих поколений. И если мы взрослые действительно озабочены здоровьем своих детей, то, как истинные родители, должны быть мудры и последовательны в своих действиях.

В Подмосковье накоплен опыт в приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным ценностям, но он фрагментарен, локален. Однако, с какой радостью молодые люди припадают к традиционным духовным ценностям нашего Отечества, к живоносным источникам православной веры, столетиями питавших их отцов и дедов. Мы не имеем права отказывать им в этом. Поэтому мы инициировали разработку уникальной в своем роде, областной целевой программы «Духовное и нравственное здоровье семьи, детей и молодежи». Ее концепция одобрена Московской областной Думой. В настоящее время ведется доработка программы.

Мы считаем важным, чтобы в нашем обществе, в законодательстве на уровне региона вопросы духовно-нравственного здоровья подрастающих поколений, заняли бы подобающее место, что, несомненно, важно с государственной точки зрения. Программа предусматривает принятие государством, в данном случае в лице субъекта Российской Федерации - Московской области, комплекса мер просветительского и обеспечительного характера, направленных на  достижение обществом должного нравственного уровня, а также принятия мер ограничительного характера, направленных на противодействие негативным явлениям, противостоящим духовно-нравственному здоровью общества.

Программа предполагает новый подход к общественной практике, согласно которому человек, его духовное здоровье и нравственное благополучие становятся центром педагогически ориентированной профессиональной деятельности учреждений образования, социальной защиты, культуры, здравоохранения, спорта, органов правопорядка и др.

Этот подход предполагает усиление воспитательной и социальной функции всех институтов общества, повышение ответственности государства и общества в лице всех общественных организаций, объединений, политических партий - за воспитание подрастающих поколений, за обеспечение духовного и нравственного здоровья населения, за правовую защиту нравственной личности.

Куда исчезли из нашей жизни гуманизм и культура взаимоотношений, высокие стандарты этического поведения, уважение к духовным и культурно-историческим ценностям народа, народно-национальным традициям, авторитету старшего поколения? Считаю, что эффективной деятельности на данном направлении препятствует наличие ряда проблем:

неподготовленность (образовательная, духовная, мотивационная) значительной части населения современной России к  восприятию духовно-нравственного содержания традиционной культуры. Это является следствием долговременного одностороннего идеологического воспитания, целенаправленного формирования в ряде поколений россиян негативизма в отношении к плодотворным традиционным отечественным духовным и нравственным ценностям. А также следствием внедрения искусственных, стереотипов социального поведения и уклада жизни;

низкий уровень психологической и духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность в вопросах закономерностей духовного становления, воспитания и развития личности ребенка, утрата нормальных семейных отношений и традиций передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, инфантилизм современной семьи, безответственное отношение к воспитанию детей, задачи которого перекладываются на государство;

агрессивная деструктивная социальная среда нет должного государственного отношения.

отсутствие методологии духовно-нравственного образования (воспитания и обучения) детей и молодежи в современных социокультурных условиях, которая бы опиралась на ценности традиционной русской культуры, интегрируя их на уровне современных требований, информационных, учебных и методических технологий;

проблема дефицита кадров; недостаточный уровень информированности и профессиональной компетентности управленческого состава, руководителей и работников учреждений социальной сферы в вопросах обеспечения духовно-нравственного здоровья населения, содержания и методики современного духовно-нравственного просвещения и образования; недопонимание ими государственной важности названных проблем.

отсутствие необходимого уровня согласованности в деятельности различных социальных институтов и их влияние на процессы, определяющие духовно-нравственное здоровье и развитие детей и молодежи;

отсутствие целостного и системного подхода, целенаправленной и последовательной системы действий по обеспечению духовно-нравственного здоровья детей и молодежи на основе взаимосвязи воспитания, обучения, развития личности в социокультурном пространстве, обеспечивающей реализацию общественно значимых целей воспитания;

Основная цель реализации нашей Программы видится в создании и развитии государственной системы, обеспечивающей духовное и нравственное здоровье семьи, детей и молодежи Московской области на основе традиций и ценностей отечественной культуры, потребностей социального развития современного российского общества, с учетом современных правовых условий.

Система программных мероприятий по решению задачи поддержки семьи и семейного воспитания направлена на возрождение плодотворных начал традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.

Организация работы с семьями предполагает создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов и активизацию деятельности по объединению семей.

Внимание государства и общества к становлению подрастающих поколений является одним из важнейших факторов и в системе безопасности страны и государственной борьбы с терроризмом.

Реализация названной программы станет действенным механизмом в борьбе против негативных явлений в нашей жизни, в том числе против терроризма.

Мы пришли к осознанию необходимости не только законодательно создавать единое духовно-нравственное пространство, но и плодотворно работать в нем всем здоровым силам общества на благо своих детей и во имя будущего России.

Пришло время всем осознать, что духовно-нравственная культура имеет огромный инструментарий противодействия терроризму. И является единственным путем к духовному здоровью нации!

Мы единогласны в том, что сложившееся положение ставит задачу восстановления духовно-нравственной культуры общества в круг важнейших приоритетных задач обеспечения национальной безопасности страны.

Мы с вами должны утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия, добрососедства, ненасилия, веры в торжество силы разума.

 


ТЕЗИСЫ выступления

 

Представитель фонда поддержки
молодежных инициатив «ИРС»
(Чеченская Республика)

Б.Сулейманова

 

В том, что касается Чеченской Республики и регионов Северного Кавказа в целом, принципиальные задачи в области культурной политики заключаются в решительном расширении кругозора, сферы интересов населения, в резком увеличении для населения возможностей доступа к произведениям культуры, к знаниям в различных сферах. Это должно позволить вырвать сознание людей, особенно молодежи, из тисков местной ограниченности и средневековых представлений, которые являются наиболее питательной почвой для роста нетерпимости, идеологии экстремизма и практики терроризма.

Для решения этой задачи необходима планомерная, регулярная, целенаправленная работа по организации, выражаясь терминами менеджмента, «доставки и распространения» «продукции культурного производства»: книг, кинофильмов, музыкальных произведений, спектаклей и т.п.

Какова может быть роль государства в этом?

Государство может и должно было бы активно выступать в качестве заказчика в этой области. Именно под целевые программы противодействия экстремизму и терроризму государством может быть заказано производство соответствующей видео- и кинопродукции (художественных и документальных фильмов), радиопрограмм и т.п.

В этой же связи важное место должно быть отведено использованию государством такого механизма, как социальная реклама. По законодательству о рекламе, часть теле- и радиоэфира, печатных площадей, наружной рекламы должно бесплатно предоставляться для размещения социальной рекламы. До сих пор государство проявляет себя крайне пассивно в этой области. Это необходимо исправить. При этом креативную часть работы (создание видео-, аудио-, печатных материалов) могли бы взять на себя общественные организации на безвозмездной основе. Наш Фонд поддержки молодежных инициатив «ИРС» заявляет о своей готовности работать в этом направлении.

Особая сфера - регламентация деятельности культурных учреждений, организации и проведения культурно-массовых мероприятий в регионе, создание необходимых гарантий, особенно, в сферах финансирования и безопасности.

Было бы крайне желательно организовать на регулярной основе приезд в ЧР групп лекторов по различным отраслям знаний для ведения культурно-просветительской работы с населением. Роль государственных органов в данном случае также заключалась бы в формировании заказа, а также в предоставлении таким группам гарантий безопасности, проживания и питания, определенного уровня оплаты. Кроме того, было бы целесообразно предоставлять участникам таких групп особого статуса «работника по госзаказу», морального и материального поощрения наиболее активных. (Такого рода деятельность велась в СССР в рамках т.н. Народных университетов и Всесоюзного общества «Знание».)

Отдельное возможное направление работы - организация на регулярной основе посещения ЧР и других регионов Северного Кавказа ведущими творческими коллективами (театральными, музыкальными и т.п.). Эта работа не может и не должна ограничиваться рамками благотворительных программ, а значит, вести ее должны профессионалы - продюсеры. В этой связи было бы желательно продумать ряд налоговых мер, способных сделать этот вид бизнеса привлекательным.

 


Антитеррористический потенциал культуры - новые технологии

 

Директор института экономики, управления и права
Московского государственного университета
культуры и искусств

Н.В.Кротова

 

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить Комитет Государственной Думы по культуре за своевременность организации парламентских слушаний и актуальность их темы, а также их координатора профессора Ю.А.Агешина. С огромным удовольствием также выслушала глубокий доклад председателя Комитета и хочу выразить уважение и признательность Вам, Иосиф Давыдович, за патриотизм, гуманизм и программные действия, которыми пронизан Ваш доклад. Вашей книгой "Культура против терроризма" мы можем гордиться.

На одном из предложенных положений доклада я хотела бы остановиться подробнее - это антитеррористический потенциал культуры. Сегодня становится очевидным создание новых технологий, которые позволяли бы ставить вопрос об опережающем реагировании, не после, а до того, как угроза терроризма становится очевидной.

Недостаточная технологичность государственной культурной политики связана прежде всего с неотработанностью приемов и методик конструктивного взаимодействия ее различных субъектов.

В исследованиях зафиксированы три основные парадигмы социокультурных технологий: парадигма согласия, конфликта и переговоров. В этом смысле культурная политика - это своеобразная инжинирия культуры или культуртехнологии .

Сегодня возникает вопрос, что может страна сделать для нас, а что можем мы сделать для нашей страны? Отвечая на этот вопрос, хочу сказать, что в Институте экономики, управления и права МГУКИ нами разработана концепция культурного инжиниринга. Что это такое?

Три коротких определения:

1) Культурный инжиниринг - это процесс воспроизводства культуры как системы норм и образцов поведения.

2) Культурный инжиниринг - это новая область культурологического знания и практики.

3) Культурный инжиниринг - это механизм выработки платформ, на которых возможен переход от логики конфронтации к логике толерантности, объединения и взаимодействия.

Следует заметить, что проблемы культурного измерения социально-экономического развития становятся в центре внимания международных организаций. Так, например, под патронажем Совета Европы в Дубайи осуществляется проект по применению технологий культурного инжиниринга для развития и обучения предпринимателей в сфере культуры.

Опыт западных стран показывает, что уже сегодня культурный инжиниринг получил развитие в США, Италии, Германии, Индии и др. Например, с Италии в высших учебных заведениях создана специальность - «операторы культуры».

Мы не дождемся «звездного часа», когда социальные и культурные проблемы решаться сами собой, необходимо действовать.

Поэтому я поддерживаю предложение Иосифа Давыдовича о создании центра социально-культурного инжиниринга и толерантных технологий.

По своей сути такой центр является в методологическом смысле междисциплинарным, комплексным и исключительно современным.

Основной целью деятельности центра будут являться определение, оценка и возможности корректирующих воздействий на фактор угрозы, риска.

Главные задачи центра:

1) Обеспечение безопасности, т.е. задача сохранения и воспроизводства человеческого потенциала.

Человеческий потенциал является конфигуратором четырех составляющих: человеческие ресурсы, человеческий капитал, жизненный потенциал и личностный потенциал.

Из-за реформ и высокого уровня угрозы терроризма человеческий потенциал находится в зоне повышенного риска.

Утрата стабильности, неуверенность в завтрашнем дне вызывает массовую фрустрацию; нарастают психопатологические реакции на внешние воздействия, которые проявляются в виде агрессии или депрессии. Существует статистически достоверная связь между психологической неудовлетворенностью жизнью и последующим всплеском жестокости и насилия по отношению к детям, женщинам и старикам.

2) Разработка культурных проектов, способных обеспечить развитие человеческого потенциала и расширение культурного пространства для его реализации.

3) Разработка культурно-психологических программ обеспечения роста личностного потенциала общества, говоря образными словами П.С. Выготского программа «врастания в культуру».

Развитие личностного потенциала состоит в «освоении» самого себя, в саморазвитии и, что особенно важно, по определению Л. Гумилева - в формировании пассионарности, что означает высокую мотивацию достижения, высокие волевые качества, лидерские способности.

В соответствии с предлагаемой нами концепцией культурного инжиниринга можно выделить следующие основные элементы культурного инжиниринга:

1. Культурные универсалии и культурные стереотипы.

2. Морфологическая и функциональная модели культуры.

3. Процесс воспроизводства культуры: создание, трансляция и освоение культурных норм.

4. Каналы и способы социокультурной коммуникации.

5. Методы управления культурными изменениями: социокультурная диагностика и проектирование, мониторинг культурного потенциала, культурологическая экспертиза и другие.

6. Технологии культурного инжиниринга:

- имиджмейкинг;

- паблик-релейшенз;

- культурный маркетинг;

1.     дизайн;

- организационно-деятельностные игры;

- педагогические технологии;

- культурная кибернетика и др.

7. Какова сфера применения культурного инжиниринга? Это:

- государственное управление;

- бизнес;

- некоммерческие организации;

- личностное проектирование;

- публичная политика;

- образование и др.

8. Согласно принятой у нас в стране классификации социальных групп по Т.Заславской работа центра будет проводиться с:

1. Лидирующей группой, которая состоит из:

1.1. властно-управляющей;

1.2. культуро-созидающей;

1.3. предпринимательской (формирование культурной парадигмы частной собственности)

2. С основным населением, включающим:

2.1. трудовое социально-активное население;

2.2. трудовое социально-пассивное;

2.3. дети и подростки, молодежь - носители человеческого потенциала завтрашней России;

2.4. неработающее социально-нормативное население.

В заключение хочу заметить, что экспериментальная проверка данной концепции может быть осуществлена на базе Московского государственного университета культуры и искусств (в Институте экономики, управления и права) по следующим мероприятиям:

1. Подготовка студентов по специальности «культуртехник»;

2. Создание учебно-производственного центра - инкубатора по культурному инжинирингу;

3. Разработка и реализация на базе учебного центра культурной программы «Культура мира против культуры войны» с целью формирования у молодежи культуры мира, поведения на принципах открытости, диалога, доверия и добра.

И закончить свое выступления я хочу словами Народного артиста России Евгения Леонова, который говорил: «Я всегда в театре играл так, чтобы люди, сидящие в зале, тратили свое сердце на доброту». Давайте творить добро.

 


Тезисы выступления
Русский язык и русская литература
как объединяющий и стабилизирующий фактор

 

Член Союза Писателей России,
специальный корреспондент
«Литературной Газеты»

С.Н.Гловюк

 

После обработки и систематизации выступлений и мнений, высказанных участниками круглого стола «Русский язык и русская литература
как объединяющий и стабилизирующий фактор», выявились следующие вопросы, которые наиболее актуальны в рамках темы парламентских слушаний «Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»:

1.     Язык - это основа основ. Вся информация, накопленная народом в процессе эволюции, закодирована в его языке, поэтому от состояния языка зависит состояние народа и, наоборот, жизнестойкость и жизнеспособность наиболее чётко отражается в языке и литературе. Языковая реформа, как инструмент развития языка и снятия напряжения в обществе.

2.     Объединяющее и стабилизирующее значение русской языковой культуры и литературы. Мероприятия, необходимые для обеспечения этих факторов и предотвращения сужения функционирования русского языка и кириллицы на постсоветском пространстве.

3.     Кириллическое пространство, как общее культурно-информационное пространство многих народов. Проблемы и перспективы.

4.     Литературный процесс, книгоиздательская отрасль, состояние периодических изданий. Положение с изданием книг народов России. Анализ, выводы, перспективы.

5.     Русский язык, литература и СМИ. Необходимые мероприятия для оздоровления ситуации.

6.     Русский язык, литература и разрушающиеся школы перевода с языков народов России. Необходимые меры по исправлению положения.

7.     Проблема разработки и внедрения методик и учебников нового поколения, адекватных сегодняшней ситуации, в первую очередь, учебников электронного типа. С использованием опыта уже созданных в России и активно действующих школ.

 

Анализ состояния современного российского общества, его словотворчества и книгоиздательской отрасли позволяет сделать заключение, что ситуация с художественной литературой на рынке крайне негативна, несмотря на обилие изданий и книг. Положение с литературой писателей из регионов России, литературой писателей малочисленных народов России и стран СНГ, прямо скажем, катастрофично. Нет изданий ни на русском языке, ни на языке оригинала. И если в советское время на этом направлении работали десятки издательств и выходили сотни наименований ежегодно, то сейчас их практически нет. Нет изданий писателей Татарстана, Башкирии, Осетии, Чечни, Дагестана, Карелии, Ханты-Манси и т.д., а мы знали такие имена, как Расул Гамзатов, Мустай Карим, Юван Шесталов, Коста Хетагуров и другие. Отсутствуют издания авторов из Белоруссии, Украины, Азербайджана, Казахстана и других стран СНГ, здесь тоже можно привести в пример десятки имен, почти нет изданий писателей из восточной Европы. Разрушается некогда общее культурное пространство. Это не может положительно сказываться на межнациональных отношениях. Свертываются взаимные контакты, есть тенденция ухода народов из кириллического пространства, что чревато информационным хаосом и другими крайне негативными последствиями. Если взять Москву и Санкт-Петербург, то кириллица активно вытесняется из культурного пространства вместе с русским языком. Свое дело делает здесь и Интернет. А я абсолютно уверен, имея другой алфавит, мы бы имели и абсолютно другой язык, другую культуру и другую этнопсихологию. Разрушаются переводческие школы, создававшиеся десятилетиями. Усиливаются центробежные тенденции, так как писатели, поэты и публицисты определяют общественное мнение у себя в регионах и отсутствие внимания и работы с ними, как правило, выдвигает в центр общественного внимания экстремистов религиозного или иного толка. Кроме того, в первую очередь необходима активная работа по изданию русских писателей из разных регионов и республик.

Есть еще один аспект в сложившейся ситуации: после определенных событий 1991 года за пределами России наших соотечественников осталось гораздо больше, чем в иммиграции после революции 1917 года. А это все носители русского языка и культуры. В России еще со времен Достоевского, а, может быть, Курбского, сложилось пренебрежительное отношение к иммигрантам, но нынешняя ситуация такова, что пренебрегать и не замечать это смерти подобно. Посмотрите, как другие народы относятся к своей диаспоре. Эту близорукую психологию надо в корне менять и вовлекать наших соотечественников в общее культурное и информационное пространство, а в перспективе - и в экономическое. "Литературная газета" и Росзарубежцентр впервые предпринимают попытку создания общего периодического издания, объединяющего в одном информационном пространстве наших соотечественников и внутри страны, и за рубежом. Это требует интеллектуальных, финансовых ресурсов и большего государственного внимания, тогда можно рассчитывать на успех. Предпринимающиеся отдельные попытки, такое как издание серии "Славянская поэзия ХХ-ХХ! «ИЗ ВЕКА В ВЕК» и готовящаяся книга творчества наших соотечественников из зарубежных стран совместно с "Литературной газетой" и Росзарубежцентром, явно не достаточны. Нужны дополнительные усилия. Весь негативный ход событий можно преодолеть только с помощью государственной поддержки.

Сейчас крайне необходима систематическая и планомерная работа в этом направлении. Очевидно, что должна быть государственная научно-производственная структура, ежегодно занимающаяся такого рода изданиями, с годовыми планами, утвержденными и финансируемыми Министерством культуры и массовых коммуникаций и согласованных на местах. Такая работа крайне благоприятно скажется на психологическом и политическом состоянии всех народов России, будет способствовать закреплению общего культурно-информационного пространства, положительному развитию межнациональных отношений и центростремительных тенденций, позволит реанимировать переводческие школы. Развивать такую деятельность необходимо в нескольких уровнях и плоскостях: русские писатели из регионов, народы России, страны СНГ, зарубежные страны. Планы должны гибко корректироваться в зависимости от политической, культурологической и финансовой составляющих. Издания необходимо сопровождать рекламными и презентационными акциями, которые очень эффективны. Особенно важно уделять внимание билингвальным изданиям, так как билингвальное творчество служит реальному взаимопониманию, взаимопроникновению и сближению веками живущих вместе близких, и вместе с тем, разных народов.

Все вышесказанное будет способствовать формированию положительного образа центральной власти на всем пространстве России и формированию положительного имиджа нашей страны за рубежом. Это даст реальные результаты развития культуры в России и улучшит межнациональные отношения. Предыдущая работа в этом направлении не имела системного и методического характера, а происходила дискретно, выборочно, зачастую случайно. Между тем постоянные и последовательные усилия в этом направлении способны принести положительные результаты и ответить на вызовы, предъявляемые современной общественно политической ситуацией, особенно в связи с последними событиями, произошедшими в стране, и набирающим силу терроризмом, которому необходимо поставить надежный заслон на всем поле культурно-информационного пространства.

 

 

Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала