Turri мебель turri.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

Тезисы доклада на парламентских слушаниях
по итогам "круглого стола" художников

Заслуженный художник, член Союза художников города Москвы,
член корреспондент Российской Академии художеств
Лошаков О.Н.

Итоги работы "круглого стола" художников позволили выявить следующие, наиболее актуальные проблемы поддержки деятельности художников и их творческих союзов:
1. Необходимость Закона о творческих работниках и творческих союзах
2. Социальный заказ для деятелей искусства. Господдержка искусства.
3. Закон о меценатстве.
4. Пропаганда хорошего искусства в СМИ.
5. Искусство как средство борьбы с террором. Воспитание добра.
6. Телевидение и террор.

С 1991 г. и по настоящее время творческие работники и творческие союзы находятся вне правового поля РФ.
Творческие союзы зарегистрированы Минюстом, как общественные объединения и поэтому автоматически не попадают в разряд организаций культуры, лишаясь льгот, принадлежащих им по праву!
Кроме того, отдельные члены творческих союзов при выполнении того или иного художественного заказа сталкиваются с требованием предъявить лицензию, что, на мой взгляд, неправильно, ибо членство в творческом союзе является фактом высокой квалификации художника и его права на творческо-профессиональную деятельность.
Есть еще целый ряд позиций в нынешнем законодательстве РФ, которые ставят профессионального художника в один ряд с представителем любой другой профессии, Это неверно, и требует изменения.
Закон о творческих работниках и творческих союзах необходим. Начиная с 1995 г. рабочая группа при Госдуме РФ создавала проект такого Закона. Проект был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Однако, не получив одобрения Президента РФ, он канул в лету. Правовое управление Администрации Президента выдвинуло 12 пунктов возражений по проекту, сутью которых было то, что некоторые его пункты противоречат действующему законодательству.
Аргумент странный, поскольку отмена старых законов с выходом новых – это постоянная практика Государства, которую граждане России испытывают на себе каждый день!
Получается так, что когда Государству нужен тот или иной законодательный акт, то он осуществляется, не встречая накануне препятствий. Когда же закон нужен обществу, он встречает массу препятствий, преодолеть которые невозможно!
Возникает вопрос: что, Государство и Общество – это две враждующие группировки, или это единое целое? Хочется думать, что это единое целое. Во всяком случае, так быть должно! А для этого нужны встречные движения и уступки, как со стороны Общества, так и со стороны Государства!
Что же еще нужно культуре и искусству в РФ для своего возрождения и эффективной помощи Государству!
Проблема в том, что в сегодняшней России "рынок" объявлен панацеей от всех бед, что на наш взгляд неверно, ибо "рынок" является всего лишь одной из концепций организации общественной и государственной жизни, и, как любая концепция имеет свои достоинства и своих изъяны. Концепция – это "прокрустово ложе" не способное вместить в себя всей полноты жизни и отсекающее многое, подчас нужное и полезное!
Есть вещи, не вписывающиеся в рыночную экономику - и, слава Богу, что они есть. Не все в этом мире продается и покупается.
Например, Любовь! Попробуйте ее загнать в "рынок" и она мгновенно превратится в свой суррогат, в шоколад из сои, в проституцию!
Тоже самое может произойти с фундаментальной наукой, с образованием и высоким, серьезным искусством.
Подумайте, как можно быстро продать находки и открытия в квантовой механике или в языкознании! Абсурд!
Однако каждому нормальному индивидууму ясно, что и то, и другое необходимо для прогресса.
Как же тут быть?
А очень просто! Так как это делается, и давно, в развитых странах.
Творческий поиск в науке и в искусстве, который априори не может быть самоокупаем, поддерживается Государством. Делается это двумя способами:
I-ый – прямое государственное финансирование творческих организаций, отдельных творцов и художественных проектов;
II-ой – налоговые льготы для меценатов, стимулирующие пожертвования частных лиц и организаций. Причем пожертвования эти должны быть целевыми.
Например, пожертвовал человек некоторую сумму на искусство, и именно на эту сумму ему сократили налоги. Это нужно для того, чтобы жертвователь знал, на что пойдут его деньги, не уйдут в казну в виде налогов и обезличатся. В этом есть, на наш взгляд, важный психологический стимул.
Всегда найдутся состоятельные люди, желающие пожертвовать средства на конкретные цели. Один захочет помочь детскому дому, другой построить церковь, третий – профинансировать искусство!
Так может и должна осуществляться помощь Государства высокому искусству.
Помощь искусства Государству в развитии общества и в борьбе с терроризмом заключается в духовном развитии населения страны, поднятия уровня культуры, в воспитании молодежи. Ведь хорошее, высокое искусство поднимает человека, очищает его душу, устремляет - добрым делам, в то время как искусство низкое, бездуховное, апеллирующее к низменным чувствам человека, его животным инстинктам, делает человека грубым и жадным, воспитывает агрессию, удобряя, тем самым, почву для произрастания экстремизма и терроризма! Кроме того, неразвитый, малокультурный человек не способен создать современный, конкретноспособный продукт. Окультурит его, может быть, искусство.
Вот это и должно стать социальным заказом государства культуре и искусству.
На практике, в современной жизни мы видим прямо противоположное.
Достаточно включить телевизор, как на все обрушится шквал насилия и эротики, как будто жизнь только и состоит из этих компонентов. Все чистое, доброе и прекрасное остается за бортом этой информации. Создается впечатление, что кто-то сознательно пытается оглуплять, одурачить зрителя, внушая ему, что это и есть настоящая жизнь.
Необходим телевизионный канал, пропагандирующий добро и красоту, настоящие чувства и мысли, развивающий в людях интеллект и жажду познания!
Президент РФ В.В.Путин предложил россиянам в качестве национальной идеи сделать Россию и российский продукт конкурентоспособными на мировом рынке. По нашему мнению, решить эту грандиозную задачу невозможно без расцвета культуры и фундаментального искусства.
Процветание культуры и искусства не состоится без государственной поддержки этих важнейших направлений общественной деятельности. Сейчас же, серьезное искусство брошено на произвол судьбы, и отчаянно борется за свое выживание.
Нельзя сказать, что государство не делало попыток помочь искусству. Так, на это направлен Указ Президента РФ от 12 ноября 1993 г. № 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Пункт № 9 Указа гласит: "Государственному комитету РФ по управлению Госимуществом и его территориальным органам в месячный срок оказать содействие в решении вопросов оформления прав собственности творческих союзов РФ на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе творческих союзов и их отделений на местах". Однако в течение 10 лет, прошедших с момента его опубликования, данный пункт Указа полностью игнорируется.
При попытках оформления прав собственности МСХ со ссылкой на Указ Президента №1904, мы получаем отказы и требования, представить в регистрирующие органы весь необходимый пакет документов на общих основаниях. Собрать правоустанавливающие и финансовые документы в нужном объеме по целому ряду объектов не представляется возможным из-за давности их постройки, а также по причине несерьезного отношения к правовой стороне дела в советское время.
Проблема повисает в воздухе!
Подобная ситуация сложилась вокруг "городка художников" на улице Н.Масловке, неофициально именовавшийся как "русский Монмартр". Его строительство начиналось в 30-е годы прошлого века по проекту известного архитектора того времени ….
Проект предполагал создание мощного культурного центра, включавший в себя жилье и помещения индивидуального творчества студий для художников в одном месте Москвы.
Обычно жилье художника и его студия территориально оторваны друг от друга, что создает определенные трудности. А такой комплексный подход к теме создавал уникально благоприятные условия для творческой деятельности их обитателей, что и отразилось на творчестве художников, живших и работающих на Масловке. Там творили замечательные художники России, такие, как Дейнека, Матвеев, Кибрик, Бубков и т.д. и т.п.
Это плодотворное соседство жилья художников и его студий продолжается и поныне.
Однако – это благое начинание стало одним из препятствий в оформлении права собственности МСХ на "городок художников" так, как жилье и нежилые помещения относятся к разным департаментам и регламентируются разными правилами.
Кроме того, даже став собственником "городка художников", МСХ не справится с ремонтом и содержанием зданий постройки 30-х годов. Дома в аварийном состоянии и требуют неотложного капитального ремонта, на что у МСХ нет денег. Мы просим Правительство РФ оказать помощь московским художникам в оформлении права собственности и капитальном ремонте "городка художников", этого исторического, культурного центра столицы. В противном случае "русский Монмартр" будет безвозвратно потерян.
Не менее драматическая ситуация сложилась и с помещениями творческих студий в Сокольниках. Некая частная фирма "Росбизнесконсалтинг" ухитрилась оформить в Госкомимуществе право собственности на весь дом, включая помещения I-го этажа, где размещаются творческие студии художников и художественный Салон, на которые было оформлено в Москомимуществе право на собственности МСХ.
Последовавшая за этим конфликтом серия судов была выиграна МСХ. Осталась одна судебная инстанция – Высший Арбитражный Суд, решение которого будет окончательным. Если решение окажется в пользу фирмы, то художников просто выкинут на улицу.
Подобный произвол, имеющий внешние признаки законности, ставит творческие союзы в безвыходное положение в борьбе с сильными, имеющими финансовые средства, оппонентами.
Нам кажется, что Правительство РФ, исходя из понимания ценности и необходимости культуры вообще и серьезного искусства, в частности, может найти способы остановить захват помещений МСХ и неизбежное их перепрофилирование. Одним из способов, на наш взгляд, является приведение в реальное действие Указа Президента РФ №1904.
Наверное, возможны и другие способы помощи. Может быть, стоит создать Госреестр творческих студий, дабы сохранить их для будущих поколений художников.
Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом является сегодня насущной задачей, стоящей перед нашим обществом и государством.
Само слово мобилизация говорит о том, что в нашей стране должны быть приняты беспрецедентные за последние годы меры, которые позволят консолидировать общество, покончить с экстремизмом, исключить проявления терроризма в любой его форме.
Творческие работники надеются, что их творческий потенциал, знание жизни и понимание проблемы, желание участвовать в этой работе - будут востребованы.
У нас в стране так сложилось, что понятие "культура" стало словом утилитарным, обиходным, обозначающее досуг населения. Или, в лучшем случае, мы привычно сопоставляем с этим понятием предмет компетенции Министерства культуры РФ.
То, что Культура - понятие всеобъемлющее, больше которого, разве что, понятие - вселенная, это для нас, к сожалению, не очевидно.
Мы привычно говорим - Культура научная, политическая, производственная и не всегда отдаем себе отчет в том, что вместе с художественной культурой они являются основополагающими понятиями, которые составляют фундамент цивилизационных признаков общества.
Примитивизация понятий "Культура" и "Искусство" ведет к недооценке их роли в жизни общества, в нравственном, эстетическом, моральном и духовном становлении человеческой личности, наносит вред государственному строительству.
Без возвращения понятию "Культура" его настоящего, глубинного, исторического смысла невозможно помышлять об усилении ее роли в жизни общества и государства, об активной действенной политике государства по воспитанию полноценного, деятельного, толерантного человека.
Необходим закон о политике государства в области культуры в РФ, в котором должно быть сформулировано гораздо более полно, чем в существующем законодательстве:
1. Понятие "Культура";
2. Историческая, многонациональная культура России - основа толерантности в многонациональном государстве;
3. Роль культуры в обеспечении жизни и созидательной деятельности общества и государства, формирование целостного культурного пространства страны;
4. Самостоятельная независимая государственная политика в области культуры и баланс векторов культурного развития с учетом
геополитического положения России между Востоком и Западом, ее
многонационального состава населения, многоконфессионального
характера духовных религиозных аспектов;
5. Политические и структурные механизмы управления процессами культуры в государстве, материальная база, финансирование, информационное обеспечение;
6. Роль гражданского общества в развитии культуры страны и определении векторов ее развития, необходимость создания
Общественного Совета по культуре и искусству при Комитете по
культуре Государственной Думы РФ;
7. Роль искусства в системе культуры, развитие и укрепление государственных художественных музеев, их современной научной и технической базы, культурных многопрофильных центров, библиотек, выставочных залов, издательств, информационного обеспечения;
8. Государственная поддержка творческих Союзов, придание им законодательными мерами специального правового статуса и
делегирование творческим Союзам части государственных
полномочий в обеспечении государственных программ развития
культуры и социальной сферы в жизни творческих работников;
9. Культура и образование - воспитание полноценного, деятельного, толерантного человека, развитие в нем чувства человеческого достоинства и гордости за свою страну и ее культуру.
Если главным приоритетом для государства сегодня должно стать всемерное развитие культуры в нашей стране, консолидация всех сил общества на решение этой (задачи), для ее осуществления необходимо, в первую очередь, преодолеть сложившееся социальное расслоение общества. Если мы сегодня по материальному достатку находимся на противоположных полюсах, которые расходятся все дальше и дальше, о каком единстве представлений и помыслов мы можем говорить? Социальное расслоение всегда будет источником конфликтов в обществе.
Мало того, что отдельные группы населения в нашей стране сегодня несопоставимы по уровню доходов и уже сейчас имеют разные возможности доступа к источникам культуры, наше государство хочет закрепить это расслоение путем принятия нового законодательства в области социального обеспечения, медицинского обслуживания и образования. Уже первые шаги в этой области привели к утрате важных прав гражданина РФ в социальной области.
Реформа образования, так как она задумана, приведет к тяжелым, необратимым социально-культурным последствиям, к утрате в людях чувства культурной общности, с которого начинается чувство духовного единства, а оно, в свою очередь, складывается из многих составляющих, но образование является его фундаментом. Разрушив единую государственную систему образования в стране, мы получим в результате, что люди неспособны будут слышать друг друга, по-разному и неадекватно воспринимать приходящую к ним из различных источников информацию.
Сокращение количества ВУЗов, которые будут финансироваться из бюджета государства, сокращение специальностей по которым будут обучать студентов в ВУЗах, сокращение количества студентов, принимаемых на те или иные специальности, все это закончится плачевно, так как сокращаться и вымываться из списка специальностей будут, в первую очередь «нерентабельные» - из области фундаментальных наук и станкового искусства. Красивые рассуждения о том, что специалист кем-то будет заказываться, сработает только на ближайшие задачи и нужды заказчика. А кто будет заботиться о перспективе развития страны?
Не «закажем» ли мы принятием этого закона наше будущее?
Современная западная цивилизация, к которой мы все с большим воодушевлением себя относим, культивирует два типа воспитания человека:
1) человека разумного;
2) человека послушного;
Тех, кто не укладывается в рамки такой регламентации, все равно стараются ввести в рамки послушных.
Человек разумный воспитывается как хозяин жизни в русле приобщения к истокам культуры и следования лучшим историческим и современным ее достижениям, получает серьезные знания в области философии и систем управления. Такой образ воспитания предлагает развитие в человеке социально ориентированных нравственных, этических и моральных понятий, чувство собственного достоинства, высокий уровень социальных притязаний.
Человек послушный воспитывается как необходимый винтик в системе общества или государства. Он не должен получать системных знаний. В соответствии со своим предназначением ему достаточно ограниченного образования. Его приобщение к реалиям жизни происходит демонстративно-виртуально в русле массовой культуры, которая занимает сегодня в «цивилизованном» мире доминирующее место, как эффективный элемент манипулирования сознанием человека и важный инструмент управления социально-общественными процессами на потребительском, низменном, инстинктивном уровне.
Судя по тому, как подготовлен и уже прошел важный этап согласования проекта реформы образования в нашей стране, идеологи проекта вполне разделяют концепцию дальнейшего социального расслоения нашего общества на социально-культурном уровне. Как это согласуется с достаточно осознанной необходимостью укреплять единство нашего народа?
Если сегодня поставлен вопрос о роли культуры в противодействии экстремизму, учитывая все происходящие в стране события, мы должны ответить сами себе на вопрос, чем нужно заниматься - капитальным или косметическим ремонтом?
Существовавшая до сих пор единая система государственного образования, возможно, нуждается в улучшении. Но из нее нельзя изымать одно из самых главных звеньев - общий, достаточно высокий уровень обучения, обеспечивающий интеллектуальное и духовное единство наших людей. Напротив, этот общий уровень обучения должен быть укреплен за счет увеличения роли гуманитарных дисциплин, всемерное приобщение к исторической многонациональной культуре России, раскрытие ее высокого цивилизационного уровня, способности играть ведущую роль в мировых процессах.
И мы, художники, предлагаем ввести в программу обучения историю изобразительного искусства России в контексте истории искусства других стран. К этому могут быть присоединены многообразные предложения по улучшению отдельных направлений и участков работы со всеми слоями населения страны, но единая государственная система образования должна быть во главе этого процесса.
Культура и искусство во все времена играли определяющую роль в формировании человека.
Позвольте сделать предположение, что многие государства в истории планеты Земля сумели достичь успехов и могущества, в том числе благодаря тому, что в ряду многих поколений сумели сохранить культуру научную, производственную, художественную и т.п., на основе тех или иных стабильных организационных образований в государственном или общественном механизме страны.
Сегодня, когда государство ищет возможности средствами культуры и искусства решить важные вопросы стабильности в обществе, творческие работники могут стать первыми помощниками государству в этом благородном деле и государственное планирование должно учесть количественные и качественные перспективы подготовки необходимых кадров.
Но в первую очередь нужно позаботиться о существующем потенциале, который заложен в нынешнем составе творческих работников нашей страны. Законодательные преобразования последних лет в России поставили людей творческого труда в очень тяжелое положение. Оно не соответствует нормам международного права.
Еще в 1980 году Генеральная Конференция ООН приняла «Рекомендацию о положении творческих работников», в которой подробно освещены принципы, на основании которых государства - члены ООН должны строить свою политику в отношении творческих работников и их профсоюзных и профессиональных объединений.
Преамбула «Рекомендации», а также отдельные пункты из ее текста (Глава Ш, пункты 3, 4, 5, 6, 7; глава У, пункты 2, 3, 4; глава У1, пункты 1а, в, ц, д, 2в, 5, 6а, в, ц, д, 7а, ц; глава УП преамбула; глава УШ, пункты 1 и 2, глава IX) особенно ярко и наглядно демонстрируют, каким должно быть отношение к развитию искусства и роли творческих работников в этом важнейшем для культуры каждой страны и взаимопонимания в мире процессе.
Огромное значение для полноценных условий творчества имеют формы общественного объединения творческих работников. Такими организациями в нашей стране являются творческие Союзы, обладавших до недавнего времени необходимой инфраструктурой и большими творческо-организационными возможностями.
Но в нынешнем своде Законов РФ даже нет понятия - творческий Союз.
Право творческих работников в нашей стране по Закону об общественных объединениях создавать свои общественные объединения, в принципе, соответствует «Рекомендации» в вопросе о праве творческих работников создавать ассоциации, профсоюзные и профессиональные организации. Но это, пожалуй, единственный пункт «Рекомендаций», который нашел отражение в нашем законодательстве. Однако он явно не соответствует исторически достигнутому уровню творческих организаций в нашей стране - прежде всего, потому что в культурной жизни страны, деятельность творческих Союзов, хотя и занимает важное место, но резко сократилась и не соответствует тому творческому потенциалу, которым творческие Союзы по-прежнему обладают.
Сами художники - члены Союза лишились многих своих прав - прежде всего, права на профессиональную занятость. Материальное обеспечение художников катастрофически ухудшилось. Трудности по обеспечению художников индивидуальными студиями-мастерскими многократно возросли. Содержание студий становится художникам не по карману. Социальное обеспечение в сфере творческой деятельности, практически, отсутствует из-за не развитой юридической базы.
Таким образом, можно констатировать, что постоянно нарушаются фундаментальные конституционные права творческих работников, как граждан РФ. Особенно наглядно и бесцеремонно нарушаются эти права по отношению к женщинам-художницам, которые не имеют никаких социальных прав при рождении и воспитании ребенка.
Сегодня положение художника необычайно тяжелое. У подавляющего их числа заработок носит случайный, эпизодический характер и он очень мал - нередко не обеспечивает даже прожиточного минимума семьи художника, а ведь ему необходимы еще значительные средства на обеспечение и поддержание самого творческого процесса. На его организацию уходит основная доля средств, которые зарабатывает художник. За все он платит из своего кармана: приобретение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, оплата содержания творческой студии, ее оборудование и ремонт. У художников давно сложилось понятие - кормить картину. Это означает, что все время, необходимое художнику для работы над картиной он должен предварительно обеспечить средствами: обеспечить семью и себя минимальными средствами на существование, на всю подготовительную работу - сбор материала для картины, поездки в необходимое место на этюды, оплата натурщиков. Творческая работа, практически, не может быть регламентирована по времени. Творческий труд художника не мыслим без серьезных периодов экспериментальной работы и работы на пленэре.
Сегодня далеко не все художники берутся за создание картины, потому что это накладно. Но если художник пишет пейзажи с натуры, натюрморты или букеты цветов, далеко не все, что он создает, выставляет на выставке. Очень многое делается художником, как выразился бы литератор - в стол. Лишь незначительный процент произведений достигает такого уровня, за который профессиональный художник готов нести ответственность, готов показать зрителю. Но, чтобы показать зрителю, нужно оформить работу - сделать для нее соответствующую раму. Сегодня хорошая рама, которая может определить коммерческий успех картины, стоит, нередко, больше, чем само произведение.
Скульптуры, художники декоративно-прикладного искусства, графики, работающие в эстампе, чей труд сопряжен с использованием мастеров исполнителей, оплачивают их услуги, также из своих денег.
Но создание произведения и приведение его в выставочный вид - только первая часть работы и забот художника.
Чтобы работа попала на выставку, необходимо заплатить за экспозиционное место, заказать машину, чтобы доставить произведение из мастерской художника в выставочный зал, отдельно заплатить за вывешивание картины, заплатить за возможность включения произведения в каталог выставки, заплатить за рекламу. Получается так, что в цене произведения, которая складывается из затрат на его создание и экспонирование на выставке, а также творческого труда и таланта художника, эта вторая часть, которая называется гонораром, составляет мизерную долю.
Но опубликовать картину - представить ее на выставку - это еще не означает, что картина найдет своего покупателя. Чаще всего произведение возвращается в мастерскую художника и присоединяется к другим таким же произведениям, составляющим его личный творческий архив.
Непосвященный человек скажет, что это - полный абсурд. Но такова жизнь художника. Художник творчески работает всегда, независимо от того, есть у него заказ или нет, есть у него возможность продать произведение или есть только надежда, что это когда-либо случится. Именно самоотверженность художников двигает искусство вперед и помощь художникам с любой стороны - крайне необходима. Творческие Союзы в советское время оказывали художнику эту помощь, пропагандировали его творчество, создавая таким образом благоприятные условия для творческого развития и совершенствования художников, для развития изобразительного искусства в стране.
Сегодня творческие Союзы сами обнищали и не могут оказывать, как раньше, существенной помощи художникам - своим членам. И все же, художник может бесплатно показать свои произведения на общих и секционных выставках Союза. Он может претендовать на проведение персональной выставки своих произведений с льготной оплатой всех выставочных услуг. Во всяком случае, это для художника обойдется гораздо дешевле, чем в частной галерее. Художник получает в отдельных экстренных случаях небольшую безвозмездную материальную помощь.
Откуда берутся сегодня у Союза средства на проведение выставок и оказание материальной помощи. Художественно-производственные комбинаты сегодня, практически, бездействуют. Средства поступают исключительно от сдачи в аренду помещений, которые исторически оказались в собственности или других формах владения Союза.
Попытки наших творческих секций наладить прием заказов, чтобы обеспечить, хотя бы, занятость художников, обеспечить им хоть какой-то заработок, не приводят к положительному результату. Причина кроется в системе налогообложения, принятая в РФ, когда условия налогообложения одинаковы для торговых предприятий, промышленных, выпускающих стандартную продукцию, и творческих, имеющих дело со штучными, уникальными произведениями. Приравнивание творческих Союзов к коммерческим организациям является самой большой подлостью современной власти, которая утверждает, что она создает справедливые, всем без исключения одинаковые условия деятельности.
Ушло в прошлое понятие государственного или социального заказа. Практически, прекратилась закупка Министерством культуры РФ произведений современных мастеров изобразительного искусства для пополнения художественных музеев.


Одним из самых важных вопросов и трудных проблем в области изобразительного искусства является обеспечение художника рабочим местом.
Для полноценной творческой работы в области изобразительного искусства художнику необходима индивидуальная творческая студия-мастерская. Это - нежилое помещение, отвечающее необходимым условиям для творческой работы, санитарным нормам и оборудованная в соответствии с профессиональными нуждами каждого вида искусства. Сегодня Союзы художников являются владельцами или собственниками значительного фонда нежилых помещений, используемых под индивидуальные творческие студии-мастерские.
К сожалению, этот значительный фонд нежилых помещений не дает возможности обеспечить всех членов Союза художников индивидуальными творческими студиями.
В качестве примера можно привести положение с творческими студиями в Москве. До 1991 года этот фонд постоянно пополнялся за счет строительства, проводимого Художественным Фондом из собственных средств, в форме долевого участия в строительстве городских объектов недвижимости, прежде всего, при строительстве жилых зданий, а также за счет ежегодного выделения городом Союзу художников в пользование определенного количества квадратных метров нежилых помещений из нового строительства.
Кроме этого, под творческие студии по решению местных исполкомов Художественным Фондом или художниками из личных средств приспосабливались полуподвальные или чердачные помещения в старых зданиях. Все эти помещения были переданы городом в пользование Московскому Союзу художников. Это позволило, например, в Москве обеспечить около 3500 членов МСХ индивидуальными творческими студиями-мастерскими. Это разные по площади и качеству помещения, которые Союз художников передает в пользование членам своего Союза.
После 1991 года приток помещений для творческих студий прекратился и начал сокращаться, хотя около 2700 художников-членов МСХ еще не имеют своего рабочего места.
Необходимо обратить особое внимание на сложности и проблемы, которые возникли в последние годы, связанные с оформлением и использованием творческих студий, находящихся в распоряжении МСХ, независимо от формы собственности.
Московский Союз художников самостоятельно несет бремя по содержанию, обслуживанию и реновации данных объектов. Однако МСХ столкнулся в последнее время с рядом проблем с использованием указанных объектов недвижимости в уставных целях. Основная проблема заключается в том, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объекты недвижимости, возникшие до введения в действие указанного закона, признаются юридически действительными. Однако для последующих сделок, в частности, при передаче помещений художникам под творческие мастерские требуется обязательная регистрация ранее возникших прав. Поскольку строительство объектов недвижимости велось в советское время, начиная еще с конца 1920-х годов, документы, требуемые в настоящий момент действующим законодательством для регистрации права собственности, не сохранились даже в архивах.
Понимая подобное положение вещей, Президент Российской Федерации Указом от 12 ноября 1993 года № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» поручил органу по управлению государственным имуществом и его территориальным отделениям оказывать содействие в решении вопросов оформления прав собственности творческих Союзов Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе творческих Союзов и их отделений на местах.
Однако на практике подобное содействие не оказывается, более того, РОО «МСХ» вынужден неоднократно отстаивать свои права в судах. Сложившаяся ситуация делает невозможным нормальную эксплуатацию объектов недвижимости, находящихся в собственности и на балансе POO «MCX».
Вкладывая достаточно значительные средства в реновацию, реконструкцию и обслуживание данных объектов, мы не можем относить данные средства на собственные расходы в целях налогообложения. Получается так, что мы используем эти объекты, обслуживаем их, но формально не имеем на них прав. Помещение на много лет оказывается в «подвешенном», с юридической точки зрения, состоянии. Такое состояние поощряет другие организации и фирмы, не имеющие никаких прав на эти помещения и никакого отношения к изобразительному искусству, не только проявлять повышенный интерес к этим помещениям, но и незаконным способом овладевать ими.
В связи с вышеизложенным, необходимо принять политическое решение и закрепить его распорядительным актом, который подтверждал бы права собственности POO «MCX» на объекты недвижимого имущества, находящиеся у него на балансе и расположенные на территории города Москвы.
Есть целый комплекс неразрешенных проблем с использованием помещений творческих мастерских POO «MCX», находящихся в собственности города.
Постановлением Правительства Москвы № 262 от 11.04.2000 года установлен статус творческой мастерской - объект культуры, защита которого осуществляется Правительством Москвы.
Как известно, в настоящее время город не осуществляет плановое выделение помещений под мастерские и важнейшей задачей как для нынешнего поколения, так и для будущих поколений художников становится сохранение существующего фонда мастерских, который накапливался десятилетиями.
Однако нередки случаи, когда помещения творческих мастерских изымаются из владения МСХ как в процессе переоформления прав, так и в ходе реконструкции зданий, где мастерские находятся.
В связи с чем назрела насущная необходимость в создании городского реестра творческих мастерских и наложении прямого запрета на перепрофилирование целевого назначения помещений творческих мастерских, поскольку соответствующие положения, являющиеся неотъемлемой частью Постановления Правительства Москвы № 262 от 11.04.2000 года без реестра на практике не реализуются.
Не выполняются на практике и положения указанного Постановления о предварительном предоставлении художнику равноценного оборудованного помещения взамен изымаемого с обеспечением транспортировки имущества в новое помещение с компенсацией расходов на его ремонт и приспособление за счет заинтересованной стороны. Причем данные положения не выполняются как инвесторами, получившими контракты на реконструкцию зданий, так и ДИГМ и ГУОП г.Москвы. А если учесть, что основная масса помещений творческих мастерских в ЦАО г.Москвы предоставлялась РОО «МСХ» в 60-70-е гг., то в настоящий момент процент помещений творческих мастерских, находящихся в ветхом фонде, становится просто угрожающим. Также есть проблема с помещениями творческих мастерских, закрепленных ранее РОО «МСХ» на правах аренды и хозяйственного ведения, но оказавшимися по данным БТИ в жилом фонде, поскольку решения исполкомов о переводе помещений в нежилой фонд не были учтены в реестрах. Указанные помещения в настоящий момент изымаются из владения РОО «МСХ», поскольку начинают реализовываться ДМЖ г.Москвы как квартиры.
В результате указанного многие художники лишаются своих мастерских, а в их числе есть ветераны ВОВ и инвалиды - люди, которые не в состоянии приобретать себе помещения для творческой деятельности.
Пути решения данной проблемы неоднократно обсуждались руководством МСХ с ЦТА ДИГМ и районными Управами. В качестве примера такого решения обсуждался даже вариант с предоставлением взамен изымаемых мастерских отдельного здания. При этом затраты городского бюджета на вывод мастерских художников в указанное здание будут с лихвой компенсированы за счет коммерческого использования освобождаемых помещений. Однако для решения указанного вопроса необходимо принятие Постановления Правительства Москвы.
Требует своего разрешения также проблема введения единого права безвозмездного пользования на все без исключения помещения творческих мастерских, поскольку в условиях повышения ставок арендной платы более чем в 30 раз даже по отношению к ставкам 2003 г. ведет к прямой потере творческих мастерских художников, деятельность которых не носит коммерческого характера.
Следует также рассмотреть вопрос оплаты коммунальных услуг за мастерские, как за социальное жилье, независимо от формы их собственности, а также освобождение от оплаты за эксплуатационные расходы, поскольку оплата осуществляется из личных средств художников.
Немаловажной проблемой для РОО «Московский Союз художников» стала проблема взаимоотношения с вновь создаваемыми Товариществами собственников жилья. Для снятия проблем взаимоотношения с ТСЖ необходимо упростить процедуру принятия решений в Межведомственных комиссиях Префектур по приданию статуса помещений мастерских в жилых домах как не относящихся к помещениям общего пользования жителей домов.
Сейчас Правительством Москвы разработана программа развития культуры города Москвы на 2006-2009 гг. В этой программе есть намерения разработать проекты и создать до 2020 года сеть районных центров культуры. МСХ просит, чтобы при разработке проектов этих центров, учитывалась необходимость строительства рядом с этими центрами «кустовых» индивидуальных творческих студий-мастерских и салонов по продаже художественных произведений. За счет этого нового строительства нужно будет вывести часть студий-мастерских из ветхого фонда нежилых помещений, а также предоставить студии-мастерские талантливым молодым художникам, кто активно проявляет себя в творческой деятельности и успешно участвует на выставках Союза.
В связи с недостатком творческих студий, многие художники работают на дому. В советское время, еще по Постановлению Совнаркома, подписанным Лениным, творческим работникам полагалось 20 кв.м дополнительной жилой площади для профессиональных занятий. Позже это Постановление трактовалось, как право занимать эту площадь, если она уже имеется у владельца - творческого работника - в наличии. Этим правом пользовались все члены творческих Союзов. Сейчас это право у членов творческих Союзов отобрано.
Необходимо вернуть право на дополнительную жилую площадь для членов творческих Союзов и оплату этой площади, как за социальное жилье.
Когда сегодня заходит речь о развитии культуры, считается неприличным говорить о деньгах, не предлагать никаких проектов, которые требуют серьезных затрат.
Учитывая, что многие годы, в том числе и при советской власти, культура финансировалась по остаточному принципу, мы плохо себе представляем, как это можно сделать без прямой или косвенной поддержке государства, без создания налоговых преимуществ для учреждений культуры, творческих Союзов, народных художественных промыслов, без Федеральных законов, стимулирующих приток средств в эту важную сферу жизни общества и государства, в частности, закона о меценатстве.
Для того чтобы играть на музыкальном инструменте, его нужно сначала настроить.
В области изобразительного искусства настройку инструмента необходимо начать с укрепления общественных и государственных институтов культуры, с повышения роли и статуса творческого работника.
Необходимо, сохранив существующую законодательную базу общественных Объединений и право творческих работников создавать свои общественные организации, выделить особый общественный институт — творческие Союзы, придав им специальный статус и делегировав им часть государственных полномочий по осуществлению крупных культурных программ в стране, обеспечению материальной базы творчества и организации и содержанию социальной сферы для их членов, на базе государственной поддержки предприятий творческих Союзов.
Творческие Союзы сегодня являются, пожалуй, единственными организациями в стране, которые могут осуществлять самые разнообразные и сложные культурные программы по различным видам и жанрам изобразительного искусства в масштабе всей страны, заботиться о высоком уровне профессионального искусства и социальном положении творческого работника. Государству необходимо помочь Союзам вернуть инфраструктуру и соответствующие полномочия.
Творческие Союзы являются важными организационными структурами для творческих работников, так как у них нет других профессиональных некоммерческих развитых форм общественного участия в жизни обществ и страны.
В новейшей истории России творческие Союзы могут оказаться уникальными инструментами, обеспечивающими духовное единство общества. Это особенно важно для многонациональной и много конфессиональной России.
Творческие Союзы проводят большое количество разнообразных выставок произведений изобразительного искусства. Они могут послужить основой для организации целой системы по эстетическому воспитанию населения.
Необходимо помогать творческим Союзам в развитии и укреплении материальной базы. По-прежнему, в числе первоочередных задач остается обеспечение художника рабочим местом.
Во-первых, необходимо закрепить за Союзом право пользоваться тем фондом нежилых помещений, который у него сегодня имеется и право руководящих органов Союза, на основе творческих достижений своих членов, распределять эти помещения между ними.
Во-вторых, необходима помощь государства творческим Союзам по улучшению качества этих помещений - вывода творческих студий из ветхого фонда в современный.
Содействие государства в увеличении обеспеченности членов Союза творческими студиями за счет нового строительства студий.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Законом об общественных Объединениях, творческие Союзы лишились своих предприятий, без которых они не могут вести свою творческую деятельность в полном объеме. Насильственное акционирование этих предприятий в 90-е годы и предание им коммерческого статуса привело, фактически, к утрате творческо-производственной базы Союзов.
Необходимо восстановить эту творческо-производственную базу.
Должен быть возвращен юридический статус члена творческого Союза, приравненный в советское время к статусу кандидата наук.



Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала