Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

 МАТЕРИАЛЫ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

ДОКЛАДЫ

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7 

 

 

Роль образования в борьбе с терроризмом 

Тезисы выступления


И.В.Метлик

Старший научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания

1. Прежде всего, следует определиться с дефинициями, четко обозначить цели деятельности. В этом отношении Концепция нуждается в доработке для:

- уточнения понятийного ряда, содержания основных понятий;

- более четкой формулировки цели, задач, средств, методов и др. – т.е. аппарата постановки проблемы и путей ее решения;

- соотношения используемых понятий и предлагаемых решений с действующими нормами законодательства и тезаурусом законодательства.

Культура – в широком значении – совокупность духовной и материально-предметной деятельности человека, социальных групп, человечества в целом и ее предметных и образно-вещественных результатов; «вторая природа». В узком значении – художественная культура, искусство. Образование – важнейший социальный институт, обеспечивающий трансляцию культуры от поколения к поколению, сохранение и воспроизводство культурных ценностей. Здесь речь идет о культуре именно в общем, широком значении.

2. Терроризм как таковой - неновое социальное явление. Концепция и программа должна содержать более четкие определения того терроризма, для борьбы с которым предлагается комплекс тех или иных мер.

Если речь идет об актах террора за рубежом, здесь можно оказаться в неудобном положении, если не дифференцировать терроризм в Ираке, который направлен против войск США, терроризм исламистов, терроризм в Палестине, Испании, Индии и т.д., имеющий разные причины.

Надо собрать и проанализировать правовые нормы и определения в российском законодательстве, международном гуманитарном праве, соотнести понятие терроризма с другими понятиями в правовом аспекте (военные действия, геноцид, основные права и свободы человека и гражданина, их защита, государство и его функции и т.д.). Тогда можно будет выделить те меры, которые могут быть реализованы в области образования и в сфере искусства (культуры в узком значении), в деятельности средств массовой информации и т.д. Упор надо сделать на борьбе с терроризмом и его социальными основами в России.

3. Направления деятельности в системе образования, ориентированные на систему образования, которые могут способствовать борьбе с терроризмом:

3.1. Профилактика настроений, психологических установок, убеждений, ориентации личности на действия, квалифицируемые как терроризм в содержании обучения и воспитания, направленного на детей, молодежь, взрослых. Воспитание таких качеств, которые ориентируют личность на активное неприятие терроризма, противодействие ему, исключают использование терроризма как средства достижения любых целей в гражданском обществе. Здесь, в частности, и выявятся особенности понимания терроризма как особо опасных действий внутри страны и терроризма в международных отношениях, конфликтах.

3.2. Активизация воспитательных функций образовательных учреждений, направленных на выработку общероссийской национальной гражданской и культурной идентичности детей, молодежи на основе исторической и культурной преемственности. Речь идет об укреплении духовного, морального, культурного единства нашего общества, воспитании российской гражданственности, патриотизма, исторического сознания, любви к Родине, что прямо указано в Законе РФ «Об образовании» в числе принципов государственной политики в области образования (ст. 2). Об этом сказано в Концепции с. 3-4, вернее о том, что этому мешает, но м.б. излишне резко и эмоционально. Лучше сконцентрироваться на том, что этому помогает, поддержать этот опыт.

3.3. Освоение в системе образования ценностей традиционной культуры народов России, в том числе этнических и конфессиональных, обеспечивающих формирование индивидуальной культурной этнической, конфессиональной идентичности. Связь здесь необходима, чтобы эти различные ценности не были поставлены на службу сепаратизму, этноцентризму, конфессиональной замкнутости и нетерпимости. А обеспечить эту связь может только государство, его продуманная политика. Если государство сделает все возможное для обеспечения прав граждан на свою культурную идентичность, тогда оно получит моральное право карать тех, кто желает особых привилегий для себя, не признает таких же законных прав сограждан. Эта позиция нашла отражение в Концепции, но с принципиальными методологическими искажениями.

Для того, чтобы действительно оказать позитивное влияние и быть воспринятой в системе образования не как очередной окрик «сверху», Концепция и программа должны опираться на действительные исторические и культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов России. Не следует включать в Концепцию, ориентированную на органы государственной власти, представления, которые не являются частью исторического и культурного наследия народов России (фрагменты, явно заимствованные из религиозного оккультизма в духе учения Рерихов – Новая Эпоха, Равновесие Начал, Птица человечества, Мать человечества, Законы Единства и т.п.). Мировоззренческий синкретизм и напористый экуменизм (создание Духовного Центра, учреждение Всемирного Духовного Форума для Общего Блага и т.п.) вызовет раздражение у последователей традиционных религий, которых, в свою очередь, многие последователи религиозного оккультизма считают ретроградами и невеждами. Это может помешать единству действий, внести раскол по религиозному признаку, чего можно избежать, если базироваться на правовой основе. Оккультно-религиозные идеи могут вызвать негативизм и не только у религиозных людей, т.к. в их мировоззренческих доктринах есть асоциальные и антигуманные взгляды (пропаганда неполноценности людей по признаку отношения к религии, наличие особых «посвященных» и «профанов» и т.п.).

Итак, необходимо активизировать средствами образования – от детского сада до вуза, воспитание у детей и молодежи уважения к историческим, культурным традициям народов России, исторической памяти, нормам общепринятой морали, правам и свободам человека - реальным, а не вымышленным, надуманным ценностям. Это не только ценности религий, но общие для всех россиян гражданские ценности (память о защитниках Родины в Отечественной войне и других войнах, уважение к ветеранам, выдающимся достижениям нашего народа в духовной, материальной культуре, науке и др.).

3.4. Еще один момент, который надо выделить, в том числе в аспекте противодействия международному терроризму - прозрачность и открытость конфессиональных образовательных систем в части профессионального религиозного образования. Нужны внутренние конфессиональные образовательные стандарты при полном невмешательстве государства в подготовку служителей религиозного культа в соответствии с действующим законодательством. Обсуждение этого вопроса с представителями основных российских конфессий показало, что здесь можно найти с ними взаимопонимание.

Необходимы меры по интеграции образовательных систем российских конфессий в общенациональную российскую систему образования (термин нация здесь употребляется как гражданско-политическое сообщество). Это не должны быть замкнутые на себя системы, о которых общество ничего не знает. Образование может быть государственным, муниципальным, частным, религиозным, но оно должно быть открытым для общества.

Выводы.

Система «лобовых мер» по пропаганде толерантности, разъяснения о «мирном» и «немирном» исламе и т.п. практически исчерпала эффективность, вызывают раздражение большой части общества. Можно принять и профинансировать еще ряд государственных программ с такой «лобовой» логикой, но эффект от этого будет минимальным. Надо учитывать и социальную ситуацию в стране: государство пока не убедило граждан, что не просто реагирует на очередной теракт, а ведет осмысленную борьбу с терроризмом, направленным против России всеми возможными средствами, в том числе из-за рубежа.

Важно, чтобы в системе образования был представлен максимально не идеологизированный и не ангажированный частными политическими, этническими, религиозными пристрастиями подход, а подход на основе приоритета права и закона. Только тогда ресурс образования, как социального института. сможет быть максимально эффективно направлен на последовательное искоренение терроризма, а главное – на предупреждение ситуаций, способных породить терроризм, от кого бы он ни исходил: от отдельных лиц, идеологических или религиозных групп или от тоталитарного государства в отношении граждан.

Все эти вопросы, на наш взгляд, следует учесть с тем, чтобы Парламентские слушания могли привести к выработке продуманных предложений по совершенствованию законодательства, принятию эффективных программ деятельности государственных ведомств.

 

 

 

Мобилизация потенциала культуры
на борьбу с терроризмом

Ю. Бокань

Президент Дома культуры мира,

сопредседатель Российского

союза за культуру мира

 

В повестке сегодняшних слушаний в один из важнейших вопросов – мобилизация культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом. Он, по существу, ключевой. Ибо мобилизация культуры здесь и проблема, и задача, и средство обуздания опаснейшего зла ХХI века. Позвольте внести конструктивный вклад в обсуждаемую тему, предложив в связи с этим, три основных тезиса.

 

Тезис первый: «Все на борьбу с глобальной опасностью»

Мобилизационный фактор всегда играл в отечественной истории огромную роль. Всем миром одолевали общенациональные беды, справлялись с большими проблемами, осуществляли великие замыслы.

Терроризм – это всеобщая опасность, потому требует конституции сплочения, объединения усилий. Несомненно, как глобальная угроза, он предполагает мобилизацию, в том числе, культурного потенциала.

Но культура должна иметь свой маневр в этом процессе. Речь идет о том, что она призвана бороться не столько с терроризмом, сколько с экстремизмом. Ведь именно радикальный экстремизм порождает террористические действия. В уставе ЮНЕСКО есть запись о том, что мысли о войне рождаются в умах людей. Потому мысли о мире также должны утверждаться в умах.

Мировоззренческая сфера – вот поле деятельности культуры. Формирование идейно-нравственного иммунитета от насилия – главная ее задача в противодействии терроризму.

Нашей культуре необходимо взять на вооружение провозглашенные ООН и ЮНЕСКО идеалы, идеи и принципы культуры мира и толерантности. Обогащенные отечественной культурой, они – надежное смысловое оружие от идейного экстремизма. 

 

Тезис второй: «Создавай систему стратегической безопасности»

Данный тезис может вызвать недоумение уважаемых силовых структур. Не отнимает ли культура их тяжелый хлеб антитерроризма?

Решительно нет. Так как стратегическая безопасность – это в сегодняшних условиях, прежде всего – мировоззренческая безопасность. Отсюда следует вывод о том, что нужна эффективная система мировоззренческой безопасности, цель которой - нейтрализация, профилактика и преодоление радикального экстремизма.

В основе такой системы – социально-коммуникационые технологии формирования внутренней устойчивости личности, семьи, нации, общества, создание мировоззренческой безопасной среды обитания, безопасной от политического, национального, религиозного экстремизма. По существу, речь идет о реализации фундаментального права человека на мировоззренчески безопасную среду обитания, которая затрагивает все основные сферы общественной жизнедеятельности, прежде всего образования, воспитания, культуру, здравоохранения, социальную сферу.

Отсюда задача отечественной культуры – создание идейно и нравственно здоровой, мировоззренчески устойчивой среды обитания, в которой нейтрализуется любое проявление радикал-экстремизма. При этом содержание данной устойчивости покоится на универсальных гражданских ценностях прав человека, культуры мира, толерантности.

 

Тезис третий: «Восстановить великую миссию российской культуры»

Отечественная культура всегда играла выдающуюся роль в истории человечества, искала всеобщие истины, пыталась ответить на потребности эпохи. Сегодня она должна дать адекватный ответ на самый опасный вызов ХХI века связанный с экстремистско-террористической угрозой. В чем может быть этот адекватный ответ?

Он в создании универсальной иерархии ценностей, способной стать мировоззренческой основой размывания (профилактика, нейтрализация, преодоление) любых форм проявлений радикального экстремизма провоцирующего насилие в форме террористических действий.

Но для этого сама культура должна преодолеть свой внутренний кризис через обретение нового исторического облика – облика высокой гражданственности. Речь идет о становлении гражданско-патриотической культуры ХХI века, суть которой – формирование мировоззренчески самоустойчивого гражданина III тысячелетия.

Именно мировоззренческая самоустойчивость предотвращает мотивацию насилия по отношению к окружающему социальному миру. Напротив, попытка найти опору вне самоуважения и самоценности приводит к тому, что насилие становится наиболее коротким путем к внутренней устойчивости человека, стремление к которой составляет суть человеческого бытия.

Для реализации культурной своей миссии нужен ее надежный союз. С гражданским обществом, нацеленный на честь и достоинство гражданина, самореализацию созидательной природы человека.

Российская культура должна стать инициатором формирования нового гражданского мирового порядка, в основе которого – самодостаточный гражданин, его фундаментальное право на среду обитания без экстремистско-террористической опасности, где высшая ценность – человек, его жизнь, его созидательная природа.

Российская культура способна конструктивно ответить на проблемы глобализации, тесно связанные с экстремистско-террористическим фактором. Достаточно достать из отечественной сокровищницы такие всемирно-признанные ценности, как русский космизм, учение о ноосфере, евразийство.

Российская культура должна выступить инициатором и участником создания национальной, региональной и глобальной системы мировоззренческой безопасности на гражданских идеалах культуры мира и толерантности.

Осуществление этой стратегической инициативы станет не только реальным шагом по преодолению терроризма, но и плодотворным фактором гражданского обновления самой нашей культуры.

Несколько слов в заключение.

Когда-то, на уроках истории активно изучалась роль личности в истории. Тогда же звучал лозунг – «Кадры решают все!». Если соединить две эти темы относительно обсуждаемой в этом зале проблематики, то возникает вопрос: «Кто встанет во главе мобилизации культуры на борьбу с экстремизмом, кто возглавит этот процесс?»

Конечно же это должна быть выдающаяся личность. Но этого недостаточно. Обязательное условие – ее связь с тремя сферами – властью, гражданским обществом и культурой.

Такая уникальная личность есть. Это - Иосиф Давыдович Кобзон. Как председатель Комитета Госдумы – он представляет законодательную ветвь власти. Как сопредседатель Российского союза за культуру мира и президент Фонда гуманитарных инициатив – он часть гражданского общества. Его связь с культурой в расшифровке не нуждается.

Иосиф Давыдович! Ведите нас на борьбу с экстремистско-террористическим злом! Мы встаем под Ваши знамена, на которых начертан призыв к мобилизации культурного потенциала общества.

 

 

 

   О КУЛЬТУРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ CМИ

 

Л.А. Трунина

Заместитель координатора

Общественного Движения «Новая Страна»,

Член Союза журналистов России,

главный редактор газеты «Вестник ХТПП»

Наше время -- это время больших перемен и изменений. Новые возможности открываются человечеству, но выбор всегда свободен и он в наших руках. Новое время – это время культурного сотрудничества. Необходимо, чтобы человечеством был выбран именно этот путь – путь «к Миру через Культуру».

Никаким приказом нельзя запретить злость или ненависть. Лишь терпеливым напоминанием о высших культурных основах можно сделать подобные негативные проявления недопустимыми. Поэтому сегодня как никогда необходимо единое осознание наиважнейшей задачи – возвышения культуры человечества.

Только в том случае, когда человек сможет вместить устои справедливости и нравственности в своем сознании, когда он выработает и утвердит свою внутреннюю правду, а его мысли и поступки будут направляться совестью, только тогда он не будет подвержен таким проявлениям, как терроризм и экстремизм. Только тогда этот внутренний заряд культуры не только не позволит ему содействовать террористам, но, наоборот, побудит самым активным образом противостоять любым негативным явлениям жизни.

Как всеобъемлющая система, культура вплетена в повседневную жизнь общества и тем самым обеспечивает, организует и регулирует его жизнедеятельность. Культура закрепляется в нормах, традициях, правилах поведения, мифах, стереотипах, оценках и принципах, которые обладают исключительной живучестью. Культура никогда не умирает, а передается из поколения в поколение. И именно культура придает человеку внутреннюю свободу, а также ответственность перед собой, обществом и всем миром.

Одним из наиболее важных моментов в вопросе влияния культуры на жизнь общества является повышение ответственности и культуры представителей средств массовой информации. К великому сожалению, информационный терроризм, информационное насилие стали реальностью наших дней. Особенно преуспело в этом телевидение, которое оказывает огромное давление на сознание людей. Террористам удалось нащупать одно из наших слабых звеньев – большую информационную свободу при недостаточном чувстве ответственности. Но свобода без культуры, к сожалению, приводит к вседозволенности и многим бедам современности.

Поэтому мы не можем оставаться равнодушными к тому, в каком направлении идет развитие СМИ. И сегодня как никогда важно обратиться к журналистам от общественности с призывом к соблюдению ими журналисткой этики. Призвать их к ответственности за каждое произнесенное слово.

Дорогие друзья, позвольте предложить вам отдельные тезисы, которые с вашего согласия могли бы войти в проект такого обращения к деятелям СМИ.

 

ТЕЗИСЫ ОБРАЩЕНИЯ К ДЕЯТЕЛЯМ СМИ

 

*       Мы обращаемся к деятелям СМИ всех народов, стран и республик, мы обращаемся ко всем журналистам страны: посильно, в меру своих возможностях, без промедления, не откладывая, претворяйте в действительность основы культуры и мира. Пусть ваши проекты будут разнообразны по содержанию и форме, но едины своим внутренним устремлением  к культуре!

 

*       Деятельность СМИ должна быть направлена на систематическое распространение информации с целью утверждения духовных, культурных ценностей нашего общества и активного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Нужно снова и снова  разъяснять и утверждать в человеческом сознании понятие истинной культуры для того, чтобы человек стал переживать его как нечто священное, чтобы не погрешить против культурных ценностей и самого создателя и носителя этих ценностей  человека. Именно глубокое понимание культуры, сотрудничество на культурном поприще и должны привести народы к миру. И мы призываем СМИ к осознанию важности этого вопроса.

 

*       Правильность и жизненность мысли сообщает ей качество магнита. Материалы, основанные на идеалах духовности, культуры, социальной справедливости смогут стать таким магнитом, притягивающим людей со светлыми созидательными помыслами. Диалог в рамках СМИ, где смогут высказываться признанные духовные лидеры, деятели культуры, представители общественных движений гуманистического направления, может стать важным конкретным действием по созданию жизнеутверждающих идей. Подобные проекты могут активно воздействовать на оценки, мнения и поведение людей в миротворческих целях. Организация таких высоких бесед - это посильная и необходимая работа СМИ.

 

*        Мы все одна семья на нашей планете, и забота об общем благе и мире – это наша общая забота. Сегодня в новом тысячелетии духовное согласие становится высшей ценностью. Это осознается все большим числом людей, к этому стремится все большее число народов мира. Следует настойчиво и терпеливо искать не то, что людей разъединяет, а то, что их объединяет. Взаимный поиск общего позитивного начала неизбежно приводит к тому, что разъединяющие моменты блекнут и отступают. Поэтому, мы призываем СМИ - не растрачивать силы на отрицание, гнев, насилие, ненависть, а сосредоточиться на активном утверждении позитивно-созидательной позиции и во всех случаях жизни проводить только линию добра, мира и согласия.

 

*        Творите для будущего. Несите в это будущее лучшие звуки, строки, краски, новые мысли на благо людей. Утвердитесь в личной ответственности за будущее  России. Уже сегодня мы должны думать о том, какая будет новая страна. Прекрасное будущее созидается единством нашего доброго слова и дела. Расширение сознания, чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которыми и отличается культурный человек. Молодое поколение на нашем примере должно само увидеть свое будущее и присоединиться к общему делу.

 

*        Мы призываем обеспечить информационную поддержку и всемерное содействие в формировании положительного образа нашей страны. Нам не должно быть безразлично то, что о нас думают и знают другие. Лишь там, где истина и правда, отсутствует чувство враждебности; истина ко всем дружелюбна. Поэтому задача эта очень важна на пути к благожелательному добрососедству, и значительная роль в её решении принадлежит СМИ. Мы призываем СМИ всемерно содействовать сохранению целостности и единства России. Задача деятелей культуры заключается и в том, чтобы в своих передачах, статьях, фильмах пропагандировать разнообразие, красоту, самобытность всех народов, их языков, обычаев и их стремление к духовному единению. Язык – летопись народной жизни.

         Еще одна задача СМИ - крепить творческую солидарность народов и национальностей нашей Родины, всемерно заботиться о сохранении единого информационного пространства.

 

 *       Причиной многочисленных бедствий является унижение женщины. Но только у великой матери могут быть великие дети. А значит, через свободную, мудрую женщину может прийти к нам светлое будущее. Тема почитания, возрождения и полноправия женщины не может не затронуть любого человека, каждый такой проект СМИ вызовет большое внимание и сердечный отклик людей.

 

*        Основным орудием труда СМИ является слово. В слова облекается истина, чтобы предстать перед нами в виде, доступном для понимания. Начинается все с мыслей. А слово -- это мост между нашими побуждениями и конкретными их проявлениями в делах. От сохранности истинного смысла этих слов, как связующего звена, зависит качество наших действий. Смута жизни в значительной степени происходит от смуты понятий. Поэтому, лучшие знатоки языка должны привлекаться в СМИ. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, отсюда великая ответственность за каждое произнесенное слово.

 

*        В настоящее время волна информации, проходящая по СМИ, более похожа на рекламу различных форм насилия, все чаще мы слышим об агрессивности и жестокости в нашем мире. Поэтому в противовес этим губительным тенденциям СМИ должны активизировать пропаганду силы согласия, ненасилия, добрососедства и взаимопонимания, больше внимания уделять примерам доброжелательного и терпимого отношения. Взгляды одних людей не могут быть навязаны другим, в том числе и со стороны СМИ.

Мы обращаемся к СМИ использовать лишь те виды пропаганды, которые согласуются с общечеловеческими ценностями: межэтнической и политической толерантностью, уважением к религиозным и культурным ценностям народов, населяющих мир, страну. Приветствуется пропаганда здорового образа жизни, стремление человека к активной и успешной деятельности в области культуры и искусства, производительного труда, формирования в общественном сознании чувства национальной гордости и патриотизма.

 Что касается информации, то мы здесь за квалифицированное представление широкого спектра мнений и оценок о событиях жизни, группирующихся вокруг подлинного факта действительности.

Мы призываем к чувству меры и ответственности в рекламной деятельности. Реклама повинна в том, что многие проявления безнравственности попали в разряд общепринятых и люди эти отклонения от культуры начинают считать нормой. Мы призываем СМИ заменить большую часть современной рекламы информацией о нашей многообразной жизни, об успехах и достижениях, пропаганде опыта уникального и важного для народа.

 

*        Жить и работать необходимо так, чтобы в будничную жизнь людей вносить мир и радость. Даже в самые трудные мгновения сила проистекает от радости. Унылые люди затемняются бедами и горестями, теряя силы. Не могут они помочь себе, не могут они помочь и другим. Задача СМИ -- расширять познания людей, пропагандировать нравственность, культуру и вести к той радости, которая проистекает от мудрости. Покажите пример своим неутомимым творчеством, своими каждодневными трудами и поисками. Пусть в ваших работах будет присутствовать тонкая психология и благотворное сочувствие, ободряющий зов и светлый энтузиазм, стремление к знанию и благожелательный совет. Без устали творите, будите сердца человеческие, и каждый вас поймет и примет всем своим сердцем. Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, понимаемый каждым. Только благожелательное творчество во всем его многообразии вносит мирную объединяющую струю во все сферы жизни.

 

*        Многие нынешние СМИ стали проводниками невежества. Независимые СМИ оказались в еще большей зависимости от частных собственников, что сделало их информационным оружием политиков, финансовых групп. Мы же считаем, что в этой сфере, как и во всех других, должен действовать принцип примата духовности и культуры. Мы предлагаем достойные события культуры освещать в первую очередь. Выделять таким событиям первую полосу в прессе и более удобное время на радио и телевидении, чтобы эта информация дошла до большего количества людей. Трудно представить, чтобы в газете разделы политики перешли на вторые полосы, или, чтобы такие программы, как «Вести», «Время», начинались сообщением о том, что создано, возрождено, а не информацией дестабилизирующей и внушающей страх и тревогу. Но это реально и более того - необходимо. А для того чтобы духовные, культурные ориентиры стали ведущими, мы предлагаем создание этических отделов в СМИ, так же как, корректируются ошибки грамматические, должны отслеживаться все отклонения от истинной культуры. СМИ - это своеобразные врата информации, и проходить через них должны только дружелюбные гости.

 

*        Положительного утверждения и понимания требует стремление украшать и улучшать жизнь, а это значит - жить в добре. Апостольская мудрость заповедует: «Отойди от зла и сотвори благо». Не сражение со злом, не возвеличивание этим врага заповедано нам, но творческое создание блага. Зло есть разложение, добро же есть созидание, поэтому действия во благо всех - наиболее достойное занятие.

Наступило время, когда уже сами журналисты выступают за принятие кодекса профессиональной этики. Появление таких кодексов в стране и в мире необходимо сейчас, как никогда, и является одной из конкретных задач в утверждении принципов толерантности и сотрудничества как во взаимодействии между журналистами, так и в их отношениях с народом. СМИ в связи с прозрачностью своей деятельности должны стать образцом для подражания. Назначение же кодексов заключается в том, чтобы в них сформулировать основные профессиональные требования, соблюдение которых добровольно берут на себя журналисты. Именно добровольное следование этическим кодексам без всякого насилия позволит избежать распространения недостоверной информации, использования прессы в чьих либо корыстных интересах. Этический кодекс можно рассматривать как инструмент профессиональной самодисциплины и нравственный ориентир в деятельности.

 

*        Мы все чаще наблюдаем мучительные попытки, совместить политическую выгоду, экономическую рентабельность СМИ и нравственные отношения со всеми. Безусловно, прибыль важна, но честь дороже прибыли. Честность и правдивость являются основой гармоничных отношений в любых делах. Служение «двум господам» - совести и выгоде - противоестественно. Никакая цель не должна затмить моральные ценности. Жизнь показывает: для того чтобы преуспевать, целесообразно руководствоваться нравственными принципами. Высокие моральные принципы положительно воздействуют на качество результатов труда, поэтому честным быть выгоднее и в материальном плане. Совесть должна стать самым главным контролером и руководителем каждого журналиста.

 

*        Из всех созидательных энергий самой высокой остается правдивая мысль. Венцом правды может стать легенда. В легенде заложена информация о созидательном, положительном опыте. Неверно думать, что легенда принадлежит только древности. Легенда творится во все дни. Каждое народное достижение облекается в легенду. Поэтому мы призываем наших друзей в СМИ, позаботиться о современном слове. Необходимо в творческой деятельности отдавать приоритет тем жизненным урокам, которые могли бы стать маяком для других. В связи с этим на СМИ возлагается огромная ответственность, за то, чтобы информация в чистоте и правдивости распространялась по миру и передавалась следующим поколениям. И эта ответственность – ответственность перед историей и перед нашим будущим. Всегда в жизни есть легендарные люди - те, кто своим примером дарит нам эту легенду, зажигает и побуждает к доброму действию. Мудрость говорит на языке легенд, и СМИ могут стать вестниками этой мудрости.

 

*        Для того, чтобы приблизить людей к пониманию культуры, нужно пробудить в них стремление к прекрасному, а для этого важно пропагандировать и воплощать в жизнь искусство и знание как основы культуры. Познать красоту легче через искусство, которое лучше всего объединяет людей, потому что язык искусства понятен всем, независимо от возраста, вероисповедания, национальности. Многие люди ищут прекрасное, и СМИ должны учитывать в своей работе этот поиск красоты. Приобщать людей к искусству можно не только через его созерцание, но и через личное творчество масс. Нужно устраивать не конкурсы красоты, а в первую очередь конкурсы народного творчества, поощряя тем самым народные промыслы, в которых широко проявляются творческие искания народа. Каждый человек понимает красоту на уровне своего сознания, поэтому еще одной важной задачей СМИ является создание таких проектов, которые бы расширяли сознание к восприятию красоты.

Возвращаясь к вопросу о конкурсах, мы призываем проводить их на бескорыстной основе и награждать победителей возможностью дальнейшего творческого труда, например организованными гастролями, выставками. В деятельности телевидения нам хорошо известны примеры, когда в качестве награды победителям вручалась книга - источник новых знаний, новых размышлений. Необходимо от денежных призов вернуться к культурным ориентирам.

Мы призываем обратить внимание и на те передачи, где участники многочисленных игр проявляют свои знания. Разнообразные по тематике вопросы, ответы на которые должны быть даны за очень ограниченное время, программируют зрителей на хаотическое мышление. Что несут такие программы зрителям? Какую цель преследуют такие передачи? Ведь то, что не имеет цели, – нецелесообразно. Бессистемность и хаос в мышлении не дают знаний, так как не имеют оси, вокруг которой знания должны выстраиваться.

        

*        Во все времена и эпохи информация имела большое значение. Информация обладает уникальным свойством: по мере использования не только не убывает ее величина, но, наоборот, возрастают ее качество и значимость. Овладевая информацией, человек может изменять ход развития общества. Ни одна крупная проблема сегодня не решается без использования накопленных в мире знаний. Но многие жители планеты до сих пор еще ни разу не пользовались телефоном, не говоря о компьютере. Это ставит людей в разные информационные условия, что сказывается на добрососедстве и сотрудничестве, ведет к информационной изоляции отдаленных и сельских регионов. Массовая информация должна быть достоянием всего народа.

 

*        Сам факт, что народ винит СМИ во многих бедах мира, подтверждает высокую оценку возможностей и признание ведущей роли СМИ в решении важных проблем. Зачастую отсутствие положительных результатов объясняется разрозненностью усилий журналистов. Поэтому деятелям СМИ необходимо учиться солидарности. Важно и то, чтобы деятели СМИ чувствовали себя не только посредниками в передаче информации, но и участниками всех общественных событий, частью большого единства общества. СМИ – это глаза общества, которыми общество смотрит само на себя. Так пусть эти глаза будут добрыми, пусть плохое они  делят на десять, а хорошее умножают на два.

 


Воспитание молодёжи - основа культуры

будущей России

 

Координатор по молодёжной политике

Общественного движения «Новая Страна»

Полякова И.И.

 

    Ценность любого государства- люди. Говоря сегодня о возрождении культуры, о приоритете духовно-нравственных критериев в решении таких серьёзных проблем, как терроризм, на первое место необходимо поставить вопрос о воспитании молодёжи.

  Всё, что мы сегодня пытаемся сохранить, возродить, спланировать, пронизано заботой о будущем, о том поколении, что придёт нам на смену. Каким оно будет, зависит только от наших совместных усилий.

  К сожалению, свою воспитательную функцию общество сегодня выполняет плохо. Взрослые забыли, что воспитание достойной смены- самое главное естественное условие существования человеческого сообщества. Как результат- невоспитанная нами, незащищённая молодёжь наиболее остро реагирует на социальную несправедливость, больше всех страдает от идеологического разброда и этического бескультурья, легко становится жертвой преступных группировок, в т.ч. и террористов.

  Проблемы наркомании, правонарушений среди несовершеннолетних остро стоят сегодня на повестке дня. А самым позорным явлением, порождённым безалаберностью взрослых, стала беспризорность.

  Хотя различные ведомства, оперативные штабы и комиссии изо всех сил стараются выполнить наказ Президента искоренить это зло в нашей стране. Задействованы силы МВД, Министерства труда, Министерство Образования, Генеральной Прокуратуры, местных администраций. Не остались в стороне Министерство обороны и МЧС. Пресса то и дело извещает население о прошедших заседаниях, совещаниях, конференциях, на которых заслушивались доклады о проделанной работе и о том, что ещё необходимо искоренить, ужесточить, а также, кого и как наказать.

  Уменьшилось ли число беспризорных детей и подростков в результате компании, начатой в 2002 году, сказать точно никто не может, т.к. у нас официальной статистики по беспризорникам нет. По самым разным источникам их у нас от 1 до 10 миллионов.

  Миллионы детей, лишённых нормальных человеческих условий существования, лишённых будущего. Но, как сказал в своё время Луначарский: «Дело не только в том, что мы окружены целым морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей в корень испорченных, врагов здорового образа жизни, беспринципных людей, которые с легким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополнят армию преступности».

  Нужны самые неотложные меры, объединённые общей государственной стратегией, с единым центром, отвечающим за решение проблемы беспризорности. Такие меры должны быть направлены прежде всего на выявление и действенную профилактику факторов, порождающих эту беду. К таковым можно отнести кризис семьи, уход школы от воспитательной функции, криминализацию общества, пропаганду насилия в СМИ и др. Но истинные причины миллионной армии беспризорных детей и подростков в разрушении общественного уклада жизни, в разрушении прежней системы воспитания и образования, в тяжёлой социально- экономической ситуации в стране.

  Однако, Россия не впервые сталкивается с этой проблемой. Были времена крупных исторических катаклизмов( Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная), когда беспризорность становилась бичом общества. Но Советское государство в течение десятилетий создавало стройную, разветвлённую систему социальной защиты детства, которая включала в себя разнообразные виды государственной поддержки. Несмотря на многие сложности и проблемы, ликвидация детской беспризорности ставилась в качестве задачи особой государственной важности, от выполнения которой зависели жизнь и здоровье нации.

  К делу привлекались самые широкие круги общественности, проводились специальные недели и месячники, посвящённые защите беспризорных детей. Десятки тысяч педагогов работали с обездоленными детьми не только на улицах и в детских заведениях, но и в рабочих отрядах, мастерских, на производственных местах. Предусматривался ряд налоговых льгот для учреждений и предприятий детских комиссий, устанавливалась целевая надбавка на нужды борьбы с беспризорностью, вводился льготный тариф по социальному страхованию для кустарей и ремесленников, принимавших в обучение беспризорных детей. На борьбу с беспризорностью нацеливалась пресса, проводились широкие агитационные компании, выпускались плакаты и листовки. Поистине, мобилизация была всеобщей. Только такой размах постепенно давал свои результаты.

  Сегодня наряду с государственными учреждениями, пусть не эффективно, но всё же занимающимися проблемами беспризорности, существует много общественных организаций, в которых энтузиасты ведут конкретную, живую работу с детьми как по профилактике беспризорности, так и по воспитанию в целом. Но их опыт не обобщён, не скорректирован, и без поддержки государства часто не может быть использован. Приведу примеры.

 * Международная Макаренковская Ассоциация- продолжатель уникального педагогического наследия А.С.Макаренко. Во всём мире признана высокая эффективность методов трудового воспитания особенно среди неблагополучных подростков. Но производственная реабилитация сегодня у нас  не востребована, т.к. разрушено производство. Нет законодательной  базы для продуктивной трудовой деятельности школьников и студентов. Необходима в рамках общей стратегии воспитания радикальная программа по трудовому воспитанию молодёжи, основанная на лучших традициях русской и советской педагогики.

 * Никто не будет спорить, что знание родной истории, краеведение- важнейшая составляющая гражданского и патриотического воспитания, средство вовлечения детей в организованную полезную деятельность. Но учреждения дополнительного образования, особенно туристско-краеведческие, не могут полноценно функционировать, т.к. на закон о дополнительном образовании наложено вето Президента. Нет Федерального закона о детско-юношеском туризме. Туризм процветает, но исключительно коммерческий, недоступный большей части детей. Учреждения дополнительного образования, призванные оторвать детей от улицы, регулярно сокращаются, помещения используются в коммерческих целях. Необходимо восстановить действовавшую ранее сеть детских клубов, секций, кружков, как эффективный рычаг целенаправленного воспитания культуры подрастающего поколения.

 *Беспризорность как социальная болезнь главной причиной имеет разрушение семьи. Поэтому поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами семейного воспитания, будет одной из мер действенной профилактики беспризорности. Кроме того, необходимы государственные меры, направленные на укрепление семьи как в материальном, так и в нравственном плане. Нужно культивировать в общественном сознании образ здоровой и полноценной семьи путём активной информационной поддержки через СМИ публикаций и передач семейной тематики. Престиж семей, воспитывающих нравственно и физически здоровых детей, должен быть поднят на максимальную высоту. Им необходимо предоставлять всяческие льготы, в первую очередь обеспечивать жильём, создать условия для воспитания приёмных детей.

 *Одним из важнейших факторов культурного воспитания является правильное образование. Образовательный процесс должен быть подчинён воспитательным задачам, насыщен предметами, формирующими высокую  нравственность, этику поведения, целостное мировоззрение. Народная культура как универсальная, несущая в себе нормы общечеловеческой морали, может стать основой для такого процесса. Надо только задействовать все имеющиеся формы народного творчества, увязав их с учебным процессом, освоение народной культуры вести системно и целостно.   Детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям нужно создать условия для воспитания, а не только спускать сверху директивы.

  Эти и другие примеры говорят об имеющихся резервах воспитания, создания нашим детям возможностей для полноценного развития. Однако, потребуется ещё время и серьёзные усилия общественных организаций, политических деятелей, деятелей культуры, чтобы исполнительные органы власти и общество в целом осознали, что воспитание культурного человека-  стратегическая цель, что забота о молодом поколении- дело не отдельных ведомств или обществ, а задача национального масштаба.

 

 

 

Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала