Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

«КУЛЬТУРА ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА –
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА НА БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ»

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Терроризм как явление достиг чудовищных размеров и стал угрозой № 1 для самого существования человеческой цивилизации. Тем самым он стал самой фундаментальной проблемой современной эпохи, через призму которой «высвечивается» по-новому вся остальная проблематика России и мира. Как подчеркивается в Обращении Президента России В.В. Путина от 4 сентября 2004 года в связи с событиями в Беслане, «… то, что произошло сейчас, - бесчеловечное, беспрецедентное по своей жестокости преступление террористов. Это – не вызов Президенту, парламенту или Правительству. Это – вызов всей России. Всему нашему народу. Это – нападение на нашу страну…. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной, жестокой и полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни наших соотечественников. Весь мировой опыт показывает, что такие войны, к сожалению, быстро не заканчиваются… Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз. Но самое главное – это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом».


Несомненно, борьба с терроризмом не может быть лишь собственным делом силовых структур. Сегодня совершенно очевидно, что в сплочении гражданского общества, в мобилизации духовно-творческого потенциала народа на борьбу с терроризмом должна все более активное и деятельное участие принимать Культура России.


Более того, мобилизация всего духовно-творческого потенциала культуры на борьбу против терроризма, экстремизма, преступности, наркомании, должно стать стратегическим направлением деятельности государства Российского.


Культура – это емкое, многоуровневое понятие. Она далеко не сводится к усеченному представлению о ней, когда под культурой понимается лишь литература, искусство, музеи и библиотеки. Истинное понятие культуры значительно богаче, шире. Культура включает в себя и науку, и религию в значительной ее части, и философию и многое, многое другое. Политическая, правовая культура, социальная культура, экологическая культура, культура гражданственности, информационная культура – все это ответвления единого, могучего, вечно зеленого древа культуры. Культура – это вечное движение вперед, это постоянное стремление к совершенствованию; это также и особая духовно-нравственная атмосфера в обществе, поддерживаемая укладом народной жизни, всем многообразным инструментарием культуры. Неотъемлемые элементы культуры благожелательность и сострадание, любовь и терпимость, стремление к согласию и справедливости, все то, что обеспечивает восхождение человечества по ступеням эволюции.


Но, чтобы успешно участвовать в решении проблем искоренения терроризма, культура сама должна качественно видоизменяться. Ей должен быть возвращен статус определяющей общественной ценности. Ее восхождение по ступеням совершенствования должно сопровождаться усилением влияния на все сферы жизни. Именно культуре предстоит трансформироваться в ту макросистему, развивая – гармонизируя которую, человек будет совершенствовать - гармонизировать мир в целом, избавляя себя и его от экстремизма, терроризма, наркомании, преступности, других негативных проявлений.


II. ИСТОКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА
И ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРЫ НА ПУТЯХ
ИХ ИСКОРЕНЕНИЯ

     1. Завершилось короткое постсоветское безвременье – один из самых тягостных, безысходных периодов российской истории. Доминанта этого периода - торжество нелепого, иррационального, эгоистичного. Цепная реакция разрушения господствовала во всех сферах. Российское общество с традиционным общинным менталитетом подверглось воздействию ряда сильнейших губительных факторов, связанных прежде всего с радикальной, крайне неумелой, антинародной по своей сущности сменой общественно-экономического строя в стране. В результате сознательного разрушения основополагающих экономических и социальных систем жизнеобеспечения народа, а также антиисторичного курса реформ, которые фактически предстают как система многочисленных ошибок, просчетов, упущенных возможностей, духовно-нравственное состояние общества претерпело существенную деформацию. Невиданное буйство страстей, низменных инстинктов, ожесточения, вражды создавало впечатление массового помрачения человеческого разума. Доброта, отзывчивость, откровенность, совестливость, исконно свойственные нашему народу, выветривались, уступая место эгоизму, нетерпимости, жестокости, злобе. Небывалое духовно-нравственное разложение практически повсеместно воцарилось на российских просторах. Все это не могло не рождать протестные настроения, являться питательной средой для терроризма и экстремизма.


Продолжает оставаться кровоточащей раной на теле России ситуация в Чеченской республике. Нанесенный ею тяжелейший нравственный ожег в сознании народа не утихает. Зачинщики и идейные вдохновители неправедной войны по обе стороны противоборства до сих пор не выявлены, не получило должной оценки все содеянное ими, что постоянно подпитывает тлеющий конфликт.


Отсутствие какой-либо внятной национальной политики, нежелание и неумение соразмерно противостоять открытым радикальным националистическим вызовам привело к резкому обострению межэтнических отношений, особенно в среде ранее репрессированных народов.


Антинародные реформы, проводившиеся в интересах узкого клана так называемых реформаторов и ближайшего окружения власти, породили ряд тяжелейших проблем, являющихся постоянным источником огромного социального напряжения, невиданного ожесточения, питательной средой для разного рода сепаратизма, экстремизма, терроризма, преступности и других негативных явлений. Это прежде всего чудовищный разрыв между богатством и бедностью, породивший огромную армию россиян, живущих ниже низшей черты бедности. В результате этого Россия превратилась в вымирающую страну, ежегодно теряющую более миллиона своих граждан. Это обезлюдившие деревни и села в центральных регионах России, исчезающий класс крестьянства. Это умирающие северные территории, которыми Россия могла бы прирастать, а теперь, брошенные на произвол судьбы, они сами рождают новые социальные проблемы. Это 20 миллионов русскоязычного населения, отторгнутые от Родины, оставленные без всякой помощи и поддержки, ставшими зачастую изгоями или людьми второго сорта в местах своего проживания. Это, наконец, миллионы беспризорников, мыкающих горе на бескрайних российских просторах и готовых на все, в том числе и на террористические акты за мелкую подачку, ради возможности хоть как-то выжить.


Определенная деформация произошла и с Великой культурой России. В «минуты роковые» она не сумела выполнить свою основную социальную функцию – сохранить духовно-нравственную устойчивость общества, удержать его от распада, не допустить разложения основных моральных ценностей, противостоять разрушительным тенденциям.


Крайне несовершенно законодательство о культуре. Оно абстрактно, бестелесно, устарело, нуждается в существенном обновлении. Во многих своих позициях оно не отвечает насущным потребностям практики, реальному состоянию культуры, ее роли и задачам в современном мире. В законодательстве отсутствуют основы государственной политики в области государственного руководства сферой культуры.


Какой бы сегмент культуры мы не взяли, беспристрастный анализ будет свидетельствовать о крайнем неблагополучии.


Проанализируем, к примеру, ситуацию на одном из достаточно успешных в недавнем прошлом сегментов культуры – книгоиздательском деле. Несмотря на обилие изданий и книг на рынке ситуация с художественной литературой крайне негативна. Основную массу составляют низкопробные беллетристические издания массового спроса, утверждающие эгоизм, насилие, жестокость, секс. Положение же с литературой писателей из регионов России, малочисленных народов России и стран СНГ прямо скажем катастрофично. Нет изданий ни на русском языке, ни на языке оригинала. И если в советское время на этом направлении работали десятки издательств и выходили сотни наименований ежегодно, то сейчас их практически нет. Нет изданий писателей Татарстана, Башкирии, Осетии, Чечни, Карачаево-Черкессии, Дагестана, Карелии, Ханты-Манси и т.д. Ранее были широко известны такие имена как Расул Гамзатов, Мустай Карим, Юван Шесталов, Коста Хетагуров и другие. Разрушается некогда общее культурное пространство. Это не может не сказываться самым отрицательным образом на межнациональных отношениях. Свертываются взаимные контракты, есть чрезвычайно опасная тенденция ухода ряда братских народов из кириллического пространства, что чревато информационным хаосом и другими крайне негативными последствиями. Разрушаются переводческие школы, создававшиеся десятилетиями. Усиливаются центробежные тенденции, так как писатели, поэты и публицисты, определявшие общественное мнение у себя в регионах не публикуются. Их места замещают бульварные писатели или экстремисты религиозного или иного толка.


Очевидно, что должна быть создана государственная производственная структура, систематически занимающаяся такого рода изданиями, с годовыми планами утвержденными и финансируемыми Министерством культуры РФ и согласованными на местах. Такая работа крайне благоприятно скажется на психологическом и политическом состоянии всех народов России, будет способствовать укреплению общего культурно-информационного пространства, положительному развитию межнациональных отношений и центростремительных тенденций.


Подобная ситуация складывается и во многих других сегментах культуры. Негативные тенденции в культурной сфере можно преодолеть только с помощью систематической, планомерной государственной поддержки. Усиление государственной поддержки в этих секторах культуры позволит переломить разрушительные негативные тенденции, будет способствовать упрочению роли и авторитета центральной власти на всем пространстве России, формированию положительного имиджа нашей страны за рубежом, даст реальные результаты развития культуры в России и улучшение межнациональных отношений.


     2. Трагические события в Беслане потрясли всех. Они же ясно высветили реальное состояние нашей культуры, культурной элиты. Опрос, проведенный «Независимой газетой» среди известных деятелей культуры, однозначно подтвердил, что в их рядах царит смятение, растерянность, страх, отсутствие желания реально как-то противостоять нависшей над страной опасности. На вопрос, а что может сделать культурная элита, звучали крайне пессимистические ответы: «Собрать деньги и послать» (Г. Данелия), «Главная наша проблема – равнодушие» (И. Дыховичный); «Надо попросту жертвовать деньги. Готов ли я жертвовать деньги? Конечно» (А. Журбин). «Мы бессильны… Мы стали слишком спокойными, черствыми, к терактам стали относиться как к некой данности» (Ю. Гусман); «Откуда взялись эти ублюдки и кто их допустил до власти? Печально, что мы сами выпускаем джина из бутылки» (Р. Ибрагимбеков); «Нет, ничего культурная интеллигенция сделать не может. Это то, чем должно заниматься государство и правительство, то есть люди, которые должны отвечать за безопасность людей» (А. Сигалова); «Я не питаю иллюзий по поводу искусства как воспитательного средства, но нельзя показывать жестокость, насилие и порнографию ради того, чтобы продать билеты любой ценой» (В.Урин).


Редким исключением звучали ответы, где бы вспоминалось о социальном назначении культуры, о ее созидательных возможностях, воспитательной роли. «Ходить на митинги – не главная наша задача, мы должны отвечать творчеством и всколыхнуть души» (А. Лиепа).


Действительно, в истории России, на переломных ее рубежах, в периоды труднейших испытаний деятели культуры находили ответы на вызовы времени, создавали произведения литературы, искусства, кино, театра, обладающие огромным созидательным, мобилизующим потенциалом. Достаточно вспомнить «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, симфонические произведения Дмитрия Шостаковича, звучавшие в осажденном Ленинграде, пронзительные по своей чистоте и силе стихи и песни военных лет, духовно-нравственный опыт великих святых земли Русской Сергея Радонежского, Серафима Саровского, замечательных отечественных педагогов Сухомлинского, Макаренко, культурно-воспитательную деятельность таких просветителей и подвижников культуры как Дмитрий Лихачев, Александр Солженицин, Никита Моисеев, патриотические полотна Ильи Глазунова, замечательные песни Александры Пахмутовой, Микаэла Таривердиева и многих-многих других.
Но наша страна богата не только достижениями в области искусства и литературы. Огромные достижения имеются в науке, философии, нравственности, просвещении. Выявить весь этот многообразный инструментарий во имя возрождения России, поставить его на службу борьбе с терроризмом – великая гуманистическая задача.


Уместно подчеркнуть, что возможности и сегодняшних деятелей культуры, искусства не следует преуменьшать. Они, несомненно, также весьма значительны. Маленький пример: участие современных деятелей культуры в избирательных компаниях на стороне тех или иных кандидатов зачастую становилось решающим.


     3. В настоящее время есть все основания для вывода, что терроризм есть внешнее проявление глубокого надлома в развитии человечества, его культуры, которым может завершиться история и эволюция жизни на Земле. Но в тоже время мобилизация духовно-культурного инструментария в борьбе против терроризма может стать истоком обновления-омоложения, своего рода «взрывом» огромной духовно-творческой энергии народов мира.
В России растет осознание этих глубинных процессов. Предложенная Президентом России В.В. Путиным программа вывода страны из глобального кризиса, наметившая осмысленные пути возрождения России, духовно-нравственного оздоровления общества, в целом поддерживается народом. Однако развертывается эта программа крайне медленно. Еще слишком сильны тенденции торможения. Невооруженным взглядом видно, как политические установки Президента РФ по мере продвижения сверху вниз постепенно, через различные механизмы заинтересованного бездействия, превращаются в конечном итоге в прямой саботаж тех, кто жизненно заинтересован в провале инициатив, идущих от Президента.


В полной мере это касается и культуры, которая, будучи пущена на самотек, без достаточной целенаправленной государственной поддержки продолжает разрушаться стихией рынка, коммерциолизироваться, деградировать, оказывает все сокращающееся влияние на умы и сердца российских граждан, особенно на подрастающее поколение.


Насущно необходимо найти пути активизации созидательных процессов, преодоления разрушительных тенденций, мобилизации огромного духовно-творческого потенциала Культуры в ее противодействии негативным явлениям и прежде всего экстремизму, терроризму, наркомании, преступности. Многообразный инструментарий культуры должен быть существенно развит и он может работать во имя возрождения великой России. Именно глубокое понимание культуры и необходимости сотрудничества на культурном поприще – должно привести народы к миру.


     4. В борьбе против терроризма главным поприщем преобразующего воздействия культуры на жизнь должна стать молодежь, наше подрастающее поколение. Давно забыт культивируемый в недавнем прошлом ключевой лозунг государственной политики в отношении подрастающего поколения «Все лучшее детям».
Огромным полем, с которого экстремистские лидеры пожинают урожай, является детская беспризорность. По самым разным оценкам в нашей стране насчитывается от 2 до 5 миллионов беспризорников, тысячи и тысячи юных бомжей. Вокзал, подвал для них – дом родной, единственная жизнь, которую представляет им самая богатая страна в мире. Их будущее – тюрьма, гибель в притоне или от наркотиков. Либо еще страшнее – они становятся зомбированными послушниками циничных террористов. Ребенок – орудие в руках террориста. Что может быть страшнее и позорнее для общества? Разве такие вопиющие факты не являются поводом для того, чтобы собрать все силы и найти пути переломить ситуацию, наше общее крайне жестокое безразличие к будущему поколению, к детям, из судеб которых будет складываться судьба России через 10-15 лет?


Сегодня в стране далеко не все делается для того, чтобы как-то изменить это позорное наследие антинародных реформ. А ведь в истории страны есть эффективный опыт решения подобных проблем. Вспомним Россию в 20-е годы после войны беспризорность стала бичом общества. Но в течение нескольких лет от нее сумели избавиться. Все силы разрушенной страны были брошены на то, чтобы оградить детей от последствий кризиса. Власть правильно расставила приоритеты. Достояния культуры стали доступны молодежи. И сама культура во всех ее проявлениях становилась все более совершенным и эффективным средством воспитания. Грамотная политика молодого государства позволила из бывших правонарушителей воспитать будущих героев. Причем, одним из главных факторов успеха стал энтузиазм самой молодежи. Комсомольская, пионерская организации благодаря целенаправленной политике государства смогли стать действенной силой. Сплоченность, организованность молодежи помогли в воспитании нового человека, свободного от дурных привычек, целеустремленного, честного, творческого. А.П. Гайдар в свое время придумал благородного мальчишку Тимура, и эта выдумка породила такую воспитывающую реальность, какую не знал ни один педагог мира. На тимуровском движении воспитались несколько поколений прекрасных людей.

Сегодня практически полностью разрушена действовавшая система воспитания, а новая еще не сформировалась. Разрушена инфраструктура молодежного и детского самоуправления. Культура стала менее доступна для молодежи. Размытыми оказались для подростков смысл и цель жизни. Отсюда все новые проблемы с подрастающим поколением. Их негативное поведение – своего рода протест против безразличия взрослых к их настоящему и будущему.
Самый верный путь наполнения жизни смыслом – созидательный творческий труд. Возвратимся снова к нашему историческому опыту. Советская система воспитания при всех ее недостатках целенаправленно готовила для общественного производства образованных, трудолюбивых и дисциплинированных молодых людей. Первостепенное значение придавалось профориентации, профессионализации, воспитанию трудовой дисциплины. Всячески поощрялись трудовые династии, производственные успехи. Школа была связана с производством, обязательно организовывалась трудовая практика.
Нынешняя социальная система поменяла многие прежние идеалы и установки на противоположные. Но они пока не образуют систему и действуют разрушающе.


Государство должно решить эти проблемы, иначе оно не сможет существовать как государство. Во главу угла поставить, прежде всего, воспитание Культуры труда. Необходимо именно воспитывать молодежь, насаждать, как ценный сад, понятия: качество труда на общее благо, уважение к труженикам всех родов и областей. Нужно поддерживать и развивать творческое начало каждого труда. Опыт Москвы по формированию толерантного создания заслуживает дальнейшего развития и широкого распространения.


Нельзя унижать молодежь недоверием. Молодежь хочет и может достойно трудиться. Важно дать ей возможность проявить свои умения, свое вдохновение, познать радость творческого труда.


Социологические исследования в среде учащейся молодежи показали осознание самими учащимися необходимости создания молодежных организаций как фактора реализации своей социальной активности. Большинство опрошенных также признает необходимость создания общественно-государственной системы воспитания. Причем, приоритетными направлениями воспитания старшие школьники считают нравственное, правовое и экологическое.
Напрасно думать, что вся молодежь оболванена современной массовой культурой. Грубо попираемое и многократно осмеянное естественное стремление молодежи к Истине, Добру, Красоте пробивается к жизни и ждет своего удовлетворения. Природу юности обмануть нельзя!
И деятели культуры не должны оставаться сторонними наблюдателями, безразлично и равнодушно взирая как деградирует новое поколение россиян. Культура, ее служители должны стать активными участниками созидания новой личности. Все богатство и многообразие культуры должно быть поставлено на службу этой, наверное, самой важной задачи. Все силы государства, культуры должны быть направлены на утверждение в сознании молодых идеалов Добра, Красоты, Культуры.


     5. Особым случаем среди терактов, в череде шахидских «подвигов» стоит взрыв в центре Иерусалима 27 января 2002 года, когда исполнителем выступил не смертник, а смертница. Журналисты донесли до нас чудовищные слова ее матери: «Моя дочь – героиня, она стала шахидкой».В дальнейшем женщины будут взрывать себя в толпах людей все чаще. 23 октября 2002 года в зале мюзикла «Норд Ост» появились «чеченские вдовы» с пластидом на талиях, затем позднее смертницы неоднократно взрывались не только в разных частях мира, но и в нашей столице в Москве.


Невозможно согласиться с такими чудовищными вещами в нашем современном мире. Законы этики, законы Общего блага, законы человечности говорят совсем о другом высоко-духовном полноправии женщин и об этом нельзя не сказать, говоря о великой культуре.


В наступающую Эпоху востребованность женщины существенно возрастает. Новая Эпоха требует «Равновесия Начал». Птица человечества не может летать на одном крыле. И задача культуры всемерно содействовать возвышению женщины.


Мудрые законы создали человека мужчиной и женщиной для совместной деятельности и для дополнения одного другим. Каждый из них обладает присущими только ему качествами и свойствами. Каждый должен дать другому то, в чем он силен и найти поддержку в том, в чем он слаб. Порознь взятые, они составляют половинчатое существо, и лишь двое образуют цельную сущность и правильно выполняют свое назначение в мироздании.


Закон «Равновесия Начал» требует от мужчины и женщины сотрудничества, требует совместного решения всякого вопроса, в том числе и в борьбе с терроризмом. Призвание женщины не допускать до столкновений, смягчать остроту возникающих в различных ситуациях конфликтов и направлять в правильное русло.


Усиление влияния женщины вытекает, прежде всего, из природных свойств ее характера, таких как сердечность, отзывчивость, мягкость, стремление к правде и справедливости, любовь, миролюбие. Сегодня эти качества значительно более востребованы. Поэтому должно существенно усилиться влияние женщины на законодательство, на дипломатию и политику.


Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает красоту жизни. И особенности эти должны быть полностью выявлены. Тогда снова проснется в людях спасительная красота романтизма и героизма. Только тогда, когда будет восстановлено «Равновесие Начал», человечество получит огромный прилив свежих сил.


Причины очень многих бедствий современного мира в том, что человечество забыло великий закон гармонии, и что оба начала – основания этого закона – женское и мужское – не уравновешены. И высокая миссия культуры – всемерно содействовать восстановлению равновесия начал, что самым благотворным образом скажется на всей нашей жизни.


Для воплощения своих планов Бог выбирает, прежде всего, мать. Поэтому человечество совершает большую, глубокую ошибку, отодвигая женщину на вторые и третьи роли, в духовном плане женщине заповедано быть первой. В прошлом ее роль была очень высокой, и в будущем она, безусловно, будет вести за собой все человечество. Это похоже на искусство. Через женщину Бог воплощает свои замыслы.


Мать – больше всех влияет на судьбу своих детей. Она закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка, дает направление и окраску всем его стремлениям и способностям. Но мать, лишенная культуры, может способствовать лишь развитию низших проявлений. К сожалению, есть в мире и такие женщины, которые гордятся своими детьми, ставшими шахидами-самоубийцами, уносящими за собой жизнь многих людей. Поэтому женщина в первую очередь сама должна стремиться к знанию, красоте, в полном осознании своей ответственности, так как она способна поднять нравственность всей жизни, когда не будет места отвратительным порокам.


     6. Сегодня вопрос об ответственности деятелей культуры за то, что несут они в народ, стоит особенно остро. Ведь есть культура и есть антикультура. Есть творчество жизни и есть антитворчество, точнее творчество отрицания жизни. Ведь если углубиться в гносеологические корни экстремизма и терроризма, то можно обнаружить там культурологическую составляющую, естественно, со знаком минус.


Поэтому деятелям культуры – писателям, артистам, художникам, педагогам и т.п. надо быть чрезвычайно строгим к себе в вопросах выбора предметных и художественных средств воздействия на публику. К сожалению, талантливое выступление артиста может нести в себе и разрушительный заряд огромной силы, явиться, как не раз бывало, стимулом последующих экстремистских действий.


Так дальше продолжаться не должно. Деятели культуры могут и должны в полной мере осознать свою ответственность за настоящее и будущее России и мира, поставить свое творчество на службу духовно-творческого возрождения страны, превратить его в творчество жизни.


Необходимо детально выявить все звенья единой цепи терроризма: от зарождения мысли о переделе мира экстремистскими методами до воплощения в жизнь ужасных замыслов. И против каждого звена этой страшной цепи должны быть найдены средства культуры, способные погасить, нейтрализовать, преобразовать, содержащийся в этом звене злой умысел. Так целеустремленно действуя, последовательно наступая на зло можно создать систему, способную не только противостоять терроризму, но и искоренять его истоки.


     7. Поставленная Президентом РФ В.В. Путиным конкретная задача мобилизации нации перед общей опасностью обязывает уделить первостепенное внимание созданию организованного сплоченного гражданского общества, в котором террористы получают наиболее эффективный отпор. Но это чрезвычайно емкая, долгосрочная задача, ибо сегодня слишком тонок слой граждан, в полной мере осознающих свои обязанности и свою ответственность за положения дел в нашем обществе и готовых устремлено действовать в борьбе против негативных явлений в нашей жизни. У культуры в рамках этой задачи – огромный фронт работы. И одним из реальных существенных факторов создания системы воспитания достойных граждан может стать принятие специального закона «Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство». Всем своим содержанием этот Закон призван воспитывать у граждан стремление к патриотическому служению Родине.


Проект закона официально внесен в Государственную Думу, успешно прошел первое чтение, подготовлен ко второму чтению. Однако Комитет по культуре Государственной Думы не рискует выносить его на пленарное заседание ибо законопроект не получил поддержку как в Администрации Президента Российской Федерации, так и в Правительстве. Судя по их заключениям, они недооценивают значимость законопроекта. За второстепенными, незначительными деталями и частностями они не разглядели главного – огромный духовно-нравственный потенциал нового закона, стремление возродить исторически значимую личность – гражданина России, способного к беззаветному служению своей Родине, к величайшим свершениям во имя ее великого будущего.


Как известно, честь и достоинство гражданина обуславливаются, формируются всем укладом жизни государства и общества, его традициями, действующим правопорядком и конечно же – личной жизненной позицией гражданина, его культурой, практическими делами. Поэтому государство не может отстраненно и равнодушно взирать на то, как стихийно формируются, а в настоящее время деформируются в обществе эти категории. Оно должно перестать занимать позицию стороннего наблюдателя, а активно и устремлено влиять на этот процесс, всемерно утверждая честь и достоинство гражданина, устраняя разрушительные факторы, создавая специальную систему мобилизационных стимулов гражданского поведения, используя в этих целях весь имеющийся в его распоряжении арсенал образовательных, воспитательных, правовых, организационных и других инструментов и механизмов.


Только при активной, устремленной позиции государства будут формироваться граждане с большой буквы, наделенные гражданской честью и достоинством, и способные к ответственному служению, к сознательному, зрячему выбору и действию в интересах государства в силу духовно-достаточных оснований.
В этой связи государству насущно необходима ясная и четкая государственная политика в области утверждения и защиты чести и достоинства гражданина – как первооснова воспитания граждан не только законопослушных, но и способных к ответственному служению своему государству. Еще великий Платон убеждал соотечественников: «Одной из задач искусства справедливости пусть будет создание честных людей…». Следует особо подчеркнуть, что, говоря о служении государству, мы имеем в виду не только тех, кто находится на государственной службе, а практически всех граждан. На любой работе, на любом жизненном поприще гражданин должен уметь видеть интересы государства и совмещать их со своими личными интересами и целями.


Служение гражданина государству не унижает, не ущемляет его, а напротив, оно довершает строительство его бытия, делает это бытие осмысленным, логичным и устремленным, наполняет общественно-значимым содержанием, возвышает гражданина как в собственных глазах (формируя личное достоинство), так и в глазах общества, окружающих его людей (формируя гражданскую честь). Гражданин, вступивший на этот путь, скоро убеждается в том, что это служение естественно и целительно, оно драгоценно и жизненно необходимо. Что такое служение открывает ему настоящий доступ к жизненному свету, к истинной свободе, к подлинному бытию и личному достоинству. Т.е. именно на путях осознанного служения можно достигнуть самого глубокого удовлетворения своей жизнью, которое будет важной составной частью емкого человеческого счастья.


Гражданин, который не гордится своим государством, не поклоняется ему, которому безразлична его судьба, целостность, перспектива, фактически сам себя выводит из системы жизнеобеспечения общества «государство-гражданин». Пользуясь благами и преимуществами государственной организации общественной жизни, он на самом деле поклоняется исключительно самому себе, служит своей бездуховности и своей бездуховной похоти, своим эгоистическим интересам и целям.


Очень важно понимать, что служение государству как основному инструменту Общего блага, не только не исключает, а, напротив, предполагает последовательную, принципиальную борьбу с антинародными режимами, за постоянное совершенствование организации и функционирования государства, всех его институтов и механизмов.


Воля гражданина, вставшего на путь служения, научиться выходить из всего личного, мелкого и пошлого и сосредотачиваться на высших, лучших, более достойных целях. Цели эти она научится представлять себе не только в повседневных буднях, сегодня, сейчас, но и далеко «вперед», т.е. она будет находить в своем служении жизненные задания для своего будущего.


Избранный путь служения пробуждает и крепит в гражданине, гражданскую совесть – неотъемлемую составную часть живой духовной совести. Не совесть, угрызающую за не совершение в прошлом добра или за совершение в прошлом зла, а совесть – как творческую энергию, энергию любви и воли, направленную вперед в будущее, к высшим свершениям. Она же и дает гражданину то высшее счастье на земле, связанное с осознанием своей полезности и незаменимости для людей, для своего государства. Гражданин начинает постигать, что значит «чтить самого себя» (А.С. Пушкин) и, что такое есть чувство собственного достоинства.


     8. Одна из самых неотложных задач Высокой Культуры – налаживание гармоничных отношений Природы и Общества. Переживая одну за другой экологические катастрофы, человечество, тем не менее, так и не осознало опасности, которую несет индустриальная цивилизация.


На каком-то этапе своего развития, уверовав в беспредельные возможности научно-технического прогресса, человечество постепенно стало пренебрегать развитием своих внутренних сил, совершенствованием своего сознания и соответственно развитием своих моральных и нравственных качеств. Удовлетворение социальных потребностей стало главной целью развития человеческого общества. Рыночная экономика привела к окончательному забвению принципов общего блага. Сложившаяся диспропорция в развитии технической мысли и нравственности человечества и привела к нарушению экологического равновесия на Земле.


Мировая общественность уже не один десяток лет ищет пути, которые позволят предотвратить эту ужасную катастрофу. И, надо отдать должное, уже найдены малоотходные ресурсосберегающие технологии и экономико-правовые механизмы соблюдения экологических лимитов природопользования, а также нормативы отчислений средств для образования различных экологических фондов и так далее. Однако, по общему мнению, недостает «социальной воли» для их введения в хозяйственную практику. В связи с этим большие надежды возлагались на Саммит по охране окружающей среды в Йоханнесбурге (ЮАР, 2002 г.). Однако его итоги повсеместно в мире вызывали глубокое разочарование. Со всей очевидностью выявилось, что развитые страны не хотят экологизировать производство, а развивающиеся не могут это сделать. Все ссылаются на финансовые трудности притом, что на мировом рынке оборачиваются денежные средства, более чем достаточные для оздоровления планеты. По существу это означает глубокий духовно-нравственный кризис экономического сообщества, что делает нереальным его переход к экологически устойчивому развитию.


Поэтому, пока не поздно, необходимо радикально пересмотреть систему взглядов на мир и природу, осознать родство человека и природы. Природа – это атомы и молекулы тех же элементов, из которых состоит и человек. И разделять человека и природу все равно, что относить почку и цветок к разным категориям. Природа не враг, чтобы ее покорять. Экологические катастрофы – это ее защитная реакция от воли человека, идущей вразрез с гармонией мира.
Успехи технического прогресса внесли в нашу жизнь удобства, комфорт, но за счет бездумного уничтожения лесов, умерщвления земли, загрязнения воды и воздуха. Алчность, отсутствие чувства меры в потреблении идет вразрез с эволюционными законами жизни, так как несет больше разрушения, чем созидания, ведет человека к деградации, а природу – к уничтожению.


Осознавая катастрофичность ситуации, необходимо переломить тенденции, угрожающие жизни, прекратить потребительскую агрессию по отношению к миру природы. Это – важнейшая сегодня задача всей нашей культуры, поэтому можно определять ее как экологическую.


Экологическая культура возвышает смысл человеческой деятельности до понимания требований эволюции всей Вселенной, развивающейся по законам Единства. И принципы экологической культуры пора воплощать не на словах, а на деле, если мы действительно заинтересованы в продолжение собственной истории.


В настоящее время мир находится в состоянии войны с невидимым противником, и этот невидимый противник – сам человек. Человечество, бездумно эксплуатируя, покоряя природу, среду своего обитания, воюет против себя, так как человек и природа – это одно взаимозависимое целое в нашей Вселенной.
Природа жестко предупреждает человечество, что так дальше обращаться с ней не дозволительно! Это ни что иное, как терроризм по отношению к природе. Во многом именно поэтому природа отвечает неразумному человечеству нарастающим возмущением: землетрясениями, извержениями вулканов, наводнениями, пожарами, торнадо, ураганами, цунами, разрушениями почв, расширением зоны пустынь, эпидемиями, эпизоотиями и многими другими природными катаклизмами, которые сотрясают практически все континенты.


Осознавая катастрофичность ситуации, мы уже не можем ждать «Милостей от природы». Наша задача – не брать, а отдавать, выплачивая ей свои долги, познавая объективные законы, по которым природа живет и самопроизводится. Необходимо восстановление нравственных отношений между человеком и природой. Разумное самоограничение потребления – наш долг перед природой. Речь не идет об аскетизме, а только о чувстве меры, о благоразумии, о культуре.


Если ничего не менять, завтра будет еще хуже. Жизнь, к сожалению, нас мало чему учит. Нам явлена непосредственная живая зависимость между тем, что творится на земле по воле людей, и ответной реакцией на это Природы. Более того, наша наука уже близка к осознанию, с одной стороны, глубинной связи между духовно-нравственным состоянием народов и все более разрушительными катаклизмами, сотрясающими практически все континенты; а с другой стороны, - к прозрению, что духовный потенциал народов, если он пробужден, способен приостановить, уравновесить, преобразовать почти любые разрушительные факторы природы.


Мы же, как правило, упрямо и тупо не замечаем этой связи и продолжаем «творить» с природой все, что нам не заблагорассудится. Пришло время коренных перемен. Народам, их элите, руководителям государств насущно необходимо осознать это. Действительно, жизнь стала настолько сложна, столь трудными стали отношения между людьми и внутри той противоречивой целостности, которую образуют природа и общество, что одним политикам и дипломатам не справиться с возникающими трудностями, да и доверить эти вопросы им одним нельзя. Вот почему необходимо задействовать весь культурный, научный и духовный потенциал планеты. Воспитание экологической культуры у всех жителей Земли становится актуальнейшей и неотложной задачей нашего времени.

     9. Сегодня культура России и всего мира переживает сложный переломный период. Она подошла к тому историческому рубежу, когда с одной стороны все яснее ощущается определенная исчерпанность миссии антично-западной техногенной потребительской цивилизации, а с другой – растет осознание необходимости выхода культуры на новый эволюционный виток, отражающий наше расширившееся знание о мироустройстве и закономерностях космической эволюции. Глубинная закономерность нового витка – активизация процесса гармоничного синтеза культур, на основе которого и будет формироваться тот, новый уровень культуры, который позволяет ей стать определяющей общественной ценностью.


На Россию в этих условиях выпадает особая миссия выйти самой и помочь остальному миру Востока и Запада выйти на новый виток общения с биосферою, когда эволюция жизни включается в историю общества, становясь тем, что еще В.И. Вернадский назвал Ноосферою…
Одним из показателей исчерпанности культуры техногенной потребительской цивилизации является глухое массовое недовольство теми порядками, которые существуют сегодня в мире, ее неспособность адекватно рефлексировать на вызовы времени. На этом фоне и активизировались экстремизм и терроризм, у которых, увы, имеются «корни» в настроениях многих народов мира. Эти «корни» и стимулируют зарождение ядовитых полей экстремизма и терроризма. В отличие от чиновников, призванных стоять на страже интересов общества, оберегая его духовно-нравственное состояние, «рассадники» этих ядовитых полей работают активно и целеустремленно. Плоды их деятельности сегодня мы пожинаем полной мерой.


     10. Сегодня очевидно, что разъединенные народы в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию прежде всего своей выгоды, своих эгоистических несгармонизированных с Общим благом интересов, неотвратимо ведут мир к гибели.


Существующие формы организации мирового сообщества, системы воспитания новых поколений явно недостаточны. Они не решают задач соразмерного коллективного ответа человечества на сложившуюся ситуацию, так как нацелены прежде всего на защиту потребительских ценностей, формирование меркантильного человека-эгоиста.


Нужны поиски более совершенных и эффективных механизмов организации и обеспечение мирного сосуществования государств и народов, организации мирового сообщества, новых систем воспитания и образования, ориентированных прежде всего на духовную природу человека. Только тогда, когда такие формы будут найдены можно говорить об открывающихся перед человечеством возможностях реально не только противостоять, но и стремительно двигаться навстречу многоликим опасностям, вред поворачивая на благо.


И инициатива создания более совершенных, в большей мере отвечающих новому этапу эволюции форм самоорганизации мирового сообщества должна прежде всего исходить от деятелей культуры, ученых, представителей ведущих конфессий, руководителей духовных школ и движений. Именно инициатива прежде всего этих важнейших представителей мировой интеллектуальной элиты на пути поиска более совершенных форм самоорганизации человеческой цивилизации, поможет ей подняться на новую более высокую ступень в эволюционном восхождении. В этой связи парламентские слушания, в полной мере осознавая, что экономический, социальный, экологический кризисы коренятся, главным образом, во все углубляющемся духовно-нравственном кризисе, выступают с инициативой учреждения Всемирного Духовного Форума - постоянно действующего духовного органа, призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия и непротивления добру, веры в торжество сил разума и света.


В перспективе такой орган, объединивший лучших, наиболее влиятельных представителей человечества, призван стать Духовным Центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм жизни, стать инструментом влияния Культуры с большой буквы, духовных лидеров планеты на исторические судьбы человеческого существования.


В противовес действующей системе организации мирового сообщества, базирующейся на идеалах и ценностях потребительской цивилизации, учреждение Духовного Центра может стать первой попыткой создания качественно иных механизмов самоорганизации человеческого общежития.
Необходимо противопоставить господствующему сегодня культу силы, с его скорым судом и жестокой расправой над инакомыслящими, с его системой субъективных оценок и двойных стандартов, иные центра влияния и притяжения, исключающие какое бы то ни было насилие, иные механизмы взаимопонимания и сотрудничества.


Именно такой орган, не заменяя и не подменяя соответствующие органы и структуры, вправе будет давать нравственные оценки основным событиям в мире, определять, кто может быть отнесен к «оси зла», а кто нет, выносить независимые, объективные заключения с позиций общечеловеческой морали на сложные ситуации в мире.


Да, с терроризмом надо бороться последовательно и твердо, настойчиво искореняя эту раковую опухоль в живом теле цивилизации. Но бороться надо, разумно, зрело, не размахивая карающим мечем налево и направо, без разбора круша виновных и невиновных. И прежде всего следует находить истоки терроризма и сосредоточивать главные усилия на устранении именно причин и условий его порождающих.


Духовная составляющая борьбы с терроризмом заключается в постепенном изменении сознания людей, оказавшихся вне зоны толерантности, и в применении особого диалога прежде всего между духовными авторитетами с обеих сторон, и только по достижении взаимности диалог может быть перенесен в политическую и социальную сферы. Ненависть может быть побеждена самоотверженной любовью. На Востоке говорят: пошли врагу улыбку пощады, и он сложит оружие в твоем присутствии. Пощада, внимание, помощь и терпимость делают врага другом, вытягивая его из теней ненависти в атмосферу мира, любви и трудовой радости. Не поражение мы должны желать врагу, а преображения. Только свет может рассеять тьму.


Всемирный Духовный Форум должен стать своего рода духовным Давосом. Он будет открыт для плодотворного сотрудничества со всеми светлыми силами планеты! Мы очень надеемся на то, что руководителя государств и общественных организаций, духовных школ и религиозных конфессий, деятели науки, культуры, искусства, все люди доброй воли, обеспокоенные нынешней ситуацией в мире, откликнутся на наш призыв подняться над разъединением во имя спасения человечества.


Учреждение Всемирного Духовного Форума, осуществление им реального влияния на все стороны жизни современного общества, может стать началом поворота нынешней цивилизации к Общему Благу, к толерантному человечеству.

III. ЦЕЛИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ


1. Основная цель - мобилизация духовно-творческого потенциала отечественной и мировой культуры на изучение и устранение причин и условий, порождающих экстремизм и терроризм, на активизацию борьбы против них.
2. Выработка предложений и рекомендаций, направленных на:
а) совершенствование государственного руководства сферой культуры и разработку всеобъемлющей федеральной программы «К миру через культуру»;
б) внутренние преобразования сферы культуры, возвращающие ей статус определяющей общественной ценности, расширяющие возможности ее благотворного воздействия на все другие сферы общественной и государственной жизни. Духовно-творческое «перевооружение» сферы культуры методологией нового. В первую очередь это касается науки и высшего образования – решающих сфер созидания будущего;
в) совершенствование всех форм духовно-нравственного воспитания, образования, просвещения населения, особенно молодежи;
г) активизацию деятельности творческих союзов Российской Федерации и повышение их роли и ответственности в создании в стране атмосферы доверия, согласия, сотрудничества, спокойствия; в духовно-нравственном воспитании населения;
д) создание опорных пунктов культуры на территориях, наиболее подверженных влиянию экстремистской идеологии, формирование организационной структуры опорных пунктов, программ их деятельности;
е) создание более эффективных механизмов взаимодействия и сотрудничества ведущих конфессий мира в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом;
ж) углубление объективной тенденции синтеза культур Востока-Запада-России.
з) искоренение терроризма по отношению к природе, экологическое образование и воспитание, формирование экологической культуры населения;
и) формирование информационной культуры, соединение ее с соответствующей государственной политикой;
к) усиление влияния ориентиров великой культуры в законотворческом процессе;
л) борьбу с коррупцией, беспризорностью, безработицей средствами культурного воспитания;
м) создание по аналогии со Всемирным Экономическим Форумом (Давосом) Всемирного Духовного Форума – постоянно действующего духовного органа, призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы духовного согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, непротивления добру, веры в торжество сил разума и света;

IV. ВОЗМОЖНЫЕ УЧАСТНИКИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ


I. Государственные органы Российской Федерации:
Комитет Государственной Думы РФ по культуре – организатор слушаний.
Другие Комитеты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Министерство культуры РФ.
Министерство образования и науки РФ.
Администрация и законодательные собрания субъектов Российской Федерации, на территории которых отмечены экстремистские, террористические эксцессы.
2. Научные и образовательные учреждения:
МГУ им. М.В. Ломоносова.
МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Другие высшие учебные заведения.
Институты Российской Академии Наук.
3. Представители ведущих конфессий, действующих на территории России.
4. Представители парламентов зарубежных стран, реально сталкивающихся с проблемами терроризма.
5. Творческие союзы Российской Федерации.
6. Общественные формирования, ведущие борьбу с экстремизмом и терроризмом.
7. Деятели культуры, ученые, государственные, общественные деятели.

V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

Первый этап: 20 ноября – 15 декабря
- разработка Концепции парламентских слушаний;
- рассылка Концепции потенциальным участникам парламентских слушаний;
- подготовка специальной брошюры «Культура против терроризма».

Второй этап: 15 декабря – 20 января
- проведение серии круглых столов по основным направлениям преобразующего воздействия культуры на все формы общественной и государственной жизни;
- выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о культуре, повышении роли культуры в борьбе против негативных явлений.

Третий этап: 20 января – 14 февраля
- обобщение выработанных в ходе круглых столов предложений и рекомендаций по теме «Культура против терроризма»;
- рассмотрение на расширенном заседании Комитета по культуре выработанных предложений и рекомендаций и утверждение проектов документов, выносимых на парламентские слушания.

В процессе подготовки парламентских слушаний основные положения настоящей Концепции могут изменяться и дополняться. Рабочая группы, созданная в Комитете по культуре для подготовки парламентских слушаний, принимает и учитывает конкретные предложения и замечания по всему комплексу вопросов, затрагиваемых темой слушаний.

Председатель Комитета по культуре
И.Д. Кобзон

 

 

Публикуется по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре


Примечание Портала "РОССИЯ": указанные Парламентские слушания проходят уже третий год.

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала