Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
"Культура против терроризма - законодательное обеспечение мобилизации

культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом"
(7 апреля 2005 года, 10.00, Малый зал Государственной Думы)


Переход экономики страны на рыночные отношения привел к резкому снижению расходов государственного бюджета на обеспечение деятельности всех организаций культуры, творческих деятелей и их творческих союзов. Вне привычных условий существования оказалось множество детских дошкольных и образовательных учреждений, высших учебных заведений, музеев, театров и домов культуры любого уровня.


Общее состояние организаций культуры, неспособных самостоятельно заработать себе средства на зарплату персонала и поддержание в работоспособном состоянии своей инфраструктуры, продолжает оставаться катастрофическим и в начале третьего тысячелетия.


Переход к рыночной экономике резко сместил и акценты в деятельности средств массовой информации, издательств, театров и киностудий, влияние которых на менталитет современного российского общества трудно переоценить. Ориентация деятельности большинства этих учреждений на обязательное получение прибыли привела к вымыванию культурно-просветительской тематики, преобладанию сюжетов развлекательного, приключенческого или эротического характера, не несущих нравственный или духовный заряд для граждан нашей страны, в особенности – ее молодежи.


Снижение международной напряженности и перераспределение сил между крупнейшими державами мира, произошедшие в период 1900-х – начале 2000-х годов, позволили значительно снизить угрозу возникновения всеобщего ядерного конфликта, но в то же время привели к возникновению в глобальном масштабе новой опасности: постоянной угрозе проведения масштабных и жестоких террористических акций, направленных на всех членов международного сообщества. По оценке международных экспертов, практически все страны мира оказались не готовы к отражению этой новой угрозы и вынуждены в настоящее время принимать экстраординарные, связанные со значительными финансовыми расходами меры, направленные на защиту своих граждан, своей инфраструктуры и территории от террористических актов.

Участники парламентских слушаний отмечают:

Перед лицом активизации экстремистских сил и возрастания террористической угрозы в мире всему мировому сообществу насущно необходимо внести существенные коррективы в стратегию борьбы с терроризмом и экстремизмом. При этом в борьбе с этими негативными явлениями особое внимание должно быть уделено обеспечению комплексного подхода, в рамках которого силовые методы борьбы с исполнителями акций должны органично сочетаться с политическими, экономическими и правовыми методами борьбы на организационном уровне, а также методами социальной и культурной профилактики.
В современных условиях ключевое значение в профилактике терроризма и экстремизма приобретают именно средства культуры. Руководством стран, уже непосредственно столкнувшимся с проявлениями терроризма и экстремизма, явно недооценивается и крайне слабо задействован антитеррористический потенциал культуры, хотя он является весьма значительным, многообразным и особенно эффективным при его применении в деле воспитания подрастающего поколения и молодежи. К числу составляющих этого потенциала следует отнести как огромное духовное наследие великих деятелей литературы, искусства, музыки и религии всех народов мира, так и средства доведения этого наследия до реципиентов, такие как печать, радио, телевидение, воспитательные и образовательные учреждения, а также учреждения культуры – библиотеки, кинотеатры, музеи, выставочные залы и концертные площадки. При этом культурное воспитание, независимо от национальности и вероисповедания человека, не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душах людей для национальной или религиозной розни, ростков терроризма и экстремизма.


По мнению участников парламентских слушаний, для обеспечения эффективной борьбы с проявлениями терроризма на государственном уровне необходимо выполнить целостную программу конкретных практических действий, объединяемых понятием антитеррористическая социально-культурная инжинирия. Насущно необходимо начать разработку, а затем и широкое внедрение стратегии и методов антитеррористической социально-культурной инжинирии, являющейся во многом качественно новым социальным инструментарием, позволяющим реально улучшать общественную ситуацию.


Инструменты, механизмы, технологии антитеррористической социально-культурной инжинирии должны органично встраиваться в действующее антитеррористическое, антикриминальное законодательство, являться частью государственной политики и играть все возрастающую роль в практике борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также наркоманией и преступностью – как питательной средой терроризма.


Для того, чтобы культура России во всех ее проявлениях – искусство, наука, образование, воспитание, средства массовой информации, религия, право, социальная, экологическая, информационная, корпоративная культура, спорт – более эффективно способствовала сплочению гражданского общества, мобилизации духовно-нравственного потенциала всех народов страны на борьбу с терроризмом и экстремизмом, отсечению террористов от широкой поддержки и предотвращению формирования экстремистского менталитета, она сама должна быть подвергнута серьезным качественным преобразованиям. Как уже отмечалось выше, многие сегменты культуры России находятся сегодня в крайне неблагополучном состоянии и нуждаются в многообразной государственной помощи и поддержке.

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний рекомендуют:

Просить Президента Российской Федерации:


1. Выступить с инициативой корректировки государственной политики в области культуры. Суть предлагаемых изменений – помочь культуре возвыситься до статуса определяющей общественной ценности, занять то положение, которое позволит ей выполнить свою великую, уникальную миссию, реально и эффективно воздействовать на умы и сердца людей.


2. Учитывая, что наиболее значимые резервы усиления государственной системы противодействия терроризму находятся в сфере духовности и культуры, выступить с поддержкой разработки Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы "К миру через культуру", предназначенной для мобилизации антитеррористического потенциала культуры всех народов России.


3. Рассмотреть вопрос о возможности учреждения Исследовательского центра социально-культурной инжинирии и толерантных технологий, как головного учреждения по созданию качественно нового социального инструментария, позволяющего влиять на умы и сердца людей и кардинально менять общественную ситуацию в стране к лучшему. На Исследовательский центр социально-культурной инжинирии и толерантных технологий могут быть возложены следующие функции:
- разработка нового законодательства о культуре;
- дополнение действующего законодательства в целях эффективного использования инструментариев духовности и культуры, социально-культурных, толерантных технологий в комплексном подходе к борьбе с экстремизмом, терроризмом, наркоманией, преступностью;
- разработка научных основ социально-культурной инжинирии и рекомендаций в адрес государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации по вопросам проведения государственной политики в сфере культуры, духовно-нравственного, патриотического воспитания населения.


4. Принимая во внимание крайнюю актуальность усиления патриотического воспитания населения, особенно молодежи, выступить с инициативой возвращения к значительно более широкой практике государственного заказа на патриотические, нравственно-воспитательные и мобилизующие произведения литературы, искусства, кино, телевидения, музейные программы, возрождающие во всех гражданах России любовь к Родине, гордость за свою многонациональную культуру, оптимизм и веру в будущее, воспитывающие психологию созидателей и победителей.


5. Учитывая исключительную важность использования на всей территории России русского языка как государственного, рассмотреть вопрос о создании Совета по русскому языку и кириллическому пространству при Президенте Российской Федерации. В функции этого Совета может войти руководство претворением в жизнь единой государственной политики в отношении использования русского языка как языка межнационального общения, а также защита кириллического пространства, своевременная и эффективная реакция на возникающие проблемы, выработка взвешенной стратегической линии, препятствующей тенденции ухода из сферы русского языка и кириллического пространства некоторых народов России, что может привести к непоправимым последствиям.


6. Насущно необходимо проявить политическую волю и на высшем государственном уровне четко обозначить социальные и прочие причины возникновения терроризма и экстремизма и однозначно сориентировать все федеральные органы исполнительной власти, всю государственную систему на противодействие этим негативным явлениям не только силовыми методами, но и путем устранения причин и условий, их порождающих. Правдивая и честная информация по этому вопросу, несомненно, будет способствовать сплочению гражданского общества.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:


1. Рассматривать задачу совершенствования законодательства о культуре, направленного на мобилизацию культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом и экстремизмом и делающего этот потенциал неотъемлемой составной частью государственной системы противодействия этим негативным явлениям как приоритетное направление законотворческой деятельности.


2. В целях более широкого вовлечения потенциала культуры в деятельность государственной системы противодействия терроризму при ежегодном рассмотрении проекта федерального бюджета на следующий год обеспечивать достаточный уровень финансирования и технического оснащения проектов и программ, направленных на мобилизацию и развитие антитеррористического потенциала культуры.


3. При разработке и рассмотрении законопроектов, направленных на совершенствование действующего антитеррористического законодательства, вносить поправки, направленные на использование потенциала искусства, науки, образования, воспитания, средств массовой информации, религии, права, социальной культуры и спорта в целях более эффективного сплочения гражданского общества, мобилизации духовно-нравственного потенциала всех народов страны на борьбу с проявлениями терроризма и экстремизма в соответствие с идеалами, принципами и ценностями культуры.


4. Принимая во внимание все возрастающую актуальность поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи создания организованного гражданского общества, в котором террористы получают наиболее эффективный отпор, вернуться к рассмотрению во втором чтении проекта Закона "Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство", который может стать существенным фактором создания системы воспитания достойных граждан России.


5. Выступить с инициативой создания по аналогии с Всемирным Экономическим Форумом (Давосом) Всемирного Духовного Форума – постоянно действующего духовного органа, объединяющего деятелей культуры, ученых, учителей, представителей ведущих конфессий, экологов, руководителей духовных школ и движений, парламентариев, других представителей творческих профессий и призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы духовного согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, веры в торжество сил разума и света. В этой связи Государственной Думе предлагается принять на своем заседании проект специального Обращения.


6. Поддержать идею создания межрегиональных парламентских советов и использования возможностей молодежного парламента для осуществления культурного обмена и противодействия средствами культуры терроризму сепаратизму, национализму, межконфессиональному противостоянию.

В частности, Комитету Государственной Думы Российской Федерации по культуре:

1. Ускорить работу над новой редакцией Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" с целью его приведения в соответствие с действующим законодательством, а также уточнения некоторых норм с учетом практики их применения и процессов структурных преобразований в отрасли в новых социально-экономических условиях. В частности, в новой редакции этого закона необходимо предусмотреть основы государственной культурной политики, а также принципы и рамочные условия поддержки сферы культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;


2. Продолжить работу над законопроектом "Об историко-культурных заповедниках и музеях-заповедниках", который должен установить правовой режим историко-культурных заповедников как особо охраняемых территорий и правовой статус учреждений культуры, создаваемых для управления такими территориями.


3. Ускорить работу над новой редакцией законопроекта "О театрах и театральной деятельности", который должен упорядочить разрозненные положения и нормы нормативно-правовых актов, действующих в данной сфере, установить механизм их реализации, а также учесть специфику применения общих норм гражданского и трудового законодательства в театральной деятельности.


4. Ускорить работу над новой редакцией законопроекта "О концертной деятельности", необходимого для законодательного регулирования правоотношений между государством и участниками рынка, осуществляющими концертную деятельность, а также между самими участниками рынка.
5. Необходимо законодательно закрепить правовые основы взаимоотношения бизнеса и культуры, для чего разработать новую редакцию законопроекта "О меценатах и меценатстве", который должен установить систему мер, направленных на законодательное стимулирование вложения средств в развитие культуры и искусства.


6. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы новую редакцию Федерального закона "О библиотечном деле", которым необходимо расширить статус национальных библиотек как центров хранения информации, регламентировать их главенствующую роль как методических и научных центров в библиотечной сфере, а также их участие в современном процессе информатизации.


7. Разработать и принять новый варианта Федерального закона "О творческих работниках и их творческих союзах", в рамках которого необходимо определить правовой и социальный статус творческих работников и их союзов и механизмы реализации мер их государственной поддержки.


8. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации", уточняющий понятие "национальный фильм" и определяющий принципы оказания государственной поддержки производства и проката национальных фильмов, права и обязанности получателей государственной поддержки, временные рамки проката кинофильмов на телевидении и распространения на видеоносителях.


9. Внести в Государственную Думу в качестве дополнения к Федеральному закону "О борьбе с терроризмом" нормы, предусматривающие усиление роли культуры, военно-патриотической воспитательной работы с детьми и молодежью, развития личности как основных превентивных мер в борьбе с терроризмом.

10. Дополнить Федеральный Закон «О средствах массовой информации» положениями о проведении специальной комплексной экспертизы материалов средств массовой информации и рекламы.

11. Разработать и внести в Государственную Думу законопроекты, ограничивающие производство и продажу детских игрушек и иных товаров, а также компьютерных игр, вызывающих негативные ассоциации, пропагандирующих жестокость и насилие, и поддерживающие производство отечественных игр и игрушек для детей, развивающих техническое и художественное творчество.

12. Внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на восстановление полномочий и ответственности местных органов власти за развитие учреждений культуры.

13. Создать при Комитете Государственной Думы по культуре общественный экспертный Совет, обеспечивающий взаимодействие всех основных направлений сферы культуры нашей страны и включающий в свой состав авторитетных представителей культуры.

Правительству Российской Федерации:

1. В качестве основного направления деятельности в области мобилизации антитеррористического потенциала культуры разработать и реализовать федеральную целевую программу "К миру через культуру", в рамках которой предусмотреть:
а) совершенствование государственного руководства сферой культуры, в том числе более четкое определение правового статуса, роли и ответственности государственных органов, осуществляющих руководство культурой;
б) определение места и роли духовности и культуры в государственной системе противодействия терроризму;
в) проведение внутренних преобразований сферы культуры, возвращающих ей статус определяющей общественной ценности и расширяющие возможности ее благотворного воздействия на все другие сферы общественной и государственной жизни;
г) разработку стратегии антитеррористической социально-культурной инжинирии, ее инструментария, программы поэтапного внедрения в практическое использование, для чего необходимо создание особого исследовательского центра, объединяющего специалистов и ученых различных специальностей, способных обеспечить инновационный прорыв на этом направлении;
д) совершенствование всех форм духовно-нравственного воспитания, образования, просвещения населения, особенно молодежи, раскрывающих антигуманную сущность терроризма и экстремизма;
е) конкретные меры по возвышению роли женщины во всех сферах общественной жизни, в том числе экономической, общественно-политической и социальной жизни;
ж) укрепление статуса творческих союзов Российской Федерации, активизация их деятельности, повышение их роли и ответственности в духовно-нравственном воспитании населения, в создании в стране атмосферы доверия, согласия, сотрудничества, спокойствия;
з) создание опорных пунктов культуры на территориях, наиболее подверженных влиянию экстремистской идеологии, формирование их организационной структуры и программы деятельности;
и) широкое и повсеместное внедрение социальной рекламы, в том числе на центральных каналах российского телевидения, как эффективного инструмента формирования социального оптимизма, положительного сознания;
к) в целях формирования многонационального культурного пространства России, профилактики терроризма и экстремизма, распространения идей патриотизма и гражданского согласия, воспитания у всех граждан России высокого уровня толерантного сознания, не допускающего проявлений национальной неприязни, предусмотреть поддержку фестивалей национальных культур, а также фестивалей-конкурсов национального изобразительного искусства, национальных театров, танцевальных коллективов и любительских хоров;
л) разработку новой концепции лицензирования телевещания с возможностью четкого регулирования процентного соотношения потоков различной информации.


2. Восстановить нормативный принцип финансирования культуры в размере двух процентов от федерального бюджета, как нормы Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


3. Принять следующие нормативно-правовые акты:
а) реализующие основные начала и принципы государственной политики в сфере культуры;
б) усиливающие правовой статус Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
в) реализующие нормы и основы Закона Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, предусматривающие создание единого государственного органа, ответственного за состояние дел с беспризорностью несовершеннолетних, качественно новой сети учреждений социальной адаптации беспризорников к трудовой жизни и системы профессиональной ориентации молодежи.


4. Разработать федеральный закон, препятствующий проявлениям экологического терроризма и регулирующий вопросы экологического образования, просвещения и культуры.


5. Обеспечить государственный заказ на издание для республик и малых народов в составе Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья некоммерческих книг русских писателей, писателей автономных областей и республик в составе Российской Федерации, пишущих на русском языке, а также на издание и распространение современных учебников русского языка на электронных носителях.


6. Восстановить переводческие школы на языки народов России, уделяя при этом особое внимание билингвальным – двуязычным изданиям нерусскоязычных авторов, приобщая все народы России к русской культуре, для чего создать государственное издательство, осуществляющее мониторинг новых публикаций и тиражирование произведений этих авторов.


7. Рекомендовать всем творческими союзами России реализовать систему мер по отчислению добровольных взносов на счет специальных централизованных фондов в размере двух процентов от издания книг, продажи картин и доходов от других видов творчества для поддержки некоммерческих проектов начинающих писателей, художников и других творческих работников.


8. Разработать Федеральную целевую программу "Восхождение к праву", в рамках которой особое внимание обратить на создание современной системы правового всеобуча, позволяющей ликвидировать правовую безграмотность и формировать у граждан России, особенно у молодежи, современную правовую культуру, предполагающую неукоснительное, сознательное и добровольное соблюдение всеми и повсеместно действующих правовых норм.


9. Ввести в Государственные образовательные стандарты высших и средних специальных учреждений в качестве обязательного компонента дисциплину «Культура гражданского общества», в рамках которой будет проводиться воспитание толерантности к людям иной национальности, религии, культуры, нетерпимости к террору и религиозному фанатизму.


10. Увеличить размеры бюджетного финансирования и предусмотреть другие меры государственной поддержки образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку кадров для сохранения и развития культурного потенциала страны, а также народных художественных промыслов в Российской Федерации, художественных музеев страны.
11. На базе ведущих библиотек России создать книжный центр, основной задачей которого станет обеспечение соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье книгами на русском и других языках народов России – классической, детской, современной художественной и общественно-политической литературой.


12. Предусмотреть комплекс мер по поддержке (в том числе и экономическими методами) производства отечественных мультипликационных и игровых фильмов, издания книг, журналов и газет для детей и подростков, пропагандирующих светлые идеалы, знакомящие с великой историей нашей страны и с нашими современниками.


13. В рамках национальной культурной политики необходимо значительно увеличить для населения республик и национальных регионов возможности доступа к произведениям и знаниям в сфере культуры, улучшить качество научных исследований в области культуры регионов народов России и, в частности, Северного Кавказа, разработать и внедрить систему мер комплексного повышения эффективности государственной поддержки культурного развития всех регионов России, а также обеспечить создание цикла передач на радио, телевидении и публикацию в средствах массовой информации материалов, направленных на пропаганду мира, культуры, межнационального общения, взаимной терпимости, сотрудничества и взаимопомощи между народами Российской Федерации.

14. В целях формирования единого многонационального культурного пространства России, распространения идей гражданского согласия, воспитания высокого уровня толерантного сознания, поддержать фестивали национальных культур, а также фестивали-конкурсы изобразительного искусства, национальных театров, танцевальных коллективов и любительских хоров.


15. В ходе реформы системы образования в Российской Федерации поддержать совершенствование всех форм духовно-нравственного воспитания, образования и просвещения, раскрывающих антигуманную сущность терроризма и экстремизма, с введением соответствующих тем в качестве обязательной составляющей во все гуманитарные дисциплины.


Председатель Комитета Государственной Думы по культуре

И.Д.Кобзон

Все материалы этого раздела публикуются по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала