Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

 

 СТЕНОГРАММА 

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по культуре

на тему:

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6 

 

 

Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по культуре И.Д.Кобзон. 

Председательствующий. Доброе утро уважаемые присутствующие! Мы поступили демократично: в президиум мы пригласили тех людей, которые занимаются темой, обсуждаемой нами сегодня на наших парламентских слушаниях. Это очень уважаемые люди, вы их все знаете. Если у вас есть какие-то еще по этому поводу дополнения, пожалуйста, мы с удовольствием их выслушаем.

Не обращайте внимания на зияющие пустоты в зале. Наша строгая пропускная система в Государственной Думе, к сожалению, настолько строга, что очень медленно пропускает приглашенных гостей.

 Моя фамилия Кобзон, зовут меня Иосиф Давыдович. Я являюсь председателем Комитета по культуре, по инициативе которого, собственно говоря, мы и проводим парламентские слушания на очень актуальную и важную тему: "Культура против терроризма..."

У меня такое к вам предложение. Пожалуйста, не обращайте внимания на то, что еще некоторое время будут подходить новые люди. Давайте начнем работать. Будем экономить ваше и наше драгоценное время. Есть какие-либо другие соображения по этому поводу или будем ждать, пока все соберутся?

Предложение есть начать, да? Спасибо. Мы так и поступим.

Будем считать президиум избранным. Никто не возражает? «Где демократия?» - спрашиваете. Думаю, уместно вспомнить старую шутку, когда председательствующий говорит: "Все, что я скажу, это и есть демократия. А все, что вы говорите, это демагогия". (Смех в зале.)

Так что, уважаемые наши друзья, я надеюсь, вы позволите так к вам обращаться. Потому что люди, которые заинтересованы и взволнованы проблемой, обсуждаемой нами, конечно же, единомышленники, конечно же, друзья.

Хочу обратиться ко всем вам от имени Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации. Здесь присутствуют члены комитета, мои глубокоуважаемые коллеги.

Вчера вместе с известным доктором Рошалем Леонидом Михайловичем, мы присутствовали на открытии фонда "Созвездие". Этот фонд организован и, в общем-то, его деятельность, видимо, будет посвящена талантливым, обездоленным детям России. Это очень важно, мы говорили об этом с Леонидом Михайловичем. Тем более, что детская тема - это тема доктора Рошаля, который является президентом Всемирной ассоциации помощи детям, пострадавшим при катастрофах. Хорошо, что открытие фонда состоялось в преддверие наших парламентских слушаний.

Я должен вкратце рассказать, чтобы вам было понятно, что такое Комитет по культуре Государственной Думы. Это один из 29 комитетов Государственной Думы. В списке комитетов Государственной Думы, как вы понимаете, он находится в конце, как и культура в стране. Не знаю, счастлив я или не счастлив, но я трижды избран в Государственную Думу от далекого Агинско-бурятского автономного округа. Председателями комитета до меня были Говорухин Станислав Сергеевич, потом Губенко Николай Николаевич. Теперь вот мне доверили комитет.

К сожалению, очень непросто сказывается ситуация с совершенствованием законодательства в сфере культуры. Мы никак не можем провести те законы, в которых сегодня мы все нуждаемся. Присутствующий здесь выдающийся ученый, ректор МГУ Садовничий Виктор Антонович думаю, скажет, как остро необходим стране новый закон об образовании. Мы, представители культуры, нуждаемся в законах, которые помогли бы духовно обогатить наше общество, вы согласны, надеюсь, со мной. Наши законы о культуре, в отличие от законов, принимаемых по линии комитетов по бюджету, по энергетике, по промышленности, настолько прозрачны и просты, вопросы, поднимаемые нашим комитетом по культуре, настолько актуальны и очевидны, что, казалось бы, чего дурака валять, господа правительство, вносите скорей. Закон "О культуре", закон "О библиотеках", закон "О русском языке", закон "О гастрольной концертной деятельности", закон "Об ограничении сексуальной, порнографической продукции в средствах массовой информации" и так далее.

Эти законопроекты понятны каждому человеку. И если бы мы проводили референдум, а не занимались бы процедурами регламентного согласования законопроектов, что сначала, дескать, согласуйте с администрацией Президента РФ, потом согласуйте с Правительством, и если они дадут положительный отзыв, то тогда вы будете принимать этот закон. А они никогда не дают положительный отзыв. Почему? Очень просто. Денег нет, как они считают. Ну, когда им нужно, деньги всегда находятся.

Вот, скажем, завтра не дай Бог, очередное несчастье, какие-то наводнения, землетрясения и прочее, и найдутся деньги, а вот на культуру не находятся.

Что такое терроризм с точки зрения культуры? Это агрессивное проявление отсутствия культуры и духовности общества. Культурный человек, образованный человек, духовно богатый человек никогда не позволит себе террористические акты и экстремистские проявления. Поэтому, когда мы тратим на культуру, мы тем самым сокращаем расходы на бескультурье. Это наиболее разумный путь. Однако у нас предпочитают экономить на культуре и в результате несут несоизмеримо большие затраты на преодоление последствий бескультурья. К ним отношу и экстремизм и терроризм. Согласны? Я думаю, что это аксиома.

В связи с тем, что мы заговорили о детях, я хочу привести пример воспитания человеческих душ, урок который провел на Кубани в Краснодаре народный артист России, дирижер Понькин Владимир Александрович. Я был очень взволнован этим уроком.

Он собрал в зале 800 детей от 5 до 12 лет, на сцене сидел симфонических оркестр. Вышел дирижер, вышел без манишки, без привычной строгой концертной формы, в черной рубашечке, и сказал: - Дети, что вы видите перед собой? Дети заорали - оркестр, оркестр. - Правильно, дети, оркестр. Какой оркестр? - Там кто-то уже знал, ответил - симфонический оркестр. - Правильно, симфонический. А кто я, дети? - Они говорят - дирижер. - А зачем оркестру дирижер? - Молчание. - Давайте проверим. Оркестр, играйте без дирижера. Оркестр начал играть какофонию какую-то. Он остановил и говорит - так, подождите, ну а теперь с дирижером. Оркестр заиграл стройно, красиво Моцарта. Далее Понькин говорит - ну, вот видите теперь, для чего дирижер оркестру? А кто хочет стать дирижером, дети? - Я, я, я - весь зал стал поднимать руки. - Он говорит - ну, идите ко мне. Дети двинулись к сцене. Он отобрал, там, 5-7 человек этих клопов, и говорит - стойте на сцене. Берет свою дирижерскую палочку, ставит на дирижерский постамент ребенка лицом к оркестру, сам становится сзади, берет детскую ручонку, вставляет в нее свою дирижерскую палочку, и оркестру говорит - прошу. И начинает играть Бетховена. И он руководит этой ручонкой детской. И этот ребенок 5-7-летний сходит с ума от счастья, что он руководит симфоническим оркестром, который играет Бетховена. Этот ребенок никогда в жизни не станет не только террористом, но не станет никогда совершать какие-либо, негативные поступки. Согласны со мной?

Вот это был урок культуры! Если каждый из нас будет думать о том, что можно сделать для того, чтобы эти ранимые человеческие души и эти детские сердца, наполнить светом и теплом, то количество беспризорников существенно уменьшится. Что же нам нужно делать, чтобы они не ходили по улицам? Надо чтобы правительство делало все, чтобы у нас не было беспризорных детей.

Да, Макаренко в свое время собирал детей по трущобам, по подвалам, объединял их, воспитывал, заставлял их трудиться, и оттуда выходили замечательные люди. Он думал об этом. А сегодня все правительство не может ничего сделать для того, чтобы Россия обрела здоровое будущее в лице подрастающего поколения. У нас даже нет комитета по делам молодежи.

Когда мне посчастливилось разговаривать с нашим президентом, то первый вопрос, который мне задал Владимир Владимирович, был следующим: "Вы что, Иосиф Давыдович, в комсомол нас хотите опять втянуть?". Я говорю: "Нет". Хотя я считаю, что комсомол ничего плохого не сделал. И строительные отряды, и ГЭСы, и ГРЭСы, и великие стройки, и целина да, собственно говоря, и войну выиграл комсомол много, очень много было хорошего. Конечно, были недостатки и извращения. Но не было детской проституции, не было повального алкоголизма и наркомании. Не было такого обилия людей потерявших разум, потерявших интеллект и духовность способных на страшные поступки.

Наркоман, у которого проходит ломка, готов за очередную дозу отдать жизнь, продать Родину, совершить все, что угодно. Ты ему скажи: вот хочешь получить свою дозу, подойди и подложи гранату. Он сделает это. Потому что у него полностью отсутствует интеллект.

Поэтому наша задача и наша цель с вами сегодня, подумать, что мы можем противопоставить обществу, в котором мы живем, системе, в которой мы живем, что мы можем предложить для того, чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему. Каждый из нас что-то может. Хоть что-то!

Вы меня извините за нескромность. У меня два детских дома: в Ясной поляне и в Туле. Ну, у меня, может быть, возможностей больше, чем у многих других. Но если каждый подумает о том, что он может сделать, наверняка мы все вместе можем сделать очень многое.

Ну, вот я вижу, что зал у нас заполнился. Поэтому с вашего разрешения я приступлю к началу нашей сегодняшней работе.

Пожалуйста. Что? Не хватает мест? Мы даже на это не рассчитывали. Вот еще есть стулья.

Кстати, по хозяйственным делам. Если кто-то из вас, уважаемые присутствующие, захочет попить водички, милости просим, она находится в конце зала, подходите, пейте. Если кто-то захочет выйти - выходите. Чувствуйте себя комфортно. Мы хотим, чтобы у вас было хорошее настроение.

Прежде всего, с большим удовлетворением я хочу отметить, что культура России в лице своих многих достойных представителей горячо откликнулась на инициативу Комитета Государственной Думы по культуре обсудить возможности мобилизации духовно-творческого потенциала великой культуры России и эффективного использования этого потенциала в борьбе против терроризма, экстремизма и связанных с ними наркоманией и преступностью.

Я рад присутствию в этом зале писателей, художников, ученых, музыкантов, учителей, артистов, журналистов, деятелей кино, экологов, работников библиотек, музеев, народных промыслов, представителей творческих союзов и молодежных организаций, представителей духовной сферы, представителей других творческих профессий. С вашим непосредственным деятельным участием последние три месяца в Комитете по культуре продолжался непрерывный мозговой штурм, посвященный проблемам нашей культуры и ее возможностям в противодействии терроризму и экстремизму. На базе состоявшегося обмена мнениями разработаны рекомендации парламентских слушаний, обсудить которые нам сегодня предстоит.

Но я не буду перечислять буквально, кто принимает участие в сегодняшних наших слушаниях. В конце концов, как в песне пелось, каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог. Принимают участие члены Совета Федерации, члены Государственной Думы, депутаты.

Я хотел бы просить вашего разрешения, прежде всего, попросить Юрия Андреевича Агешина, он где-то должен быть здесь, чтобы он вкратце, прежде чем я приступлю к изложению, рассказал о том, что происходило до нашей сегодняшней встречи на "круглых столах" по теме культура против терроризма в нашей стране.

Пожалуйста, Юрий Андреевич. Подходите, вот здесь микрофон, чтобы вас было слышно. Пожалуйста, с трибуны.

Агешин Ю.А. Дорогие друзья!

Как уже сказал председатель Комитета по культуре Иосиф Давыдович Кобзон, культурная общественность очень горячо откликнулась на идею Комитета по культуре провести такие слушания.

Действительно, в Комитете по культуре последние три месяца был настоящий мозговой штурм этой проблемы. Прошли очень интересно: "круглые столы" писателей, художников, работников библиотек, работников музеев, "круглый стол" по экологической культуре, правовой культуре, по информационной культуре и информационному терроризму. Очень интересным был "круглый стол" по проблеме равновесия женского и мужского начал под председательством Елены Григорьевны Драпеко. Значимость проблемы равновесия начал сегодня явно недооценивается. К ней восходят многие наши нерешенные проблемы. Ее всестороннее осмысление и конкретное продвижение откроет простор для очень многих интересных инициатив, позволит существенно поднять духовно-творческий потенциал общества.

Всего в порядке подготовки к парламентским слушаниям было проведено 23 "круглых стола". Состоялись две большие конференции. Проведено бессчетное количество различного рода семинаров, рабочих встреч. По просьбе оргкомитета профессор Шилин Ким Иванович изучал в Индии очень интересный опыт разрешения экстремистских, террористических угроз с помощью средств духовности и культуры. Там есть чему поучиться.

И поэтому сегодня на парламентских слушаниях будут звучать не просто частные выступления отдельных деятелей культуры. Будут, прежде всего, представительные выступления от имени больших групп работников культуры. От имени писателей России выступит главный редактор «Литературной газеты», от имени художников выступит один из руководителей Союза художников, от имени экологов России выступит виднейший эколог, член-корреспондент Российской академии наук и так далее.

Мы исходили из того, что на парламентских слушаниях должны быть представлены все сегменты великой культуры России.

Предметом нашего сегодняшнего рассмотрения станет многообразный, емкий материал, который собран и систематизирован. Высвечено огромное количество проблем, требующих решения. Поэтому нашим сегодняшним рассмотрением начатое дело, конечно же, не завершится. Намеченная сегодня программа действий станет для всех нас руководством к действию во имя возрождения, великой культуры России. Спасибо. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Юрий Андреевич.

Я хотел бы обратить ваше внимание, казалось бы, на такой незначительный факт. Списки, которые я сейчас смотрю, приглашены на сегодняшние слушания известные люди. Вот уже одно то, что некоторые руководители Совета Федерации, Государственной Думы не придали значения нашей сегодняшней встрече и не пришли на нее, это уже говорит об отношении государства, об отношении законодательной и представительной власти к теме, которую мы с вами обсуждаем. Вот это, я бы не сказал даже безразличие, а инертность и непонимание того, что происходит. Мы тогда только становимся народом, когда гром грянет, когда нас потрясают бесланы, норд-осты и другие явления. А пока ничего не происходит, то нечего тратить время на какие-то разговоры. А ведь это, согласитесь, не какие-то разговоры. Все это - очень серьезно.

В каком регламенте нам предстоит сегодня поработать? Сколько вы предлагаете дать времени на выступления? Сколько? 3, 5, 10, 20 минут. Пожалуйста, вы хозяева. Сколько? Не более 10 минут. Считаю много. 5 минут, думаю достаточно. Я заполнял паузу, прошу прощения за нескромность. Но я просто ждал, пока вы соберетесь, поэтому говорил много.

Значит, будем ориентироваться на 5 минут. В случае, если выступающий затронет ваше внимание и сердца, и вы шумно потребуете продолжения, то пусть выступающий продолжает. Согласны?

Рошаль Л.М. Я хочу сказать, если возникнет пауза, то председательствующий мог бы и спеть.

Председательствующий. А вы бы могли операцию сделать какую-нибудь.

Итак, но, я бы хотел сказать, мне даже неудобно после такого обсуждения регламента приступать к тезисам доклада. Потому что я в 5 минут точно не уложусь. Ну, это как бы основной доклад. Это вы говорили 10 минут для выступления в прениях, а я говорю про доклад. Это разные совершенно вещи.

Ну, что, приступим, да?

Как мы поступим с выступающими? Юрий Андреевич, вы главный у нас теоретик. Скажите, уже подготовлен список желающих выступить или мы будем принимать эти просьбы в процессе работы? Список есть. Хорошо. Почему мне не говорите.

Итак, список оказывается есть. Очень интересные люди готовы поделиться с вами своими мыслями и соображениями.

Экономя время, начинаю тезисный доклад на тему нашей встречи. После чего мы приступим к прениям. Мне к трибуне или отсюда? Как вам удобнее, мне все равно. С места можно, да. Начинаю.

Сегодня мы начинаем погружение в тему во многом для нас новую. Но не только для нас, а, пожалуй, для всего мирового сообщества. Тема крайне важная и актуальная. Хотя многими явно недооценивается. И речь идет о нашей высшей национальной ценности - о нашей отечественной культуре, о ее антитеррористическом потенциале, который сегодня крайне слабо востребован.

Нам предстоит наметить пути мобилизации этого потенциала, а затем органично встроить его в складывающуюся государственную систему противодействия терроризму.

Не подвергая ни малейшему сомнению необходимость жестких силовых мер против проявления экстремизма и терроризма, Комитет Государственной Думы Российской Федерации по культуре заявляет: одними силовыми методами террор победить невозможно. Эта истина, она становится все более очевидной.

Вторжение Соединенных Штатов в Ирак не принесло мира этому региону. Результатом вторжения стало увеличение количества людей, вставших на путь террора, в десятки, а, может быть, даже и в сотни раз.

Осознание этой истины обязывает нас ставить вопрос о внесении существенных корректив в стратегию в борьбе с терроризмом, находить новые возможности и резервы активно противодействовать экстремизму, другим негативным антиобщественным проявлениям. И в этих условиях мы выдвигаем на передний план великую культуру России.

 Мы исходим из того, что в обществе, где на пьедестал высших ценностей вознесена культура, не остается места для терроризма и экстремизма. Всем нам очень важно осознать, что культура сегодня решающая точка опоры России. Главный и если не единственный спасательный круг, животворное начало возрождения страны, в том числе ее экономической мощи державного величия. Сегодня крайне важно проявить политическую волю и положить реальное начало довольно длительному процессу вознесения культуры на пьедестал высшей ценности. Ведь именно культура, по нашему глубокому убеждению, должна сыграть решающую роль в сплочении гражданского общества, мобилизации духовно-творческого потенциала народа на борьбу со всем тем, что мешает возрождению России. Но для того, чтобы выполнить свою высокую миссию, культура России сама должна быть подвергнута серьезным преобразованиям. Сегодня она заметно поблекла и полиняла. С ней произошли негативные деформации, вызванные, прежде всего, не продуманной коммерциализацией культуры, оттеснением ее в число второразрядных вопросов жизни нашей страны.

Поэтому в минуты роковые она не сумела выполнить свою основную социальную функцию, сохранить духовно-нравственную устойчивость общества, удержать его от распада, не допустить разложения основных моральных ценностей, противостоять разрушительным тенденциям. В этой связи Комитет по культуре, руководствуясь насущнейшими потребностями переживаемого этапа жизни страны, развертывает мобилизационный проект "Культура против терроризма".

Главный смысл и назначение проекта на базе комплексного анализа состояния нашей культуры - выявить наиболее пострадавшие ее сегменты и наметить пути ее оздоровления, определить, какие внутренние преобразования должны произойти с самой культурой, в каких формах, какими методами культура будет противостоять экстремизму, развертывая наступление на терроризм по всему фронту. Мы убеждены, терроризм окончательно может быть повержен только культурой.

Механизм замещения терроризма культурой в несколько упрощенном виде выглядит следующим образом. Проникая в сознание и сердце каждого человека, высоконравственные постулаты и установки культуры, основанные на благожелательности и сострадании, терпении и любви, стремлении к согласию и справедливости будут постепенно вытеснять экстремистские, человеконенавистнические установки экстремизма и начинать служить руководством к действию для одухотворенной культуры людей. Ненависть может быть побеждена только самоотверженной любовью. Не поражения вы должны желать террористу, а преображения.

Участниками мобилизационного проекта призваны стать все деятели культуры России, осознающие особую великую миссию культуры в возрождении России и свою личную ответственность за положение дел на культурном фронте.

Первый этап мобилизационного проекта - проведение парламентских слушаний на тему: "Культура против терроризма". В ходе слушаний нам предстоит наметить первоочередные меры по возрождению нашей отечественной культуры, развертывание ее антитеррористического потенциала. Сердцевиной этих мер должна стать федеральная целевая программа "К миру через культуру". Не буду детально характеризовать эту программу. Ее основные направления сформулированы в розданных вам рекомендациях, да и книга моя, которая здесь роздана вам, "Культура против терроризма", выпущена специально к этим слушаниям. Практически книга посвящена этой теме. Хотелось бы подчеркнуть другое.

С помощью этой программы, последовательно решая задачу возвышения подлинной культуры, расширение ее возможностей воздействия на все сферы жизни общества, мы будем поэтапно утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться мирокультурное пространство России, где не останется места для экстремистских проявлений.

Возможности воздействия культуры на экстремизм, терроризм огромны и многообразны. Вспоминается детский мультфильм. Из густых зарослей внезапно появляются львы и с угрожающим рычанием приближаются к человеку. Зная силу музыки, человек начинает играть на скрипке. Дикие львы продолжают рычать, злобно скалиться, но постепенно успокаиваются и вдруг начинают плакать под действием музыки, той гармонии, той чистоты, которую несут звуки скрипки.

Это незатейливый пример, но он показывает, как культура, в данном случае одна ее составляющая - искусство, может влиять на проявление агрессии.

Давно вынашиваю идеи создания опорных пунктов культуры в регионах, наиболее подверженных влиянию экстремистской идеологии. Смысл назначения таких опорных пунктов - активное продвижение достижений культуры в эти регионы, реальная помощь местным органам и учреждениям образования, культуры, воспитания и улучшение работы местного телевидения, школ, вузов, библиотек, музеев, воспитательных учреждений, киноиндустрии, книгоиздательского дела, координации просветительской и концертной деятельности в регионах, развертывание филиалов исследовательских и информационных центров, театров, институтов, художественных галерей, других элементов культурной инфраструктуры.

Юрий Андреевич, вы говорили о "круглых столах", которых проведено 23. Хотел бы просить вас, назвать регионы или города, в которых были проведены эти "круглые столы".

Агешин Ю.А. Подавляющее большинство "круглых столов" проведено в Комитете по культуре. Но проводились «круглые столы» и в других местах: Государственной библиотеке, МГУ им. Ломоносова, Техническом училище им. Баумана, Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий, Университете Культуры и т. д.

Участниками «круглых столов» были деятели и работники культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Воронежа, Екатеринбурга, Перми, Липецка, Ростова, Черкесска, Грозного… Всего 35 городов России.

Более того, большая работа проведена за рубежом. "Круглые столы", семинары проходили в Белоруссии, Казахстане, США, Канаде. Очень много семинаров, встреч и интереснейшая конференция прошли в Индии. То есть, географический охват очень широк.

Председательствующий. Хотел вот о чем вас просить, Юрий Андреевич. Когда мы проведем парламентские слушания, можно ли нам с вами вместе издать итоговые документы по материалам "круглых столов". И вот эти итоговые документы, я думаю, нужно будет направить руководству страны. Страна взволнована, люди требуют, чтобы государство занималось этими вопросами, что ему не безразлична ситуация.

Есть такой поэт Михаил Танич, который написал стихи. Он, правда, просил, чтобы я их исполнил, я отказался, потому что страшно это исполнять, но там рефрен такой был: "И остается нам одно, как выстрел в темя, вот это красное пятно в программе "Время".

Вот чтобы у нас не было красных пятен в программе "Время", мы должны всерьез заняться этими проблемами.

Юрий Андреевич, благодарю вас за информацию по географии. Мы с вами подумаем, что можно будет сделать по итогам слушаний.

 

Итак, продолжаю. В реальной жизни наша культура уже сегодня многообразна, противостоит экстремистским, террористическим угрозам. Сквозь асфальт будничной рутины, то здесь, то там, пробиваются новые ростки, побеги живого творчества, препятствующие разъединению, обособлению отдельных народов и регионов, утверждающие практику благожелательного добрососедства, плодотворного сотрудничества.

Внимательно, к примеру, слежу за деятельностью дирижера Владимира Понькина, о котором я вам рассказал. Он работает с детской аудиторией. И я уверен, люди, которым в детстве посчастливилось находиться в этом коллективе, никогда не станут на путь экстремизма.

Интересен опыт проведения детских фестивалей искусств "Кавказская гармоника" в Карачаево-Черкесии и объединяющих десятки детских творческих коллективов всех национальностей. Можно назвать и коллектив творческого объединения, к примеру, из Краснодара, который ведет разностороннюю и активную творческую деятельность. А ведь это в непосредственной близости от самых горячих точек России. Благотворное влияние этого замечательно коллектива на оздоровление ситуации на Северном Кавказе для меня несомненно.

Но вот что интересно. Вряд ли кто-нибудь из присутствующих здесь знает о том, что уже четыре года существует детский фестиваль творчества под названием "Кинотаврик". Этот фестиваль – производное от достаточно известного сочинского фестиваля "Кинотавр", и проводится он в дни школьных каникул с 1 по 10 ноября. Я избран президентом этого фестиваля. Я обращался в правительство, к президенту, чтобы поддержали «Кинотаврик», повлияли на телевидение, на средства массовой информации. Для того, чтобы дети России в дни школьных каникул имели возможность, включая телевизор, увидеть праздник, улыбнуться, обрадоваться новой сказке, концерту и так далее. На все мои просьбы поступал стандартный ответ: «не формат». За это слово, извините, я бы просто расстреливал, и рука бы не дрогнула. Показывать в дни школьных каникул порнографию - это формат, это деньги. Показывать рекламу алкоголя - это тоже формат. А вот показывать детский праздник - не формат. И еще о последнем празднике в Сочи. Вряд ли кто из вас знает, что существует такое звание "Герой Европы". И вот лауреатами этого звания стали две девочки, две сестры-осетинки, которые, к сожалению, оказались в этом трагическом спортзале в Беслане. Одна сестричка, старшая, сумела выскочить из этого ада и убежать от террористов. Но потом она подумала, что младшая сестричка осталась в зале, она в опасности, ей нужна помощь. Она решила вернуться, и ее впустили. Когда начался штурм, она своим телом прикрыла свою младшую сестричку. Они обе остались живы, и Организация Объединенных Наций присвоила им звание Героев Европы. Это первое звание, которое получила Россия.

Когда на сцене я обнял этих девочек, и говорю: "Почему вы не надели ордена?" Я знал, что вручение в Лондоне должно уже состояться, старшая мне ответила: "Нам еще не вручили". Я говорю: "Почему?" "Не успели визы оформить". Подумайте об этом! Не успели оформить визы! Если бы, я был должностным лицом, я бы просто из этого факта устроил грандиозный праздник в стране, я бы посадил их на персональный самолет, привез бы в Лондон с гордостью: вот это Россия. А у нас на телевидении показывать добро - не формат, у нас оформить визы для детей, которые получили звание героев Европы, это тоже не формат. Вот какая беда у нас, с которой мы должны тоже бороться.

В ряду деятелей культуры, активно противостоящих экстремистской идеологии, могут быть названы выдающиеся музыканты нашего времени Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Организованные ими многочисленные фестивали – несомненно, весомый вклад в дело по противодействию экстремизму. И примеров такого рода можно привести достаточно много. Эти примеры убедительно свидетельствуют, что с терроризмом нужно и можно бороться не только пушками, оружием, можно и нужно достигать мира через духовность, через культуру.

Однако вряд ли можно довольствоваться содеянным в области использования антитеррористического потенциала культуры. Мы живем в период, когда действительно грядет смена эпох, когда мир переходит в новое качество. Продолжающаяся информационная революция, научно-технический прогресс неизменно расширяют возможности продвижения культуры в самую гущу народной жизни, делают величайшее достояние культуры доступным каждому конкретному человеку. Современный этап развития открывает перед культурой новые широкие горизонты преобразующего воздействия на жизнь во всех ее проявлениях. Расширяется и инструментарий культуры в ее противодействии экстремистской идеологии и практике.

Повторю еще раз ключевые слова, выражающие в концентрированном виде антитеррористический потенциал культуры. Террористу мы должны желать не поражения, а преображения, ненависть может быть побеждена только самоотверженной любовью. Предстоит понять, что это не просто красивые слова, а целостная программа конкретных практических действий, объединяемых понятием антитеррористическая социально-культурная инженерия. Пришло время начать ее разработку, а затем - широкое внедрение. Речь идет о создании современных высокоточных средств социально-культурного влияния, способных реально воздействовать на умы и сердца людей. От мира культурных деклараций мы должны переходить к социально-культурным толерантным технологиям.

Инструменты, механизмы, технологии антитеррористической социально-культурной инженерии должны органично вплетаться в действующее антитеррористическое, антикриминальное законодательство и играть все возрастающую роль в практике борьбы с экстремизмом, терроризмом, наркоманией, преступностью. При этом важно помнить, что и экстремистские силы постараются в полной мере воспользоваться новейшими достижениями научно-технического прогресса. Эффективное использование ими, к примеру, Интернета в своих черных целях очевидно.

Поэтому было бы непростительно наивно и крайне опасно оставлять без внимания все эти процессы. Государство должно быть готовым ответить на вызов времени и направлять развитие в русло традиционных культурных ценностей.

В этой связи в рекомендациях содержится обращение к Президенту Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности учреждения Исследовательского центра социально-культурных инженерии и толерантных технологий. Необходимость такого шага подсказывается имеющимся положительным опытом. В период перехода России к рыночным отношениям, своевременное учреждение Президентом Российской Федерации Исследовательского центра частного права, позволило в сжатые сроки решить целый ряд насущнейших проблем: создать новый Гражданский кодекс Российской Федерации - один из лучших в мире, разработать новое поколение национального рыночного законодательства, федеральную программу «Становление и развитие частного права в России», которая в целом успешно реализуется. Создать Российскую школу частного права - уникальную школу высшего цивилистического мастерства.

И если бы не было этого своевременного разумного шага, кстати сказать, одного из очень немногих в период первого Президента Российской Федерации, то становление рыночной экономики в России происходило бы значительно более сложно и драматично.

Вот и сегодня требуется политическая воля и державная решимость, чтобы сделать новый, своевременный и необходимый шаг, который будет служить делу мобилизации антитеррористического потенциала культуры, упрочения государственного руководства развитием сферы культуры.

Несколько слов о главном поприще преобразующего воздействия антитеррористического потенциала культуры. Это, конечно же, молодежь. Это наше подрастающее поколение. Именно духовность, культура может и должна охранять нашу молодежь от растлевающей идеологии экстремизма и терроризма. Но, к сожалению, давно забыт культивируемый в недавнем прошлом ключевой лозунг государственной политики в отношении подрастающего поколения: "Все лучшее - детям!".

Огромным полем, с которого экстремистские лидеры пожинают урожай, является детская беспризорность. По самым разным оценкам, в нашей стране насчитывается от 2 до 5 миллионов беспризорных, тысячи и тысячи юных бомжей. Их будущее в самой богатой стране мира - тюрьма, гибель в притоне или от наркотиков. Либо еще страшнее: стать зомбированным, послушными террористами.

Наше общее жестокое безразличие к будущему поколению, к детям, из судеб которых сложится судьба России через 10-15 лет, есть крайне опасный и тревожный показатель духовно-нравственного состояния общества. Сегодня в стране далеко не все делается для того, чтобы исправить это позорное наследие антинародных реформ. А ведь в истории страны имелся эффективный опыт решения подобных проблем.

В 20-е годы после Гражданской войны, да и после Великой Отечественной войны в стране беспризорность была бичом общества. Но в течение нескольких лет от нее сумели избавиться. Целенаправленная политика государства позволила из бывших беспризорников воспитать будущих академиков, героев труда и войны. Сегодня же детские дома в массе своей - пасынки государства. Могу это подтвердить.

У меня два детских дома. Один в Туле для дошкольного возраста и в Ясной Поляне для школьного возраста. Я договорился с губернатором, чтобы объединить эти два дома, чтобы они плавно переходили от дошкольного возраста, достигая школьного, в свой детский дом, чтобы они дружили, знали друг друга. Но беда в следующем. Заканчивается учеба и пребывание в детском доме. Что дальше происходит с этими людьми? Как и что можно сделать, чтобы они не потерялись? У них нет ни семьи, ни жилья, у них нет работы.

В лучшем случае мы просим, чтобы их приняли в вуз. Я с благодарностью обращаюсь к Виктору Антоновичу Садовничему, который всегда сочувственно реагирует на мои просьбы, на просьбы других, когда речь идет о молодых людях, которых мы не должны потерять. Но ситуация действительно такая. Поэтому понятие "пасынки" государства - это не просто образное выражение. Это реальность. Они трудно, очень трудно выживают. К сожалению, вынужден констатировать, что пока мы мало что делаем для того, чтобы решить проблему беспризорности.

 Можно, конечно, отделаться традиционными пережитками советского периода: конфетками, букетиками в праздничные дни. Но это не решает проблему. О детях нужно заботиться всерьез. Необходимы постоянные импульсы внимания, доброты, тепла. В Новый год, другие праздники я стремлюсь лично вырваться к детям. Нередко встречаюсь с воспитанниками в Москве.

Но главное, конечно, помогать решать встающие у них проблемы. У них дует из окон, у них протекают крыши. У них нет нужного оборудования. Они не могут организовать поездку на новогоднюю елку и получить, как и все остальные дети, новогодние подарки, послушать новогоднюю сказку, побывать в театре на детском спектакле и так далее. Поэтому это неотступная, повседневная забота.

Казалось бы, зачем, скажем, Павлу Павловичу Бородину семейные детские дома? Тем не менее, он ни "Челси", ни "Торпедо" не покупает, он создает семейные детские дома.

Он бывал в моих детских домах вместе с Валентиной - замечательной, прекрасной женщиной, своей супругой. Я бывал в его семейных детских домах, где в квартире или семье, у каждой мамки семь - девять детей. Они ее называют "мамка", они живут семьей. Они вместе обедают, завтракают, ужинают, вместе занимаются, гуляют. Это настоящая семья и семейный детский дом. Думаю, этот опыт стоит распространять. Это так важно!

Казалось бы, два детских дома, три детских дома у Бородиных. Но, если бы это распространить среди тех людей, у которых есть такая возможность помочь детям, чего греха таить? Мы закрываем глаза на то, что у нас очень сильно расслоено общество: у нас много богатых людей, но еще больше бедных людей.

Хорошо бы как-то повлиять на богатых людей. Сейчас в стране тысячи детских домов. А сколько у нас министров, руководителей служб и агентств, сенаторов, депутатов, известных артистов, ученых, банкиров, крупных предпринимателей? Думаю, на порядок больше.

Если каждый из тех, кто может, возьмет шефство только над одним детским домом, одной больницей или сельской школой, то уверен, у нас не останется ни одного бесхозного детского учреждения.

Полезный опыт оказания конкретной эффективной помощи подрастающему поколению имеется, к примеру, у "Новикомбанка". Руководство банка инициировало в нескольких школах Западного административного округа Москвы создание спортивных секций и финансирует их деятельность.

Кроме того, банк участвует в финансовой поддержке Преображенского кадетского корпуса и осуществляет контроль за качеством воспитания и образования в корпусе.

Банк на регулярной основе помогает Свято-Алексеевской пустыни Ярославской области, где воспитывается более 100 детей, попавших в непростые жизненные ситуации. В общей сложности проектами "Новикомбанка" охвачено более 400 детей. Пример достойный подражанию.

Но, к сожалению, такие примеры все еще остаются единичными. В целом же действующая система воспитания практически полностью разрушена, а новая еще не сформирована.

Разрушена инфраструктура молодежного и детского самоуправления.

Новые молодежные организации малочисленны и крайне неэффективны. Им нужна серьезная государственная поддержка. Культура в целом стала мене доступна для молодежи.

"Размытыми" оказались для подростков смысл и цель жизни. Отсюда все новые проблемы с подрастающим поколением. Их негативное поведение - своего рода протест против безразличия взрослых к их настоящему и будущему. Мы больше не можем, не должны бесстрастно и равнодушно взирать, как безвозвратно гибнет молодое поколение россиян. Абсолютно необходимо, по мнению Комитета по культуре, и всех работников культуры, принимавших участие в подготовительной работе, неотложные государственные меры по коренному изменению существующего положения дел.

В рекомендациях содержатся адресованные Правительству Российской Федерации предложения о необходимости изменения законодательной базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этих предложениях, полагаем, необходимо предусмотреть создание единого государственного органа, ответственного за состояние дел с беспризорностью несовершеннолетних.

Я приведу вам маленький пример, извините, что я отвлекаюсь. В свое время я очень много ездил по стране, примерно, 8-9 месяцев в году. И довольно часто мне приходилось бывать в местах, которые называются "не столь отдаленными". Мы привыкли, выбрасывать броские лозунги типа: "Превратим Сибирь в край высокой культуры!" А в местах, где мне доводилось быть, главными носителями высокой культуры были зэки. Когда с ними беседуешь, они вроде нормальные люди. Но когда они освобождаются, они попадают в безысходное положение, которое их возвращает в эти же места, в эти же "культурные центры". Судите сами, им дают, так называемые "подъемные", а это – копейки, хватает на бутылку минеральной или фруктовой воды и на пару бутербродов. А ехать иногда приходится трое, четверо, пять суток в плацкартном, в лучшем случае, вагоне. И поэтому, когда голод достигает предела, здесь и начинается воровство, а возможно даже и убийство. У меня возникла идея - создать ассоциацию "Путевка в жизнь". Уверяю, что у каждого из присутствующих найдется лишняя тряпка, у женщины какое-то платьице, которое ей уже не интересно, она не носит, у мужика какие-то брюки, которые он тоже уже не носит, собрать вот такие вещички, чтобы освобождающиеся из заключения люди не выходили в зэковских черных робах, в которых их за версту видно. И создать вот такой отряд добровольцев, небезразличных людей, которые могли бы приезжать в места заключения и интересоваться: «Куда ты собираешься? Вот тебе осталось сидеть полгода, что ты дальше собираешься делать? Куда ты дальше собираешься ехать? Есть ли у тебя семья? А если нет семьи, то какая у тебя есть специальность, куда бы ты хотел попасть? Мы тебе готовы помочь».

Как только я собрал инициативную группу по созданию такой ассоциации "Путевка в жизнь", как наша доблестная пресса стала говорить: понятно, Кобзон - мафия, заботится о своих. Поэтому я сказал: ну, раз вы так считаете, я буду заботиться о своих, а вы продолжайте страдать от тех, которые выйдут и будут вас убивать.

Поверьте, это очень важный момент. К сожалению, мы об этом не думаем. Я являюсь председателем Общественного совета ГУВД и президентом Фонда "Щит и лира" и знаю статистику: порядка 60 процентов освобожденных заключенных возвращаются в эти места. И это, прежде всего, молодые люди. Можете себе представить, что они успевают сделать в период своих "каникул".

Создание качественно новой разветвленной сети учреждений социальной адаптации беспризорников, бывших заключенных к трудовой жизни, способной нести в себе элементы привлекательности, формировать трудовые навыки у молодежи, совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи, повышение ответственности работодателей за создание надлежащих условий труда и быта молодежи. Вместо того, чтобы вывозить миллиарды долларов за рубеж, стимулируя тем самым развитие чужой экономики, лучше было бы во имя высших интересов России вложить их в подрастающее поколение страны, обеспечив ему достойное детство, воспитав из них достойных граждан, способных к высокому служению своей Родине.

Многие участники обсуждения отмечали, что сегодня на континент культуры надвигается огромная приливная волна пошлости. Ее всеразрушающий вал, как цунами, может не только сильно потрепать нашу культуру, но уничтожить, смыть многие ее достояния. Сегодня он уже разрушает самые значимые очаги культуры.

Я разделяю единодушную позицию Комитета по культуре, который прямо-таки восстал против постановки "Детей Розенталя" на сцене Большого театра. Хочу особо подчеркнуть: в обществе явно недооценивается опасность, которую несет в себе этот вал пошлости для духовно-нравственного состояния общества, особенно юных граждан, урон, который ежедневно несет наша культура. Уверен, необходимо поставить этому правовой заслон.

В этой связи высказано предложение об учреждении авторитетной этико-эстетической цензуры, об определении ее правового статуса. Ведь сразу же заорали: "Это что, возврат к старому? Это что, цензура? Это противоречит основам демократии". А почему, к примеру, во Франции законодательно разрешено не более 20 процентов эфирного времени уделять иностранной чужеземной культуре. А 80 процентов будьте добры, играть французскую музыку, ставить французские спектакли, говорить на французском языке и только 20 процентов, пожалуйста, можете играть российскую, американскую или какую либо другую музыку. Это что, цензура? Нет, это забота и правильное понимание своего национально-патриотического долга. Согласитесь, это так. А мы боимся этого.

Тут же заорали: "Да будем ставить, будем называть комсомолок проститутками с Комсомольской площади. Будем показывать все, что угодно на сцене Государственного Академического Большого театра". Ну, создайте варьете, показывайте то, что вам нравится для тех, которые увлечены этим. Пожалуйста. Но не создавайте нам в государстве вот, понимаете, такой авторитет для такого безнравственного воспитания поколения.

Когда Комитет по культуре соответствующим образом отреагировал на «Детей Розенталя», на него сразу набросились: "Что они лезут, куда они лезут? Они хотят нас вернуть в проклятое коммунистическое прошлое". Но в этом проклятом коммунистическом прошлом и близко не было такой аморальности, которую мы имеем сейчас. Конечно, смешно и глупо было сопоставить ту знаменитую даму, которая говорила, что в Советском Союзе секса нет, и практику наших дней, когда, к примеру, Слава Говорухин ставит на рассмотрение законопроект "Об ограничении сексуальной эротической продукции на телевидении", то депутатам не дают возможности прийти на пленарное заседание палаты. Стоят "синюшные" с 9 часов. У них расписание такое: с 9 до 10 часов, когда депутаты приходят на работу. Вот их подбирают с улиц, дают им по червонцу в зубы и говорят: "Только так, учтите, получите сразу в 10.00. Как только Дума начнет работать, вы получаете по десятке". И вот они ждут - синюшные, избитые, грязные, вшивые - и держат плакатик: "Руки прочь от секса!" Можете себе представить, что происходит?

Поэтому и на «Детей Розенталя» мы отреагировали так, как должны были отреагировать. Мы не ханжи, мы все прекрасно понимаем, но всему свое место и свое время. У каждого из нас есть дети, есть внуки. У меня растет пять внучек. Я хочу, чтобы они росли не проститутками с Комсомольской площади из "Детей Розенталя". Чтобы они росли хорошими девочками, любящими свою страну, чтобы они жили в этой стране и гордились этой страной.

Не могу не сказать несколько слов о моем многострадальном законе. Речь идет о проекте федерального закона "Об обеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство". Главная суть и высший смысл этого закона в решении самой насущной для нашей страны задачи - возвышение гражданина России.

Дело в том, что в предложенной Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным программе диктуемых жизнью преобразований, которые я поддерживаю, есть существенный пробел. Он заключается в том, что в проводимых в стране реформах гражданин России еще не занял подобающего ему места.

Традиции российской гражданственности, высокого и самоотверженного служения Родине, существенно подорваны, а во многом даже утрачены. В настоящее время рядовой гражданин России, как никогда, отчужден от собственности, от политики, от многого того, что происходит на его родной земле. Именно поэтому ржавчина апатии и равнодушия все сильнее разъедает умы и сердца наших соотечественников. Именно поэтому так трудно, так сложно идет мобилизация огромного созидательного потенциала россиян во имя великих задач и высоких целей строительства новой России.

В высших интересах России - решительно переломить ситуацию к лучшему. Государство должно сделать так, чтобы гражданин осознал себя хозяином страны, творцом ее будущего, чтобы диктуемые жизнью преобразования стали его собственным делом. Именно на это и нацелен инициированный мной закон.

Не буду сейчас рассказывать о содержании закона. У кого появиться желание, можем дать его для ознакомления. Я посвятил ему специальную книгу, она выпущена. Поэтому, кто захочет поинтересоваться, мы можем предоставить такую возможность. И думаю, что скорейшее принятие закона самым благотворным образом скажется и на антитеррористическом потенциале нашей культуры.

Учитывая, что терроризм, как жестокая тотальная война, приобрел всемирный масштаб, победить его в отдельно взятой стране, конечно же, невозможно. Нужен единый международный фронт борьбы с этим международным злом, способный не только остановить его дальнейшее распространение, но и последовательно изживать, как социальное явление, из человеческой практики.

Существующие формы организации мирового сообщества, по мнению участников обсуждений, демонстрируют явную неспособность соразмерно отвечать и на другие современные угрозы, бросающие вызов самому существованию человечества. Насущно необходимы более совершенные и эффективные механизмы организации и обеспечения мирного сосуществования государств и народов, организации мирового сообщества, новые системы воспитания и образования, ориентированные, прежде всего, на высокие ценности культуры, духовную природу человека. Инициатива создания новых, более совершенных, в большей мере отвечающих современным этапам эволюции форм самоорганизации мирового сообщества, должна, прежде всего, исходить от деятелей культуры, ученых, учителей, представителей ведущих конфессий, руководителей духовных школ и движений.

В этой связи, в полной мере осознавая, что экономические, социальные, экологические кризисы коренятся главным образом во все углубляющемся духовно-нравственном кризисе, Комитет по культуре просит парламентские слушания поддержать идею обращения Государственной Думы Российской Федерации выступить с инициативой учреждения Всемирного Духовного Форума - постоянно действующего духовного органа, призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия и справедливости, благожелательного добрососедства и ненасилия, веры в торжество сил разума и света. Проект соответствующего обращения Государственной Думы у вас также имеется в документах, которые вам выдали.

Но совершенно очевидно, что первым шагом на этом пути должна стать самоорганизация деятелей культуры, ученых, педагогов, представителей ведущих конфессий, руководителей духовных школ и движений России. И наши слушания прошу рассматривать как начало этого процесса.

Несомненно, что сегодня сообщество российских деятелей духовности и культуры способно не только стать авангардом человечества в осознании, путей дальнейшей эволюции, но и выступить лидером процесса самоорганизации деятелей духовности и культуры всего мира. В перспективе Всемирный Духовный Форум, объединяющий наиболее влиятельных представителей человечества, может стать духовным центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм, стать инструментом влияния культуры, с большой буквы, духовных лидеров планеты на исторические судьбы человеческого существования.

Именно такой орган, не заменяя и не подменяя соответствующие органы и структуры, вправе будет давать нравственные оценки основным событиям в мире, определять, кто может быть отнесен к оси зла, а кто нет, выносить независимые, объективные заключения с позиций общечеловеческой морали на сложные ситуации в мире.

Всемирный Духовный Форум при осознании человечеством необходимости его скорейшего создания, должен стать своего рода духовным Давосом. Он будет открыт для плодотворного сотрудничества со всеми светлыми силами планеты. Мы очень надеемся на то, что руководители государств и общественных организаций, духовных школ и религиозных конфессий, парламентарии, деятели науки и культуры, искусства, все люди доброй воли, обеспокоенные нынешней ситуацией в мире, откликнутся на наш призыв подняться над разъединением во имя спасения человечества. Учреждение Всемирного Духовного Форума, осуществление им реального влияния на все стороны жизни современного общества может стать началом поворота нынешней цивилизации к общему благу, к толерантному человечеству.

Конечно, много, очень много других насущных, животрепещущих проблем возрождения культуры, мобилизации ее антитеррористического потенциала остались за рамками настоящего доклада, которым я вам утомляю. Например, меня упрекнули за то, что в своей книге я как бы искусственно притягиваю экологическую культуру к проблеме культуры против терроризма.

Я категорически не согласен с этим и убежден, что связь между варварским отношением к природе и терроризмом не только косвенная, но и самая что ни на есть прямая. Экологический терроризм - один из самых разрушительных факторов человеческого сознания. Встав на путь надругательства над природой, человек сжигает заложенную в нем изначальную, первородную систему нравственных ценностей, сдержек и противовесов. В дальнейшей жизни такой человек крайне опасен. Сознательно он может понимать, что, к примеру, за терроризм по отношению к людям для него может наступить суровая расплата. И это может его останавливать. Но если он будет уверенным, что его преступление останется безнаказанным, то он будет готов пойти на его совершение. В нравственном отношении у такого человека нет ограничений, или они серьезно ослаблены и размыты.

Возвращаясь к нераскрытым в докладе проблемам, хочу еще раз адресовать вас к своей книге и к рекомендациям парламентских слушаний, одобренных Комитетом по культуре.

 В заключение хочу покаяться перед вами. Наверное, я идеалист. Наверное, не все, что я задумал, может быть реализовано. Но поверьте, есть у меня интуиция творческого человека. Она меня никогда не подводила. Она и сегодня подпитывает мою веру.

Я искренне верю в наступление Эры Подлинной Культуры, где главнейшими ценностями будут красота, искусство, наука, знание, а терроризм и экстремизм окажутся на свалке истории. Верю и в то, что именно России суждено стать провозвестником этой эры!

Конечно, восхождение будет трудным. Нам, деятелям культуры, особенно ясно видно, как нелегко, как непросто идут в России диктуемые жизнью преобразования, какой масштаб, накал и разворот приобрела здесь борьба сил света и тьмы.

Хочу закончить свое затянувшееся выступление словами замечательного российского поэта Валентина Сидорова, как бы обращенными к нам, к деятелям культуры.

«Пыланье света, нарастанье тьмы,

И промедленью нету оправданья.

Никто другой, а мы с тобою, мы,

Ответственны сейчас за мирозданье».

И можно еще вспомнить слова незабвенного Назыма Хикмета.

                   Если я гореть не буду,

                   Если ты гореть не будешь,

        Если мы гореть не будем,

        Кто тогда развеет тьму?

Наша ответственность за мирозданье - это, прежде всего, ответственность за Россию, за ее великую культуру.

Уверен, что деятели культуры России это понимают, и до конца выполнят свой долг.

Спасибо за внимание.

(Аплодисменты.)

 

Все материалы этого раздела публикуются по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала