Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

 

 СТЕНОГРАММА 

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по культуре

на тему:

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6 

 

(После перерыва.)

Председательствующий. Каждый, кто хочет реплику, вопрос, получит на это право. Ну и самое главное, то, что я сказал долгосрочное. Дайте, пожалуйста, ваши материалы, все они лягут в хорошо оформленное издание о наших парламентских слушаниях, и послужат наглядным пособием, послужат пособием для того, чтобы по этой теме руководствоваться, мы сделаем красивыми материалы. Хорошо? Вот такое подходит, чтобы потом не было обид, что кто-то слово не получил. И, пожалуйста, по существу и в рамках регламента.

Слово предоставляется Дине Александровне Решетняк, вице-президент Независимого института политических технологий, Академия безопасности. Тема у вас обозначена.

Решетняк Д.А. Мне хотелось бы переговорить с вами о духовно нравственном преобразовании нашего телевидения. Там есть ошибка по моему докладу, просто я выступала на разных "круглых столах" и так получилось.

Во-первых, у меня большой вопрос к президиуму. Почему когда обсуждается такая тема культуры против терроризма, не присутствует министр культуры. Это весьма странно, и. по-моему, это никто не заметил.

Во-вторых, много сегодня говорили уже о телевидении. Что хотелось бы сказать для краткости моего выступления. В июне прошлого года высокопоставленные чиновники Администрации Президента объявили, новая национальная идея Кремля - это социальная ответственность бизнеса.

Дорогие мои коллеги, никогда ни в какие времена это не могло стать национальной идеей никакого государства, это может быть только временной задачей переходного периода. Если мы говорим сегодня о национальной идее, и о том, как телевидение должно обращать на то внимание. Современное телевидение должно ясно позиционировать национальную идею России, это высокий рейтинг страны в мире, высокий уровень благосостояния народа и гордость за свою страну. Это совершенно не то, что мы слышали, при всем уважении высоких чиновников из Кремля. Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут восстановить веру российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Возрождение этих принципов на телевидении устранит противоречие между старыми и новыми идеями. Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в жизнь этических норм не возможна эволюция человека. Телевидение сегодня анализирует. Сегодняшнее устранение государства от решения острых проблем приводит не к желаемой самоорганизации общества, а к организации ее преступных элементов.

Из всего сказанного можно сделать вывод. Телевидение не должно прогнозировать будущее России, а своими интерактивными проектами оно должно созидать его таким, каким мы хотим его видеть, чтобы оно было. На сегодня, на мой взгляд, существует только одно национальное реалити-шоу, которое ведет Дима Дибров "Я готов на все", где мы видим, как проявляются надличностные ценности человека. И если телевидение сегодня будет знать и уметь, и применять в жизнь принцип соответствия в полной мере, у россиян появится возможность сделать свою мечту реальностью.

В развитии мирового медиа-рынка именно на русское телевидение выпадает сегодня историческая миссия спасения других народов. Дело в том, что если мы будем наблюдать за состоянием европейского общества или за состоянием Америки после 11 сентября, то мы чутко увидим падение, так называемой, ментальности, энергетики, той самой ментальности, которой столько у российского народа, последнее слово остается поэтому за новым интерактивным телевидением России. И сегодня очень жаль, что мы покупаем многие проекты реалити-шоу, это, конечно, бизнес план многих на сегодня руководителей телевизионных национальных каналов у известной компании австралийской ... На всех телефорумах я обычно полемизирую с ними. Да, это крупнейшая сегодня транснациональная корпорация, которая выпускает более 3 тысяч реалити-шоу в год.

На сегодня у нас куплены такие шоу и идут с большим успехом, как считают наши руководители телеканалов: это "Фабрика звезд", это "Большой брат", который сейчас снимается, это "Фактор страха".

Но, давайте, вспомним даже конец 70-80-х годов. У нас были свои прекрасные проекты: "А ну-ка, девушки!", "А ну-ка, парни!" Если сегодня их адаптировать и сделать их в социальной современной тематике, мы точно также могли бы продавать эти реалити-шоу и адаптировать их на европейский, мировой рынок. И совершенно непонятно, почему мы постоянно покупаем западные шоу и совершенно не реализуем собственные проекты? Если сегодня телевидение будет знать и уметь и применять в жизни, вот я говорила, принцип соответствия, у нас появится возможность выйти не только на уровень современного медиарынка, но интегрировать наш шоу-бизнес в мировой индустрии развлечений.

Последнее слово, почему я считаю, остается за Россией? Во-первых, Россия еще не испорчена цивилизацией. Во-вторых, Россия все еще многолюдна, несмотря на все испытания, выпавшие на долю ее народа. В-третьих, Россия сохранила свою культуру. Российский народ никогда не провозглашал себя сверхнацией, но он имеет самую большую территорию. Он терпим к различным политическим и религиозным идеям, даже к идее диктатуры пролетариата, казалось бы, довольно-таки странной, но, тем не менее, был такой приоритет. Только российский народ может отказаться от материальных богатств ради провозглашенной идеи, что было уже в истории не раз.

Российскому народу на сегодня выпала судьба совершить чудо. И задача российского телевидения - восстановить общность людей, которая обусловит образование новой расы. В том-то и дело, что источник бед не в самих деньгах и машинах, торговле и собственности, ибо отмена их в обществе не устраняет у людей стремление к ним. Источник бед - человеческие отношения в обществе по поводу всех этих вещей, то есть общественная мораль.

Общественные проблемы должны решаться своевременно и независимо от того, кто стоит у власти: коммунисты, демократы или либералы. А для этого необходимо, чтобы телевидение вовлекло в решение этих проблем не только тех, кто управляет, но и тех, кем управляют. Пока сами граждане не начнут оказывать влияние на политику и принятие законов, будут существовать и плохие цари и дурные законы. В этом сегодня и должна проявиться интерактивность современного телевидения.

Мы прекрасно понимаем, что создание условий для изменения общества не означает предотвращение его гибели от дурных законов, которые по недомыслию могут принять всем миром граждане страны. Телевидение на сегодня должно давать четкие ориентиры, что можно принимать, а что нельзя. Телевидение должно давать ясное представление, зачем государство нужно человеку. Если для того, чтобы копить богатство, то каким должно быть это богатство. Другими словами, богатством телевидение должно назвать то, что дает возможность цивилизации выжить и добиться процветания.

Под ценностью телевидение понимает все то, что способно производить богатство человека. Вот гуманизм современного телевидения должен провозглашать: главной ценностью и источником всех богатств человека, потому что все реализуется по средствам человека. Все, что созидает человек, является богатством, а это, прежде всего, человеческие отношения, мораль. Именно они организуют общество, если строится на живой морали, способствующей к выживанию, или дезорганизуют его, если подчинены другой морали. И чем выше моральные принципы телевидения, анализирующего взаимоотношения людей, тем больше возможностей у членов общества реализовать себя, тем богаче становится государство.

Если мы коснемся, буквально на несколько секунд, что происходило с нашим телевидением за последние 15 лет, то мы увидим следующее. Человек, которого телевидение начало изучать в 1989 году, оказался скорее растерянным и встревоженным, чем освобожденным. На первых порах он высказал доверие новым лидерам: Горбачеву, потом Ельцину, прежде всего, потому что привык надеяться на первых лиц.

Позже пришли годы глубокого разочарования и недовольства. Впрочем, преимущественно пассивного, а затем был новый взлет доверия и надежд, уже адресованных нынешнему лидеру страны. Но движения по кругу в истории не бывает, и в России его тоже нет. До сих половина россиян, 49 процентов, полагает, что путь развития, по которому движется страна после 1985 года, ей искусственно навязан. И лишь 37 процентов считают этот процесс естественным и неизбежным. Для 5 процентов телезрителей сегодня времена правления Брежнева - это лучший период жизни страны за последнее столетие. А согласно последним данным, апрель последнего года, 57 процентов утверждают, что они уже приспособились к изменившимся обстоятельствам, еще 20 процентов, что они это сделают в ближайшее время.

Времена изменились. Человек приспособился. Он научился жить без дефицита товаров, ездить за границу, без особого раздражения воспринимать частную собственность и бизнес, если тот не слишком крупный, конечно. Но свое участие в политической жизни страны среднестатистический телезритель ограничивает знакомством с теленовостями. Парламентские дискуссии считает пустой болтовней, условный Запад - опасным врагом России, не выносит олигархов и приезжих, надеется на сильную руку президента, которого принимает за вождя. Телевидение сегодня констатирует - в стране начали расти настроения оптимизма, стало больше довольных, меньше рассеянных и испуганных. На высоком уровне, выше 70 процентов, сохраняются показатели одобрения президента. Это, несмотря на то, что болезненные реформы, конечно, захлестнули сегодня страну.

Стоит упомянуть и нынешние оценки СМИ, в особенности телевидения. Человек из большинства не поминает сейчас добрым словом ни время перестройки, ни ее политизированный экран, умиротворенная информационно-развлекательная картинка ему куда милее и привычней. Давайте вспомним такую программу, как... высокий рейтинг бывшей программы "Намедни".

Современное телевидение должно постоянно анализировать, чего не хватает человеку в нашей стране. Оказывается, прежде всего, не хватает материальных благ, причем с каждым разом это воспринимается все более остро. На втором месте - недостаток уверенности в себе. Это значит, что массовый оптимизм остается и ограниченным, и ненадежным.

Задача телевидение сегодня - создавать проекты в духе социального оптимизма и преодолевать разрыв в обществе, чего практически мы с вами не наблюдаем, к сожалению.

Казалось бы, телезрители заслужили только то, что они получают после очередной фазы социальных иллюзий и экспериментов: довольствоваться малым, разочаровываться в реформах и возрождать новые надежды на старые порядки. Сегодня так судят многие в нашей стране и на Западе, но с таким способом рассуждений нельзя соглашаться. Если в большинстве случаев в нашей истории побеждала самовластие, если сейчас большинство населения склонно надеяться на сильную руку власти, точнее, главного ее носителя, это вовсе не означает, что так должно и быть, и что ничего большего наши люди не заслужили. Очень редко большинство определяет выбор исторического пути. Как правило, это делает относительно небольшая часть элиты, способная убедить, увлечь, побудить, подтолкнуть других, третьих и так далее... Так вот, задача телевидения - найти эту часть элиты, грамотно и профессионально ее позиционировать в контексте популяризации новых реформ правительства.

Что бы еще хотелось сказать? Сегодня происходит, конечно, информационная революция. И интерактивность современного телевидения, она, прежде всего, определяется тремя позициями - политикой, экономикой и культурой. В политике сегодня становится возможным демократический массовый контроль власти, открывается перспектива влиять на власть, развитие политических событий, выборы и так далее...

В экономике. Это ускоренное движение капитала. Огромные суммы быстро перекачиваются из одного конца мира в другой и созданы сверхблагоприятные условия для транснациональной экономики.

В культуре возникает качественно новые возможности ускорения образования, охват системой непрерывного образования в течение жизни всех слоев населения. По данным ЮНЕСКО, сейчас в мире 800 с лишним миллионов абсолютно неграмотных людей. Поднять уровень их культуры по старинке без использования современных информационных систем невозможно. СМИ и, в основном, телевидение облегчают и психофизическую личностную адаптацию к скоростным изменениям окружающего мира, его растущей техногенности.

Значит, если мы еще раз коснемся вопросов телевидения, то возникает как бы обязательно такой момент - телевидение сейчас должно быть иным, оно должно продумать и переоценить опыт минувших лет, и в том числе - современных оранжевых революций на уровне властных институтов, на уровне человека элитарного и массового. Это особенно важно, в частности, для того, чтобы знать, какие проблемы и коллизии могут ждать нас впереди. Ведь принято говорить, что генералы во всех странах готовятся к прошлой войне. Это можно отнести и к политике. Но такой расстановки политических сил и средств, которые возникли в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов, не повторится никогда, и когда вновь скоро встанет практическая дилемма выбора пути, иными будут и силы, и средства, и телевидение должно быть к этому готово.

Значит, кратко я хочу коснуться того, что же на сегодня можно сделать на нашем телевидении, чтобы все-таки поменять эту позицию.

Первое. Это минимизировать объем насилия на телевизионном экране.

Второе. Это рейтингование всех телевизионных программ, то есть, не может быть так, чтобы дети смотрели в одно и то же время порнографию, эротику, насилие... Это должно происходить в определенное время и в определенных рубриках, и чтобы родители могли, конечно, это контролировать.

Изменение финансирования ведущих национальных каналов, когда из некредитоспособных они становятся более-менее свободными в этом плане, тогда у них появляется возможность создания собственных социально интерактивных и позитивных проектов. А когда у них этого нет, тогда они вынуждены за копейки покупать эти западные шоу и совершенно неадаптированными вставлять их в свои эфиры.

Конечно, мы должны создать департаменты новых, прорывных, скажем, таких технологий, департаменты прорывных таких проектов, потому что запуск тотальных национальных реалити-шоу, вот я говорила, пока это только с Димой Дибровым происходит, вот они от этого очень зависят, потому что финансирование не позволяет. Если оно будет позволять, значит, тогда у нас появятся новые проекты.

Совместное производство телевизионных форматов с ведущими телевизионными компаниями мира. Этого не нужно бояться. Просто не нужно у них только покупать то, что они нам дают, а навязывать им свой продукт или создавать совместно.

Эффективное составление сетки вещания всех центральных телевизионных каналов. Она не всегда эффективна. Постоянные пиар-акции, цель которых доказать силу и влияние Российской Федерации в мире. Постоянная ротация всех руководителей сети. Она практически не происходит. Люди приходят на эти посты, сидят по 15 лет. То, что мы видим в эфире, это следствие этого. И, конечно, налоговая отчетность и прозрачность.

И в конце мне хотелось бы сказать, тут много я могла бы сказать, но в конце я хочу сказать такие хорошие вещи, что когда ветер сбивает с ног, лучший способ устоять - это взяться за руки. Общность как раз и есть та сила, которая держит всех нас. Эта сила позволяет нам не только преодолевать любые препятствия, но и совершать эволюционные метаморфозы. Сила эволюционного процесса страны характеризуется общностью, ментальностью и общим медиа-пространством.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Мы договорились. Дина Александровна первая выступала, поэтому я ее не ограничивал, а дальше ведь было без меня. Договорились о пятиминутном выступлении. Пожалуйста.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Да, материалы можно сдавать. Я обещаю вам, что будут изданы очень хорошо.

Член-корреспондент Российской академии наук Захаров Владимир Михайлович.

Захаров В.М. Я благодарю не только за то, что мне предоставили слово, а за то, что экологов пригласили к этому обсуждению. Вот здесь говорилось, что я член-корреспондент, но я, кроме работы в Академии наук, еще являюсь директором Центра экологической политики России. Я в своем коротком выступлении постараюсь предложить вам точку зрения, что это было с делано не напрасно, это было не ошибочно.

На самом деле, слушая сегодня с утра выступление Иосифа Давыдовича, у меня осталось впечатление, что он затронул все аспекты. И вот это его книжечка, которая сначала вызвала у меня улыбку, вот сейчас мне видится очень серьезным документом, и после этого к нам можно было обратиться с просьбой просто подавать в письменном виде какие-то дополнения. Он умудрился даже говорить об экологической культуре, вы помните, и даже дал отпор тем, кто считал, что экологическая культура здесь ни при чем.

Так вот, прежде всего, моя реакция, когда меня пригласили провести такой "круглый стол" под титулом "Экологическая культура против терроризма" я и мои коллеги сказали: вот видите, это веяние времени. Наверное, любые слова к терроризму можно представлять. И вот я вам говорю совершенно искренне, что, готовясь и проводя этот "круглый стол", я убедился, что вся наша работа в области экологии полностью способствует решению этой задачи. Я говорю вам это совершенно искренне, это для меня было откровение. И первое мое предложение ко всем присутствующим и Комитету по культуре, который нас здесь собрал, чтобы они продолжили эту работу, потому что по-прежнему первая реакция у людей, что культура, экология и многие другие аспекты к терроризму отношения не имеют. На самом деле это не так и мы должны благодарить комитет за такую позитивную совершенно подачу.

Второе, это тоже есть в этой книжечке, провозглашается критерий красоты и гармонии. Я могу сказать, что если уже говорить о таких вещах, то все искусство направлено на то, чтобы хоть как-то приблизиться к тому уровню красоты и гармонии, который мы имеем природе. И здесь, я думаю, все вопросы снимаются. Действительно, экология как сначала наука, а сейчас уже мировоззрение по отношению к природе она, в общем-то, дает здесь богатый материал.

Могу сказать, что экологи, я представляю здесь экологов, еще раз повторяю, нам трудно говорить с политиками в понятиях красоты. Они это плохо от нас воспринимают, но вот в плане этой гармонии мы постоянно сейчас с ними общаемся. Могу сказать, что только что прошло заседание на высшем уровне. Это был Экспертный совет при Миронове, Председателе Совета Федерации, под названием "Гармонизация интересов экономического развития и экологической безопасности России". Нам кажется, что вот этот посыл тоже нам всем надо использовать. Понятия красоты и гармонии использовать чаще и не стыдиться вот такого ракурса постановки политических проблем.

И следующее из общего. Мне хотелось бы снова обратиться к тому, какова может быть роль экологии. Вот здесь, может быть, не всем понятно. Можно считать просто, что есть куча аспектов. Среди них есть и экологическая культура. На самом деле роль ее особая. Если вы посмотрите, в любой культуре, в любом этносе, в любой религии даже есть привязка к чему-то территориальному, к какому-то региону мира. Вот в экологии его нет по определению. То есть, мы можем гордиться нашими экологами, но говорить о региональности или территориальности экологических проблем просто нельзя.

Мне очень понравилось высказывание ректора Московского университета Садовничего, что вот и дым отечества приятен. Я отношусь к тем людям, которые очень любят дым отечества, но как эколог могу сказать, что его отличить от других дымов практически уже не реально. В этом смысле экологии и того, что здесь не может быть никакой распри, здесь все могут объединяться только вместе и тогда решать проблемы.

Какая бы страна наша большая не была, мы солидную часть загрязнений получаем из-за рубежа и уж обильно делимся своими загрязнениями с другими странами. То есть, это экологические проблемы, это то, что объединяет всех. И вот этот ... аспект культуры, который по определению без каких-то усилий объединяет самые разные национальности, этносы, религиозные конфессии и вот в этом плане, я думаю, можно было бы двигаться очень конструктивно.

Могу сказать, здесь стирается еще одна грань между политикой и образованием. Через неделю будет очень интересная конференция в Томске, которая называется "Экологическая политика и университетское образование". То есть то, что мы противопоставляли, здесь оно сливается. То есть политику делают не отдельные люди какие-то, отрешенные от науки, а система образования уже включает, приучают людей к принятию политических решений в области экологии. Нам кажется, это здорово.

И несколько предложений, которые я бы хотел донести до вас, предложить на ваше обсуждение с нашего "круглого стола".

Прежде всего, здесь говорилось о том, что можно подставлять любое слово: культура, здравоохранение, образование, я поставил еще экологию, в смысле того, что плохо в стране. В экологии то же самое, мы экономим на копейках, а выплачивать мы будем миллиарды рублей на загрязнение и отравление людей из-за плохой экологической обстановки в стране.

Так вот здесь я бы хотел обратить внимание Комитета по экологии, по культуре, может быть, они помогут. У нас исчез предмет экологии в школах, у нас нет закона о таком образовании. И сейчас еще, могу поделиться, мы больше и больше думаем не об информации, а об общеэкологических аспектах.

Могу сказать, что только что я был на обсуждении в Израильском посольстве, там в определенный день вся страна начинает, высшее руководство выходит и сажает деревья. Вот скажем, я думаю, это было, может быть, даже более действенно, если бы мы ввели такие праздники, чем какие-то формальные занятия в приобретении каких-то знаний.

Вот это то, что нам кажется очень важным. Искусство, СМИ, телевидение, естественно, все это относится к экологической культуре.

Далее. Форум мы поддерживаем тоже, духовный форум 100 процентов, говорим о том, что экологический форум в рамках этого духовного форума сыграл бы свою роль. И я могу вам напомнить, есть такой опыт, наверное, не все помнят, в начале 90-х был такой международный форум "Экология и религия", где представители конфессий и наши политики говорили о таких вещах. И если бы мы могли возродить что-то, то экологи вполне бы помогли в решении этих вопросов.

Следующее. Когда мы говорим о гражданском обществе, я думаю, что надо просить Комитет по культуре также поддерживать и экологические НПО.

И еще одна вещь, которая сегодня, по-моему, мало звучала. Сейчас наконец готов у нас закон об Общественной палате. Любим мы или не любим эту идею, она будет реализована. Она создается для того, чтобы восполнять то, на что законодательная и исполнительная власть не обращает внимание. Это есть область культуры и, в частности, экологическая культура.

Если вы не возражаете, я считал бы, что вот это надо просить, чтобы наш Комитет по культуре обратил внимание, поскольку Госдума и родила этот закон и будет формировать первый состав этой палаты, чтобы вопросы культуры, экологической культуры там стояли и были сделаны специальные комитеты, которые бы этим вопросом в Общественной палате занимались.

Теперь далее. Значит, есть ряд предложений у нас в области и законодательства, экономики и так далее, об огромной роли охраняемых природных территорий, о чем все знают. И в заключение мне хотелось бы обратить внимание на те инициативы, которые уже сейчас есть и чем неплохо было бы заниматься. Вот мы говорим о том, что неплохо бы делать такие межрегиональные формы сотрудничества.

Я могу вам предложить и, может быть, заслушать на таких слушаниях в Госдуме первый такой опыт. Недавно, буквально год назад, на уровне глав законодательных собраний четырех стран - Китая, Монголии, Казахстана и России, образовано сотрудничество, которое называется "Наш дом - Алтай". Люди совершенно разные, с совершенно разными корнями. Они поняли и называют свое сотрудничество эколого-культурное. У них обширная программа. Вот если бы могли к этому подойти и делать это можно не только на Алтае, но даже на Кавказе и во многих других местах, то когда люди сами объединяются, они делают не по чьей-либо указке, они это придумали сами и даже не хотят, чтобы федеральный центр их регулировал.

Вот я считаю, если бы такое ... и стали распространять дальше, это бы помогло делу.

И в завершение я могу еще раз сказать, что вот, наверное, что-то происходит не случайно, потому что мне приходится не первый раз выступать с тем, что мы, экологи, все чаще говорим о культуре, а представители культуры все чаще говорят об экологии. Наверное, это не случайно, и нам не надо этого стесняться и объединиться.

Я могу сказать от лица экологов, что мы принимаем вот эту подачу, которая дана экологам. И если это было не разово, а вы готовы продолжать такое сотрудничество, то мы полностью эту идею поддерживаем.

И в завершение я бы хотел еще взять одну фразу отсюда. Здесь говорится о том, что законотворчество это тоже искусство. Вот по определению мы, экологи, ближе к Комитету по экологии. Но могу сказать, у них не все получается. Если вы как люди искусства в законодательных вещах в области экологии нам поможете, то мы готовы сотрудничать вдвойне. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Владимир Михайлович.

У меня есть такое предложение: предоставить слово Тимошенко Леониду Викторовичу. Композитор. Мы еще мнение композитора по этому поводу сегодня не слышали. Лауреат международных фестивалей.

Тимошенко Л.В. Дорогие друзья, дело в том, что когда мы "круглый стол" собирали, я был руководителем "круглого стола" по искусству, мы постарались поставить такую задачу. Прежде всего, это только те проекты, которые или работают, или которые конкретно предлагаются без каких-то определений и комментариев. Потому что мы хотели все-таки какую-то действенную найти структуру: что же можно сделать и соединить на нашем "круглом столе" именно то, что сейчас реально можно подойти.

Почему так? Потому что тот проект, который мы предлагаем и на этом "круглом столе", это действующий проект, который почти 10 лет существует. Он включает в себя достаточно много отдельных, скажем так, подсистем. Я хотел просто в нескольких словах сказать об этом, чтобы сегодня могли оценить, что действительно все это происходит, и все это нужно будет делать как государственную программу.

Цель жизни и познание через творчество лучших человеческих ценностей: красоты, добра, любви, истины, радости и счастья. Если забрать у человека милосердие, сострадание, честность и совесть, он становится антиподом и разрушителем. Особая роль искусства - создание целостной картины мыслей, чувств, действий в системе эмоциональных образов. А сознание целостности и многообразие мира приводят к качественному изменению отношений между людьми. Это выводит на путь гармоничного развития общества и цивилизации в целом.

Наш "круглый стол" выдвинул несколько приоритетных задач на современном историческом переходе к обществу ненасилия. Первое. Создать систему мониторинга социально-культурной сферы для профилактики и прогнозирования негативных социальных явлений. Такая программа в общих чертах уже сделана и она представлена. И надо сказать, что Евсеев Вадим Олегович - генеральный директор Международного союза "Народы мира в поддержку правопорядка и борьбы против терроризма, экстремизма и наркомании - полностью представил нам эту программу. Готовая программа мониторинга. То есть этим можно предвосхитить очень много явлений, очень много негативных явлений научными методами. Это есть в России.

Второе. Разработать новую идеологию гражданина России и русского государства, где приоритетным направлением политики станут в первую очередь духовно-нравственные ценности. Здесь тоже представлена, уже практически разрабатывается, ну скажем, в каких-то определенных конечных стадиях. Азаров Юрий Петрович - профессор Московского государственного университета культуры и искусства. Это очень важно, потому что сейчас практически потеряны все вот эти реперные точки в понимании того, для чего человек, почему он здесь, почему нужно заниматься не каким-то определенным направлением, а творчеством в любом его проявлении.

Создать общественный совет по продвижению приоритетных программ в искусстве и науке. Я думаю, что такой совет должен еще играть такую роль, чтобы какие-то очень сложные вопросы с посредством того, чтобы довести и до СМИ и до других возможностей очень такие серьезные спорные вопросы. В частности, буквально мне сейчас вот, вчера передали такой материал, что при создании Большой советской энциклопедии было указание убрать везде слово "русский", "русское искусство", "русская культура" и заменить на "российские". Вы представляете, что это такое, когда Шаляпин российско-английский певец? И так далее.

Это совершенно неприемлемо. И я очень, конечно, просил бы, чтобы на это обратили внимание, потому что это могут решать такие вот как раз советы и, конечно же, люди, которые, ну, скажем, болеют душой за это.

Поддержать новую концепцию оздоровления телевидения. Вы сегодня слышали прекрасный доклад Решетняк, которая выступала тоже на нашем "круглом столе". Создать отделы социальной рекламы на всех телеканалах. Значительно увеличить процент эфирного времени для социальной рекламы: "Толерантность - путь к гармонии".

Это конкретно предложено было Добровым Валерием Владимировичем - режиссером телевидения, тоже присутствующим здесь. Он провел уже несколько таких программ и несколько роликов, которые шли по всем практически программам телевидения. Но это всё только начало, и поддержки, естественно, никакой.

В целях формирования многонационального культурного пространства продолжить такие фестивали как "Москва - город мира", "Таланты объединяет мир" и другие, открывающие самую главную ценность нашего общества - высокоодаренных личностей.

И от нашего проекта, я просто хочу сказать, что поддержать проект, глобальный проект "Волна будущего" как уже существующий блок в платформе новой культуры, включающий в себя оригинальный архитектурный комплекс "Волна будущего", Международный культурный центр "Волна будущего", Театр синтеза искусств, Детский центр педагогики и одаренности, Исследовательский центр гармонизирующего искусства, Международный фестиваль "Таланты объединяют мир", музыкально-философские салоны. Вернисажи художественного творчества, кино и телестудии.

Я не буду говорить об основных направлениях, потому что вы понимаете, что самое главное открытие талантов и вовлечение их в общую такую систему вот этого единства искусств и создания новых радио, телевизионных, кинопрограмм и так далее, и так далее.

Но в настоящее время проделана следующая работа. Спроектирован, построен Зеленый летний театр в Парке искусств на Крымской набережной, как одна из возможных начальных стадий архитектурного комплекса "Волна будущего", в Парке искусств. И директор парка, я знаю, что присутствует здесь. Действительно это первый какой-то шаг вот к этому крупному, интересному объединению.

Организован Международный культурный центр "Волна будущего" с официальным представительством в 15 регионах: Россия, Германия, Франция, Украина, Белоруссия.

Сейчас мы начали двигаться по регионам России. И в Ярославле, в Серпухове и так далее, это всё мы предлагаем как общую систему, которая разработана здесь, в России.

Создан колоссальный объем музыкального материала, более 100 часов звучания, что позволяет в течение десятков лет осуществлять массу новых музыкальных постановок, предлагаемых в театре "Единство искусств". В том числе грандиозный 20-часовой проект Всемирной летописи, сочиненной в России, который представлен в Книгу рекордов Гиннеса, книгу "Диво" и в очень, скажем, это серьезное произведение. Кроме того, 100 альбомов музыки, это в России. Если это действительно в России, значит, должно быть и здесь.

Разработан проект Исследовательского центра гармонизирующего искусства, то, что мы говорили вот эти технологии, это разработано. И четыре группы сейчас исследуют вот этот музыкальный материал.

Выяснилось, что он обладает не только оздоровительным эффектом, но и раскрывает творческие способности, сбрасывает отрицательную энергию в очагах напряженности, обладает эффектом ослабления негативных социальных явлений. Это всё научный подход, и это впервые тоже сделано здесь, в России.

Проведен Международный фестиваль "Таланты объединяют мир". Предложена программа проведения региональных фестивалей, разработана буквально по дням. И мы два года с Фондом культуры пытались найти отношения, но решили это делать опять же сами.

Это создание "Золотого фонда" высокоодаренных личностей в искусстве и науке.

Разработана предварительная методика педагогики и одаренности для формирования принципа "Единства искусств".

Организован музыкально-философский салом "Волна будущего". И это в тех регионах, которые очень напряженные, у нас в Ставропольском крае сделано и в Ставрополе, Кисловодске и Пятигорске. Там действительно это всё действующее.

Проведены вернисажи русских художников, концерты академических исполнителей в европейских странах и России.

И вот в заключение я хочу сказать, что мы представляем сейчас, объединив все предложения на нашем "круглом столе", и вправе предложить эффективно действующий в современных условиях социально-культурный комплекс в единстве обоснованных научных методов предотвращения негативных явлений, новые идеологии общества ненасилия. Это не просто, скажем, какие-то пожелания, это готовые программы, которые уже были предложены. Они все существуют.

Общественного совета по координации культурных течений в стране. Обновленных информационных массивов с положительным жизненным настроем. Это и толерантность, и вот этой телевизионной программы, и далее.

Разработанной системой масштабной творческой занятости с расширенной сетью работающих центров, с общими интеллектуальными программами. То, что я говорил, у нас сделано в центре.

Создание системы народной дипломатии через интеллектуальные программы формирования общего культурного пространства как с соотечественниками в Европе, так и особенно, это расширяет регионы Азии и Африки, и особенно с Индией очень большие приоритетные такие возможности могут быть.

Научными исследованиями и компетентными рекомендациями комплексного подхода к неограниченным возможностям культурных технологий.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Ну, я еще разочек попробую. Но я это так чувствую, не очень полезно, о регламенте напомнить - 5 минут. Не дали звоночек.

 

 

Я думаю, что сейчас будет нам интересно послушать с вами мнение Лошакова Олега Николаевича. Олег Николаевич - заслуженный художник, член-корреспондент Российской академии художеств.

Лошаков О.Н. Уважаемые коллеги, я хочу начать с конца, потому что боюсь, что я забуду это сказать. А я хочу, прежде всего, поддержать инициативу, выраженную в докладе Иосифа Давыдовича о создании исследовательского центра социально-культурной инженерии и толерантных технологий.

Единственное, в чем я согласен с Сергеем Юрьевичем Глазьевым, что название, оно уж очень такое вычурное, в духе научной фантастики 20-го века, середины 20-го века. И оно немножко, так, как-то с юмором даже воспринимается поэтому. Его нужно сделать простым, доходчивым и очень точным.

А без такого центра вообще очень трудно сегодня рассчитывать на то, что мы можем продвинуться вот в решении тех проблем, которые сегодня обсуждаем с этой трибуны. Потому что вот так просто поговорить о том, что давайте дружить, давайте как-то объединяться, давайте... Это известные уже всем разговоры, которые ничем не заканчиваются. Нужен какой-то орган, какой-то центр, институт, или я уж не знаю что, который позволил бы вот эту объединительную идею воплотить в реальную жизнь.

Ну а теперь хотелось бы сказать о наших заботах, потому что это одна из главных, в общем-то, сегодняшних тем, которые волнуют всех художников. Это, прежде всего о самом существовании наших творческих союзов.

Заседание нашего Круглого стола собрало широкий круг художников всех видов изобразительного искусства, а также педагогов, работающих с детьми разного возраста, в художественных училищах и институтах, представителей традиционных художественных народных промыслов.

Мы активно поддерживаем инициативу Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации о проведении парламентских слушаний «Культура против терроризма» и разделяем основные направления работы, изложенные в «Аналитической записке» по развертыванию и мобилизации антитеррористического потенциала культуры в рамках федеральной целевой программы «К миру через культуру».

Художники близко к сердцу приняли те задачи, которые в этом документе сформулированы, возможно, потому, что впервые за последние годы в нем прозвучал призыв к преодолению кризиса, в котором оказалась не только наша страна, но и все мировое сообщество, предложены пути комплексного выхода из него, а так же выражена уверенность, что знание, умение и опыт деятелей искусства должны быть востребованы при их решении.

Тезис о том, что культура России, брошенная на произвол дикого рынка, не сумела выполнить свою основную социальную функцию – сохранить духовно-нравственную устойчивость общества, верен только в самом общем обозначении. Если же рассматривать сегменты или секторы культуры, то все они были, практически, задавлены политическим и информационным прессом этих лет.

Силовое преобладание политических и информационных сегментов культуры сформировало нынешнюю незавидную российскую реальность.

Призыв разработать Программу совершенствования всех параметров культуры, качественное изменение ее роли, как главной действующей силы развития общества и государства, является важным свидетельством позитивных изменений в поисках современных путей развития страны, попыткой преодоления духовно-нравственного кризиса мирового сообщества и определения новой, активной роли России на международной арене.

В этой связи должна быть подчеркнута важность предложенного учреждения Исследовательского центра социально-культурной инженерии и толерантных технологий, деятельность которого не обязательно должны быть снабжена таким витиеватым названием, в духе научной фантастики середины ХХ века, и даже не обязательно широко афиширована, но, тем не менее, стать важным инструментом участия всех сегментов культуры в формировании этой программы и разработке новой политики и законодательства государства в области культуры.

В Аналитической записке и проекте Рекомендаций мы, конечно, с особенным пристрастием обращаем внимание на четко выраженную мысль, адресованную к Правительству РФ, об укреплении статуса творческих Союзов РФ и региональных организаций, активизации их деятельности, повышении их роли и ответственности в создании в стране атмосферы доверия, согласия, сотрудничества, спокойствия, в духовно-нравственном воспитании населения, а также проект рекомендации Государственной Думе РФ: рассматривать задачу совершенствования законодательства о культуре в контексте обозначенной проблемы, как приоритетное направление своей законотворческой деятельности.

Сегодня для деятелей искусства изложенные принципы являются надеждой на выход из того тупикового положения, в которое загнаны культура и искусство в нашей стране.

Те либеральные идеи, которые последние годы воплощались в жизнь, не способны объединить людей нашей страны, поскольку открыто направлены против нравственных устоев нашего общества.

Мы выражаем надежду, что принятие этих рекомендаций и дальнейшее воплощение их в законодательные инициативы, а затем и в форму Закона, приведет к консолидации здоровых сил общества, откроет путь нового эффективного развития нашей страны, послужит импульсом развития международных отношений на справедливых, равноправных и конструктивных началах, в значительной мере лишит экстремистские, террористические силы их идейно-психологической базы.

Использование потенциала культуры в противостоянии экстремизму и терроризму сегодня сопряжено с необходимостью решения целого ряда проблем, связанных, в первую очередь, с формированием политики государства в области культуры, и формулирования самого понятия культура, без которого не может полностью функционировать ни одна сфера человеческой деятельности.

Для нас особое значение имеет определение роли искусства в системе культуры, как одного из основополагающих инструментов духовного развития общества, развития самого государства, формирование его интеллектуального        имиджа и престижа.

Законодательные преобразования последних лет в России разрушили сложившиеся формы бытования искусства в обществе и государстве, поставили людей творческого труда в очень тяжелое бесправное положение. Оно не соответствует нашим национальным традициям, нормам международного права.

Еще в 1980 году Генеральная Конференция ООН приняла «Рекомендацию о положении творческих работников», в которой подробно освещены принципы, на основании которых государства – члены ООН должны строить свою политику в отношении творческих работников и их профсоюзных и профессиональных объединений. В этой «Рекомендации» особенно ярко и наглядно демонстрируется, каким должно быть отношение к развитию искусства, к роли творческих работников в этом важнейшем деле для культуры каждой страны, для процесса взаимопонимания во всем мире.

Эта «Рекомендация» в современной России не выполняется. Необходимо поставить прочный законодательный заслон разрушению материальных основ существования многих сегментов культуры.

В первую очередь, необходимо позаботиться о существующем творческом потенциале, который заложен в нынешнем составе творческих работников нашей страны.

Многие годы вся жизнь художников концентрировалась и продолжает консолидироваться вокруг Союза, который стал всеобъемлющей системой, обеспечивающей творческие, выставочные, производственные, искусствоведческие, издательские и социальные нужды художников

Государственная власть все последние годы, ссылаясь на опыт цивилизованных стран, а также, на якобы тоталитарный характер творческих Союзов, вело целенаправленную деятельность на лишение творческих Союзов, имевшихся у них правовой базы и инфраструктуры.

Система Союза была аккуратно разобрана. Никто при этом не совершал никаких прямых действий непосредственно против творческого Союза.

В конце 80-х годов, под предлогом необходимости развития хозяйственной инициативы, произошло дробление системы художественного Фонда на отдельные, независимые друг от друга, творческо-производственные объединения, что быстро привело к дефициту финансовых средств, необходимых на уставную деятельность Союза.

Дальнейшие преобразования начала 90-х годов лишили творческие Союзы государственной поддержки, при которой прибыль, зарабатываемая художниками на своих творческо-производственных предприятиях, не перечислялась в бюджет государства, а полностью поступала на уставную деятельность Союза.

Это было сделано в рамках общей политики государства по созданию одинаково справедливых условий деятельности для всех субъектов права в РФ. Тем самым из системы был вынут главный экономический фактор, обеспечивающий финансирование уставной деятельности творческого Союза.

Какая в этом справедливость, если торговля, предприятия, выпускающие стандартную продукцию, и искусство, от которого требуют духовных достижений, приравнены друг другу по условиям экономической деятельности? Разве люди, проводящие в жизнь такую политику, не осознают, что искусство -  это высокозатратная область деятельности, особенно, если это не культурный ширпотреб? Разве они не знают, что достижения в искусстве сопряжены с большими, практически неконтролируемыми затратами времени: - «В грамм добыча – в год труды»? Разве они не знают, что искусство развивается как общественная форма сознания, требующая включения серьезных информационных ресурсов, апробированных средств творческого общения между деятелями культуры, их контактов с широкой общественностью. Разве они не понимают, что для этого нужна целая инфраструктура, обеспечивающая все параметры творческой деятельности и ее свободы?

Для этого нужны, по крайней мере, выставочные залы с современным информационным обеспечением, творческо-производственные комбинаты для выполнения заказов и сложных творческих замыслов, дома творчества – для совершенствования профессионального мастерства, возможности обмена творческим опытом. Особенно важно это для творческого роста молодежи. Содержание этой инфраструктуры должно основываться на стабильных финансовых поступлениях. Именно этот стабильный источник финансирования был отнят у нас этими преобразованиями.

Введенный в действие в 1994 году новый Гражданский Кодекс, запретивший общественным объединениям иметь свои предприятия и учреждения, усугубил положение творческих Союзов. Мы в спешном порядке, под угрозой прекращения деятельности этих предприятий, вынуждены были их акционировать, придать им коммерческий статус, хотя никаких коммерческих целей эти предприятия никогда не преследовали, а всегда были необходимой творческо-производственной базой художников при выполнении художественных заказов.

С этого времени последним источником существования и деятельности творческих Союзов осталась сдача в аренду помещений, находящихся в собственности Союза. Попытки наших творческих секций наладить прием заказов, чтобы обеспечить хотя бы занятость художников, не приводит к положительному результату. Только прикладные виды искусства как-то сводят концы с концами, а станковые виды остаются крайне нерентабельными, в первую очередь, из-за условий налогообложения – тех самых одинаковых и «справедливых» для всех. Колоссальной проблемой рынка изобразительного искусства является тот факт, что на нем обращается очень мало легальных денег.

По нашим представлениям, государство должно было бы быть заинтересованным изменить такое положение. Для этого оно должно вернуть творческим Союзам те возможности и инфраструктуру, которыми они еще недавно располагали. Это позволит резко повысить активность творческих Союзов и их членов, приведет к активизации рынка искусства, улучшит положение творческих работников, создаст предпосылки для развития искусства в стране, позволит задействовать весь творческий потенциал, поставить его на службу общественных интересов. Вместо этого, на основании Федерального закона «О внесении дополнения в часть вторую Налогового Кодекса РФ» налоговые льготы в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, отменяются с 1 января 2006 года.

Данный закон и его реализация повлекут за собой существенные финансовые затраты на выплату налога на имущество, что естественно поставит под сомнение само дальнейшее существование многих организаций, к категории которых относятся творческие Союзы.

Как сказал один известный деятель: «Забит последний гвоздь в крышку гроба …».         Те, кто все это планомерно осуществлял, напрасно надеются, что творческие Союзы умерли. Творческие Союзы, появившиеся на свет как результат предшествующего развития творческих обществ и объединений в России, которым в этом году исполняется 184 года, будут теперь всегда.

Художники единодушны в том, что творческие Союзы являются важнейшей формой творческого и общественного участия каждого из них в жизни общества и государства.

Нынешнее ухудшение положения Союза, отразилось, прежде всего, на творческой жизни художников.      Члены Союзов лишились многих своих прав – прежде всего, права на профессиональную занятость. Материальное обеспечение художников катастрофически ухудшилось. Трудности по их обеспечению индивидуальными студиями-мастерскими многократно возросли. Содержание студий становится художникам не по карману. Социальное обеспечение в сфере творческой деятельности практически отсутствует.

Таким образом, можно констатировать, что постоянно нарушаются фундаментальные конституционные права творческих работников как граждан РФ. Особенно наглядно и бесцеремонно нарушаются эти права по отношению к женщинам-художницам, которые не имеют никаких социальных прав при рождении и воспитании ребенка, если они не работают где-нибудь в штате. Такие условия, практически устраняют художника из сферы государственных и общественных интересов, заставляя его заботиться исключительно о своем выживании.

Необходимо, сохранив существующую законодательную базу общественных объединений и право творческих работников создавать свои общественные организации, выделить особый общественный институт – творческие Союзы, придав им специальный статус и делегировав им часть государственных полномочий по осуществлению крупных культурных программ в стране и обеспечению материальной базы творчества и социальной сферы для их членов.

Одним из самых важных вопросов и трудных проблем в области изобразительного искусства является обеспечение художника рабочим местом.

Творческие Союзы по характеру своей деятельности не могут эффективно функционировать без использования значительного фонда недвижимости. В особенной степени это относится к Союзу художников, который имеет в собственности или в пользовании нежилые помещения творческо-производственных комбинатов, выставочные залы, запасники и другие функциональные объекты, а также значительное количество нежилых помещений, используемых под индивидуальные творческие студии – мастерские художников.

Изменение законодательной базы в стране втянуло творческие Союзы в перманентную процедуру переформирования имущества. Указом от 12 ноября 1993 года № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в РФ» Президент РФ поручил органу по управлению государственным имуществом и его территориальным отделениям оказывать содействие в решении вопросов оформления прав собственности творческих Союзов РФ на объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе творческих Союзов и их отделениях на местах.

Однако на практике такое содействие не оказывается или обуславливается многими дополнительными условиями, которые позволяют чиновникам годами не оформлять помещения, держать их в «подвешенном» состоянии, разжигая таким способом интерес к этим помещениям посторонних лиц.

Указ Президента № 1904, сформулированный очень корректно по отношению к субъектам Федерации, оказался крайне некорректным по отношению к основной проблеме, которую он должен был решить – обеспечить оформление имущества творческих Союзов на основе нового законодательства. Именно рекомендательный характер Указа позволил субъектам Федерации не выполнять его или исполнять частично.

Сегодня это привело к тому, что спустя почти двенадцать лет после его выхода в свет, Союзы вынуждены вести изнурительную борьбу за свое имущество в судах, защищая его от притязания или прямого захвата чужим организациям.

Каждый член Союза так же невольно участвует во всех этих процедурах, так как попытки отъема помещений творческих студий посторонними организациями катастрофически умножились и государственные службы часто поступают крайне некорректно, не выполняя свои же обязательства перед художниками. Есть примеры, когда художники много лет не могут получить помещения для творческой студии взамен изымаемой государством. Можно привести в пример особенно вопиющий случай, когда художники в течение тринадцати лет не могут получить замену.

Есть случаи, когда претенденты на помещения творческих студий, блокируют их и не допускают художников в студии и к своему имуществу в течение многих месяцев. Естественно, что по каждому такому случаю Союзом возбуждаются судебные процедуры, которым нет числа и нет конца.

Мы считаем, что правительства субъектов Федерации, в целях содействия развитию культуры и искусства в стране должны принять решение о полном выполнении Указа Президента № 1904 и закрепить это решение своими распорядительными актами.

Нашу крайнюю озабоченность и негативную оценку вызывают предполагаемые изменения в законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Они принципиально меняют отношение государства к культуре, не согласуются с конституционном положением о том, что Россия является социальным государством. Тем самым, государство во многом снимает с себя заботу о равноправном доступе граждан РФ к культурным ценностям и полностью все обязательства по поддержке творческих Союзов и творческих работников. Кроме этого, сокращение полномочий федерального центра и передача финансирования культуры в субъекты Федерации и органы местного самоуправления, усугубит исторически сложившиеся региональные различия в культурном развитии, а в дальнейшем, может привести к утрате единого культурного пространства России, из-за недостаточного экономического и социального уровня развития регионов, из-за их неспособности взять на себя финансовую и иную ответственность за переданные им учреждения и отрасли культуры.

Мы считаем, что культура – основополагающий фактор в развитии государства и построении современного гражданского общества, поэтому государству, как субъекту власти и права, необходимо создать систему экономических, правовых и иных условий, способствующих сохранению и развитию культуры, как духовной основы существования народа.

Председательствующий. Спасибо.

Давайте советоваться. Уже и в репликах чувствуется напряжение, раздражение чувствуется. Вот у меня есть такое предложение: дать еще три выступления. Сейчас, сейчас... Три выступления в регламенте. Дальше, как мы договорились, - реплики и вопросы, на них оставим чуточку.

Вот я предлагаю выступить... Мы сегодня пригласили с вами и не послушали, а что у нас иностранцы думают, присутствующие с нами сегодня. Да, дадим слово профессору японскому. Он готовился, пришел к нам, специально приехал сюда. Дадим слово. Вот у нас сегодня очень много внимания в первых выступлениях было на пастырей обращено, одному из них дадим, да, если они не будут сильно вот настаивать, чтобы оба выступать. И завершим, как я предлагаю наше официальное выступление, выступлением Гудимы. Гудима - советник министра культуры. (Шум в зале.)

Сейчас, сейчас... Первое и самое главное. Мы сказали: мы советуемся. Если возмущаться, вот как вы сейчас, не надо. Если такой совет не подходит, внесите свое предложение. Пожалуйста.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Честное слово, вот я как бы веду, и договоренность была с президиумом, никакой дискриминации. Это просто, наверное... Все я понял, замечание принимается. Просто мужчин больше чуточку на выступления было записано, поэтому учитывать будем. Я вам объясняю, вы послушайте меня, в зале, послушайте. Вы цифру послушайте, а потом будете, как мне легко с вами сейчас вот сидеть здесь в торце. Записалось 50 человек. Выступило 15. Что вы хотите? Сейчас, сейчас, секундочку. Поэтому дайте отрегулировать тем, кто проводил подобные мероприятия. Пожалуйста, японцы наши дорогие.

Мы сделаем так, что обиженных не будет никого. Всех выслушаем, всех поблагодарим. Пожалуйста, выступайте. Вам немножечко будет побольше по регламенту, но тоже имейте в виду, на часики поглядывайте. Пожалуйста.

Г-н Ишикава. Уважаемые дамы и господа! Для меня большая честь принять участие в такой большой акции на парламентских слушаниях по актуальной теме: "Культура против терроризма".

Я хочу сказать о ситуации "Культура против терроризма" в японском контексте. Я говорю по-русски очень плохо, поэтому я прошу переводчика.

Мне кажется, что японский опыт борьбы с терроризмом имеет все же какое-то отношение к русской действительности.

За последние 60 лет, которые прошли после окончания Второй мировой войны, Япония не испытала удара международного терроризма. И, в принципе, в Японии хоть и существует несколько малых народностей, однако они никак не задействованы в террористической деятельности.

Однако нельзя сказать, что Япония была полностью как бы свободна от террористических актов. Дело в том, что в Японии действовало несколько радикальных групп. Так в 1960 году активистом крайней правой группировки был убит председатель социалистической партии. Кроме того, ими проводилась террористическая деятельность против преподавательского состава университета и против журналистов, которые писали критические статьи в адрес консервативных сил.

Кроме того, в Японии было несколько террористических актов, которые были выполнены крайними левыми группировками. Свои террористические акты они выполняли против правительства, соответственно, и против больших предприятий. И своей целью ставили мировую революцию через насильственные методы.

Однако к середине 80-х годов это противостояние между крайними левыми и крайними правыми группировками несколько ослабло. И можно сказать о том, что размывается как бы граница и размывается идеология, на основе которой они противостояли. В первую очередь это характерно для начала 80-х годов, и вместе с окончанием холодной войны это стало еще более заметно.

Однако если говорить о тенденциях к концу 80-х и началу 90-х годов, то в это время в японском обществе происходят тенденции как бы некоторого отчуждения от общества, и тенденции большей индивидуальности и в данном случае происходит ослабление каких-то групп, сообществ, и молодые люди как бы все чаще противопоставляют себя обществу.

Своего рода спасительной рукой для таких людей, которые уже постепенно отдаляются от общества, стали разнообразные религиозные группы и которые в свою очередь постепенно стали такой базой для создания тоталитарных сект и для проведения террористической деятельности.

Это и было как бы новым источником такого потенциального терроризма. Одиночество, такое отчуждение от общества и возросшая индивидуальность, она еще более усилилась в девяностых годах, когда японская экономика вошла в такое десятилетие полного отсутствия экономического роста. Предприятия, которые оказались в очень сложных конкурентных условиях, они перестали обращать внимание на чувство солидарности своих служащих, и постепенно перестали проводить такую тщательную кадровую политику. Молодые люди тоже перестали иметь какие-то перспективы, и участились случаи того, что молодые люди после окончания университета попадали в компании, но увольнялись уже через год или через два. И в настоящее время в Японии существует большое число, так называемых, вольных рабочих, то есть людей, которые работают время от времени.

Более того, усилилась вот эта конкуренция не только уже на месте работы, но и в школе. И появилось своеобразное разделение на две группы, то есть, это неудачники и те люди, которым везет. В группе неудачников все более усиливались такие тенденции к полному отчуждению от общества и к противопоставлению себя обществу, и, более того, наметилась тенденция как бы преемственности по поколениям. И, на мой взгляд, такая ситуация с отчуждением от общества, она также становится своеобразной "кузницей кадров" для терроризма. На мой взгляд, существует вероятность того, что возникновение, так называемого, терроризма против общества... На мой взгляд, сейчас важно думать о том, как можно как бы свести вместе вот эти индивидуальности, которые стали сами по себе. Дело в том, что влияние семьи в последнее время ослабло, также как влияние местного какого-то локального сообщества. И в данном случае необходимо думать о том, что придет на смену семье или какому-то локальному сообществу. На мой взгляд, вот таким объединяющим фактором может стать работа. И с этой точки зрения предприятие играет важную роль. Предприятия не только обязаны стремиться к извлечению прибыли, но на них также возложена важная роль объединения людей в общество. И, на мой взгляд, у этой корпоративной культуры очень важная роль.

Дело в том, что в условиях глобализации, естественно, усиливается вот это чувство принадлежности к какой-то корпорации. И мне хотелось бы в будущем также подискутировать и подумать о той роли, которую может играть корпоративная культура, собственно, уже как бы в больших рамках, и в том числе в рамках борьбы с терроризмом. Я жду, ожидаю вашего внимания и сотрудничества в этой области.

Председательствующий. Спасибо, спасибо, профессор.

 

Все материалы этого раздела публикуются по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала