Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Парламентские слушания

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

 

 СТЕНОГРАММА 

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по культуре

на тему:

«Культура против терроризма – законодательное обеспечение

 мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом»

7 апреля 2005 года, Малый зал Государственной Думы

 

Страницы:  1  2  3  4  5  6 

 

 

Председательствующий. Пожалуйста, слово предоставляется Шилину Киму Ивановичу, профессору Московского государственного университета.

Шилин К.И. Я хотел бы продолжить линию сразу нескольких выступающих: и Кобзона, и Юрия Андреевича в кратких выступлениях, а также Отца Анатолия.

Ну, я представляю здесь другую религиозную традицию, хотя я сам являюсь ..., но тот тюрбан, который вы у меня на голове видите - это некий символ единства, дружбы, сотрудничества, взаимотворчества русской и индийской культуры.

Я полтора месяца был в Индии со специальным заданием Юрия Андреевича, чтобы попытаться сблизить наши культуры под углом зрения наших парламентских слушаний. В частности, мы начали с Юрием Андреевичем проведение "круглых столов", в этом смысле к тем 23 "круглым столам", которые проведены здесь, в Москве и в России, можно присоединить примерно десяток "круглых столов", которые нам удалось провести в Индии. И смею вам доложить, что индийская культура дает огромнейшее основание для решения проблемы терроризма.

Дело в том, что практически в индийской культуре, поскольку она необычайно миролюбива, терроризм, в принципе, невозможен. И тот терроризм, который происходит все-таки там, идет как бы извне, не изнутри, и это необычайно серьезно для решения мировой, глобальной проблемы терроризма. И в этом смысле нам, русским, при всех различиях наших культур есть огромный смысл объединения наших культур, в том числе под углом зрения снятия угрозы терроризма. Но для этого нужны огромные изменения в культуре, но именно в культуре, не в экономике.

Один из основных пороков сей современной цивилизации заключается в том, что это извращенная культура, ориентированная на внешний для человека мир, внешний для человека и живой природы. И вот этот экологический аспект необычайно ярко и наглядно показывает, что без живой природы мы жить просто не можем, к каким бы конфессиям мы не принадлежали. И мы ее уничтожаем самим фактом того, что цивилизация строится на борьбе человека с природой, на борьбе человека с человеком. Это некое психологическое цивилизационное, не явное основание для всяких форм отклонения, всяких форм девиантного поведения, в том числе и терроризма.

То есть цивилизация - это мягкая форма терроризма, а терроризм - это просто доведенная до логического абсурда цивилизация. И в этом смысле для того, чтобы нам снять глобальную угрозу терроризма и в России, и в мире, нам нужно снять цивилизацию как таковую. Это даст колоссальный практический эффект, потому что в рамках цивилизации мы тратим огромные усилия на борьбу человека с природой, на борьбу людей между собой.

Вот это и привело к историческому рубежу. Дальше мы продолжать движение в цивилизационном русле не можем. Это грозит общей гибелью всем нам. И мы в этом цивилизационном направлении одновременно и палачи, и жертвы. Жертвой является также и природа, которая гибнет прежде нас и вместе с нами.

Вот одно из направлений, которое и в Индии, мирным способом. Название этого издания таково: "Изменение разума: изменение ума или сознания (майнт - английское) террориста". То есть изменение тех культурных оснований, которые характерны для террористической акции. Эти основания у него размыты, эти основания у него полуцивилизационные. То есть цивилизация создает некое глухое недовольство огромной массы населения и проявляется это в актах вандализма, терроризма, экстремизма.

Поэтому для того, чтобы снять вот небольшие группы, сделать их невозможными, террористические акты, необходимо общее изменение, общее развитие культуры. Выход я вижу такой: синтез, объединение, создание двуединой культуры индо-руссия, индо-российской культуры. Наши культуры с Индией необычайно взаимодополняемы, так же как женщина и мужчина. В рамках такого объединения мы можем создать, сотворить, родить, если хотите ту культуру будущего, которая будет безопасна, миролюбива и необычайно творчески развита. То есть путь к этому продолжая линию, которую мой ректор Садовничий обозначил, через высшее образование, через систему образования.

Но его позицию можно было бы дополнить, я с ним договорился о встрече, следующим. Превращение всей системы образования в систему духовно-нравственного совершенства не личности. Это соответствует не только российским православным традициям, это соответствует в еще большей степени восточным традициям. Русское православие, русская традиция, подлинная интеллигентность русская заключается в таком единстве. Только мы свое восточное основание несколько позабыли, а вот западное запредельно преувеличиваем. Моя концепция не означает борьбы с Западом, вовсе нет, и борьбы с цивилизацией. Цивилизация и Соединенные Штаты, которые являются, Буш, является главным террористом в мире, не выбросишь с земли и не надо этого делать. Нужно только понизить их претензии на всеобщность и перспективность. Ни всеобщностью, ни перспективностью американская цивилизация не обладает, и обладать не может.

Я в каком-то смысле даже готов и я на одном из международных симпозиумом высказал такое предложение, что вы... Передо мной сидели два американских профессора. То, что мы в глубокой экологической катастрофе, мы, россияне, русские, знаем, мы это видим. Но мы знаем, как и выйти из нее. Вы не знаете, что вы еще перед гораздо большей страшной катастрофой, это было до 2001 года, до известного террористического акта, вы не знаете перед какой катастрофой, а мы знаем, как выйти из нее. Мы готовы вам оказать творческую духовную помощь.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо большое.

Есть такое предложение. Всех мы любим, но 50 человек, даже если сверх, не дать нам слово. Есть такое предложение: сократить немножечко и перейти как бы с пятиминутного выступления, хотя у нас таких и не было, на трехминутное. Но, я еще раз говорю, зарезервировала выступление последнее как бы, вот такое немножечко обобщающее, советник министра культуры Гудима Тамара Михайловна.

Но до этого, вначале у меня попросила слово и я думаю, что надо дать, она очень многое сделала. Это Тоотс Наталья Александровна - главный редактор журнала "Дельфис". Где она у нас?

Пожалуйста, давайте мы... Только давайте вот так вот, в рамочках, да, договоренности, чтобы просто быть услышанными.

Тоотс Н.А. Дорогие друзья, я буду говорить о науке, о которой сегодня мало говорили, и которая может подсказать совершенно порой неожиданные решения той проблемы, о которой мы сегодня говорим.

Моё выступление будет посвящено науке, которая может подсказать, в том числе и неожиданные решения для профилактики терроризма. Но прежде напомню притчу о том, как один молодой монах предложил Франциску Асизскому пойти проповедовать в город. Тот согласился. Они вышли из монастыря, увлеклись разговором на теологические темы и, пройдя через весь город, вернулись обратно. И тогда молодой монах спрашивает Франциска Асизского: "А когда же мы будем проповедовать?", и тот ему ответил: "Мы это уже сделали. Мы мирно и по-доброму беседовали, люди на нас смотрели и радовались".

Смысл этой притчи очень хорошо укладывается в рамки современного знания. То, о чём говорил монаху Франциск Асизский, можно сказать и языком сегодняшней науки, многие достижения которой доказывают, что душевное и духовное состояние человека отражается на его энергетике, что мысль материальна и представляет собой энергию, которая способна как творить чудеса, так и разрушать, быть средством убийства человека. Так что, держать мысли в чистоте это не просто необходимая духовная гигиена каждого человека, а нравственная задача всего человеческого сообщества. Для психики и здоровья человека, а значит, и всего общества, одинаково опасны, как то негативное, что несут СМИ, так и ответные реакции страха, паники, агрессии, возникающие у людей. А когда они будут понимать, то есть осознают, что их задача не допустить такой реакции (это не значит проигнорировать, не реагировать), то влияние негатива уменьшится. И для выработки у людей такого иммунитета нужны аргументы научного знания. В древности достаточно было слова жреца, святого, проповедника, сегодня это должно быть слово учёного, добытое научным инструментарием.

Приведу ещё один пример. В научном мире широко обсуждается новая теория морфогенетических полей американского биолога Р.Шелдрейка, которая по-иному, чем это было принято раньше, описывает формообразование биологических объектов. Смысл этой теории хорошо объясняет так называемый "эффект 100 обезьян". Достаточно в одном каком-то месте научить 100 обезьян, скажем, чистить перед едой картошку, как на другом конце света обезьяны начнут делать то же самое. Это говорит о существовании некого канала связи, влияющего на развитие биологических видов. Результаты безответственного воздействия на эти каналы могут быть непредсказуемыми. Но может быть и наоборот. Именно о таком преображающем действии синтеза искусств мечтали ещё в прошлом веке композиторы Скрябин, написавший свою мистерию "Предварительное действо", и Инаят Хан, создавший с такой же целью балет "Шакунтала". Опережая своё время, они поняли, что, повлияв средствами искусства на значительную группу людей, можно повысить уровень
 сознания всего населения.

Ежегодно, в течение 5 лет, наш журнал "Дельфис", выходящий 12 лет, совместно с рядом академических научных институтов и на базе Института востоковедения РАН проводит междисциплинарные научные конференции "Этика и наука будущего", в которых принимают участие сотни учёных. На них обсуждаются животрепещущие проблемы современности такие, как роль духовности в познании мира, необходимость построения на Земле духовно-экологической или ноосферной цивилизации, вопросы антропо- и космогенеза и т.д. Мы издаём труды этих конференций. Смысл их синтез знаний, синергетический подход к изучаемым проблемам, что расширяет представление о мире и способствует рождению нового знания.
Синергетическое направление в науке изучает большие нелинейные самоорганизующиеся системы, какими являются и мироздание, и человек, и общество. С помощью синергетического моделирования учёные не только объясняют многие возникающие в нашем обществе тенденции (что позволяет не паниковать, а спокойно относиться к ним как к, порой, неизбежным этапам развития системы), но и подсказывать пути выхода из кризисных ситуаций.

В результате анализа мирового исторического опыта, проведённого крупнейшими российскими синергетиками, возглавляемыми чл.-корр. РАН С.П. Курдюмовым был сделан вывод, что главной задачей современной науки и культуры должны стать поиски нового, так называемого "большого проекта" (можно это назвать и национальной идеей), которым в недавнем прошлом был "советский проект", реализовавшийся в социалистических и ряде развивающихся стран и оказавший огромное влияние на мировую историю. Другой большой проект "суперкапитализма с человеческим лицом" с лидирующей ролью США сейчас с треском проваливается. Результаты подобных работ должны доходить до компетентных органов.
Наконец, в заключение хочу сказать, что на основе нового научного знания уже создаются и новые технологии. Это и нанотехнологии, и эфирные технологии, и др. Существуют лаборатории и производственные объединения, изучающие очень тонкие взаимодействия объектов, в том числе живых и не живых, а также создающих построенные на этих взаимодействиях различные приборы, материалы и т.д.
Например, уже приборно доказано, что, если человек едет в обыкновенном автомобиле в прекрасном настроении, то концентрация СО2 в выхлопных газах уменьшается, а если в плохом увеличивается. Реально уже сегодня создать автомобиль, который просто не заведётся, если в него сядет человек, скажем, киллер.

Поэтому считаю крайне актуальным создание Исследовательского центра социально-культурной инженерии и толерантных технологий. Задачей его может стать выработка на основе тщательного анализа существующих достижений науки и современных технологий рекомендаций государственным органам, общественным организациям и СМИ по вопросам государственной политики в сфере культуры и духовно-нравственного воспитания населения. И тот опыт, что накоплен нами за 5 лет проведения конференций "Этика и наука будущего", а также круг учёных-представителей самых разных областей знания, что сформировался вокруг журнала "Дельфис", это тот потенциал, который с успехом может быть использован в этом Центре.

Председательствующий. Спасибо. Мансурова Клара Шарафовна. 3 минуты, как договорились. А к микрофончику повыше, к микрофончику повыше.

Мансурова К.Ш. Уважаемые слушатели, уважаемые коллеги! Я хочу сказать даже не 3 минуты, а постараюсь за 2 минуты, у меня несколько предложений, которые я здесь заметила.

Первое. Такое ощущение, что у нас страна однополая. У нас сегодня утром в президиуме сидело 10 мужчин вышколенных, великолепных в одинаковых костюмах. Ведь мы же живем в полярном мире, в двоичном мире, где должно быть равновесие между положительным и отрицательным полюсами. Но отрицательный полюс мужчины совершенно не хотят допускать до тягот власти женщин. Они нас видят только на кухне, они нас видят...

Председательствующий. Совершенно несправедливо. Последние 10 женщин выступали.

Мансурова К.Ш. Подождите секундочку. 4 женщины, я пятая. Значит, я хочу сказать, все тяготы власти они берут на себя, а воспитание детей, внедрение культуры, образования они отдают нам, женщинам, и ответственность кладут нам на плечи. Дайте мне, пожалуйста, высказаться.

И потом, я хочу сказать, что одна из главных причин терроризма лежит именно в нарушении равновесия начал. Понимаете, сейчас наши господа-депутаты пока бьют себя в нос, скоро начнут тянуть за чубы и скоро прольется кровь. Пора разбавить этих мужчин женщинами, у которых работает сердечная энергия, сердце. Ведь у нас получается, один мужчины командуют, вы посмотрите. Я не против мужчин, я считаю, что мы должны все быть на двух крыльях, как птицы, и вести весь этот мир вдвоем, и мужчины, и женщины. Но наши мужчины считают, единогласно проголосовали в Думе, не допустим женщин до законодательных органов. Вот вам, пожалуйста.

Мы говорим о культуре, мы говорим о духовности, мы говорим о нравственности, но в то же самое время мы сами не допускаем второе поле нашего мира до управления государством, в хорошем смысле управления. Это первое.

Второе. Все войны, за 3 тысячи лет существования человечества только 250 лет были без войны, мирных. И все войны, как доказал историк ... Мирчи, религиозный историк, богослов, он доказал, что все были на религиозной основе. И поэтому сегодня вот с этой трибуны, я уже в нескольких местах, даже в Башкирии говорила об этом, я считаю, что мы должны основной тезис воспитания принять тезис - единство религиозных идеалов. Это не значит, что надо смешать все религии в одну, а это значит, уважать все религии на уровне идеалов, а идеал - это Господь Бог. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо. Кривцова Любовь Николаевна депутат Московской областной Думы, заместитель председателя комитета, кандидат наук.

Кривцова Л.Н. Дорогие друзья, в этой аудитории не надо нас убеждать, что терроризм можно устранить только через культуру общества и только через развитие духовно-нравственной его ответственности.

Много у нас сейчас негатива в России. И все духовно-нравственные показатели здоровья, они негативные, они страшны. Тут и рождаемость, и постоянные аборты, и самоубийства, особенно среди молодых людей. Кстати, за 2004 год показатель около 8 тысяч человек из молодых людей покончили жизнь самоубийством.

Но как бы не было много у нас негатива, ну уж так получается сегодня, что в некультурной, и на первый взгляд, безбожной и отсталой России духовного-то осталось больше, чем в передовом, прогрессивном, богопослушном западном обществе. Россия, несмотря на разрушительную деятельность СМИ, остается хранительницей духовных ценностей, духовным уголком России. И можно даже сказать, наша традиционная духовность - это закваска для духовной жизни всего человечества.

Здесь приводилась вот депутатом Госдумы доктрина информационной безопасности. Она делала выдержки по духовно-нравственному воспитанию. То же самое у нас сказано и в Конституции, то же самое у нас сказано в Указе Президента Российской Федерации "О национальной безопасности". То же самое, я могу привести выдержки из закона "Об образовании". То есть, да, согласна, законодательство у нас несовершенно. Но почему мы не выполняем то законодательство, которое есть и где говорится о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Депутаты Госдумы, так же как и депутаты субъектов Федерации, на них возложена ответственность не только разработки законов, но и контроля над исполнением законодательства.

И, дорогие мои друзья, что же получается? Что нарушаются права каждого из нас, нарушаются права наших детей. И вот в последнее время я прихожу к мысли, что само вот такое словосочетание "права человека", оно какую-то приняло абстракцию. Но права человека это не абстракция. И они предметно мыслимы только как права человека-личности, как права самобытного человека. А самобытная личность может формироваться только в лоне родного народа, то есть через осуществленную, национальную самобытность. Следовательно, защита прав человека предполагает защиту прав народа на самобытное его развитие, то есть в духе истории, традиций, веры и культуры, присущих определенному народу.

Таким образом, посягательство на самобытное развитие, навязывание ему чуждых начал это одновременно посягательство на реальное осуществление прав человека. И поэтому декоммунизация образования, лишение ее духовно-нравственной составляющей всегда и неизбежно работает и направлена против реальной возможности защиты человеком декларируемых законных прав.

Вы посмотрите в последнее время, какие у нас работают программы, которые направлены на работу с детьми, молодежью и семьей. Это Америка, Англия и другие страны. Здесь выступали ученые: что ж, наш интеллект хуже? А просто, может быть, воля нашего правительства такова, и нам идет навязывание этих программ. И мы должны с этим каким-то образом бороться.

И в соответствии со 122-м законом Российской Федерации, где идет момент разграничения, где определен момент разграничения полномочий Федерации и субъектов Федерации, многое отдается на регионы, и в том числе явная намечается регионализация социальной политики. И естественно, мы вот, как депутаты в регионах, обеспокоены тем, что происходит в стране, и каким образом мы предлагаем выход у себя в регионы из того духовно-нравственного кризиса, в котором мы все оказались?

В прошлом году у нас уже была принята концепция программы "Духовно-нравственное здоровье семьи, детей и молодежи".

Сейчас ведется доработка программы, и я думаю, что в ближайшем времени она будет принята. Я не могу полностью охарактеризовать эту программу за неимением времени, но, если кто проявит интерес к данной программе, пожалуйста, обращайтесь и мы вам поможем и расскажем. И, если у вас будет желание подключиться в данную работу, я вам буду признательна.

Благодарю за внимание. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Для реплики слово Евгению Маркевичу. Но заявил себя интересно - от имени террористов.

Маркевич Е. Теперь тогда я должен... я думал, не придется объяснять. Но тогда придется. Спасибо большое.

Но я действительно начинал свою общественную карьеру как террорист, это правда: я взорвал две бомбы в школе. Был исключен и так далее. Но сейчас я занимаюсь совершенно противоположными вещами - Международный альянс миротворцев МАМ. А сюрприз, раз уж пришлось об этом рассказывать, хочу такой подарить сюрприз аудитории.

СССР, который мы свято верим, что это было там, в 30 каком-то году, в 32-ом, кажется, создан. На самом деле, эта организация была создана в 1916 году, и означает она совершенно другое. Еще будет когда-то, видимо, в скором времени описано, как Сталину эту идею подсказали. А на самом деле, СССР - это ни что иное, как "Си-Си-Си-Пи".... то есть, международный альянс миротворцев, созданный в 1916 году, а официально в 1925 году в Константинополе, в 100-летие восстания декабристов.

Но от себя лично я хочу поблагодарить всех, кто все это устроил и, кто дал возможность госпоже Морозовой, в частности, здесь сегодня быть. А вот, раз уж вы меня выдали, то от имени террористов я тоже думаю, что могу, наверное. Они меня не уполномочивали, но, наверное, они, можно от имени их сказать спасибо нам всем, вы знаете, за что?

Не только нашему собранию, а вообще нашему обществу, нашей позиции. Ну, что такое терроризм?

Это ведь цель терроризма - это, чтобы люди боялись, да? Чтобы люди знали, уважали, считали, что...

Вот мы фактически, одновременно мы делаем много хорошего сейчас, но мы одновременно ведь признаем, что терроризм - это что-то такое очень важное.

Давайте разберемся. Культура - это, конечно, самое важное орудие, оружие в борьбе против терроризма, но против какого? Что такое терроризм?

Вообще-то, позвольте мне такое определение сделать. Терроризм современный, тот, о котором сегодня целый день говорят - это просто бизнес. Там есть четко три круга: есть заказчики, правильно? И известно, кто. Есть организаторы: школы, тренировки, и есть смертники или...

Председательствующий. Женя, уже это не реплика, это уже теория... терроризма.

Маркевич Е. Хорошо, тогда я прервусь. Я просто хотел сказать, что наука... культура действительно может быть решающим средством в борьбе с терроризмом, если мы перестанем бояться, то, вообще, терроризм тот, о котором шла речь, он потеряет смысл.

А вот мне хотелось бы... батюшка сказал сегодня о двух миллионах абортов, а у нас еще полтора миллиона людей, просто так уменьшается наше население. Вот это не опасней ли всякого любого терроризма?

Поэтому я хочу закончить такой фразой. Наши думцы все время говорят, что они ищут и потому некогда принимать там многие вещи они все время ищут объединительную национальную идею. Какая может быть более важная национальная идея, чем выживание действительно нации?

Поэтому вот давайте честно признаемся и громко, везде, где кто может, на всех трибунах, что сегодня самая большая проблема - это духовное и физическое здоровье нации. И вот, скажем, вот эта наша национальная идея, и она действительно всех объединит. Потому что...

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

И вот на этой волне, что культура может всё победить, я предоставляю слово советнику Министра культуры Тамаре Михайловне Гудиме.

Сдавайте, пожалуйста, материалы. По формуле нашего проведения парламентских слушаний мы предложили. Обещаю, что это будет красиво изданный материал, в руки взять будет приятно. Сдавайте материалы.

Гудима Т.М. Парламентские слушания посвящены актуальной теме. Терроризм представляет серьезную угрозу обществу и человеку, развитию цивилизации. Именно культура может и должна стать надежной преградой его распространения.

Цель, которые поставили организаторы парламентских слушаний: мобилизовать духовно-творческий потенциал отечественной и мировой культуры на борьбу с экстремизмом и терроризмом, на устранение причин и условий, их порождающих, достойны уважения и могут быть достигнуты.

Есть две стороны в решении этой задачи.

Очевидно, что чем выше уровень культуры общества, чем больше внимания государство уделяет культурной политике и развитию культуры, тем менее возможен терроризм и явления, его порождающие: неуважение к личности, жестокость, падение нравственности, невежество, нетрудовой образ жизни, стяжательство.

Совершенно справедливо одна из рекомендаций парламентских слушаний предполагает «совершенствование государственного руководства сферой культуры», повышение культуры общества.

За последний год нет оснований говорить о невнимании нашего государства к вопросам развития культуры: регулярно работает Совет по культуре при Президенте Российской Федерации, дважды эти проблемы обсуждались на заседаниях Государственного Совета. Правительство России на своих заседаниях рассмотрело в октябре вопрос охраны культурного наследия, в декабре - «Об основных направлениях культурной политики», в июле данный вопрос будет рассматриваться снова, в мае предполагается рассмотрение состояния и перспектив развития музеев-заповедников, национальных парков и особо охраняемых территорий. Это радует.

Такое частое обращение к вопросам развития культуры не случайно. Принципиально изменились экономические, социальные, политические характеристики общества и в новых условиях необходима новая культурная политика. Формирование ее идет трудно, культура - сложная сфера, в ней особое место принадлежит традиции, накопленному духовному, интеллектуальному богатству. Здесь нельзя махать саблей, проводя непродуманные реформы. Разрушенные заводы мы восстановим, заброшенные земли вспашем и засеем, а в культуре разрушенное невосстановимо, и новая культура на пустом месте не возникает.

Разрушение культурных ценностей, небрежение к ним, неуважение к созданному предшествующими поколениями - первая и основная причина, взращивающая нигилизм, невежество, варварство и как следствие — экстремизм и терроризм.

Широко известна народная мудрость: «Выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее ударит по тебе из пушки».

Критически анализируя современное состояние культуры в России, необходимо отметить следующее.

Идеологическое многообразие, реализуемый конституционный принцип свободы творчества способствовали развитию творческой инициативы, особенно на местах — в регионах России. Сложилось многообразие художественных стилей и методов, возникли новые театры, музеи, картинные галереи, творческие союзы. Многие организации (учреждения) культуры работают по-новому, отражая самые разнообразные запросы и потребности населения.

Несколько цифр: за последние десять лет число музеев в стране увеличилось с 1257 (1990 г.) до 2229 (2003 год), число профессиональных театров с 375 до 568, число концертных организаций и коллективов со 175 до 282.

Нас радует то, что содержание работы учреждений и организаций культуры все чаще включает в себя решение образовательных и социальных вопросов. Особенно это наглядно в деятельности музеев-заповедников и учреждений культуры небольших городов и сел. Интересный опыт такой работы есть в музее-заповеднике «Михайловское» Пушкиногорского района Псковской области, в Ясной Поляне - музее-заповеднике Л.Н.Толстого Тульской области, в Вологодской области, республике Карелия и ряде других мест.

Вместе с тем последнее десятилетие в развитии культуры характеризуется и целым рядом негативных тенденций, последствия которых могут быть разрушительными. По ряду регионов и в стране в целом происходит сокращение учреждений культуры, а значит уменьшение возможностей доступа людей к культуре, общения с ней. Прежде всего, это относится к массовым учреждениям культуры: число библиотек сократилось с 63 тысяч до 51 тыс., а число читателей с 71,8 млн. человек до 58,9 млн. Число посетителей музеев сократилось с 89 млн. человек до 73,8 млн. чел., зрителей театров с 53,9 млн. чел. до 29,1 млн. чел., зрителей концертных мероприятий стало меньше в 4 раза (на 49 млн. человек). Число учреждений культурно-досугового типа сократилось с 72,6 тысяч до 53,6 тысяч, а киноустановок в 5 раз (сравнение состояния сети учреждений и организаций культуры 2003 года по сравнению с 1990 годом).

Это не просто количественные показатели, это ответ на вопрос, как государство выполняет свою конституционную обязанность: «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (статья 44 Конституции Российской Федерации).

Сокращение учреждений культуры продолжается, уменьшаются возможности для большинства населения, в том числе для детей и молодежи приобщения к ценностям культуры. Это непосредственно связано с экономическим уровнем жизни, с дороговизной транспорта и сокращением внутреннего туризма, с ростом стоимости билетов на культурные мероприятия, с сокращением объемов гуманитарной подготовки в школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другими причинами.

В этих условиях одним из эффективных средств защиты культуры является законодательство. К сожалению, после принятия федеральных законов № 122 и № 131 оно находится в неудовлетворительном состоянии.

Так, после принятия Федерального закона № 122 в действующий Закон «Основы законодательства о культуре» внесены изменения, исключившие, признавшие «утратившими силу» половину статей этого закона, в том числе статьи, определяющие ответственность государства за финансовую поддержку учреждений культуры и творческих союзов; стимулирующие развитие многоканального финансирования. Из закона исключены все виды социальных льгот для работников культуры, в том числе для тех, кто работает в сельской местности. Это при том, что заработная плата в культуре остается одной из самых низких.

Все остальные законы, регулирующие отношения в сфере культуры, построены на основе этого Закона и также оказались существенно измененными, разрушенными принятием Федерального закона № 122.

В этих условиях основной задачей является принятие нового Закона «О культуре» на базе подготовленной и принятой Государственной Думой Российской Федерации более двух лет назад новой редакции «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». В таком Законе предстоит изложить основы государственной культурной политики, обеспечивающей реализацию конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни. Закон должен предложить законодательный механизм развития культурного процесса, а именно внедрение новых форм культурной деятельности, расширение субъектов культурного созидания, поддержку творческих инициатив.

Потребность в таком законе крайне актуальна и мы обращаемся к Комитету по культуре по возможности ускорить эту работу. В соответствии с просьбой Комитета Министерство выделило специалистов из всех департаментов для практического участия в подготовке законопроекта ко второму чтению.

Для создания условий развития культуры и правовой защиты работников культуры необходимо принять еще ряд законов. Перечислим только самые актуальные.

В условиях становящейся рыночной экономики для соединения усилий государства и частного капитала необходимо законодательно закрепить правовые основы взаимоотношения бизнеса и культуры, обеспечить экономическую заинтересованность вложений капитала в культуру. Эту задачу может решить закон «О меценатах и меценатстве». Проект такого закона направлен Комитетом по культуре Государственной думы в Министерство. На наш взгляд, он нуждается в доработке. Сейчас этим занимается Совет по частно-государственному партнерству, созданный при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Широко известна печальная судьба закона «О творческих работниках и их творческих союзах», который два раза принимали Государственная Дума и Совет Федерации и дважды отклонял Президент. Но проблема создания условий для творчества и поддержки творцов, взаимоотношений государства и творческих союзов остается нерешенной. В последнее время она резко обострилась: художники не в состоянии оплачивать аренду мастерских, а без них лишаются возможности заниматься творчеством, не урегулирована система социального обеспечения творческих работников с учетом специфики их деятельности, вопросы гарантированного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, особенно тех категорий творческих работников, которые являются свободными художниками и не работают по трудовому договору. Решить эти проблемы можно внесением поправок в базовое законодательство либо принятием специального закона.

Нуждаются в дальнейшем совершенствовании Законы «Об авторском праве и смежных правах», «О библиотечном деле», музейное законодательство.

Уровень развития культуры в разных регионах страны не одинаков, в том числе и по обеспеченности разных областей и республик учреждениями культуры, разные возможности региональных бюджетов. После принятия Федеральных законов № 95 и № 131, разграничивающих полномочия федеральных, региональных органов власти и местного самоуправлениия, эти различия будут увеличиваться. В ряде регионов уже сейчас создается крайне тревожная обстановка, когда из-за ограниченности бюджетов учреждения культуры должны прекратить свое существование. Лишаются финансовой поддержки и памятники истории и культуры.

Несколько цифр.

Если взять за общий показатель обеспеченность учреждениями культуры населения из расчета на 100 тысяч жителей, то в Республике Алтай работают 81 библиотека, 96 клубов и домов культуры, 1 концертная организация, 1,5 музея, 7 музыкальных школ, а в Краснодарском крае - 24 библиотеки, 24 клубных учреждения, 0,14 концертных организации, 0,89 музея, 3,5 музыкальных школ. Еще хуже показатели в Хабаровском крае и ряде других регионов. Перед федерацией стоит задача выравнивания уровней культурного развития как необходимого условия создания единого культурного пространства, способствующего преодолению социальной и национальной неприязни, формированию доверия и взаимопонимания между людьми.

Министерство встревожено тем, что Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно сокращает полномочия и ответственность местных органов власти за развитие культуры. Именно в муниципальной собственности сосредоточено 97% учреждений культуры Российской Федерации (2,6% принадлежит субъектам Российской Федерации, 0,4%учреждений культуры относятся к федеральному подчинению). Именно на этом уровне происходит массовое производство и потребление услуг культуры. Мы благодарны депутатам - членам Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации за то, что они разработали и внесли для рассмотрения в Государственной Думе существенные поправки к этому Закону. Мы согласны с содержанием этих изменений и дополнений и надеемся, что они найдут поддержку депутатов из других комитетов.

Чем больше государство будет делать для развития культуры, чем культурнее будет становиться общество, тем невозможнее станет терроризм и экстремизм. И это главный вывод из сказанного.

Есть и вторая сторона данной проблемы: каково содержание деятельности различных учреждений культуры, какие идеи и ценности несут в общество произведения литературы и искусства. Вопрос, прозвучавший в начале XX века: «С кем вы, мастера культуры?!» - актуален по-прежнему. А.С.Пушкин видел свою заслугу перед обществом в том, что «чувства добрые я лирой пробуждал», Н.А.Некрасов имел право заявить: «Я лиру посвятил народу своему, быть может, я умру, неведомый ему, но я ему служил, и сердцем я спокоен».

Такие оценки смысла и цели творчества, данные выдающимися представителями отечественной и мировой культуры, можно продолжать бесконечно.

Свобода творчества является несомненной ценностью. Она -необходимое условие творчества. Это позиция государства, которая не оспаривается. Но результаты творчества живут в обществе и оказывают непосредственное влияние на духовную жизнь людей. Так же, как и вся культурная деятельность обращена к людям, ее итогом может и должно быть возвышение, облагораживание людей.

Мы не сторонники введения цензуры в любой форме. Но мы считаем необходимым ставить вопрос об ответственности художников, всех деятелей культуры за состояние общества, прежде всего нравственное, интеллектуальное.

Нас крайне тревожит, что многочисленные детективные сериалы с жестокими убийствами вырабатывают у людей равнодушное отношение к самому факту убийства человека. Невольно вспоминаешь Достоевского, его «Преступление и наказание», в котором абсолютно точно доказывается, что, убивая старуху-процентщицу. Раскольников убивает самого себя, он не сможет нормально жить. Культура в своем высоком смысле всегда гуманистична, человек для нее - главная ценность и смысл. Наша отечественная культура всегда отличалась именно этим — уважением к человеку, его чувствам, она умела «на дне» разглядеть человеческое достоинство, утверждала не унижающую жалость к человеку.

Ярчайшим доказательством этого является большая часть литературы, кинофильмов, спектаклей, изобразительных искусств о Великой Отечественной войне. «Судьба человека» М.Шолохова и одноименный фильм, «Вечно живые» В.Розова, к/ф «Летят журавли», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «Живи и помни» В.Распутина и многие-многие другие произведения. Жестокая реальность войны, смерти и страдания, но во всем этом ужасе прекрасные, красивые люди, понятные и близкие, шагнувшие из самой жизни. В этом и есть смысл культуры, ее главное назначение.

Комитет по культуре Государственной Думы Российской Федерации, депутаты законодательных собраний разных уровней проявляют оправданную озабоченность содержательным наполнением нашей культуры, нравственными и духовными ценностями, распространяемыми на самую широкую аудиторию средствами массовой информации. Комитет стремится оздоровить, улучшить обстановку, разрабатывая специальные законы: об ограничении оборота сексуальной продукции, о Высшем Совете по этике и нравственности в средствах массовой информации. По разным причинам эти законы до сих пор не приняты, хотя их актуальность очевидна.

Недавно в Министерство поступил законопроект «О государственном регулировании шоу-бизнеса», одним из разработчиков которого является И.Д.Кобзон. В пояснительной записке к этому законопроекту говорится о том, что целый ряд шоу-программ стимулируют низменные неуправляемые реакции, агрессивность, формируют дурной вкус. Разделяя эту озабоченность, Министерство культуры готово объединить с депутатами усилия по работе над этим законом.

Очень многое могут сделать для повышения роли творцов-художников, всей культуры в борьбе с терроризмом творческие союзы. Вместе с задачами поддержки художников, создания условий для творчества, время требует ответственности, гражданского мужества в борьбе за человека. Именно культура способна не просто помочь человеку (утешить, успокоить), а возвысить его, вдохнуть оптимизм, дать новые силы для творческого труда.

Председательствующий. Спасибо. А в том, что продолжение будет, вы можете не сомневаться, для этого они и делаются. Вы знаете, как, дальше все будет работать, вытяжки будут сделаны из этого.

Два последних выступления в качестве реплик. Слово предоставляется Муслимовой Миясат Шейховне, Советнику Председателя Народного Собрания Республики Дагестан. Но условились, договорились по 3 минуты. И Халитов Ахмед Харисович. И на этом заканчиваем.

Муслимова М.Ш. Вы знаете, насколько, когда мы получили текст доклада Народным Собранием, подготовленные Комитетом по культуре, насколько мы были удивлены совершенно другим языком изложения, таким эмоциональным, пронизанным тревогой за судьбу культуры. Это заставило меня сюда приехать.

Правда, вторая часть, я скажу, разочаровала. Потому что, я думаю, все-таки тема культуры настолько широка, что у нас была опасность уйти в стороны, и мы уходили в разные стороны. Что же делать? Но, кроме того, сама культура настолько вбирает в себя много тем, что нам нужно все-таки суметь сузиться и говорить о нашей главной проблеме сегодня, о том, как реально культура может помочь в борьбе с терроризмом.

В этом смысле, я думаю, что, во-первых, сам факт, что у нас сегодня нет представителей от Северного Кавказа, спасибо, что мне хоть в конце дали три минуты, я вам очень благодарна, это факт, что мы не вполне готовы реально на деле решать эту проблему. Потому что решать проблему терроризма очагом, который во многом сегодня является Северный Кавказ, не выслушав их позицию, не вступив с ними в диалог, а только вот ограничившись, конечно, эмоциональным и несколько сумбурным изложением случайно пришедшего человека, это нереально. Поэтому сегодня уже не может быть подробного разговора, я просто обобщу то, что было сказано, и несколько слов еще по этому поводу.

Во-первых, я согласна с тем, что уже говорили. Я думаю, что мы все в этом едины, мы осознали одно, что типичная триада, которую мы сегодня слышим по телевидению и в политике, вот приоритет: политика, экономика, культура, надо перевернуть: культура, политика и все остальное оттуда вытекающее. Пока мы на словах воспринимаем как красивую какую-то метафору это выражение. Но пока мы не осознаем, что это единственный путь спасения человека через обращение к личности и к душе каждого из них, у нас до этого не будет перемен. Поэтому культура - это единственный инструмент, который может по-настоящему избавить нас от угрозы терроризма.

Но, к сожалению, не будем преувеличивать, культура не в состоянии одномоментно и быстро эту проблему решить. Мы ... ждем быстрого и скорого решения проблемы. Поэтому нужно осознать, что наши действия в этой области должны быть длительными, постоянными, непрерывными и мы не можем надеяться сразу на результат. Это, конечно, огорчает, но это реальность, из нее нужно исходить.

Говоря здесь о культуре, я хотела бы сказать одно. Я считаю, что культура, она, к сожалению, отступает, и мы все это признаем. Но русская культура, которая формировала единое пространство российское - СССР, и наше постсоветское пространство, она не должны уходить из наших национальных регионов. Она должна сохраняться в ней. Она должна давать возможность быть услышанной до конца.

Мы не имеем право потерять культуру не только для русских, русскую культуру, но и национальных наших республик. Потому что благодаря русской культуре национальные республики выходят на диалог с европейской цивилизацией. Мы начинаем больше и лучше друг друга понимать. Это единственное место встречи, где мы можем по-настоящему понять друг друга не в политике, не в экономики, а, прежде всего, в культуре. Но мы ее вряд ли хорошо знаем. Сегодня, сидящий со мной рядом собеседник, беспокоилась вопросом, я его озвучу.

Вопрос был такой. Как может помочь наша культура обуздать терроризм людям другой национальности, другой ментальности? У них другая культура, у них другие нравственные понятия, они не следуют нашим нормам поведения. Это тоже один из напрашиваемых вопросов. Но я думаю, что здесь заложена большая ошибка от незнания культуры, потому что и нравственность у них не такая уж другая, поверьте мне, и нравственность, похожая во многом. Другое дело, что знать другого необходимо. Мы знаем русскую культуру, но хотелось бы, чтобы русская культура знала национальные культуры.

Председательствующий. У меня просьба. Посидите минуточку, мы, чувствуете, подгребаем к концу. Слова благодарности скажем, посидите маленечко, осталась уже прямая финишная.

Муслимова М.Ш. Я хочу сказать, что то, что русская литература уходит из школьных программ, из вузовских программ разных вузов, то, что в ней нет литературы народов России это мешает нашему взаимному пониманию. Сегодня говорил товарищ - представитель космонавтики, что мы видим потрясающие разрушения правосознания в стране, о том, что необходимо этическое государство, но одним из лучших средств воссоздания этического государства является возвращение ... к ценностям культуры и которое лучше всего выражено в русской литературе, в мировой литературе.

Поэтому я думаю, введение этих курсов, усиление их позиций, доступность культуры, о чем мы говорили, это хорошее средство воспитания и образования детей.

И еще по поводу религии. Вы знаете, я не согласна с теми, кто считает, что религия это единственный путь возвращения к духовным началам. Сегодня реальность такова, сегодня что религия используется для того, чтобы разъединять людей. Но культура это единственный мощный поток духовности, который вбирает в себя часть и религию тоже, как часть этой духовности, и позволяет в ней действительно свободно ориентироваться и чувствовать равенство свое и чужого человека.

Поэтому я считаю, что изучение религии на ранних этапах, в школах, попытки этого есть, они опасны, потому что ребенок не сформировался, его личное "я" еще не существует. Он внушаем. А когда у ребенка сформировалось личное самосознание, когда он стал личностью, причем через русскую литературу, родную литературу, мировую литературу, потому что она учит видеть собственное "я" и проживать историю человечества, как свою собственную историю, тогда мы можем научить состраданию и уметь слушать человека, этому умению.

Поэтому я думаю, что мы едины в том, что необходима культурообразующая среда. Для этого нужно сохранять государственные школы, не продавать, не приватизировать школы, дворцы пионеров, которые когда-то в советские времена строились, и все объекты культуры. Муниципалитеты не спасут их, это угроза огромная. Поэтому государство должно сделать, если считается, что духовная сфера мало материальная, неощутимая, давайте назовем это духовным оружием, и пусть графа бюджета выделяет отельной строкой огромные финансы, как на оружие, потому что им не понять метафорический смысл этого слова, если им нужно прямое значение. Но культура - это единственное настоящее мирное оружие, которое всех нас объединяет, и мы легко поймем друг друга вне зависимости от веры, от национальности и места проживания.

Три года назад в Хасавюрте, городе, сотрясаемом взрывами, был страшный взрыв. От взрыва погибла женщина 20-летняя. Она были убита, убит 3-х летний ребенок, и от силы взрыва из чрева выбросило дите, еще не родившееся. Это страшная метафора, сегодня терроризм убивает тех, кто еще не родился. И ради того, чтобы спасти детей, которые еще хотят придти на эту Землю, мы должны сделать все, чтобы политики понимали, культура это определяющее.

Сегодня выступал мой земляк, я видела его боль, хоть он не смог сразу сформулировать, что он хочет сказать. Я думаю, он хотел сказать одно, если мы с вами сделаем так, чтобы культура определяла нашу жизнь, тогда политика будет другая. Она будет вынуждена считаться с культурой, и в политику придут образованные люди, ценящие достижения культуры, и мы будем жить в ином обществе. Это длительный процесс, но это надо работать ежедневно. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо. И последнее выступление - Халитов Ахмед Харисович, пожалуйста.

Халитов А.Х. Благодарю вас за внимание. Юрий Андреевич, когда вы планировали, вы сказали, чтобы тема "Культура против терроризма" была насыщена конкретными предложениями решения проблемы. Поэтому я не буду у вас отнимать много времени, мне сказали, 3 минуты. Я каждый раз выступаю, россиянин, ты богаче всех. Тут были выступления: денег нет, то, другое нет и так далее. На 3 процента населения 52 процента наших мировых ресурсов.

Если мы все эти по ресурсным паспортам распределим на каждого присутствующего, на ваших детей, предков, знакомых и так далее, мы сами будем финансировать все культурные мероприятия, которые здесь предлагали ученые разных направлений.

Вот это решение совершенно конкретно, оно реально, потому что оно не мной придумано. Как мусульманин, как татарин могу констатировать: еще 1 тысячу 425 лет Пророк Мухаммед, когда еще Европа была на деревьях, уже провозгласил арабский мир, и мусульманские страны превратили еще вчера нищий этот край... Сегодня мы говорим: ах, Абу-Даби. Кстати, этих людей благодаря русской культуре, здесь их обучали, но они отлично помнили культуру, религию Бога. Мы забываем одну вещь, ясную всем: этот рынок предлагает нам вернуться к культуре зверя, когда вырывать можно было изо рта. Если мы, наш вектор идет к Богу, к небу, к душе, то мы с вами будем следовать нормам нравственности. Их можно очень хорошо реализовать, если мы с вами не будем делить.

Я вот татарин, мусульманин. Здесь есть православные, русские и другие. Есть у Пушкина выражение: "Поскреби русского - проснется татарин". Так давайте мы проснемся все с единой целью - богатств много, целей много, нравственность у нас у всех есть. Не дадим погибнуть русским и давайте спасем в первую очередь русских. Я объясню почему. Если исчезнут русские, их уничтожат, то уж нас, татар и дагестанцев, пощелкают как орехи. Давайте объединяться.

Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Парламентских слушаний не состоялось бы, даже если мы, депутаты, очень бы старались, поверьте мне, если бы не было личности, которая носит фамилию Агешин. (Аплодисменты.) Агешин Юрий Андреевич - координатор парламентских слушаний - сделал все, чтобы у нас сегодня состоялась продуктивная, продолжительная, не совсем, может быть, направленная, да оно так и не могло быть. Но цель парламентских слушаний - потом сесть и внимательно выудить все, что полезное и внести часть в законодательные инициативы, часть предложения правительства, предложения министерству и эта работа будет продолжаться.

Сейчас я хотел выразить слова благодарности Агешину и предоставить ему слово для заключения наших парламентских слушаний. (Аплодисменты.)

Агешин Ю.А. Дорогие друзья! Прежде всего, хочу переадресовать главную заслугу за организацию и проведение парламентских слушаний, конечно же, Комитету по культуре. Именно под его флагом, по его инициативе развертывалась вся эта многообразная, многоуровневая, многосложная подготовительная работа. Именно председатель Комитета И.Д. Кобзон выдвинул тему слушаний, дал старт работе, осуществлял контроль за ее ходом. Книга И.Д. Кобзона «Культура против терроризма», изданная к слушаниям, но переданная в оргкомитет еще в рукописи, во многом служила ориентиром для погружения нас в тему. И, конечно, хотел бы выразить благодарность общественному оргкомитету, который самоотверженно, без выходных, без малого полгода напряженно работал для того, чтобы сегодняшние слушания состоялись. Костяк команды составили сотрудники общественного движения «Новая Страна» и международной ассоциации «Мир через культуру». (Аплодисменты).

Настоящие слушания, как сказано в докладе И.Д. Кобзона, – это только первый этап мобилизационного проекта Комитета по культуре «К миру через культуру». Участниками этого мобилизационного проекта являются все деятели, все работники культуры, которые осознают свою ответственность за то, что творится на нашей Земле, за положение нашей культуры и испытывающие уверенность в том, что нам по силам многое изменить, переломить разрушительные тенденции, обеспечить восхождение России как великого государства и нашей культуры как великой цивилизационной культуры мира.

Каков будет следующий этап нашего мобилизационного проекта?

Думаю, что самая злободневная, самая неотложная задача –восстановление социальной справедливости. Ведь пока существуют на земле социальная несправедливость, неравенство, национальная рознь, экономический диктат, расизм, почва для экстремизма и терроризма остается. Как быть? Как побороть, как искоренить эти глубинные причины экстремизма и терроризма?

Недавно я вновь посетил священный для меня Ашрам Гобинд-Садан в Нью Дели (Индия) и задал этот вопрос своему духовному наставнику, известному индийскому святому Баба Вирса Сингху.

Он подтвердил, что с социальной несправедливостью нельзя мириться, нужно бороться, активно и устремлено ее изживать…

- Как? – страстно вопросил я? - Значит снова война, снова кровь… Или обратиться к олигархам и сказать: ребята, вы же ведь неправедно владеете миллиардами. Давайте, дорогие мои, во имя народа, во имя сограждан, которые нищенствуют, как-то находить выход из положения? Но это же – дохлый номер. Олигархов словами не проймешь!

- Да, - задумчиво продолжал Учитель, - это очень непростая, очень нелегкая задача. И, тем не менее, решаться она должна ненасильственным путем. Это – главное. А спектр возможностей ее решения весьма широкий. В том числе и средствами убеждения. И если вы не сумели убедить ваших олигархов встать на путь социальной ответственности, то вина за это ложится не только на них, но не меньшая – на вас: это вы не нашли нужных слов, не нашли убедительных аргументов, не доказали, что в их же интересах проводить социально ответственную политику. В этом и заключается вся мудрость, все искусство убеждения. И деятели культуры в наибольшей степени способны овладевать этим искусством.

Вот здесь-то мы и подходим к особой миссии и особой ответственности деятелей культуры – инженеров, архитекторов человеческих душ - в деле формирования общественного мнения, утверждения ключевой ценности культуры - общечеловеческих норм и принципов морали. Осознание этой своей миссии и понимание необходимости сегодня и сейчас начать полномасштабную ее реализацию и является насущнейшей задачей наших дней.

Именно деятели культуры должны начать своего рода крестовый поход за веру в общечеловеческую мораль, возвышение морали, признании ее высшим мерилом человеческого поведения.

Главное здесь – не умение морализировать, а каждодневно, в трудовых серых буднях, всей жизнью, собственным примером утверждать любовь, сострадание, терпение, справедливость – все те качества, которые и составляют первородную субстанцию морали.

За годы перестройки и, так называемых, либеральных реформ духовная ось российской жизни очень сильно деформировалась. Произошла чудовищная духовно-нравственная деградация общества, И все это, конечно, не могло не сказаться на отечественной культуре.

Но для того, чтобы реально влиять на формирование общественного мнения, деятели культуры – ученые, писатели, художники, музыканты, артисты, журналисты – т.е. созидатели и творцы Великой Культуры - должны вернуть себе статус высшей национальной элиты, законодателей мод в духовной сфере, в общественном мнении. Только тогда их коллективное мнение станет определяющим в оценке явлений, процессов, поведении и действий руководителей государств, политиков, предпринимателей, простых людей.

Возрождение роли общественного мнения, превращение его в решающее мерило поведения людей, сделает невозможным не считаться с ним, нагло игнорировать его и продолжать жить своекорыстными эгоистическими интересами. Деятелям культуры, осознавшим свою особую значимость, свои возможности, важно не заискивать и не раболепствать перед власть имущими и власть предержащими, не идти к ним в услужение, а последовательно и твердо стаять на позициях идеалов и ценностей Великой Культуры и добиваться реальных изменений в общественном сознании.

Именно деятелям культуры по силам создать такую атмосферу в обществе, которая сделает постыдным, невыносимо постыдным роскошествование в Куршавиле или покупку «Челси», или яиц Фоберже в условиях, когда твои соотечественники на Родине бедствуют, умирают от голода, когда ветераны войны погибают не на войне, а в мирной жизни, примерзая к полу в замороженной квартире; когда на бескрайних просторах твоей Родины от 2 до 5 миллионов беспризорников.

Должно быть невыносимо стыдно получать не за счет своего ума и талантов, а за счет грабительской эксплуатации общенародных природных ресурсов, за счет здоровья, нещадной эксплуатации своих сограждан прибыль в размере 200-300 процентов годовых тогда, когда весь мир довольствуется 5-20 процентами годовых, а все остальное добровольно возвращается государству, людям – своим соотечественникам. Так делается в Норвегии, в Арабских Эмиратах, других странах цивилизованно эксплуатирующих национальные природные богатства.

Конечно, в обществе всегда будут богатые и бедные. Но разница между этими полюсами в нравственно нормальном обществе должна постоянно сокращаться, а не как сейчас – стремительно возрастать. Поэтому ответственность богатого гражданина за судьбу страны, за мир, спокойствие и стабильность – особая. Деятели культуры могут и должны разъяснить богатым, что их святая нравственная обязанность – проявлять постоянную и действенную заботу о полюсе бедности и реально обеспечивать всем, кто там находится, достаточно приличную, достойную жизнь, соответствующую возможностям самого богатого государства в мире.

И именно под прессом общественного мнения, под прессом Культуры должна утверждаться практика, когда богатые будут жить так, что окружающие их люди будут согласны с их образом жизни, признавать их право на богатство. Только тогда люди будут готовы сохранять, поддерживать и защищать это хрупкое равновесие между богатством и бедностью. Рядовые граждане в массе своей будут ценить свое место и роль в сложившемся социально-экономическом механизме жизни, удовлетворены своей нишей, будут стремиться обустраивать не только эту свою нишу, но и весь механизм, позволяющий им достойно выживать.

Информационная революция, научно-технический прогресс существенно расширяет наши возможности, делают более многообразным и эффективным инструментарий воздействия на умы и сердца людей, приобщения их к идеалам и ценностям Великой Культуры. В совокупности весь этот инструментарий и составляет понятие социально-культурной инженерии. В полной мере разделяю, содержащиеся в докладе И.Д. Кобзона рекомендации в адрес Президента РФ о создании Исследовательского центра социально-культурной инженерии и толерантных технологий.

Я еще раз благодарю всех, кто принимал участие в этих слушаниях. И хочу выразить уверенность, что мы продолжим наше трудное восхождение, и я убежден, что созрело время, когда мы сможем оказывать все более серьезное, все более действенное воздействие на политическую, экономическую, социальную жизнь и добиваться, чтобы в России проходили диктуемые жизнью преобразования.

Спасибо вам.

Председательствующий. Спасибо.

Теперь присутствующим, у нас... я уже депутат не первого созыва и как бы есть...

У нас очень хорошие прошли слушания и по количественному, и по качественному, и вы поверите, что и по продуктивности будет результат. Поэтому мы вам очень благодарны. А то, что у нас с вами предстоит дальнейшая работа, это говорит о том, что нам с вами надо... Есть недостатки, наверное. Я извиняюсь, если что-то получилось не так, но вот, по крайней мере, старался, чтобы не обидеть никого. Но так не бывает. Поэтому, если я что-то сделал не так, прошу прощения. И всем огромное спасибо. Дай нам бог успехов в этом нелегком, но очень благородном деле.

 

Все материалы этого раздела публикуются по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала