Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Мировоззрение и образ жизни: слово и дело

Джордж Керилей

 

Чтобы перейти от варварства к цивилизации, необходимо столетие;

чтобы перейти от цивилизации к варварству - достаточно и одного дня.

 - В. Дюрант

Вопрос, который ставит перед собой наш симпозиум, далеко не академический и отнюдь не праздный. Если нас заботит не только происходящее лично с нами, то мы обязательно зададимся вопросом: "Что мы оставляем своим детям и внукам?" Большинство людей, ограничившись проблемами ежедневного выживания, перестали интересоваться тем, что выходит за рамки нужд дня сегодняшнего. Но если мы не можем и не хотим увидеть основание, на котором стоим, гонку за выживаемость мы уже проиграли. Боюсь, у нас есть все основания вновь вступить в "тёмные века" ещё до окончания XXI столетия. Ужасает при этом наша способность полностью уничтожить друг друга. Поэтому наш симпозиум и призывает рассмотреть вопросы личного мировоззрения - ведь от них зависит, будем ли мы жить, и как мы будем жить. Все признают, что идеи имеют последствия - но мы продолжаем не обращать внимание на наше мировоззрение до тех пор, пока его сущность и плоды не придавят нас весьма ощутимым образом. Будь то идеи, почерпнутые из телевизионных программ или видеофильмов, в стенах учебных заведений или с высоких правительственных трибун, бульварных романов или философских книг, - все они приносят в нас плоды. И в первую очередь проявляются они у нас дома, в семье. Вокруг себя мы видим последствия учений не только Маркса, Фрейда или Дарвина, но и практически неизвестных людей. И даже когда мы приходим к осознанию пагубных последствий собственных убеждений, серьёзные глубокие изменения могут происходить в течение целого поколения, а то и столетия.

 

Известный историк В. Дюрант как-то сказал: "Чтобы перейти от варварства к цивилизации, необходимо столетие; чтобы перейти от цивилизации к варварству - достаточно и одного дня". Суть симпозиумов и конференций "Человек и христианское мировоззрение" сводится к тому, что у любого мировоззрения есть конкретные последствия. Идеи становятся реальностью. Наши академические слушания рассматривают мировоззренческие вопросы и ответы, а также их влияние на нашу общественную и личную жизнь. Всем нам хочется мгновенных разрешений наших проблем - но ясно, что проблема сложилась не за одну ночь, и её разрешение произойдет тоже не мгновенно. Всем нам хочется тут же что-то делать, чтобы исправить положение вещей. Но чтобы совершить правильное действие, нужно начать с правильного понимания. Хотя верно и обратное: правильное понимание, не влекущее за собой правильных действий, тоже бесполезно. Слово и дело, понимание ситуации и её разрешение взаимосвязаны. В надежде, что железо острит железо, наши симпозиумы предоставляют возможность прозвучать разным точкам зрения. Что же касается организаторов этих слушаний, они являются выразителями христианского мировоззрения. Моё понимание мира и жизни строится на авторитете Библии и на доверии к ней. Ещё недавно вряд ли кто-то на Западе пошевелил бы бровью, услышав это. Но в наше стремительное "научное" время многие стали считать такие убеждения достаточным основанием, чтобы дисквалифицировать докладчика как человека неинтеллигентного, фанатика и мракобеса. Причём такие перемены в Соединенных Штатах Америки произошли в последнюю четверть XX века. В 1952 году, когда судья Верховного Суда США Уильям Дуглас написал: "Мы люди религиозные, само наличие нашего института предполагает существование Высшего Существа", - его заявление было воспринято как должное, ибо оно отражало веру американцев. Сорок четыре года спустя судья Антонин Скалиа сказал, что он верит в чудеса Христа и Его воскресение. По отзывам критики могло сложиться впечатление, что он верит в устаревшую научную теорию "эфира" или в сказочную историю . Неужели науке удалось научными доказательствами вытеснить духовное, т.е. имеющее отношение к Богу? Неужели подвергать всё сомнению стало более интеллектуальным занятием, чем верить? В чём рациональность скептицизма? И в чём выражаются "предрассудки" религиозного человека и "объективность" нерелигиозного? Полагаю, прежде чем отбрасывать веру в Бога как отживший предрассудок или грандиозную проекцию одновременно наших самых глубоких и самых простых желаний, - может быть, стоит всё-таки эту веру исследовать? При столь древней её истории она заслуживает этого. Современный натурализм ведь по сути возник сравнительно недавно, и определение его до сих пор не сформировалось.

 

Теистическая же наука признавалась наукой одновременно и философами, и учёными на протяжении почти всей её истории. Христианское мировоззрение открыто для любого исследования, как и любое другое мировоззрение. В области человеческих убеждений не может быть двух разных истин - одна для общественности, открытая для проверки, а другая личная, сокровенная, для души, по собственному вкусу. Если человек считает, что основные постулаты мироздания неподвластны исследованию, - значит, он считает, что невозможно найти и основание для человеческой жизни. Один мудрец сказал, что жизнь, которая не подлежит пониманию и исследованию, не стоит того, чтобы жить. Каждый из нас хочет для себя жизни, достойной того, чтобы её прожить, и каждый из нас ищет определенные основы такой жизни. Альберт Эйнштейн заметил как-то: "Проблему невозможно разрешить на уровне осознания её существования". Для разрешения проблемы требуется более глубокое понимание, чем понимание того, что она есть! Наши симпозиумы приглашают к размышлению, которое, надеемся, приведёт к решениям, способным выдержать проверку временем. Часто мы лишь ретушируем фасад здания, игнорируя трещину, ползущую по фундаменту. А фундамент, основание любой жизни - в мировоззрении.

 

Фундаментальные вопросы мировоззрения:
- откуда мы появились?
- кто мы - для чего я существую?
- почему в нашем мире есть проблемы?
- что мы можем сделать для их разрешения?

 

Два основных мировоззрения современности - христианское и натуралистическое. Как правило, участники нашего симпозиума придерживаются одного из двух мировоззрений - либо теистического, либо натуралистического. Христиане верят, что Бог является Высшей реальностью, и всё в мире тем или иным образом исходит от Него. Бог является трансцендентным (внешним, независимым) Творцом вселенной. Или, говоря иначе, Бог не тождественен вселенной, Он - её Создатель. Современные же натуралисты верят, что высшей реальностью является материя и что естественные причины дают исчерпывающее объяснение всему наблюдаемому и происходящему (хотя найти такое объяснение им пока что не удалось). Христиане верят - и обоснованно, - что Бог не только существует, но и обращается к нам, открывает нам Себя в истории и, главным образом, в воплощении - в Иисусе из Назарета. Через Откровение христиане познают своё предназначение в жизни , понимают, что прекрасное Божье творение искажено, и видят, каково разрешение этой проблемы сейчас и в будущем. Натуралисты возражают, что познание подобных вещей невозможно, и утверждают, что мы лишь случайность в космосе (что, по сути, также невозможно доказать). Существует только материя. У нас нет смысла, нет абсолютов, нет ценностей, - но при этом, по мнению натуралистов, человек волен создавать свои собственные системы морали и ценностей, создавать для себя цель жизни. Признаётся, правда, и то, что все эти ценности - относительные, временные, переменчивые. Единственным стандартом при этом становится личное предпочтение - субъективное, могущее оказаться рациональным или иррациональным. На формулу стабильности это мало похоже. Для христиан нормы морали и ценностные ориентиры исходят из самой сущности Бога, и наше врождённое нравственное чувство присуще нам лишь потому, что мы созданы по Его образу. Христиане живут в убеждённости, что эта жизнь имеет вечную значимость и последствия, потому что все наши поступки - это отражение наших личных отношений с Вечным Богом. И дело не в будущих наградах или наказаниях в соответствии с какой-то системой заслуг, существующей на небесах, - хотя мы действительно пожинаем и будем пожинать то, что посеяли, - нет, дело в вечном подлинном порядке вещей в мироздании. Это означает, что идеи и поступки имеют непреходящие последствия, действие которых не ограничивается только материальным миром, временем и пространством. Наверное, кто-то думает, что вопросы происхождения мира с натуралистической или теистической точки зрения настолько неконкретны и далеки от жизни, что обсуждать их - пустая трата времени. Мир надо спасать, и сегодня же - тут не до метафизики и науки о происхождении!.. Пусть их обсуждают философы и богословы!..

 

Однако и историки, и учёные заявляют, что преимущественно благодаря вере в Бога, благодаря пониманию Его сущности и божественного происхождения вселенной и человека, появилась и изначально могла развиваться современная наука. Натурализм же смог вырваться вперед благодаря Дарвину, хотя вскоре стал обходиться и без него. Различие плодов натурализма и христианства, при всей непоследовательности и отличиях их последователей, заложено уже в самой сердцевине обеих мировоззренческих систем. Куда привело нас наше мировоззрение? Мы присутствуем с Вами при окончании самого кровавого столетия в истории, более жестокого, чем все предыдущие века вместе взятые. Какие же мы можем извлечь уроки, чтобы передать нашим детям и внукам более благоустроенный мир? За ХХ век было уничтожено более 170 млн. людей - практически столько, сколько населяло всю землю 1500 лет назад. Благодаря развитию технологии совершать массовые убийства стало легко. Но это вина не технологии. Большинство смертей стало следствием мировоззрения, отрицающего существование Бога и ответственности каждого перед Ним. Для такого мировоззрения жизнь не является неприкосновенной. Расизм гитлеровской идеологии вылился в геноцид и холокост. Не считая тех, кто погиб во время самой войны, Гитлер уничтожил 15-16 млн. человек, 6 млн. из которых были евреями. Антирелигиозная истерия Мао Цзе Дуна повлекла наиболее систематическое в истории истребление одной нацией всякой религии, и христианства в особенности. По некоторым подсчётам, при Мао Цзе Дуне погибло 70-72 млн. китайцев. На Сталина возлагают ответственность за смерть 40 млн. людей, а в последнее время цифра эта возросла почти до 60 млн. В результате коммунистического переворота в Камбодже в попытках строительства идеального государства было уничтожено 2 или 3 миллиона людей - при общем населении в 7 миллионов. Добавьте к этому другие войны, этнические и идеологические чистки, - и вы получите 170 миллионов погибших, которые стали жертвами конкретных идеологий и мировоззрений, оправдывающих подобные убийства. Что же стоит за этой фатальностью? Что за мировоззрения открыли путь убийствам? Люди по всему миру ищут свободы, братства, мира и безопасности - потому что не имеют их. Каждый хочет и морали, и законности, - хотя бы в степени, достаточной для обеспечения безопасности и защиты жизни и собственности - однако не до такой степени, чтобы отказывать себе в свободе.

 

Сегодня многие надеются, что достаточно привлекательным и убедительным окажется "консенсус морали", который предлагает договориться о правилах поведения в какой-то группе, и этих правил придерживаться. Насколько успешна будет такая мораль в реальности, зависит от степени договоренности между теми людьми, которые будут жить и устанавливать эти нормы, от способности правительства претворять эти правила в жизнь, и наконец, от законопослушности самих граждан. Если люди благоразумны, послушны и нравственны, а законы выражают их волю, то "консенсус морали" может оказаться эффективным. Но что, если люди решают, что у них есть право самим определять, что правильно и что неправильно, и принимаются составлять свои собственные правила, идущие вразрез с согласованным мнением остальных? Что, если это меньшинство становится эгоцентричным, нерассудительным, мятежным и агрессивным? Или какой-нибудь полубог начинает формировать консенсус убеждением, переступая при этом через интересы других наций и этнических групп? Как же тогда нациям прийти к консенсусу, который будет защищать их национальные интересы и цели? Очевидно, что мораль должна основываться на чём-то более глубоком, чем дрейфующее единодушие, и что желание поступать нравственно является врождённым и само исходит из сердца граждан.

 

Полагаю, ХХ век лишь приоткрыл нам, какой может быть мораль, лишенная фундамента!.. В конце прошлого столетия и в последующие десятилетия много говорилось о прогрессе. О каком же именно? Благосостояние и технологические возможности некоторых стран, безусловно, выросли; но что ещё мы можем отождествить с прогрессом? Хотя повсюду, от академических кругов до телевизионных шоу, как идеальный путь и преподносится "секулярный гуманизм", в реальности же это словосочетание может означать что угодно. Боюсь, что и варварство - в том числе. Осмелюсь сказать, что если в гуманизме и сохранилось нечто благородное, то это отнюдь не благодаря самому гуманизму, а тому, что было до него. Историком Томасом Кахиллом написано уже три тома из задуманного им цикла под названием "Повороты истории". Своей целью он ставит заново рассказать историю тех, кто каким-то образом повлиял на ход истории и развитие культуры Запада. Один из его трудов называется "Как ирландцы спасли цивилизацию", другой - "Подарок евреев". Третий, полностью посвящённый Иисусу Христу, - "Желание вечных гор", т.е. желание мира. Все три тома подводят читателя к Библии, возвращают нас к духовным корням - к мировоззрению, принимающему Бога и Его волю. Вера христиан, строящаяся на библейском откровении о Боге и Его праведности, переменила многие жизни, общества и государственные институты. Христианское богословие (слово) неминуемо должно приводить человека к практикованию этих истин (делу). Например, сотворение, описанное в Библии, - это не просто теоретическая информация, она имеет совершенно конкретное значение для нашей жизни. Бог, а не Его творение, достоин поклонения. Семья тоже была создана Богом, а значит, и отношения в браке строятся на уважении. Каждый человек имеет ценность независимо от его продуктивности в глазах общества, потому что он сотворен по образу Божию. Нравственность исходит из самой сущности Бога - и потому врождённое нравственное чувство присутствует в любых культурах и народах. Жизнь заслуживает уважения, защиты и сохранения, потому что не мы её сотворили, а Бог. Всё человечество обладает единством, которое выше расовых и культурных различий, потому что у всех нас один Отец. Этническая и расовая ненависть - преступление не только против людей, но и против Бога, Отца всех людей, ибо все мы - Его дети. История сотворения повествует нам о равенстве полов, признавая при этом руководство мужа в семье. Богом установлены правительства, на которых лежит ответственность защищать человеческую жизнь и наказывать преступников. История сотворения открывает нам, как человек получил свободу, и как он её потерял - как первоначально произошло неповиновение и то, что богословы называют грехопадением. Это и объясняет, в чём корень наших проблем и до каких пор эти проблемы будут оставаться в силе.

 

Познание (в словах и делах) Божьих качеств - Его любви, святости, праведности и милосердия - тоже имеет для нас значение: человек, сотворенный по образу Божьему, призван поступать так же и стараться быть таким же, как его Отец. Всё вышеизложенное привело к конкретным результатам, соединяющим в себе слово и дело. Воплощение в жизнь христианского мировоззрения можно увидеть в фундаментальном и далеко идущем практиковании смирения, ведущего к миру и терпению; в утверждении человеческого достоинства, ведущего к безопасности, уважению и спасению других; в грамотности, давшей большинству народов письменность и литературу; в современной науке (её возникновении и начальном развитии); в миссиях, несущих во все уголки земного шара не только слова Благой Вести, но и конкретные деяния. Среди дел христианской благотворительности можно назвать больницы, университеты, общественные парламенты, разделение политических властей, отмену рабства (в давнем и недавнем прошлом), защиту прав женщин и детей, приобщение к цивилизации варваров (ныне называемых европейцами), благотворительные организации, стремление к справедливости, уважение к простому человеку и его труду, вклад в развитие искусства и музыки - и, наконец, изменённые жизни. Я не хочу замалчивать исторических трагедий, связанных с так называемым христианским миром; но я вижу в них, во-первых, отклонения от того, каким был Христос и библейское христианство, а во-вторых, тень от яркого света положительного вклада христианства. Никто не оспаривает принцип из-за допущенных отклонений от принципа. Почему же тогда спорить со Христом на основании того, что кто-то отошёл от Него в какой-то момент истории? Известный британский историк Пол Джонсон написал: "Почти на каждой странице истории встречаются примеры безумия и нечестия тех, кто был известен как христиане. Но изучая ход событий, я понял, что люди творили зло не из-за христианства, а вопреки ему - христианство было не источником, а главным (и иногда единственным) сдерживающим фактором в способности человечества творить зло.

 

 В истории взаимоотношений человеческого рода и христианства достаточно обескураживающих моментов. Но без последних 2000 лет история была бы ещё более сокрушительной". Куда нам идти? Что приготовил нам ХХI век? Или прошлое было лишь предисловием к грядущему? В чём наша надежда, и на чём она держится? Экзистенциалист Жан-Поль Сартр, оказавший влияние на огромное количество молодых людей на Западе в середине этого столетия, к чьему голосу продолжаются прислушиваться и ныне, умер в отчаянии. Какое основание для надежды могут предложить материалисты? Гилберт Кийт Честертон, выдающийся британский писатель, поэт, политический и социальный публицист, влиятельный борец за права человека и апологет христианства, со свойственной ему краткостью как-то заметил, что самым сильным доводом против христианства являются христиане. Когда известная британская газета "Таймс" задала ему вопрос: "В чём проблема нашего мира?" - Честертон написал в ответ: "Сэр, во мне. С уважением, Гилберт Честертон". Даже Бертран Рассел, известный философ-атеист написал: "Зло лежит в глубине наших сердец, и вырвать его надо из наших сердец". Изменение мира начинается с собственного изменения. Начало и возможность для такой перемены даёт нам Иисус, являющий Себя в Библии и в истории. Если мы хотим, чтобы дела наши не расходились со словами, то вера в Бога христианства, открывающаяся нам в Библии, стоит на более крепких основах, чем все философии жизни, порождённые натурализмом, не замечающим ничего, кроме материи. Сама история подтверждает этот вывод. Подтверждает его и логика. Нужно, чтобы и по людям можно было это увидеть. "Истинное христианство простирается гораздо дальше личной веры и личного спасения. Не больше и не меньше, но оно является каркасом для понимания всей реальности". Каждый день и Вы, и я принимаем решения, которые созидают тот или иной мир. Или мы добровольно опутываемся прихотливыми мировоззрениями нашего века - или мы помогаем создать новый мир любви, мира и прощения. Как же нам теперь жить? Принимая всей душой Божью истину, познавая сотворённый Им физический и моральный порядок, с любовью борясь за эту истину рядом со своими ближними, и, наконец, не теряя мужества жить по этой истине каждый миг нашей жизни. "Дерзновенно, и потому радостно". Пусть доклады, которые прозвучат на этой конференции, откроют нас к более глубокому пониманию самих себя, друг друга и к ощутимым результатам, которые берут своё начало в жизни каждого из нас.


Джордж Керилей Перевод с английского И. Чистяковой

Источник: http://magazine.rc-russia.ru/articles/kerilei.htm

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала