Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «К МИРУ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ»

 

Одна из насущнейших проблем современности заключается в том, что человечество не в полной мере понимает, что мир перешел в новое качество. Люди  во многом продолжают жить по-старому, по инерции подходить к решению возникающих перед ними проблем, пользоваться отжившими мерками, подходами, нормами. Непонимание этого подведет человеческую цивилизацию к роковой черте. Несмотря на видимое благополучие многих стран и континентов, глубинно нарастают негативные, разрушительные тенденции, свидетельствующие об исторической исчерпанности потребительского общества, социально-экономического строя, основанного на узком, частнособственническом эгоизме.

Современное человечество в лице своих легитимных органов не в состоянии понять, оценить масштаб и характер грядущих гигантских перемен. Нет даже реального стремления начать искать адекватные ответы на вызовы времени, попытаться сформулировать меры, способные открыть простор диктуемым жизнью преобразованиям. Сознание руководителей основных цивилизационных центров планеты сегодня не осмеливается заглянуть вперед, попробовать понять, каким будет идеал будущего, а продолжает копошиться в пыли непосредственной близости и именно здесь выискивать краткосрочные резервы для выживания. Но, как свидетельствует восточная мудрость, невозможно средневековым ключом  открыть дверь в будущее.

А будущее буквально вламывается в наши двери. В новую эпоху перед человечеством открываются  прекрасные перспективы. Но реализуются   они или нет – это всецело зависит от человечества. Самые великие возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен. И выбор этот – в руках человечества. Свет или тьма, строительство или разрушение – это решение самих людей. И далеко не факт, что открывающиеся перед человечеством возможности будут реализованы. Сегодня, к сожалению, нельзя исключать, что свободная воля в эгоистическом безумии своем может отринуть  сужденный вариант счастливого развития эволюции.

На новом витке диктуемых жизнью преобразований фундаментальной основой предстоящего преображения мира должен стать не сокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а, прежде всего, всепроникающая, высокоразвитая созидающая культурность и духовность всего человечества. И сегодня именно в России получает воскрешение и наполнение новым содержанием ключевое понятие, единственно которое может быть положено в основание очищения и преображения жизни на земле.

Это понятие - Культура.

Только в полной мере постигнув, раскрыв огромный созидательный потенциал культуры, обладающей властью преображения действительности, т.е. овладев новым знанием, утвердив новый образ жизни и новые нравственные ценности, можно реально строить здоровое и счастливое общество, основанное на доверии, братстве, великом единении народов.

Именно культура составляет то вечное и неразрушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному.

I

Сердцевиной первоочередных мер по возрождению нашей отечественной культуры, развертыванию ее созидательного потенциала могла бы стать федеральная целевая программа «К миру через культуру». Некоторые элементы такой программы сформулированы в Рекомендациях Парламентских слушаний по теме «Культура против терроризма», проведенных 7 апреля 2005 года в Государственной Думе Комитетом по культуре. Эти рекомендации направлены Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства России.

Конечно, над программой предстоит работать и работать. Такого масштаба, такого класса задач не только наша страна, человечество еще не решало. И именно Россия в наибольшей степени готова приступить к ее реализации. Это должна быть всеохватывающая программа, предусматривающая исцеление культурой практически  всех без исключения сфер жизни государства и общества. Очевидно, что такая программа не может быть плодом даже гениальных одиночек. Она может быть создана лишь коллективным трудом многих ученых, деятелей культуры, профессионалов самой разной специализации.

С помощью этой программы, последовательно решая задачи возвышения подлинной культуры, расширения ее возможностей воздействия на все сферы жизни общества, можно будет поэтапно утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым будет формироваться новое мирокультурное пространство России, где не останется места для экстремистских и прочих антиобщественных проявлений.

Конечно, сегодня далеко не все ясно, какими должны быть основные блоки, элементы, механизмы этой программы. Но если будет достигнуто понимание в неотложной необходимости разработки такой программы, и власть проявит политическую волю и окажет всемерную поддержку этой идее то, несомненно, в России найдутся силы и возможности для творческого прорыва в данном направлении.

Сегодня самое время открыть новую страницу духовной летописи человечества. Культура, вооруженная новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознавшая потребности общественной жизни, связанные с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения, стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на сердца и умы людей, приведения разрозненных, стихийных масс к общему знаменателю, единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством.

Все это означает, что грядет своего рода духовная революция! Духовная революция вовсе не предполагает навязывание чужой воли, насильственное вторжение в устои народной жизни, искусственное социальное конструирование. Нет здесь и попытки «облагодетельствовать» человечество «сверху» вне зависимости от его воли и желания. Призыв к духовному обновлению каждый должен обратить, прежде всего, именно к себе, последовательно осуществлять внутреннюю работу именно над собой. Для этого надо, чтобы каждый сам всегда и во всем следовал великим нравственным заповедям, стремился к доброжелательному сотрудничеству со всеми окружающими его людьми, используя в этих целях свои профессиональные качества и личные способности; освободил свой ум от зла, перестал дружить со злом, его сторонниками и приспешниками, имел настрой на добро и благорасположение ко всем людям. Тогда, несомненно, наш современный мир начнет превращаться в лучший мир нашей мечты.

Мы убеждены: именно здесь ключ к успеху! Только на путях подъема культуры духа, духовно-нравственного преображения каждой отдельной личности, осуществляемых сознательно, добровольно, открываются невиданные горизонты продвижения человечества к единению и согласию по ступеням общественного прогресса. Поэтому революция духа – это самая мирная из революций. Однако она способна осуществить чудесные преобразования, и, прежде всего, перестройку сознания, безгранично раздвинуть созидательные возможности человечества, решить целый комплекс задач, стоящих сегодня и перед нашей страной, и перед всем миром.

Но надо ясно осознавать, что все это не свершится само собой. Осуществить задуманное будет очень, очень непросто. Основная задача духовной революции – очистить умы и сердца людей от всей мировой скверны, провести своего рода духовную деколонизацию человечества от антиэволюционных наслоений потребительской цивилизации, многослойно отложившихся на всех пластах жизни, вернуть ей первородные гуманистические начала. Чем выше будет уровень культуры, чем активнее и масштабнее будут вплетены ее ценности в повседневную жизнь людей, тем отчетливее и реальнее будут реализовываться в обществе принципы человечности, тем эффективнее будут решаться социально-экономические задачи, стоящие перед обществом.

Мы должны в полной мере отдавать себе отчет в том, что далеко не каждый сознательно и добровольно готов встать на спасительный путь духовного обновления. Для нынешних «хозяев жизни» она и без этого предельно хороша. Они не только сделают все возможное, чтобы сохранить статус кво, но будут стремиться «выжимать» из ситуации еще больше корпоративных выгод, возможностей и преимуществ для себя лично. К примеру, за последние два года наша самая крупная сельскохозяйственная держава мира не смогла серьезно нарастить производство сельскохозяйственной продукции и обеспечить национальную безопасность на этом направлении. Зато наши нефтяные магнаты, вздувая цены на бензин, нефтепродукты за эти годы фактически вдвое увеличили свои и без того немалые состояния.

Во многом виноваты мы сами, государство, общество. Мощнейший инструмент общественного воздействия – общественное мнение - не работал против этой эгоистической позиции владельцев нефтяных и иных природоресурсных компаний. Нормальные люди  должны сторониться их, не подавать им руки. Общественное осуждение должно их преследовать везде и во всем. Тогда и государство, идя навстречу общественному мнению, будет выстраивать более справедливую правовую систему распределения доходов от общенародных природных ресурсов страны.

В настоящей статье не ставится целью расписать все детали проекта программы, сформулировать ее основные идеи и принципы, спрогнозировать  основные элементы и блоки. Пока это преждевременно. Мы убеждены, что контуры программы будут выстраиваться в ходе коллективного мозгового штурма. На стадии же первого подготовительного этапа необходимо  сформулировать основополагающие духовно нравственные истоки программы, ее базовые принципы, которые затем предстоит наполнить конкретным реальным содержанием. Огромный, поистине титанический труд, который предстоит сделать творческой интеллигенции России.

Возникает вопрос, почему Россия? И должна ли Россия во имя интересов всего человечества вновь брать на себя тяжелейший труд и выступать инициатором диктуемых жизнью перемен, разрабатывать во многом новую, чрезвычайно емкую тему? Вопрос не простой и не праздный…

Сегодня миру как никогда нужна творческая лаборатория осознания миропонимания Новой эпохи, предстоящих эволюционных  преобразований. Эволюции вновь нужен своего рода исторический полигон, где можно было бы начать создавать, затем отрабатывать, отвечающие закономерностям новой эпохи духовно-нравственные и организационные основы существования человеческого сообщества.

Такой лабораторией может быть именно Россия. И дело не только в том, что страна уже имеет огромный опыт того, как  прокладывать новую борозду по целине Всемирной истории. Имеется в виду, конечно, прежде всего, социально-культурный, общественно-политический и экономический опыт советского периода. При всех своих издержках и просчетах этот опыт, несомненно, - бесценное достояние человечества, героическая попытка поиска новых путей  цивилизационного восхождения. Только сейчас приходит осознание главного в цивилизационной миссии Великого Октября: в безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Ценой ужасных страданий достигнута новая ступень, которая поможет человечеству.

Очень важно, чтобы в разрушенной, разграбленной, духовно надломленной стране, которую сегодня приходится во многом собирать заново, не были потеряны, забыты, отброшены как ненужные драгоценные крупицы чрезвычайно важного опыта, который может быть востребован уже в ближайшем будущем. В высшей степени наивно отбросить старую и непригодную Россию и начать на пустыре строить новую. Но речь не идет и о восстановлении или реставрации, того, что не выдержало испытанием времени. Это просто невозможно. Да и Россия будущего не должна рядиться в одежды ветхие. Поэтому не стоит слишком сильно концентрироваться на поиске причин и выявлении личностей, которые «загубили на корню» Великую страну. Разве может один или несколько человек уничтожить целое государство? Причина развала кроется в непримиримости внутренних сил между собой. Поэтому не следует сводить всю вину к отдельным лицам. Да, их вина есть и немалая. Но по большому счету каждый повинен в том, что происходит. Многие вроде бы достойные люди не прошли испытания властью. Власть помутила им рассудок так, что они дошли до падения. Но и те, кто власти не имеют, зачастую также способствуют программе уничтожения, питая гневом и невежеством тьму, претворяющую свои намерения. И сегодня вряд ли можно говорить о серьезных улучшениях в стране, если все внутренние силы находятся в противостоянии.

II

О структуре федеральной программы «К миру через культуру», видимо, говорить пока рано, хотя некоторые ее элементы очевидны. В частности, в ней должно быть предусмотрено:

а) качественно новое определение места и роли духовности и культуры в системе жизненных ценностей народа, государства, государственного руководства обществом, особенно в подсистемах противодействия любым антисоциальным проявлениям;

б) совершенствование государственного руководства сферой культуры, в том числе более четкое определение правового статуса, роли и  ответственности государственных органов, осуществляющих руководство культурой;

в) проведение внутренних преобразований сферы культуры, возвращающих ей статус определяющей общественной ценности и расширяющих возможности ее благотворного воздействия на все другие сферы общественной и государственной жизни;

г) совершенствование действующего законодательства в сфере культуры, где центральное место должен занять пока несуществующий раздел «Основы государственной политики в сфере культуры»;

д) разработка стратегии антисоциальной, антиэкстремистской, социально-культурной инжинирии, ее инструментария, программы поэтапного внедрения в практическое использование, для чего необходимо создание особого исследовательского центра, объединяющего специалистов и ученых различных специальностей, способных обеспечить инновационный прорыв на этом направлении;

е) совершенствование всех форм духовно-нравственного воспитания, образования, просвещения населения, особенно молодежи;

ж) конкретные меры по возвышению роли женщины во всех сферах общественной, в том числе экономической, общественно-политической и социальной жизни;

з) укрепление статуса творческих союзов Российской Федерации, активизация их деятельности, повышение их роли и ответственности в духовно-нравственном воспитании населения, в создании в стране атмосферы доверия, согласия, сотрудничества, спокойствия;

и) создание опорных пунктов культуры на территориях, наиболее подверженных влиянию экстремистской сепаратистской, антисоциальной идеологии, формирование их организационной структуры и программы деятельности;

к) широкое и повсеместное внедрение социальной рекламы, в том числе на центральных каналах российского телевидения, как эффективного инструмента формирования социального оптимизма, положительного сознания;

л) в целях формирования многонационального культурного пространства России, профилактики терроризма и экстремизма, распространения идей патриотизма и гражданского согласия, воспитания у всех граждан России высокого уровня толерантного сознания, не допускающего проявлений национальной неприязни, предусмотреть поддержку более тесных и многообразных связей национальных культур, в частности, фестивалей национальных культур, а также фестивалей-конкурсов национального изобразительного искусства, национальных театров, танцевальных коллективов, любительских хоров и т.п.;

м) создание системы экологического  всеобуча, принятие действенных мер по повышению экологической культуры;

н) разработка новой концепции лицензирования телевещания с возможностью четкого регулирования процентного соотношения потоков различной информации и многое, многое другое.

Но стержнем программы, несомненно, должны быть определенные внутренне единые принципы, образующие духовно нравственный, идеологический каркас программы.  Здесь вряд ли можно рассчитывать на какие-то открытия или какую-то особую новизну. Все эти принципы достаточно хорошо известны. Новизна подхода заключается в том, чтобы очистить эти принципы от всех наслоений и извращений и понять, что пришло время исполнять эти принципы неукоснительно и повсеместно. И задача Программы как раз и заключается в том, чтобы найти пути и средства сделать духовно-нравственные принципы реальными, всемерно способствовать их утверждению.

Главный принцип культурного строительства – это сотрудничество, которое надлежит развивать и углублять. Очень важно в полной мере осознать истинное значение этого понятия, вбирающего в себя все духовно-творческие аспекты человеческого бытия. Это означает сотрудничество по всем линиям и направлениям, ведущее к гармонии человечества. И этот «дар эволюции», по Н.К. Рериху, взаимного доверия и творческих усилий людей должен быть принят в полном размере и неотвлеченно.

Сотрудничество возникает и укрепляется там, где понимают значение Общего Блага. Сотрудничество есть вместилище всех возможностей и всех накоплений. Каждый умоляющий границы и мощь сотрудничества, становится предателем. Путь жизни есть взаимная помощь. И участники великого труда не могут быть человеконенавистниками.

Сотрудничество это и есть главная форма единения. А единение, как указано во всех верованиях, есть единственный оплот преуспевания.

Для того, чтобы быть долгосрочным и эффективным, сотрудничество, прежде всего, предусматривает равенство. Любое нарушение равенства неотвратимо ведет к губительному преимуществу. Самый экономный принцип – равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие.

Основное поприще для всеобщего и всеохватывающего сотрудничества – труд – извечная основа человеческой жизни и творческого преобразования действительности. Именно творческое сотрудничество, реализованное в его полноте, позволяет выявить истинное, сокровенное значение труда. Сущность труда – священна, труд лишенный эгоистической мотивации, есть «подлинная молитва человеческого духа».

Труд есть основа духовного самосовершенствования. На протяжении веков потребительской цивилизации понятие труда подвергалось существенной деформации и извращению. Многие виды труда считаются вредными и унижающими человеческое достоинство. Но это тоже проявление социального невежества. Не труд вреден, а невежественные условия труда.

Насущно необходимо по-новому осознать понятие культуры труда. Важно понять, что сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Именно из этого выводится основополагающее положение нового строительства: созидательный творческий труд, духовный и материальный, есть по-новому засияющий идеал грядущего социума.

Труд должен быть добровольным. Сотрудничество должно быть добровольным. Никакое насилие не должно порабощать труд.

III

Для того чтобы преобразовывать сознание людей, менять их убеждения, необходимо, чтобы Новое Знание о миропонимании и мироустройстве становилось определяющим. И пока оно не утвердилось как внутренне единая, целостная система, и не предъявило миру более убедительное, совершенное, гуманистическое видение мирового и общественного устройства, вряд ли можно вести речь о формировании массового обновленного сознания, нацеленного на диктуемые жизнью преобразования.

Зачатки этого знания есть! Они содержатся в священных  книгах, философских трактатах, научных исследованиях, многих духовных учениях, других источниках. Современная новизна подхода должна заключаться в том, чтобы из множества разрозненных источников это знание было систематизировано и кодифицировано в единую целостную систему и плотно сомкнуто с новейшими достижениями научной мысли.

Ключевой задачей культурного строительства остается всемерное расширение границ познания, открытие наукой новых путей человечества и открытие новых путей развития самой науки. Знание, знание, знание – если бы люди больше задумывались над тем, что знание есть спасение, то не было бы доли того страдания. Все человеческое горе происходит от невежества. Широкое распространение знаний может переродить мир. Знание может делать чудеса. Потому, знание выше всего.

Сейчас человечеству крайне важно выйти за земные рамки и осознать себя в качестве космопланетарного феномена, способного  к космическому творчеству. Такое осознание выведет человечество на новый виток глубинного взаимодействия со сложнейшими энергетическими процессами Вселенной. Поэтому для человечества, вступающего в новую космическую эру развития, отныне является актуальным выход на совершенно новый уровень научного знания. Необходимым становится знание великих законов космоса, понимание их значения и умение ими пользоваться в дальнейшем эволюционном восхождении. Незнание этих законов, их нарушение неминуемо приведет человеческую цивилизацию к деградации.

Новое знание должно последовательнее и активнее внедряться в систему воспитания, образования, профессиональной ориентации населения, особенно молодежи.

Трагедией нашей жизни является то, что люди, осуществляющие цивилизационное руководство, стоящие во главе ведущих держав мира, в основном являются продуктом отживающей потребительской цивилизации. Они чаще всего не способны выйти за рамки духовно-нравственных ценностей этой цивилизации и потому не в состоянии принимать решения, соответствующие духу времени. Ведь и сегодня в мире достаточно всего, чем можно было бы поделиться, чтобы удовлетворить все необходимые потребности человека. Но сформированные потребительской цивилизацией эгоистические, нравственные ограничители не позволяют людям делать то, что вытекает из самого их естества.

IV

Для того чтобы изменить жизнь людей, прежде всего, нужно найти, создать способы, механизмы, технологии изменения духовно-нравственных качеств человека. Поэтому в основе Нового знания должна лежать система нравственных ценностей, способная преображать сознание людей.

Вот здесь-то и начинается самое сложное. Мало просто сформулировать и предложить основные, можно сказать, фундаментальные человеческие ценности, которыми являются доброжелательность, честность, чистота, стремление к социальной справедливости, духовному согласию, ненасилию, желание помогать всем, заботиться о благополучии других. Важно всем всегда и во всем следовать этим моральным правилам. Эта прописная истина на протяжении тысячелетий известна человечеству. Но, к сожалению, она воспринимается большинством как декларативная, а истинная, реальная жизнь строится на других нравственных законах.

Новизна этого знания в современных условиях заключается в том, что все эти нравственные качества должны быть оплодотворены любовьюнаивысшей, основополагающей человеческой ценностью, составляющей фундамент подлинной Культуры. Чистая вселенская любовь, лишенная эгоизма – это и есть живительный сок древа жизни. Поэтому сверх задача Нового знания   найти пути и средства возвысить любовь, очистить ее от всего порочного, что наслоилось на нее реальной жизнью потребительской цивилизации, убедить людей, что во всех отношениях, во всех видах деятельности именно любовь должна царить над всеми, утверждая между людьми культуру взаимоотношений, которая в наибольшей степени отвечала бы самой человеческой природе.

Формула, лежащая в основе поистине  тектонических эволюционных подвижек в общественном сознании по отношению к любви, по сути своей довольно проста: это самопреображение, т.е. каждый, кто захочет изменить себя в соответствии с потребностями эволюционного развития, должен преобразовать свое чувство любви из физического в духовное, из ограниченного  привязанностью к нескольким людям, в более широкое, охватывающее весь мир, из мимолетного и проходящего – в продолжительное вечное чувство.

Во всей совокупности нравственных принципов есть еще одно звено, которое сегодня в России должно быть выдвинуто на передний план. Это – терпимость. Нужно сразу же оговориться, что речь идет о не простом, линейном понимании терпимости. Терпимость не сводится к воздержанию от гнева, раздражения, осуждения и других негативных реакций сознания, которые обостряют и усугубляют межличностные отношения. И если эта терпимость базируется не на страхе за реальные негативные последствия от собственной невоздержанности, а на любви и стремлении к познанию, то такая терпимость – мощнейший преобразователь жизни. Такая терпимость означает стремление человека понять и принять другого, проникнуть в ценности его миропонимания, понять его точку зрения, адекватно понять уровень его духовного развития и без осуждения  в любви и согласии находить общие пути совершенствования и сотрудничества.

Антипод терпимости – нетерпимость. Основная ее причина – невежество. Невежество многолико. Самая ужасная и опасная форма нетерпимости – жестокость. Перечеркивающая доброжелательность, сострадание, уважение и другие положительные качества, нетерпимость, как правило, порождает ненависть. Как писал Н.К. Рерих, «… ужасно мимолетно будет все построенное на ненависти и подозрении. Во лжи зарождаемое во лжи и погибает».

В терпимости вырастают великие духовные качества: прощение и неосуждение. Терпимый человек исполняет труднейшие из вечных нравственных заповедей. «Цветы прощения прекрасны, а сад обид – зрелище весьма отвратительное».

Любовь и сознательная терпимость являются необходимой ступенькой на пути достижения истинного единства. Но многообразные возможности  культуры по преображению человеческого сознания, конечно же, не сводятся только к этим двум моральным категориям. Духовное воспитание значительно богаче и многообразнее по своему содержанию. Это синтетический метод, дающий человеку необходимые духовные знания; позволяющий познать самого себя, свою сущность; понять, что его личная жизнь должна строиться на принципах любви, красоты, согласия, терпимости, сострадания, самоотдачи, беспристрастия; стремления делиться друг с другом всем, что имеет; ощутить любовь и заботу о себе Отца нашего небесного.

Таков первичный, несколько упрощенный взгляд на духовное воспитание. Несомненно, его возможности значительно шире. Более того, этот эффективный духовный инструмент преображения людей до конца еще далеко не понят и не открыт. Он способен возжечь в людях естественную любовь ко всем и восстановить отношения между людьми на основе духовного согласия, мирового братства, терпимости и вероуважения, плодотворного сотрудничества.

Духовное воспитание, основывающееся на претворении в жизнь нравственных ценностей, в перспективе способно формировать универсальный образ жизни, свободный от формальностей, догм и ритуалов, гармонично соединяющий человека с человеком, политику и экономику, право и мораль, демократию и социальную справедливость, человека и Бога. И в этом образе жизни не останется места для экстремизма, терроризма, преступности, наркомании, других антисоциальных проявлений.

V

Один из ключевых мировоззренческих, методологических и весьма практических вопросов разработки программы «К миру через культуру» это соотношение культуры и производимых ею преобразований во всех сферах жизни государства и общества. Очевидно, что культура обладает властью преображения действительности. Но многое зависит и от состояния самой культуры. Нынешнее состояние культуры производит то, что мы имеем. Возникает вопрос как же поправить дело? С чего и как начинать? Исходя из имеющегося духовного знания, следует, прежде всего, начинать возрождать, возвышать саму культуру, которая по мере своего «вызревания» будет оказывать все возрастающее преобразующее воздействие на все сферы жизни. В это же время видимо, в среде деятелей культуры усилится процесс формирования людей, осознавших великую миссию культуры и готовых неукоснительно претворять ее в жизнь. Эту своего  рода «железную гвардию» культуры образуют деятели культуры всех направлений и специализаций. Многие, очень многие из них уже осознали свою особую миссию и готовы к ее осуществлению. Они готовы, как пророки Иисуса Христа, нести обновленные знания в жизнь и быть инициаторами и стимуляторами необходимых духовно-нравственных преобразований, как  в самой культуре, так и в жизни. Более плотное общение с различными сферами культуры со всей очевидностью показало, что в нашей стране таких людей не так уж и мало. Но их надо объединить, им надо помочь организационно и материально.

Возрождаясь, культура будет постепенно преобразовывать социальные, экономические, политические и другие системы и структуры. А то, что все они нуждаются во внутренних преобразованиях, очевидно. Сегодня по своей изначальной природе практически большинство современных систем и структур служат возвеличиванию одних и унижению других, порождая и воспроизводя тем самым оппозицию, групповые и корпоративные интересы, эгоизм, напряжение, жадность, соперничество и, в конечном итоге, объективно способствуют расколу общества, сепаратизму, местничеству, сектантству.

Каждый человек, получив возможность для творческого самовыражения, будет переплавлять негативные энергии созидательными мыслями творчества.

Одна из труднейших и долгосрочных проблем предстоящих духовных преобразований связана с воспитанием культуры собственности. Это, пожалуй, - ключевая проблема, тормозящая восхождение человечества по эволюционной лестнице. Общефилософская идея космичности материи, которая, будучи объективизацией, выражением Бытия, целостно и совокупно ему и принадлежит и не может быть фрагментирована как собственность отдельных индивидов.

Однако собственность в различных ее формах как творение рук человеческих, совершенно необходимая для обеспечения жизнедеятельности людей, первично не может не быть связана с ее создателями. Они же вправе пользоваться, владеть и распоряжаться созданной ими собственностью. Затем хозяйственный оборот разводит эту собственность по всему миру. И вокруг собственности начинают твориться неисчислимые исторические беды. Она начинает отравлять жизнь человечеству, культивировать социальное  неравенство людей, препятствовать формированию гармонии жизни. Собственность несет людям корыстолюбие, несправедливое владение вещами, насильственное их обретение, страсть к ним. И как явление заразы производит язвы духовные и телесные, появление сумасшествия корыстолюбия, приносит вред телу и духу.

В современном потребительском обществе изменить ситуацию с собственностью крайне сложно. Современная индустрия и вся вещественная продукция настолько не уравновешены количественно и качественно, что пока исключают правильное распределение вещей. Насильственное же и неосознанное распределение порождает лукавство и ложь.

Вместе с тем насильственные пути ликвидации частной собственности, как позывает исторический опыт, являются обреченными. Где же выход? Он снова в преобразующей силе культуры, в кропотливой, повседневной, будничной работе по перестройке сознания. Не надо насильно пытаться отнимать вещи и тем создавать страсть к рухляди. Необходимо углублять сознание, по существу разумно проводить образовательную задачу унизительного, эгоистического значения собственности, показывать аморальность и тщету собственности, чтобы это сознание явилось не отказом, а свободным завоеванием. Когда без лукавства люди узнают о непрактичности собственности, тогда вырастет коллектив сотрудников.

VI

Конечно, разработка программы займет немало времени. Очевидно, что сейчас трудно представить ее вполне завершенной. Встав на путь духовных преобразований, Россия, а затем и все человечество, постоянно будут расширять фронт созидательных работ, совершенствовать формы и методы ее осуществления, восходить от низших форм к высшим. Люди постоянно будут совершенствовать себя по мере того, как они будут совершенствовать тот мир богатств, который создают.

Конечно, это – огромные, трудно обозримые пласты работы. Но сегодня очень важно начать! То, что путь будет долгим и длинным, очевидно. Человечество настолько глубоко и сильно увязло в засасывающей трясине потребительства, что вытащить оттуда самого себя ему будет крайне тяжело и непросто. Для осознания масштаба предстоящей работы заимствуем известный образ: задача сегодняшнего дня – попытаться на пол оборота ключа открыть дверь в Эру Великой Культуры. Всего же предстоит сделать минимум семь полных оборотов ключа.

Вот и судите, каков предстоит путь… То, что время пришло – это очевидно. Повсеместно в мире на всех континентах уже есть люди, осознавшие спасительный путь духовной работы над собой, совершенствования себя, отказа от эгоистических привычек. Это люди самых различных верований, есть среди них и последовательные атеисты. Пока они живут по законам потребительского общества и только внутри своих маленьких ячеек реализуют в большей или меньшей  степени начала и принципы новой жизни. Но их число растет, границы таких ячеек-общин будут расширяться, а, развиваясь и разрастаясь, новая жизнь будет все стремительнее утверждаться на планете.

Трудно, бесконечно трудно будет отказаться от дурных привычек роскошествования, изощренных, излишних удобств и комфорта потребительской цивилизации, эгоистического отношения к природе.

Не обездоливаем ли мы своих потомков, предрекая лишение их потребительского рая? Особенно, когда эти, так называемые, потребительские «блага» по наследству переходят им полной мерой? Некоторые видят в этом опасность. Но такая опасность надуманная. В новой Эре Культуры, несомненно, сохранятся все достояния человеческой цивилизации, необходимые человеку, расширяющие его возможности творческого  труда, самосовершенствования, духовного и физического развития. Просто тела людей не будут оскверняться обжорством, пьянством, разгулом, похотью, а дух не будет порабощен стремлением к богатству и ненавистью. Тело по настоящему станет, наконец, храмом духа, а дух станет храмом Бога. У людей будет все необходимое для полноценной здоровой творческой жизни. Земля и природа, освобожденные от рабской зависимости и хищнической эксплуатации, дадут людям, овладевшим высочайшей экологической, информационной, социальной, политической, правовой,  культурой, достаточное для всех  обилие и разнообразие продуктов питания и других средств для обеспечения достойной и счастливой жизни. Радости ублажения «потребностей живота», т.е. низшей природы человека, конечно же, сохранятся, но они отойдут на второй план, уступив абсолютный приоритет неизмеримо более высоким  радостям и ценностям созидания и творчества.

В заключение еще раз подчеркнем: очень важно понять главное. А это главное – индивидуальная работа каждого над самим собой. Если начнем меняться  мы, то рано или поздно это будет оказывать преобразующее воздействие на наших родственников, друзей, коллег, соседей и т.д. Этот процесс со временем приобретет масштаб цепной реакции при ядерном взрыве и, несомненно, охватит все человечество. Таким образом, наше преображение не может не привести к преображению всего мира.

Конечно, многим возможность такого преображения людей может показаться утопией. Но давайте осознаем, что именно в духовно-нравственном совершенствовании истинная природа человека, а жадность, эгоизм – только приобретенная, «вторая» натура. И если это для нас сегодня пока невозможно, значит мы «застряли» где-то на одном из витков эволюции, не хотим отрешиться от грубых чувств и страстей.  Значит, внутри нас сидит антипод любви, который пока сильнее самой любви. Это равно как приверженность к пьянству или наркомании в сравнении с реальной трезвой творческой жизнью.

Низменные страсти крепко держат людей. Но кто находит силы победить порок, тот выходит победителем. И здесь то же самое: предстоит победить пороки, привитые нам потребительской цивилизацией. Время пришло! И нет сомнений, что рано или поздно, неумолимый ход эволюции возобладает. Человек овладеет подлинной культурой человеческого сожительства и построит  Великую Эру Культуры.

          Ю.А. Агешин,
координатор общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре       

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала