Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Культура России

 

Всемирный Духовный Форум

 

"Всемирный ДУХОВНЫЙ ФОРУМ – НАСУЩНОЕ ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ"

Выступление Ю. А. Агешина на конференции в Астане 17 октября 2005 года


Когда еще понятие «толерантность» не получило своего нынешнего звучания, а было известно лишь узкому кругу специалистов, здесь, на благословенной казахстанской земле, закладывались основы толерантного сознания. Это было в октябре 1992 года в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. Именно там впервые была полномасштабно реализована идея Всемирного Конгресса Духовного Согласия. Именно там, под патронажем Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева состоялась учредительная сессия Конгресса, на которой присутствовали посланцы из двадцати двух стран мира, представители более пятидесяти религиозных конфессий, духовных школ, общественных движений.


Инициатором и организатором Всемирного Конгресса выступила Международная Ассоциация «Мир через культуру» и ее казахстанское отделение во главе с Толегеном Мухамеджановичем Мухамеджановым.


Именно здесь впервые с абсолютной ясностью была сформулирована глубинная причина глобальных разрушительных кризисов, поразивших человечество: экономического, социального, экологического. Именно тогда был сформирован чрезвычайный важности вывод, что все эти кризисы лишь следствия одного и того же процесса, а именно – духовно-нравственного кризиса, поразившего все человечество. Корень зла, причина всех причин уродливых явлений жизни – здесь, в сфере духа.


Но если это так, то именно отсюда должен начинаться поиск выхода из тупика, в котором очутилось человечество. И начинать с осмысления того простого факта, что выход из заколдованного круга противоречий, в который мы сами себя, волею своею и загнали, лежит в пределах наших возможностей. Никаких особых героических усилий не требуется. Требуется лишь элементарное благоразумие. И, прежде всего – движение к духовному согласию. На Конгрессе были сформулированы три главных принципа, которые должны лечь в основу этого движения. Эти принципы сформулированы почти полтора десятилетия назад, но и сегодня они звучат свежо и актуально.

I. Безусловный приоритет духовности над политикой.

Следует осознать, наконец, что экономически и политические рецепты оздоровления ситуации, какими бы обнадеживающими они не представлялись, не могут уже спасти положение дел. С ними запоздали. Единственный вариант, оставшийся нам– революция в сознании людей, трансформация нашего сознания в космическое. Как ни странно, но эта задача является неотложной именно сейчас, когда массами людей овладел безумный дух разъединения и конфронтации , порожденный в большинстве случаев тяжелыми вибрациями прошлого. Но именно сейчас нужно смотреть вперед, а не назад. Но именно сейчас человеку необходимо усвоить мысль, что он не только житель данного региона, не только житель данной страны, не только житель Земли, наконец, но житель Космоса! Прежде всего, он житель Космоса! Если сумеем поднять свое мышление на космическую отметку, если научимся подходить к происходящему с точки зрения своей индивидуальной космической ответственности, то у современной цивилизации появится шанс на спасение.

II. Терпимость, но не пассивная, плетущаяся в хвосте событий, а терпимость активная, упреждающая события, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъединяет, а то, что их объединяет.

Взаимный же поиск объединяющего позитивного начала неизбежно ведет к тому, что разъединяющие моменты блекнут и отступают в тень и, лишенные притока нашей энергии, могут со временем навсегда увянуть или погаснуть.
Последовательное проведение этого принципа в жизнь означает тесное единение людей, не являющихся сторонниками крайних взглядов, неумолимо ведущих к конфронтации, а также содействие диалогу и взаимопониманию между людьми противоположных убеждений; контакты между ними могли бы начаться, например, на базе очень простого лозунга: «Допусти заранее возможность того, что в чем-то – пусть в самом малом – твой оппонент прав, а ты в чем-то – пусть в самом малом – не прав».

III. Компромисс как нравственный ориентир современности.

Мы разделяем мысль Махатмы Ганди о красоте компромисса. На наш взгляд, уже само необычайное сочетаний понятий «красота» и «компромисс» дает новый ключ к решению старых проблем. Не чувство уныния должен рождать компромисс: дескать, вынужден был уступить под напором обстоятельств. Наоборот, компромисс должен рождать чувство радости: наконец-то нашли точки соприкосновения друг с другом!
Общеизвестно знаменитое изречение Достоевского: «Красота спасет мир». Применительно к нынешней ситуации, слегка дополняя Достоевского, мы можем сказать: «Красота компромисса спасет мир».


Мы призываем общественные, государственные международные организации, мы призываем всех людей планеты поддержать движение духовного согласия. Мы призываем приложить все силы, чтобы уже в ближайшее время состоялся первый конгресс сторонников движения духовного согласия.
Язык ультиматумов, на котором пытаются говорить – к сожалению, иногда даже те, кто заявляет о своей приверженности религиозным и общечеловеческим идеалам, – безнадежно устарел. В современном мире, начиненном ядерными боеголовками, перенасыщенном экологически опасными предприятиями, не может быть победителей и побежденных. Или все мы будем победителями, или все мы будем побежденными. Логичней и целесообразней бороться за то, чтобы все мы стали победителями. А победителями мы можем стать лишь на путях общечеловеческого духовного согласия. Иных путей спасения не существует.
В Алма-Ате день открытия Всемирного Конгресса Духовного Согласия 18 октября был провозглашен как Всемирный День Духовного Согласия, который мы регулярно отмечаем в Москве.


Инициативу дальнейшего развития идеи Духовного Согласия на земном плане от Казахстана приняла Индия. Здесь в священном городе Решекеше на берегу Ганга в 1993 году прошла вторая сессия Всемирного Конгресса Духовного Согласия. Участники Конгресса из двадцати семи стран коллективными молитвами и медитациями способствовали дальнейшему осознанию человечеством насущной необходимости духовного согласия, как решающего условия продолжения эволюции человеческой цивилизации. Затем все участники Конгресса переместились в священный ашрам «Гобин-Садан» в Нью-Дели, где получили благословение величайшего индийского святого Баба Вирса Сингха. Баба Вирса Сингх шлет свое благословение и участникам настоящей Конференции. Разрешите в конце моего выступления огласить текст Приветствия Баба Вирса Сингха всем участникам Дней Духовного Согласия.


Третья сессия Всемирного Конгресса Духовного Согласия прошла в Москве, в феврале 2003 года. Важнейшим итоговым документом, принятым на Форуме, стала Декларация «К Духовному Согласию во спасение человечества».


Участники Третьей сессии Всемирного Конгресса Духовного Согласия в полной мере осознавая, что все современные проблемы коренятся, главным образом, во все углубляющемся духовно-нравственном кризисе, выступили с инициативой создания Всемирного Духовного форума – постоянно действующего органа, призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия и непротивления добру, веры в торжество сил разума и света.


Эстафету дальнейшего утверждения идеи Духовного Согласия от Международной ассоциации «Мир через культуру» перенял Комитет Государственной Думы РФ по культуре. По его инициативе в ходе парламентских слушаний «Культура против терроризма» идея Духовного Согласия получила дальнейшее развитие. Была сформулирована новая идеология Всемирного Духовного Форума, дано его развернутое обоснование.


Учитывая, что терроризм, как жестокая тотальная война, приобрел всемирный масштаб, парламентскими слушаниями был сделан вывод, что победить его в отдельно взятой стране, конечно же, невозможно. Нужен единый международный фронт борьбы с этим вселенским злом, способный не только остановить его дальнейшее распространение, но и последовательно изживать как социальное явление из человеческой практики. При этом силовая составляющая, которая в целом сегодня в мире складывается, является ни только недостаточной, но и, по убеждению участников слушаний, даже не главной в формировании единого международного антитеррористического фронта.


Существующие формы организации мирового сообщества, по мнению участников обсуждений, демонстрируют явную неспособность соразмерно отвечать и на другие современные угрозы, бросающие вызов самому существованию человечества. Насущно необходимы более совершенные и эффективные механизмы обеспечения мирного сосуществования государств и народов, организации мирового сообщества, новые системы воспитания и образования, ориентированные, прежде всего, на высокие ценности Культуры, духовную природу человека.


Инициатива создания новых, более совершенных, в большей мере отвечающих современному этапу эволюции форм самоорганизации мирового сообщества, должна, прежде всего, исходить от деятелей культуры, ученых, учителей, представителей ведущих конфессий, руководителей духовных школ и движений.
В этой связи, в полной мере осознавая, что экономический, социальный, экологический кризисы коренятся, главным образом, во все углубляющемся духовно-нравственном кризисе, парламентские слушания одобрили обращение к Государственной Думе Российской Федерации с предложением поддержать инициативу учреждения Всемирного Духовного Форума – постоянно действующего духовного органа, призванного утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы согласия и справедливости, благожелательного добрососедства и ненасилия, веры в торжество сил разума и света.


Сможет ли такой орган качественно изменить, существенно обогатить ведущуюся борьбу с терроризмом? По нашему глубокому убеждению, несомненно, сможет. Ведь важно понимать, что, включив силовой метод борьбы с терроризмом, обеспокоенное человечество полностью концентрируется на уничтожении лишь видимых его проявлений и практически перестает задумываться о глубинных корнях этого явления, причинах, вызывающих экстремизм к жизни. А ведь без основательного «погружения» в тему истоков терроризма наивно полагаться на полную над ним победу. Кто же возьмет на себя великий труд «погружения» в эту тему? Силовые ведомства? Конечно же, нет! Эта тема недоступна силовикам, находится вне их возможностей и полномочий. Нужен иной, более объективный, взвешенный, непредвзятый подход. Очевидно, что этой крайне сложной и деликатной темой должны заниматься другие люди, другие структуры, не отягощенные участием в силовом противостоянии терроризму.


И здесь на передний план выдвигается иная сила – Культура. Именно Культура с ее могучим научным, духовным потенциалом, способна найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, выстроить системы поэтапного восхождения человечества к миру, согласию, доброжелательному добрососедству. Этот крайне сложный, противоречивый и далеко не короткий путь предполагает построение современной, многоуровневой системы, включающей в себя:
а) нахождение способов ненасильственного преодоления вековой несправедливости по отношению ко многим странам и народам;
б) создание качественно новых, далеко не всегда чисто рыночных механизмов взаимодействия и сотрудничества между народами и государствами с неодинаковым уровнем социально-экономического развития и различным национальным менталитетом;
в) формирование опорных пунктов Культуры Мира в странах и регионах, зараженных экстремистской идеологией;
г) воспитание нового поколения активных деятелей Культуры Мира – проводников и носителей толерантной идеологии, толерантного сознания.


Такая система предполагает наличие в ней разветвленной инфраструктуры: независимых институтов, информационных центров, других исследовательских структур, начальных школ, средних и высших учебных заведений, духовных миссий, творческих лабораторий, библиотек, художественных галерей, театров, концертных залов, киноцентров. В рамках этой системы должна быть создана всемирная телевизионная сеть, работающая на принципах толерантности и ориентированная на все страны.


Но, совершенно очевидно, что первым шагом на этом пути должна стать самоорганизация деятелей культуры, ученых, педагогов, представителей ведущих конфессий, руководителей духовных школ и движений России. И слушания явились началом этого процесса. Несомненно, что сегодня сообщество российских деятелей духовности и культуры способно не только стать авангардом человечества в осознании путей дальнейшей эволюции, но и выступить лидером процесса самоорганизации деятелей духовности и культуры всего мира.


В перспективе Всемирный Духовный Форум, объединяющий наиболее влиятельных представителей человечества, может стать Духовным Центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм, стать инструментом влияния Культуры с большой буквы, духовных лидеров планеты на исторические судьбы человеческого существования.


Учреждение Духовного Центра может стать первой попыткой создания качественно иных механизмов самоорганизации человеческого общежития, основанных на принципах Великой Культуры.


Именно такой орган, не заменяя и не подменяя соответствующие органы и структуры, вправе будет давать нравственные оценки основным событиям в мире, определять, кто может быть отнесен к «оси зла», а кто нет, выносить независимые, объективные заключения с позиций общечеловеческой морали на сложные ситуации в мире.


Да, с терроризмом надо бороться последовательно и твердо, настойчиво искореняя эту раковую опухоль в живом теле цивилизации. Но бороться надо разумно, зрело, не размахивая карающим мечом налево и направо, без разбора круша виновных и невиновных. И, прежде всего, следует находить истоки терроризма и сосредоточивать главные усилия на устранении именно причин и условий его порождающих.


Всемирный Духовный Форум, при осознании человечеством необходимости его скорейшего создания, должен стать своего рода духовным Давосом. Он будет открыт для плодотворного сотрудничества со всеми светлыми силами планеты! Мы очень надеемся на то, что руководители государства и общественных организаций, духовных школ и религиозных конфессий, парламентарии, деятели науки, культуры, искусства, все люди доброй воли, обеспокоенные нынешней ситуацией в мире, откликнутся на наш призыв подняться над разъединением во имя спасения человечества. Особая наша надежда на парламентариев, деятелей культуры Казахстана. Мы бы очень хотели, чтобы создание Всемирного Духовного Форума стало нашим общим делом.


Учреждение Всемирного Духовного Форума, осуществление им реального влияния на все стороны жизни современного общества может стать началом поворота нынешней цивилизации к Общему Благу, к толерантному человечеству.


***
Далее было оглашено Приветствие Баба Вирса Сингха к Конференции в Астане.


Все материалы этого раздела публикуются по предложению общественного экспертного Совета

при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по культуре

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала