Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

История России

 

 

Афоризмы и мысли об истории

 


П.Я.Чаадаев
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом.
Общество заставляют двигаться вперед не те, кто колеблется между истиной и ложью, эти плясуны на канате, а люди принципиальные. Логика золотой середины может поэтому в лучшем случае поддерживать некоторое время существование общества, но оно никогда ни на шаг не двинет его вперед. Плодотворен один лишь фанатизм совершенства, страстное стремление к истинному и прекрасному.
Внутреннего развития естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда–то извне.
...мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой–то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования.
Люди Европы страшно ошибаются на наш счет... Они упорно уступают нам Восток; по какому–то инстинкту европейской национальности они оттесняют нас на Восток, чтобы не встречать нас больше на Западе. Нам не следует попадаться на их невольную хитрость; постараемся сами открыть наше будущее и не будем спрашивать у других, что нам делать... Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу.
Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе. Поставленная вне того стремительного движения, которое уносит там умы, имея возможность спокойно и с полным беспристрастием взирать на то, что волнует там души и возбуждает страсти, она, на мой взгляд, получила в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки.

М.П.Погодин
История — картина великого мастера: время стерло с нее живые краски, невежество испортило гениальный чертеж, злонамеренность провела свои кривые линии... какой знаток возьмется восстановить ее?
Карамзин сделал ее (историю) известнее не только для многих, даже и строгих судей своих, как со смирением надеялся, но и для всех вообще соотечественников. Русские узнали и, смело сказать можно, полюбили более отечество, чем прежде, ибо то можем мы любить, что знаем и чем более знаем, тем более любим, — полюбили тем более, что Карамзин передавал свое знание с сердечным участием, как сам прекрасно выразился в предисловии...
Любопытно наблюдать, как государства выходят на общую сцену, играют роли первоклассные и второстепенные, уступают место одно другому, возвращаются в свои границы, занимаются внутренними делами и проч., — как центр политики переносится из страны в страну: то в Испанию, то во Францию, то в Германию, то в Англию, то в Швецию, то в Россию... Какая череда наблюдается ими?
Политики впадают иногда в большое заблуждение, опираясь в своих положениях на историю; так было, следовательно, так и должно быть. Нет. Потому–то именно и не будет, что было. Обстоятельства и отношения, развивая особые начала, беспрестанно изменяются, и ни одна минута не бывает похожа на другую.

К.Н.Леонтьев
Византийская идея и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь. Византизм дал нам силу перенести татарский погром и долгое данничество. Византийский образ Спаса осенял на Великокняжеском знамени верующие войска Димитрия на том бранном поле, где мы впервые показали татарам, что Русь Московская уже не прежняя, раздробленная, растерзанная Русь.
Россия — не просто государство. Россия, взятая во всецелости со всеми своими азиатскими владениями, это целый мир особой жизни, особый государственный мир, не нашедший еще своеобразного стиля культурной государственности... Это более широкое, и по мысли независимое, должно быть не чем иным как развитием своей собственной славяно–азиатской цивилизации...
Государство обязано быть всегда грозным, иногда жестоким и безжалостным, потому что общество всегда и везде слишком подвижно, бедно мыслью и слишком страстно... Дисциплина национальных нравов для общества спасительнее самых привлекательных качеств общечеловеческой нравственности.
Назначение России еще и потому не может быть односторонне славянским, что сама Россия давно уже не чисто славянская держава.
Тот народ наилучше служит и всемирной цивилизации, который все национальное доводит до высших пределов развития, ибо одними и теми же идеями, как бы ни казались они современникам хорошими и спасительными, человечество постоянно жить не может.

С.М.Соловьев
Русь трогалась с Востока на Запад, и Запад выставил ей на пути, как свою представительницу, немецкую слободу. Исторический черед был за немецкой слободой... Немецкая слобода — ступень к Петербургу, как Владимир был ступенью к Москве.
Петром... начертана была обширная программа намного и много лет вперед, начертана была не на бумаге. Она начертана была на земле, которая должна была открыть свои богатства перед русским человеком, получившим посредством науки полное право владеть ею; на море, где являлся русский флот; на реках, соединенных каналами, начертана была в государстве новыми учреждениями и постановлениями, начертана была в народе посредством образования, расширения его умственной сферы, богатых запасов умственной пищи, которую доставил ему открытый Запад и новый мир, созданный внутри самой России.
Россия вошла уже в общую жизнь Европы, вошла недавно и потому все внимание ее обращено было на запад, к народам старшим по цивилизации, следовательно, русская мысль и ее выражение не могли оставаться без сильного влияния умственной жизни на западе.

В.О.Ключевский
Если история способна научить чему–нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее.
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя, не умело убрать своих последствий.
История учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Политика должна быть не более и не менее, как прикладной историей, теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.
Творцы общественного порядка обыкновенно становятся его орудиями или жертвами, первыми — как скоро перестают творить его, вторыми — как скоро начнут его переделывать.
Власть как средство для общего блага нравственно обязывает: власть вопреки общему благу — простой захват.
В истории русской жизни есть столько и таких не затронутых вопросов, что затронуть их составит славу тех, кто их только затронет, хотя и не решит.

Н.А.Бердяев
Память не восстанавливает прошлое таким, каким оно было, она преображает это прошлое, идеализируя его в соответствии с ожидаемым будущим.
Философия истории есть пророчество, обращенное назад.
История есть борьба вечного со временем.
История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу.
Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.
Бог всесилен над бытием, но не над свободой.
Бог ждет от человека откровения творчества, и “цель жизни” не спасение, а творческое восхождение.
Человек есть загадка в мире и величайшая может быть загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальое, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность. Все в мире ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой.
Когда личность вступает в мир, единственная и неповторимая личность, то мировой процесс прерывается и принужден изменить свой ход, хотя бы внешне это не было заметно.
Разным народам предназначено раскрывать разные стороны истины. Но всякое постижение истины по существу сверхнациональное и сверхрасовое.

-------------------------
Из книги "Очерк русской философии истории. Антология (1996)"

Ихтик (Россия, г. Уфа) http://ihtik.lib.ru/

 

Россия сосредоточивается!

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете