Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Библиотека "Россия" 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Русская идея

 

Россия процветет искусством

 

Говоря об идеальном государстве, мы должны поставить культуру и искусство на одно из первых мест, ибо культура, это единственное, что делает из народа нацию, а искусство, это единственное, что выводит человека из грубо материального мира в сферу чистой божественной Игры. У многих, конечно, нынешнее состояние культуры и искусства вызывает обоснованный скепсис в отношении знака полярности ее влияния, и в чем-то с ними можно согласиться, но было бы странно, если бы мы, говоря об идеальном государстве, ограничились тем, что имеем на сегодня. К тому же, их видимый упадок может и не означать упадка, потому что культура, и особенно искусство, как квинтэссенция культуры, это не нечто уже сотворенное, это процесс, это экзистенциальное наслоение в каждый миг времени невидимых энергий, даруемых пространству творческими людьми.

Иногда эти наслоения накапливаются в критическую массу и мы становимся свидетелями творческого взрыва, когда наполненная звуками, красками, символами, формами сфера наших жизненных проявлений вдруг начинает чудесным образом плодоносить. Затем, истощившись, медитативное по сути извержение прерывается, уходит в глубину волшебного океана человеческих фантазий и воображения, давая поверхности покрывается шумной и суетливой рябью, выдающей себя за культуру и искусство.


Будем оптимистами, русская культура ни прерваться, ни упасть не может. Она уже состоялась, как выдающаяся ветвь общемировой культуры, она подпирает созидателей своими высокими образцами во время исторически обусловленных пауз и не дает опуститься ниже – мы не даем, наполненные тем, что сотворено до нас. То есть мы сами – своего рода цензоры и безмолвные заказчики, разделенные на бесчисленные группы и группки по интересам. Если рассматривать общество как виртуальную пирамиду, то нам предстанет вполне адекватная модель нашей культурной «продвинутости»: на первой, самой широкой ступени размещаются потребители грубо-материальных культурных ценностей, на второй уже более проникнутой тонкими энергиями, которые постояльцы этой ступени в состоянии освоить, на третьей культура и искусство еще заметнее утончаются, и так до вершины, – некоего Олимпа, где сосредоточена культурная элита, творящая сама и отбирающая самые высокие образцы для хранения.


Что можно и нужно изменить в таком пирамидальном распределении, если иметь в виду приближение к идеалу? Очень немногое, так как дело касается сознания, а оно меняется медленно. Описанное выше распределение сохранится еще долгие века, но вот целевые установки вполне поддаются коррекции. И прежде всего установки на творчество. Люди не должны делиться на тех, кто “творит” и на тех, кто “работает”. У всех должна быть цель творческая, ибо, в конечном итоге, человек рожден для творчества, это его естественное состояние. Творчества в технике, в науке, в искусстве, в общественных отношениях, то есть во всех областях деятельности. Но особенно в искусстве – через массовую самодеятельность, кружки, народные школы. Даже неутешительные, с точки зрения высоких образцов, результаты сделают свое благое дело – подтолкнут дремлющие и скрытые силы его творческой мощи к пробуждению. Потенциал этих сил велик, польза от них не поддается исчислению, ибо они бескорыстны и направлены на общее благо.


Конечно, искусство искусству рознь. Одно направлено к гармонии, к равновесию и благодетельствует пространство, действуя под девизом: “Чистое искусство – прямое общение с Богом”, другое же, являясь продуктом распадающегося общества, стремится к диссонансу, к разрушению смысла и форм, общее название которого – декаданс. Последнее сейчас завоевало некоторые позиции и у нас в России, что говорит о духовном нездоровье общества и необходимости принятия мер, но не художниками, являющимися медитативными отражателями действительности во всей ее полноте, а политиками, действительность эту формирующими.


В обществе будущего должны действовать регуляторы духовного здоровья общества. Следует уделять самое тщательное внимание к творчеству народа и профессиональных художников, так как в их работах заложен диагноз состояния самого народа. Это важно потому, что нельзя вводить человека в мир искусства и не думать о том, к какому огню – черному или белому – мы его приобщаем.


Только в творчестве человек может быть счастлив. Ведь этим он усовершенствует себя. Неважно, каков действительный масштаб его труда, важно, что он наполняет пространство своим стремлением к красоте, чем уравнивает себя с художником и создает собственный потенциал для соучастия в великом творчестве жизни. В идеале в народе должно доминировать стремление не только к художественному творчеству, но и творчеству вообще, что бы человек ни делал, от табурета до космического корабля, от вышитой салфетки до поэмы или живописной картины, он должен желать прежде всего красоты. Конструкторы самолетов говорят, что некрасивый самолет не полетит, значит, конструкторы поняли основной закон жизни – ничто некрасивое не полетит (в символическом смысле), а если и полетит, то ничего хорошего людям не принесет.


Понимание этой простой мысли принесет положительные результаты во всех сферах жизни, “потому ныне такое глубокое значение придается искусству, и к творчеству во всех областях деятельности призываются все. Это искание новых путей в творчестве так нужно в архитектуре, в машиностроении, словом, везде, где творит мысль, и искусство помощником верным будет всегда человеку, ибо утверждается оно на прекрасном, на красоте. Красота ляжет в основание строительства Нового Мира, – говорится в Учении Живой Этики, – Красивы будут дома, улицы, города, обстановка домов, предметы обихода, машины, прекрасны одежды людей и весь обиход жизни. Искусство нивелирует все и преобразит все, и даст ключ человеку к творческому преображению жизни, который созидается ныне на просторах планеты и идет на смену старого, одряхлевшего мира, осужденного на смерть логикой непреложных законов развития человеческого общества», – говорится в нем далее.


Красота завораживает, созидание красоты возвышает, поэтому не будет преувеличением сказать, что путь искусства – йогический, причем это самая безопасная и, безусловно, очень полезная духовная практика. Она объединяет людей, сплачивает. Люди, причастные к искусству, имеют духовное сродство, и они беззлобны. Им не надо расталкивать локтями кого-то, потому что у них главный недруг – сопротивляющаяся совершенствованию форма, и главное оружие – взыскующий красоты дух, устремленный ввысь в поисках идеальной формы.


Не надо думать, что мы говорим об идеальных людях. В правильно организованном государстве недостатки людей нивелируются самой средой, и тот, кто в «свободном» пространстве нравственно падает, стремясь обеспечить себе социальный статус за счет других, что в обществе потребления не только никем и ничем не ограничивается, но наоборот, поощряется, – в нашем идеальном государстве, где в системе ценностей благосостояние индивидуума стоит далеко не на первом месте, и где личная бедность и личное богатство просто как таковые отсутствуют, есть только один путь обеспечить себе уважение и почет, – совершенствовать свои интеллектуальные и творческие способности, тем более, что это должно быть главным аргументом для перевода человека с одной ступеньки пирамиды на другую. Еще раз повторим, что творчество здесь понимается в самом широком смысле, хотя искусство и ставится во главу угла.
Люди, умеющие проникать сознанием в тонкие слои пространства, наполняющие его и очищающие своей духовной энергией, безусловно, должны занимать верхние ступени пирамиды. Они самые бескорыстные творцы – благодетели народа. Их творчество принадлежит всем. Конечно, они что-то получают за свой труд, но это лишь плата за материальные объекты – рукописи, картины, но вся совокупность мыслей, идей, сердечной энергии нам достается бесплатно. Известные слова Пушкина: «не продается вдохновение» именно об этом. Искусство требует всего человека, в его труде истинная жертвенность. Как следствие, это путь усовершенствования духа. Человек, понявший значение искусства есть законный житель идеального государства, а государство, богатое такими людьми есть сияющий маяк для всех окружающих.

Михаил М.

Источник: http://hierarchy.ru/

 


Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете