Продажа кайта русская кайт.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Библиотека "Россия"  Новости портала   О портале  

Блог-Каталог "Россия в зеркале www"  Блог-Пост  Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Справедливый экономический порядок  *  Россия и Азия

 

Великая роль России в развитии Азии


Линдон Ларуш 


14 апреля 2004 г.
Выступление Линдона Ларуша в Московском государственном университете

Доцент Андрей Кобяков: Я рад приветствовать Линдона Ларуша в Московском государственном университете. Наверно нет нужды представлять в подробностях нашего сегодняшнего гостя. Я думаю, что так или иначе, многие из вас составили о нем впечатление — посетив его сайт, или, может быть, давным-давно уже следя за работами и общественной деятельностью этого человека. Я думаю, что без всякого преувеличения можно говорить о том, что это совершенно выдающийся деятель, причем он не только выдающийся ученый, он человек невероятной энергии и гражданской позиции, поэтому он не остается академическим ученым. Он не ограничивается глубоким теоретическим осмыслением реальности — в своих идеях он пытается предложить конструктивные решения во многом кризисной ситуации, в которой находится человечество. И следует напомнить о его очевидных научных заслугах как экономиста, который предсказал многие кризисы современной экономической истории, причем на основе глубокого изучения самой природы современных экономических систем, и предложил — это очень важно — пути, по которым можно было бы избежать или выйти из этих кризисов, пути реформирования мировой финансово-экономической ситуации на путях конструктивного развития.

Совершенно ни с чем несравнимое впечатление получаешь, когда в процессе изучения работ Линдона Ларуша встречаешься с феноменально глубоким знанием философии, истории и теории математики, даже — что может быть особенно поразительно — теории музыки. Мы видим, поэтому, что перед нами человек исключительно глубоко образованный, совершенно выдающихся умственных способностей. И наверно это нетипично вообще для двадцатого или двадцать первого века. Скорее, в нашей традиции принято называть этих людей энциклопедистами. Фактически, его можно уподобить человеку времен эпохи Возрождения, когда, скажем, Леонардо да Винчи был великим живописцем и одновременно мы в его архивах находим чертежи реактивных ракет или вертолета со всеми подробностями. Это тот ряд, в котором, по-моему, с полным правом стоит наш сегодняшний гость.

Его сопровождают в нынешней поездке в России близкие советники и друзья, соратники и, в том числе, на сегодняшней встрече присутствуют и многие российские друзья и соратники Линдона. Позвольте меня представить тех, кто присутствуют на этой встрече. Во-первых, супруга Линдона Ларуша Хельга Цепп-Ларуш, которая является руководителем Шиллеровского института науки и культуры, сама является видным общественным деятелем, и сейчас, насколько мне известно, баллотируется в европарламент. По-этому — фигура сама по себе выдающаяся, не только как жена, но и как ближайший идейный соратник нашего почетного гостя. Перевод на английский язык осуществляет доктор Джонатан Теннебаум, один из старейших соратников Линдона все эти годы. Надо заметить, что он сам выдающийся исследователь, не раз принимал участие в России во многих финансовых конгрессах вместе с Линдоном, и некоторое время назад он выступил во время парламентских слушаний в Госдуме, посвященных кризису мировых валют. Он, кстати, знает множество языков, изучая их в процессе движению по свету. В последнее время еще и отвечает за молодежное движение Линдона, курирует его, и общается со всеми студентами, которые поддерживают это движение по всему свету, общаясь с ними на тех языках, на которых они говорят. Карл-Михаэль Витт — тоже сотрудник Шиллеровского института, человек, который курирует отношения Шиллеровского института, движения Линдона Ларуша в России, частый гость в нашей стране. Переводить сегодня мне будет помогать тоже соратник Линдона, это — Константин Черемных, он специально приехал из Петербурга. И еще в зале — я просто, честное слово, сразу не вижу их — присутствуют профессор Юрий Громыко и Нина Громыко, это тоже давние соратники Линдона, которые часто принимают участие в мероприятиях.

Позвольте мне предоставить слово нашему дорогому гостю. Прошу приветствовать Линдона Ларуша.

Линдон Ларуш: Сегодня я уже выступал в другом месте в Москве на открытии конференции, в организации которой есть мой скромный вклад. Конференция посвящена научному наследию Вернадского, о котором, я думаю, вы много знаете. Это был один из величайших умов России прошлого века. И его идеи чрезвычайно актуальны в свете проблем, с которыми сталкиваются как современная Россия, так и континент Евразия в целом.

Мы живем в очень интересное время, оно особенно интересно для вас, молодых — некоторые из нас уже на склоне лет, а вы только вступаете во взрослую жизнь. И для вас важно иметь представление, какой мир мы вам оставляем, и как к нему подступиться. Так что я расскажу вам о положении в мире, и увяжу свой рассказ с практической важностью работ Вернадского, указывающих направление, в котором нам следует двигаться, — особенно России — в это кризисное время.

Какое будущее вы нам уготовили?

Вы, конечно, родились до распада Советского Союза. Вы пережили крушение России, последовавшее за этим распадом. У вас, в России, свое видение проблемы, с которой сталкиваются ваши сверстники во всем мире, особенно в других странах Европы и в Америке.

Вы спрашиваете — какое у нас будущее? Вы смотрите на поколение своих родителей, и задаете себе вопрос — что вы нам передаете?

В Америке то же самое. Но у нас есть молодежное движение, в организации которого я принимал участие, оно возникло около четырех лет назад, и имеет некоторое политическое значение. В Мексике, Аргентине, кое-где в Западной Европе это движение тоже набирает силу.

В юношеском возрасте, или чуть позже, где-то в 18 лет, человек входит во взрослую жизнь, и ему приходится менять свой взгляд на мир. Вы уже не дети или подростки, у вас уже взрослые побуждения. Жизнь уже не игра. И иногда она пугает.

Это как оперившиеся цыплята, уходящие от матери, или птицы, вылетающие из гнезда. Молодежь оборачивается на старших, и в известном смысле злится на них. И сейчас сильнее, чем раньше. В США, например, регулярно проводился опрос — выяснялось отношение молодежи в возрасте от 18 до 25 лет к своим родителям. В последние четыре года в этом отношении появилась какая-то горечь.

Потемкинская планета

В результате изменений, произошедших в мире с конца 80-х годов, стала реальной угроза мировой дезинтеграции, по крайней мере, культурной.

Соединенные Штаты отнюдь не процветают. Это большая ложь, что Америка процветает. Соединенные Штаты можно назвать потемкинской деревней. Снаружи выглядит так, как будто внутри что-то есть, но когда туда заглянешь, приоткроешь дверь, то оказывается, внутри пустота. Нижние 80% семей по размеру доходов по сути нуждаются. Люди теряют медицинские страховки, особенно люди пожилого возраста. Бездомные все больше бросаются в глаза. Даже те, кто работает постоянно, не могут себе позволить снять жилье. За последний год стоимость продуктов питания в магазинах выросла на 50%.

В известном смысле, вы видите то же в России — у России свой собственный опыт, но мировые тенденции видны и здесь, Россия — это лишь вариант мировых тенденций, характерных для большинства стран мира. А очень скоро, возможно уже в этом году, мировая денежно-финансовая система рухнет.

Это уже не потемкинская деревня, это почти что потемкинская планета! Идеи процветания, успеха, все эти идеи современных мировых систем лживы — они уже больше не работают.

И молодежь, вступающая во взрослую жизнь, студенческая молодежь, уже не думает обращаться к своим родителям за помощью. Вас просто вытолкнули из гнезда. И вы осматриваетесь по сторонам: «Где бы тут найти червячка?» Когда птенца выталкивают из гнезда, с ним случается шок. И в каком то смысле вас вытолкнули тоже. Это нормально.

И вы задаете себе вопрос, что это за мир вокруг. Так везде. И совершенно очевидно, что европейская цивилизация, которая, конечно, включает Россию, являющуюся евразийской страной (но это все часть европейской цивилизации, — Северная и Южная Америка тоже часть европейской цивилизации), находится в состоянии кризиса. Но из любого кризиса, за исключением некоторых природных явлений, с которыми мы еще не знаем как бороться, из любого общественного кризиса есть выход. Весь вопрос в том, знаете ли вы этот выход. И есть ли у вас воля к борьбе.

Если в большинстве стран мира все пустить на самотек, у нас ничего не получится. Можно даже скатиться до состояния «мрачных веков».

Китайский вызов

Но все же, некоторые решения есть. Рассмотрим одно из таких решений, или часть решения, и посмотрим на него с российской точки зрения, ее роли в таком потенциальном решении.

Вы, возможно, слышали, или заметили, что в последнее время Германия, по сути страна-банкрот, но при этом все же сохраняющая некоторые лидирующие позиции в сфере технологий в Западной Европе, проявляет все большую заинтересованность в торговом сотрудничестве с Китаем, — сотрудничестве особого рода.

Китай — сложная страна. Это важная страна, с населением более 1,3 миллиарда человек. Масса народа живет в ужасающей нищете, но в Китае уже есть богатеющие люди, есть уже вполне состоятельные люди, — по азиатским меркам. В экономическом смысле сегодня это серьезная страна. Но ее население сконцентрировано в основном по побережью и в речных бассейнах, — традиционных местах расселения китайцев.

Для того, чтобы поднять уровень своего населения, Китаю нужно создать огромную инфраструктуру, и такая инфраструктура уже активно строится. Например, плотина «Трех ущелий» — огромное инженерное сооружение. Это проект переброски воды с азиатских высокогорий в Желтую реку, чтобы повысить ее водность и развивать северный Китай. Существуют планы развития новой, современной железнодорожной сети, включая поезда на магнитной подушке, и эти планы уже воплощаются в жизнь — действует ветка от Шанхая до Шанхайского аэропорта.

Оптимистический проект развития Китая предполагает, что следующие 25 лет будут характеризоваться и определяться крупными проектами по созданию инфраструктуры подобного рода, на основе крупных инженерных проектов. Постепенное перемещение бедняков в развивающиеся регионы приведет к общему улучшению условий жизни и производительности труда китайцев.

Какими бы ни были дебаты в Китае и за границей о том, куда движется Китай, следует смотреть на 50 лет вперед, чтобы понять сегодняшний Китай. Начальный период реализации крупных проектов по созданию инфраструктуры, окультуривания земель для строительства новых городов, создание новых возможностей, превращение пустошей в полезные земли, и тому подобное; этими благами воспользуется уже следующее поколение.

Положительный момент: в Китае развиваются многие области технологии, страна с большой скоростью осваивает существующие технологии, она сама становится разработчиком новых технологий. Например, использование магнитной левитации для замены обычных рельс, и железных дорог в обычном понимании. Это означает возможность при сегодняшних технологиях перевозить пассажиров со скоростью до 500 километров в час. Эту технологию Китай приобрел у Германии. В самой же Германии, за исключением экспериментальной ветки, поездов на магнитной подушке нет! В Китае же такая линия действует — от Шанхая до Шанхайского аэропорта. Существуют планы строительства высокоскоростных железных дорог и транспортных линий на магнитной подушке, собственно китайского строительства, или же с иностранной помощью, по всему Китаю. Таким образом продолжается традиция, заложенная сто лет назад Сунь Ятсеном, основателем современного Китая.

Китай также осваивает технологию, разработанную в Германии, но не использующуюся там: высокотемпературный реактор с газовым охлаждением. Таковы примеры освоения Китаем технологий, иногда разработанных в других странах, но не находящих там применения! Китай также внедряет массовое образование для повышения квалификации своего населения.

Через технологическое развитие Китай интегрируется с остальным миром. Но его аппетиты роста превышают сам рост. Например, если повысить уровень жизни бедного земледельца, у него вырастут потребности. Совершенствуется его технология. Растут потребности, жизненные потребности, для работы на более высоком технологическом уровне. Китай не может разрабатывать все технологии и делать открытия, которые требуются стране.

По существу, мы наблюдаем пока очень неуклюжее, но многообещающее развитие не сколько торговли товарами (хотя и это имеет место), но обмен высокими технологиями.

В настоящее время Германия, страна-банкрот, но в то же время самая развитая страна в Европе, пытается выжить, расширяя существующий обширный китайский рынок. Китай — крупнейший потенциальный покупатель немецких товаров. И объем торговли растет. Обе стороны стремятся к ее расширению. Так что сегодня, как никогда ранее, Германия заинтересована в развитии Китая.

Огромный потенциал Евразии

Посмотрим на другие регионы мира. В Северной Азии российский Дальний Восток, Корея, Япония — все это Восточная Азия и Китай. Юго-Восточная Азия с огромным населением, с мощными речными системами, включая Индонезию с ее значительным населением. На юге Индия, в которой уже живет миллиард человек. Мьянмар, ранее называвшийся Бирмой. Пакистан. Огромная страна — Бангладеш. Это периферия Азии — Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Северо-Восточная Азия, все это периферия континента.

В середине, кроме Ирана появилось много государств, ранее входивших в состав Советского Союза, раздробленных, и, подобно Кавказу, ставших площадкой для интриг разных иностранных государств, сеющих там смуту.

На севере Казахстан и северная Россия, азиатская Россия. В этом северном регионе, в Казахстане и северной России, в климатической зоне от полупустыни до тундры, есть богатые залежи самых различных полезных ископаемых, но там проживает очень мало народа и регион плохо развит. То же касается и тундры, где во время вылета мошки и комара жить практически невозможно, равно как и в зимнее время.

В Азии идет процесс развития — это Китай, с его стремлением к развитию с Юго-Восточной Азией, масштабные проекты — великие речные проекты, системы управления водными ресурсами Южного Китая, распространяющиеся на весь регион. Севернее Индии, в Китае течет Брахмапутра, одна из крупнейших рек Азии. Воды, собирающиеся на «крыше мира», частично уносятся этой рекой в Индию, на реке огромный перепад высот, и это один из величайших проектов энергетики, управления водными ресурсами и выработки гидроэлектроэнергии. Строительство идет на китайской территории, но он затрагивает Индию и Бангладеш.

Потом Индия, одна из величайших держав в плане потенциала азиатского развития.

Как загнивающая Западная Европа, отчаянно борющаяся за собственное выживание, может сотрудничать в возможном развитии с Восточной, Юго-Восточной и Южной Азией? Как добраться из Германии в Китай? Какими наземными маршрутами туда ехать? Как перевозить грузы? Надо пересечь Россию и Казахстан.

Что это означает? Это означает, что мы должны в первую очередь построить современную высокоскоростную транспортную систему от Атлантического до Тихого океана, через Россию и Казахстан. Это значит, что у России особая роль в будущем Азии.

Имеется в виду и нечто другое. Развивающиеся страны Азии, с их огромным населением будут испытывать все возрастающую потребность в ресурсах. В Азии есть полезные ископаемые. Есть ресурсы в Северной и Центральной Азии. Но эти регионы слабо заселены и очень плохо развиты. Во времена Советского Союза, в лучшие времена, эти регионы росли и развивались.

Вспомните, — Сталинградскую битву Жуков выиграл, бросив свои войска из Азии во фланг армии Паулюса за пределами Сталинграда, и продолжил победой под Курском, начав освобождение России от оккупантов.

И как обстоят дела с развитием азиатской части России? Что произошло там за последние десять лет? Его практически нет, за исключением нескольких островков на Дальнем Востоке.

Как сможет Европа, включая Россию, создать для обеспечения нужд голодных приморских зон Азии на Востоке и Юге транспортную систему, проходящую через Россию и Казахстан до самой Индии, до тихоокеанского побережья и в Китай, если азиатская часть России не развивается? Как можно развивать сырьевую базу, или потенциал сырьевых ресурсов, если там нет русских, которые бы этим занимались?

И вопрос и не только в том, чтобы направить туда людей — там нужно создать инфраструктуру, нужно построить города. Нужно, например, дать воду некоторых великих рек Азии, великих рек азиатской части России Центральной Азии. Возьмем, к примеру, Аральское море: российские войска заняли этот регион в 19-ом веке. Для России он стал крупнейшим источником хлопка. Но Аральское море практически мертво! Экологический баланс региона разрушен — разрушение водной системы привело к экологической катастрофе. Поэтому, для развития Азии, или Северной Азии, имея в виду конечную цель, необходимы широкомасштабные инженерные работы.

Есть еще один аспект проблемы. Я уже сказал, что в Азии растет потребность в природных ресурсах. Технологический прогресс требует сырья. Но природные ресурсы не бесконечны. Их много, но они конечны. Речь идет о миллиардах голодающих, нуждающихся в сырье — не для того, чтобы его проесть, но чтобы изменить свои возможности получить пропитание, правильно? Так что следует задуматься об опасности проедания некоторых природных ресурсов. Это одна из тем для обсуждения на конференции, посвященной Вернадскому, проходящей на этой неделе в Москве.

Уникальная роль России

Россия располагает очень специфическими возможностями для решения этой проблемы. Эти возможности обусловлены исторически.

В Саксонии есть небольшой городок в горной местности — он называется Фрайбург. Сотни лет назад он был центром добывающей промышленности. В конце 17-го – начале 18-го века сложилась Фрайбургская академия. Здесь очень сильно ощущалось влияние трудов Лейбница. И город стал одним из ведущих образовательных центров Европы.

Эти места дважды посетило одно очень важное лицо из России, один раз в качестве престолонаследника, другой раз, десять лет спустя, — уже царь Петр. После каждого его приезда в России открывалась новая академия, занимающаяся геологией и смежными науками: в Петербурге и Москве.

И с расширением российского влияния и развития в Сибири и за Уральским хребтом, проводились все большей важные археологические работы в самых разных отраслях, включая минералогию.

Был и другой царь, значением которого для России никак нельзя пренебречь — Александр II. В его царствие в Петербурге получило развитие очень важное образовательное учреждение. Для нас, в связи с темой нашей беседы, исключительно важны два имени — Менделеева, и человека, учившегося во времена Менделеева, позднее ставшего ведущим творческим мыслителем, — то есть, Вернадского.

Так что у России есть исторически обусловленная традиция в этих областях — геологии, металлургии, и сопутствующих науках, связанных с развитием Урала и Сибири. И среди достижений русской науки эти области исследований и сопутствующие дисциплины занимают очень важное место.

Важность трудов Вернадского

Менделеев и Вернадский сыграли важнейшую роль в еще одной области. Вернадский — один из моих кумиров, особенно его последние достижения: он стал отцом русской атомной энергетики. В двадцатые годы, в 1924-1925 гг., он первым предложил развивать атомную энергетику. Особое значение имеют его работы в области геобиохимии. Другими словами, он работал в трех областях, известных еще в древней Греции, но он подходил к ним с современной, научной точки зрения, с учетом подходов таких ученых, как Менделеев. Речь идет об экспериментальном подходе.

При проведении экспериментальных исследований на выявление принципа опытным путем устанавливается принадлежность некоторых тел к «абиотическим», то есть неживым. Далее, в другой экспериментальной области, проводится конкретная, экспериментальная проверка принципа на телах, в которых мы предполагаем наличие процессов жизни, отличных от неживых тел. Это вот и есть «био». Есть «гео», абиота, [относительно которой] с экспериментальной точки зрения можно допустить, что первоначально земля была необитаемой. (Эта точка зрения в последние годы претерпевает быстрые изменения — обнаруживаются тела, представляющие очень древние формы жизни.).

И существует другая область, где события происходят только благодаря человеческому интеллекту, и никогда [просто] вследствие живых или неживых процессов. Как многие из вас знают, Вернадский в своей работе с экспериментальных позиций опирался на факт, что Земля состоит из трех слоев.

В первом слое Земли нет жизни, или же нет очевидных ее признаков. Второй слой представляет собой осадочные породы Земли, в которых остались мертвые тела как следствие процессов жизни, и сформировалось нечто над так называемой «абиотической» землей. Например, океаны и атмосфера являются продуктами жизни, это реликтовые образования. Так что по мере старения Земли продукты живых процессов и живые процессы занимают все большую процентиль всего объема Земли.

И, в завершение, мы наблюдаем изменения Земли, являющиеся результатом деятельности человека. Деятельность человека изменяет Землю, жизнь победила на Земле и стремится к господству над не-жизнью, и сегодня продукты человеческого творчества, продукты человеческого разума начинают оказывать физического воздействие и доминировать над всеми другими аспектами существования Земли. И существует то, что Вернадский назвал Ноосферой. Три слоя: абиотическая Земля; биосфера, живые процессы и их продукты; ноосфера, — вот планета, трансформируемая целенаправленной творческой деятельностью человека.

Зададимся вопросом — с точки зрения работ Вернадского и вытекающих из них следствий, — можно ли управлять периодической таблицей Земли? Другими словами, можем ли мы изменять абиотическую Землю, ее элементы и состав? Можно ли управлять ресурсами, которые мы находим, называемые сегодня «минералами», возвращать в оборот минеральные ресурсы, чтобы они у нас были и не утрачивались? Можно ли трансмутацией увеличить долю более важных минералов? Можно ли создавать синтетические материалы, которые можно использовать вместо редких минералов?

Ваше поколение способно двинуть мир вперед

Так что с такими вот проблемами приходится иметь дело. Стоит задача управления всей планетой, притом, что должны сохраниться суверенные национальные государства — мы не можем допустить глобализации человеческого общества. Возможно ли сотрудничество между национальными государствами на основе сознательного разделения труда между странами. Может ли Россия, среди прочего, специализироваться в этой области, учитывая потребности своих соседей на Востоке и Юге? Можно сформулировать все это иначе, более жестко — есть ли причина для присутствие России в Северной Азии?

То, что я кратко изложил выше, предполагает, что судьбы России связаны с Северной Азией именно в таком контексте, в котором русская история ориентировала русскую науку. И Менделеев и Вернадский — яркие тому примеры.

Есть ли у вас, русских чувство сопричастности, в том смысле, что образование дает вам возможность воспользоваться достижениями тех, кто жил до вас, оживить их, и самим пойти дальше? Связываете ли вы свою жизнь с судьбой России, и ее ролью в Северной Азии? Останется ли смысл в прожитой вами жизни для тех, кто придет после вас, в приложении к этой цели? Способны ли вы на страсть, придающую смысл жизни, и можете ли вы сказать, что как русский, таким вот образом вы обогащаете человеческий род в целом — вносите какой-то существенный вклад? Таков вызов.

Вопрос состоит в следующем: можно ли взглянуть на эту обанкротившуюся систему, обанкротившуюся международную денежно-финансовую систему, паразитическую, хищническую, которая просто смердит, — можно ли окинуть взглядом все это безобразие, и увидеть что-то положительное?

Не следует зацикливаться на плохом, не надо плакать и рыдать. Можно осмыслить все, что я коротко изложил по поводу Азии и месте России в Азии, и сказать: «Всегда есть моральные причины сделать что-то хорошее».

Чтобы открывать нужные вещи, открывать то, что в ваших личных силах, и силах страны, чтобы сделать мир лучше? Чтобы восстановить смысл жизни ваших предков тем, что они вам дают? И тем, как вы пользуетесь этим знанием, во имя грядущих поколений всего человечества? Вопрос в этом.

Я мог бы рассказать вам ужасные вещи, настоящие ужасы, каким бывает зло, — чего вы даже не представляете. Но я не хочу делать из вас пессимистов, рассказывая о этом. Я призываю вас быть оптимистами: разве приятно лежать в этой койке и умирать? Может быть, встать и сделать что-то? Думаю, вы об этом знаете, — вы же учитесь. Если вам нравится учеба, особенно высшее образование, вам об этом известно.

Случалось ли вам испытывать страсть в аудитории, когда идея вас буквально захватывала? Приходилось ли вам обсуждать ее с тремя, четырьмя, пятнадцатью или двадцатью людьми до 3-4 часов утра? А потом вставать в семь или восемь и опять идти на занятия? И притворяться энергичным и заинтересованным? Или же сваливаться от истощения через два дня?

Знаете, ваш возраст — самый лучший: в этом возрасте вы полны жизненных сил, молодости и энергии для работы. Многие состоявшиеся профессионалы закладывают фундамент своих достижений именно в этом возрасте, или же ничего вообще не получается. Некоторым удается сделать что-то дельное в этом возрасте, или до 27 – 30 лет, а потом они умирают. Они продолжают повторяться, — как профессор, читающий одну и ту же лекцию раз за разом, 50 лет подряд, без всяких изменений!

У вашего поколения, как у взрослых людей, есть потенциал. С этим потенциалом, если идея вас захватит, и вы захотите ею овладеть, вы можете продвинуть мир вперед, именно в смысле идей, потому что из предыдущих поколений на это способны очень немногие. Знаете, ваше поколение — самая мощная политическая сила в России.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: Дело в том что в России сейчас, на Дальнем Востоке, очень много китайцев…. И вообще говоря экспансия Китая очень активно идет. И в связи с этим — два вопроса. Первый вопрос: как Вы оцениваете будущее России как цельного государства? И второй вопрос: как Вы относитесь к националистическим тенденциям в современном обществе?

Л.Ларуш: Да, так и происходит. Потому что Россия бросила этот регион.

Любопытно, что европейская культура обладает очень специфическими качествами, у России также есть очень специфические потенциальные преимущества, в ее варианте европейской культуры.

Я думаю, все, кто серьезно занимался Россией и ее ролью в мире, признает, что Россия является евразийской культурой. Евразийская культура России была подорвана, и в известной степени разрушена, но достаточная ее часть жива, и вы ее можете возродить.

Вам следует изучать историю последних 2500 лет — многие из вас, наверно, имеют такую возможность и понять, что есть европейская культура. Это не рок-концерт и не Генри Киссинджер.

Вернемся назад — из чего выросла европейская культура? Она началась с некоторых тенденций в Греции, с реакции греков на Илиаду, представляющую по сути квази-исторический документ, и одновременно страшную трагедию. Одиссея более оптимистична и гуманистична. А далее вы сталкиваетесь с такими личностями, как Фалес, Пифагор и Солон, а позднее — Платон, продолжающий эту традицию.

Откуда эта традиция? Из Египта. Возвратитесь к 2700 году до нашей эры, к строительству великих пирамид, представлявших собой астрономические инструменты с древней историей, эта история уходит намного глубже пирамид.

Итак, имеем идею всеобщего. Знаете, худшей чертой человека является его поведение по отношению к другому человеку как к животному, или к людям вообще как к животным. Идея всеобщего является важнейшим вкладом европейской культуры и цивилизации. Часто мы не европейцы — мы поступаем как животные.

Посмотрите на звезды — как можно вычислить их положение? В градусах! В градусах сферической геометрии. Как открываются принципы? Вы видите, что нечто не соответствует простому порядку, правильности углового движения, смещения — например, «блуждающие планеты», разные аномалии. Потом, уже позднее, например, Эрастофен, член Афинской академии, академии Платона, измерил с высокой точностью длину окружности Земли из двух мест в Египте.

В европейской цивилизации есть эта традиция, зародившаяся в Греции, но при этом Греция сама себя погубила, — например, Пелопонесской войной. Это привело к господству в Средиземноморье второсортной римской культуры, уступавшей греческой. А потом средневековой культуры, по преимуществу порочной.

Но в людях все-таки есть добро, так что, то тут, то там имел место прогресс, система же как таковая оставалась порочной. В современной цивилизации, впервые с точки зрения закона, возникла мысль, что ни к кому в обществе нельзя относиться как к животному: идеи общего блага и всеобщего благосостояния. Это то, что мы имеем. В этом наше преимущество, в этом наша сила. Не сила завоевателя, не возможность завоевать, но сила делать добро.

Посмотрите, что случилось с американской революцией — это ведь европейская идея, которую заронили в Соединенных Штатах, — в Европе того времени реализовать ее было невозможно. Европейцы осуществили ее с целью создания в Северной Америке образцовой нации, которую можно было бы использовать для освобождения народов Европы от эксплуататорских режимов. Бурный рост населения в Азии в целом, — в Индии, например, и Китае, был следствием освобождения. Идея современной нации-государства возникла в Индии в ходе борьбы за свободу. Наблюдающееся сегодня возрождение Китая явилось следствием борьбы за национальное китайское государство под руководством Сунь Ятсена и других.

Лучшее из того, что у нас есть, материализовалось в европейской цивилизации, и когда азиатские страны перенимали от нас лучшее, они процветали.

Когда мы, европейцы, ведем себя как хищники, мы никому не интересны. Когда мы начинаем деградировать, мы утрачиваем ценность для человечества, оно в нас не нуждается. Когда же мы делаем нечто положительное — например, когда даем образование, которое что-то значит, мы делаем нечто ценное для других. Человек становится личностью, и это важно для других. Когда человек делает добро, он становится нужным людям. Когда суверенное национальное государство делает добро, оно нужно другим.

Ваша проблема в том, чтобы в условиях развала и загнивания Советского Союза сохранить то, что было достигнуто при советской власти, — как это сделать? Скажем, вы, русские, вспоминаете о массовом героизме тех, кто погиб в Ленинграде. Невозможно сомневаться в героизме москвичей, спасших страну от разгрома и завоевания. Нельзя усомниться в правоте тех, кто погиб под Сталинградом, и многих других, погибших в этих битвах.

[Перерыв в записи, несколько фраз опущено.]

Вы должны поступать так, чтобы вашей стране становилось лучше, чтобы она осознала свое предназначение как нация, — так, чтобы можно было умирать с улыбкой на губах, потому что в жизни вы делали добро.

Как было с великим Вестфальским договором — люди убивали друг друга в религиозных войнах с 1511 до 1648 года. И установили мир после великого мирного договора, названного Вестфальским договором.

Какая идея заставила людей, убивавших друг друга почти обыденно, вдруг заключить мир? Это был не страх. Это было следствием принятой политики, названной «на благо другой стороны». Если для вас важно ваше отношение к другим, а им небезразлично, как они относятся к вам, — тогда будет мир.

В противном случае, национальность можно определить как источник конфликтов. Если же отожествлять принадлежность к нации-государству с некой миссией, и если народ возмется за некую цель на Земле, стремится делать добро, и если другие народы разделят эту точку зрения, будут считать, что у них есть определенная цель — совершить какое-то доброе дело, тогда будет мир.

 

Вопрос: Мой вопрос о современной истории, о сегодняших проблемах. Речь идет о трех версиях агрессии США в Ираке. Какое Ваше объяснение — почему США совершили агрессию против Ирака? И какова реальная цель?

Ларуш: Могу точно сказать. Мне не нужно строить догадки и объяснять. Я знаю почему это произошло.

В конце Первой мировой войны … за правильным объяснением приходится обратиться назад, речь идет об экзистенциальных вещах, о происходившем в течение жизни двух или трех поколений. Выросло все из Первой мировой войны: в период с 1922 по 1945 год, по мере распространения фашизма, в континентальной Европе правил бал синархистский интернационал.

Гитлера привели к власти по указке англичан, при поддержке американских финансистов, таких как Гарриман, Морган, Дюпон, Меллон, и так далее. Но когда Гитлер превратился в реальную угрозу для Британской империи и англоязычного мира, Черчиллю нехотя пришлось объединиться с США для борьбы с Гитлером.

Но в конце войны, приблизительно в 1944 году, когда победа уже была видна, — после июня-июля 1944 года конец войны уже был виден, правые в Англии, и правые в США заключили прямые соглашения с нацистской системой. Соглашение состояло в том, что нацисты выдадут некоторых своих одиозных вождей, но костяк нацистского секретного аппарата будет передан англо-американцам с целью ведения борьбы с коммунизмом. Все мои серьезные враги в западном полушарии, в Великобритании и Европе имеют к этому отношение.

Наглядным примером является вице-президент США Дик Чейни. Это не вполне человек, по крайней мере, в моральном смысле. Этот человек выступил со своей политикой — а речь идет о политике по отношению к атомному оружию. В 1990-91 гг. он настаивал о принятии политики превентивной атомной войны, как метода установления англо-американского мирового господства. Тогда, в 90-ые, Буш-старший ее отверг. Чейни и его друзья, — тогда он был министром обороны, — от своего не отступали. Это мои давние враги, так что мне легко говорить о них.

Президент Буш — кукла, а Чейни — чревовещатель. Эта братия с первого дня пытается протолкнуть политику вечной войны, и создания мировой империи через превентивную атомную войну. Вот такая политика. Чтобы протолкнуть ее, сначала они вошли в Афганистан, чтобы заручиться поддержкой Европы для ввода в регион вооруженных сил США.

Существует союз между кликой Чейни в США и их друзьями, правительством Блэра в Великобритании, выкормышами Фабианского общества, контролирующего правительство Блэра.

Они схватились за идею войны с Ираком, имея в виду Сирию, Иран, вероятно уже с использованием атомного оружия, они готовы воевать с другими странами, применить атомное оружие против Северной Кореи и Китая!

Так что вот где затаилась опасность на нашей планете. Эти люди, эта группа, органически являются прямыми наследниками организации Адольфа Гитлера! И это не фигура речи — именно так. Вспомните, что Ален Даллес самым прямым образом имплантировал нацистский аппарат в американский истеблишмент. Разведывательные операции НАТО в значительной степени опирались на нацистский аппарат, который был взят и растворен в структурах НАТО. Самые омерзительные операции в некоторых регионах арабского мира, исламского мира, — в Индонезии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, — все это часть наследия организации, созданной во времена Шахта, банкира Гитлера. Эта организация создавалась как часть нацистской системы, а теперь это составная часть НАТО, самая ее опасная часть. Терроризм — дело их рук. Например, терроризм в Европе в 70-ые годы — полностью дело их рук.

Мы в США, выступающие против, знаем об этом. И отлично представляем, о чем идет речь.

Мы знаем, кто эти люди, у нас есть документы, у нас есть доказательства, и мы точно знаем, что это за организация. По сути, в США по разным причинам я возглавляю борьбу против них, — у нас дома и везде. Нужно это понять — их нужно уничтожить, и нечего тут объяснять.

Мы не можем допустить существования этой прорехи на человечестве. Если сегодняшний президент будет переизбран, если опять придет группа Чейни, то сразу после выборов, если Чейни будет переизбран вице-президентом, мы увидим войну против Ирана, возможно атомную войну, войну против Сирии, распад Саудовской Аравии, войну против Северной Кореи. В Соединенных Штатах я организую усилия, чтобы выкорчевать и истребить эту заразу на всей планете.

[Вступает Джонатан Тенненбаум, рассказывает о синархистских финансовых паутинах, упоминает имя Отто Скорцени.]

Шахт, Шелленберг, — они хорошо известны. И банкиры за их спиной, они тоже хорошо известны. Главным банкиром во Франции, стоявшим за нацистами, был частный банк Лазар Фрер (Lazard Frères). У нас о них есть все документы.

Все они существуют и сегодня — те же сети частных банкиров, занимавшиеся в прошлом этими делами, все присутствуют, — людей нет, но учреждения остались. И они стоят за всем этим. Та же самая проблема.

Многие в США, в разведывательном сообществе, военные, дипломаты, и другие, — знают об этом. И мы пытаемся организовать людей, чтобы уничтожить это зло, и иракскую войну понимаем именно как составную часть этого явления.

Но дело в том, что многие боятся, и не хотят бороться с ними, они просто боятся. Но с возрастом перестаешь обращать на все внимание. Воюешь с врагом, может быть, отдашь свою жизнь, но воюешь.

Вопрос: Что касается смерти европейской цивилизации — я хочу спросить Вас: считаете ли вы, что средний американец сильно отличается от среднего европейца? Вы согласны с тем, что они паникуют, когда видят угрозу своим интересам?

Ларуш: Нет, типичный американец очень похож на типичного европейца, все то же самое, включая пороки. Разница в том, что типичный европеец осознает близость других стран. В Европе легче передвигаться через государственные границы — или было легче — легче, чем переплыть океан. Но все пороки американцев есть и у европейцев. Предки американцев главным образом приехали оттуда, все то же самое.

Есть различия в моделях поведения. Но в моральных качествах различий нет.

Разница состоит в том, что российская традиция отличается от западно-европейской. Россия была сверхдержавой. Русские все еще органически думают о себе как о государстве с атрибутами супердержавы — социально, морально и интеллектуально. Страны континентальной Западной Европы — сломанные нации. Они не чувствуют смысла и потребности в борьбе. Американец чувствует свою принадлежность к супердержаве, он считает себя представителем могущественной нации.

В своих отношениях с миром люди отталкиваются от своей принадлежности к какой-то нации. Любой человек с патриотическим чувством думает от двух вещах: он или доволен тем, что представляет собой его нация-государство, или же его идея собственной личности связана с представлением о том, какой ему бы хотелось видеть свою нацию, какой она должна стать.

Так что в плане типичного поведения американцев проблемы одинаковы, как в Америке, так и Европе. В этом смысле отличий нет. Есть отклонения, но не качественного характера.

Вопрос: Несколько общефилософский вопрос: Вы сегодня много говорили о зле, вытекающем из некоей морали, которая, в свою очередь, является, как показывают исторические факты, следствием религиозных представлений, которые развивались на протяжении истории в разных странах. Вопрос, собственно говоря, в том: считаете ли Вы, что существуют некие общечеловеческие ценности, которые должны быть приняты всеми людьми, независимо от тех религиозных концепций, от той морали, которая сложилась у данной нации, у данного региона в течение истории?

Ларуш: В известном смысле да. Например, я — политическая фигура. Исходя из этого, как я должен относиться, в соответствии с Конституцией США, к религии? Не во что я сам верю, но как я буду как политик — скажем, потенциальный президент США — относиться к этому вопросу? В чем будет моя вера, и какова будет моя практика, как президента страны, по отношению ко всем гражданам Соединенных Штатов и других стран? В этом состоит разделение церкви и государства.

Какова должна быть политика по этим вопросам, которые некоторые связывают с религией, президента США? Как бы ответили на этот вопрос Вернадский и я? Ответ был бы очень похожим. Потому что первый вопрос состоит в следующем: отличается ли человек от животного? Согласны ли вы с тем, что между человеком и животным есть отличия? Первое: если вы скажете, что нет, я вам не доверюсь. Потому что если вы считаете, что между человеком и животным нет разницы, то что, — людей можно есть? Или сгонять их в стадо? Или охотиться, как на животных? В этом начало понятия так называемого «естественного права», в приложении к общественным процессам.

Второе: чем человек отличается от животного? Как можно доказать, что человек отличается от животного с научной точки зрения? Животное не способно открывать универсальные физические принципы.

В чем важность этой способности открывать универсальные физические принципы? Если бы человек был просто высшей обезьяной, то есть, физически был подобен высшим обезьянам, то сколько людей жило бы на Земле? Несколько миллионов. А сколько живет? Более 6 миллиардов. И как это возможно? Благодаря идеям, принципам, подобным открытию универсальных физических принципов. Все передавалось, с развитием языка, развитием других вещей от поколения к поколению. Передавалось через культуру! Не только научные идеи, в смысле физических научных идей, но культуру в целом. Через язык, например. Классическую поэзию. То, что передается от поколения к поколению.

Поэтому человек священен, он — созидатель, он — воплощение опыта прошлых поколений, того, что они передадут грядущим поколениям.

Поэтому государство должно работать на общее благо всех граждан. Общество и государство должны способствовать развитию культуры, развитию личности, как продукта культуры. Человеческая жизнь священна в силу таких человеческих качеств. У нас нет права посягать на нее. Наши действия должны быть направлены во благо человечества. Мы должны придерживаться того, что отстаивал Вернадский: на нас лежит ответственность за планету, и во все большей степени за Солнечную систему. Мы морально ответственны за все, над чем мы имеем власть.

Об этом можно говорить долго, обо всем, что следует из этого. Смысл в том, что вместо преподавания государственной религии нужно начать с признания определенных принципов, совпадающих с определенными основами Христианства, Иудаизма и Ислама, каковые принципы в рамках этих религиозных воззрений, по крайней мере, традиционных, признаются в качестве универсальных принципов.

Вы стремитесь к выработке концепции светского естественного права. И государство должно в рамках конституции придерживаться этого естественного права. И не совать нос в спальни. И церкви.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете политические изменения, которые произошли в нашей стране за последних десять лет после развала Советского Союза?

Ларуш: Я хотел предотвратить эти «изменения», но в это время меня упрятали в тюрьму.

Страну изнасиловали! Россию изнасиловали. Ограбили, растащили, и изнасиловали. Чего еще?

И все это неспроста. То есть, это делали из принципа, из ненависти! Оправдать это невозможно. Но теперь уже имеет место другая ситуация. Часы невозможно повернуть назад. Но можно сделать что-то для будущего русских. Если думать только об этом, то можно впасть в пессимизм. Нужно думать о том, что можно сделать сейчас, в этих условиях, какие ценности есть в наличии, в чем наша сила, и что реально можно сделать. Это оптимистический подход.

Вопрос: Видите ли Вы хотя бы какие-нибудь положительные перемены в последнее время?

Ларуш: Положительные изменения состоят в том, что наблюдается эволюция, в том смысле, что Россия возвращается к истокам, к своему национальному характеру и независимости.

И поскольку те, кто дорвался до власти, уворовали все, что можно было уворовать, и воровать уже практически нечего, думаю, они отступят, и у России появится шанс сварить себе суп в оставшейся посуде. Если они увидят, что есть еще что-то уворовать, они вернутся. Но я не думаю, что сегодня они представляют себе, что еще здесь можно украсть.

А.Кобяков: Что же. Думаю, на сегодня достаточно. Большое Вам спасибо.

Ларуш: Спасибо.

 

 

 

Сайт Executive Intelligence Review 

НОВЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК
На сайте размещены труды Линдона Ларуша

http://www.larouchepub.com/

 

 

Новая Россия  Самоуправление трудовых коллективов  Народные предприятия  Собственность на землю
Свой дом  Собственники-совладельцы  Экономика знаний  Физическая экономика  Справедливый
экономический порядок
  Мифы мировой экономики  Будущее общество  Экономика будущей России

Что делать?  Модернизация России  Цивилизация будущего  Родовые поместья России  Статьи Линдона Ларуша

 

 

Россия сосредоточивается!

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете