Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Библиотека "Россия"   Гостевая   Новости портала   О портале 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Российская власть

 

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ТРЕТЬЕГО РИМА.


Институт экономических стратегий (ИНЭС) РАН, г. Москва Миронов Л.М., директор Центра исследований духовного наследия России ИНЭС, кандидат технических наук


Прежде, чем обсуждать этот архиважный вопрос, надо бы нам договориться о том, какую власть мы имеем в виду: - или власть сегодняшнюю, которая на слова «Православие», «Православная духовная культура», я уж не говорю о «Православной монархии», реагирует как бык на красную тряпку; - или власть гипотетическую, то есть – какая власть должна быть, которая бы повела дела России так, чтобы быть «удерживающей» силой в это предапокалиптическое время. Это же, как говорят в Одессе, две большие разницы. Кстати, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в своём смелом выступлении на Всемирном Русском Народном Соборе [1] чётко сформулировал главную задачу России перед всем православным миром и перед всем человечеством: она состоит в свидетельстве истины и стоянии в ней.

 

Если говорить о власти гипотетической, то о её задачах на основе исторического анализа от сотворения мира Богом до сегодняшних дней, в частности, подробно изложил М. Назаров в своей последней книге «Вождю Третьего Рима» [2]. И пересказывать здесь этот тысячестраничный фолиант смысла не имеет. А вот к выступлению митрополита Агафангела будем часто обращаться. Сегодня имеется значительное количество фактической информации, подтверждающей сложную ситуацию в мире и, в частности, в России. В мире – это синдром глобализма. С одной стороны, мы слышим рассуждения о снижении значения национальной государственности и усилении власти международных организаций. С другой, одно из государств, подчёркивая свою актуальность и исключительность, практически отходит от концепции коллективных действий и уже «выстраивает на планете архитектуру “четвёртого Рима”» [3]. Отечество наше, освободившись, как мы теперь говорим, от коммунистического ига, переживает сегодня тяжелейшие времена смуты. Нет оснований утверждать, что сейчас в России власть наша, поскольку «государство отдано на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии – культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы – любой ценой» [4] и, кажется, нет этому предела. В России наблюдается системный кризис во всех областях жизни: и в экономике, и в государственном строительстве, и в нравственной сфере. Особенную тревогу вызывают нравственный, духовный и национальный кризисы.

 

Сегодня, после десятилетий богоборчества в период изнуряющей революции, мы, люди единой России (конечно же, мы имеем в виду истинных патриотов Родины, а не врагов её, коих тоже хватает [2]), разделены на два основных полюса – одни из нас желают процветания великой России на гуманистических идеалах, на безрелигиозной основе, а другие, стремясь к этой цели, предлагают возвратиться к идеалам Святой Руси, к соединению (симфонии) светской власти и Русской Православной Церкви. И есть ещё середина – та часть нашего народа, находящегося между этими двумя полюсами, которая не думает высокими категориями – страна, Родина, Россия, человечество… Для этой части народа важны: тишина, покой, счастье, добро, уверенность, отсутствие страха за семью, за детей; люди не задумываются о том, как достичь таких условий проживания в имеющейся для них среде обитания. К сожалению, характерной особенностью нашего времени является наше разобщение. А ведь на генетическом уровне мы имеем общинный характер. Но что мы видим сейчас? Деревни опустели и заброшены. Тысячи их вообще исчезли с карты нашей страны. Города наши стали рассадниками растления физического и нравственного и горят они «в смрадном пламени порока» [5]. Червь, гниль, ржа индивидуализма новой общественной жизни разъела общежитие человека во всех срезах среды обитания – дома, на этаже, в подъезде, в многоэтажке, в микрорайоне, на работе, в городе, в регионе, в стране. Чувство эгоистицизма, зависти и какой-то озлобленности обуревает каждого. Каждый сам за себя, каждый сам по себе. И в молитве (если она есть), и в жизни. И в церкви (если он входит внутрь ограды), и в миру. Единственное, что ещё в какой-то мере поддерживается – это родственные связи – здесь ещё осталась слабая-слабая тяга, да и та лишь за счёт молитв. Молитв собственных и молитв, посылаемых нам от предков наших, ушедших в мир иной. Религиозные чувства забыты, опошлены, раздавлены, растоптаны. Эти чувства стали ослабевать ещё в конце XIX века, о чём скорбел сердцем, обращался и призывал вернуться в лоно церкви Св. Прав. Иоанн Кронштадтский в начале XX века: «… Тяжкие дни переживает ныне Россия, дорогое Отечество наше, такие, каких не бывало во все время существования ее. Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы на нас от всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего, Спасителя своего так, как не бывало никогда; попрали дерзновенно все заповеди Его, и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывернув на изнанку всю жизнь свою… Тяжкие, крайне болезненные удары посланы нам от Господа Бога, но это - удары и наказания отеческие, временные, для вразумления и наказания… …И Владычица всемощная и всеблагая как бы отвратила от нас лице Свое, и мы остаемся, как покинутые сироты, без заступления. Что же это значит? Не в нас ли кроется причина всех этих безобразий, бедствий, несчастий, одно за другим поражающих нас? Да, эта причина в нас, Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмерно бедствует, терпит посрамление всего света,- достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Проснемся, наконец, очувствуемся; смиримся пред Богом, праведно наказующим и вразумляющим нас» [6].

 

А революции 1917 года довершили начатое антихристианское дело. Главным в большевистской тактике и стратегии было уничтожение Православной веры – этого стержня, опоры, станового хребта русского народа. За 70 лет они добились колоссальных успехов – к концу 80-х годов русский народ пришёл «душевно измятым коммунистической идеологией» [7] без царя в голове и без веры в сердце. В этой ситуации с человеком и со страной можно было делать всё, что хочешь. И сделали: - некогда «могучая» страна рассыпалась (слово могучая не случайно взято в кавычки, потому что могучесть её была создана на поте, крови и костях миллионов подневольных коммунистического рабства); - проведена в жизнь «простейшая идеологическая конструкция» (выражение Чубайса) – «приватизация по- российски» [2], которая проведена не с государственными целями и не для повышения благосостояния народа, а в духе: «обогащайтесь!». Мы не будем здесь описывать этапы этой грабительной приватизации. И не эта наша цель. Лишь ещё раз напомним, что сегодня против России ведётся спланированная глобальная война, в результате которой наши недруги ожидают демографическое угасание России и превращение её в сырьевую территорию. Однако ни один русский человек не согласится с такой перспективой – «мы не вправе отдавать на поругание возложенное на нас Богом удерживающее призвание Третьего Рима и мириться с сатанинской тайной беззакония» [2].

 

И.А. Ильин, обладавший даром предвидения, написал для нас более полувека тому назад [7], что нам делать и с чего начать после падения большевизма – этой суровой, жестокой, бесчеловечной, разлагающей и т.д. тоталитарной системы. Первое, что пришло на ум нашим т. н. демократам – перенести худую западную демократию на российскую землю. Но ведь «ни один из западных народов не искал спасения в демократии после 30-40-летнего тоталитаризма (тем более – после 75-80-летнего(!). – авт.); …то, что одному народу может быть и здорово, то может принести другому народу смерть!». Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. И российский народ на данном этапе «может повести только национальная, патриотическая, авторитарная диктатура». Рассматривая различные понимания государства и политики, И.А. Ильин говорит о творческой демократии и ее предпосылках, а также о формальной демократии в механическом и органическом ее представлении. Он утверждает, что при отсутствии этих предпосылок: разумения свободы и в то же время обладания самодисциплины; высокого уровня правосознания; хозяйственной самостоятельности; осведомленности; политического опыта и «еще целого ряда свойств и способностей, демократия становится обманным лицедейством и разбазариванием национального достояния». Об этом также говорил и наш современник Митрополит Иоанн (Снычев): «Политическая основа демократии – всеобщее прямое избирательное право – явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ объектом бесчестных манипуляций, получающих при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах»[4].

 

Следует сказать, что в последние 17 лет наш добрый, доверчивый русский народ, а вместе с ним и все остальные народы любимой всеми нами России-матушки, вновь были оболганы и преданы псевдодемократами, управляемыми «мировою закулисою». Но здесь нам надо честно признаться, что, как говорил Митрополит Иоанн, «главные причины всех русских бед нам надо искать в самих себе. Что никакие злоумышленники не смогли бы раскачать русскую государственность, если бы мы сами не ослабили ее, подточив духовные основы державной мощи России». И.А. Ильин также подчеркивает, что «политический организм имеет прежде всего душевно-духовную природу». К сожалению, сегодня государство трактуют лишь как бездушный механизм поддерживания примитивного материального благополучия граждан, а религиозно-нравственная основа государственной жизни практически напрочь выпала из общественного сознания. К тому же, в соответствии с Конституцией РФ религия отделена от государства и оно не может вмешиваться в дела Церкви, равно как и наоборот. Такое положение для России опасно и разрушительно, хотя и имеется ряд областей соработничества Церкви и государства, одной из которых могло бы быть духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание. Во все тяжелые времена на Руси лишь Православная Церковь являлась единственным непоколебимым оплотом общенационального единства. И во времена татаро- монгольского ига, и в период Смутного времени, а позднее – и в годы наполеоновского нашествия, и в великую страду Великой Отечественной войны – Православная Церковь благословляла российского воина на борьбу за свободу своей родины. И вот, наконец, Россия постепенно выбирается из «апокалиптической бездны революции». Пути возрождения России подсказывает нам И.А. Ильин: «Чтобы возродить Россию, русский человек должен жизненно укоренить свою душу в Боге и принять эту укорененность – сердцем, волею и разумом. Тогда в его душе расцветет цельная и огненная вера, двигающая горами…». И далее: «Путь к возрождению России ведет через одухотворение и благодатное оживление русского национального инстинкта… Испытания и лишения, унижения и муки должны возродить “Святую Русь” в душе русского народа». Что же делаем сегодня мы? Внимаем ли подсказкам наших мудрецов? Все мы стремимся к возрождению Отечества. Но тут сразу перед нами возникают почти не решаемые задачи. Ведь нам необходимы [1]: - покаяние; - восстание от греховного падения; - воцерковление; - христианская жизнь. В подтверждение необходимости покаяния мы приводим здесь слова иеросхимонаха Моисея [8] о молитвеннике нашем от междуусобной брани Патриархе-Исповеднике Тихоне:«Патриарх не хотел видеть причину бед народных в действиях какого-то одного, двух, десяти, ста человек. Он во всеуслышание сказал «обольщенному несчастному русскому народу», в чем заключается причина его бед и в чем выход из них. Причина эта – грех. «Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата... Из того же ядовитого источника – греха – вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу».

 

Выход? Выход есть всегда, как бы далеко ни зашло беззаконие. Выход – ПОКАЯНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ». И далее пишет о. Моисей: «Истинно великие скорби ждут нас пред Пришествием Христовым. Но спастись мы можем! Все дело в нас самих. Все мы будем знать пред пришествием Господа, что от нас требуется. Делай то, что тебе подсказывает совесть – спасешься. Все мы грешны, за грехи можем быть осуждены. Сбрось с плеч груз грехов, который может погубить во время тяжких испытаний. Лучше терпеть скорби, чем накапливать грехи. Спасаясь от беспечности, нельзя ни в коем случае впадать в другую крайность! Должно беречься от отчаяния! Покаяние – лучшее средство ко спасению. Вспомним святого праведного Предтечу Господня Иоанна! «Покайтесь и сотворите плод, достойный покаяния»! Вспомним слова, с которыми обратился к людям Спаситель и Господь наш, начиная свое Мессианское служение: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Услышим же идущие от Сердца Милостивой Царицы нашей Небесной и земной слова Ее: «Покайтесь, покайтесь, покайтесь»! Труден и следующий этап – восстание от греховного падения. Как нам после искреннего покаяния уйти от суеты мелких мирских забот, как нам наладить потерянную связь с великим и славным прошлым собственного народа? Да, «Православие является исторической религией державообразующего народа, создавшего Российское государство, а значит, и единственной государственной религией. Это необходимо признать на законодательном уровне» [1]. Но не признают. А ведь на протяжении всей истории России социально-экономическое благополучие народа, развитие культуры и защита от внешних врагов основывались на высокой нравственности, которая была плодом согласованных совместных действий Православной Церкви и государства. Здоровое нравственное состояние общества обеспечивали, с одной стороны, воспитание человека в Церкви, семье и учебных заведениях, а с другой – целенаправленные усилия государства, поддерживающие церковь и создающие совместно нравственно здоровую среду проживания людей.

 

Зачем же искать какую-то новую национальную идею? Она есть, она ясна! Сегодня Конституция России не запрещает, а гарантирует свободу вероисповедания для всех желающих. Для исполнения Конституции нужно не много: всего лишь предоставлять возможность православного просвещения в учебных заведениях. Например, сейчас общественностью предлагается введение в российских школах факультативного (это значит не обязательного) предмета «Основы православной культуры». Однако дискуссия даже по этому вопросу до сих пор не завершилась. Почему? Нравственное оздоровление в настоящее время возможно только при активном согласованном сотрудничестве Церкви и государства в двух направлениях [9]: 1)духовно-нравственное воспитание людей в Церкви, семье, учебных заведениях; за эту работу в первую очередь отвечает Церковь; 2)духовная защита человека через создание и поддержание здоровой экологии духа среды проживания людей; за эту работу в первую очередь отвечает государство. Но, к сожалению, сегодня одними обращениями, в общем- то, к неправославной власти делу не поможешь. Дело надо делать. И первое, что надо делать, на наш взгляд, - это спастись самому – по наставлению святого преподобного Серафима Саровского, то есть искать и найти дорогу в храм, ощутить в душе своей внутреннее тяготение к святыням Православия, стараться найти пути к истинно христианской жизни; второе – помочь спастись всем в своей семье, с великой любовью и тщательностью постараться возвратить своим родным украденные у них сокровища живой, опытной, осмысленной веры предков; и, наконец, третье – по силам своим постараться принять участие в восстановлении наших православных святынь – монастырей.

 

Дело в том, что «за прошедшее лихолетье мы потеряли величайшие духовные святыни, где сливались русские души в нерасторжимое единство, где творилась душа русского народа и создавалась его соборность. Мы потеряли уникальные, богатейшие эколого- экономические хозяйства, а может быть, самое главное - красоту нашего Отечества... 1245 монастырей, 80.000 церквей создавали благотворный колокольный звон, симфонию звукосферы. То было поистине космическим явлением, и не было страны, по красоте равной нашей России... Нам сейчас даже трудно представить, что из себя представляла Россия. Мы только по отдельным осколкам видим эту красоту, и ни на одной пяди земли мы уже не увидим того, что было в Великой России. И русский народ всегда знал, что каждый шаг человеческой деятельности, его хозяйственности и бытия направлялся на то, чтобы творить красоту, ибо красота является единственным связующим звеном между материальным и духовным миром. И последнюю копейку, весь свой великий труд народ веками отдавал творению красоты. И то, что мы сейчас видим, ту обезображенную нашу землю, есть самое страшное надругательство над смыслом жизни. Не воссоздадим былую красоту, или, хотя бы чуть-чуть к ней не приблизимся, - не выжить нашему народу! Ибо самая гибельная и неизбывная трагедия в душе человека наступает тогда, когда он видит вокруг себя безобразие. Мы это видим в Москве, в градах и весях, селах и деревнях, на всем пространстве России. На месте самых удивительных красных горок стоят до сих пор скотные дворы, фабрики и заводы, дымят трубы, высятся гнетущие бараки... С этим нормальная человеческая душа не может мириться! И мы должны показать правительству и всему народу то громадное нравственное, духовное, историческое, культурное и хозяйственное значение монастырей, без которых нет у народа будущего» [10].

 

То, что из 1245 монастырей было разгромлено 1225 (а то и более), нам известно. Восстановление этих святынь – это одно из наших главных дел. Вот куда бы направить энергию студенческих строительных отрядов! Но, к сожалению, сегодня это лишь удел единичных паломников и трудников. Также и до широкого воцерковления российского населения ещё далеко: по результатам немногочисленных социологических исследований около половины российских людей практически не посещают храмы, а активно соблюдают религиозные обычаи и еженедельно бывают в храмах на богослужениях не более 4-5% населения. Однако только очень необъективные и пристрастные люди могут отрицать несомненную тягу большинства российских граждан к православной вере и религиозным традициям. Итак, после покаяния и прихода в храм нас ожидает тяжёлый душевный труд – обретение христианской жизни, наш «подъём по ступеням православного образа жизни» [9]. Но лишь такой труд придаёт духовный смысл человеческой жизни. Лишь тогда российский православный народ выполнит «богозаповеданную миссию – сохранение харизмы III Рима, а именно – сохранить как зеницу ока: чистоту православной веры и благочестия, святоотеческий календарь – старый стиль, установленные церковью посты, богослужебный церковнославянский язык, православные традиции жизни» [1]. В заключение мы опять приведём слова митрополита Агафангела [1]: «Мы должны твёрдо заявить, что верховная власть, служащая Богу, должна сочетать, на принципе симфонии, государственную и духовную власть. Возрождённая перед концом истории Россия должна поставить весь мир перед наглядным выбором между добром и злом, чтобы дать достойным людям во всех народах последнюю возможность спасения. Россия не в силах обернуть вспять апостасию, но в силах стать последним маяком Истины: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1, 5)».

 

Литература:

1. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. России брошен вызов глобализма / Русь Державная, 2004, № 2 (116).

2. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. – М.: Русская идея, 2004. – 993 с.

3. Неклесса А.И. Глобальная трансформация и Российский узел / Россия XXI, 2003, № 1.

4. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Русская симфония. – С.-Пб.: Царское дело, 2004. – 536 с.

5. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Русский узел. – С.-Пб.: Царское дело, 2000. – 404 с.

6. Источник живой воды: Жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Большаков Н.И. – С.-Пб.: Царское дело, 1999. – 856 с.

7. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Полторацкого Н.П.. – М.: Воениздат, 1993. – 368 с.

8. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов). О днях сегодняшних и предконечных временах: Проповеди, статьи, воспоминания / Сост. Миронов Л.М. – Изд. Храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре, 2002. – 384 с.

9. Священник Александр Половинкин. Православная духовная культура. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 324 с.

10. Шипунов Ф.Я. Для полноценной жизни народа нужны принципы... 

Выступление в доме художников в Москве, в марте 1989г. – http://www.rus-sky.com/gos/shipunov.

Источник:  http://www.spo.orthodoxy.ru/library/04_Mironov.html

 

 

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете