Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Библиотека "Россия"

 

Русская мысль

 

ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович
 

 

На распутье

 

Нынешнее состояние России называют переходным, переломным, смутным, кризисным и т.п. Я предпочитаю называть его распутьем. Прошу читателя не ассоциировать это слово с фамилией президента. Если бы на прошлых выборах в президенты прошел бы кто-то другой, например - Хакамада или Глазьев, все равно наступило бы не какое-то расхакамадье или разглазье, а именно распутье. И если на будущих выборах будет избран другой президент, например -Жириновский или Чубайс, в России все равно не наступит какое-то разжириновье или расчубье, а останется распутье.
Что такое распутье как социальное явление? Это - явление новое. Точное научное определение его - дело будущего. Я же здесь ограничусь таким предварительным определением. Распутье есть такое состояние в социальной эволюции человеческого объединения (по моей терминологии - человейника), когда дорог вроде бы много, а выбора почему-то нет. Когда ни по одной из дорог, кажущихся возможными и доступными, практически итти нельзя. Когда вроде бы выбираешь одну дорогу, а идешь по какой-то другой. Идешь вроде бы вперед, а оказываешься сзади. Вроде бы стремительно куда-то движешься, а в результате топчешься на месте.
Логически, скажете вы, такого состояния быть не может. Верно. Логически такое состояние невозможно, если иметь в виду социальную реальность, которая живет в соответствии с объективными законами, независящими от воли и желаний президентов, министров, депутатов, олигархов, журналистов, вождей партий, попов и прочих участников исторических событий. Но Россия не просто живет в таком мире, а как бы или вроде бы живет в нем. Она в большей мере живет в мире воображаемом, выдуманном дилетантами и проходимцами, в мире показном, театральном, имитирующем поверхностные формы мира реального, короче говоря - живет главным образом в мире, который иногда называют виртуальным. А в таком виртуальном мире распутье в определенном выше смысле не только логически возможно, но даже неизбежно. Распутье тут есть перманентное состояние бытия, его социальная норма. Тут имитационная суета, изображающая деятельность по организации жизни, и есть сама эта жизнь. И если при этом происходит что-то в реальной жизни, то это происходит независимо от виртуальной суеты или по ошибке.
Сказанное можно проиллюстрировать, осуществив анализ любых действий властей, изображаемых в средствах массовой информации как выдающиеся события в усовершенствовании социальной организации страны и как образцы государственной мудрости. Возьмем для примера ситуацию с Общественной палатой. С точки зрения законов и критериев мира виртуального замысел этой палаты выглядит вполне разумно. В самом деле, почему бы не отобрать наиболее достойных граждан и объединить их в особый социальный орган, действующий на благо народа, во имя процветания родины ?! Эти высокоморальные и мудрейшие личности будут следить за событиями в стране, обличать зло, информировать высшее лицо в системе власти о нарушениях законов, советовать способы преодоления преступлений и т.д. в том же благородном духе. Какая руководящая идиллия! Но -лишь на театральной сцене истории, на которой позируют актеры, имитирующие реальных наполеонов и Сталиных, имитирующие реальные народные массы, а не в реальной истории, в которой действуют реальные наполеоны, Сталины, народные массы.
В реальном (невиртуальном) аспекте бытия в России уже создана такая социальная организация и такой образ жизни для подавляющего большинства населения, что действовать на самом деле во имя интересов страны и на благо народа (общества) как единого целого просто невозможно объективно, ибо такое единое целое просто не существует реально, и не оправдан субъективно, ибо именно фактические усилия в этом направлении не встречают поддержки со стороны тех, от кого зависит реализация этих усилий, и даже пресекаются в зародыше. Каким бы благородным и многообещающим не был тот или иной виртуальный замысел, в нынешней России вы просто не наберете подходящих матросовых. А те отобранные граждане, имитирующие матросовых, на настоящие амбразуры бросаться не будут, они могут броситься лишь на имитационные амбразуры, на какие им разрешат и укажут броситься вышестоящие имитаторы. Настоящих же потенциальных матросовых, если они вдруг обнаружат себя, ни к каким амбразурам не допустят.
В виртуальном мире рассматриваемая палата мыслится как собрание мудрейших представителей россиян, как собрание мыслителей, а не просто мужественных людей, радеющих за справедливость. А кто будет отбирать этих "быстрых разумом невтонов" (говоря словами Ломоносова) и где он их наберет в таком количестве? Конечно, 126 человек смехотворно мало с точки зрения задуманной их социальной задачи (об этом - ниже). Но с точки зрения их отбора - проблема выполнимая только на виртуальном уровне (на этом уровне можно отобрать хоть 126 тысяч!), а не на реальном. По замыслу, глава государства должен сам отобрать 42 общественных деятеля, которые затем отберут еще 42 человека из числа представителей общественных организаций. Найденные таким образом 84 быстрых разумом невтона отберут еще 42 мыслителя из числа представителей региональных общественных организаций. Получится 126 российских платонов и невтонов, - величина достаточная для создания полноценной академии наук.
И какие же люди будут отобраны в этот виртуальный совет матросовых--платонов-невтонов на реальном уровне российской жизни? Артисты, спортсмены, журналисты, писатели, бизнесмены, генералы и т.п.? Может быть все они суть значительные личности в своих сферах. Но ведь в понимании социальных явлений все они суть невежды или, в лучшем случае, дилетанты. Какой прок от них там, где нужно, как говорится, шевелить мозгами? На виртуальном уровне им там подходящее место. Заниматься словоблудием на уровне банальностей и шарлатанства они вполне в состоянии. И будут это делать не хуже тех, кто сейчас заполонил своей болтовней все СМИ. Но на уровне требований научного понимания реальности всем им грош цена. Допустим, будут привлечены видные ученые. Какие? Физики, биологи и другие представители естественных наук? Они почти все в понимании социальных явлений стоят на том же уровне, что и спортсмены, актеры, писатели и бизнесмены. Ничуть не выше. Гуманитарии, включая социологов, экономистов и философов уже проявили достаточно явно, на что они способны. Формировать из них совет мудрецов, это - как из глухонемых формировать новую оперу, а из безногих - новый балет. В виртуальном мире, конечно, можно сделать что угодно, но не в реальном.
Но допустим, что отобраны подходящие люди, способные на высоком научном уровне разобраться в том, что происходит в стране и в мире, и предложить проекты, теоретически гарантирующие успех в случае их реализации. Они будут собираться несколько раз в год, обсуждать действия властей, давать свои оценки как эксперты (эксперты - в чем?!) и советы высшему руководству, т.е. своему начальству. Разве таких сборищ не бывало до сих пор? Разве не давались экспертные оценки? Разве не давались рекомендации? Все это было, есть и будет в изобилии. И уровень всего этого был такой, что новые 126 избранных мудрецов никогда не смогут его превзойти. Тут можно дать стопроцентную гарантию, ибо по самому способу отбора в мудрецы и по их официальному статусу совещательного органа при главе государства, а также в силу объективного социального закона реального (невиртуального) мира, согласно которому подчиненные не могут выглядеть умнее начальства, никакая общественная палата не может приобрести репутацию "ума палата" (как говорится).
Наконец, Общественная палата мыслится как посредник между властью и обществом. Но она при этом мыслится сама как часть системы власти, даже материально находящаяся на содержании у власти. Такой посредник возможен лишь в виртуальном мире, но не в реальном, - посредником между двумя социальными объектами может быть лишь такой третий объект, который не зависит от этих двух именно в отношении посредничества.

 

Источник:  http://ru-vklad.kroupnov.ru/archives/2005/03/000102.html

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала