Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Библиотека "Россия"

 

Русская мысль  

 

ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович
 

 

Ответ читателям

Читатели моих публикаций в Интернете высказали по их поводу множество замечаний и задали множество вопросов. Я бы с удовольствием ответил на них. Но имеются важные обстоятельства, препятствующие этому. Дело в том, что для моего достаточно серьезного и убедительного ответа на эти вопросы и замечания (а не просто для того, чтобы поговорить на затронутые в них темы) необходимо хотя бы первоначальное, но более или менее систематичное знакомство читателя с моей логической (методологической) и социологической теорией, которую я в предельно упрощенной форме излагаю в своем курсе "Научные основы новой идеологии", причем - познакомиться в целом, до конца. И не спеша продумать их. Не исключено, что после этого многие вопросы отпадут, во всяком случае, при ответе на них можно будет опереться на подготовленность читателя.

Все мои читатели суть взрослые люди, имеющие определенное образование, жизненный опыт, опыт наблюдений жизни и размышлений о ее явлениях. Их сознание уже сформировалось так, что все они в интеллектуальном отношении оказались в известном смысле "испорченными". Их мозги оказались заполненными терминами и суждениями по многочисленным каналам из самых различных источников. Эти языковые явления не образуют в сознании читателей, как и вообще подавляющего большинства людей (за очень редкими исключениями, причем - лишь частичными), логически связную систему, остаются на уровне эклектической мешанины. Более того, в большинстве случаев люди вообще научаются манипулировать словесным материалом, не отдавая себе отчета в их логическом смысле. Достаточно сказать, что даже в профессиональной среде такие фундаментальные термины сферы социальных явлений, как "общество", "государство", "собственность", "капитализм", "демократия", "коммунизм", "рынок" и т.д., употребляются в десятках различных значений, а содержащие их суждения являются как правило просто заученными словесными штампами. И еще более удручающую картину являет оперирование такими общими терминами, как "материя", "сознание", "объективная реальность", "изменение", "развитие", "эволюция", "революция", "связь", "закон" и т.п. Почти все, что пишется и говорится с этой терминологией, многосмысленно или вообще лишено смысла. Чего стоит, например, выражение "устойчивое развитие", с которым тысячи болтунов на социальные темы носились, как дурни с писаной торбой (как говорили в старину), и носятся до сих пор, не давая мало-мальски вразумительного пояснения, что это такое. И не дадут. И эта идеологическая нелепость так и выйдет совсем из употребления, как и множество других интеллектуальных ублюдков языкового "творчества" человечества.

Большинство вопросов и замечаний читателей касаются явлений, в которых скрещиваются (совпадают, суммируются) многочисленные и разнородные исторические линии, причинные ряды, комплексы факторов и т.д. Научное объяснение их либо в принципе невозможно, либо требует синтеза целого ряда разделов науки и даже различных наук. Например, не может быть научной теории, построенной в соответствии с критериями логики, для таких индивидуальных явлений, как Буш, Путин, Ельцин, Россия, США и т.п. Научные теории могут быть использованы для решения отдельных проблем, связанных с такими явлениями, если, конечно, таковые теории имеются, а люди, желающие решить эти проблемы, достаточно хорошо знакомы с эмпирическим материалом и владеют такими теориями. Такое бывает исключительно редко, и за объяснение принимается набор фраз, связанных в целое не по правилам логики (их обычно вообще не знают), а тем, что фразы относятся к одному и тому же явлению и компилируются одним и тем же человеком. А для научно обоснованного ответа на вопросы, например, о причинах краха советского коммунизма в целом и его различных компонентов (власти, идеологии и т.д.), о потенциях постсоветской социальной системы, о деятельности нынешней российской системы власти, о перспективах России и т.п. требуется участие различных научных теорий, которые либо вообще еще не созданы, либо находятся лишь в зачаточном состоянии, либо игнорируются по тем или иным соображениям.

Среди вопросов бывают и такие, для ответа на которые требуются усилия целой академии наук и многолетнее образование тех, кто задает такие вопросы. Попробуйте, например, ответить на вопрос о том, в чем заключается смысл происходящих на планете перемен, каков интеллектуальный потенциал Запада, как будет развиваться наука в будущем, что происходит в Китае и каковы его перспективы, чем кончится глобализация, что будет после того, как рухнут США и т.п.?! Наговорить что-то на такие темы, конечно, можно. И в нынешней России говорунов такого рода, как говорится, пруд пруди. Чудовищный спад продуктивной жизнедеятельности в России после антикоммунистического переворота стараются компенсировать расцветом словоблудия.

К началу наступившего столетия в мире произошли и происходят теперь грандиозные перемены. Грандиозные не только по масштабам, но и качественные, затронувшие самую глубокую сущность всех важнейших социальных аспектов жизни человечества. Для осмысления их весь привычный для человечества интеллектуальный инструментарий, выработанный в прошлые столетия, оказался просто непригодным и даже превратился в средства оглупления многомиллионных масс людей. То, что воспринималось как мудрость вчера, стало суемудрием сегодня. И тем, кто глубоко озабочен судьбами своих народов и стран, предстоит самим изобретать новые средства понимания новой реальности, адекватные новым условиям познания. На это нужны годы, десятилетия и даже века. Наивно рассчитывать на то, что кто-то сегодня может дать вам полноценные ответы на волнующие вас вопросы. Не претендую на это и я. Самое большее, что я могу предложить читателям, это - описание того "поворота мозгов", какой необходим для понимания современной социальной реальности. Да и то это - лишь одно из условий понимания.

Наконец, целый ряд тем, к которым относятся вопросы и замечания читателей, рассматривались мною во многих моих книгах и статьях, публиковавшихся в течение многих десятилетий. Сейчас у меня нет даже самой элементарной физической возможности дать хотя бы простую справку о том, где именно можно найти мои суждения на эти темы. Цель моих лекций состоит не в том, чтобы дать читателю систематическое школьное или университетское образование, а в том, чтобы облегчить читателю, желающему познакомиться с моими идеями, в осуществлении его желания на деле.

 

Источник:  Прислал В.В.

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала