Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Персональные сайты

выдающихся русских  мыслителей

(Собрания сочинений, статьи об их авторах с аннотациями и примечаниями) 

 

в разделе

 

Русская мысль

http://rospil.ru/

allmenu/thought.htm
 

Новости раздела

 

Теперь можно скачать в упакованном виде все книги, сборники и др. крупные файлы, а также целые собрания сочинений каждого из указанных ниже авторов. Все ссылки прямые, без лишней беготни по страницам сайта.

 

 

 

Данилевский

Николай Яковлевич

http://rospil.ru/ru01/

danilevsky/danilevsky_index.htm
 

 


 

Зиновьев

Александр Александрович

http://rospil.ru/thought/

zinovjevaa/zinovjevaa--1.htm
 

 


 

Кожинов

Вадим Валерианович

http://rospil.ru/ru01/

kozhinov/kozhinov_index.htm
 

 


 

Солоневич

Иван Лукьянович

http://rospil.ru/thought/

solonevich/solonevich_index.htm
 

 


 

Тихомиров

Лев Александрович

http://rospil.ru/ru01/

tihomirov/tihomirov-index.htm
 

 


 

 

 

 

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале  

Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Русская мысль

 

Данилевский Николай Яковлевич

1822–1885 

 

Персональный сайт

 

Выдающийся русский мыслитель, естествоиспытатель, философ, социолог, публицист.

Автор теории культурно-исторических типов, опередившей на полвека концепции локальных цивилизаций  О.Шпенглера и А.Тойнби.
 

 

 

 

 

Эпиграфы

 

Н.Н.Страхов назвал книгу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» "катехизисом славянофильства"

 

   Книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» будет настольной книгой каждого русского - Ф.М.Достоевский

 

   Сбываются слова Ф.М. Достоевского о том, что книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» будет настольной книгой каждого русского.

 

   На фоне исторических ситуаций прошедшего и наступившего столетия, полностью подтвердивших изложенную Николаем Яковлевичем Данилевским (1822–1885) научную концепцию мирового развития, имя и творческое наследие этого выдающегося русского мыслителя и ученого приковали к себе обостренное внимание соотечественников. В России монументальный труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» – крупнейшее в мировой науке историко-социологическое исследование, идеи которого использовали многие известные западные ученые, среди которых Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби, не переиздавался более века и был практически недоступен отечественному исследователю. Ныне стена забвения рухнула. Настало время пробуждения национального самосознания. 180-летие со дня рождения Н.Я. Данилевского отмечено проведением научных конференций, появлением монографических исследований его трудов

 

   "В известном смысле, Данилевского можно отнести к славянофилам; действительно, он примыкает к ним в очень многом, досказывает и выражает многие мотивы, звучащие у славянофилов. Но вместе с тем Данилевскому решительно чужда та задача, которая рано увлекла первых славянофилов и которая нашла свое выражение у Достоевского, - задача синтеза Запада и России, идея "всечеловеческой" культуры, которую с любовью и с таким подъемом выдвигал Достоевский. Данилевский не только не верит в эту задачу, но она ему просто чужда и не нужна; кризис европейской культуры, если б он и наступил - а симптомы этого он не раз отмечает в своей книге, - его нисколько не волнует. Его гораздо больше волнует то, что русская интеллигенция больна западничеством, что она не чувствует своеобразия славянского мира и увлекается верой европейской интеллигенции в "единоспасающую" силу европейской культуры и считает ее общечеловеческой. С этой болезнью сознания и борется Данилевский, здесь лежит главный пафос его книги, и этим он всегда был и останется дорог тем, кто живет той же интуицией, тем же убеждением в своеобразии русской культуры" - В.В. Зеньковский

 

   Будучи ученым необычайно многогранной эрудиции как в области общественного, так и естественнонаучного знания, человеком православной культуры, Н.Я. Данилевский не был подвергнут влиянию авторитетов, научных догм и сложившихся идеолого-методологических схем. Его учение самобытно и уникально.

http://www.fond.ru/inst/conference/damascene.htm
 

 

Предупреждения России

 

   “Начала самобытности приносят самые богатые плоды, а заимствования обычаев и нравов ведут к потере своей самобытности” - Н.Я.Данилевский

 

   «Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России» -

Н.Я. Данилевский «Россия и Европа» 

 

    "Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота" – Н.Я. Данилевский.

 

   Будучи чужда европейскому миру по своему внутреннему складу, будучи кроме того слишком сильна и могущественна , чтобы занимать место одного из членов европейской семьи, быть одною из великих европейских держав, Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главой особой, самостоятельной политической системы государств и служа противовесом Европе во всей еe общности и целости. Н.Я. Данилевский

 

Политические труды Н.Я. Данилевского


Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в

с. Оберец Орловской губернии. Получил степень магистра ботаники на естественном факультете Петербургского университета. Примкнул к кружку Петрашевского и за принадлежность к нему был посажен на сто дней заключения в Петропавловской крепости. Начиная с 1853 г. неоднократно направлялся в экспедиции по изучению состояния рыбных запасов в различных регионах России. Войдя в состав Совета Министров государственных имуществ, принял активное участие в выработке законов, которые регулировали состояние рыбных богатств страны вплоть до начала XX в.

 

Основной труд "Россия и Европа" был завершен в 1869 г. В нем он разработал ставшую впоследствии знаменитой теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип - это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них завершили свое существование, другие находятся в одной из фаз своего развития.


Особое внимание Данилевский уделяет романо-германскому (западноевропейскому) и славянскому типам. Последний еще находится в стадии формирования. По Данилевскому, отнюдь не обязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, например, рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов. История человечества складывается из своеобразной истории отдельных культурно-исторических типов. Представление же о единых для всего мира стадиях развития, по Данилевскому, есть неправомерный перенос особенностей истории Западной Европы на весь мир.


Историческую миссию России он видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать славян. Книга Данилевского, переизданная несколько раз после его смерти его другом издателем Н. Страховым, вызвала оживленную дискуссию. К числу наиболее яростных критиков концепции Данилевского принадлежал Вл. Соловьев. Концепция культурно-исторических типов явилась предшественницей концепции локальных цивилизаций, разработанной в XX в. О.Шпенглером и А.Тойнби.
 

 

 

Книги  Статьи   Иллюстрации

 

Творческое наследие Н.Я.Данилевского по вполне понятным причинам замалчивалось все годы "советской" власти. Да и теперь не много сделано официальной наукой и пропагандой для изучения и популяризации идей и трудов великого русского мыслителя. В Интернете  Н.Я. Данилевский представлен очень скупо. Но время его настало! Россия начинает изучать блестящее наследие ещё одного из её замечательных сынов.

 

Ниже представлено всё, что пока мне удалось найти в Сети. Надеюсь, что вскоре появятся и другие работы этого выдающегося русского патриота. "Время русофильствует!"

 

Все материалы я собрал для удобства скачивания в rar-файлы подходящих размеров.

 

Большинство материалов взято с замечательного сайта Института славянских исследований им. Н.Я.Данилевского  http://www.fond.ru/ 
 

 

 

Скачать:  весь сайт Н.Я. Данилевского  в одном rar-файле 2100 кб

http://rospil.ru/ru01/1_personal_sites/danilevsky_site.rar

 

 

Книги Н.Я. Данилевского

 

К сожалению, из обширного творческого наследия Н.Я. Данилевского (как и большинства выдающихся русских мыслителей) опубликовано в печати пока что очень мало, а в Интернете и того меньше. Создаётся такое впечатление, что кому-то очень мешают глубокие и честные мысли великих русских мыслителей.  Поэтому придётся восполнять этот недостаток публикацией материалов о Н.Я. Данилевском и его трудах, в первую очередь тех, где даётся подробный разбор и анализ его работ. По мере их нахождения и подготовки этот Персональный сайт будет регулярно обновляться.

 

Россия и Европа  

Скачать:  rar-файл 632 кб  

См. на этой странице Подробное содержание книги "Россия и Европа"  

Обратите внимание - насколько современны мысли этой бессмертной книги! Такое впечатление, будто это - репортаж о современном отношении Запада к России. За полтораста лет ничего не изменилось: Запад также чужд и враждебен России!

 

Если ещё не решились скачать эту книгу, почитайте три коротких статьи:

 

Три статьи Н. Н. Страхова о книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа"

 

Н. Н. Страхов - современник и издатель трудов Н. Я. Данилевского, сам - выдающийся русский мыслитель, блестящий публицист, глубокий, искренний патриот. Его толкование идей Н. Я. Данилевского не только вполне современно, а скорее даже опережает современные ленивые и недальновидные "размышлизмы" российской политологии и социологии.

 

 

Война за Болгарию. 1877г.

Скачать:  rar-файл 86 кб

См. на этой странице краткое вступление к этой книге, поясняющее её содержание.

 

 

Сборник статей Н.Я. Данилевского

Скачать:  rar-файл 178 кб

Содержание сборника:

Россия и франко-германская война. Дополнение к книге "Россия и Европа"

Горе победителям!

Происхождение нашего нигилизма
Несколько слов по поводу конституционных вожделений нашей «либеральной прессы»
Владимир Соловьев о православии и католицизме

 

О Данилевском Н.Я.

 

Книги

 

Б. П. Балуев. Споры о судьбах России.

(Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»)
Скачать:  zip-файл 510 кб

 

Сборники статей

 

Сборник статей о творчестве  Н.Я. Данилевского

Скачать:  rar-файл 271 кб

Н.Я. Данилевский и современность. К 180-летию со дня рождения
Сборник статей. Материалы научной межрегиональной конференции, состоявшейся в г. Москве 28 ноября  2002 г., Тверь, "Булат", 2004 

 

Сборник статей о книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»

Скачать  rar-файл 177 кб

СОДЕРЖАНИЕ:
А. К. Камкин. Н. Я. Данилевский и стратегия двойных стандартов
А. С. Волошина. Национальное и общечеловеческое в теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
А.В. Буренков. Книга «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского
В. И. Максименко. Данилевский и геополитическая интерпретация истории
В. Л. Калашников Н.Я. Данилевский – идеолог славянства
Виталий АВЕРЬЯНОВ От России и Европы Н.Данилевского через Европу и человечество Н.Трубецкого к сверхидеологии
Г.Г. Пирогов Актуальность “Россия и Европа” Николая Данилевского
Журавлёв В. История и современность взглядов Николая Данилевского
Зинаида Иноземцева. ИСТИННЫЙ ХРИСТИАНИН И ПОДЛИННЫЙ УЧЕНЫЙ
И. А. Иванников. Учение Н. Я. Данилевского и современные проблемы славянских народов
Культурфилософия истории
Н. Н. Страхов. Наша культура и всемирное единство
Протоиерей Евгений Шестун, иерей Игорь Турутин Н.Я. Данилевский об особенностях славянского культурно-исторического типа цивилизации
С. И. Бажов. Генезис теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
С.А.Вайгачев. Россия и Европа. Послесловие
Ю. В. Бурдаков Н.Я. Данилевский о взаимоотношениях германо-романской (европейской) и славянской цивилизаций


 

Сборник статей о Н.Я. Данилевском

Скачать  rar-файл 220 кб

СОДЕРЖАНИЕ:
Бестужев-Рюмин К. Н. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ
Брындиков Г. Николай Яковлевич Данилевский
В.Я. Данильченко-Данилевская. Н.Я. Данилевский
Валентина Данильченко, Инна Рау. Воспоминания о Н.Я.Данилевском
Г.Г. Пирогов. Актуальность “Россия и Европа” Николая Данилевского
ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ. Справка из энциклопедии Кругосвет
Данилевский Николай Яковлевич. Цитаты
К.С. Белик. Критика В.С. Соловьёвым концептуальных идей Н.Я. Данилевского
Камкин А.К. Генезис общественно-политической концепции Н.Я. Данилевского
Культурфилософия истории
Н.Я. Данилевский об особенностях славянского культурно-исторического типа цивилизации
Николай Яковлевич Данилевский. Реферат
Николай Яковлевич Данилевский. Справка
О.И. Шафранова. Его называли солью земли русской О Н.Я. Данилевском
Сидоров Е. Спор, которому нет конца
Соловьев В.С. Биография Н.Я. Данилевского
Феномен Данилевского

 

 

 

Данилевский, Шпенглер и Сорокин


Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина    PDF [246 Кбайт]
Социологические исследования. 2005. № 5. С. 129-137. Тематический раздел: История и теория социологии
Сопоставляются три классические теории исторического процесса: Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и П.А. Сорокина. Их объединяет отвержение представлений о развитии человечества как общем для всех стран и народов движении по пути однолинейного прогресса. Проводятся параллели между положениями книг Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1871) и О. Шпенглера «Закат Европы» (1918). В обеих книгах критикуется применение историками категории «человечество» и не принимается деление всемирной истории по схеме: Древний мир – Средние века – Новое время. Но если Данилевский допускает связи между культурно-историческими типами и признает единство человеческой истории, то Шпенглер подчеркивает независимость и замкнутость «высоких культур». Им используется идея цикличности в развитии культур, а его схема духовных эпох предполагает смену периодов подъема, прогресса и упадка; фаз рождения, роста, зрелости, старения и смерти. Понятия «культура» и «цивилизация» Шпенглер рассматривает во взаимосвязи в качестве характеристик развития конкретного культурно-исторического типа. «Культура» - его начало и истоки, она характеризует период духовного творчества; «цивилизация» - завершающая стадия распространения культурных ценностей (когда происходит завершение и окостенение культуры). Автор статьи отмечает, что П.А. Сорокин в своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» обобщил множество различных теорий и подходов к изучению развития культур и цивилизаций, включая теории Данилевского и Шпенглера, провел анализ классов социально-культурного комплекса, выделив в нем идеологические, поведенческие и материальные системы. Тем периодам, которые Шпенглер именует ростом, зрелостью и распадом «высоких культур», у Сорокина соответствуют «идеациональные», «идеалистические» и «сенсуалистские» суперсистемы.
 

 

Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве
АБАЛКИН Леонид Иванович - академик, директор Института экономики РАН.
Мировое признание Н.Я. Данилевскому принесла работа "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому". Впервые в мировой науке был дан анализ цивилизаций (в том числе российской), предвосхитивший последующие изыскания Г. Шмоллера, А. Тойнби и Л. Гумилева. В 1991 г. книга Н. Данилевского вышла тиражом 90 тыс. экземпляров и была моментально распродана. Пришло время новых размышлений о судьбах России, поскольку, как писал автор, русский патриотизм проявляется только в критические минуты" [2]. В 1995 г. осуществлен новый выпуск книги, подготовленный издательством "Глаголъ" совместно с Санкт-Петербургским университетом, тиражом 14 тыс. экземпляров. Работа была опубликована также в США.
Принципиальное значение для исторической науки имеет вывод Н. Данилевского о том, что в развитии человечества нет инейного, однонаправленного эволюционного процесса. По его мнению, народы, как и отдельные личности, имеют свое рождение и рост, переживают стадии расцвета и увядания. Ряд народов образуют культурноисторические типы, высший расцвет которых можно считать цивилизацией. В своей работе он выделил десять таких культурно-исторических типов.

Скачать pdf 200 кб

 

 


 

 

 Подробное содержание книги "Россия и Европа"

 

Скачать книгу:  Россия и Европа    rar-файл 632 кб  


Глава I. 1864 и 1854 годы. Вместо введения
Сравнение двух годов. Равнодушие Европы к Дании и симпатия к Турции. Голштейнский вопрос. Восточная война; значение ключа Вифлеемского храма. Венская нота; политический образ действий Европы в переводе на сферу частных отношений. Общественное мнение Европы. Откуда меряние разными мерами?


Глава 2. Почему Европа враждебна России?
Россия не есть завоевательное государство. Что такое "завоевание"? Финляндия. Остзейские провинции. Западный край. Польша. Бессарабия. Кавказ. Сибирь. Характер русских войн. Россия не есть гасительница света и свободы. Священный союз. Убийство Коцебу. Либерализм России не уменьшает вражды к ней. Невежество Европы относительно России. Европа не признает нас своими.
 

Глава 3. Европа ли Россия?
Что такое Европа? - Искусственность деления частей света. Культурно-исторический смысл Европы. Россия не принадлежит к Европе. Роль России по мнению Европы. Россия есть препятствие к развитию европейской цивилизации. Пожертвование низшим для высшего; Маркиз Поза. Внешний политический патриотизм; ультрарусская партия. Где примирение между народным чувством и требованием прогресса?
 

Глава 4. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?
Запад и Восток. Прогресс на Востоке; Китай. Смерть народов. Что такое система науки? - Естественная система. Ее требования. Оценка общепринятой системы в науке всемирной истории. Новая естественная группировка исторических явлений; культурно-исторические типы. Их перечисление. Этнографический материал.
 

Глава 5. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
Пять законов развития типов. Закон сродства языков и политической независимости. Закон непередаваемости цивилизации. Влияние Греции на Восток. Влияние ее на Рим. Влияние Рима. Пересадка цивилизации. Прививка цивилизации. Почвенное удобрение. Закон разнообразия и силы составных элементов типа. Обязанности отдельного человека к своему типу. Нельзя знать обязанностей к человечеству. Закон краткости периодов цивилизации. Прогресс и его пределы. Переход из этнографического состояния в государственное.
 

Глава 6. Отношение народного к общечеловеческому
Понятия наших западников об общечеловеческом и национальном.-- Учение славянофилов. Не может быть единого или высшего осуществления идеи человечества. Национальное принимается за общечеловеческое. Род и вид. Общевидовое и всевидовое. Славянский тип. Идея Славянства - высшая идея для каждого славянина. Наука не есть синоним цивилизации. Национальность в науке. Что такое истина? Субъективная примесь. Односторонность и разновременность. Предпочтение известных предметов. Примеры: математика. Общий ход возрастания каждой науки. Развитие астрономии. Пять периодов. Развитие химии. Физика. Ботаника. Зоология. Минералогия и геология. Языкознание. Период искусственной системы. Таблица великих ученых. Особое направление ума у немцев. Классификация наук. Невозможна общая теория общества.
 

Глава 7. Гниёт ли запад?
Вероятно ли в настоящее время появление новой (славянской) культуры? - Что такое гниение? - В каком периоде развития находятся европейские общества? - Момент высшего развития сил; результаты его наступают позже. Пример Греции, Рима, Индии. Определение эпохи, в которой находится цивилизация Европы.
 

Глава 8. Различия в психическом строе
Деление человеческих племен Ретциуса. Выводы из него. Насильственность - черта германо-романского типа. Нетерпимость. Папство. Разделение церквей. Прозелитизм. Торговля неграми. Война за опиум; покровительство Турции. Отсутствие насильственности у славян. Особенность переворотов в жизни русского народа. Принятие христианской веры. Освобождение крестьян. Что такое у нас аристократизм и демократизм. Классификация нравственных качеств.
 

Глава 9. Различие вероисповедное
Откровение. Четыре понятия о церкви. Понятие протестантское. Мистическое воззрение на церковь. Католическое понятие. Неосновательность папских притязаний. Непоследовательность католиков. "Свободная церковь в свободном государстве". Отношение церкви и государства; брак. Православное понятие о церкви. Рационализм Европы.
 

Глава 10. Различия в ходе исторического воспитания
Определение государства. Отношение между народностью и государством. Племена несознательные. Племена умершие для политической жизни. Одна народность - одно государство. Различные формы государства. Федерация; союзное государство, союз государств и политическая система. Происхождение государства. Культурородная сила леса. Зависимость как условие для развития государства. Рабство. Данничество. Феодализм. Гнет мысли и гнет совести в средневековой Европе. Внутреннее противоречие в жизни современной Европы. Франция - самое полное выражение Европы. Очерк французской истории. Благоприятные обстоятельства Англии. Гнет отвлеченного государства. Начало национальности. Столетние периоды. Характер XIX века. Вопрос национальности и Наполеоны. Связь вопросов национальных со славянским вопросом. Особенности исторического развития России. Призвание варягов. Татарское нашествие. Смутное время. Крепостное состояние.
 

Глава 11. Европейничанье - болезнь русской жизни
Неполное здоровье России. Необходимость петровского преобразования. Отношение Петра к России. Две стороны его деятельности. Европейничанье и три его формы. Искажение формы быта. Вред для искусства; для ваяния. Для живописи. Для архитектуры. Вред для промышленности. Разделение русского народа на два слоя. Влияние на инородцев. Перенесение чужеземных учреждений. Судебная реформа. Адвокатура. Освобождение печати. Действие печати на публику. Истинная сила периодической печати. Times. Смотрение на дела России сквозь европейские очки. Наши "аристократы" и "аристократки". Союз "Вести" со всеми аристократиями. Нигилизм. Заискивание милости Европы. Отречение от панславизма. Учение Монроэ. Войны времен Александра I. Действие Восточной войны. Гордыня России. Польское дело.
 

Глава 12. Восточный вопрос
Бессилие дипломатии. Мнение историка Соловьева. Никогда не было борьбы между Азией и Европой. Древневосточный вопрос. Македония. Наследники Рима - германцы, наследники Византии - славяне. Синхронизмы, как признак разумности мироправления. Свойства воды. Синхронизм книгопечатания, взятия Константинополя и открытия Америки. Различие религиозное. Новый период восточного вопроса. Магометанство. Его смысл в истории. Отношение Европы к туркам. Польша. Значение России. Третий период восточного вопроса. Неясность целей России в отношении к Турции. Необходимость соединения либеральной и национальной политики. Значение освобождения крестьян для восточного вопроса. Постепенное разъяснение восточного вопроса.
 

Глава 13. Место Австрии в восточном вопросе
Краткий очерк истории образования Австрийского государства. Без славян и русских невозможны были бы культура и политическое развитие Германии. Упразднение идеи Австрийского государства. Меттерних. Категории государственных мужей; великие политики, личности трагические и трагикомические. Способы сохранения Австрии после Меттерниха: централизм, дуализм и федерализм; невозможность Австрии во всех этих формах. Мысль об австрийской федерации славян. Мысль об австро-турецкой федерации. Идея Всеславянства.
 

Глава 14. Царьград
Центральность местоположения Константинополя. Его четыре названия и четыре эпохи его истории. Права на Константинополь. Что такое историческое право? - Константинополь есть res nullius. Кому обладание Константинополем всего полезнее? - 1) Ахиллесова пята России. 2) Величина России. 3) Необходимость для России флота, а для флота Черного моря. 4) Расширение нравственного влияния России от обладания Константинополем. Царьград должен быть столицею не России, а Всеславянского союза. Славянская федерация с Россиею во главе, как решение восточного вопроса. Члены федерации должны быть крупны. Цель ее не есть поглощение славян Россией. Состав Всеславянского союза и перечисление его членов. Польский вопрос. Наилучшее решение его при посредстве Всеславянской федерации.
 

Глава 15. Всеславянский союз
Россия не может быть членом европейской политической системы. Вмешательство никогда не приносило ей пользы. Россия должна быть противовесом Европе. Две судьбы, предстоящие России. Значение союза для остальных его членов. Для Греции. Для Булгарии. - Что такое русская интеллигенция. Для Сербии. Для Чехии. Для Румынии. Для Польши и Венгрии. Мнимое властолюбие России. Три разряда подданных. Страх перед мировладычеством. Необходимость Славянского союза для человечества. История Европы в отношении к другим народам. Система политического равновесия. Главные случаи его нарушения и сохранения. Препятствие к всемирному владычеству Европы. Гибельный результат общечеловеческой цивилизации. Условия и следствия Всеславянской федерации. Возведение русского языка в общеславянский. Необходимость для борьбы с Европою.
 

Глава 16. Борьба
Закон сохранения запаса исторических сил. Правило русской политики. Россия не заинтересована в системе равновесия. Равновесие вредно для России, а нарушение выгодно. Отношения России к главнейшим представителям европейского могущества. К Англии. К Франции. К Пруссии. Внутренние источники сил России. Дисциплинированный энтузиазм. Оценка войн, веденных Россией с Европою. Сочувствие славян. Крестьянский надел.
 

Глава 17. Славянский культурно-исторический тип
(Вместо заключения)
Четыре разряда культурной деятельности. Первичные культуры. Одноосновные культурно-исторические типы. Европейский тип. Троякая анархия Европы. Надежды и свойства славянского мира. Характер славянской религиозности. Способность к государственности. Особый характер русской политической деятельности - отсутствие владений и колоний. Способен ли русский народ к свободе? - Русские бунты. Общественный и экономический строй России. Община и социализм. Культура в тесном смысле слова. Поглощение сил строением государства. Противоположность между Америкой и Россией. Задатки способностей к наукам и искусствам. "Мертвые души". "Борис Годунов"; "Война и мир". Картина Иванова. "Преображение" Пименова. Мицкевич. Славянство - четырехосновный культурно-исторический тип. Два потока всемирной истории.
 

Приложение
Н.Н.Страхов. О книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа"
Н.Н.Страхов. Наша культура и всемирное единство
Н.Н.Страхов. Последний ответ г. Вл. Соловьеву
 

Комментарий
 

С.А.Вайгачев. Послесловие
 


 

 

Война за Болгарию
 

Скачать:  Война за Болгарию. 1877г.  rar-файл 86 кб

 

Краткое вступление


Чего мы вправе благоразумно желать от исхода настоящей войны
 

(«Русский мир, 1877, 2 авг. № 207)
Во многих органах печати, и притом самых достойнейших, также как и в публике, слышится мнение, что настоящая война есть решительная, что она должна положить желанный конец так называемому Восточному вопросу, периодически тревожащему спокойствие Европы и нарушающему правильный ход ее мирного развития. Признаюсь, я никак не могу разделять таких радужных надежд, не могу даже убедить себя, чтобы надежды эти были действительно радужные. В их радужности заставляет меня сомневаться то, что, при таком взгляде, самый предмет Восточного вопроса до крайности умаляется.
Восточный вопрос, по подробно мною изложенному и, думается мне, доказанному мнению, есть огромный исторический процесс, заложенный еще во времена древних Греции и Рима, — процесс о том, должно ли Славянское племя, — член Арийской семьи равноправный с племенами: Индийским, Иранским, Эллинским, Латинским и Романо-германским, создавшими каждое свою самобытную культуру, — оставаться только ничтожным придатком, так сказать прихвостнем Европы, или же в свою очередь приобрести миродержавное значение и наложить свою печать на целый период Истории.
Самое величие вопроса, понимаемого в таком смысле, уже достаточно показывает, что настоящая война, сколько бы она ни была успешна, разрешить его не может. Разрешит его целый период борьбы не против Турции только, и борьбы не одним только военным оружием.
Но настоящая война есть первый приступ к этому решению, — первое явление последнего акта великой драмы, и эта слава принадлежит ей неотъемлемо, потому что она есть первое сознательное действие Русского народа и Русского государства во имя освобождения порабощенного Славянства. Это высокое значение останется за ней во всяком случае, независимо даже от самого ее успеха.
Если настоящая война есть первый шаг к решению Восточного вопроса, то все дело в том, чтобы шаг был сделан правильный и действительно поступательный, — облегчающий в будущем и приближающий решение той всемирно-исторической задачи, которой дано название Восточного вопроса, — название в географическом смысле может быть и неправильное, подобно множеству других названий, но уже общепринятое, установившееся и которого нет надобности, да нет и возможности переменить.
Несколько лет тому назад я посвятил целую книгу всестороннему рассмотрению Восточного вопроса, как в культурном, так и в политическом отношении; теперь я намерен сказать несколько слов только о последнем, не только потому, что политическая сторона дела поглощает собою общее внимание, но и потому, что, по глубокому моему убеждению, политическая сторона есть основание, на котором может быть возведено культурное здание, а не наоборот, как многие думают. В доказательство достаточно указать на тот факт, что нигде и никогда культурное развитие не предшествовало утверждению политической самобытности народа. Но, кроме того, само воздействие политических событий на народное сознание огромно. Лучшим для сего доказательством может послужить то влияние, которое имело время Сербской войны на расширение Славянского самосознания, как у нас в России, так и в других Славянских землях. События, деятельная историческая жизнь — не в примере могущественнейшие проповедники, чем самые даровитые личности. Не увенчавшийся успехом подвиг Черняева[1] более подвинул Славянское самосознание, чем годы самой талантливой и деятельной литературной пропаганды.
Решение Восточного вопроса в политическом смысле может быть выражено весьма краткою формулою: независимость и единство Славянства. Но зато только одна эта формула и разрешает его. Независимость без единства ослабит Славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни. Итак:
1). Государственная самостоятельность каждого Славянского племени. Будет ли при этом одно Великосербское, одно Великочешское государство, или отдельные государства Сербское, Черногорское, Хорватское, Словинское, Чешское, Словацкое и т.п., это может составить весьма важный временный практический вопрос; но в общих целях Славянского мироустройства это довольно безразлично при соблюдении второго условия:
2). Чтобы все Славянские единицы, крупные или мелкие, составляли твердый союз, как между собой, так и с Россией.
3). Этот союз должен быть скреплен общим обладанием Цареградом и проливами.
4). В этот союз должны быть включены и те неславянские или правильнее, не чисто славянские элементы, которые вкраплены в славянское тело, как Румыния, Греция и Венгрия, или точнее Мадьярия — ибо под Венгрией разумеется искусственный конгломерат земель, составлявших корону Св. Стефана.
Одно изложение политической стороны задачи уже показывает, может ли настоящая война иметь своим предметом — полное и окончательное разрешение Восточного вопроса.
Может ли, по крайней мере, получить решение хотя бы одна Турецкая часть вопроса? Так же нет, потому что такая попытка повлекла бы за собою общеевропейскую войну, которой все стараются избежать и к которой мы едва ли достаточно приготовлены.
Чего же нам, после этого, разумно желать и ожидать от настоящей войны? Это также может быть выражено весьма короткою формулою: разрушение всех преград, как нравственных, так и материальных, разделяющих северо-восточное Славянство. — Россию, от Славянства юго-восточного и всех прославленных народов, населяющих Балканский полуостров. Эта формула может служить безошибочным критерием выгодности, или невыгодности тех политических комбинаций, которые должны проистечь из настоящей войны.

 

 

Скачать:  весь сайт Н.Я. Данилевского  в одном rar-файле 2100 кб

http://rospil.ru/ru01/1_personal_sites/danilevsky_site.rar  

 

Многие проблемы, обсуждаемые в публикациях этого сайта, получили своё продолжение в материалах тематических библиотек  Россия и Европа и Славянофилы и Западники 

 

 

"Россия сосредоточивается!"

(Знаменитая фраза князя А.М.Горчакова, министра иностранных дел России. 1856)

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала