Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Блог   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Библиотека "РОССИЯ"

 

Русская мысль

 

Кожинов Вадим Валерианович

 

История Руси и русского Слова.


Аннотация, Оглавление, От автора, Источники

 

Скачать книгу:   rtf-rar 432 kb   html-zip 548 kb

 

Аннотация

 

Серия "Актуальная история России". М.: "ЧАРЛИ", "Московский учебник-2000", 1997. - 528 с.
Аннотация издательства
http://vkozhinov.chat.ru/kozhinov.html

Известный историк осмысляет один из малоизученных периодов русской истории - с 8 по 16 века. Особенно интересны вопросы отношений Руси с Ордой, «византийское наследство». Как всегда - беспристрастный, неординарный подход.

Над этой книгой автор - известный литературовед - работал пятнадцать лет. Главная ее особенность - введение в оборот новейших источников, археологических открытий, углубленное и оригинальное прочтение памятников русской словесности: богатырских былин, летописей, героических поэм, того же "Слова о полку Игореве". Автор по-новому рассматривает цикл былин об Илье Муромце, относя его воинскую деятельность, по крайней мере. к Х веку. когда дозорный русских границ сражался с батырами из Хазарского каганата. Впервые, пожалуй, так подробно рассказывается об угрозе молодой русской государственности со стороны этого агрессивного иудаистского образования. В. Кожинов подвергает убедительной критике западную историографию, всегда недооценивавшую самобытность российского государства, его особое, евразийское, предназначение. Автор развенчивает легенду об Иване Грозном как об уникальном палаче в мировой истории. Возможно, вызовет спор и утверждение о том, что самым древним государственным "центром" на Руси был не Киев, а Невогород (Старая Ладога). "Темное" время 910-980-х годов, "забытый" князь Олег II, судьбоносное перемещение центра Руси в XII веке, истинный смысл Куликовской битвы, деятельность величайших духовных вождей Руси - Иосифа Волоцкого и Нила Сорского - все эти недостаточно широко известные, либо толкуемые односторонне страницы русской истории автор рассматривает подробно и с научно выверенными аргументами. Тем же, кто, возможно, усомнится в профессионализме В. Кожинова как историка, напомним, что и Н. М. Карамзин прежде всего был писателем.


Вот несколько цитат из этой книги В.В.Кожинова:


Из 1 главы:

"Творения русской культуры - органические плоды истории России, - таков исходный тезис. Решусь утверждать - вслед за В. И. Вернадским, - что эта проблема (культура как порождение истории России), казалось бы, достаточно ясная, изучена и тем более понята совершенно недостаточно."

"Дело и в том, что само имеющееся налицо научное освоение русской истории в силу целого ряда причин не способствует решению поставленной проблемы. Так, наиболее известные курсы истории России - это в самой своей основе "критические" или даже заостренно "критицистские" курсы, далекие от объективного понимания и толкования."

"Толстой выявляет один из главнейших и поистине тиранических "стимулов", руководивших множеством историков России, - идею "прогресса" - едва ли не самую популярную и едва ли не самую легковесную из "идей" XVIII- XX веков. Историки не столько изучают историю, сколько судят, или, вернее даже осуждают ее в свете этой "идеи". К тому же идея эта, если можно так' выразиться, оказывается предельно беспринципной.
Так, характеризуя эпоху конца XI-начала XIII веков, Русь беспощадно судят за "феодальную раздробленность", а переходя ко времени конца XV-XVI века, те же самые историки проклинают "деспотизм" российского единовластия. А между тем совершенно, казалось бы, бесспорно, что без этой самой "раздробленности" не могла бы создаться самобытная жизнь и культура Новгорода, Пскова, Твери, Ростова, Рязани и т.д., а без "единовластия" все это многообразное богатство не смогло бы слиться в великую общерусскую жизнь и культуру. И, между прочим, эта историческая "диалектика" (единое государство - раздробленность - новое единство и, как правило, "деспотическое") присуща истории всех основных стран Западной Европы, а вовсе не одной России..."

"...нынешнее проклятье по адресу Петра, если оно честно и последовательно, должно сопровождаться отрицанием одной из незыблемых основ пушкинского исторического мышления, которое, между прочим, являет высший образец объективности, "утверждение" и "отрицание" Петра здесь гениально уравновешены. Это подлинное осознание смысла эпохи, а не ее "критика" во имя тех или иных "идеалов" - нравственных, политических, социальных и т.п. (о засилье подобной "критики" и в историографии, и в, так сказать, бытовых представлениях о русской истории еще пойдет речь). Этого рода "критика" нередко закономерно сочетается со столь же поверхностной идеализацией других исторических явлений. То есть на основе поверхностного, легковесного отношения к истории одно в ней подвергается бездумной хуле, а другое - столь же бездумной хвале."

"...Иван Киреевский должен был пройти через стадию масонообразного "Общества любомудрия", чтобы затем "вернуться" в Оптину пустынь - вернуться не под воздействием лежащего вне его личности обычая, традиции, общественного мнения (в среде образованных людей эти внешние устои Православия в послепетровские времена были во многом разрушены), но по зову, исходящему из глубины самой его личности."


Из 2 главы:

"Для сопоставления идеокpатической сущности России многое дает сопоставление судьбы большевиков и их пpотивников, возглавивших Белую аpмию. Последние - пpи всех возможных оговоpках - ставили своей задачей создать в России номокpатическое госудаpство западного типа (хаpактеpнейшей чеpтой пpогpаммы Белой аpмии было, так называемое "непpедpешенство", подpазумевающее не какую-либо госудаpственную идею, а "законное" pешение "законно" избpанного Учpедительного собpания). И это заpанее обpекало на поpажение вpагов большевизма, для котоpого, напpотив, власть - в полном соответствии с тысячелетней судьбой России (хотя большевики явно не помышляли о таком соответствии) - была властью идеи (пусть и совеpшенно иной, чем pанее), идеокpатией. И в высшей степени закономеpно, что дискpедитация этой новой идеи к 1991 году опять-таки пpивела к мгновенному кpаху."

"Пpедпpинятое мною своего pода опpавдание Византийской импеpии пpодиктовано стpемлением "пpотивустать" отнюдь не цивилизации и культуpе Запада, имеющим свою великую самобытную ценность, но навязываемой западными идеологами тенденциозной дискpедитации Византии, - дискpедитации, объясняемой тем, что эта сыгpавшая гpомадную pоль в истории, - в том числе и в истории самой Западной Европы! - цивилизация шла по принципиально "незападному" пути."

"Россия, подобно Византии, сложилась и как евpазийское, и как идеокpатическое госудаpство. В евpазийстве Руси-России неpедко видят следствие ее долгого пpебывания в составе Монгольской импеpии. Однако в действительности эта поpа была закpеплением и углублением уже давно пpисущего России качества."

"Да, еще задолго до монгольского нашествия существует и постоянно возpастает "азийский компонент" pусской истоpии. это, в частности, ясно выpазилось в династических бpаках.... с восточными династиями - половецкой и ясской (осетинской), и с тех поp стало на Руси пpочной тpадицией.
Пpавда, глубокий смысл заключен не в самих по себе подобных бpачных союзах; они - только одно из наглядных пpоявлений pусского "евpазийства". Пpимитивно и в конечном счете пpосто ложно пpедставление, согласно котоpому это евpазийство толкуется пpежде всего и главным обpазом как взаимодействие pусского и, скажем. тюpкских наpодов. Если сказать о сути дела со всей определенностью, русские - эти наследники византийских греков - как бы изначально, по самому своему определению были евразийским народом, способным вступить в органические взаимоотношения и с европейскими, и с азиатскими этносами, которые - если они действительно включались в магнитное поле Руси-России - и сами обретали евразийские черты. Между тем в случае их выхода из этого поля они опять должны были в конечном счете , стать "чисто" европейскими или "чисто" азиатскими народами; русские же не могут не быть народом именно евразийским."

"...воспpиятие Русью монгольского наследства окончательно сделало ее евpазийской деpжавой и, в частности, исключало какое-либо "высокомеpие" pусского национального сознания в отношении азиатских наpодов"

"И если уж назвать Россию "тюpьмой наpодов, то в точном соответствии с логикой, следует называть основные стpаны Запада, не иначе как "кладбищами наpодов", а потом уже pешать, что "лучше" - тюpьма или кладбища..."

-------------------------------

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

История Руси и русского Слова

(Опыт беспристрастного исследования). М., "Алгоритм", 1999. -- 480 с.

Серия "История России. Современный взгляд". Издание 2-е, исправленное и дополненное

Труд известного русского историка и литературоведа Вадима Кожинова "История Руси и русского Слова" открывает цикл его работ, посвященных истории России. В нем рассматриваются судьбоносные вехи нашего исторического пути с конца VIII до начала XVI века. Отличительными особенностями книги являются использование автором новейших источников, а также неординарность подхода ко многим, казалось бы, известным фактам.

 Содержание:

От автора

Глава 1. Пути русского исторического самосознания

Глава 2. О византийском и монгольском «наследствах» в судьбе Руси

Глава 3. Воплощение в русском Слове «героического» периода истории Руси

Глава 4. Современные представления об исторической реальности «героических» веков Руси

Глава 5. Размышления о правителях Руси, начиная с князя Кия

Глава 6. Путь Руси из Киева во Владимир

Глава 7. «Монгольская эпоха» в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы

Глава 8. Духовное величие Руси. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский (кон. XV- нач. XVI в.)

Приложение. Несколько слов о «новой хронологии Руси»

Прощание с читателем

 

 

ОТ АВТОРА

Заглавие книги слагается из трех элементов: 1) ИСТОРИЯ РУСИ и 2) РУССКОГО СЛОВА, 3) СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

Начну с последнего — «современного взгляда». Те, кто стремятся познать отечественную историю, обращаются сегодня, как правило, к уже давним трудам о ней, которые создали в XIX или в самом начале XX века Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков. Причина этого понятна: позднейшие, появлявшиеся с конца 1930-х годов, курсы истории СССР (с 1917 по 1938-й такие курсы вообще не создавались) жестко подчинены экономико-политическим схемам, в них нет той полноты воссоздания пути страны, какую мы находим в дореволюционных «историях». Исходя из этого, многие люди полагают, что историческая наука с 1917-го года и до наших дней вообще находилась в упадке, не дала ничего или почти ничего ценного.

Однако такое представление ошибочно, и моя книга, надеюсь, убедит в этом каждого читателя. Догматическая атмосфера лишала ученых возможности создать полновесные общие курсы истории, от которых настоятельно требовали соответствия идеологическим схемам. Но многие и многие преданные своему делу исследователи опубликовали за последние десятилетия замечательные работы, посвященные отдельным периодам, явлениям, событиям отечественной истории,— работы, подчас представляющие собой первостепенного значения научные открытия (при этом речь идет не только об историках в «узком» смысле слова, но и о взаимодействующих с ними археологах, этнографах, краеведах, филологах и т. д.). В этой книге я ссылаюсь на сотни таких новейших и современных исследований, которые, кстати сказать, и пробудили во мне еще в конце 1970-х годов стремление написать эту книгу.

И, всецело признавая высокие достоинства названных выше «классиков» русской историографии, вместе с тем необходимо сознавать, что созданные ими в начале нынешнего и тем более в прошлом веке обобщающие труды в целом ряде отношений «устарели». Новейшие исследования доказали, что те или иные существеннейшие проблемы истории Руси трактовались ранее односторонне или просто неверно. Упомяну здесь хотя бы о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата в IX—Х веках (о чем, например, немало — но на уровне знаний своего времени — писал еще Карамзин), о смысле и значении Куликовской битвы 1380 года (в свете новейших исследований ясно, что сказанное об этом, например, в монументальном труде Соловьева не соответствует исторической реальности), о деятельности великих русских святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского на рубеже XV—XVI веков (весьма односторонне охарактеризованной, скажем, Иловайским) и т. п. И главная цель моей книги в том, чтобы, опираясь на достижения классиков русской историографии, вместе с тем как можно полнее осветить научные достижения последних десятилетий.

Далее, слово всегда играло в отечественной истории неоценимо важную роль. Могут сказать, что правильнее было бы озаглавить книгу «История Руси и русской литературы». Но Слово является во всей своей мощи уже в русском героическом эпосе — богатырских былинах, которые веками сохранялись в устном и к тому же напевном бытии, и даже записываемые с XI века творения церковной словесности люди воспринимали главным образом из уст священнослужителей, а не из книг. Поэтому в сочинении о Руси уместнее говорить о Слове (прописная буква имеет в виду, что дело идет обо всем объеме русского словесного творчества).

Наконец, Русь — древнее, но всецело живое и сегодня название нашей страны. Его происхождение, о чем мы еще будем говорить, до сих пор не разгадано до конца (прямо-таки согласно строке Александра Блока: «И в тайне — ты почиешь, Русь»). В течение XVI— XVII веков «Русь» постепенно заменяется наименованием «Россия», которое исходит из византийского варианта произнесения («рос» вместо «рус»). В этой замене выразилось, по-видимому, стремление утвердить статус страны на всемирной сцене (название «Россия» было принято не только в Византии, но и, например, в Италии, тесные связи Москвы с которой установились с 1470-х годов). Слово же «Русь» мы и сейчас употребляем, когда речь идет об уже давнем прошлом, а с другой стороны, оно живет как задушевное, любовное,— в частности, поэтическое — имя отчизны. Наиболее ранний из известных нам русских документов, в котором употреблено название «Россия», относится к 1317 году, и примерно до этого времени продолжается мое повествование «История Руси»,— хотя в нем не раз заходит речь и о более поздних и даже о гораздо более поздних явлениях и событиях.

И еще одно необходимое предуведомление. В этой книге не ставится цель охарактеризовать весь ход отечественной истории с конца VIII до начала XVI века; для этого потребовался бы гораздо больший объем,— так, подробное изложение этого периода в «Истории» С. М Соловьева занимает пять объемистых томов. В книге более или менее подробно говорится только об определенном круге явлений и событий истории Руси— но речь идет о наиболее весомых и судьбоносных событиях и явлениях и, как представляется, многие важнейшие вехи почти восьмивекового пути так или иначе обрисованы и определены,— чему способствуют «обзорные» вступительные главы книги: «Пути русского исторического самосознания» и «Византийское и монгольское «наследства» в судьбе России». Эти главы, в частности, вводят отечественную историю в контекст мировой, что, впрочем, присуще так или иначе и последующим главам книги.

Наибольшее внимание уделено в книге раннему периоду истории Руси, ее первым векам, и это вполне оправданное предпочтение. Дело в том, что многие, даже очень многие явления н события именно этих веков были в течение последних десятилетий по существу впервые открыты или хотя бы значительно глубже и вернее поняты, чем прежде (в XIX —начале XX века)— чему способствовали и широко развернувшиеся археологические исследования, и освоение недостаточно изученных либо вообще не известных ранее иностранных, иноязычных исторических источников. Но, конечно, в книге изложены современные представления и о более поздних судьбоносных событиях — таких, как перемещение столицы из Киева во Владимир в 1150-х годах или Куликовская битва 1380 года.

И последнее пояснение. Почти все составные части этой книги были опубликованы в течение 1988—1996 годов в периодических изданиях («Вопросы литературы», «Журнал Московской патриархии», «Наш современник», «Родина», «Российская провинция», «Российский обозреватель», «Русская литература» и др.), и мне более или менее известно, как воспринимали мои размышления читатели. Те части книги, которые посвящены «открытым» лишь в последнее время явлениям и событиям истории и культуры Руси (в особенности главы «Воплощение в русском Слове «героического периода» истории Руси» и «Современные представления об исторической реальности «героических» веков Руси»), воспринимались не без труда, ибо со многими историческими фактами, изложенными в них, большинство читателей соприкасалось впервые.

Кроме того, стремясь к действительной основательности исследования, автор уделил очень большое внимание ряду сложных и спорных проблем, имеющих первостепенную важность для осмысления истории Руси,— в особенности, вопросу о времени возникновения и дальнейшей судьбе русского богатырского эпоса (страницы 88—118 книги) и об истории становления игравшего громадную роль в IX—Х веках Хазарского каганата (стр. 192—214). Эти сугубо «специальные» разделы книги могут быть по- настоящему интересны только тем, кто ставит перед собой задачу самым доскональным образом изучить отечественную историю во всех ее предпосылках и проявлениях. Но следует отметить, что в книгу вошли и вполне «общедоступные» главы —например, «Размышления о правителях Руси, начиная с князя Кия».

Наконец, нельзя не отметить, что автор на протяжении книги нередко возвращается к историческим фактам, которые уже рассматривались в предшествующих главах, однако эти явные «повторы» объясняются не «забывчивостью», а стремлением осмыслить существенные исторические факты с разных точек зрения, в различных аспектах, чтобы «извлечь» из них содержащийся в них многосторонний смысл.

В это — второе — издание моей книги внесен ряд небольших по объему, но весьма существенных по смыслу дополнений.

 

 

ИСТОЧНИКИ: 

 

Книга находится в следующих библиотеках:


Книга в библиотеке ALDEBARAN
http://lib.aldebaran.ru/


Читать книгу:
http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/

kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova__0.html 

Скачать книгу:
fb2.zip

http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/

kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.fb2.zip

rtf.zip

http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/

kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.rtf.zip

rb

http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/

kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.rb


isilo3.pdb

http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/

kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kozhinov_vadim_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.isilo3.pdb 

 


Книга в библиотеке FictionBook.lib http://www.fictionbook.ru/


Книга охватывает период с конца VIII до начала XVI века. Автор размышляет о византийском и монгольском «наследствах» в судьбе Руси, о ее правителях, начиная с князя Кия и кончая Ярославом Мудрым, об истинном смысле и значении Куликовской битвы. Отличительными особенностями книги являются использование автором новейших источников, а также неординарность подхода ко многим, казалось бы, известным фактам.

 

Аннотация и ссылки для скачивания
http://www.fictionbook.ru/en/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/


Скачать книгу:
html 1393кб
http://www.fictionbook.ru/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kojinov_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.html

html.zip 553кб
http://www.fictionbook.ru/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kojinov_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.html.zip

fb2.zip 658кб
http://www.fictionbook.ru/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kojinov_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.fb2.zip

rtf.zip 553кб
http://www.fictionbook.ru/author/kojinov_vadim_valeryanovich/istoriya_rusi_i_russkogo_slova/kojinov_istoriya_rusi_i_russkogo_slova.rtf.zip


Главы из книги "История Руси и русского Слова. Современный взгляд."
http://vkozhinov.chat.ru/kozhinov.html

Прочие источники: 
http://libereya.ru/biblus/kozh_slovo
http://lib.aldebaran.ru/author/kozhinov_vadim/
http://www.duel.ru/publish/kozhinov/kozhinov.html 
http://www.patriotica.ru/history/kozh_slovo.zip
http://kozhinov.voskres.ru/
http://old-rus.narod.ru/articles/art_37.htm
http://www.duel.ru/publish/kozhinov/kozhinov.html
http://www.filgrad.ru/libris/ruslovo_02.html
http://www.hrono.ru/libris/ruslovo_02.html

Скачать книгу:   rtf-rar 432 kb   html-zip 548 kb

 

 

Время русофильствует!

 

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете