Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Блог   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Библиотека "Россия"

 

Русская мысль

 

Тихомиров Лев Александрович

 

Справки и Комментарии к трудам Л.А.Тихомирова и о нём

 

 

Народная воля
(революционно-народническая организация)

«Народная воля», революционно-народническая организация в России начала 80-х гг. 19 в. Образовалась в августе 1879, после раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел». Учредителями «Н. в.» были профессиональные революционеры — сторонники политической борьбы с самодержавием.

Народовольцы создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, Л. А. Тихомиров, А. И. Баранников, А. В. Якимова, М. Н. Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп. В 1879—83 народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.

Программа «Н. в.» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения. Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд. Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.

«Н. в.» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Н. в.» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский (см. Бланкизм) характер программы «Н. в.», понимавшей политическую борьбу как заговор. С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Н. в.» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879—83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. чел.

После убийства 1 марта 1881 Александра II «Н. в.» переживала идейный и организационный кризис. Наиболее значительные попытки возрождения «Н. в.» связаны с деятельностью Г. А. Лопатина (1884), П. Ф. Якубовича (1883—84), Б. Д. Оржиха, В. Г. Богораза, Л. Я. Штернберга (1885) и С. М. Гинсбург (1889). Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция ''Народной воли''» А. И. Ульянова (1886—87), стремившаяся внести в программу «Н. в.» отдельные марксистские положения. Народнические организации 90-х гг. (группа народовольцев Петербурга, группа старых народовольцев в эмиграции) по сути отказались от многих революционных принципов «Н. в.».

Деятельность «Н. в.» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879—80. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

Источн.: Архив «Земли и воли» и «Народной воли», М., 1932; Литература партии «Народная воля», М., 1930; «Народная воля» в док-тах и воспоминаниях, [М., 1930]; Народовольцы. Сборник статей и материалов..., т. 1—3, М., 1928—31;«Народная воля» перед царским судом, в. 1—2, М., 1930; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, т. 2, М., 1965.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 395); Маркс, Ленин и Плеханов о народничестве и «Народной воле». Сб. ст., М., 1931; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2, М. — П., [б. г.]; его же, Неудачная история партии «Народной воли», т. 24, М. — Л., 1924; Богучарский В. Я., Из истории политической борьбы в 70—80-х гг. 19 в., М., 1912; Волк С. С., «Народная воля» (1879—1882), М. — Л., 1966; Седов М. Г., Героический период революционного народничества, М., 1966; Твардовская В. А., Социалистическая мысль России на рубеже 1870—1880-х гг., М., 1969; Троицкий Н. А., «Народная воля» перед царским судом, [Саратов], 1971.

В. А. Твардовская.

http://www.ence.ru/page/5130900.html

 

 

«Вестник Народной воли»,
журнал, издававшийся в Женеве эмигрировавшими членами Исполнительного комитета «Народной воли» в 1883—86. Вышло 5 номеров. Редакция (находилась в Париже): Л. А. Тихомиров, М. Н. Ошанина, П. Л. Лавров. В числе авторов были Н. Русанов, Л. Бух, В. Дебогорий-Мокриевич. «В. Н. в.» освещал общественно-политическую жизнь России, социалистическое движение в Западной Европе. В первых номерах опубликованы статьи Г. В. Плеханова и Б. П. Аксельрода. Попытка сближения бывших чернопередельцев (см. «Чёрный передел»), ставших социал-демократами, с руководителями народовольческой эмиграции (предполагалось вступление в редакцию Плеханова) не удалась, и предназначавшаяся для «В. Н. в.» работа Плеханова «Социализм и политическая борьба» была отрицательно встречена редакцией.
Ш. М. Левин.
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/004/525.htm

 


"Земля и воля"
(революционное общество в 70-х гг. 19 в.)

«Земля и воля», тайное революционное общество народников в 70-х гг. 19 в. Основано в Петербурге в 1876. Название «З. и в.». дано обществу в конце 1878, с появлением одноимённого печатного органа; прежние название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников». Видными деятелями «З. и в.». со времени её основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (все — бывшие чайковцы). Платформу «З. и в.». разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). «З. и в.». имела тесную связь с революционерами, действовавшими в Киеве, Харькове, Одессе.

Образованию «З. и в.». предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873—75. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России, основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«З. и в.». защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» — бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В. И. Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 135). Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале. «З. и в.». в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы (выпуск «Земли и воли», «Листка „Земли и воли“» и др.), вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878—79. «З. и в.». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «З. и в.». впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «З. и в.». предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «З. и в.». было убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцова (1878). Однако «З. и в.». не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству. Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877—78 и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации. В «З. и в.». постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок „З. и в."». Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества — «деревенщиками» (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и «политиками» — защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.), потребовали созыва в июне 1879 Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками. В августе 1879 «З. и в.». окончательно раскололась на 2 самостоятельные организации: «Народная воля» и «Чёрный передел».


Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же. Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; Архив «Земли и воли» и «Народной воли», М., 1932; Революционное народничество 70-х гг. XIX в., 1876—1882, Сб. док-тов, т. 2, М., 1965; Аптекман О. В., Общество «Земля и воля» 70-х гг., 2 изд., П., 1924; Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е гг. XIX в., М., 1958; Ткаченко П. С., Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 гг.), М., 1961; Лившиц Г. М., Ляшенко К. Г., Как создавалась программа второй «Земли и вол», «Вопросы истории», 1965, №9; Твардовская В. А., Социалистическая мысль России на рубеже 1870—1880-х гг., М., 1969.
Ш. М. Левин.
http://www.ence.ru/page/2765600.html

 

 

"Московские ведомости"

«Московские ведомости», газета, издавалась в 1756—1917 в Москве (до 1842 — 2 раза в неделю, затем 3 раза, с 1859 — ежедневно). До 1909 принадлежала Московскому университету. До середины 19 в. — самая крупная газета в России. В 1779—1789 газету арендовал Н. И. Новиков. В этот период в «М. в.», наряду с материалами о внутренней жизни и иностранных известиях, публиковались статьи по литературе, искусству, науке, статистические материалы, библиография. При газете выходили приложения. В 1840-х гг. (редактор — Е. Ф. Корш) «М. в.» приобрели литературно-общественное значение. С 1863 под редакцией М. Н. Каткова (до 1887) и П. М. Леонтьева (до 1875) газета приняла реакционный характер и пользовалась большим влиянием в бюрократических верхах. Правительство поддерживало «М. в.» казёнными объявлениями. «М. в.» требовали «твёрдой власти», защищали интересы дворянства, выступали против польского освободительного движения и всякого проявления прогрессивной мысли, нападали на реформы 60-х гг., критиковали германскую ориентацию внешней политики правительства. При преемниках Каткова (В. А. Грингмут, Л. А. Тихомиров и др.) «М. в.» стали черносотенной газетой, проповедовавшей погромы и преследования рабочих и революционной интеллигенции. С 1905 — орган монархической партии. После Октябрьской революции закрыта [27.10(9.11).1917].


http://www.ence.ru/page/4982200.html

 

 

Процесс 193-х
«Процесс 193-х», «Большой процесс», суд над участниками «хождения в народ». Состоялся в Особом присутствии Правительствующего сената (Петербург) 18 (30) октября 1877 — 23 января (4 февраля) 1878. Наиболее крупный политический процесс в царской России. Главные обвиняемые: И. Н. Мышкин, Д. М. Рогачёв, П. И. Войнаральский, С. Ф. Ковалик. По процессу судились также А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, М. П. Сажин, М. Ф. Грачевский, Л. Э. Шишко, М. Д. Муравский, Ф. В. Волховский, Л. А. Тихомиров, А. В. Якимова, М. В. Ланганс и др. Среди подсудимых было 38 женщин. Число арестованных по делу 193-х превышало 4 тыс. Многие из них отбыли несколько лет предварительного одиночного заключения. К началу процесса 97 чел. умерли или сошли с ума. Подсудимые были участниками не менее 30 разных (главным образом пропагандистских) кружков. Однако почти все они (177 чел.) обвинялись в организации единого «преступного сообщества» с целью государственного переворота. Чтобы облегчить расправу над подсудимыми, суд разделил их на 17 групп для разбирательства дела. В ответ 120 подсудимых бойкотировали суд. Центральным событием «П. 193-х» была речь Мышкина, который обосновал революционную программу народников. Защитниками на суде выступали В. Д. Спасович, Д. В. Стасов, П. А. Александров, Г. В. Бардовский, А. Л. Боровиковский, В. Н. Герард, Е. И. Утин, А. А. Ольхин и др. Они во многом содействовали увеличению политического значения процесса. Для поддержки обвинения были вызваны 472 свидетеля. Не в силах доказать сфабрикованное обвинение суд вынес приговор очень мягкий сравнительно с тем, на который рассчитывало правительство: из 190 подсудимых (3 умерли во время процесса), 90 были оправданы и лишь 28 приговорены к каторге. Однако Александр II санкционировал административную высылку для 80 чел. из оправданных судом. Перед отправкой на каторгу и в ссылку 24 осуждённых передали на волю «Завещание» с революционным призывом. «Завещание» осуждённых, речь Мышкина, отчёты о заседаниях суда стали оружием революционной агитации. Наряду с др. судебными процессами 1877—78 «П. 193-х» ускорил переход народников от анархистского аполитизма к политической борьбе с самодержавием. Материалы процесса (главным образом речь Мышкина) обошли мировую печать и возбудили интерес и симпатии широкой международной общественности к русскому освободительному движению.

Литература:
Стенографический отчет по делу о революционной пропаганде в империи.
Заседания Особого присутствия правительствующего Сената, т, 1, СПБ, 1878;
Процесс 193-х, М., 1906; К истории процесса 193-х (публ. К. Г. Ляшенко), «Исторический архив», 1962, № 3;
Антонов В. С., К процессу 193-х, «Вопросы архивоведения», 1961, № 1;
Троицкий Н. А., Процесс «193-х», в сборнике: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965.

 

http://www.ence.ru/page/6353200.html

 

 

 

КОММЕНТАРИИ
к статьям 1892—1897 годов из ж. «Русское обозрение»

Журнал «Русское обозрение» был лучшим правым изданием конца XIX века, в котором собрались очень многие силы консервативной публицистики. Лев Александрович Тихомиров участвовал в журнале с самого начала издания (1890) и до его прекращения в 1898 году. Он вел раздел под названием «Летопись печати», а после ухода из издания первого редактора, князя Д. Н. Цертелева, и В. С. Соловьева (1892) при редакторе А А Александрове он определял идеологическую направленность журнала.

Духовенство и общество в современном религиозном движении
Статья опубликована в сентябрьском номере журнала за 1892 год, вызвала большую полемику в светских и духовных журналах.
Св. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) (1783—1867) — знаменитый богослов и проповедник. Архиепископ с 1821, митрополит Московский с 1825.
Климент (в миру Константин Карлович Зедергольм) (1830—1878) — духовный писатель, иеромонах Оптиной пустыни. Друг К. Н. Леонтьева.
Коялович Михаил Осипович (1828—1891) — русский ученый, историк. Профессор Петербургской Духовной академии. Автор книг «История воссоединения западно-русских униатов старых времен (до 1800)» (1873) и «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884).
Грановский Тимофей Николаевич (1813—1855) — русский историк. Профессор Московского университета в 1839—1855.

Славянофилы и западники в современных отголосках
Статья опубликована в отделе «Летопись печати» в октябрьском и ноябрьском номерах 1892 года.
Трубецкой Сергей Николаевич (1862—1905) — князь, русский философ, публицист. Автор книги «Учение о Логосе в его истории» (1900).
Михайловский Николай Константинович (1842—1904) — русский публицист, социолог. Один из идеологов народничества.
Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — русский философ, публицист и литературный критик.
Ю. Николаев (Говоруха-Отрок Юрий Николаевич) (1850—1896) — русский литературный и театральный критик, публицист. Автор книг «Очерки современной беллетристики. В. Г. Короленко» (1893) и «Тургенев. Критический этюд» (1894).
Астафьев Петр Евгеньевич (1846—1893) — русский философ, психологи публицист.
Киреевский Иван Васильевич (1806—1856) — русский философ и публицист.

П. Е. Астафьев (Некролог)
Статья напечатана в майском номере за 1893 год.
Упадок творчества
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» майского номера за 1893 год.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866—1941) — русский писатель, поэт. Автор трилогии «Христос и Антихрист» (Т. 1—3, 1895—1905).
Скабичевский Александр Михайлович (1838—1910) — русский литературный критик, историк литературы. Автор книги «История новейшей русской литературы» (СПб., 1891).
Волынский Аким Львович (наст. Флексер Хаим Лейбович) (1861—1926) — русский литературный критик, историк и искусствовед. Ведущий сотрудник журнала «Северный вестник».
К вопросу об упадке творчества
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» августовского номера за 1893 год.
К вопросу о терпимости
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в июньской книжке за 1893 год. Посвящена полемике с Владимиром Соловьевым.

Конец века
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в сентябрьской номере за 1893 год.
Больные места публицистики
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в октябрьской книжке за 1893 год.
Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, лидер партии кадетов, историк. Автор книг «Очерки по истории русской культуры» (Ч. 1—3,1896—1903) и «История второй русской революции» (Вып. 1-3,1921-1924).
Петухоперость, мужеженство и будущность человечества
Статья напечатана В октябрьской книжке за 1893 год.
Брандт Эдуард Карлович (1839—1891) — русский зоолог. Профессор зоологии и сравнительной анатомии военно-медицинской академии.
К вопросу о свободе
Статья печаталась в отделе «Летопись печати» в декабрьской книжке за 1893 год. Посвящена полемике с Владимиром Соловьевым.
Итоги
Статья печаталась в отделе «Летопись печати» в январском номере за 1894 год.
К чему приводит наш спор?
Статья печаталась в отделе «Летопись печати» в февральской книжке за 1894 год. Посвящена полемике с Владимиром Соловьевым.
На Западе
Статья печаталась в отделе «Летопись печати» в мартовском номере за 1894 год.
Гартман Эдуард (1842—1906) — немецкий философ. Наиболее известное сочинение — «Философия бессознательного» (1869).
Бутру Эмиль (1845—1921) — французский философ. Представитель школы спиритуализма. Профессор Сорбонны.
Ренан Жозеф Эрнест (1823—1892) — французский филолог, историк религии. Автор книг «История происхождения христианства» (Т. 1—8, 1863— 1883) и «История израильского народа» (Т. 1—5,1887—1893).
Декарт Рене (1596—1650) — французский философ и математик. Автор книг «Рассуждение о методе...» (1637), «Размышления о первой философии...» (1641) и «Начала философии» (1644).
Мальбранш Никола (1638—1715) — французский философ. Основное сочинение — «Разыскание истины» (1674—1675).
Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651—1715) — французский писатель, католический архиепископ Камбре. Автор книги «Приключение Телемака» (1699).
Боссюэ Жак Бенинь (1627—1704) — французский католический проповедник, историк и богослов. Епископ. Автор книг «Рассуждения о всеобщей истории» (1681) и «Политика, основанная на Священном Писании» (1709).
Кузен Виктор (1792—1867) — французский философ и государственный деятель. В 1840 году министр просвещения Франции.
Мен де Биран Мари Франсуа Пьер Гонтье (1766—1824) — французский философ и государственный деятель. Автор книги «Новые опыты антропологии» (1823-1824).
Жане Поль (1823—?) — французский философ. Профессор философии в Париже.
Нуррисон Жан Феликс (1825—?) — французский философ.
Леруа-Болье Анатоль (1842—1912) — французский публицист и историк. Профессор. Автор «L'Empire des Tsars et Ies Russes» (1881—1889).
Евреи в России
Две статьи, объединенные нами в одну. Печатались в мартовском и июльском номерах за 1894 год.
Шугуров Михаил Федорович (1829—1891) — русский историк и педагог. Инспектор института благородных девиц имени императора Николая I, затем директор феодосийского учительного института. Печатался главным образом в журнале «Русский архив».
Кочубей Виктор Павлович (1768—1834) — князь (1827), русский государственный деятель. Вице-канцлер в 1798. В 1802—1812, 1819—1825 — министр внутренних дел. Председатель Государственного совета и Комитета министров с 1827 Года-3, Гурьев Дмитрий Александрович (1751—1825) — граф, русский государственный деятель. Товарищ министра финансов с 1802, а в 1810— 1823 — министр финансов.
Магницкий Михаил Леонтьевич (1778—1855) — русский государственный деятель, писатель. Попечитель Казанского университета.
Воронцов Семен Романович (1744—1832) — граф, русский государственный деятель, дипломат.
Корф Модест Андреевич (1800—1876) — барон, русский государственный деятель, историк. Автор книг «Восшествие на престол Николая I» (1848) и «Жизнь графа Сперанского» (Т. 1—2, 1861).
Два объяснения
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в майском номере за 1894 год. Посвящена полемике с Владимиром Соловьевым.

Русские идеалы и К. Н. Леонтьев
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в октябрьском номере за 1894 год.
Киреев Александр Алексеевич (1833—1910) — русский публицист, славянофил, генерал-лейтенант.
Аракчеев Алексей Андреевич (1769—1834) — граф, русский государственный и военный деятель, генерал от артиллерии. Имел большое влияние в царствования Императоров Павла I и Александра I. В 1808—1810 — военный министр.
Пий IX (граф Джованни Мария Мастаи-Ферретти) (1792—1878) — папа римский с 1846 года.
Болтин Иван Никитич (1735—1792) — русский историк. Основное сочинение «Примечание на историю древней и нынешней России Леклерка» (Ч. 1—2,1788).
И. В. Киреевский
Статья напечатана в октябрьской книжке за 1894 год.
Булгарин Фаддей Бенедиктович (1789—1859) — русский писатель, издатель. В 1825—1859 издавал газету «Северная пчела», в 1822—1828 журнал «Северный архив», в 1825—1839 — «Сын Отечества».
Погодин Михаил Петрович (1800—1875) — русский историк, публицист и издатель. В 1826—1844 — профессор Московского университета. Издавал журнал «Московский вестник» (1827—1830) и «Москвитянин» (1841—1856).
Св. Макарий (в миру Михаил Иванов) (1788—1860) — старец Оптиной пустыни. Его письма к духовным чадам составили книгу «Собрание писем» (1862).
Великий пример
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в ноябрьской книжке за 1894 год. Впервые — в газете «Московские ведомости» (1894, Ns 287).
Из современных задач
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в мартовской книжке за 1895 год.
Русское дело и обрусение
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в апрельской книжке за 1895 год.
Что делать нашей интеллигенции?
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в октябрьской книжке за 1895 год.
Струве Петр Бернгардович (1870—1944) — русский экономист, философ. Белоэмигрант.
Энгельгардт Александр Николаевич (1832—1893) — русский публицист, агрохимик. В 1866—1870 — профессор химии Петербургского земледельческого института. Автор писем «Из деревни» (1882).
Шелгунов Николай Васильевич (1824—1891) — русский революционер, публицист.
Молодежь и ее учители
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в декабрьской книжке за 1895 год.
Кареев Николай Иванович (1850—1931) — русский историк. Профессор Варшавского, а затем Петербургского университетов. Автор книг «Основные вопросы философии истории» и «Истории Западной Европы в новое время» (Т. 1—7, 1892—1917).
Что делать молодежи?
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в январской книжке за 1896 год.
Рачинский Сергей Александрович (1836—1902 или 1904) — русский ботаник и педагог. Профессор ботаники в Московском университете до 1867 года. Затем, уехав в деревню, он всецело занялся народной школой. Автор книг «Заметка о сельских школах» (1883) и «Сельская школа» (1891).
Ильминский Николай Иванович (1822—1891) — русский ориенталист. Преподаватель арабского и турецкого языков в противомусульманском отделении Казанской Духовной академии, затем профессор турецко-татарского языков в Казанском университете. Далее посвятил себя просвещению инородцев: переводил для крещеных татар богослужебные книги.
К вопросу об интеллигенции
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в февральской книжке за 1896 год.
Гольцев Виктор Александрович 1850—1906) — русский публицист и литературный критик.
Башкин Матвей — еретик XVI века.

Государство и Церковь
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в майской книжке за 1896 год.
Памяти Ю. Н. Говорухи-Отрока
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в августовской книжке за 1896 год.
Петровский Сергей Александрович (1846—?) — русский юрист. Читал в Московском университете лекции по русскому праву в 1873—1878 годах. В 1875 году защитил магистерскую диссертацию «О Сенате в царствование Петра Великого». С 1880 сотрудник «Московских ведомостей», а в 1887—1896 — редактор-издатель газеты.
Александров Анатолий Александрович (1861—1930) — русский поэт, публицист. В 1891—1898 — приват-доцент Московского университета. В 1892— 1898 издавал и редактировал журнал «Русское обозрение».
Имеется в виду Михайловский Николай Константинович (1842—1904) — русский публицист и литературный критик. Идеолог народничества. Один из редакторов журналов «Отечественные записки» и «Русское богатство».
Мещерский Владимир Петрович (1839—1914) — князь, русский писатель, публицист и издатель. В 1872—1914 издавал газету «Гражданин» и журналы «Добро» (1881) и «Дружные речи» (1905). Автор мемуаров «Мои воспоминания» (Т. 1—3, 1897—1912).
Каблиц Иосиф Иванович (1848—1893) — русский революционер-народник, публицист. Автор книг «Основы народничества» (1882) и «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» (1885).
Григорьев Аполлон Александрович (1822—1864) — русский литературный критик и поэт.
Страхов Николай Николаевич (1828—1896) — русский литературный критик, публицист, философ.
Новогодние думы
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в январской книжке за 1897 год.
По Эдгар Аллан (1809—1849) — американский писатель, поэт и литературный критик.
Современные направления
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в февральской книжке за 1897 год.
Задачи публицистики
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в мартовской книжке за 1897 год.
Что такое Россия?
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в апрельской книжке за 1897 год.
Гайдебуров Павел Александрович (1841—1894) — русский журналист, сотрудник (с 1869), затем и издатель газеты «Неделя» (с 1876).
Чаадаев Петр Яковлевич (1794—1856) — русский публицист. Известен своими «Философическими письмами», опубликованными в журнале «Телескоп».
Государственность и сословность
Статья напечатана в отделе «Летопись печати» в майской книжке за 1897 год.
Чичерин Борис Николаевич (1828—1904) — русский философ, историк, юрист и публицист. Профессор кафедры русского права в Московском университете в 1861—1868. Автор книг «Курс государственной науки» (Ч. 1—3, 1894—1898) и «История политических учений» (Ч. 1—5, 1869—1902).

_________________________________________

Текст подготовлен для публикации в сети Интернет Православным сетевым братством “Русское небо” (© RUS-SKY, 1999)
http://rus-sky.com

Источник: http://rusk.com.ru/lib/rus/tikhom_ro.htm

 

Время русофильствует!

 

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете