Фото 20 из галереи открывающиеся решетки на окна фото.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Библиотека "Россия"   Гостевая   Новости портала   О портале 

Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Россия и Азия

 

РОССИЯ И ИНДИЯ - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ МИРА

Валентин Сидоров
писатель, президент Международной Ассоциации "Мир через Культуру"


Прежде всего должно отметить, что отношения между Россией и Индией не имеют аналогов. История распорядилась таким образом, что они не омрачены никакими тучами: на протяжении веков ни одного военного конфликта, ни одного мало-мальски значащего столкновения интересов. В практике международного общения такое уникальное явление может восприниматься как чудо и уж во всяком случае как обнадеживающий ориентир на пути в грядущее столетие.
Факт сокровенного родства угадывается не только в тождестве коревой основы русского языка и древнего языка Индии санскрита, но и в близости психологического склада наших народов. Чувство всемирной отзывчивости в равной степени присуще как индийскому, так и русскому характеру. И тот, и другой народы бесконечно далеки от шовинизма. Собственно, в этом и заключается притягательная красота индо-русского магнита, в духовном поле которого сотни больших и малых этносов имеют возможность сохранять свою самобытность.
Контуры духовного союза России и Индии стали обрисовываться задолго до того, как Индия обрела свою независимость. Вспомним Елену Петровну Блаватскую, нравственный подвиг которой состоял в том, что она сумела сломить стереотипы и предубеждения западного мира против Индии и открыла для него величие духовных Гималаев британской колонии. Вспомним Льва Николаевича Толстого, оказавшего огромное влияние на формирование взглядов Махатмы Ганди (это неоднократно подчеркивал сам отец современной индийской нации, заявляя, что считает себя лишь "скромным последователем" великого учителя из России). Вспомним Николая Константиновича Рериха, на опыте собственной жизни убедившегося в том, что "Индия не чужбина, а родная сестра Руси". И он, и его семья, представляющая собой созвездие талантов мировой величины, подчинили свою жизнь возвышенной цели - единению духовных потенциалов России и Индии. Обратите внимание, что в наше смутное время, когда, выступая в противоречие с собственными интересами, резко ослабли межгосударственные связи двух великих народов, по счастью, усилилась интенсивность общественного и личностного общения друг с другом, как бы компенсирующая бездарные и позорные провалы внешней политики. Международная Ассоциация, выступающая под рериховским девизом "Мир через Культуру", обозначила качественно новый уровень двустороннего общения, установив непосредственные контракты с духовными лидерами Индии, которых и в Индии и за ее пределами нередко называют "Махатмами". В результате этих контактов была выработана основополагающая для данного этапа развития идея Всемирного Конгресса Духовного Согласия, сессии которого прошли в Казахстане и Индии.
Духовный союз России и Индии - и это главное достижение наших дней - сложился. Осталось лишь довести начатое до конца, встроив на его фундаменте гармоничное здание двусторонних отношений.

II
По существу сама жизнь способствовала сближению наших народов, в особенности после того, как Индия стала независимым государством. Разница в общественном строе наших стран и их идеологий (чему в советский период времени придавалось иногда приоритетное значение) не могла помешать сближению с естественным геополитическим союзником, каковым для России являлась Индия.
Поэтому наша всесторонняя помощь Индии, которая в момент становления ее государственности имела чуть ли не решающий характер (так во всяком случае считают сами индийцы), означала укрепление наших собственных позиций. Соответственно поддержка советских инициатив Индией объективно работала на повышение ее статуса на международной арене. Кульминацией в развитии наших отношений стала Декларация 1986 года о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира, подписанная Михаилом Горбачевым и Радживом Ганди, где впервые органично совместились духовные и политические параметры. В этой Декларации "от имени более чем миллиарда мужчин, женщин и детей наших двух дружественных стран" предлагалось сделать ненасилие "основой жизни человеческого сообщества" .
Распад Советского Союза прервал поступательное движение истории, он, как ныне становится ясным, как бы повернул вспять историю, возвращая нас порой чуть ли не к мрачным страницам средневековья. Российские власти, заняв откровенную прозападную позицию, растеряли последние остатки былого авторитета мировой державы. Ничем не оправданный разрыв экономических и политических связей с Индией, носящий подчас оттенок провокации, граничил с предательством национальных интересов. Ведь, потеряв Индию, мы очутились в геополитическом вакууме.
Распад Советского Союза отозвался тяжелым эхом и в Индии, и не только потому, что она лишилась самого надежного и могучего союзника в современном мире, но и потому, что этот распад катализировал негативные процессы в самой Индии. Усилились, вдохновляемые нашим дурным примером, сепаратистские тенденции. Оживились ревнители принципов религиозного фундаментализма. Многократно увеличилась степень давления международного капитала, осуществившего диверсию .против советской экономики, приведшую к ее разрушению, и готового по тем же самым рецептам (приватизация, либерализация цен и т.п.) ввергнуть в хаос индийскую экономику.
Вот почему, если положение дел в России мы можем охарактеризовать как состояние глубочайшего кризиса, то положение дел в Индии дает основание считать, что она где-то на пороге кризиса. И он неминуем, если она не учтет наш печальный опыт и не сумеет противостоять напору темных сил как изнутри, так и извне.

III
В ситуации, грозящей развалом, но теперь уже не Советского Союза, а России, необходимость возвращения к стратегическому партнерству с Индией начинают осознавать даже нынешние российские власти, озабоченные не столько перспективами дальнейшего развития страны, сколько желанием выжить и сохраниться в ближайший промежуток времени. Определенные шаги, призванные продемонстрировать улучшение отношений с Индией, делаются. Однако их явно недостаточно. Ныне должна идти речь о полномасштабном союзе, обнимающим все аспекты наших отношений: экономические, политические, военные и, конечно, духовно-культурные. Только такая своего рода уния и может стать в современных -условиях надежным противовесом как угрозе, исходящей от НАТО в Европе, так и воинственным амбициям определенных сил на азиатском континенте. Несомненно также, что эта уния двух родственных по духу народов может остановить внутренний сепаратизм, как правило, искусственный и нередко инспирируемый извне.
Но надо сказать прямо: сегодня судьба предполагаемого союза в большей степени зависит от Индии, чем от России, нестабильность которой принимает угрожающие размеры. В конечном итоге все будет определяться тем обстоятельством, сумеет ли Индия проявить такое же понимание российских проблем, какое проявила Россия в нелегкие для Индии времена.
Но, естественно, в значительной мере сама возможность заключения столь актуального для обеих стран союза будет зависеть и от позиции российского руководства. В принципе вопрос стоит таким образом: или нынешний режим найдет в себе силы сменить ориентиры внешней политики или он должен уйти с политической сцены, как не отвечающий насущным задачам дня.


IV
Ясно, что союз России и Индии обернется благими последствиями не только собственно для России и Индии, но и для всего человечества. В наше время прилагается немало усилий для того, чтобы сделать привлекательной и популярной идею устойчивого развития мира, как бы долженствующую вывести из тупика современную цивилизацию при помощи создания некоего сверхправительства, опирающегося на финансовую, экономическую и военную мощь сверхиндустриальных стран мира. Однако, если вдуматься в суть данной концепции, то в ней угадывается не столько забота о сохранении устойчивого мира, сколько забота о сохранении устойчиво-комфортного образа жизни так называемого золотого миллиарда человечества, которому выпало счастье жить в этих сверхиндустриальных странах. Осуществись задуманное - и на земле воцарится несправедливость воистину космического масштаба, ибо во имя сытости и благополучия одной пятой человечества четыре пятых человечества будут обречены на изощренные формы эксплуатации и проживание в экологически загрязненных резервациях планеты.
Надо сказать, что мысль о миллиарде избранных мира сего является перевернутой и потому искаженной копией пророчества духовных Учителей Индии о будущем миллиарде людей, созревших для самоотверженного и бескорыстного служения человечеству во имя общего блага. Союз России и Индии и призван выявить этот миллиард, которому суждено стать авангардом человечества и основная часть которого в силу определенных исторических обстоятельств проживает на территории России и Индии.
По существу мы оказались перед неотвратимой дилеммой. Либо реализуется план, обеспечивающий режим наибольшего благоприятствования для миллиарда цивилизованных мещан нашей планеты. Естественно, что при этом развитии событий люди земли обречены на духовное рабство. Либо становится реальностью наших дней союз России и Индии, объединяющий миллиард людей под знаком высокого духовного устремления и являющий обнадеживающий пример для всего человечества. Естественно, что при этом развитии событий люди земли обретут, наконец, духовную свободу.

V
Вот почему идея российско-индийского союза вырастает, если хотите, в задачу космической значимости. Вот почему Международная Ассоциация "Мир через Культуру" и выступает с призывом всемерно содействовать скорейшему заключению полномасштабного и всеобъемлющего Договора между Россией и Индией. Как известно, в 1997 году будут отмечаться две знаменательные даты: пятидесятилетие независимости Индии и восьмидесятилетие Октябрьской революции, юбилей которой объявлен Днем согласия и примирения. Как нам представляется, к этим датам могло быть приурочено широкое и гласное обсуждение конкретных аспектов намечающегося двустороннего Договора, предположим, на парламентских слушаниях обеих стран, а также на совместных общественно-государственных конференциях и симпозиумах. Нет ни малейшего сомнения в том, что у российско-индийского союза (в особенности, если сокровенная суть его будет доведена до сознания людей) появятся миллионы сторонников как в России, так и в Индии. Вот почему хотелось бы, чтобы данный очерк воспринимался как обращение, адресованное одновременно и гражданам России, и гражданам Индии, с просьбой поддержать нашу инициативу, ибо, по нашему глубочайшему убеждению, именно нерасторжимое единство России и Индии может стать гарантом не только выживания, но и духовного обновления человечества.

Валентин Сидоров
писатель, президент Международной Ассоциации "Мир через Культуру"


Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете