Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"  

 

Мы любим Россию!

 

Россия в мире

 

Дорога свободна, можно ехать

 

Николай Пахомов

 


У России есть все возможности для того, чтобы придти в Латинскую Америку
Я благодарен своему коллеге за его анализ ситуации в Латинской Америке. Российская Федерация развивает отношения с этим регионом. Мы знаем испанский исторический опыт в этом регионе и рассчитываем, что сможем эффективно сотрудничать в этом направлении, - сказал на недавней пресс-конференции в Мадриде президент Путин.

Поэтому уместно озадачиться несколькими вопросами. Чем живёт сегодня Латинская Америка? Какую роль играет в мировой политике? Какие области сотрудничества могут стать перспективными для России в регионе?

Ещё лет пятнадцать назад с полным основанием можно было сказать, что западное полушарие является зоной исключительных интересов США, которую Вашингтон жёстко контролирует, не допуская туда внешних игроков. Такой курс американской дипломатии никого не удивлял. Ещё в середине девятнадцатого века Соединённые Штаты объявили, что оба американских континента являются их задним двором, на котором они считают себя вправе обладать полной свободой действий.

С началом "холодной войны" сменявшиеся хозяева Белого дома по возможности придерживались этой позиции максимально жёстко, стараясь любым путём не допускать увеличения влияния Советского Союза в Латинской Америке с её многочисленными бедняками – перспективными объектами для коммунистической агитации. Ещё нагляднее для Вашингтона опасность советского присутствия стала после установления на Кубе режима Кастро и размещения там советских ракет, которые стали адекватным ответом на американские ракеты в Европе и Турции.

Курс на недопущение советского влияния в Западном полушарии зачастую принимал форму открытого вмешательства в дела государств Латинской Америке или приводил к кровавому насилию. Однако "холодная война" закончилась. США свой контроль ослабили, к тому же пропаганда Вашингтоном идей свободы и демократии отразилась не только на бывшей зоне советского влияния, но и на странах Латинской Америки, где люди также поверили, что можно создать правительства, действующие в интересах народа. На выборах стали побеждать политики, не только не желающие действовать по инструкциям госдепа США, но и выступающие с прямой критикой Белого дома.

Сегодняшних властителей Латинской Америки можно разделить на несколько основных групп. Первая – это левые популисты, которым не чужды авторитарные наклонности. Самый яркий представитель таких политиков - венесуэльский президент Уго Чавес. Правящий с февраля 1999-го года бывший командир воздушно- десантной части уже пережил несколько попыток свержения и практически не прекращает свою полемику с Вашингтоном, в рамках которой он запросто может назвать президента Буша "Гитлером".

Смелость Чавеса объясняется в том числе и высокими прибылями, которые даёт Венесуэле значительный экспорт нефти на мировые рынки. Президент-парашютист уже стал примером для подражания. В частности, для победившего на президентских выборах в Боливии лидера беднейших слоёв индейца Иво Моралеса, объявившего о легализации выращивания коки, отказе выплачивать внешний долг своей страны и намерении национализировать самые прибыльные газодобывающие предприятия.

Подобные популисты являются хорошей мишенью для американской пропаганды. Их легко уличить в некомпетентности и безответственности. Однако есть в Латинской Америке лидеры, которые являются для Вашингтона более серьёзными оппонентами. Значительны позиции "левых" среди властей Аргентины и Бразилии, двух самых сильных государств региона. Месяц назад победу на президентских выборах и в Чили одержала популярная представительница "левых" Мишель Бачелет. Это группу умеренных политиков можно сравнить с европейскими социал-демократами. Их цель – ограничение власти крупного капитала, создание развитых социальных систем, способных хотя бы в некоторой мере решить проблемы беднейших слоёв.

Примечательно также, что у латиноамериканских политиков новой волны в отличие от руководителей предыдущего поколения более развито национальное самосознание. Проиллюстрировать этот тезис можно примером Бразилии, экономика который становится сильнее с каждым годом. Бразильский президент Лула да Силва, представитель левой части политического спектра, не пользуется расположением США, периодически пытающихся с помощью местной оппозиции вставлять правительству палки в колёса. Но все эти попытки большого ущерба президенту не наносят: он знает, что пользуется поддержкой народа. Иногда складывается впечатление, что уверенность главы государства передаётся и внешней политике его страны. Например, бразильские претензии на место постоянного члена Совета Безопасности ООН давно уже никого не удивляют.

Существует и третья группа латиноамериканских политиков, выступающих с критикой действий Вашингтона в регионе. Эта группа появилась на политической сцене совсем недавно. Несмотря на то, что она пока не так многочисленна, как первые две, хлопот Белому дому она может доставить не меньше. К этой категории можно отнести политиков правоцентристских убеждений. Их осторожное отношение к курсу США нельзя объяснить стремлением к дешёвой популярности или получению дополнительных процентов поддержки электората благодаря критике курса президента Буша. Просто представляют они круги предпринимателей, умеющих считать свои деньги. Типичный пример таких деятелей – лидирующий по итогам первого тура президентских выборов в Коста-Рике, лауреат Нобелевской премии Оскар Ариас.

На предложенный Вашингтоном проект Центральноамериканского соглашения о свободной торговле многие общественные деятели Коста-Рики, известной своими предпринимательскими традициями, ответили если не отказом, то предложением сделать этот договор действительно выгодным для всех участников. Нынешний вариант документа, по понятным причинам, сулит преимущества главным образом крупным концернам США. Такая позиция в западном полушарии сегодня очень распространена. Даже канадское правительство, по определению союзное США, зачастую не торопится принимать участие в инициативах Вашингтона, если они не выгодны Канаде.

Это свидетельствует и о том, что страны региона выбрали курс на отстаивание своих интересов. То есть, если Россия сможет предложить им взаимовыгодные проекты сотрудничества, инициативы эти скорее всего будут реализованы.

А предложить наша страна может многое. Во-первых, не будем забывать, что некоторые правительства Латинской Америки, где до сих пор сохраняется несколько очень неспокойных мест, заинтересованы в поставках российского оружия и военной техники. Главным клиентом российских оружейников, несомненно, может стать Венесуэла, уже сегодня закупающая продукцию российского ВПК, в том числе и потому, что с территории соседней Колумбии, являющейся союзником США, на территорию Венесуэлы проникают боевики, нападающие на венесуэльских военных и представителей власти. Впрочем, среди клиентов российских оружейников могут оказаться многие государства региона. Благо и деньги, и стремление утвердиться на международной арене, что подразумевает и наличие современных арсеналов, в Латинской Америке сегодня есть.

Но военно-техническое сотрудничество – не единственная перспективная область партнёрства. Например, существенные выгоды обещают постепенно начинающиеся совместные проекты по разработке ресурсного потенциала региона. Особенно это касается добычи, переработки и транспортировки энергоносителей.

По крайней мере, латиноамериканцам будет интересен российский опыт в этой сфере. А для России не менее полезен будет опыт отдельных государств Латинской Америки в реформировании национальных экономик и выхода на мировые рынки с продукцией отечественных производителей, что вполне удалось, скажем, Бразилии.

С точки зрения перспектив сотрудничества, Бразилия и вовсе стоит особняком. Спектр областей для российско- бразильского партнёрства предельно широк: от изучения космоса до выработки общей позиции по вопросам международных отношений. Впрочем, при желании сферы для сотрудничества наша страна может найти практически с любой страной Латинской Америки. О том, что такое желание есть, яснее всего сказал Путин в Мадриде.


Николай Пахомов
по материалам Столетия
16 февраля 2006

Источник: http://stoletie.ru/

 

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете