Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале    Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Россиеведение

 

УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ


В школах Калининградской области начнут изучать новый предмет - “отечествоведение”

 

Директор центра по изучению России при Университете дружбы народов, доктор философских наук Игорь Чубайс много лет отстаивает идею введения в вузах страны курса россиеведения. Практика показывает: даже лучшие нынешние студенты, обладающие обширным набором знаний по отечественной истории, основам философии, литературе, далеки от глубокого понимания своей страны, её культурных и духовных процессов, особенностей, традиций! Предлагаемый курс, по убеждению Игоря Борисовича, должен устранить досадный пробел. И вот буквально на днях Игорь Чубайс пришёл в редакцию “Труда” и рассказал, что этот замысел получает реальное воплощение. Правда, пока не в вузах, а в общеобразовательных школах: с 1 сентября 11-классники Калининградской области начнут в порядке эксперимента изучать отечествоведение. Новый учебник, ответственным редактором которого является Игорь Борисович, уже вышел из печати.

 

- Игорь Борисович, почему название нового предмета теперь уже не “Россиеведение”?

 - Именно отечествоведение преподавали в школах дооктябрьской России. Я подробно ознакомился с последним изданием этой книжки, вышедшим в 1915 году. Традиция будет продолжена. Нашей системе образования необходим ключевой, я бы сказал, сердцевидный предмет, помогающий формировать нормальный, естественный, почвеннический патриотизм. В Советском Союзе главными школьными и вузовскими дисциплинами были обществоведение, разные вариации марксизма-ленинизма. Сегодня никакой сверхзадачи в российском образовании нет, оно ни к чему не привязано - спокойно может существовать и в Северной Африке, и в Южной Америке. - Не боитесь, что выражение “почвеннический патриотизм” напугает либеральную часть образовательного сообщества? - Журналисты уже иронизировали, что разработчики нового курса собираются за 72 часа обучить молодежь патриотизму. Конечно, “любовь к отеческим гробам” воспитывается не только в школе, но и в семье - родителями, бабушками и дедушками, памятью о прадедах. И всей окружающей средой. И всё же, когда понимаешь страну, в которой живёшь, когда глубоко знаешь её историю и культуру, неизбежно проникаешься к ней особыми чувствами. Надо помочь ребятам получить эти знания, страсть к их добыванию - и обрести это понимание. Вот у нас спорят, каким быть учебнику истории. Но нужны уже не споры, а ответы и предложения. Скажу больше - давно назрела необходимость в новой концепции всего гуманитарного образования. Почему в Москве идёт пять постановок чеховского “Вишнёвого сада”? Потому что у каждого из пяти режиссёров есть право на свое прочтение пьесы. Разное прочтение одной и той же истории тоже возможно.

Нужно по-новому прочитать свою историю, по-новому её понять. Потому что многие вопросы, над которыми мы бьёмся, были и в нашем прошлом.

 

- Чем отечествоведение отличается, скажем, от истории России или граждановедения?

- Учебник отечествоведения состоит из четырёх частей. Первая - историософия России. В ней речь идёт не о хронологии событий, а о шести узловых моментах всей 12-вековой истории страны: принятии православия, начале собирания земель вокруг Москвы, реформах Петра... Вторая часть посвящена русскому языку. Опять-таки не как в школе: речь идёт о культурологии “великого и могучего”, его месте в семье индоевропейских языков, истории кириллицы и глаголицы. Затрагивается даже специфика мышления на русском языке. Причём история языка рассматривается параллельно с историей страны и показано, как они влияли друг на друга. Этот подход совершенно новый, возможно, мы первыми проделали такую работу. Я разговаривал с лингвистами из других стран, они признавались: “Знаешь, в нашем английском языке изучается грамматика, структура, а вот его культурологию никто никогда не исследовал”. Третья часть книжки - философия России. Все, кто учился в вузе, знают, что есть история русской философии. Это же - философский анализ самой России. Начинается он с определения, что такое национальная идея, какова она, как менялась и почему. Заключительная часть учебника посвящена русской словесности и составлена в виде набора упражнений, которые на примерах из литературных произведений помогут школьникам выстроить ключевые образы - Родины, Бога, героя, добра и зла.

 

- Первоначально ваш замысел касался высшей школы. Возможно ли появление такого курса в вузах?

- Концепция вузовского учебника готова: в нём курс русского языка, курс философии России будут представлены в другом объёме и на другом уровне. В Калининградской области поставлена именно такая цель: сначала предмет апробируется в школах, затем - в высших учебных заведениях. Кстати, тамошний госуниверситет уже подключился к этому проекту. В нём создаётся филиал нашего центра по изучению России. Интерес к новому курсу проявляют на Сахалине, в Красноярском крае. Возможно, он будет кое-где поначалу вводиться в качестве факультатива. А дальше посмотрим.

 

- Во многих субъектах Федерации школьники изучают свои регионы. Не будут ли пересекаться эти предметы с отечествоведением?

- Целостный образ страны в регионах никто не создаёт. Мы попытались проследить влияние государствообразующей религии, государствообразующей нации, государствообразующего языка. При этом авторы учебника изначально с огромным уважением относятся ко всем соотечественникам, ко всем народам и народностям, населяющим Россию. Два этих курса - отечествоведение и регионоведение - должны органично дополнить друг друга.

 

- Потребует ли новый предмет специальной подготовки школьных педагогов?

- Об этом лучше спросить у руководителей системы образования Калининградской области. Мы с ними обсуждали разные варианты. К примеру, историософию читает историк, русский язык - филолог, философию России - либо историк, либо граждановед. Русскую словесность - преподаватель литературы. Думаю, всем педагогам придётся пройти курсы повышения квалификации. В Калининграде мы провели уже две летних школы по россиеведению. - Что думает Министерство образования и науки о вашем начинании? - Идею нового предмета никто “сверху” не спускал, мы сами с ней ходили по чиновничьим кабинетам, выступали на разных встречах и конференциях. В конце концов получили поддержку. Вот вам пример того, как гражданская инициатива может превратиться в составляющую реальной политики. Конечно, всякая новация неизбежно натыкается на сложности. Я вообще считаю чудом, что эта книжка вышла. Когда шло её обсуждение на совете по гуманитарному образованию в Министерстве образования, все “генералы” от гуманитарных наук поначалу высказались “против”. Но в конце концов, узнав о том, что в Питере введены курсы по европоведению, поддержали нашу идею. Молодежи родную страну нужно изучать в первую очередь.

Мацкявичене Марина.

Источник: http://www.rc-russia.ru/items/trud.htm

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете