Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Библиотека "Россия"   Новости портала   О портале   Гостевая

Блог-Каталог "Россия в зеркале www"   Блог-Пост   Блог-Факт

 

Мы любим Россию!

 

Русские о Европе 

 

 

Образ европейца в современном российском сознании

Шушкова Н.В., г. Пермь, ПГТУ



Изучение международных отношений, как и любого сложного объекта, возможно методами разных наук. Данная работа представляет собой попытку анализа настоящей ситуации в русле социологии. Эмпирическим основанием для нее послужило исследование межнациональных отношений в пространстве большого города, проведенное коллективом исследователей (в т.ч. автором) в г. Перми в 2000 г. Национальный состав выборочной совокупности совпадал с пропорциями генеральной, потому основную массу опрошенных составили русские (85%), остальные – национальные меньшинства, проживающие на территории Пермской области.


Международные отношения, в повседневной практике относимые к политической сфере, по сути, являются некой институциализацией межнациональных отношений. Так, Геллнер отмечает, что государства и национальные движения не возникают из уже "готовых" наций – все происходит наоборот. Поэтому межнациональные отношения и, в частности, образы разных национальностей, стали предметом нашего изучения.


Необходимо отметить, что в национально-ориентированном поведении, как и в любом другом социальном поведении, большую роль играют социальные, в данном случае – национальные, стереотипы. Повседневное взаимодействие между людьми строится по типичным схемам, созданным и одобренным обществом. Образ "другого" при этом является обобщенно-типизированным и может не соответствовать партнеру по взаимодействию. Такое несоответствие является почвой для конфликтов.


Рассмотрим представления респондентов о типичных представителях двух европейских государств: немцах и англичанах. Образ складывался из тех качеств, которыми, по мнению опрошенных, обладали представители той или иной национальной группы. Список национальных черт не был жестко задан, поэтому можно лишь выделить некие повторяющиеся высказывания, сходные по смыслу и составляющие содержательное ядро образа и достаточно большое число одиночных мнений. Для дальнейшего анализа указанные респондентами национальные качества были сгруппированы по двум параметрам: оценочный ("отрицательные" – "положительные" – "нейтральные") и содержательный ("личные, эмоциональные– "деловые, рациональные").


Итак, немцы, по мнению респондентов, обладают, прежде всего, следующими качествами: пунктуальность, аккуратность, педантичность и трудолюбие. В целом среди наиболее часто упоминаемых качеств преобладали позитивно окрашенные, с равными долями описаний личностных и деловых черт. Любопытно, что полученный образ практически не имел черт врага, оккупанта, каким представляют жителей Германии многочисленные военные и послевоенные художественные произведения. По-видимому, такое видение немцев связано с более ранними слоями культурного наследия.


Образ англичанина менее актуализирован в общественном сознании: если о качествах немцев высказывался почти каждый респондент, то реплик об англичанах было вдвое меньше. Среди главных составляющих образа – чопорность, пунктуальность, высокомерие и консервативность. Хотя в целом образ получается скорее позитивным, среди главных качеств около двух пятых были негативно окрашены, причем все они относятся к группе личных характеристик. Число указанных деловых качеств в два раза меньше указанных личных.


Особо отметим, что среди качеств, присущих европейцам, респонденты в обоих случаях называли "культурность" и "воспитанность", тогда как по отношению к иным (проживающим в России) национальным группам эти качества не употреблялись вовсе. Несколько чаще эти качества (и другие, относящиеся к богатой, устоявшейся культурной традиции) называли представители национальных меньшинств.


При перенесении результатов в реальную практику, необходимо совершить обратный переход, - заменить объективность исследования на некую "субъективность". В данном случае это означает, что отношение жителя России к воссозданному нами образу европейца может не совпадать по знаку с определенными положительными и отрицательными качествами. Отношение в данном случае будет зависеть от той культуры (субкультуры), в рамках которой находится оценивающий. Поэтому оценку европейца в глазах российского гражданина можно выяснить через сравнение собственного образа (самохарактеристик, прежде всего, русских) и образа "чужого". Их похожесть, подобие будет говорить об отсутствии национальной неприязни, отсутствие общих черт - о чуждости.


Главными составляющими образа русского являются доброта, отзывчивость, открытость и лень. Экономическим качествам русских внимания уделяется мало, да и называются в основном негативные (уже упомянутая "лень", а также "несобранность", "непредсказуемость" и т.п.). В образе преобладают личные качества, имеющие при этом позитивную оценку.


Итак, образ европейца в сознании россиянина отличается прежде всего большей долей деловых, рациональных качеств, нежели у самих русских. Абсолютным лидером в этом отношении являются немцы; у них качества, относящиеся к экономической сфере жизни, упоминаются также часто, как личностные (для сравнения: у русских они занимают около одной четверти). При этом образ немца сугубо позитивен или, вернее, - "правилен". Названные респондентами "немецкие" качества зачастую прямо противоположны "русским" (пары: "бережливость" у немцев– "широкая душа" у русских, "дисциплина" – "необязательность", "расчетливость" – "доверчивость" и т.д.).


Размежевание с англичанами идет по другому пути. Они не намного опережают русских по числу деловых качеств (указанных, впрочем в позитивном, а не в негативном, как у русских значении) – нет перекоса в этой группе. Однако респонденты не приемлют прежде всего личные качества англичан, называя их "снобами", "важными", "эгоистами", "циниками" и т.п.


В целом межнациональные отношения по рассмотренному индикатору могут быть оценены как напряженные. Наличествующие в российском общественном сознании представления о европейцах возможно объяснить следующим образом. Первоначально характеристики европейца берутся из классического культурного наследия – при вполне резонном отсутствии личных контактов, – этим объясняется литературная "шаблонность" качеств.
Однако современные общественные изменения также вносят свой вклад. Европа с точки зрения обычного россиянина, в меньшей степени является носителем западной рыночной культуры, нежели Америка, однако европейцы все же "более культурные" и "образованные", чем граждане России. Вместе с тем, данный "экономизм", экономическая целесообразность и рациональность еще не вошла в привычный обиход жителя сегодняшней России. Отсюда – некоторое отторжение и известная чуждость европейцев.

 

----------------------------
Авторская справка


Автор: Шушкова Наталья Викторовна
Место учебы: ПГТУ.
Должность: студент, 4 курс, гуманитарный факультет, специальность "Социология"
Рабочий адрес: 614600 г. Пермь, Комсомольский пр., 29а, ауд. 405, корпус А, кафедра культурологии.
Рабочий телефон: 198-046
Домашний адрес: 614066 г. Пермь, ул. 9 Мая, 1-28.
Домашний телефон: (3422) 902751
Электронная почта: [email protected]
Тема доклада: "Образ европейца в сознании россиянина"

 

 


См. также:  Русский Мир * Россия в мире * Россия в мире - только факты * Россия и Европа * Россия и Азия * Россия и Америка * Россия и Германия * Россия и Латинская Америка * Россия и Славяне * Россия-Украина-Беларусь * Образ России * Угрозы для России * Уроки для России * Мифы мировой экономики * Россия и крах мировой финансовой системы * Перманентная шизофрения * Глобальный апартеид * Создание Новой Бреттонвудской системы * Новый справедливый экономический порядок  * Статьи Линдона Ларуша

 

 

Россия сосредоточивается!

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете