Sdr приемник купить.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Русские

 

Менталитет русского характера

 

Реферат 01.03.2004
Диплом I степени на районной конференции "Юность. Наука. Культура" 2002 года
Диплом II степени на городской научно-практической конференции НОУ "Сибирь" (секция философии)
Авторы: Свирина Ирина, Митина Татьяна школа № 156, Центральный район, Новосибирск
Руководитель: Осинцева Наталья Васильевна


Введение
Тема данной работы менталитет русского народа.

Обращение к духовной сфере, к ментальности, к коллективным представлениям целого народа достаточно актуально в современных общественных науках. Это связано с повышенным вниманием к человеку, его внутреннему миру, что было сделано французской "школой анналов" и затем многими отечественными историками, культурологами. Такой подход позволяет определить некий "умственный инструментарий", по выражению А. Гуревича, который определяет отношение общности людей, народа к основным вопросам бытия.
Интерес к особенностям русского народа не угасает в отечественной, да и зарубежной науке, а в критические периоды развития нашего государства начинает привлекать больше внимания. Таким периодом является наше время, когда в очередной раз перед Россией стоит проблема выбора: к чему стремится. Таким периодом можно назвать и рубеж XIX-XX веков, когда народ и власть решали, по какому пути развития идти России демократическому или авторитарному.
Сходства исторических условий определяли выбор литературы для реферата. Это произведения русских философов начала XX века, таких как Н. Бердяев, А. Ильин, С. Франк, К. Леонтьев, и произведения русских писателей XIX века А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, так как в это время тема русского народа, его силы, характера, достоинств была очень актуальна. Для писателей XIX века это было связано в первую очередь с Отечественной войной 1918 года, где народ русский проявил свои лучшие качества, и, что также важно, эти качества стали заметны и близки высшим сословиям общества.
Цель данной работы определить основные характеристики русского народа и выяснить, насколько они сохранились в сознании современных подростков. Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить взгляды на русский менталитет в произведения отечественных философов рубежа XIX-XX веков.
Определить важнейшие характеристики русского человека в произведениях писателей XIX века.
Исследовать современное понимание менталитета и русского характера среди старшеклассников.
По мнению российского историка А. Гуревича, ментальность есть "психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не отраженного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков. Идеи на уровне ментальности это не порожденные индивидуальным сознанием завершенные в себе духовные конструкции, а восприятие такого рода идей определенной социальной средой. Восприятие, которое их бессознательно и бесконтрольно видоизменяет, искажает и упрощает"[1]. Следовательно, на уровне ментальности нужно искать ту "мыслительную и эмоциональную почву, в которой зарождается идея как таковая".[2]
Неосознанность или неполная осознанность один из важных признаков ментальности. В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха вовсе и не собиралась, да и не была в состоянии сообщить, значит, такие сведения лишены тенденциозности, в них эпоха как бы помимо собственной воли "проговаривается" о самой себе, о своих секретах. В этой особенности ментальности заключена огромная ценность. На этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний. Круг знаний о человеке и народе в истории, о его представлении и чувствах, верованиях и страхах, о его поведении и жизненных ценностях резко расширяется, делается более многомерным и глубже выражающим специфику исторической реальности.
Исключительно существенно то обстоятельство, что новые знания о человеке, включаемые в поле зрения исследователя на уровне ментальности, относятся по преимуществу не к одним лишь представлениям интеллектуальной элиты, которая обычно оказывается связана с нашими представлениями об эпохе, но и к широким слоям населения. Если идеи вырабатывают и высказывают не многие, то ментальность неотъемлемое качество любого представителя народа, ее нужно лишь уметь обнаружить. Что мы и попытаемся сделать, проанализировав мнения русских философов и писателей XIX-XX веков.


Часть I. Русский народ в произведениях отечественных философов рубежа XIX XX веков.


Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа отличаемая русскими философами есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего, как себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, и потому они творят лишь абсолютные ценности нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Блага относительные, т. е. те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а для других зло, не привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, т. е. лиц, которые не обладают совершенной любовью к Богу и предпочитают себя своему ближнему, если не всегда, то, по край ней мере, в некоторых случаях.
В известном труде С. М. Соловьева "История России с древнейших времен" можно найти тексты летописей, сношения князей друг с другом, сношения дружин с князьями, влияние духовенства, сношения бояр с князем, доклады дипломатов, полководцев. Все эти документы полны упоминаний о Боге, мыслей о воле Божией и повиновении Ему. Князья перед смертью обыкновенно постригались "в иноки и в схиму". Примером может служить поведение князя Димитрия Святославича Юрьевского. Ростовскому епископу, постригшему его в схиму, он сказал: "Господин отец, владыка Игнатий, исполни, Господь Бог, твой труд, что приготовил меня на долгий путь, на вечное лето, снарядил меня воином истинному царю Христу, Богу нашему"[3].
В ХVIII веке, когда среди русского дворянства появилось много вольтерьянцев, широко развилась во второй половине века деятельность масонов, стремившихся углубить понимание истин христианства и осуществлять их в личной и общественной жизни. В Х1Х веке религиозность русского народа выразилась в великой литературе, проникнутой исканием абсолютного добра и смысла жизни, а также в расцвете религиозной философии.
Перечисленные проявления религиозности русского народа относятся к поведению высших слоев его. Что же касается низов народа, особенно крестьян, религиозность их обнаруживается с не меньшей очевидностью. Вспомним русских странников, паломников ко святым местам, особенно к таким прославленным монастырям, как Троице-Сергиевская лавра, Киево-Печерская лавра, Соловки, Почаевский монастырь, и за пределы России на Афон, в Палестину. Жажда поклонения чудотворным иконам Божией Матери и смысл паломничества к различным иконам Богоматери кажется идолопоклонством людям, не имеющим конкретного религиозного опыта. Н. Леонтьев по этому поводу писал следующее: "Народ сохраняет свою верность и связанным с ним обычаям : Мужик, например, не только молясь в Церкви, но даже сидя в кабаке уже тем умен и хорош, что он прогресс:не верит. Он, когда ему случается подумать о чем-нибудь другом, кроме хозяйства, податей и водки, думает, что "все мы под Богом", и "всё от Бога" [4].
В дальнейшей истории Руси вслед за высшими слоями о6щества и благодаря влиянию великих святых также низшие слои населения усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а "Святая Русь". "В древнерусской святости, говорит Федотов, евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории"[5]. Русские святые особенно в своем поведении проявляют бедность, смирение, простоту жизни, самоотвержение, кротость. Героическое человеколюбие и чудеса св. Николая так полюбились народу, что он стал национальным русским святым. Проповеди св. Иоанна Златоуста и св. Ефрема Сирина стали любимым чтением; в первых привлекал призыв к милосердию, а во вторых к покаянию. С. Л. Франк говорит: "Русский дух насквозь проникнут религиозностью"[6].
Бердяев часто повторял в своих рассуждениях о России, что русские не интересуются средней областью культуры. "Русская идея, говорит он, не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего". "Русское православие не имеет своего оправдания культуры, в нем был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире"[7].
Еще одна сторона религиозности русского человека и русского народа - это стремление к аскетизму, смирение. Православное монашество ведет жизнь, посвященную молитве о своей душе и обо всем мире. Занимаясь аскетическими подвигами и монастырским трудом, они мало принимали участия в земной жизни. Д. Мережковский в работе "Грядущий хам" писал: ": народный уклон к аскетизму, духоборчеству, монашеский страх плоти и крови, страх великой наготы и красоты".
К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей с какими-либо несовершенствами, т. е. добро в соединении с каким-либо аспектом зла. Когда человек определяет, какой из возможных путей поведения избрать, у него нет математически достоверного знания о наилучшем способе действий. Поэтому тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность не только мыслью, но и делом. Искание абсолютного добра, конечно, не означает, что русский человек, например, простолюдин, сознательно влечется к Царству Божию, имея в своем уме сложную систему учений о нем. К счастью, в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, независимо от степени образования и знаний его: эта сила голос совести. Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра.
Религия и философия всех народов задолго до христианства установила, что человек и даже все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно ввысь к абсолютному совершенству, к Богу. Различие между людьми и народами состоит в том, в какой форме и в какой степени осуществляется у них это стремление вверх и каким соблазнам они подпадают при этом. В начале XX в, в период обострения проблемы национального самосознания русского нарда и предреволюционного кризиса Бердяев писал: "(Интеллигенция) перестала видеть Божественное в своей родине, в России: Она (Россия) перестала быть для нее национальною молитвою или живым домом Божьим" ... "русское дело есть сразу дело религиозное, национальное и государственное"[9], подчеркивая неразрывность религиозность с национальными и государственными вопросами. О том, что православная Церковь при выработке догматов и основ церковной жизни не подчинена внешнему авторитету, весьма ценны соображения Хомякова[10].
Занимаясь вопросом о том, как сочетать в церковной жизни два трудно соединимых принципа - свободу и единство, Хомяков выделил замечательное, оригинальное понятие соборности. Он говорит, что в католической авторитарной Церкви есть единство без свободы, а в протестантской есть свобода без единства. Согласно его учению, принципом строения Церкви должна быть соборность, разумея под этим словом единство многих лиц на основе общей любви их к Богу, к Богочеловеку Иисусу Христу и к правде Божией. Любовь свободно объединяет верующих людей в Церкви, как Теле Христа[11].
В общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства. К. Аксаков выработал характерное для славянофилов учение о государстве. Он утверждает, что русский народ резко отличает "землю" и государство. "Земля" есть община; она живет согласно внутренней, нравственной правде, она предпочитает путь мира, согласный с учением Христа. Преобладание внешней правды над внутренней есть путь развития Западной Европы, где государство возникло путем завоевания. Наоборот, в России государство возникло вследствие добровольного призвания "землею" варягов. Итак, согласно Аксакову, грязное дело борьбы со злом путем принуждения, т. е. средствами "внешней правды", самоотверженно берет на себя государь и государственная власть, а "земля" живет по-христиански, внутренней правдой [12].
При таком отношении к государству понятно, что именно в России явились видные теоретики анархизма Михаил Бакунин, князь Кропоткин, граф Лев Толстой. Многие толки старообрядцев и многие русские сектанты ненавидят государство и являются сторонниками анархизма, во имя свободы, присущей русскому человеку, против подавления ее государством или обществом, против мещанства, т. е. против буржуазного умонастроения и строя жизни, во имя достоинства индивидуальной личности.
Михайловский [13] (См. Ивонин Ю. П. Стр. 72-94) был противником разделения труда в общественной жизни; он боялся крайней специализации и возникающего вследствие нее обеднения личности; идеалом его была многосторонняя личность. В начале большевистского режима воспитание детей и юношей именно и руководилось этой целью, но впоследствии большевистское правительство вступило на противоположный путь поощрения крайней специализации, понимая, что в тоталитарном государстве подчинить личность коллективу легче всего, имея дело с узкими специалистами. Наоборот, Михайловский и с особенной силой Бердяев ставят индивидуальную, единственную, т. е. неповторимую и незаменимую по своей ценности, личность выше общества. Презрение к мещанству в высшей степени характерная черта русского общества, именно презрение к буржуазной сосредоточенности на собственности, на земных благах, на том, чтобы "жить как все", иметь хорошую обстановку, платье, квартиру. Герцен, Достоевский, Л. Толстой, повидав жизнь Западной Европы, с отвращением описывают мещанский характер ее. Иванов Разумник (И.В.Н. стр. 73-81) написал трехтомный, весьма обстоятельный труд "История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни Х1Х века". Термин "мещанство", говорит Иванов Разумник, идет от Герцена, который разумеет под ним коллективную посредственность, умеренность и аккуратность, ненависть к яркой индивидуальности" [14].
Свобода духа, искание совершенного добра и в связи с этим испытание ценностей ведут к тому, что у русского народа нет строго выработанных, вошедших в плоть и кровь форм жизни. Самые разнообразные и даже противоположные друг другу свойства и способы поведения существуют в русской жизни. Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа. "Два противоположных начала, говорит он, легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе:
деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность;
жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость;
обрядоверие и искание правды;
индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм;
национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность;
эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие;
искание Бога и воинствующее безбожие;
смирение и наглость;
рабство и бунт"[15].
Говоря далее словами Ильина можно утверждать, что "русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью стоится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства; она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию и уверовала, что "Бог есть любовь":
О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники, и византийские, и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим равнодушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях. Русский танец есть импровизация, проистекающая из переполненного чувства. Первые исторические русские князья - суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Первый русский святой (Феодосий) есть явление сущей доброты. Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения: Божии дары история и природа сделали русского человека таким. В этом нет его заслуги, но этим определяется его драгоценная самобытность в сонме других народов. Этим определяется и задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой блюсти свою духовную природу, не соблазнятся чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом."[16] (И. А. Ильин Задание и тесты по обществознанию. М, 2000 г. Стр. 47-48).


Часть 2. Русский народ в произведениях писателей XIX века.


В XIX веке интерес к русскому народу, и особенно к простому человеку необычайно возрос. Примеры этого можно найти у многих писателей того времени. До какой высокой духовной жизни могут доходить простые, малообразованные люди, примером служит книга "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". Достоевский находит синтез и завершение всех добрых свойств русского народа в его христианском духе. "Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос", - думает Достоевский[17]. Он доказывает эту мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца; он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы - святые Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ, говорит Достоевский, не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг "священных" принципов. В романе "Бесы" Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть "народ-богоносец". Лев Толстой, жизнь и произведения которого служат ярким примером искания абсолютного добра и смысла жизни, хорошо знал русский народ, В статье "Песни на деревне" [18] (Г.П. Федотов "Судьба и грехи человека". Сиб., 1992. С. Л. Франк Духовные основы общества. М., 1992) он говорит, что русский народ кроткий, мудрый - "святой". За два года до своей смерти в "Предисловии к альбому "Русские мужики" Н. Орлова" он говорит о русских крестьянах, что это - "смиренный, трудовой, христианский, кроткий, терпеливый народ. Мы с Орловым любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу" [19]. Смотря на картины Орлова, Толстой переживает сознание "великой духовной силы народа".
Аскольдов в статье "Религиозное и этическое значение Достоевского" говорит, что личность, как индивидуальное существо, требует, чтобы все нормы жизни получили ее личную санкцию, т. е. чтобы они были избраны и оценены или мышлением, или иррациональной нравственной интуицией, или опытом. Поэтому ярко выраженная личность часто вступает в конфликт с внешними условиями, может даже совершить преступление "в своем искании более высоких правил поведения" или, по крайней мере, правил, "имеющих более глубокое основание" [20]. Достоевский действительно изображает характер русских людей, дерзновенно подвергающих испытанию ценности и нормы в своем личном поведении. Вспомним, например, Раскольникова, Ставрогина, Ивана Карамазова. Достоевский говорит, что в Западной Европе есть прочно установившиеся правила и формы жизни, поддерживаемые во что бы то ни стало ради порядка, считаемые иногда, несмотря на их условность, "священными". "Мы любим наши святыни, но потому лишь, что они в самом деле святы" [21]. Вл. Соловьев настойчиво указывает на то, что свободное развитие личности есть существенное условие совершенствования ее поэтому, говорит он, право "дозволяет людям быть злыми, не вмешивается в их свободный выбор между добром и злом; оно только в интересах общего блага препятствует злому человеку стать злодеем, опасным для существования общества" [22].
Лев Толстой в самом начале своей писательской деятельности в рассказе "Люцерн" с возмущением описал эгоистическую замкнутость в себе богатых людей, живущих в роскошной гостинице. В расцвете своего художественного творчества он метко заклеймил мещанство, изобразив в "Войне и мире" настойчивые старания Берга и его жены "жить как все". Чуткость ко злу была причиной того, что в русской литературе подверглось решительному осуждению дарвинистическое учение о борьбе за существование как факторе эволюции. Чернышевский указывает на то, что борьба за жизнь вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи есть источник бедствий, ведущих к вырождению, а не совершенствованию организма.
Н.Я. Данилевский в 1885 году напечатал книгу "Дарвинизм", в которой привел ряд убедительных возражений против учения Дарвина о факторах эволюции. Сам он понимал эволюцию как следствие "органической целеустремительности", руководимой "разумной причиной". Михайловский боролся против дарвинистов, применявших закон борьбы за существование к жизни человеческого общества. Кн. П. Кропоткин, географ и геолог, теоретик анархизма, написал книгу "Взаимная помощь как фактор эволюции". В ней он доказывает, что борьба за существование ведет не к совершенствованию, а к переживанию более примитивных организмов. Взаимная помощь, широко распространенная в природе, говорит он, есть более важный фактор эволюции, содействующий совершенствованию организма [23].
Печально то, что иногда весьма противоположные свойства, добрые и дурные, совмещаются в одном и том же русском человеке. Дмитрий Карамазов сказал: "Широк человек, я бы сузил". Доброта русского народа во всех слоях его высказывается, между прочим, в отсутствии злопамятности. "Русские люди, - говорит Достоевский, - долго и серьезно ненавидеть не умеют" [24]. Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.
Достоевский высоко ценит жалостливость русского народа, выражающуюся в том, что простой народ относится к преступникам как к "несчастным" и стремится облегчить участь их, хотя и считает их заслуживающими наказания. Златовратский хорошо объяснил это поведение народа. Без всяких философских теорий народ сердцем чует, что преступление есть следствие существовавшей уже раньше порчи в душе человека, и преступный акт есть яркое обнаружение вовне этой порчи, само по себе уже представляющее "кару" за внутреннее отступление от добра. Толстой любит указывать на то, как русские солдаты проявляли доброту на войне в отношении к неприятелю. Во время Севастопольской кампании, пишет он, раненых французов "уносили на перевязку прежде, чем своих русских", говоря: "Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперед пожалеть надо". "Разве тут не Христос, и разве не Христов дух в этих просто душных и великодушных, шутливо сказанных словах?" И во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. солдат кормит измученного в бою и захваченного в плен турка: "Человек тоже, хоть и не христьянин".
Доброта русского человека свободна от сентиментальности, т. е. от наслаждения своим чувством, и от фарисеизма: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя. Л. Толстой в "Анне Карениной" превосходно изобразил характер князя Щербацкого, непосредственно доброго человека, и его насмешливое отношение к пиетизму мадам Шталь. Дочь его, Кити, говорит Вареньке, воспитаннице госпожи Шталь: "Я не могу иначе жить, как по сердцу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!" (Ч. 11. Гл. 34 и 35).
"Жизнь по сердцу" создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности. "Жизнь по сердцу", а не по правилам выражается в индивидуальном отношении к личности всякого другого человека. Говоря о русском народе, нельзя забывать о его особом отношении к Родине, о его патриотизме. Об этом говорит и Л. Толстой, характеризуя "дубину народной войны" в "Войне и мире", подчеркивая вклад простого человека в защиту родной земли. О "сердечном", во многом бессознательном патриотизме писал П. Я, Чаадаев: "Мы еще очень далеки от сознательного патриотизма старых наций, созревших в умственном труде, просвещенных научным знанием и мышлением; мы любим наше отечество еще на манер тех юных народов, которых еще не тревожила мысль, которые еще отыскивают принадлежащую им идею, еще отыскивают роль которую они призваны сыграть на мировой сцене; наши умственные силы еще не упражнялись на серьезных вещах; одним словом, до сего дня у нас почти не существовала умственной работы." [25]
Связь патриотизма и религиозности русского человека с присущей ему национальностью и яркостью выразил А. С. Пушкин в одном из писем: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечества, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой ее нам Бог дал" [26].


Практические исследования


В переводе с греческого "характер" - это "чеканка", "примета". Действительно, характер - особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.(А. В. Петровский: Стр. 457). Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский "Психология" 2000 г. Стр. 475). Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.(С.П. Рубинштейн "Основы общей психологии" Стр. 620 - 621).
Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, привязанностях, т.е. избирательном отношении к людям. Характер теснейшим образом связан с мировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержание, хотя и не всегда активно осознанное и не обязательно теоретически оформленное. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные представления и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражается в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в оформлении его характера.
Единство тех целей, которые оно перед человеком ставит, существенно обусловливает цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек - привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся "второй натурой" человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека - это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека. Каждый человек индивидуален по своему характеру, который зависит как от биологической предрасположенности, так (в большей степени) от тех условий, в которых живет и воспитывается человек, от нравственных устоев общества, моральных норм.
Однако, несмотря на индивидуальность характера отдельной личности, рассматривают некоторые общие черты характера некой социальной группы. В этом случае говорят о национальном характере. Что же это такое? В работах Ю.Б. Бромлея и многих других исследователей национальный характер предстает как специфическая совокупность реальных черт нации. Отмечая национальную специфику каждого народа, в нее включают: самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами, национальную культуру, быт, национальную гордость и национальные стереотипы в отношении к другим народностям. Выяснилось, что у большинства людей существуют весьма устойчивые стереотипы по отношению к определенному национальному характеру, т. е. убежденность, что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие представления о существовании у других наций конкретных комплексов черт. Важно, что часто эти стереотипы зависят от того, как эта нация "себя ведет" в данный временной период.
Главную роль в сохранении национальных традиций играет семья, поскольку стереотипы усваиваются детьми очень рано, задолго до возникновения представлений о тех группах, к которым они относятся, т. к. они развиваются подражанием. Предубеждения зарождаются в детстве и проявляются в ограничении контактов и последующем отвержении представителей иных групп и их символов. Только значительно позднее усваиваются сложившиеся в данной культуре обоснования соответствующих предрассудков. Эмоциональную сторону национального самосознания составляют национальные чувства, имеющие определенные этапы своего становления.
Первый этап связан с дошкольным возрастом. Исследование, проведенное в детских садах, показало, что уже к 4-5 годам три четверти детей могли назвать свою национальность, а в 6-7 лет ее знали все дети.
Второй этап, подростковый (до 15 лет), характеризуется сравнительно осознанным отношении к своему народу, своей национальной общности, проявлением интереса к культуре и истории своего народа и, как следствие, к культуре других народов.
Третий этап (16 -17 лет) характеризуется укреплением осознания своей этнической принадлежности, мотивации выбора национальности (при родителях разных национальностей).
Надо отметить, что представления о своей принадлежности к определенной национальности могут изменяться с течением времени. Несмотря на осведомленность о национальной принадлежности, значимость этого факта и удовлетворенность по этому поводу с возрастом падает, но только если личность имеет возможность достаточно самовыражения и самоутверждения. Снижение значимости этого фактора зависит не только от взглядов родителей на расовую проблему, но и от возрастного падения у подростка высокого авторитета родителей и воспитателей, воздействующих на самооценку. Поэтому в подростковом возрасте облегчены условия формирования у него расовых ориентаций, наступает время, оптимальное для воспитания интернациональных тенденций в рамках патриотизма. Имеет место двойственность ситуации, с одной стороны, уже есть ростки независимости от родителей и самостоятельность мышления, но, с другой, - это время полового созревания, и на этом фоне обнаруживается первый возрастной пик особой значимости правильного исполнения своей этнической культуры. Он обнаруживается в традиционных визитках, праздниках, обрядах, приветствиях, жестах, мимике. Отсюда и пристальное внимание подростка к соответствующему поведению при необходимости налаживания межнациональных контактов, выступающего как средство показать принадлежность к "своим".
При выполнении социально-психологического исследования мы изучили взгляды одиннадцатиклассников нашей школы на проблему менталитета русского народа.

 

Диагностическое исследование состояло из двух частей: .
Изучение степени знакомства с понятием ментальность.
Составление списка основных черт характера, присущих русскому народу и последующее ранжирование полученных характеристик.


Сводная таблица основных черт характера, выделенных одиннадцатиклассниками у русского народа

 

Менталитет русского характера              Качество характера

Среднее значение                                      Ранг
Патриотизм 10                                              2
Оптимизм 12,12                                            5
Доброта 10                                                    2
Доверие 12,65                                              8
Терпеливость 10,29                                     3
Смелость 12,45                                            7
Целеустремленность 13                            10
Независимость 15,2                                   17
Свободолюбие 9,88                                     1
Лень 15,3                                                      18
Сплоченность 14,29                                    15
Честность 16,24                                           19
Отзывчивость 14                                         14
Трудолюбие 13,49                                        12
Жадность 21,33                                            27
Щедрость 14,82                                           16
Нетерпимость 20,16                                    23
Соборность 18,96                                        20
Открытость 13,49                                        13
Сострадание 13,3                                        11
Недоброжелательность 22,14                   28
Пессимизм 20,14                                          22
Набожность 20,06                                        21
Самопожертвование 20,69                        24
Совестливость 20,71                                    5
Гордость 12,84                                               9
Легкомыслие 12,4                                          6
Гостеприимство 11,43                                  4
Стойкость 12,45                                             7
Беспечность 20,78                                      26

Результаты исследований показали, что учащиеся выделяют основные три черты характера русских, которым они и присвоили первые места. Это черты:


Свободолюбие 9,68 балла
Доброта 10,0 балла
Патриотизм 10,0 балла


По сравнению с мнением русских философов и писателей видим, что религиозность, которая была характерна для русского народа даже еще в начале прошлого века, теперь утрачивается (19-20 места). На наш взгляд, это связано с историей нашей страны в XX веке, с тем, что церковь и религия в это время были отделены от государства, с появлением других идеалов в русском обществе в советскую эпоху, а отсюда с изменением воспитательных подходов в обществе и в семье к подрастающему поколению.


Заключение


В процессе выполнения поставленных задач нами получены следующие результаты.
В работах русских философов рубежа XIX-XX веков выделяются такие характеристики, присущие менталитету русского народа как религиозность и связанное с ней искание абсолютного добра. Следовательно, для русского человека важнее абсолютные ценности - нравственное добро, красота, истина. Это повлияло также на специфическое отношение русского народа к государству и власти, отношение к своей стране как к Святой Руси в первую очередь. С другой стороны, это отразилось в стремлении русского человека к аскетизму, его непритязательности.
Еще одна важная черта - свободолюбие, в высшей степени - свобода духа. Свобода и единство определяют такую черту как соборность, а кроме того - отталкивание государства, склонность к анархии.
Одна из важнейших черт русского народа, встречающаяся в произведениях русских писателей - это доброта.
Кроме того, подчеркивается также смирение, кротость и простота.
Особое место занимает и религиозность.
Очень много внимания и писатели, и философы уделяют патриотизму русского народа.
Таким образом, можно составить следующею качественную характеристику русского народа: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.

Источник:  ИМиДЖ
[email protected] 

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете