Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Русский путь

 

Императив выживания нации


БАБУРИН Сергей Николаевич

 

Россия ныне решает задачу своего выживания. И ошибочно упрощать, полагая, что все само по себе со временем устроится. В.Н. Лешков еще в середине XIX в. писал, что «народы исчезают только по собственной вине, вследствие духовного расслабления, политического разложения, нравственного упадка, потери любви и общения, посредством, так сказать, самоубийства». И у нас, русских, все далеко не так благополучно, как хотелось бы.

Даже в стратегически важном вопросе выживания цивилизации — в духовной сфере общества. Это в Греции могут уверенно провозглашать, что «господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой» (ст. 3 Конституции), а в Дании требовать, чтобы король был членом Евангелической Лютеранской Церкви (ст. 6 Конституции), мы же все путаемся на официальном уровне между равноправием религий и, не дай Бог, их равенством.

Важно сформулировать для России ее национально-государственные интересы, отражающие потребности существования и развития.

История единого Российского государства, опыт совместной жизни составляющих ее народов и народностей исчисляется не десятилетиями, а столетиями. И главное, что будет доминировать над внутренними противостояниями в России, над всеми внешнеполитическими подходами имманентно русского российского руководства — кто бы ни был в этом руководстве, это приоритеты российской государственности, торможение, остановка и поворот вспять центробежных тенденций в отношениях между республиками прежнего союзного государства.

* * * * *

1. Основой всей системы национальных (государственных) интересов России, главным геостратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России, ее территориальной целостности.

Государственная безопасность России и как империи, и как цивилизации складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет — верховенство и независимость государственной власти — рассматривается как нерасчленяемое качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость. Россия едина и неделима.

Вся внутренняя и внешняя политика страны так или иначе должна быть подчинена укреплению ее безопасности. Тем более, что условия, в которых обеспечивается эта безопасность, подвержены самым разнообразным изменениям. Например, ныне нельзя не учитывать то, что на авансцену истории в социально- экономическом, цивилизационном и даже чисто военном отношении неумолимо вышли Китай и исламский фундаментализм. Только Иран на свое ускоренное вооружение тратит 18-20% национального продукта, осуществляет секретные ядерные программы. А 20-30 тысяч мусульманских фанатиков-арабов, обученных ЦРУ для войны против советских войск в Афганистане? Как показал опыт Талибана, недолго они могут быть без работы…

Еще в мае 1997 г., выступая перед Комитетом сената США по разведке в связи с представлением к назначению на пост директора ЦРУ, Дж. Тенет заявил: «Один из самых жестких пунктов моей программы заключается в том, что мы должны сделать шаг назад и возобновить контроль над Россией… Мы отвели от этой цели слишком много ресурсов». Заявленная им программа воплощается в жизнь. Ныне республики Прибалтики уже в НАТО, на 2007 год планируется включение туда Грузии и Украины, в связи с чем поставленный на 2008 г. вывод последних российских военных баз с территории Грузии Тбилиси явно будет форсировать, аналогичные шаги в отношении российского Черноморского флота предпримет и руководство Украины. Тем не менее, для Российской Федерации следует иметь задачу — иметь на договорной основе в сопредельных государствах, в том числе на территории Прибалтики, Закавказья и Средней Азии целостную систему военных гарнизонов (объектов) как военных баз России. Наличие таких механизмов безопасности будет справедливым и логичным.

* * * * *

2. Демографическая безопасность русской нации. С1992 г. впервые за многие годы Россия переступила порог этнической безопасности, войдя в стадию депопуляции (вымирания населения). В Российской Федерации с 1992 г. смертность превышает рождаемость в среднем на 800 тыс. человек ежегодно. По прогнозам ВОЗ к 2025 г. численность населения России составит 142 млн. человек, США — 309 млн. человек, а Китая — 1400 млн. человек. При отсутствии кардинальных изменений к 2045 г. население России уменьшится по сравнению с 1991 г. на 44 млн. человек. Одновременно с этим общий социально-экономический и государственно-политический кризис привел к обвальному ослаблению пограничного режима на внешних рубежах прежнего СССР. В результате против России началась широкомасштабная этническая экспансия. Только китайцев за 1992-1993 гг. на территорию Сибири и Дальнего Востока попыталось переселиться около 3 млн. человек, и основная их часть небезуспешно. Переселяются корейцы, японцы, выходцы из Средней, Центральной и Юго-Восточной Азии.

При этом уже Всесоюзная перепись населения 1989 г. показывала, что при общем приросте населения Российской Федерации в 1979-1989 гг. на 7% численность проживающих на ее территории выходцев из Закавказья и Средней Азии увеличилась в несколько раз. Перепись 2002 года подтвердила закрепление тенденции.

В межцивилизационном противоборстве, трагическим результатом которого стало разрушение СССР, для русской нации, включая все исторически и культурно вошедшие в состав России народы, речь идет об этническом выживании. Не защитит тот же суверенный Казахстан свой народ, даже ценой переселения по инициативе Н. Назарбаева в районы преобладания русского населения этнических казахов из Китая и Монголии. «Уйдет» Казахстан или в Россию, или в Китай. Но если в России, как показала история, казахи развиваются как нация, то в Китае утрата их самоидентификации неизбежна.

В случае сохранения на какой-то относительно длительный период расчленения исторической России на Российскую Федерацию, Украину, Белоруссию, Казахстан и другие «суверенные» части, необходимо принимать во внимание и обстоятельство, которому уделяется недопустимо мало внимания: вне Российской Федерации за пределами «своих» государств, но в рамках прежнего СССР, проживают около 75 млн. человек, не относящихся к так называемой «коренной» нации. Значительная часть из них — русские. Усугубляющаяся дискриминация по этническому и языковому признакам породила нарастающие потоки беженцев на территорию Центральной и Средней России.

Выработка целенаправленной демографической политики, пресечение этнической агрессии, принятие ряда экстренных мер, направленных на регулирование притока населения в Российскую Федерацию из-за рубежа, адаптацию пришлого населения к русской культурной среде, привлечение русского населения в регионы Сибири и Дальнего Востока — сегодня центральная, исключительно злободневная задача российской политики. Именно она призвана определять смысл и направленность государственной доктрины России по сохранению безопасности русской нации и всех народов, ее cоставляющих.

Социальный нигилизм, забвение наших отечественных традиций и особенностей были среди факторов, вызвавших нынешнее кризисное социально-экономическое положение в России.

* * * * *

3. Сохранение и развитие духовных и культурно-исторических традиций России составляют важнейший элемент наших национальных интересов. Традиционализм был всегда присущ массовой психологии и собственно русскому духу. Речь идет об идеях духовности и космизма, славянского всеединства, роли православия как скрепляющего звена русской идеологии. Духовную противоположность России и Европы отмечал не только Н. Я. Данилевский, но и такой сторонний исследователь, как Т. Г. Масарик, для которого, правда, представлялось, что Россия сохранила детство Европы. «Россия есть то, чем Европа была», — писал Т. Г. Масарик.

Традиционализм, т.е. следование традициям, по существу является элементом консерватизма. В советской науке консерватизм обычно рассматривали как определенный тип политики господствующих классов антагонистического общества с соответствующей идеологической надстройкой, с определенной партийно-организационной базой. Что особенно примечательно, категорически утверждалось: консерватизм направлен против общественного прогресса, противодействует ему разнообразными методами — от провозглашения готовности к ограниченным реформам до откровенного насилия.

Консерватизм не столь трафаретно однозначен. Напротив, он за общественный прогресс, но против революционных методов его осуществления. Не случайно Л. А. Тихомиров отмечал, что разумная политика может быть основана только на принципе эволюции, «то есть развития силы нации из ее же содержания». В этом процессе есть всегда известный консерватизм и известный прогресс.

Консерватизм, по мнению Н. А. Бердяева, — это одно из «вечных религиозных и онтологических начал человеческого общества». Начало консервативное не допускает в общественной жизни ниспровержения общественного космоса, образованного творческой и организующей работой истории, смысл консерватизма — в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Консерватизм предполагает иерархию, без которой невозможен любой органический процесс.

Творческая стабильность, власть нации при социально гармоничном общественном устройстве, преодоление преувеличенной широты евразийства и возвращение от этноса к нации — вот начала современного консерватизма в России. Не евразийской, а русской чертой характера является и историческое восприятие действительности, когда чувство продолжения исторической традиции является частью мировоззрения. Но и это не главное.

Русская цивилизация имела и имеет нравственный характер, базирующийся на феномене духовной всемирной отзывчивости, под которой еще со времен А. С. Пушкина и Ф.М. Достоевского подразумевается способность к глобальному душевному сопереживанию. Да и вселенское значение православия, преодолевающего рамки национальной замкнутости и изолированности, предполагает обретение им духовной силы, действующей в мире. Отсюда солидарность и стремление помочь то находящимся под турками болгарам или сербам, то испанским республиканцам, то затерянной далеко-далеко от Советского Союза революционной Кубе.

Следует выделить исходные принципы современного русского консерватизма.

Первый. Только сбережение Русской цивилизации и русского мировосприятия, нации, являющейся их выразителем, может быть целью национального возрождения, условием развития российского общества, сохранения национальной самоидентичности всех братских народов России.

Второй. Лишь обращение к искреннему и деятельному Православию в соединении со сбережением социальных завоеваний периода социализма способно стать консолидирующей основой современного реформирования российского общества.

Третий. Только собранная в кулак народная воля может санкционировать общественные формы, развитие народа прочно только тогда, когда идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея, имеющая возможность воплотиться в жизнь, проходит предварительно через сознание и волю народа. Народное благо и народная воля — два наших неразрывно между собою связанных священных принципа.

Четвертый. Признание прогрессивности самодержавия народа, народовластия, осуществляется через принцип выборности власти, демократию и демократические основы организации общественной жизни, сочетаемые с национальными традициями, приоритетами и формами народовластия в России.

Нельзя принимать в качестве единственного образца западную демократию, у которой наряду с несомненными достижениями имеются и принципиальные недостатки — навязывание своего образа жизни другим народам, военно-политическая экспансия в страны, идущие по собственному пути, недооценка социальных последствий развития общества. «Правительство должно быть родом из своей страны, — подчеркивал X. Марти. — Дух правительства должен быть духом своей страны. Правительство — это не более чем равновесие естественных составляющих страны».

Современный русский консерватизм принимает в идейно-политической доктрине социализма усиленное внимание к социальным проблемам, гуманистическую ориентацию и стремление выразить интересы трудящихся людей. В то же время не принимает в отдельных версиях социализма их тоталитарную направленность и стремление к неразумному ограничению частной собственности, прав и интересов человека. При этом становится все более очевидным, что советский период истории России был отдельной цивилизацией, прошедшей за сравнительно короткий срок все циклы цивилизационного развития, от героического периода выдвижения нового социального идеала, через войны и период стабильности, — к усталости, утрате веры и безвольному увяданию.

Современный русский консерватизм принимает те положения либерализма, в которых утверждаются принципы свободы и равноправия личности, признания позитивного содержания частной инициативы. Но он не принимает дух алчности, наживы, эгоистического существования, неразумного потребления, конкуренции как «борьбы всех против всех», идущей зачастую по принципу «человек человеку волк». Консервативное понимание свободы укладывается в четкие национальные и культурные рамки и не противоречит интересам развития государства. Права личности не могут быть превыше прав всех.

Определяющей чертой сегодняшней религиозности многих людей на Западе является отсутствие в ней Бога. Современное модернизированное либеральное христианство, оказываясь христианством без Христа, не зовет человеческую совесть к покаянию и жертве, а все со всем примиряет и оправдывает. Секуляризация повсеместно на Западе деформирует само религиозное сознание, навязывая эту деформацию и России.

Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна. Традиционной чертой русских является уважение, сотрудничество и единство с народами, из поколения в поколение живущими в составе нашего государства. И именно православие, как блестяще показал великий философ Н. О. Лосский, развивает такую черту характера, как субрационализм, требующий не подавления, а развития многих национальных особенностей, предполагая соборное единение различных народов, обеспечивая возможность взаимопроникновения национальных культур. Религии в России равноправны, но они не могут быть равными, ибо безоговорочное доминирование православия объясняется и его вкладом в само создание русской нации, и многими веками истории, и тем, что в нем — исторический шанс гармоничного соседства для всех традиционных конфессий отдельных народов России.

Многонациональный (полиэтнический) состав населения России — ее первооснова и всемирно-исторический смысл — был наиболее уязвимым местом во все трудные периоды отечественной истории XX в. Но это происходило только тогда, когда в стране наступали смутные времена и общество забывало о своих культурно- исторических ценностях. Традиции Русской идеи, которые вырабатывались народом, осмысливались нашими отечественными мыслителями, формировали полиэтнический характер русского национализма как обязательный элемент развития и непобедимости России. Признание этого обстоятельства в ходе Великой Отечественной войны стало фундаментом победы.

Условием сбережения лучших черт русского характера была и остается русская национальная школа. Нельзя забывать общее правило, жестко сформулированное П. Бурдье: «Предписывая и внушая повсеместно (в пределах своих сил) господствующую культуру, преобразованную таким образом в легитимную национальную культуру, система школьного образования, особенно через преподавание истории и, в частности, истории литературы, вбивает в головы учеников основы настоящей «светской религии», а точнее, — фундаментальные предположения в отношении образа себя (национального)».

Русская идея в ее возрождающемся виде в государственно-правовом аспекте представляет собой не просто преодоление моноэтнической государственности, она выступает как идеология духовно единой полиэтнической империи, это идея многонационального (полиэтнического) русского народа, русской нации. И не стоит удивляться тому, что у России свой — русский — путь в истории человечества.

* * * * *

4. Интересы социально-экономического развития России должны быть защищены и во внешней, и во внутренней политике. Исходить из национальных интересов — это значит исходить прежде всего из интересов внутреннего классового равновесия. И когда Л. Б. Каменев, противопоставляя Н. Г. Чернышевского и А.И. Герцена, осуждал последнего за публичный призыв «К метлам» надо кричать, а не «к топорам», правота, как показывает история, была все же за А.И. Герценом. Сегодня ситуация аналогична.

На Западе «третья промышленная революция» развернулась еще в 70-х гг. XX в. Основой научно-технического прогресса было повсеместное внедрение дешевых микросхем. СССР до 1984 г. вообще не производил персональных компьютеров. Соотношение между советским и западным потенциалом в области средств вычислительной техники и телерадиосвязи в 1989 г., по оценкам кёльнского Института восточноевропейских и международных исследований, было 1 к 100. Успешное решение проблемы модернизации экономики — необходимое условие сохранения России как государства. После экспериментов 1992-1998 гг. уже почти всем понятно, что на Россию нельзя «одеть» экономическую систему никакой другой страны, какой бы удачной та экономическая система издалека ни казалась. Крайне необходимо:

во-первых, незамедлительно принять систему протекционистских мер, обеспечивающих развитие отечественного предпринимательства. Речь не идет об отказе от политики взаимодействия с иностранными фирмами и зарубежными партнерами. Однако необходимо стимулировать развитие собственной промышленности и собственного сельского хозяйства, реально защищать наш внутренний рынок;

во-вторых, частично восстановить государственное регулирование процессов экономической реформы, прежде всего — управляемость со стороны правительства государственным сектором экономики; более плавно и постепенно осуществлять акционирование. Конечно, остается актуальной старая проблема, что «византинизм и бюрократизм не устранены нигде на земле», но битва с бюрократизмом и другими глубинными проблемами российского общества остается в центре внимания общества.

Иностранные инвестиции в любом государстве вызывают споры, тем более неоднозначна в этом вопросе позиция российского общества. Экономическое сотрудничество России с иностранными партнерами предполагает и иностранные инвестиции в определенные отрасли ее экономики. Но это не должно вести к превращению России в источник дешевого сырья для других стран. Особенно это касается земли и землепользования. При том, что еще Декрет о социализации земли от 27 января (9 февраля) 1918 г. запрещал ограничения права пользования землей в зависимости от пола, вероисповедания, национальности и подданства, ныне собственность на землю должна быть у тех, кто на ней работает.

Сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Помимо выгоды для отечественных и зарубежных предпринимателей следует обеспечивать и выгоду для России в целом. Россия нуждается не просто в сохранении прежнего высокого экономического потенциала в военно-промышленном комплексе, в авиакосмических и других областях, но и возвращении вновь на передовые рубежи научно-технического прогресса.

Исключительно важно сформировать общенациональный консенсус при выработке общей стратегии научно- технического развития России. И в основе этой стратегии должна лежать реорганизация существующей национальной системы нововведений, формирование ее новой модели, способной обеспечить создание технологий и услуг для устойчивого типа экономического роста, обеспечивающего:

— повышение качества жизни и рост потребления,
— конкурентоспособность отечественной промышленности,
— ресурсосбережение,
— охрану окружающей среды.

Не случайно даже искренние сторонники экономической либерализации Н. Н. Ливенцев и Я.Д. Лисоволик решительно утверждают, что при вступлении России в ВТО в основе ее национальных интересов лежит обеспечение выгодных условий присоединения к данной организации, которое учитывало бы специфику экономической системы России, в том числе переходный характер ее экономики.

* * * * *

5. К следующей группе национальных интересов России следует отнести политические ценности, политические интересы России. Это защита достоинства личности, свобод, прав и благополучия граждан, независимо от места их нахождения. Речь идет о создании внешнеполитических условий для осуществления реальных реформ и формировании политической системы, отвечающей потребностям общества. Рассматривая демократию как систему институтов достижения необходимых обществу целей и решений, агрегирующую, по выражению В. П. Тоцкого, устремления и предпочтения индивидов в групповое решение, мы просто обязаны отметить, что народовластие — институт, который имеет и давние российские традиции, которые требуют преломить опыт западных стран, опыт стран Востока через собственное прошлое, через свои традиции, задачи и цели.

Говоря о праве наций на самоопределение, важно обеспечить развитие всех национальных культур России, независимо от численности каждой из них. Следует, однако, помнить, что развитие национальной культуры нигде в мире не означает права той или иной части единого народа на разрыв целостности государства.

Мы уже «опробовали» в XX в. идею самоопределения вплоть до отделения, «почувствовали», во что выливается самоопределение наций после отделения: в кровь, человеческие жертвы, миллионы трагедий.

Преумножение численности и благосостояния наций, живущих на территории России, может протекать только через культурно-национальную автономию в рамках единого федеративного государства, построенного по государственно-территориальному принципу.

Невозможно не согласиться с Г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономикой (иначе экономикой «рыночного социализма»), так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан.

В 1910 г. И. И. Дусинский попытался глобально сформулировать национальные задачи внешней политики России и свел их к пяти ключевым:

1. Подобрать свободные или полусвободные территории, лежащие у наших азиатских границ.

2. Иметь русскому государству возможно более удобные естественные границы.

3. Сохранить и использовать надлежащим образом имеющиеся выходы в океан и занять прочное оборонительное положение на глубоко врезывающихся в материк внутренних морях. Обеспечить неприкосновенность суши от господствующих на морях сил.

4. По отношению к соседям либо привязать их к России узами полного доверия и устойчивой дружбы, либо обезвредить посредством дипломатического или военного воздействия, имеющего, в свою очередь, целью либо направить их враждебные усилия в сторону, для нас безразличную, либо повести к значительному ослаблению или даже полному уничтожению враждебных России сил.

5. Быстрее и полнее приблизиться к автаркии в смысле освобождения русского хозяйства от чужеземной эксплуатации и экономическому подчинению России всего бассейна Черного моря с одновременным созданием всеславянского таможенного союза.

В начале XXI в. многое из отмеченного русским ученым звучит как императив выживания русской нации.

Что касается коллизии между Западом и Востоком, то окрепшее с 1990-х гг. преувеличенно большое внимание к опыту Запада не должно наносить ущерба России, а должно дополняться изучением опыта Востока. Опыт реформ в Японии, Южной Корее и Китае нам сегодня может дать гораздо больше, чем западный опыт XVIII и XIX вв. Горько, но нечего возразить А. С. Красильникову, А. С. Дзасохову и многим другим авторам в том, что в «третьем мире» постсоветская Россия и вообще не может определиться со своими интересами.

Не требуется, чтобы Россия в своей внешней политике отвернулась от Запада и стала «смотреть» только на Восток. Необходимо, чтобы ее государственные деятели, определяющие внешнеполитическую линию, помнили о существовании и интересах Запада и Востока, Юга и Севера.

Источник: http://partia-nv.ru/

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете