Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Срочно! Важно!

 

ПРОШЛОЕ - ЭТО ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ БУДУЩЕГО
Плохие воспоминания можно стереть


ВЕРОНИКА НУРКОВА


Вероника Нуркова в 1995 году окончила факультет психологии МГУ и сразу после этого поступила в аспирантуру. Уже тогда совсем молодую исследовательницу интересовала проблема автобиографической памяти. Кроме нее, этим не занимается никто в России. Ее дипломная работа получила медаль Минобразования как лучшая по гуманитарным дисциплинам за 1995 год. Дальше последовала защита кандидатской, а в 2000-м вышла монография по теме диссертации. За нее Веронику Нуркову наградили золотой медалью Российской академии наук.

Ей довелось поработать практически со всеми ведущими учеными, которые занимаются автобиографической памятью. Она получила престижный грант от Госдепартамента США, по которому работала в Сиэтле, в университете штата Вашингтон вместе с выдающимся психологом ХХ века - Элизабет Лофтус. А только что за работу "Автобиографическая память: структура, функции, механизмы" Вероника Нуркова получила престижную премию Европейской академии.

 Сегодня она преподаватель факультета психологии МГУ.

 

С ученым беседует обозреватель "Известий" Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.

- Психологи больше 150 лет исследовали механизмы того, как человек запоминает ряды букв или заучивает стихи... Но не изучали то, чем обладает каждый из нас, - память о прожитой жизни. То есть память в естественном контексте. Так вот, оказалось, что там действуют совсем другие законы. Вместе с Элизабет Лофтус мы исследовали проблему исторической памяти. Представьте себе человека, который живет в сибирском городе. И если события, которые произошли в Европейской части России, не являются частью его личной памяти, то зачем он пойдет на войну защищать западные рубежи нашей Родины? То, что входит в автобиографическую память, - это своё, мы это переживаем и даже готовы это защищать.

В 30-х годах это использовали идеологи нацистской Германии, разработавшие концепцию патриотического туризма. Они почти бесплатно возили людей по Европе. В этом был огромный психологический смысл. Потом, когда немцам предложили завоевать Европу, они не отнеслись к ней как к чему-то чужому.

- То есть механизмы памяти всегда воздействуют на поведение?

- Да. Люди ведут себя совершенно по-разному в зависимости от того, что они помнят. Я говорю и об истории своей страны; и о том, что из собственного прошлого они включают в эту историю. Так вот, то, что не стало автобиографическим фактом, никак не действует на человека. Это нечто чужое и мертвое.

Разрабатываются технологии, как сделать так, чтобы человек о чем-то нежелательном из нашей недавней истории забыл...

- Такие вещи разрабатываются политтехнологами...

- Их попытки мне кажутся интуитивными. Если же это научно освоить, то потом многими процессами можно будет управлять.

- То есть манипулировать сознанием...

- Ну, вы такими страшными словами пугаете... Но в принципе - да. Просто этим можно пользоваться с разными целями. Например, с целью выработки национальной идеи, воспитания патриотизма - это вполне позитивные цели.

У темы автобиографической памяти есть большие прикладные "выходы". Там много важных вещей для психотерапии, для работы с пожилыми людьми, с детьми, с семьями... Я занимаюсь разработкой "биографического метода" в психотерапии. Его сегодня пытаются применить даже в работе с умирающими больными.

- Как это происходит?

- Человеку не "стирают" его прошлое, а дают возможность мысленно прожить повороты судьбы, которые не были реализованы в его жизни (у каждого есть опыт упущенных возможностей). В результате улучшается его психологическое состояние. Чем больше у человека было разных возможностей, тем более наполненной была его жизнь. Это лучше, чем когда жизнь - позитивная, спокойная, но пустая. В первом случае формируется чувство удовлетворенности прошлым, а во втором - нет.

- Даже если человек осознает, что он совершил ошибку?

- Тут важно, кто совершал ошибки: вы или кто-то - за вас. Одно дело, когда я чувствую себя бессловесной жертвой, и совсем другое, когда вопреки обстоятельствам я сумел хоть что-то из этой ситуации извлечь. На этой идее можно многое сделать. Сейчас я вынашиваю план создания компьютерной методики, которой можно будет пользоваться самостоятельно, не тратя деньги на психотерапевта.

Это очень важно и для людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами: для тех, кто пережил войну, болезнь, стихийные бедствия. Или наоборот - для тех, на кого неожиданно свалилось большое счастье (миллион выиграл в лотерею). Человек и в том, и в другом случае чувствует, что у него началась другая жизнь, и вообще он не тот, что раньше. Прошлое - в его сознании - к нему не имеет отношения. Но прошлое - очень важный ресурс. И когда вы лишены доступа к нему, то не справляетесь с жизненными ситуациями. Мы с моей аспиранткой провели исследование на заключенных, которые неожиданно для себя попали в Бутырскую тюрьму. Естественно, это не члены преступных группировок, а те, кто случайно совершил аварию или преступил закон по недоразумению... И мы исследовали, что у них происходит с представлением о своем прошлом. Оказывается, в тюрьме у них "пропадают" воспоминания о детстве. Они живут сегодняшним днем.

- И как им можно помочь?

- Сначала мы исследовали эти закономерности, а потом моя аспирантка занималась психотерапией в тюрьме. Ее целью было "нарастить" в них прошлое, чтобы они начали о нем думать. И оказалось, что у тех, кто проходил эту терапию, резко уменьшается количество мыслей о самоубийстве. А когда этих людей выпускают, они гораздо легче адаптируются к нормальной жизни. Это происходит во многом именно потому, что из-за поддерживающей силы прошлого, в котором человек должен быть укоренен, они сохранили свою идентичность.

- Существует мнение, что в человеческой памяти остается больше хороших воспоминаний (память "выталкивает" плохое). Так ли это?

- Одни обращаются к прошлому для того, чтобы выбрать стратегию своего будущего. Для такого человека прошлое - это инструмент для решения задач будущего. И есть люди, которые к прошлому обращаются как к тихой гавани, ищут в нем утешение. Именно о них писал Фрейд. Им необязательно знать, как это было на самом деле.

Сейчас на Западе очень популярна тематика "сексуального насилия над детьми". У них на этой почве своего рода социопатия, вся Америка пытается припомнить, не изнасиловали ли их в раннем детстве.

- А на самом деле этого не было?

- А как можно это точно сказать? В этом и проблема... Это тоже большая прикладная область.

- А вы занимаетесь проблемой детской памяти? С какого возраста человек может себя помнить?

- Занимаюсь. Связную историю своей жизни человек может начать создавать лет с пяти, а что касается ранних эпизодов, то существует известный случай, который произошел со знаменитым швейцарским психологом Жаном Пиаже. Он всю жизнь помнил, как в детстве, когда нянька катала его в коляске, его попытались выкрасть. Нянька набросилась на преступников и отбила Жана. Семья была ей очень благодарна и подарила золотой браслет. Для взрослого Пиаже это было важным и символичным воспоминанием о том, как заботы близких уберегли его от трагедии. Но перед смертью нянька раскаялась, сказав, что ничего этого не было. Для Пиаже это было настоящей драмой: рухнула история, которая была для него очень важна.

Детские воспоминания еще более сконструированы, чем взрослые. Мы даже проводили такой эксперимент: внушали людям, что с ними в детстве случилось то, чего на самом деле не было.

- И каков был результат?

- Поверили так, что никакой детектор лжи не смог бы распознать правду.

- Такая методика, наверное, могла бы использоваться для разведчиков (для того чтобы он естественнее поверил в "легенду")...

- Возможно. А с другой стороны, это можно применять в терапевтических целях: человек с дурными воспоминаниями о детстве, конечно, находится в проигрышном состоянии по сравнению с тем, у кого оно было счастливым. Так вот для такого несчастного можно придумать "легенду" о его "счастливом" детстве. Это можно делать и с помощью монтажа фотографий (реальный человек - в счастливой детской ситуации, которой никогда не было). И люди верят, что это происходило с ними.

- Это потрясающе интересно...

- Да, но было бы интереснее, если бы этим кто-то еще, кроме меня, занимался.

- Сколько человек работает вместе с вами?

- Три аспиранта. Но все не так печально. Например, на днях свет увидит новый учебник "Психология", где мы с моим соавтором Наталией Березанской попытались окинуть свежим взглядом нашу науку и рассказали о многих интересных и актуальных ее проблемах.

 

Источник:  http://www.inauka.ru/psychology/article38213

 

Дата первой публикации Портала "Россия" - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете