Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Российское общество

 

Гражданское общество. СМЫСЛ и СТАНОВЛЕНИЕ

 

Ш. Г. Алиев


Руководитель института прикладных программ и моделей, академик Ш. Г. Алиев
Ассоциация содействия Международному Центру научной культуры - Всемирной Лаборатории

Алиев Шамиль Гимбатович. Главный конструктор САПР, представитель Санкт-Петербургской школы теоретического и практического кораблестроения, ученый в области вооружения и военной техники ВМФ, д. т. н, профессор прикладной математики, заслуженный деятель науки и техники России, лауреат Государственной премии Российского комитета оборонных отраслей промышленности, один из основоположников теории аналитического проектирования, автор решения принципиальной многолетней проблемы устойчивости вихревой пелены за малоизогнутым крылом произвольного удлинения, известный общественный и государственный деятель, советник председателей Госсовета и правительства республики по вопросам науки и ВПК.


Это грандиозная проблема. За недостаточное внимание к ее исследованиям мир уже начал платить дорогой ценой. Эта цена может вырасти до критической, тогда и надеяться будет не на что, С другой стороны, по глубине психологического проникания и широте охвата она заметно превосходит все существовавшие до сих пор научные проблемы гуманитарно-просветительского толка. И, наконец, она не рассчитана, по выражению Л. Ландау, на пешеходов. Ею занимались исключительно избранные и отмеченные пророческим опенком личности, такие как И. Кант. Внимание журнала к этой проблеме и приглашение участвовать в обсуждении ее — признаки очень здорового взгляда на проблемы гражданского общества в мире и России. Мы же попытаемся остановиться на постановочной части одного из главных и решающих условий формирования гражданского общества — это его интеллектуализме и ядре его организации. Необходимо отметить также, что формирование гражданского общества — это проблема, которая требует для решения очень много времени, несколько десятков лет. Более того, эта задача является вечной в том смысле, что будет нуждаться в постоянной опеке, и опека эта, в первую очередь,— от носителей духа интеллигентности. Именно этим объясняется мизерное число людей на планете, занятых вечной проблемой оздоровления мира. Однако это и есть то интеллектуальное ядро, бессмертие которого отмечено на небе. Нельзя забыть и то, что стартовой площадкой для будущего российского общества было, к величайшему сожалению, социалистическое общество. Оно было самым гуманным по определению и бессмысленным по существу. Все недостатки этого общества и его руководителей будут навеки уроками бесчеловечности. Не понимая этого, продвинуться вперед нельзя; понимая это, нельзя также держать бывшую советскую номенклатуру на серьезных должностях. Они — самые большие тормоза; люди, изображающие занятость, которые реально ничего не делают и умеют сваливать причины на кого угодно, в первую очередь — на США.


На сегодня в мире не существует ясно сформулированных условий, необходимых и достаточных для существования гражданского общества. Очень трудным в глобальном смысле является и научное доказательство простой проблемы существования. Однако, острота для понимания этих вопросов столь важна в силу растущей в мире агрессии, что неопределенность проблем не может быть преградой для их исследований. Человечество никогда не нуждалось так остро в осмыслении путей своего развития, как сегодня. Причем, речь в глобальном, цивилизованном плане не идет об обществе отдельного государства, а идет об обществе и населении всей планеты. И в этом смысле европейские, евроазиатские и другие альянсы с общей демократией и конституцией вполне естественны.

 

Интеграция неизбежна, и правила интеграции должны быть соблюдены всеми, и в том числе нами. Роль власти и особенно верховной власти существенно будет меняться в сторону их способностей работать под контролем общественного мнения. Это первое необходимое, но не достаточное условие для формирования гражданского общества. С другой стороны, известно, что бытие человека покоится па чувствах и знаниях. Одно без другого неэффективно или бесчеловечно. В этом плане чувства и знания, а также перечень наших потребностей, хотя и носят во многом неопределенный характер, тем не менее, начали исследоваться с позиции науки и техники, психологии и массового сознания. Общемировая проблема гражданского общества волнует нас с точки зрения своих потребностей гуманитарно-направленных. Но еще больше волнует нас проблема формирования гражданского общества в России, и роль в этом нашей периферии. Что мы унаследовали от советского общества, и какое место оно занимает в мире? Это первый вопрос, который должен вскрыть, насколько стадное чувство продолжает жить и преследовать нас. В каком обществе мы жили? В самом закрытом, облупленном догмами, утопией и враньем. Теперь деятели того осмеянного миром общества хотят совещаниями по гражданскому обществу решить эту проблему, сложность которой они никогда не поймут. Это одно из главных препятствий на пути понимания.

 

На наш взгляд, сложный вопрос формирования гражданского общества многоплановый, но определяющим фактором служит интеллектуализм. Это духовное движение, формирующее мировоззрение и идеологию современного общества. Ядром этого интеллектуализма служит стиль мышления. Именно по этой причине формирование гражданского общества пойдет с очень небольшими скоростями. Вообще, отношение развития духа к развитию нюха близка к нулю. Это — без исключения — во всем мире. Главная роль в этой социальной фазе будет за подавляющим меньшинством. И это меньшинство определяется степенью глубокой осведомленности в основных мировоззренческих системах. Вот они — системы абсолютного реализма, где царствует класс отношения и умозаключения. Далее идет физическая система и обстоятельный натурализм, социально-эстетический идеализм и, наконец, позитивизм психологической системы. Социальная фаза интеллигенции, которая вытянет общество к формированию гражданского общества с использованием современных принципов электронной нации, на наш взгляд, является самой эффективной. Именно они — носители духа — определяют программные тезисы.

 

Из определения идеологии как системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов и идей осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, которая выражает интересы и формулирует цели определенных классов, других социальных групп, оказывает влияние (ускоряя, замедляя, сохраняя и т. д.) на развитие общества. Отсюда следует первая программная задача для интеллектуальной элиты общества: осознание, критическая оценка состояния, в котором находится государство и общество. Решив эту задачу и сформировав собственное интеллектуальное ядро, она (группа интеллектуалов) должна решить вторую программную задачу — предложить обществу идеологию. Сюда входит система культурных, духовных и материальных ценностей, система ориентации сознания и самосознания. Человечество никогда не было оригинальным, и преувеличивать мудрость любого народа не стоит. Более того, оно всегда было больным, иногда от общих экономических проблем, неустроенности и агрессивности, иногда само по себе, иногда общество болело от власти, а власть редко болеет проблемами «недоведенного» общества. Мы знаем, что история человеческого общества основана на неких законах и эти законы — суть законы природы.

 

Давным-давно поставлен вопрос: как совместить с понятиями прогресса, цивилизации и просвещения этот видимый хаос с ужасающими картинами жестокости, бесчеловечности и прямой глупости? Как разрешить противоречие между суетным эгоизмом, разнонаправленностью деятельности людей и их общим развитием? Известно также, что средство, которым природа пользуется для того, чтобы осуществить развитие всех задатков людей, это антагонизм в их обществе, поскольку он, в конце концов, становится причиной их закономерного порядка. Это отмечал еще И. Кант. История есть борьба и развитие человечества, даже самой утонченной его культуры, есть результат, просто говоря, вражды. Максимум возможного развития может быть достигнут при развитии всех противоречий и, значит, при максимальной свободе самовыражения людей. Полная бесконтрольность в высвобождении человеческого эгоизма поднимает одних над другими, а последних подчиняет страстям и корыстям первых. Следовательно, свобода должна быть защищена правовой организацией общества и политической культурой корректности, лояльности и неприятием экстремизма. Тогда выстраивается приоритет гражданских, государственных интересов, правовое равновесие и гражданская самостоятельность. Смещение права и закона — большое заблуждение, ибо законы должны быть ориентированы на право как на некую вневременную абсолютную норму, включающую в себя требования свободы, правового равенства и гражданской самостоятельности. Декларируемое уважение к закону необходимо изменить на уважение законом человека. Читатель вправе спросить: что это за генеральная и длительная процедура интеллектуализации общества, когда мы понимаем необходимость существования дальней оппозиции к власти? А сейчас что можно рекомендовать?

Попытаемся сформулировать:

1) Общество нужно готовить к объективной оценке и выдвижению лидеров, поэтому спрашивать у него мнение в переходный период означает: к имеющимся личным своим заблуждениям добавить еще и общественные;

2) На время отказаться от выборов на всех уровнях, ибо они создают в обществе самые ярко выраженные формы агрессии, стресса, с прямым выходом на терроризм;

3) На уровнях президентских советов в центре и регионах иметь постоянно действующий и меняющийся состав признанных, известных людей, постоянно занятых проблемами образования, особенно — детским и юношеским, а также здравоохранением. Не менее 20-30% телепередач и СМИ посвятить этим задачам.


Источник:  http://www.nashavlast.ru/archive/2005/go/01.htm

 

 

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете