Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале    Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Государство

 

Русская Идея или ГЕНом этнического котла?

 

(заметка-отзыв на книгу «Национальная Идея, или Чего ожидает Бог от России»)
Автор – В.А.Мартынюк

Принятые обозначения и сокращения:
КНИГА – «Национальная Идея, или Чего ожидает Бог от России» Изд. «Современные тетради» М.2004
АВТОРЫ- авторы[1]КНИГИ : Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М.
АВТОР- один из АВТОРОВ КНИГИ
ГЕН – Государство Единой Нации.

КНИГУ я начал читать в первую же неделю ее распространения. Первая реакция: «Наконец-то». Прекрасный, доступный язык изложения, четко и очень ярко прорисованы логические звенья «Кто виноват» , «В чем виноват», «Что делать», «Как делать». Очень порадовала позиция АВТОРОВ в описании первопричин триумфального шествия «цивилизации Зверя». АВТОРЫ предусмотрительно подобрали мягкие и аккуратные слова для персонификации носителей идеологии разрушения, как то: «ростовщики», «торговцы», «владельцы капиталов», «финансисты»…, дали правильную оценку их «деятельности». Первая половина КНИГИ (части I, II) рисует, с Православной точки зрения, реальную картину происходящего в Мiре и в России. Вторая половина (части III, IV) дает рецепт лекарства в виде введения концепции Государства Единой Нации (ГЕН), при этом, саму идею ГЕНа предлагается ввести в ранг Национальной Идеи. В целом, хорошая идея. Правда, при детальном знакомстве с предложенной программой действий, возникает ряд вопросов, связанных с очень не простой темой. Дальнейшие рассуждения являются попыткой критического разбора некоторых фрагментов КНИГИ. Сразу следует оговориться, что «нет существенных претензий к автомобилю, вот только система впрыска топлива мне не нравится».

 

Итак, Государство Единой Нации. Очень хорошо. Правильно. Предлагается считать национальной Идеей строительство ГЕН. К такому выводу АВТОРЫ подводят читателя очень медленно, шаг за шагом, постоянно оставляя за скобками проблему «Русской [2] Власти». При этом, термин «русский» утопически применяется сначала ко всем народам России, а затем и к представителям религиозных конфессий, как-то: «… «русские иудеи», «русские буддисты» и т.д. "ВО-ПЕРВЫХ И ГЛАВНЫХ – все мы РУССКИЕ." ( гл.25, стр.183) . Вероятно, не за горами время, когда термины «русский хань [3]», «русский таец [4]», «русский мосаи», «русский кхмер» плотно войдут в лексикон ГЕНома и займут в нем государствообразующее значение. (Я намерено привожу в виде произвольного примера такие малознакомые для нас этногруппы, чтобы в гиперболизированной форме показать перспективу развития проекта ГЕН, если его в предлагаемом виде начать реализовывать сейчас) Все они, следуя логике АВТОРОВ, могут стать русскими (без кавычек).

 

Зря так считают. Они никогда не станут русскими по одной простой причине. Разные этнокультуры. Этнокультура формирует этнос как свой носитель и наоборот. При этом один охраняет, оберегает и развивает другого. В случае разрыва этой взаимосвязи, погибают оба, а сам процесс гибели сопровождается внешними проявлениями: деградация личности (см. привокзальные площади и др.) и деградация культуры (см. 5 канал TB и др.)[5]. Судьба отдельно взятого человека, оторванного от своей культуры, и в силу различных причин вынужденного жить в среде, культурно ему чуждой, как правило, плачевна. Срок его жизни как личности прямо пропорционален базовому уровню его культуры. Как метко заметил Клиффорд Гиртц [6]«…

 

Внекультурное человеческое существо – это не одаренная, хотя и не вполне полноценная обезьяна, но абсолютно бессмысленное и, следовательно, ни к чему не пригодное чудовище». Добавим, - взрывоопасное чудовище. Известный антрополог, как гражданин США, знает, о чем говорит. Справедливости ради, необходимо отметить, что исключения могут составлять комплиментарные этнокультуры. Мало того, есть основание считать, что именно они, в большинстве случаев, позволяют немногочисленной диаспоре, оказавшейся в анклавных условиях, сохранить свою собственную культуру. Русская Культура всегда являлась комплиментарной, … но до тех пор, пока гость или этнический компонент не превращался в «ложку дегтя». Извините, но дальше обязан включиться инстинкт самосохранения. «…И если фашистские тенденции отмечаются в России и среди русских, которых даже Запад презирает за излишнюю терпимость {выдел. В.М.} и бесхарактерность, то дальше, как говорится, ехать некуда. Достали.[7]» АВТОРЫ очень торопятся с ГЕНом. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Телега будет разгромлена под копытами рвущейся вперед лошади. Лошадь нужно подковать и воспитать, а телегу отремонтировать. А потом уже заниматься выбором упряжи.

 

В середине января текущего года, в одной из телепередач[8], которая проходила в режиме «ток-шоу», ведущий пытался разобраться в конфликте между двумя школьниками (русский и азербайджанец). Ведущий недвусмысленно, но очень аккуратно подводил аудиторию к мысли о культурной ассимиляции как лекарства против национализма в любых формах, и как бы ожидая подтверждения, задал вопрос молодому азербайджанцу: «Кем Вы себя считаете, русским или азербайджанцем?» Парень думал не долго: «Азербайджанцем» - был ответ. Показательно.

 

Автоматически возникают два вопроса. Первый. Сможет ли один азербайджанец[9], в отрыве от диаспоры, стать русским? А точнее – сможет ли он сделать так, что бы его дети и внуки стали русскими? Не всегда, но если захочет, то сможет, и тому есть очень много примеров. Второй. Сможет ли один миллион[10] азербайджанцев стать через несколько десятков лет десятком миллионов русских? Нет, не сможет. По тем же самым причинам: компактно проживающая диаспора, как коллективный разум, не позволит разрушить или подвергнуть мутации свою этнокультуру. И никакой ГЕНом им не Указ.

 

В ключе этих рассуждений целесообразно привести цитату из рассылки по данному вопросу: «Введенная в обиход Л. Н. Гумилевым категория «химера» относится, конечно, к этнологии, но проявляется, может быть, в наибольшей степени в истории культур. «Химерой» называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Это может быть вторжение культуры, а может быть и вторжение грубой политики. Однако политику мы вправе рассматривать как составную часть культуры, а политическую историю — как составную часть истории культур. Проще говоря, химера есть результат попытки создания этноса. На сегодняшний день мало информации о том, каким образом начинается этногенез, что служит причиной пассионарного толчка, по чьей воле или в результате механического сложения каких сил рождаются новые этносы. И все же очевидно, что этносы не рождаются в результате осознанного волевого деяния человека. Мы не можем создать новый народ ...»[11]

 

По крайней мере, одну из таких Химер мы все имеем «счастье» наблюдать и ощущать в лице США, где политика «Плавильного Котла», не без активных действий «финансистов», привела к деградации огромного числа людей, принадлежащих к различным этническим группам. Некоторым из них, ввиду своей многочисленности и компактного проживания удается сохранить связь со своей культурой, да и то, в мутированной, а то и в извращенной форме.

Понимают ли АВТОРЫ «химерность» проекта ГЕН? Вряд ли. Меня можно обвинить в «передергивании», в отсутствии должной подготовки по вопросу взаимопроникновения этнокультур, в точности применения терминов по национальному вопросу, в неправильном понимании некоторых фрагментов КНИГИ. Но что Вы, читатель скажите на следующую цитату, которую необходимо привести в максимально полном виде, чтобы исключить возможность «выдергивания» фразы из контекста.
«Сегодня многие политики обсуждают в СМИ проблему заселения юга Восточной Сибири и Приморья китайскими иммигрантами. Это действительно серьезно – в стране легально и нелегально обосновались не менее миллиона граждан соседней страны, с которой у нас некогда имелись серьезные территориальные споры … Но, заметьте, при этом в России традиционно живут сотни тысяч корейцев и это никого не пугает. Потому, что это – «наши корейцы». Так, может быть, прежде чем паниковать по поводу «говорящей по-китайски» Сибири, есть смысл реализовать на государственном уровне программу по ассимиляции оседающих там китайцев? Живешь – подавай заявление на гражданство, перевози семью, пусть дети учатся в русских школах, говорят и думают, как мы. Смешанные браки нужно поощрять.{выдел. В.М.} Если же, живя здесь, душою «на родине предков», если дом твой – «община» - извини! – ни весомого «пакета» в любом бизнесе, ни землю в собственность, ни льгот. И «вид на жительство» - со строгим ограничением на место проживания. И – надзор властей! Естественно, чуть что – до свидания! Нарушение прав? Не большее, чем испытаете Вы, Читатель, если вздумаете поселиться в Китае. Так что не в китайцах главная опасность, а в «безумстве» (если только это не вредительство) власти, предлагающей «китайские кварталы»…» ( гл.25, стр.183)


«…Смешанные браки нужно поощрять….» Приехали. Как любят острить «юмористы»: «…если уж так получилось, то расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие». Хочется попросить АВТОРОВ указать на глобусе хотя бы одну точку, где китайцы (хань) ассимилировались до уровня принятия этнокультуры государствообразующего народа. А может быть АВТОРЫ желают отдать своих дочерей замуж за китайцев-хань? Так сказать, примерить ГЕН на себя… Полезно себе представить подобное. А может быть и такое… АВТОРЫ имеют информацию, которую не имеют их читатели, и ситуация такова, что действительно - остается или «получать удовольствие» или быть убитым. Третьего не дано. Но в таком случае, тон КНИГИ и ее название должны быть иными[12]. Ну вот, скажет читатель, еще один Севастьянов. Не в нем дело, а в нас. Мы оказались в положении того самого доверчивого Зайца, у которого была лубяная избушка, а песни про толерантность[13]нам пела Лисица. Проникновение в сознание происходило на уровне массового гипноза, а тех, кто гипнозу не поддавался, просто уничтожали. А сейчас мы ждем, когда восстанавливать справедливость к нам придет Петушок Золотой Гребешок. Ждать, конечно, можно, но есть вероятность, что Петушок этот окажется Жареным. «Посмотрите в вышину: вот он, кружит над нами, на своих мощных, отливающих бронзой крыльях. Его круги все ниже, ниже.[14]» Поспешность в этом вопросе тоже пагубна. Известное высказывание, что «Русские долго запрягают, но быстро ездят» многие понимают буквально, особенно на Западе. Фактический смысл этой фразы, на самом деле, несколько иной: «Русские запрягают долго не потому, что медлительны, а потому, что предпочитают безопасную езду».

 

Беда не в том, что китайцы прут как тараканы, азербайджанцы захватили в Москве целую отрасль, «финансисты» захватили финансы, - это все следствия. Беда в том, что в нынешней России Власть[15]не принадлежит этническим русским, которые имеют все исторические права и соответствующую государствообразующую этнокультуру. То, что к Власти присосались паразиты, и правят там бал, сомнение вряд ли у кого вызывает, для любого паразита всегда найдется соответствующий дихлофос. Искать нужно… И дихлофосить. Добро должно быть с огнеметом[16]. Уместно здесь привести высказывание сербского патриота Божидара Митровича: «Прости, Россия. Мы, сербы, не можем быть с тобой больше ни в каком союзе, пока ты не начнешь управлять сама собой и пока не перестанешь торговать своими союзниками и продавать их за гроши и пустые лозунги. Мы не можем быть с тобой до тех пор, пока ты не освободишься от антиславянских экстремистов… …Прости, Россия, мы любим тебя больше, чем себя. Ты для нас миф, как и Косово. Но оказывается, что это миф — миф о несуществующей России».[17]

Вызывает недоумение мнение АВТОРОВ о периоде крепостного права в России. Прямого отношения к рассматриваемой теме это не имеет, но тем не менее: «… необходимо ликвидировать страшную кабалу, в которой сегодня оказался крестьянин, ничуть не менее отвратительную, чем пресловутое крепостное право {выдел. В.М.} или колхозный беспаспортный «рай» 1930-1950-х годов…» ( гл.44, стр.342)
Странное, симптомное замечание, явно в духе навязанной версии развития истории. Нельзя сравнивать функциональное назначение и социальную значимость внешне похожих институтов различных исторических периодов. Институт крепостного права являлся в свое время единственно возможной формой существования крестьянина, (далеко не плачевной, между прочим, и отвратительной) в условиях геополитического и военного положения государства. Другое дело, что деградация аристократии, инспирированная европейскими масонскими ветрами, превратила крепостное право в уродство. Ведь известно, что любая идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность. Но так бы и сказали…

 

Интересующимся этим вопросом, в частности, можно порекомендовать ознакомиться с воспоминаниями Николая Шипова[18] или в существенно более доступном источнике – Виктор Митрофанович Острецов, книга «Масонство, Культура и Русская История» М. «Крафт+» 2004 (очерк «Русская Правда и ересь утопизма», глава «Крестьяне» стр.202-204.) А в качестве иллюстрации приведем две обширные цитаты из этого же источника: «…Приведем свидетельства англичанки Марты Вильмот[19], написанные ею в 1804 г., о России и русских: «В России нет религиозной вражды и дух терпимости таков, что даже неграмотные крестьяне как бы по наитию понимают, что у людей других национальностей имеются свои, не схожие с их собственными религиозные обычаи» (Письма сестер М. И. Вильмот из России. М., 1987, с. 253). И о самих русских крестьянах периода расцвета крепостничества, пика эскалации «несвободы», «выжимания последних соков» из крестьян: «...На небольшом лугу против моего окна около 150 мужчин и женщин косят траву. Все мужчины в белых льняных рубахах и штанах..., а рубахи подпоясаны цветным поясом и вышиты по подолу ярко-красной нитью. Вид у них очень живописный; лгут те иностранцы, кои изображают русских крестьян погруженными в праздность, живущими в нищете. Дай Бог нашим Пэдди... наполовину так хорошо одеваться и питаться круглый год, как русские крестьяне. Конечно, противоречия имеются в каждом государстве, но если, сравнивая два народа, посчитать основными вопросами те, что относятся к условиям жизни (достаточно ли еды, есть ли жилище, топливо и постель), то русские, вне всякого сомнения, окажутся впереди... в интересах самих господ хорошо обращаться со своими крепостными, которые составляют их же богатство; те помещики, которые пренебрегают благосостоянием своих подданных и притесняют их, либо становятся жертвами мести, либо разоряются» (с. 277). М. Вильмот провела в России несколько лет и знала, что она пишет….» (В.М. Острецов, книга «Масонство, Культура и Русская История» (стр.228-229.)


И здесь же. «…Вспомним любопытный эпизод, происшедший с А. С. Пушкиным. Он ехал в дилижансе из Москвы в Петербург и в беседе с англичанином «обратился к нему с вопросом, что может быть несчастнее русского крестьянина». Англичанин ответил: «Английский крестьянин». «Как! — удивился Пушкин, — свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?.. Неужто вы русского раба почитаете свободным?» Англичанин ответил: «Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения с вами? Есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи?» Через некоторое время Пушкин вдруг уже от себя пишет: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышленности и говорить нечего. Переимчивость[20] его известна; проворство и ловкость удивительны» (Пушкин А. С. Мысли на дороге. Собр. соч. под ред. Морозова, 1903 г., с. 365-368).

 

Что же, изменилось так резко положение крестьян? Отнюдь. Изменился взгляд. Пушкин увидел действительность не глазами Радищева и «освободительной» литературы, а трезвым и непредубежденным взглядом….» (стр.229) Достаточно? Вернемся к теме. Национальную Идею (Русскую Идею) необходимо рассматривать как кратко сформулированную программу текущего исторического периода. А именно: «России - Русскую Власть.» Точка. Настанет другой исторический период, - обязательно изменится содержание формулировки. Очень может быть, что Власть, став Русской по форме и содержанию примет в отредактированном виде ГЕН, но только тогда, когда станет безусловно сильной и безусловно РУССКОЙ.. Не ранее. И тем более не сейчас. Крайне необходимо еще раз подчеркнуть и повториться, выделить совершенно особо, что КНИГА в целом представляет собой знаковое явление для нашего времени, нашего общества (да и не только нашего). Это первая и явно успешная просветительская программа. Нечасто можно встретить нормальным русским языком написанную книгу, где достаточно четко и ясно за буквой «А» следует буква «Б». И по сути дела, не столь велика беда, что местами встречаются «казусы». Очень хочется надеяться, что АВТОР «казусов» с искренними намерениями взялся за перо, в противном случае, некоторые фрагменты КНИГИ, наводят на печальные размышления.



[1] Создается впечатление (может быть и ошибочное), что авторский коллектив КНИГИ не ограничивается тремя людьми. Первые две части написаны явно иереем, рангом не ниже иеродиакона. Значительные фрагменты третей части написаны им же. Все остальное – другими людьми.

[2] Имеется в виду вопрос справедливого этнического представительства во всей инфраструктуре Власти : стратегия, управление, финансы, СМИ… , т.е. сферы, где разрабатываются и реализуются все без исключения проекты национального уровня.

[3] В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы «хань». Китайцы «хань» традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы….
Энциклопедия "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru/articles/65/1006543/1006543a9.htm

[4] Ничего против тайцев, мосаи, хань, кхмеров и др. народов не имею. Но тайец должен быть тайцем, мосаи – мосаем, кхмер – кхмером, а русский должен быть русским. И жить они должны в пределах своих исторически сложившихся территориально-государственных образований.

[5]Разумеется, не без «помощи» т.н. «торговцев» и «финансистов», т.к. именно они являются инициаторами или, на худой конец, катализаторами этих процессов.

[6] Клиффорд Гиртц (Geertz) (р. 1926), видный американский антрополог, оказал определяющее влияние на развитие культурной антропологии США во второй половине XX в. В 1956 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете, с 1970 г. — профессор Института высших исследований Принстонского ун-та.

[7] Н.Н. Островский «В Круге Белом» СПб 2005 стр.37

[8] «Солнечный Круг» (канал ТВЦ)

[9] Да простят меня азербайджанцы, так как речь идет не только о них. Социальную опасность для титульной нации – этнических русских представляют любые диаспоры, когда их численность превышает критическую величину в данном территориальном образовании, социальной или политической структуре. Дальше – конфликт. Причина – несовместимость этнокультур, инструмент – человек, форма- провокация, а результат – трагедия.

[10] По некоторым оценкам азербайджанцев в Москве более 1,3 мл.

[11] Владимир Махнач «Химера и антисистема»

[12] Например: «Вставай, стана огромная…» , «Ложись, страна огромная…» или «Веревку и мыло принесете сами» (кому как нравится)

[13]ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. Tolerantia- терпение) иммунологическая , отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности ко всем прочим антигенам. Термин введен в 1953 г. англ. иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. (подробнее см. http://www.ideanaroda.ru/slovar.htm

[14] П.П.Паршев«Почему Россия не Америка» М.2003 «Форум» стр. 408.

[15] Власть в расширенном формате понимания: стратегия, управление, финансы, СМИ…

[16] Название послесловия Игоря Дьякова к книге Бориса Андреевича Диденко «Этическая антропология» М.2003

[17] Божидар Митрович, д.ю.н., публицист, общественный деятель, член Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии Цит. по: «Троянский конь в Слатыне» (1999).

[18] Николай Шипов «История моей жизни. Рассказ бывшего крепостного крестьянина. 1802-1862 гг». М.-Л.Академия, 1933.

[19]Англичанка ирландского происхождения Марта Вильмот и ее старшая сестра Кэтрин приехали в Россию в 1803 году по приглашению княгини Екатерины Романовны Дашковой. Косвенные признаки дают основания предполагать, что отношения Марты Вильмот и княгини были, мягко говоря, не совсем традиционными. Тем не менее, обладая исключительной проницательностью, Марта сделала целый комплекс наблюдений за жизнью как аристократии, так и жизнью простого народа. Кэтрин Вильмот вернулась на родину в 1807 году, увезя с собой копию мемуаров княгини, которые были изданы сначала на английском языке в 1840 г., французский текст мемуаров, появился позднее.("Mon histoire", в "Архиве князя Воронцова", книга XXI). Вскоре между Россией и Англией была объявлена война, и англичане спешили брать паспорта и выезжать на родину. Марта Вильмот с разными приключениями и осложнениями в 1808 году уезжает в Англию. Кем была Марта Вильмот на самом деле – остается загадкой. Просто так, обладая такими интеллектуальными способностями, внешне являясь простой «подругой по вызову», в Россию, как государство-конкурент, не приезжают. Тем не менее, ее заметки о России для нас весьма ценны.

[20] Переимчивый - способный перенимать, подражать, учиться наглядно…Переимчивость (ж.)- свойство, качество, способность эта. (В.И.Даль Толковый Словарь живого Великорусского Языка. М 2003 «Астрель» т.III стр. 87)

Февраль 2006г.

Источник: http://www.ideanaroda.ru/martgenom.htm 

 

 

Разрешается републикация любых материалов Портала

Об авторских правах в Интернете