Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Персональные сайты

выдающихся русских  мыслителей

(Собрания сочинений, статьи об их авторах с аннотациями и примечаниями) 

 

в разделе

 

Русская мысль

http://rospil.ru/

allmenu/thought.htm

Новости раздела

 

Теперь можно скачать в упакованном виде все книги, сборники и др. крупные файлы, а также целые собрания сочинений каждого из указанных ниже авторов. Все ссылки прямые, без лишней беготни по страницам сайта.

 

 

 

Данилевский

Николай Яковлевич

http://rospil.ru/ru01/

danilevsky/danilevsky_index.htm

 


 

Хомяков

Алексей Степанович

http://rospil.ru/thought/

khomiakov/khomiakov_index.htm 

 

 


 

Киреевский

Иван Васильевич

http://rospil.ru/thought/

kireevsky/kireevsky_index.htm

 

 

 

 


 

Леонтьев

Константин Николаевич

http://rospil.ru/thought/

leontiev/leontiev_index.htm

 

 

 

 


 

Тихомиров

Лев Александрович

http://rospil.ru/ru01/

tihomirov/tihomirov-index.htm

 


 

Солоневич

Иван Лукьянович

http://rospil.ru/thought/

solonevich/solonevich_index.htm


 


 

Бахтин

Михаил Михайлович

http://rospil.ru/thought/

bahtin/bahtin_index.htm 

 

 


 

Зиновьев

Александр Александрович

http://rospil.ru/thought/

zinovjevaa/zinovjevaa--1.htm

 


 

Балашов

Дмитрий Михайлович

http://rospil.ru/thought/

balashov/balashov_index.htm

 

 


 

Сорокин

Питирим Александрович

http://rospil.ru/thought/

sorokin/sorokin1.htm

 

 

 

 


 

Кожинов

Вадим Валерианович

http://rospil.ru/ru01/

kozhinov/kozhinov_index.htm

 


 

Панарин

Александр Сергеевич

http://rospil.ru/thought/

panarinas/panarin_as_index.htm

 

 


 

Нарочницкая

Наталия Алексеевна

http://rospil.ru/thought/

narochnitskaja/narochnitskaja_index.htm

 

 


 

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Русская мысль

 

 Хомяков Алексей Степанович

(1804-1860)

 

Персональный сайт

 

Один из ведущих деятелей в истории русской культуры и русской духовной жизни 19-го века. Поэт, историк-мыслитель, богослов, общественный деятель (один из тех, кто подготовил освобождение крестьян), горячий патриот и вместе с тем человек вселенской широты духа, горячо верующий христианин и проповедник духовной свободы и честности мысли и уважения к научному мышлению, один из основателей «славянофильского» течения, и вместе с тем тесно связанный с западной культурой, педагог по призванию ... и рыцарь духа - вот как многосторонне проявилась его богатая личность

 

 

 

 

 

Скачать весь Персональный сайт А.С. Хомякова одним rar-файлом 716 кб

http://rospil.ru/ru01/1_personal_sites/khomiakovas_site.rar

 

Эпиграфы

 

"Мы России не знаем!" - А.С. Хомяков

"Мы не знаем страны, в которой мы живём!" - Ю.В. Андропов

 

О А.С. Хомякове

 

       Самый чистый и самый благородный из великих людей новой русской истории.- П.А. Флоренский

 

       Колумбом, открывшим Россию, называли Хомякова. К. Бестужев-Рюмин сказал: "Да, у нас в умственной сфере равны с ним только Ломоносов и Пушкин. Мы же берем для себя великой целью слова А.С. Хомякова: "Для России возможна только одна задача - сделаться самым христианским из человеческих обществ".

 

       Алексей Степанович Хомяков был талантливый живописец, оригинальный богослов, философ, историк, острый публицист, создатель специфической теории раннего славянофильства (не надо путать с поздним, светским; это было раннее церковное, христианское славянофильство). Человек, оцененный всеми, в том числе противниками, которые очень уважали его, даже любили; например, А. И. Герцен пишет о нем с восхищением. Однако, несмотря на свою открытость к людям, Хомяков был плохо понят, его богословские сочинения были отвергнуты церковной цензурой, большинство из них издавалось на Западе, еще при жизни автора. - А. Мень

       Ильей Муромцем, разившим всех со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков... Ум сильный, подвижный, богатый средствами и неразборчивый на них, богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами... Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие Богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста... Хомяков знал очень хорошо свою силу и играл ею; забрасывал словами, запугивал ученостью, надо всем издевался, заставляя человека смеяться над собственными верованиями и убеждениями, оставляя его в сомнении, есть ли у него у самого что-нибудь заветное... в несколько восточных чертах его выражалось что-то затаенное и какое-то азиатское простодушное лукавство вместе с русским себе на уме. - А. И. Герцен

 

       Что была за натура, даровитая, любезная, своеобразная! Какой ум всеобъемлющий, какая живость, обилие в мыслях, которых у него в голове заключался, кажется, источник неиссякаемый! Сколько сведений, самых разнообразных, соединенных с необыкновенным даром слова, текшего из его уст живым потоком! Чего он не знал? Не было науки, в которой Хомяков не имел бы обширнейших познаний, о которой не мог бы вести продолжительного разговора со специалистами... И в то же время писал он проекты об освобождении крестьян, распределял границы американских республик, указывал дорогу судам, искавшим Франклина, анализировал до мельчайших подробностей сражения Наполеона, читал наизусть по целым страницам из Шекспира, Гете или Байрона, излагал учение Эдды и буддийскую космогонию... - М.П. Погодин

 

       Религиозные, исторические, общественные, эстетические воззрения и предпочтения Хомякова складывались на основе энциклопедических познаний едва ли не всех областей человеческой деятельности и науки. Как и многие славянофилы, он был блестяще образованным человеком, знал множество языков, мировые религии, лингвистику, писал по-французски богословские трактаты. Хомяков хорошо разбирался в экономике, разрабатывал проекты освобождения крестьян и усовершенствования сельскохозяйственного производства, изобрел дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением, гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны. Одаренный художник, портретист и иконописец, известный поэт и драматург - таковы еще ипостаси личности Хомякова, о котором его единомышленник А.И. Кошелев писал: "Он не был специалистом ни по какой части, но все его интересовало, всем он занимался, все ему было более или менее известно и встречало искреннее сочувствие. Обширности его сведений особенно помогала, кроме необходимой живости ума, способность читать чрезвычайно быстро и сохранять в памяти навсегда им прочитанное".

 

Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь чист.

 

 

писал о А.С. Хомякове мемуарист Д.Н. Свербеев.

 

 

       Философско-исторические и социально-нравственные выводы Хомякова не только глубоки, но и чрезвычайно актуальны, а их духовное и практическое освоение в наше смутное и переходное время может принести действительную пользу. Его мысли о соборности как о "свободной и разумной любви", о любви как должном состоянии личности и "высшем законе" во взаимоотношениях людей, о нигилизме "умственной жизни" без "жизни нравственной", а юриспруденции без оживляющей ее совести, о противопоставленности основанного на вере "цельного знания" ("живознания", "зрячего разума") и разлагающе-раздробляющего позитивизма отвлеченного рассудка, об "иранстве" и "кушитстсве" как двух противоположных (духовного и вещественного) принципов мировой истории, о росте "мерзости административности" при снижении роли соборного и земского начал и многие другие могут служить путеводной нитью для того, чтобы задуматься над истинным направлением разрешения кажущихся неразрешимыми проблем. Хомяков сформулировал много "законов" духовной жизни, и реальное постижение (и практическое осуществление проповедниками всяческого добра и света) хотя бы одного из них (вроде нижеследующего: "высшее начало, искаженное, становится ниже низшего, выражающегося в целости и стройной последовательности") способно во многом изменить нашу жизнь. - Борис Тарасов

       Вот яркая характеристика личности Хомякова, данная в позднейших заметках его старшей дочери Марии: "А.С. любил всякое состязание (соревнование), словесное, умственное или физическое: он любил и диалектику, споры и с друзьями, и знаком<ыми>, и с раскольник <ами> на Святой (в Кремле), любил и охоту с борзыми, как природн<ое> состязание <...> любил скачки и верх<овую> езду, игру на биллиарде, шахматы и с дер<евенскими> соседями в карты в длинные осенние вечера, и фехтование, и стрельбу в цель. И всегда почти брал призы за стрельбу <...> Вообще он любил жизнь и все богом созданное, и всякую искру человеческой радости. <...> С ним никогда не было скуки, и я помню, как каждый, и большой и малый, и умный и простой, увлекались его разговором. Помню, как горячо с ним спорили такие люди, как Пав<ел> Ник<олаевич> Рыбников, кот<орый> поступил к нам неверующим и почти нигилистом, - и как они скоро подпадали под его влияние. Несмотря на свой небольшой рост, он был очень силен, ходил далеко и очень быстро и особенно был он силен руками; между прочим, я помню, что он брался за вертикальный брусок двери руками за края, одной рукой выше, другой ниже, - и вытягивался горизонтально на воздухе; сила в руках у него была необычайная".

 

       Хомяков, как я его понимаю, исполин в деле мысли, какого мне не случалось не только встречать, но даже какого я и вообразить был не в состоянии. Когда я переношусь мысленно к нему, передо мною всегда является Микель-Анджело Буонаротти, сила необъятная, самостоятельность во всем, когда нет... ни повода к мысли о подражательности или заимствовании, везде он сам со своею гигантскою личностию; за что ни берется (а берется за все), везде первенствует своею силою... Ясность, правда, прямота, сила мысли, быстрота ее, все таково у Хомякова, что только бы еще силы, чтоб справиться с собственными силами! -

славянофил Федор Чижов (1811-1877)

 

Из А.С. Хомякова

 

       Разумное развитие народа есть возведение до общечеловеческого значения того типа, который скрывается в самом корне народного бытия.

       Все прекрасное, благородное, христианское нам необходимо, как свое, хотя бы оно было европейское.

 

       Я и теперь еще люблю Запад, я связан с ним многими неразрывными сочувствиями. Я принадлежу ему моим воспитанием, моими привычками жизни, моими вкусами, моим спорным складом ума, даже сердечными моими привязанностями.

 

       Логика истории произносит свой приговор над духовной жизнью Западной Европы.

 

       Зап. Европа развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е. христианства, односторонне понятого.

 

       В Европе стали говорить и писать о России. И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили? ... ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того бы желал человек от человека.

 

       Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде пред этою самостоятельной силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов. Отказать нам в наших правах они не могут: мы для этого слишком сильны; но и признать наши права заслуженными они также не могут, потому что всякое просвещение и всякое духовное начало, не вполне еще проникнутые человеческою любовью, имеют свою гордость и свою исключительность. Поэтому полной любви и братства мы ожидать не можем, но мы могли бы и должны ожидать уважения.

 

       Есть ли у кого из народов Европы, кроме шотландцев, подобные нашим легенды и песни? У кого столько своей, родной души? Откуда льются эти звонкие, непостижимые по полноте чувств, голоса хороводов? Прочтите сборник Кирилла Данилова древнейших народных преданий-поэм. У какого христианского народа есть Нестор? У кого из народов есть столько ума в пословицах? А пословицы не есть ли плод пышной давней народной жизни?

       Наша ученическая доверчивость все перенимает, все повторяет, всему подражает, не разбирая, что принадлежит к положительному знанию, что к догадке, что к общечеловеческой истине и что к местному, всегда полулживому направленно мысли; но и за эту ошибку нас строго судить не должно.

 

       Принимая все без разбора, добродушно признавая просвещением всякое явление западного мира, всякую новую систему и новый оттенок системы, всякую новую моду и оттенок моды, всякий плод досуга немецких философов и французских портных, всякое изменение в мысли или в быте, мы еще не осмелились ни разу хоть вежливо, хоть робко, хоть с полусомнением спросить у Запада: все ли то правда, что он говорит? все ли то прекрасно, что он делает?

 

       Чей прогресс, прогресс чего именно? Может усовершенствоваться наука, а нравы могут упадать и страна опять-таки гибнуть. Где же тут прогресс страны? Прогресс есть слово, требующее субъекта. Без этого субъекта прогресс есть отвлеченность или, лучше сказать, чистая бессмыслица.

 

       По убеждению Хомякова, русские виги в лице Петра Великого и его последователей опрометчиво отбросили корневые ценности отечественного торизма — "Кремль, Киев, Саровскую пустынь, народный быт с его песнями и обрядами и по преимуществу общину сельскую". А это в перспективе грозило социальными напряжениями и кровавыми катастрофами, что и было подтверждено дальнейшей историей.

 

В твоей груди, моя Россия,
Есть также тихий, светлый ключ;
Он также воды льет живые,
Сокрыт, безвестен и могуч.

 

 

 

 

Произведения А.С. Хомякова

 

   К сожалению, из обширного творческого наследия А.С. Хомякова (как и большинства выдающихся русских мыслителей) опубликовано в печати пока что очень мало, а в Интернете и того меньше. Создаётся такое впечатление, что кому-то очень мешают глубокие и честные мысли великих русских мыслителей.  Поэтому придётся восполнять этот недостаток публикацией материалов о А.С. Хомякове и его трудах, в первую очередь тех, где даётся подробный разбор и анализ его работ. По мере их нахождения и подготовки этот Персональный сайт будет регулярно обновляться.

 

В современной России А.С.Хомяков практически неизвестен. Его мало издают, память о нём не хранят.

В Интернете почти нет ничего из произведений этого выдающегося сына Русского народа. Публикаций в  Сети о первом русском философе и социологе на порядок больше, чем его собственных трудов в Интернете. Только Русское зарубежье ещё помнит и почитает великого нашего соотечественника.

 

Церковь одна

Скачать rar-файл 87 кб

http://download.file2you.net/hcjmh2kjmyrt/khomiakovas_cerkovj_odna.rar.html

 

Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях

Скачать rar-файл 66 кб

Труды А.С. Хомякова. Сборник 1.

Скачать rar-файл 30 кб
СОДЕРЖАНИЕ:

Вера и дела
Вера и исследование
Несколько слов о Философическом письме

Подражание Европе

Размышления о России и Западе

 

Труды А.С. Хомякова. Сборник 2.

Скачать rar-файл 600 кб
СОДЕРЖАНИЕ:

В.А. Кошелев. Парадоксы Хомякова

РАБОТЫ ПО ИСТОРИОСОФИИ

«Семирамида» (Исследование истины исторических идей>)

ИСТОРИОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Несколько слов о философическом письме

(напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же Н.)

О старом и новом 

[О зодчестве] 

Черты из жизни калифов 

Вместо введения {к «Сборнику исторических и статистических сведений о России и о народах, ей единовременных и единоплемнных»

Возражения на статью г. Грановского

Ответ г. Хомякова на ответ г. Грановского

[Заметки о «Слове о полку Игореве»]

[Предисловие к «Русской беседе»] 

Замечания на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление»

Примечания

 

Труды А.С. Хомякова. Сборник 3.

Скачать rar-файл 330кб
СОДЕРЖАНИЕ:
Работы по богословию
Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях.
Письма

 

Публикации о А.С. Хомякове

 

Сборник статей о А.С. Хомякове

29 статей: биографические справки и очерки жизни, анализ философских, социологических, богословских трудов мыслителя, литературного творчества, славянофильского учения и т.п.

Скачать rar-файл 340 кб

 

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков

Оглавление:
Предисловие.
Глава I. Истоки славянофильства.
Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность.
Глава III. Хомяков как богослов. Учение о Церкви.
Глава IV. Хомяков как философ. Гносеология и метафизика.
Глава V. Философия истории Хомякова.
Глава VI. Учение Хомякова об обществе и государстве.
Глава VII. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании.
Глава VIII. Значение Хомякова. Судьба славянофильства.
Скачать rar-файл 115 кб

С.С. Хоружий. Алексей Хомяков и его дело

Скачать  rar-файл 84 кб

 

 

 

Скачать весь Персональный сайт А.С. Хомякова одним rar-файлом 716 кб

http://rospil.ru/ru01/1_personal_sites/khomiakovas_site.rar

 

 

 

 


 

 России

 

А.С. Хомяков

 

"Гордись! - тебе льстецы сказали: -
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озера..."
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук степей,
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись -
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великой,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках алтайских дикарей;
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? и где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!

И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол творца прияла ты,-
Тебе он дал свое призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему - и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный -
Прозрачный вышнего покров!

1839

 

 

"Россия сосредоточивается!"

(Знаменитая фраза князя А.М.Горчакова, министра иностранных дел России. 1856)

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала