Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Главная   Гостевая   Новости портала   О портале   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Библиотека "Россия"

 

Русская мысль

 

НАРОЧНИЦКАЯ Наталия Алексеевна

 

"В Европе, особенно в Дании, давно стало привычным глумиться над всем, что дорого".

 

В самых разных уголках планеты возмущенные мусульмане громят европейские посольства, жгут флаги и отказываются от импорта товаров из Старого света. Поводом к недовольству исламистов послужила скандально известная "история с карикатурами".
Возможно ли, что "карикатурный скандал" намеренно спровоцирован США и Европой для создания образа врага из исламского мира и последующего объявления войны Ирану? Не совсем так. Хотя не исключаю, что это на руку Западу и, может быть, на его развитие и повлиял этот замысел. Ведь в Европе, особенно в Дании, давно стало привычным глумиться над всем, что дорого. Но что меня особенно возмутило - это отказ руководства Дании принести извинения, якобы, мотивируя это тем, что у них свобода прессы. Тем не менее, международное право предполагает извинение государства в тех или иных случаях. Например, самолет, принадлежащий частной авиакомпании, терпит крушение, падает и разрушает дом на территории другого государства. В этом случае само государство ни при чем. Это форс-мажорные обстоятельства, и за них принято приносить извинения. Это своего рода формальность, но она снимает с государства, с нации вину за эту "неловкость" и оставляет ее на совести тех, кто это сделал. Извиниться, мне кажется, надо было, потому что глумиться над святынями какой-либо религии недостойно человека. А свобода - это свобода, в том числе и совести. Значит, надо позволять в этой свободе быть христианином, мусульманином и т.д. А это предполагает уважение к их святыням. Ведь у нас то же самое происходит. Вспомните скандал с антихристианской выставкой. "Свободу" можно понимать по-разному: "я свободен - меня никто не может унизить", "я свободен - я могу кого угодно унизить, могу совершать любое безобразие, хамство" и т.д. Вот такие два толкования свободы и приводят к подобным ситуациям. То, что сейчас происходит, конечно, очень сложное явление. Туда действительно наслоилось очень много всего.
Использование этого инцидента идет с обеих сторон: и с западной, и с мусульманской. Это очень хороший урок, как важно не совершать таких вещей, чтобы не давать дополнительные поводы ни одной из сторон, которые играют с огнем, нагнетать обстановку. Нашей стране, которая является многоконфессиональной нужно думать об этом.
Закрывать глаза на то, что идет межцивилизационное соперничество, конечно, нельзя. Вспомним, мир не единожды был свидетелем тех огромных процессов во времена войн между католиками и протестантами, когда население Центральной Европы фактически было истреблено под лозунгом "Чья страна, того и вера". И Европа первая прошла этот путь. Сейчас безумно расширяется мощь исламской цивилизации: она уже демографически выросла, она представлена финансовыми и нефтяными гигантами Ближнего Востока, в ней есть серьезные силы и энергетика к расширению. А такая энергетика всегда рождает и диссидентские, и экстремистские течения, как это было в Европе, когда она совершила географические открытия, когда она мощно развивалась, когда начался промышленный переворот. Все то же самое. Беда западной цивилизации в том, что она утратила собственные святыни и поэтому является менее уязвимой. Вспомним события во Франции. Мигранты не потому опасны, что их много и они другие, а только потому, что у самой Франции нет никаких святынь, есть только права и компьютерные кнопки. И эти права наполняются чужими святынями. А если бы они (святыни) были - никакие мигранты не были бы страшны.
Россия вышла на арену мировой истории, безусловно, как лицо православной цивилизации. Но, тем не менее, это цивилизация, в которой, по сравнению с другими мирами, действительно конструктивно развивалось историческое сотрудничество и сотворчество разных вер. В дружине Киевского князя еще до христианства (пишет Ключевский) был целый "интернационал", чего никогда не было в Западной Европе, которая с самого начала шла по пути создания мононациональных и моноконфессиональных государств. У России уникальный опыт мирного сосуществования и сотворчества, и она до сих пор при относительном спокойствии всех взаимоотношений является такой моделью.
Каждый может молиться своим богам, но принадлежность целому - есть источник ценности. Очень важно соблюсти какое-то равновесие, не утрачивая свои святыни. Без освященных высокими идеалами целей бытия национальное чувство как раз и вырождается в зоологический этноцентризм. Не надо бояться религиозного воспитания. Пусть лучше мусульман учат исламской культуре наши муфтии, чем придут ваххабиты с диссидентскими учениями. Пусть наших детей учат православные воспитатели, иначе мы будем видеть зоологический непонятный всплеск чувств, а дети не будут понимать, против кого он идет. Православное воспитание вообще внушает человеку смысл христианской жизни. А в чем он? Искать спасение через преодоление собственных грехов. Какое же тут чувство превосходства над другой личностью и тем более одной нации над другой?
"KM.ru"

Источник: http://www.rodina.ru/

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала