Всем поварам нравится посуда rondell официальный сайт расскажет подробнее, заходите.

Институт России  Портал россиеведения 

 http://rospil.ru/

 

 

 

Каталоги  Библиотеки  Галереи  Аудио  Видео

Всё о России  Вся Россия  Только Россия  

Русология   Русословие   Русославие

 

Персональные сайты

выдающихся русских  мыслителей

(Собрания сочинений, статьи об их авторах с аннотациями и примечаниями) 

 

в разделе

 

Русская мысль

http://rospil.ru/

allmenu/thought.htm

Новости раздела

 

Теперь можно скачать в упакованном виде все книги, сборники и др. крупные файлы, а также целые собрания сочинений каждого из указанных ниже авторов. Все ссылки прямые, без лишней беготни по страницам сайта.

 

 

 

Данилевский

Николай Яковлевич

http://rospil.ru/ru01/

danilevsky/danilevsky_index.htm

 


 

Зиновьев

Александр Александрович

http://rospil.ru/thought/

zinovjevaa/zinovjevaa--1.htm

 


 

Кожинов

Вадим Валерианович

http://rospil.ru/ru01/

kozhinov/kozhinov_index.htm

 


 

Солоневич

Иван Лукьянович

http://rospil.ru/thought/

solonevich/solonevich_index.htm

 


 

Тихомиров

Лев Александрович

http://rospil.ru/ru01/

tihomirov/tihomirov-index.htm

 


 

 

 

 

 

 

Главная   Гостевая   Каталог "Россия в зеркале www"

 

Мы любим Россию!

 

Русская мысль

 

СОРОКИН Питирим Александрович

 

Персональный сайт

 

Меню сайта:  1  2 

 

Более 70 лет великие идеи и достижения Питирима Сорокина оставались достоянием зарубежной социологической и философской мысли. Выдающийся русский ученый, корифей социологической мысли XX века, заложивший фундамент парадигмы обществоведения ХХI века лишь недавно занял достойное место в современной российской науке. Его работы входят в обязательную программу знаний социологов, философов, культурологов, политологов, общественных деятелей.

 

 

 

 

 

О книгах П.А. Сорокина

 

В сравнении с превосходным трудом Сорокина труды Конта, Спенсера, Парето и Шпенглера
выглядят произвольными и надуманными - Л. фон Визе

 

Социологов-эмпириков смущало обилие философии, тяга к пророчеству, смелая ломка многих традиционных представлений. За социологическим изучением творчества в истории видели только «философию истории», соперничество с другом П. Сорокина - А. Тойнби. Философам и академическим историкам не нравилось вторжение количественных приемов в сферу духовного творчества, «измерение» творчества и бесконечные ряды графиков и таблиц, обилие сухого цифрового материала, разрушающего плавность традиционно построенных текстов. Политологам не импонировала умная и злая критика современной умирающей «чувственной» культуры, ее эгоистической политики, сексуальной революции, увлечений патологиями. Его обвиняли в «атаке на идею прогресса». Обыватели разных профессий и возрастов, захмелевшие от идеологии потребительского общества, получили с выходом «Динамики»
сильный пинок под зад. И всем вместе не хотелось ощущать себя продуктами «умирающей» культуры

Jonston B.V. Pitirim A.Sorokin. An Intellectual biography. Lawrence, Kans.: Univ. Press of Kansas, 1995.

 

Но и критики, и сторонники (самым настойчивым пропагандистом идей П. Сорокина стал известный английский культуролог Ф. Коуэлл) признавали, что по обилию смелых гипотез другой подобной
книги в современной социологической литературе нет.

Голосенко И.А., проф. Шедевр социологии Русского Зарубежья XX века

 

Цитаты из трудов П.А. Сорокина

 

Для хорошей игры великой и волнующей драмы, носящей название "История России", прежде всего, нужны "Божьею милостью" наследственные актеры. На их подбор, тренировку, правильное распределение ролей, сообразно их талантам - вот на что должно быть обращено главное внимание. Без хороших актеров - декорации и "фасады" не спасут. Питирим Сорокин (1889-1968), великий русский мыслитель, социолог

 

Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений, мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей... Только тогда, когда мы познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями. Питирим Сорокин  1920 г.

 

"Не будь войны и революции - Россия 1922 года была бы процветающим духовно и материально государством... Но пришли эти явления, и блестящее развитие было прервано... отброшено назад на 2 столетия... Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 1890 годов XIX века, мы развивались во всех отношениях - и в материальном, и в духовном - с такой быстротой, что наш темп развития опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономическое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышленность и торговля, финансы государства находились в блестящем состоянии, росла автономия права и самодеятельность народа, могучим темпом развивалась кооперация, уходили в прошлое абсолютизм, деспотизм и остатки феодализма. Исчезла безграмотность, народное просвещение поднималось быстро, процветала наука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным in extenso и глубоким по интенсивности". Питирим Сорокин "Современное состояние России".

Нравственный распад проник в самую глубину наших душ. Человек человеку стал волком. Всякий заботится только о себе и старается урвать кусок только себе. Какое еще нужно доказательство морального разложения государства! С какой бы стороны мы не подошли к России - вывод получим один: государство наше как нечто единое перестало существовать. Оно распалось и горизонтально, в смысле территориального целого и единой нации, и вертикально - в смысле единого аппарата с законодательными, судебными, административными функциями. Почему не видно здоровой реакции? Почему наблюдается полное бездействие? Почему, махнув на все рукой и успокоив себя тем, что "авось кривая вывезет", народ плывет по течению к бездне, пока лодка в один прекрасный день не будет опрокинута? Почему не видно живой воли, яркого ума и твердой руки? Почему ни удары поражений, ни экономический кризис не могут вызвать ни единодушия, ни героизма, ни энтузиазма, ни жертвенности, ни воли к жизни. Питирим Сорокин  "Современное состояние России".

 

Россия дошла до последних пределов развала. Разруха дошла настолько далеко, что государственный организм почти весь разрушен. Единого государства и единого общества больше нет, поскольку нет главного, нет единой государственной власти, государственного аппарата с едиными законами и нормами права, обладающими принудительными полномочиями. Питирим Сорокин "Существует ли единая Россия?".


"Устройство любого общества, совершенство его социальной жизни, духовное и материальное процветание и, наконец, его исторические судьбы зависят прежде всего от природы, свойств и поведения членов этого общества. Из дурного материала хорошего здания не построишь". "Люди, люди - это самое главное. От них зависит, превратят ли они подаренный им судьбой дворец в "свинарник" или простую хижину - в чистое и благоустроенное жилище. Поэтому необходимо концентрировать внимание на людях"."Природа, свойства и поведение как индивида, так и целого общества представляют следствие двух основных причин - наследственности и среды, в которой он родился, вырос и живет. Если у человека или целого народа нет положительно, наследственно полученных даров - никакая среда не может сделать их талантливыми или выдающимися по своим свойствам... От "наследственного фонда" зависит рост, сложение, сила, здоровье и целый ряд других антропосоматических свойств народа, от него же зависят и его "духовные" качества: воля, темперамент, навыки, склонность и умственная одаренность" Питирим Сорокин  "Современное состояние России".

 

Граждане России! Довольно спать и довольно молчать. Пора проснуться и понять, что без твоего спроса решают твои судьбы и судьбы твоих поколений! Для тех, кто не упал духом, кто еще сохранил любовь к родине, кто еще считает своим долгом бороться за свободу, ответ один: нужно Россию строить заново.  Чудодейственных лекарств для русской болезни нет. Болезнь русского народа - не столько внешняя, сколько внутренняя". "Задачу прочного возрождения России и русского народа, увеличения его материального и духовного благосостояния нужно решать, избегая всяких чудесных и быстродействующих рецептов. Их нет в научной медицине, нет их и в социальной медицине". Питирим Сорокин 

 

Соблюдение, по крайней мере, минимума элементарных морально-правовых принципов есть такая же необходимость для экономического процветания общества, как наличие хороших организаторов, предпринимателей и капитала. Сохранение и усиление уцелевшего в России положительного биологического фонда; создание общественной среды, обеспечивающей максимальное развитие способностей каждого, стимулирующей развертывание его индивидуальных склонностей и талантов и тормозящей его порочные свойства; размещение населения в социальной пирамиде по его способностям - таковы три связанные друг с другом условия, необходимые для прочного возрождения России... Без первого - эффекты вторых будут недолговечными и эфемерными. Питирим Сорокин 

 

Хорошо и прочно строится то, что и строится исподволь и постепенно, а не "по щучьему велению", не путем конвульсивных и смелых разрушений старого дочиста. Питирим Сорокин 

 

Судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великую конституцию и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития. Питирим Сорокин 

   

 

 

Книги П.А. Сорокина

 

Сорокин Питирим Александрович. Дальняя дорога. Автобиография

Скачать rar-файл 285 кб  
Читателю впервые предлагается перевод автобиографии виднейшего социолога современности Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), изданной а США в 1963 году. П. А. Сорокин родился, получил образование и работал до 1922 года в России. Идейная оппозиция новой власти привела его к высылке из страны вместе с другими выдающимися учеными и писателями. С 1923 года жил и работал в США. Автобиография - интереснейшее и живое свидетельство, оставленное нам не только ученым, но и крупным деятелем партии эсеров, секретарем по науке и образованию Временного правительства. Особую притягательность книге придают сокровенность воспоминаний Сорокина, его личностное восприятие, оценка людей, исторических событий, современником и участником которых довелось ему быть.

Сорокин Питирим Александрович.  Современное состояние России
Скачать rar-файл 108 кб  
Прошло только восемь лет с 1914 г. "Испепеляющие годы". Поистине "мало прожито, но много пережито". Испытан целый цикл исторических превращений. Пережиты самые полярные состояния общественного уклада, социальных процессов и массовых настроений... Мы знали высочайшие вершины героизма и бездонные пропасти греховности... испепеляющий восторг и смертную тоску, упоение творчества и сладострастие разрушения... Безграничную жертвенность и необузданное себялюбие... Поднимались на гребни исторических валов и падали в бездну...
Испытано все, что может испытать в течение одной жизни поколение. В течение восьми лет мы не жили, а бились в необузданной лихорадке, горели в буйном опьянении и сжигали себя в диком сладострастии.
Теперь температура падает. Пьяный угар проходит... Наступает пора нормальной жизни, а вместе с ней и необходимость трезвого учета реальной обстановки... Приходится брать в руки книгу "доходов и расходов" и подводить баланс за эти годы.
Попробуем это сделать. Проникнемся психологией самого аккуратного бухгалтера и попытаемся с его сухостью и точностью подвести итоги. Они таковы в основных чертах.


 

Сборник главных произведений П.А. Сорокина

 

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество

 

Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.· Политиздат, 1992. — 543 с.
ISBN 5—250—01297—3

В сборнике впервые осуществлена попытка дать целостное представление о творчестве одного из основоположников русской и американской социологических школ — Питирима Александровича Сорокина (1889—1968) В издание включены сочинения по культурологии, социально-политической, социологической и философской проблематике, написанные в России, а также переводы наиболее известных pa6oт,  отражающих почти полувековой период его исследований в США.

 

Скачать весь Сборник одним rar-файлом 520 кб

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Предисловие: А. Ю. Согомонов. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

СОЦИОЛОГИЯ № 1

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД ОБ ОСНОВНЫХ ФОРМАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОРАЛИ
Социальное явление
Классификация актов поведения
Преступление и подвиг
Наказание и награда
Влияние кар и наград на поведение человека
Социальная роль кар и наград

СТРУКТУРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ  (пер. С. А. Сидоренко)
Социология как наука
Развитие социологии
Родовая структура социокультурных явлений

РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

БОЙНЯ: РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА  (пер. А. Ю. Согомонова)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА
Национальность, национальный вопрос и социальное равенство
Проблема социального равенства и социализм

СОЦИОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ  (пер. А. Ю. Согомонова)

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ  (пер. А. Ю. Согомонова)
Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция
Социальная стратификация
Экономическая стратификация
Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации
Политическая стратификация
Профессиональная стратификация
Социальная мобильность, ее формы и флуктуации
Каналы вертикальной циркуляции
Механизмы социального тестирования, отбора и распределения индивидов внутри различных социальных страт

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ
(пер А Ю Согомонова)
Диагноз кризиса
Кризис изящных искусств
Кризис в системах истины наука, философия и религия
Кризис этики и права

ИЗ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ПРИНЦИП СЧАСТЬЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ФАКТОРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ПРОГРАММА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ

ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

 

Скачать весь Сборник одним  rar-файлом 520 кб

 

 

------------------------------------
Сборник взят с сайтов:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Sorokin/index.php
http://abuss.narod.ru/ZIP/sorokin.rar

 

 

 


 

22 статьи П.А. Сорокина

 

Все статьи в формате PDF

Первоисточник - Федеральный образовательный портал ECSOCMAN.EDU.RU

Один из лучших ресурсов о России http://www.ecsocman.edu.ru/



Страницы из русского дневника Часть 1. Январь—февраль 1917
П.А.Сорокин
Рубеж (альманах социальных исследований). 1991. № 1. С. 57-73
Данная работа П. Сорокина включает дневниковые записи, которые он вел в 1917—1922 г.г. — наиболее бурный период российской истории, участником и свидетелем которого он был. Эмигрировав из Советской России, автор издал дневник в 1924 г. Затем уже в 1950 г. он вернулся к нему: дополнил предисловием и новой частью, представляющей собой фактически самостоятельную работу. О ее содержании говорит уже сам заголовок: «Тридцать лет спустя. Русская революция как гигантский успех и колоссальный провал». В данном номере альманаха «Рубеж» вниманию читателей предлагается первая часть дневников «1917>, дающая яркое представление о Сорокине как политическом деятеле. Текст приводится с небольшими сокращениями.
Перевод с английского выполнен по книге P. A. Sorokin. Leaves from a Russian. Diary and Thirty Years After. N. Y., 1970.
Скачать PDF [352  Кбайт]



Страницы из русского дневника. 1917 г. Часть 5. 1921 — 1922 гг.
П.А.Сорокин
Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 2. С. 3-18. 
Данная работа П. Сорокина включает дневниковые записи, которые он вел в 1917—1922 г.г. — наиболее бурный период российской истории, участником и свидетелем которого он был. Эмигрировав из Советской России, автор издал дневник в 1924 г. Затем уже в 1950 г. он вернулся к нему: дополнил предисловием и новой частью, представляющей собой фактически самостоятельную работу. О ее содержании говорит уже сам заголовок: «Тридцать лет спустя. Русская революция как гигантский успех и колоссальный провал». В данном номере альманаха «Рубеж» вниманию читателей предлагается первая часть дневников «1917>, дающая яркое представление о Сорокине как политическом деятеле. Текст приводится с небольшими сокращениями. Перевод с английского выполнен по книге P. A. Sorokin. Leaves from a Russian. Diary and Thirty Years After. N. Y., 1970.
Скачать PDF [151 Кбайт]


Забытый фактор войны
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1999. № 11. С. 3-12.
Статья завершает цикл публикаций, приуроченных к 100-летию со дня рождения Питирима Сорокина (см. СОЦИС, 1998, № 12; 1999, № 5,6,7). Данная статья опубликована в “American Sociological Review” (1938, № 4). Исходя из принципов современных социальных наук, автор предлагает свои критические заметки о существующих теориях причин войны и отмечает внутреннюю несовместимость многих из них. Автор критически рассматривает имеющиеся версии о причинах войн. Рассматриваются графики соотношений между внутренними беспорядками и величиной потерь на протяжении истории человечества – В древних Греции и Риме, в Римской империи и Европе с Х11 по Х1Х в. Отмечена важность в анализе факторов войн паутины социальных отношений и системы культурных ценностей. Делается вывод, что всегда, когда в отношениях государств или социальных групп система соответствующих социальных отношений и культурных ценностей обнаруживает тенденцию к развалу, беспорядку или неопределенности, такое изменение повышает шанс войны. Обратные тенденции повышают шансы к миру во взаимоотношениях.
Скачать PDF [353 Кбайт]



Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства
П.А.Сорокин
Социологические исследования. Февраль 1994. № 2. С. 3-15.
Журнал «Социологические исследования» опубликовал несколько материалов из личного фонда П.А. Сорокина (1889-1968), хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации. Относятся они в основном к периоду становления молодого ученого.
Между тем, в российских архивах находится много статей П.А. Сорокина, которые не смогли выйти в печать из-за цензуры большевистского правительства в то время, когда П.А. Сорокин был уже зрелым ученым.
Одна из таких статей - «Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства» написана незадолго до высылки ученого за границу и предназначалась к публикации, по-видимому, в петроградском журнале «Артельное дело», поскольку была обнаружена нами в фонде главного редактора этого журнала - B.C. Миролюбива в ИРЛИ (Пушкинский дом).
Заголовок статьи говорит сам за себя.
Ее актуальность для нынешнего времени очевидна. Ныне, как и тогда, «социальные конвульсии в равной мере не желательны ни для власти, ни для народа».
Хочется, чтобы эти слова П.А. Сорокина были услышаны здесь, сегодня - в России.
Скачать PDF [261 Кбайт]

 


Колонизационные вожделения
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1990. № 2. С. 134-138.
Первая из известных нам работ Сорокина, датированная осенью 1909 г. В это время он учился на первом курсе Психо-Неврологического Института в Санкт-Петербурге. Статья 20-летнего студента написана в жанре публицистики, в ней критически освещаются некоторые аспекты деятельности экспедиции по изучению Печорского края, в которой он работал летом 1908-1909 годов. При этом, несмотря на очевидные недостатки, уже в этой ранней работе отчетливо просматривается индивидуальный стиль Сорокина.
Скачать PDF [264 Кбайт]



Социальное время: опыт методологического и функционального анализа
П.А.Сорокин, Роберт К. Мертон
Социологические исследования. Июнь 2004. № 6. С. 112-119.
Публикуемая статья впервые напечатана в "American Journal of Sociology" (Chicago, 1937, v. 42, № 5, p. 615-629)П. Сорокин в это время руководил отделением социологии, Р. Мертон - преподавал социологию в Гарвардском университете. Российские обществоведы ссылались на эту статью, но нам неизвестны ее публикации на русском языке.
Скачать PDF [258 Кбайт]


Программа по изучению зырянского края
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1990. № 2. С. 139-141.
Программа представляет собой вопросник, предназначенный для исследователей этнокультурных особенностей быта зырян. Образец применения методики этносоциологического подхода. В ней чувствуется большое влияние монографий Тейлора «Первобытная культура» и «Антропология». Публикуемый вопросник входил составной частью в более обширную программу, которая состояла из написанной Сорокиным основной части, приложения к ней, разработанного проф. А. Сидоровым, и списка рекомендованной литературы.
Скачать PDF [147 Кбайт]


Социализм и социальное равенство
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 2001. № 5. С. 105-109.
В статье, опубликованной в июне 1917 г., П.Сорокин писал, что только слепой может не видеть, процесс экономического уравнения остановится. Исторический паровоз давно уже вступил на определенные рельсы и чем далее, тем быстрее и быстрее начинает катиться по этим рельсам. Станция, к которой они ведут, носит название социалистического общества вообще, и общества, построенного на принципе экономического равенства, в частности.
Скачать PDF [169 Кбайт]


Самоубийство как общественное явление
П.А.Сорокин
Социологические исследования. Февраль 2003. № 2. С. 104-114.
Редакция продолжает знакомить читателей с малоизвестными в России работами одного из крупных социологов XX века П. А. Сорокина. Ниже публикуется полный текст изданной в 1913 г. брошюры П. Сорокина "Самоубийство как общественное явление" (Рига: Наука жизнь. 1913. 48 с.). Выражаем глубокую благодарность шведским коллегам Д. Вогере (Vdgero), Э. Стикли и И. Х. Мекинен (Makinen), приславшим нам факсимильное издание этой работы, помещенное в их книге "The Unknown Sorokin: his life in Russia and the essay on suicide" (Denny Vdgero (editor), Andrew Stickley, Ilkka Henrik Makinen, and Pitirim Sorokin. Stockholm. Sodertorns hogskola. 2002.154 S.).
Скачать PDF [296 Кбайт]


Социология вчера, сегодня и завтра
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1999. № 7. С. 115-124.
Статья представляет собой перевод доклада президента социологической ассоциации США ежегодному члену Ассоциации, сделанный в Чикаго в сентябре 1965 г. На основе выделенных сущностных характеристик автор делает диагноз состояния современной социологии. Так как в исследованиях делается упор прежде всего на микросоциологические проблемы, уточнение и верификацию методов и теорий, в социологической науке появилось огромное количество разнообразных и часто противоречащих друг другу течений социологической мысли. Это разнообразие обогащает наше знание многих важных аспектов социокультурной реальности. Предлагается прогноз контуров интегральной социологии будущего. Предлагается ряд принципов и предпосылок дальнейшего развития этой науки. Формулируются предложения, направленные на модификацию в методах изучения социальной реальности.
Скачать PDF [260 Кбайт]


Таинственная энергия любви Ч.1
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1991. № 8. С. 121-137.
Автор полагает, что наука до мировой войны 1914 г. гораздо сильнее проявляла интерес к изучению преступников и душевнобольных, чем святых и гениев; таких явлений, как борьба за существование, эгоизм и ненависть, чем таких, как взаимопомощь, любовь и сострадание. Пережитая катастрофа привела ученых к осознанию необходимости перемен. С точки зрения Сорокина, энергия альтруистической любви должна превратиться в один из важнейших предметов познания. Публикуемая работа посвящена анализу космически-онтологического, биологического и психологического аспектов творческой любви.
Скачать PDF [378 Кбайт]


Таинственная энергия любви Ч.2
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1991. № 9. С. 144-159.
Окончание. Начало см.: 1991, N 8. Говоря об энергии любви, автор имеет в виду ту силу, которая облагораживает, поддерживает и воссоздает биологическую, социальную и культурную жизнь человечества. В противоположность организованному производству физических энергий, основанному на знании физических, химических и биологических явлений, современные технологии производства любви все еще остаются в самой рудиментарной форме, корреспондируя с примитивной ручной технологией материального производства в племенах, не знающих письменности. Между тем, человечеству пришло время не только начать понимать природу, формы и причины любви, но также приложить усилия для проектирования более эффективных методов ее производства. Публикуемый фрагмент содержит перечень подобных методов, а также формулировку закона религиозной и моральной поляризации во времена катастроф. Этот закон Сорокин противопоставляет, с одной стороны, утверждению Фрейда, что бедствия и разочарования порождают единообразно агрессию, а с другой - древнему мнению, будто страдания единообразно ведут к моральному и духовному облагораживанию человека.
Скачать PDF [335 Кбайт]


Причины войны и условия мира
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1993. № 12. С. 140-148.
Основа внутреннего социального мира – наличие в данном обществе целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответствующих им норм поведения, считает выдающийся русский ученый. Поэтому во всех странах «минимум» войны и насилия и, соответственно, «максимум» мира и согласия приходится в точности на периоды высшего объединения и усвоения базовых норм всеми социальными группами, находящимися в общении. Естественно, привести к единству все религиозные, нравственные и юридические нормы невозможно, но вполне возможно сделать их совместимыми путем нравственного обобщения.
Скачать PDF [240 Кбайт]


Общие черты и различия между Россией и США
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1993. № 8. С. 133-145.
Публикация представляет собой выдержки из книги Sorokin P. Russia and the United States. 1944. Главный вопрос, поднимаемый в этом фрагменте – о роли социально-культурных сходств между странами в вопросе о войне и мире. Сорокин полагает, что, несмотря на очевидные различия между Россией и США, они сходы тем, что обе страны – это огромные континенты; что обе они разрастались, сравнительно мирными способами подчиняя себе окрестные земли; наконец, обе страны представляют собой плавильные тигли, в которых переплавляются различные расовые, национальные, этнические, культурные группы и народы. Эти факты автор рассматривает как весьма мощные основания для мирного развития отношений между СССР и США.
Скачать PDF [264 Кбайт]


Моя философия – интегрализм
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1992. № 10. С. 134-139.
Величайшая заслуга П. Сорокина перед наукой – в синтезе философии, социологии и истории. В отрывке содержится квинтэссенция его методологии интегрального подхода в авторской версии. «Интегральная система» – рассмотрение действительности как бесконечное бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, пространственных и лишенных пространства. Человек также постигается как интегральное существо, интуитивно стремящееся к высшей ценности – единству Правды, Добра и Красоты.
Скачать PDF [176 Кбайт]


Амнезия и новые колумбы
П.А.Сорокин
Перев.: В.И.Ильин (ориг.: английский)
Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 4. С. 48-61.
Гл. 1 из кн. P. Sorokin. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. Westport, Connecticut: Greenwood Press, Publishers, 1976.
Скачать PDF [568 Кбайт]


Обзор циклических концепций социально-исторического процесса
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1998. № 12. С. 3-14.
В разделе «Социологическое наследие» впервые на русском языке опубликована статья П.А.Сорокина, увидевшая свет в 1927 г. в журнале “Social forces”. Автор отмечает линейность концепций социально- исторических перемен второй половины Х1Х в. В отличие от них предлагается циклическая концепция социальных перемен и исторического развития. Излагаются основные циклические концепции исторических и социальных перемен, известные в истории мировой науки. Рассказывается о циклических теориях социально- исторических перемен Х1Х и начала ХХ в. Автор выделяет как периодичные, так и не периодичные циклы и ритмы. К первым относятся, например, сезонные флуктуации, бизнес циклы, ритмы рабочей недели, циклы политической жизни и т.д.; ко вторым – циклы изобретений, циклы социальных институтов и организаций, циклы догм, веры и идеологий и т.д. Все виды циклических концепций автор сводит в схему циклической концепции исторических и социальных перемен. Он считает изучение данной проблемы одной из важнейших задач современной социологии.
Скачать PDF [342 Кбайт]


Квантофрения
П.А.Сорокин
Рубеж (альманах социальных исследований). 1999. № 13-14. С. 4-35.
Перевод текста Quantophrenia // Sorokin P. Fads and Foible» in Modern Sociology and Related Sciences. Westport, Connecticut: Greenwood Press, Publisher». 1956. P. 102-130.

Великий социолог высмеивает бездумное, непрофессиональное использование математических, численных методов в социологических и других гуманитарных исследованиях.

Большинство исследователей "до сих пор не осознают той грубейшей ошибки, которую они совершают своим неутомимым околичествлением, своим скалированием нескалируемых явлений, ранжированием неранжируемых понятий, комбинированием и измерением переменных, совершенно не пригодных для комбинирования и измерения. Например, в случае множественной причинности им, кажется, не составляет труда скомбинировать, проскалировать и измерить относительную обусловливающую силу таких несопоставимых переменных, как флора и фауна, диапазон температур, половозрастной состав населения, господствующая религия, влияние политического режима, технологические факторы, даже хобби. Со своими скудными познаниями в математике и логике они не видят никакой сложности в этих проблемах и постоянно «решают» их при помощи своей «доморощенной» математики, логики и методов. Возможно, они не затруднились бы комбинировать и измерить относительную обусловливающую силу таких переменных, как конский хвост, жужжание пчелы, полет птицы, дыхание человека, религиозная проповедь, атомный взрыв, нервный срыв - что угодно".
" ... когда истинно количественный метод подменяется псевдоматематической подделкой; когда этот метод используется неверно, когда им тем или иным образом злоупотребляют; когда его прилагают к явлениям, которые на сегодняшний день количественному анализу не подлежат; наконец, когда он представляет собой манипулирование математическими символами в вакууме или простое переписывание математических формул на бумагу, безо всякой попытки привязать их к релевантным психосоциальным единицам, тогда такой подход дает осечку. При таких обстоятельствах использование математического метода превращается в пустую квантофреническую идею, не имеющую ничего общего с математикой и не дающую никакого нового знания о мире. В течение нескольких последних десятилетий метрофреническая идея с пагубными для них последствиями стремительно разрасталась в сфере психосоциальных наук, и теперь она угрожает потопить в своих темных водах множество неколичественных изысканий, равно как и множество изысканий истинно количественных. Приливная волна настолько высока, что современное состояние психосоциальных наук можно, не ошибившись, назвать веком квантофрении и нумерологии. Эта болезнь проявляется во многих формах и встречается в каждой области социологии, психологии, психиатрии и антропологии ..."
Скачать PDF [1.76 Мбайт]


Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером)
Сорокин П.А.

Переписка П.Сорокина с профессором Чикагского университета С. Харпером. Эпистолярное наследие и биографические материалы классиков мировой социологической мысли представляют несомненный интерес не только для специалистов.

Переписка Самуэля Харпера и Питирима Сорокина относится к 1923-1930 гг. и включает 6 писем С. Харпера и 14 писем П.А. Сорокина. С. Харпер – машинописный текст, П.А. Сорокин - автограф. Профессор Самуэль Харпер (1882-1943), сын первого президента университета Чикаго. Один из первых американских специалистов по России. Более четверти века преподавал в университете Чикаго русский язык и читал курс лекций о
политических институтах Советской России. Неофициальный советник ряда американских послов в Москве. Ведущий специалист Государственного департамента США в начале 20-х годов. Автор многочисленных книг о России, в том числе мемуаров "Россия, в которую я верю. 1902-1941 гг." (Чикаго, 1945). В переписке упоминается выдающийся русский экономист Н.Д. Кондратьев и обсуждается вопрос о его выезде в США в связи с начавшимся в Советской России террором. В письме к С. Харперу от 8 марта 1930 г. П. А. Сорокин
приводит фрагмент письма от Кондратьева, полученного нелегально через Финляндию с описанием условий жизни в СССР и трагического положения самого Н.Д. Кондратьева.
В переписке упоминаются также А. Гучков, М. Вишняк и другие известные представители российской  эмиграции. Оригиналы хранятся в архиве библиотеки Чикагского университета в
коллекции Самуэля Харпера (коробки 10-14). В письме П. А. Сорокина от 25 января 1925 г. отсутствует вторая страница. Я благодарю сотрудников Special collections the University of Chicago Library (Krista L. Ovist and Richard L. Рорр) за помощь в подготовке данной публикации и мистера David Parks (Waterford Michigan),  благодаря которым эта публикация стала возможна.
Скачать PDF [220 Кбайт]

 


Американские миллионеры и мультимиллионеры
П.А.Сорокин
Социологические исследования. Ноябрь 2003. № 11. С. 109-122.
Предлагаем читателям статью известного социолога, нашего соотечественника П. А. Сорокина. Печатаем ее по двум причинам. Во-первых, велико желание восполнить наше знание о его научных достижениях и довести до сведения социологов одну из оригинальных статей, неизвестных российской общественности. Во-вторых (что может более полезно), в методологических и методических целях: как, при помощи каких показателей исследуются представители одной из общественных страт - богатые люди. Это особенно важно, поскольку у многих социологов, берущихся за изучение этой темы, беден инструментарий, и выводы, которые они получают, имеют слабую информационную ценность. Надеемся, что опыт П. А. Сорокина поможет росту методологической культуры.
Скачать PDF [343 Кбайт]

Условия и перспективы мира без войны
П.А.Сорокин
Социологические исследования. 1999. № 5. С. 3-11.
Перевод статьи, написанной для социологического журнала Чикагского университета в 1944 г., когда общественность США активно обсуждала проблемы послевоенного мира. Основная мысль автора состоит в том, что в рамках современной культуры, при соответствующем ей типе общества и человека длительный мир невозможен. Для того чтобы его сделать возможным, необходимо создать новый тип культуры. В терминологии Сорокина, на смену чувственной (sensatе) культуре должна прийти идеационная (ideational). Статья содержит и сжатые характеристики обоих упомянутых типов культуры.
Скачать PDF [321 Кбайт]

 

Диалог из 1960-х: А. Тойнби - П.А. Сорокин
Арнольд Дж. Тойнби. Философия истории Сорокина
П.А. Сорокин. Критическое исследование Арнольда Дж. Тойнби
Социологические исследования. 2004. № 10. С. 14-26.
Публикация представляет собой выдержку из обмена мнениями между двумя виднейшими исследователями общества: Питиримом Сорокиным и Арнольдом Тойнби. В 1963 г. в США издана книга Рitirim A. Sorokin in Review (Ed. by P. Allen. Durham: Duke Univ. Press, 1963), в которой опубликованы приводимые в данном материале оценки Тойнби труда Сорокина и ответ Сорокина английскому историку и философу. В частности, о методологии П. Сорокина Тойнби пишет: "Использование Сорокиным "числового количественного" метода представления данных - одна из самых характерных, и спорных, черт его труда. ...иногда метод его подводит."
Скачать PDF [319 Кбайт]


 

 

Статьи Питирима Сорокина. Сборник 1

Скачать весь Сборник одним rar-файлом 205 кб

Все статьи в RTF

СОДЕРЖАНИЕ:

Сорокин Питирим. Диагноз кризиса
Сорокин Питирим. Заметки социолога. На распутьи
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Запаздывание
Сорокин Питирим. Заметки социолога. О причинах войны, об империализме, о теории факторов народничества и многом другом
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Больная Россия
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Возможна ли в России реакция
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Грядущее молодого поколения
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Новый уклон революции
Сорокин Питирим. Заметки социолога. О причинах войны, империализме и многом другом
Сорокин Питирим. Заметки социолога. О чем говорит террор большевиков
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Об обывателе и обывательщине
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Распыление революции
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Славянофильство наизнанку
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Словесный фетишизм революции
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Случайные невеселые параллели
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Существует ли единая Россия
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Трагедия революции
Сорокин Питирим. Заметки социолога. Три линии общественного водораздела и три основных фактора современных событий
Сорокин Питирим. Квантофрения
Сорокин Питирим. Кризис нашего времени
Сорокин Питирим. Ленин. Фанатик и антисоциальный экстремист
Сорокин Питирим. Обязанности власти и обязанности гражданина
Сорокин Питирим. Русская социология в XX веке
Сорокин Питирим. Социокультурная динамика и эволюционизм
Сорокин Питирим. Сумерки нашей чувственной культуры и ближайшие перспективы.
Сорокин Питирим. Циклические концепции социально-исторического процесса
Цитаты из П.Сорокина

 

 

Статьи Питирима Сорокина. Сборник 2

Скачать весь Сборник одним rar-файлом 100 кб

СОДЕРЖАНИЕ:

Сорокин П.А. Война и милитаризация общества
Сорокин П.А. Кризис нашего времени
Сорокин П.А. Отправляясь в дорогу
Сорокин П.А. Письмо в редакцию
Сорокин П.А. Рецензия на книгу Н. Бухарина Теория исторического материализма
Сорокин П.А. Самоубийство, как общественное явление
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность
Сорокин П.А. Социология как наука

 

 

 

 

 

О книге П.А. Сорокина «Главные тенденции нашего времени»

 

В этой работе Сорокин выделил три главные социальные тенденции: перемещение творческого лидерства человечества из Европы в Америку, Азию и Африку; распад чувственной (материалистической) культуры и переход к идеационной (религиозной) культуре; сближение капиталистического и коммунистического порядков и образов жизни и формирование более совершенного, чем капитализм и коммунизм, интегрального строя.


СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие
Выражение признательности
Глава первая. Три главные тенденции нашего времени
1. Перемещение творческого лидерства
2. Чувственный (sensate), идеациональный (ideational) и интегральный социокультурные типы общественного строя
Чувственная культура
Идеациональная культура
Интегральная культура
Вспышка войн, революций и преступлений как последствие дезинтеграции чувственного строя
Эпохальная борьба в науке
Интегральная концепция истинной и абсолютной реальности
Интегральная теория познания и творчества
Роль сверхсознания в научных достижениях и творчестве
Интегральная теория человеческой личности
Борьба за существование vs. творческой неэгоистической любви
Борьба в философии
Борьба в религии
Борьба в этической сфере
Борьба в политике, экономике и социальной жизни
Две тенденции в изящных искусствах
3. Воссоединение Истины-Добра-Красоты в возникающем интегральном строе
Глава вторая. Диагноз и прогноз отношений между Востоком и Западом
1. Разделение между Востоком и Западом уменьшается
2. Перемещение творческого лидерства
3. Возможность возникновения нового интегрального строя на Западе и Востоке
Глава третья. Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР в смешанный социокультурный тип
1. Три прогноза
2. Упадок реального капитализма
3. Социальный закон флуктуации тоталитаризма и свободы
4. Взаимная конвергенция США и Советской России
А. Естественные науки и технология
В. Социальные и гуманитарные науки
С. Философия
D. Этика и криминальное право
Е. Образование
F. Спорт и отдых
G. Изящные искусства
Н. Религия
I. Брак и семья
J. Экономическая система
К. Социальные отношения
L. Политическая система
5. Заключение
Глава четвертая. Религиозная и моральная поляризация нашего времени
1. Единообразие поляризации в кризисе
2. Негативная религиозная поляризация
3. Негативная моральная поляризация
4. Позитивная религиозная поляризация
5. Позитивная моральная поляризация
6. Прогноз
Глава пятая. Мистическая энергия любви
1. Новая область исследования
2. Многообразие творческой любви
Космическо-онтологическая концепция энергии любви
Эмпирический биологический альтруизм
Альтруистическая любовь в человеческом обществе: ее психологические и поведенческие характеристики
Альтруистическая и сексуальная любовь
Пять измерений альтруистической любви
Альтруистическая любовь: "Эрос и Агапе"
3. Энергия неэгоистической любви
Биологические функции любви-энергии
Любовь и самоубийство
Любовь, долголетие и здоровье
Исцеляющая сила любви
Любовь как витамин для здорового роста детей
Умиротворяющая и гармонизирующая функции любви
Любовь порождает любовь, ненависть рождает ненависть
Облагораживающая энергия любви
Любовь как творческая сила в социальных движениях
Любовь способна остановить войну
Плодотворность воодушевленной любовью перестройки
Любовь ограничивает катастрофы
Любовь увеличивает продолжительность жизни обществ
4. Любовь как высшая форма человеческих взаимоотношений
5. Любовная энергия в познании, красоте, добре, свободе и счастье
6. Производство, накопление и распределение любовной энергии
А. Увеличение числа творческих героев любви
В. Увеличение числа творческих героев Истины и Красоты
С. Увеличение производства любви обыкновенными людьми
D. Увеличение производства любви социальными группами и институтами
Е. Увеличение производства любви с помощью всеобщей культуры
F. Резюме
7. Накопление и распределение любви-энергии
8. Методы альтруистической трансформации
Три типа альтруистической трансформации
Закон поляризации
Примечания

 

------------------------

 

К сожалению я нигде в Сети не могу найти эту замечательную книгу.

Если кто знает - подскажите в Гостевой.

 

Меню сайта:  1  2 

 

Россия сосредоточивается

 

Дата начала Проекта - апрель 2006 г.

Разрешается републикация любых материалов портала